Авиация россии. Авиация россии Технические характеристики самолета су 35

В 2003 году ОКБ Сухого приступило ко второй по очереди модернизации истребителя Су-27, чтобы создать самолет Су-35. Характеристики, достигнутые в процессе модернизации, позволяют называть его истребителем поколения 4++, что означает максимальное приближение возможностей к самолету пятого поколения ПАК ФА.

Предыстория разработки

В начале 1980-х, в то время как Су-27 еще только осваивался советскими ВВС, его генеральный конструктор уже задумал разработку модернизированного варианта. Первоначально обозначенный как Су-27М, он был оснащен значительно улучшенной авионикой, что давало основание считать его лучшим истребителем тех лет. Он был оснащен также и более разнообразным комплексом вооружения, что позволяло Су-27М (см. на фото ниже) выполнять задачи поражения и наземных целей.

Модернизированный вариант характеризовался множеством изменений в аэродинамике, авионике, конструкции силовых установок, а также имел повышенную грузоподъемность. Высокопрочные композитные материалы и алюминиево-литиевые сплавы были использованы для снижения веса и увеличения запаса топлива.

Самолет Су-27М был оснащен турбореактивным двигателем с тягой 125 кН, более мощным, чем на Су-27. Сама программа модернизации Су-27 обозначалась «Су-35БМ», где литеры означали «большая модернизация». Многое из сделанного в тот период вобрал в себя и современный самолет Су-35, технические характеристики которого значительно превышают его первоначальный прототип Су-27М.

Дальнейшая модернизация

В 2003 году был запущен проект по производству истребителя для преодоления разрыва между модернизированными вариантами Су-27М и Су-30МК и боевой машиной пятого поколения ПАК ФА. Целью проекта была вторая модернизация планера самолета Су-27 (отсюда и его классификации как истребителя поколения 4++) таким образом, чтобы характеристика Су-35 соответствовала уровню, реализуемому на ПАК ФА. Кроме того, самолет должен был стать альтернативой семейству Су-30 в экспортных поставках.

Разработка самолета продолжалась до 2007 года, когда он стал доступен для продажи. Несколько позже в ОКБ Сухого сообщили, что программа создания Су-35 была запущена из-за опасения, что проект ПАК ФА может столкнуться с нехваткой финансирования.

Обновление горизонтального оперения

Характеристика Су-35 в части конструкции его планера включает многочисленные отличия от Су-27М, хотя внешне самолет сохраняет сильное внешнее сходство со своим предшественником.

Одной из отличительных особенностей конструкции планера Су-27М была аэродинамическая схема построения органов управления типа «утка», которая позволяет самолету летать на максимальных углах атаки до 120°. При такой схеме горизонтальное оперение самолета - стабилизаторы с рулями высоты - расположено впереди его крыльев.

Однако при таком расположении горизонтального оперения отраженный от поверхности самолета сигнал радиолокатора получается большим, чем при традиционной схеме позади крыльев. Это облегчает обнаружение летательного аппарата. Поэтому современные малозаметные для радиолокаторов самолеты (F-22 Raptor, ПАК ФА, а также Су-35) имеют традиционное расположение горизонтального оперения - позади крыльев. Чтобы сохранить преимущества использования переднего горизонтального оперения, они наряду с основным оперением позади крыльев имеют еще и поворотные участки наплывов на крыльях.

Что же нового было привнесено этими изменениями в облик самолета Су-35? Характеристики (фото ниже показывает отличия его внешнего вида от Су-27М) истребителя оказались максимально приближенными к самолетам 5-го поколения, за исключением все же большей его радиолокационной заметности и отсутствия активного бортового радара.

Другие доработки планера

Характеристика Су-35 в части способа его торможения отличается от Су-27М отсутствием воздушного тормоза (щитка). Способ торможения Су-35 состоит в том, что его рули направления, расположенные в задних частях двух вертикальных килей, при посадке отклоняются в разные стороны, что и создает тормозящее усилие. Другие аэродинамические усовершенствования включают в себя уменьшение высоты вертикальных стабилизаторов, меньший выступ фонаря кабины и покрытие его токопроводящим напылением для маскировки при облучении самолета радиолокаторами.

Усиление прочности планера достигнуто за счет широкого использования титановых сплавов, увеличивших срок его службы примерно до 30 лет работы при повышении максимального взлетного веса до 34,5 тонны. Внутренний запас топлива был увеличен более чем на 20 % до 11,5 тонны и может быть поднят до 14,5 тонны за счет дополнительных баков.

Усовершенствованная авионика

ОКБ Сухого сделало все, чтобы характеристика Су-35 в части авионики была только превосходной. Работой всех агрегатов и руководит информационная система управления, оснащенная двумя бортовыми компьютерами. Она собирает и обрабатывает данные из различных тактических и управляющих полетом систем и представляет соответствующую информацию пилоту через два основных многофункциональных дисплея (МФД), которые вместе с тремя вторичными МФД образуют стекло кабины. Самолет имеет много других обновлений для своей авионики и электронных систем, в том числе цифровую беспроводную систему управления полетом, а пилот снабжен нашлемным информационным экраном и очками ночного видения.

