Cлайд 1
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Тальменский детский сад № 2» Тальменского района Алтайского края Проектная деятельность в детском саду (из опыта работы) Составитель: старший воспитатель Чащина Л.А. апрель 2012 г.Cлайд 2
Проектный совет ДОУ В проектный совет ДОУ вошли: *заведующий – Заболуева В.П. *старший воспитатель – Чащина Л.А. *воспитатели – руководители проектов: Зеленко Т.И., Хренкова Н.Ф., Зенченко А.А., Маргасьян Н.Г., Мещерякова О.С.,Галецкая С.И. *председатель Совета ДОУ – Зенченко И.И. *председатель Попечительского Совета– Литвяков А.В. *председатель родительского комитета- Сухинина А.Н.Cлайд 3
Проектный совет успешно выполняет поставленные перед собой цели и задачи: -руководит образовательными проектами по приоритетным направлениям развития ДОУ; -разрабатывает стратегии деятельности ДОУ в режиме развития; -собирает и обрабатывает информацию о деятельности педагогов ДОУ; -ведёт контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику ДОУ по приоритетным направлениям развития; -обеспечивает взаимодействие ДОУ с учреждениями посёлка; -участвует в организации повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ по приоритетным направлениям развитияCлайд 4
Педагогическое проектирование Сегодня метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.Cлайд 5
Основные этапы проектировочного метода: *анализ образовательной ситуации; *проектирование системы работы ДОУ по решению проблем развития детей; *проектирование образовательной среды; *координация работы всех специалистов ДОУ; *технологическая поддержка проектировочной деятельности педагогического коллектива; *разработка и реализация мониторинговых процедур для отслеживания эффективности мероприятийCлайд 6
Жизненный цикл проекта У каждого проекта есть жизненный цикл, в состав которого входят четыре фазы: начальная (концепция), разработки, реализации и завершения. Проект заканчивает существование тогда, когда разрабатываемый продукт начинает использоваться, признаётся жизнеспособным.Cлайд 7
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду *в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; *проект – это «игра всерьёз»; результаты её значимы для детей и взрослых; *обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практикеCлайд 8
Этапы разработки и проведения проекта (последовательность работы воспитателей) 1.Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей 2.Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели) 3.Намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей) 4.Обсуждаем план с семьями 5.Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск) 6.Вмсете с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем её на видном местеCлайд 9
Последовательность работы воспитателей 7.Собираем информацию, материал (изучаем с детьми план-схему) 8.Проводим занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта 9.Даём домашние задания родителям и детям 10.Переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения)родителей и детей 11.Организуем презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляем альбом и т.п. 12.Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опытаCлайд 10
Программа развития – долгосрочный проект Без грамотного планирования невозможно достичь высоких показателей, поэтому для полноценного развития ДОУ разработали проект его деятельности на обозримую перспективу, т.е. Программу развития МДОУ «Тальменский детский сад № 2» на 2010 –2013 г.г. Программа развития направлена на решение главной проблемы – повышение качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста.Cлайд 11
Приоритетный характер для нас носит решение следующих проблем: Обеспечение комфортности пребывания ребёнка в детском саду; Формирование здорового образа жизни; Повышение качества дошкольного образованияCлайд 12
Комфортность пребывания ребёнка в ДОУ Проект по благоустройству территории ДОУ «Детская площадка» - руководители проекта: заведующий Заболуева В.П. и старший воспитатель Чащина Л.А. Дизайн – проекты по совершенствованию развивающей среды в возрастных группах ДОУ – руководители проектов воспитатели: Кузнецова С.А., Галецкая С.И., Хренкова Н.Ф.Cлайд 13
Формирование здорового образа жизни Физкультурно-оздоровительный проект «Лесенка здорового образа жизни» Проект-программа «Здоровье дошкольника» - руководители проектов: старший воспитатель Чащина Л.А. и медсестра Юхневич Р.П. Цель: соединить усилия сотрудников детского сада и родителей воспитанников по эффективному использованию здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий на сохранение, укрепление и развитие здоровья детейCлайд 14
Повышение качества дошкольного образования Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Переход ДОУ на проектный метод деятельности осуществляется по следующим этапам: -интегрированные занятия по образовательным областям Программы -занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.; -комплексные блочно-тематические занятия Используется следующий метод проектов: -форма организации образовательного пространства; -метод развития творческого познавательного мышления.Cлайд 15
Основные этапы метода проектов, используемые педагогами детского сада: 1.Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. 2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели. 3.Выполнение проекта – практическая часть. 4.Подведение итогов – определение задач для новых проектов.Cлайд 16
Виды проектов в практике ДОУ В практике детского сада используются следующие виды проектов: - исследовательское- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде плакатов, газет, детского дизайна, драматизации и др. -ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); -информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы); -творческие (оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна и др.)Cлайд 17
Социальное партнёрство Проект «Работа со спонсорами» Цель: создание условий для реализации эффективного механизма привлечения внебюджетных средств В ходе проекта разработан механизм привлечения внебюджетных доходов и формирования общественного мнения, определены инструменты связи ДОУ с общественностьюCлайд 18
Проект становления и профессионального роста педагогов Цель: - научить педагогов анализировать и оценивать свои профессиональные качества; - развить у них мотивацию к профессиональному росту; - вывести каждого педагога на высокий уровень развития их профессиональных способностей, личностных качеств, организационных, проектировочных, коммуникативных, управленческих и рефлексивных компетенций.Cлайд 19