РЛС и система прицеливания

В этой части характеристика Су-35 включает наличие радара "Ирбис" с пассивной который составляет важный компонент системы управления огнем самолета. Радар способен обнаруживать воздушную цель площадью 3 кв. м на расстоянии 400 км и может дать целеуказания для 30 воздушных целей, причем вести восемь из них.

Радар способен воспроизвести также карту земли, используя различные режимы, в том числе режим синтеза апертуры. РЛС "Ирбис" дополняется оптико-электронной системой прицеливания, которая использует функциональные возможности ТВ, инфракрасного обнаружителя целей.

Вооружение самолета

Какое оружие может нести истребитель Су-35? Характеристики его систем вооружения предполагают использование множества ракет типа «воздух-воздух» дальнего и ближнего радиуса действия, точного и неуправляемого оружия типа «воздух-земля», которое включает ракеты, авиабомбы объемного взрыва и обычные бомбы. Максимальная полезная оружейная нагрузка - 8 тонн, которые могут быть перенесены на четырнадцати точках подвески. Истребитель может использовать ракеты с дальностью до 300 км.

Двигатели истребителя

Су-35 оснащен парой турбореактивных двигателей, вектор тяги которых управляется в одной плоскости. Данный двигатель является упрощенным вариантом силовой установки типа "Сатурн-117" истребителя пятого поколения ПАК ФА. Его тяга оценивается в 145 кН, что на 20 кН больше, чем у Су-27М. Он имеет срок службы 4000 часов. Пара двигателей самолета обладает способностью управлять результирующим вектором тяги. Каждый из векторов тяги сопел имеет свою ось вращения, наклоненную к вертикальной плоскости. При этом отклонение вектора тяги каждого сопла можно представить как результат отклонения самого сопла в направлении вниз-внутрь и вверх-наружу. Если векторы тяги обоих сопел отклоняются синхронно, то управлять положением самолета можно только по углу тангажа, но при разном отклонении векторов тяги сопел можно управлять и углами рыскания и крена. Подобная система управления осуществляется также на истребителе ПАК ФА.

Двигатель позволяет Су-35 достигать устойчивой сверхзвуковой скорости без использования форсажа. Радиопоглощающее покрытие применяется для деталей двигателя, чтобы снизить отраженный от самолета сигнал радиолокатора.

Сравнительные характеристики Су-35 и F-22

На сегодняшний день единственным в мире принятым на вооружение истребителем 5-го поколения является американский F-22 Raptor. Как известно, в основе технологии «Стелс», реализованной в его конструкции и обеспечивающей малозаметность самолета радиолокаторами, лежат два принципа:

  • придание планеру самолета специально разработанной геометрической формы, которая обеспечивает отражение сигнала радара в сторону, противоположную направлению его прихода;
  • рассеяние (поглощение) энергии сигнала радара в материалах, составляющих поверхность самолета с целью его ослабления до такого уровня, что обнаружение отраженного сигнала становится маловероятным.

По американским данным, отражающая способность истребителя F-22 эквивалентна мячу для гольфа, по российским данным, она равна 0,3-0,4 м 2 . Для сравнения: у МиГ-29 она равна 5 м 2 , а у Су-27 - 12 м 2 . Возможно ли, хотя бы частично, достичь показателей «Раптора» на Су-35? Характеристики (сравнение их с F-22 дано ниже) российского самолета позволяют выразить осторожный оптимизм в этом вопросе.

Российские конструкторы и ученые разработали материалы и методы, которые существенно уменьшили отражающую способность Су-35. Российские ученые создали математические инструменты, позволяющие вычислять рассеяние электромагнитных волн телами сложной конфигурации, такими как Су-35, разбивая их на мелкие грани и добавляя эффекты краевых волн и поверхностных течений. Антенны моделируются отдельно, а затем добавляются ко всей расчетной модели.

Был разработан новый радиопоглощающий материал, которым покрыты двигатели самолета. Он не препятствует работе и выдерживает высокоскоростные потоки воздуха и температуру до 200 °C. Радиопоглощающий слой толщиной 0,7-1,4 мм наносят на поверхности двигателей и на передние ступени компрессора низкого давления, используя роботизированную систему напыления.

Су-35 также имеет обработанный фонарь кабины, который отражает радиолокационные волны, снижая вклад в ЭОП от металлических компонентов кабины. Российскими технологами был разработан процесс плазменного осаждения чередующихся слоев металлических и полимерных материалов. Таким путем создается покрытие, которое блокирует электромагнитные волны радиочастотного диапазона, устойчиво к растрескиванию и не задерживает солнечное тепло в кабине.

Конечно, все эти мероприятия лишь приближают характеристики Су-35 к возможностям F-22 Raptor, но не делают их тождественными. Настоящий паритет (а возможно, и превосходство) будет достигнут после принятия на вооружение 5-го поколения ПАК ФА.

Что же касается остальных летных характеристик, то их сравнение для Су-35 и F-22 дает следующую картину. Российский самолет на четыре метра длиннее (21,9 м против 18,9 м) и почти на метр выше (5,9 м против 5,09 м) американского при большем размахе крыльев (14,75 м против 13,6 м). При этом масса Су-35 (пустого) почти равна массе F-22 (19 500 кг против 19 700 кг), а вот максимальная масса «американца» на две с половиной тонны больше (34 500 кг против 38 000 кг). Максимальная скорость у обоих самолетов почти одинакова - около 2400-2500 км/ч, как и практический потолок подъема - 20 000 м.

А вот дальность полета у Су-35 с двумя подвесными баками повыше (4600 км против 2960 км), без баков «сушка» также пролетит дальше «Раптора» (3600 км против 3220 км).

Последнее обновление 1.02.2016 г.

В понедельник, 1 февраля, СМИ сообщили о том, что . Сообщается, что речь идет о четырех самолётах, которые уже прибыли в Латакию.

Напомним, что 25 декабря, Су-35С авиационного полка объединения ВВС и ПВО Восточного военного округа (ВВО) впервые заступили на боевое дежурство по противовоздушной обороне в Хабаровском крае.

О том, что представляет собой истребитель Су-35С, рассказывает АиФ.ru.

Су-35C — глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения «4++». В нем использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса.

Отличительными особенностями самолета являются:

  • новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования;
  • новая радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей;
  • новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги.

Отличительные особенности

Лучшие лётно-технические характеристики по сравнению с аналогами . Разработчики Су-35С подчёркивают, что характеристики этого самолёта превосходят все тактические европейские истребители поколения 4 и 4 + типа Rafale и Eurofighter 2000, модернизированные американские истребители типа F-15, F-16 и F-18. Су-35С могут успешно противодействовать истребителям пятого поколения F-35 и F-22A.

Скорость . Су-35С является самым быстрым (2400 км/ч на высоте 11 км) истребителем, он имеет почти двукратное преимущество перед современными французским (Rafale) и шведским (Gripen) истребителями в дальности полета.

Усовершенствованный планер с усиленной конструкцией . Он позволил добиться существенного увеличения ресурса самолета — до 6000 ч или 30 лет эксплуатации (ресурс до первого контрольно-восстановительного ремонта повышен до 1500 ч или 10 лет эксплуатации). Также усиленная конструкция планера позволила увеличить максимальную взлетную массу самолёта до 38 800 кг.

Манёвренность . Су-35С — единственный в мире самолет, который может совершить "блинчик" — разворот на 365 градусов в горизонтальной плоскости без потери скорости.

По словам разработчиков самолёта, к лайнеру уместно употребить термин «щадящий режим модернизации» по сравнению с моделью Су-35. Это обусловлено стремлением конструкторов избежать или свести к минимуму объем дорогостоящих испытаний, а также предельно полно использовать существующую серийную оснастку.

Технические характеристики

Модификация

Размер крыла, м

Длина самолета, м

Высота самолета, м

Площадь крыла, м2

пустого самолета

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Тип двигателя

2 турбореактивных

двухконтурных двигателя

с форсажной камерой авиа АЛ-41Ф1С

Тяга, кгс

максимальная

на форсаже

Максимальная скорость, км/ч:

на большой высоте

Практическая дальность, км:

Скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Макс. эксплуатационная перегрузка

Экипаж, чел

Вооружение:

одна 30-мм пушка ГШ-30-1 (150 патронов). 8000 кг на 12 узлах подвески:
Управляемые ракеты класса «Воздух-Воздух»

Р-27Э, Р-77, Р-73, РВВ-СД, РВВ-МД,
8 х Р-27ЭР1, 4 х Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1,
12 х Р-77 РВВ-АЕ, 6 х Р-73

4-5 х КАБ-500С-Э,
2-3 х КАБ-1500Кр, 2-3 х КАБ-1500Л

или неуправляемые
бомбы различных калибров.

В 2005 году инженеры из ОКБ имени Сухого решили продолжить разработку истребителя Су-35 (Т-10БМ), серийное название Су-35С. Данный истребитель должен был стать глубоко модернизированной сверхманёвренной многофункциональной моделью четвертого поколения. Превосходство над самолетами такого же класса обусловливается наличием технологии истребителей пятого поколения. Первый полет был совершен в 2008 году в феврале.

Новые реализации в самолете:

    модернизированный планер с укрепленной конструкцией (ресурс машины увеличен до 6000 часов или 30 лет);

    отсутствие механической проводки оперения (регулировка с помощью электродистанционного управления);

    установлен обновленный КСУ-35 (выполняет одновременно функции нескольких систем);

    дополнительная функция – активная безопасность.

Поскольку базой для нового самолета был Су-27, многое из него было применено и на новом истребителе. Но в то же время были проведены серьезные работы по модернизации самолета. В конструкции Су-35 отсутствует традиционный для базы верхний тормозной щиток, передняя опора двухколесная, а шасси было значительно усилено из-за увеличенной взлетной массы. На самолёте отсутствует ПГО, хвостовая часть укорочена. Значительно снижена РЛ (заметность) благодаря уменьшенной площади вертикального оперения. Компактная авионика способствует сокращению объёма закабинного отсека. Изменился фонарь кабины.

Модернизация конструкции способствовала повышению количества топлива на 20%. Также дополнительно установлены два топливных бака по 1800 л. Они подвешены на покрыльевые точки. Дополнительно для многовременного провождения в воздухе установлена система дозаправки «шланг-конус». Но основным отличием от базовой модели считается установка новых двигателей АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн».

С конструктивной точки зрения эти двигатели являются углубленным развитием серии АЛ-31Ф. Отличаются от базы новым, увеличенным на 3% в диаметре вентилятором, обновленными турбинами низкого и высокого давления, улучшенной цифровой системой управления. Предусмотрено используемое сопло с управляемым вектором тяги. Результатом является повышенная тяга двигателя – на 16%.

Помимо прочего, на Су-35 поставили вспомогательную газотурбинную генераторно-двигательную установку ВГТД ТА14-130-35 с мощностью 105 кВт. Она обеспечивает конденсирование отсеков и кабины, при этом снабжает их электроэнергией.

Основой комплексного бортового оборудования является информационно-управляемая система – ИУС. Она осуществляет функциональную, логическую, информационную и программную увязку главного оборудования в цельную интегрированную систему. Именно она обеспечивает взаимодействие между оборудованием и экипажем. Состав ИУС: вычислитель средства преобразования и коммутации, система индикации – концепция «стеклянная кабина».

Два многофункциональных цветных ЖКИ по типу МФИ-35, пульты с наличием дисплейного процессора и управления индикации, широкоугольный индикатор колоратурного типа на фоне стекла ИКШ-1М представляют собой информационно-управляющее поле кабины Су-35. Индикаторы МФИ-35 диагональю 15 дюймов и разрешением 1400 х 1050 пикселей используются в качестве приема информации, ее обработки и отображения на экране для пилота. Мультиоконный режим включает в себя графическое, цифробуквенное и символьное отображение информации.

Многофункциональный пульт упрощает работу управления выдачи необходимых задач и информации. Индикатор КИШ-1М используется в качестве наблюдателя тыловой стороны кабины, поле зрения 20 х 30. Таким образом, на Су-35 управление всеми системами, бортовым оборудованием и вооружением осуществляется по концепции HOTAS.

Управление вооружением делается через РЛСУ с антенной фазированной решеткой «Ирбис-Э». Ее разработали в ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В. Тихомирова». «Ирбис-Э» стал продолжением РЛСУ «Барс», который применяли на ранее созданных Су-30МКМ и Су-30МКИ. Данная РЛСУ позволяет выявить и сопроводить около 30 воздушных целей и одновременно атаковать 8 из них. Селекция наземных целей варьируется в диапазоне четырех единиц, но при условии полного контроля воздушного пространства. Соответственно, «Ирбис» отличается от базы расширенной полосой рабочих частот, увеличенной зоной обнаружения и сопровождения, возросшей дальностью действия и улучшенной помехозащищенностью.

Помимо РЛСУ, за управление вооружением в самолете отвечает ОЛС-35 – оптико-локационная станция. В ней объединены теплопеленгатор, телевизионный канал и лазерный дальномер-целеуказатель. А для проведения специальных операций в режиме «воздух-поверхность» на Су-35 устанавливают оптико-электронный контейнер. В нем размещена лазерно-телевизионная прицельная станция, способная обнаружить, сопроводить, определить дальность и осуществить лазерный подсвет цели.

Самолет использует 10 узлов подвески для запуска ракет и еще 2 узла задействованы как место размещения РЭБ. Вооружение Су-35 состоит из 8 ракет класса «воздух-воздух» Р-27ЭР1, рассчитанных на среднюю дальность поражения целей. Ракеты Р-27ЭП1 и Р-27ЭТ1 размещены по 4 штуки. РВВ-АЕ – 12 штук, Р-73Э – 6 ракет ближнего боя.

К ракетам «воздух-поверхность» относятся 6 ракет тактического назначения Х-31А (в некоторых модификациях Х-29Л), 6 противорадиолокационных и противокорабельных ракет Х-31П и Х-31А и 5 обновленных противолодочных ракет Х-59МК с дальним радиусом. Среди новинок вооружения используются противолокационные ракеты повышенной дальности полета Х-58УШЭ, 3 ракеты системы «Клаб» и 1 одна тяжелая противокорабельная ракета повышенной дальности «Яхонт». Среди дополнительного вооружения применяются корректируемые бомбы КАБ-500Кр (ОД) с самонаведением телевизионного типа, новые КАБ-500С-Э спутникового наведения и три бомбы КАБ-1500Кр (иногда КАБ-1500Л) с телевизионным наведением. Масса боевого вооружения достигает 8000 кг – 12 точек внешней подвески.

История прототипа Су-35

Производство было начато на КнААПО в 2006 году. Первый прототип собрали через год, после чего он приступил к летным испытаниям. Первый полет Су-35 совершил в феврале 2008 года, пилот – С. Богдан. Второй и третий прототипы начали собирать в том же году. На 2020 год планировалось создать 160 самолетов этого класса. К тому времени сконструировали второй прототип, который взлетел впервые в октябре того же года. Ровно через год было объявление о законченной третьей модели. Однако уже в октябре из-за возникшей проблемы с управлением двигателем Су-35 (3-й прототип) попал в аварию.

За последние годы на всех летных испытаниях Су-35 совершил суммарно 400 полетов. На 15 августа 2012 года первые два прототипа поступили в ГЛИЦ для ГСИ. Параллельно с ними поступила первая серийная модель Су-35С-1.

На 2015 год в Министерство обороны РФ поступило 48 истребителей. Следует отметить исключительные характеристики самолета:

    Он превосходит все существующие тактические истребители четвертого поколения как европейские Eurofighter 2000 и Rafale, так и американские F-15, -16 и -18.

    Способен соперничать с самолетами пятого поколения.

    Считается самым быстрым истребителем.

    Преимущество в дальности полета.

    Единственный самолет, способный сделать пируэт «блинчик» (365-градусный разворот в горизонтальной плоскости) без утери скорости.

Су-35 характеристики:

Модификация Су-35C ("БМ")
Размер крыла, м 14.75
Длина самолета, м 21.95
Высота самолета, м 5.92
Площадь крыла, м2 62.20
Масса
пустого самолета 19000
нормальная взлетная 25300
максимальная взлетная 34500
топлива 11500
топлива (с двумя ПТБ) 14300
Тип двигателя 2 ТРДДФ АЛ-41Ф1С
Тяга, кгс
максимальная 2 х 8800
на форсаже 2 х 14500
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1400 (М=1.17)
на большой высоте 2500 (М=2.35)
Практическая дальность, км:
перегоночная с ПТБ 4500
на большой высоте без ПТБ 3600
на малой высоте 1580
Скороподъемность, м/мин 16800
Практический потолок, м 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-30-1 (150 патронов).
боевая нагрузка - 8000 кг на 12 узлах подвески:
УРВВ - Р-27Э, Р-77, Р-73, РВВ-СД, РВВ-МД,
8 х Р-27ЭР1, 4 х Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1,
12 х Р-77 РВВ-АЕ, 6 х Р-73
варианты:
- 9 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД;
- 5 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД + 2 х ударные ракеты класса Х-31.
УРВП: Х-31, Х-25, Х-29, Х-38, Х-58УШКЭ, Х-59МК (до 5 шт), С-25ЛД; неуправляемых ракет типов С-8 (в блоках), С-10 (в блоках) и С-25;
Бомбовая нагрузка: 4-5 х КАБ-500Кр, 4-5 х КАБ-500С-Э,
2-3 х КАБ-1500Кр, 2-3 х КАБ-1500Л или неуправляемые
бомбы различных калибров

Самолет СУ-35 известен как многоцелевой истребитель, имеющий возможность проявить лучшие свои качества в противостоянии с воздушным противником. Он также может наносить мощные удары высокой точности с дальних расстояний по целям на земле, на море и в воздухе.

Истребитель СУ-35 (по натовской версии Flanker-E+) - обладающий сверхманевренностью. Он создан на основе платформы Т-10С ОКБ Сухого. МИГ-35 и СУ-35 - самолеты поколения 4++. Это не последнее слово военной техники, но близко к тому.

Термин «Поколение 4++» показывает, что ТТХ СУ-35 почти соответствуют уровню пятого поколения. Причислить самолет к пятому поколению не дало отсутствие стелс-характеристик и фазированной активной решетки.

Самолет СУ-35 появился в итоге глубокой модернизации СУ-27 - машины с превосходными летными параметрами. Многосторонняя модернизация привела к созданию нового истребителя. Новации коснулись конструкции, оборудования, возможностей и целей.

Начало пути

Прототип СУ-35 "Россия"осуществил свой первый взлет весной 1985 года. Новый самолет сохранил внешнее сходство с СУ-27, однако существенно поменял аэродинамические характеристики.

Описывать вооружения самолета можно только в превосходных степенях. Это и рекордное для истребителей количество ракет - 14. Общая же боевая нагрузка машины составляет 8 тонн.

История

2006 год стал годом выпуска установочной партии машин. Премьерный опытный образец был выпущен уже в 2007 году. Через год начались первые полеты. К марту 2009 года новинка произвела уже сто полетов.

На авиафоруме МАКС-2009 ВВС заключили с производителем контракт на 48 машин до 2015 года. По результатам выполнения контракта военное ведомство страны планирует заключить аналогичный контракт до 2020 года.

В 2010 году появилась информация об итогах предварительных испытаний, которые доказали соответствие машины требуемым параметрам по сверхманевренности и наличию бортового оснащения.

Первые шесть СУ-35С в рамках серийного выпуска Минобороны получило в 2012 году. Спустя 2 месяца стартовали его государственные испытания.

Дальнейшие поступления новинки выглядят так:

  • 2013 год - 12 шт.;
  • 2014 год - 12 шт..

Особенности

Как уже говорилось, истребитель СУ-35 - это подвергнутый модернизации Су-27. Торможение самолета при посадке производится посредством отклонения в стороны рулей направления.

Самолет СУ-35С имеет двигатели АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги. Разработала двигатель научно-производственная компания «Сатурн». Двигатели соответствуют условиям, которые должны выполняться для самых современных истребителей. Хотя самолет имеет старую систему управления, она позволяет ему двигаться без форсажа со скоростью выше скорости звука.

Ресурс самолета составляет тридцать лет или 6000 летных часов.

Планер

СУ-35, технические характеристики планера у которого аналогичны по устройству с его предшественником СУ-27, по праву гордится своими летными характеристиками.

Его отличие от предшественника состоит в том, что кромка его подвергнута обработке специальными материалами. Кроме того, фонарь кабины имеет особое токопроводящее напыление. При этом нет щитка торможения и горизонтального оперения.

Двигатели

Как и другие блоки, силовая установка претерпела изменения в СУ-35. Технические характеристики двигателей соответствуют требованиям к пятому поколению самолетов.

Помимо основных самолета АЛ-41Ф1С, которых у него два, СУ-35 оборудован дополнительным имеющим мощностью 105 киловатт, ТА14-130-35. Он предназначен для применения в позволяющей запитывать переменным током 200В и 115В потребителей мощностью до 30 кВА и кондиционировать кабину и отсеки.

Технические параметры

  • Экипаж составляет 1 человек.
  • Площадь крыльев достигает 62 м².
  • Угол стреловидности крыльев - 42°.
  • Длина, м - 21,90.
  • Высота, м - 5,90.
  • Размах крыльев составляет 14,75 м.
  • Пустой самолет имеет массу 19 т, рабочая взлётная масса - 25 т, максимальная масса - 34 т, загрузка топлива - 11 т.
  • массой 1520 кг, имеющие форсажную камеру и управляемый вектор тяги, АЛ-41Ф1С. Тяга: 2 × 8800 кгс; на форсаже: 2 × 14 500 кгс.

Лётные параметры

Конструкторы обеспечили сверхманевренность СУ-35. Технические характеристики самолета и его летные параметры приведены ниже:

  • Max скорость на малых высотах - 1400 км/ч.
  • Скорость на больших высотах — 2500 км/ч.
  • Дальность полёта: на высоте 3,6 км - 4500 км, на высоте 200 м - 1580 км.
  • Длина пробега: с парашютом для торможения, нормальной взлетной массой, применением тормозов - 650 м, разбега при полном форсаже — 450 м.
  • Потолок - 20 километров.
  • Скороподъемность - 280 м/с.
  • Нагрузка на крыло: максимальная взлётная масса - 611 кг/м², нормальная - 410 кг/м².

Как мы видим, скорость СУ-35 очень приличная.

Вооружение

  • 12 мест подвески вооружения.
  • Самолет имеет несколько разновидностей вооружения:

    • стрелково-пушечное;
    • ракеты «воздух-воздух» управляемые;
    • неуправляемые ракеты и бомбы;
    • ракеты «воздух-поверхность» управляемые.

    Из стрелково-пушечного вооружения на самолете установлена встроенная автоматическая одноствольная пушка ГШ-301 калибра 30 мм повышенной скорострельности. Пушка размещена на правой половине крыла и имеет боекомплект из 150 патронов.

    Ракетно-бомбовое вооружение СУ-35 расположено на пусковых устройствах, катапультных устройствах и балочных держателях.

    Места для подвески вооружений:

    • консоли крыльев - 6 шт.;
    • законцовки крыльев - 2 шт.;
    • двигатели - 2 шт.;
    • центроплан - 2 шт..

    Из вооружения «воздух-воздух» самолет может нести 8 ракет средней дальности Р-27, имеющих радиолокационные или тепловые головки самонаведения. Еще можно использовать до 10 самонаводящихся ракет РВВ-АЕ с радиолокационными головками или до 6 ракет ближней дальности Р-73, имеющих тепловые головки самонаведения.

    В вооружение «воздух-поверхность» может входить 6 самонаводящихся и С-25ЛД с лазерными головками. Кроме ракет, самолет может быть вооружен корректируемыми бомбами. Для борьбы с кораблями противника используются противокорабельные ракеты Х-31А.

    Неуправляемое вооружение «воздух-поверхность» может достигать 8 тонн. Число бомб может достигать 16 шт.

    Авионика

    СУ-35, технические характеристики РЛС которого обеспечивают ему господство в воздухе, способен обнаруживать цели даже на большой дальности.

    Параметры радиолокационной станции:

    • Диаметр фазовой антенной решетки, см - 0,9.
    • Работает в диапазоне частот - 8-12 ГГц.
    • Угол обзора - 240°.
    • Число приемо-передатчиков - 1772.
    • Рабочая мощность - 5000 Вт.
    • Максимальная мощность - 20000 Вт.
    • Цели обнаруживаются для встречных курсов при площадях рассеяния 3 м² на расстоянии 350-400 км, при эффективной площади рассеяния 0,01 м² — расстояние 90 км.
    • Одновременно обстреливаются 8 целей.
    • Одновременно ведется целеуказание и обнаружение 30 целей в воздухе или 4 на земле.

    РЛС Н035 "Ирбис" способна обнаруживать цели, обладающие площадью рассеяния 3 м² на расстоянии до 400 км. Радиолокационная станция усилена оптико-электронной интегрированной системой и оптико-локационной станцией.

    Помимо уже имеющихся на СУ-35 средств радиоэлектронного противодействия могут быть задействованы станции групповой радиоэлектронной защиты.

    В пилотской кабине установлен голографический индикатор, который находится на лобовом ее стекле, и два дисплея, работающих в режиме многоэкранности.

    Кроме того, имеется комплекс Л-150-35, предупреждающий об облучении.

    Станция оптической локации позволяет сопровождать 4 воздушные цели на расстоянии до 80 километров. Инфракрасные датчики выполняют предупреждение о ракетном нападении.

    Для целей РЭБ истребитель оборудуется контейнерами.

    Боевое оснащение

    СУ-35 имеет на вооружении управляемые ракеты "воздух-воздух". Они могут быть разных видов по дальности и методу наведения. Наземные и надводные цели пилот может поразить ракетами, имеющими телевизионное наведение, авиабомбами управляемого и неуправляемого типа.

    Особенно впечатляет помехозащищенная РЛС самолета. Она дает возможность находить воздушные цепи на расстоянии 400 км. Дальность наземного обнаружения - 200 километров.

    Сравнение с F-35

    Производитель определяет СУ-35 как машину 4++, то есть обладающую рядом свойств, присущих пятому поколению. Возможность сбивать самолеты-стелс дает истребителю его сверхманевренность. У СУ-35 технические характеристикинесколько иные.

    Двигательная установка самолета дает возможность делать сложнейшие маневры. Пилотаж СУ-35 дает возможность выполнять и «кобру Пугачева», и «чакру Фролова».

    Европейские эксперты с некоторой долей скепсиса относятся к сверхманевренности, считая, что в реальном бою малая заметность намного более важна, чем повышенная маневренность. Стелс - характеристика, которой истребитель обладает изначально. Многие эксперты считают, что соответствие требованиям малозаметности было главным требованием заказчиков F-35. Раз он обладает малой заметностью, ему не нужна высокая маневренность.

    Однако, с другой стороны, несмотря на большое значение стелс-технологий для истребителя, она не является плащом-невидимкой. Знания о ведении воздушных боев постоянно обновляются. Военные и послевоенные самолеты первых поколений в качестве приоритетных задач использовали высоту, высокую скорость, маневренность и боевую мощь. У следующих поколений требования несколько изменились: главной стала скорость СУ-35, далее - маневренность.

    Эксперты очень высоко оценили маневры, выполнявшиеся истребителем СУ-35 на авиасалоне в Париже. Однозначной победы в воздухе они, конечно, не означают, но траектория полета, которую невозможно предсказать, способна вызвать сбои программ наведения ракет неприятеля. При этом сам СУ-35 способен выпустить ракеты небольшой дальности с максимальной вероятностью поражения самолета неприятеля.

    F-35 в максимальной степени является зависимым от своей малой заметности и старается избегать столкновений в ближнем воздушном бою («поножовщина» ему противопоказана). Ближний бой дает существенные преимущества СУ-35. Российская машина имеет большой арсенал вооружений, высокую дальность полета. Но главный конек СУ-35 - его сверхманевренность, о которой слагают легенды. Данная характеристика превратилась в визитную карточку этих самолетов. Стоимость СУ-35 для российских Вооруженных сил - примерно 40 млн долларов.

    Покупатели СУ-35

    В скором времени возможен заказ от Минобороны на эти истребители. Помимо этого, самолетами интересуются еще четыре зарубежных заказчика.

    Самолеты могут быть поставлены в Китай, Вьетнам, Венесуэлу и Индонезию. В Китай могут быть поставлены 24 единицы. Еще 60 самолетов ожидают остальные страны.

    До 2020 года количество выпущенных машин может быть доведено до 96 единиц. В настоящее время заканчивается выполнение контракта на 48 истребителей для российских ВВС. В прессе сообщалось, что планируется заказ добавочной партии машин.

    Выводы

    Таким образом, можно заключить, что СУ-35 - необычайно эффективная машина. Возможно, лучшая из созданных в России. При этом оценить перспективы СУ-35 в борьбе с Raptor без их столкновения в реальном бою очень сложно, поскольку неизвестно, что перевесит, стелс и электронная начинка или сверхманевренность.

    19 февраля 2008 года впервые поднялся в воздух многофункциональный истребитель Су-35. Сегодня «тридцать пятый» становится лицом боевой авиации России: до 2020 года в ВКС РФ будут поставлены около 100 машин. Вспомним пять интересных фактов о Су-35 – самом мощном в мире истребителе четвертого поколения.


    1. Самолетов Су-35 в авиации было два

    Первым под таким шифром в начале 1990-х годов на международных выставках демонстрировали так называемый Су-27М – модернизацию базового Су-27. Это была фактически первая попытка сделать из перехватчика многофункциональный истребитель. По ряду причин самолет не пошел, и к индексу «35» вернулись лишь в 2005 году.

    Уже 19 февраля 2008 года с Раменского аэродрома ЛИИ им. Громова поднялся в воздух новый «тридцать пятый». Самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан.

    Поначалу истребитель обозначался как Су-35БМ (большая модернизация), потом назвали просто Су-35 с прицелом на экспорт. После появления интереса со стороны российских ВВС появился вариант Су-35С, с традиционной буквой «С», обозначающей варианты техники для поставок Минобороны РФ.

    2. Как «тридцать пятый» сравнили с НЛО

    За рубежом Су-35 (по кодовому обозначению НАТО: Flanker-Е+) впервые был представлен в 2013 году на международном авиасалоне в Ле-Бурже. Показательные полеты российского истребителя стали гвоздем программы авиасалона.

    Пилотировал самолет снова Сергей Богдан. Когда он сделал так называемые «блинчики» в небе, Ле-Бурже буквально замер. Эту фигуру высшего пилотажа – разворот в горизонтальной плоскости на 360 градусов в полете без потери скорости и высоты – не может выполнить ни один другой истребитель.

    «Наши самолеты так «блинчиком» пролетели над аэродромом – ни один самолет в мире не делает такого. А комплексная система управления на этих самолетах крэтовская, система управления двигателем тоже наша», – прокомментировал позже полет наших «тридцать пятых» гендиректор КРЭТ Николай Колесов.

    А иностранные специалисты за такое «неземное» шоу Су-35 тут же сравнили с НЛО. «Я 22 года в этой отрасли, многое повидал, но этот полет – что-то невероятное, – рассказывал французский инженер Кристиан Куновски. – Это не истребитель, это просто НЛО! Скажу честно, я впервые в жизни плакал от восторга!»

    3. Су-35 может «увидеть» цель за 400 км

    Несмотря на отсутствие АФАР, радиолокационная система «тридцать пятого» может обнаружить цели на дальности до 400 км, а также сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел восьми из них.

    Такие возможности истребителю обеспечивает радиолокационная система управления (РЛСУ) с пассивной фазированной антенной решеткой «Ирбис». Система была разработана в НИИ приборостроения им. Тихомирова, а ее производством занимается Государственный Рязанский приборный завод, входящий в КРЭТ.

    По своим показателям радиолокационная система истребителя Су-35 находится на уровне самых современных зарубежных разработок в этой области, превосходя большинство американских и европейских РЛС с пассивными и активными ФАР.

    4. В кабине Су-35 нет аналоговых приборов со стрелками

    Кабина пилотов на Су-35 напоминает кабину истребителей пятого поколения. В отличие от Су-27, в ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них два больших цветных жидкокристаллических экрана, на которых в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация. В «стеклянной кабине» Су-35 установлен также коллиматорный индикатор на лобовом стекле. Таким образом, пилот видит соответствующие символы и знаки на фоне неба, они словно парят в воздухе перед самолетом.

    Гидродинамические приводы управления силовой установки заменены электрическими. Это не только экономит место и вес, но и позволяет ввести в управление машиной параллельный контроль. На практике это означает, что роль пилота становится менее заметной: компьютер решает, с какой скоростью машина будет выходить на цель и в какой момент разрешить летчику применить .

    При этом машина берет на себя часть сложных пилотажных режимов, к примеру, полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности.

    5. Су-35 поднимает 8000 кг бомб

    Еще одно из основных преимуществ Су-35 состоит в том, что он может нести огромную нагрузку в виде ракет системы «воздух-воздух» - целую тонну таких ракет.

    Всего же Су-35 на 12 узлах подвески может поднять 8000 кг высокоточных ракет и авиабомб. В состав вооружения «тридцать пятого» входит целый набор управляемых ракет «воздух-поверхность», среди которых и такие новинки как пять противорадиолокационных ракет увеличенной дальности типа Х-58УШЭ, три ракеты большой дальности системы «Калибр-А» и одна тяжелая противокорабельная ракета большой дальности типа «Яхонт».

    Истребитель Су-35 также поднимает до 11 корректируемых авиабомб с телевизионной, спутниковой или лазерной системами наведения. В перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб калибра 500 и 250 кг и ракет калибра 80, 122 и 266/420 мм, в том числе с лазерной коррекцией.

    При этом, Су-35 способен применять свое оружие на сверхзвуковых скоростях с числом Маха, равным около 1,5 и на высоте более 13700 метров. К примеру, американский истребитель F-35 действует на высоте в районе 9100 метров и на скорости с числом Маха около 0,9.