Реализация проект – программ по саморазвитию педагогов МКДОУ № 2 *»Проектный метод в деятельности детского сада» – Чащина Л.А.- старший воспитатель *»Формирование музыкально-эстетической культуры дошкольников в игровой деятельности» – Леонтьевская Л.Л.- музыкальный руководитель *»Профилактика дисграфии у дошкольников»- Вертянкина И.Н. – учитель-логопед *»Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду» – Зеленко Т.И. – воспитатель средней группы *»Гендерное воспитание дошкольников в детском саду»- Хренкова Н.Ф.- воспитатель старшей группы *»Детское речевое творчество как условие полноценного общения»- Мещерякова О.С.- воспитатель младшей группыCлайд 20
Реализация проект – программ по саморазвитию педагогов МКДОУ № 2 (продолжение…) *»Воспитание и развитие сказками детей дошкольного возраста» – Кузнецова С.А.- воспитатель первой младшей группы *»Экологическое воспитание в детском саду» – Зенченко А.А. – воспитатель первой младшей группы *»Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» – Маргасьян Н.Г.- воспитатель подготовительной к школе группы *»Детское экспериментирование в условиях детского сада»- Галецкая С.И.- воспитательCлайд 21
Методическая работа в рамках проектной деятельности Повышению уровня профессионального мастерства педагогов уделяется особое внимание. Было предложено разработать проекты по реализации своего приоритетного направления в рамках программы развития ДОУ. Анализ представленных проектов показал, что педагоги положительно воспринимают инновационные преобразования, имеют творческий потенциал, способны совершенствовать опыт работы на основе проектирования стратегии своего профессионального роста.Cлайд 22
Педсовет – презентация на тему: «Проектный метод в воспитании и обучении дошкольников» Цель и задачи: - формировать умение заниматься проектной деятельностью: определять задачи для достижения цели, аргументировать выбор темы и способов деятельности, планировать свои действия; повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и готовность представить собственную систему работы по методу проектов Ход проведения: 1.Вхождение в тему 2.Педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода? 3.»Мастер – класс» - как активная форма творческой самореализации педагога (педагоги-мастера передали свой опыт коллегам путём прямого и комментированного показа приёмов работы по приоритетным направлениям проект – программы по саморазвитию). 4.Рефлексия 5.Принятие решения педсоветаCлайд 23
Показатели эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ: - высокая степень развития любознательности детей, их познавательная активность, коммуникативность, самостоятельность; - повышение готовности детей к обучению в школе; - развитие компетенций детей; - положительная динамика посещаемости детьми ДОУ; - активное участие родителей в проектах.Cлайд 24
Проект «Оригами – театр» руководитель проекта – воспитатель Маргасьян Н.Г. Цель познавательно-творческого проекта: Создание оптимальных условий для развития связной речи и творческого мышления у детей в художественно-речевой, художественно-творческой и театрализованной деятельности. Для успешного обучения изготовления оригами с детьми в игровой форме были выучены обозначения заготовок (базовые формы) и дети познакомились с пооперационными картами, научились складывать базовые формы, что стало залогом успеха в достижении результата: создания «Оригами-театра», который является универсальным способом обучения, прекрасно сочетается с занятиями по развитию связной речи и театральной деятельностью. Проект «Мой родной любимый край» руководитель проекта – воспитатель Зеленко Т.И. Цель познавательно-исследовательского проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к родному краю, приобщение дошкольников к истории и культуре родного посёлка, достопримечательностям. Реализация проекта помогает ребёнку открыть Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, формирует у него такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины.Cлайд 27
Проект «Метеоплощадка» руководители проекта – старший воспитатель Чащина Л.А., воспитатель Зенченко А.А. Цель познавательно- творческого проекта: Формирование у детей элементарных представлений о погоде и её значении в жизни человека. Метеоплощадка сделает процесс наблюдения за явлениями погоды значительно более интересным и познавательным для детей, а также научит их изготовлять отдельные приборы - помощникиCлайд 28
Проект «Детское экспериментирование» – руководитель проекта Галецкая С.И. - воспитатель Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводыCлайд 29
Участие педагогов ДОУ в районном конкурсе «Инновационный проект» Активное участие в районном конкурсе по номинации «Занятие ДОУ» не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности. В течение трёх лет педагоги детского сада принимают участие в проводимых районных конкурсах и побеждают. Лучшие конспекты интегрированных занятий, занявших призовые места: «Форт Боярд», «Домисолька в гости к нам пришла», «Грибное царство», «Листопад», «Гуси-лебеди».Cлайд 30
Участие педагогов ДОУ в интернет – педсовете Тальменского школьного округа № 4 на тему: «Программа развития как гарант модернизации образовательного процесса в учреждении» Педсовет проходил в ноябре 2011 года в форме виртуального общения на страницах сайта и стал подготовительным этапом к проектированию программы взаимодействия образовательных учреждений школьного округа по управлению качеством образования. Оргкомитет педсовета отметил ценность представленного опыта пяти педагогов ДОУ успешно работающих в режиме развития и внёс предложение продолжить совместную работу в режиме виртуальных консультации, семинаров, педсоветов. В настоящее время педагоги детского сада активно делятся своими творческими работами по воспитательно –образовательному процессу и приглашают учителей начальной школы на свои открытые занятия, мероприятия и мастер – классы по приоритетным направлениям.Проектная деятельность в ДОУ. Педагогические технологии в ДОУ. Метод проектов в ДОУ. Исследовательские проекты в ДОУ. Проектная технология в ДОУ. Организация проектной деятельности в ДОУ. Проектный метод в деятельности ДОУ. Технология метода проектов в ДОУ. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология.
Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в ДОУ. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ. Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ. Методы арт-терапии в образовательном процессе ДОУ. Проектная деятельность в младшей группе «Снеговик». Михайлова Т. В. учитель технологии МБОУ «СОШ №2 им.
Личностно-ориентированные технологии обучения проектная деятельность в ДОУ. Проектное обучение в начальной, преемственность в средней школе и пропедевтика в ДОУ. Педагогический совет «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология». Педагогический проект: адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги».
Проект по созданию условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» с педагогами ДОУ №96 «Путь к здоровью». Проект деятельности ресурсного центра ДОУ МСО «Реализации ФГТ средствами технологии «Ситуация» на технологическом уровне деятельностного метода Л.Г. Петерсон в условиях сетевого взаимодействия ДОУ МСО».
Под методической работой сегодня понимается особый вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых коллективом образовательного учреждения, в целях овладения методами и приемами уче. Проект в доу на жуков. Материалы для трудовой деятельности в доу.
Тема: Проектная деятельность
Индивидуально-познавательный проект "Компас""Компас" Индивидуально-познавательный проект, цель которого познакомиться с прибором «компас» и правилами его использования.
Индивидуальный исследовательский проект «Откуда берётся Электричество»Однажды я играла с воздушным шариком и вдруг у меня поднялись вверх волосы. Я спросила у мамы, как так получилось, она сказала, что это статическое электричество. Меня это удивило и...
Микробы - Кто или Что это?Мама очень часто говорит что нужно мыть руки с мылом после улицы, обязательно помыть фрукты и овощи перед едой. Она предупреждала, что ко мне в организм попадут какие-то бактерии и...
Познавательно-исследовательский проект «Что мы знаем о воде?»Цель проекта - Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей. - Формировать представления детей о воде. - Изучить свойства воды в разных состояниях.
Проектная деятельность "Знакомство с динозаврами"В рамках конференции для дошкольников "Хочу все знать 2017!" по предоставлению творческих проектов, Сергей Л. (5 л) представил свой проект "Знакомство с динозаврами и занял 1 место в районе. Руководитель...
Проектная деятельность в старшей группе "Безопасное детство"Актуальность данной проблемы определяется реальными потребностями системы дошкольного образования и раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения в окружающей его среде, освоения им соответствующих умений; потребностями жизни в накоплении ребенком...
Лепбук - Правила дорожного движенияДидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» представляет собой картонную папку формата А3, обклеенную бумагой. На папке имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме. Дидактическое пособие лэпбук «Правила...
Бельгийский великанИндивидуально-познавательный проект про бельгийского кролика
Всем знакомый лук. Кому – друг, а кому – враг? (проект 3 класс)Актуальность данной темы в том, что мне будет интересно увидеть конечный результат исследовательской работы и рассказать об этом своим одноклассникам. Цель данной работы – изучить условия и динамику роста лука, ...
Влияние Красной книги на формирование гражданской позиции младшего школьникаДанная работа, представлена учащимися 2-го класса на городской научно-практической конференции "Шаг в будущее. Юниор" Цель работы: влияние знаний о Красной книге на формирование гражданской ответственности за исчезновение животных и растений. ...
Как пахнут мои города (проект)Города имеют свои определенные запахи. Вдыхая аромат, ты сохраняешь в памяти самые лучшие воспоминания об этом городе. Мои любимые города – Москва, Железноводск, Набережные челны, Петропавловск –Камчатский пахнут каждый особенно...
Путешествие в страну СимметриюЦель урока: дать представление о симметрии, её видах. Задачи: сформировать понятие о симметрии как законе красоты и гармонии; познакомить учеников с признаком, по которому можно выделить “симметричный предмет” ...
Проект "Русская изба"Данный проект охватывает темы: «Убранство русской избы»; «Уклад и образ жизни русского народа»; «Древние корни народного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»; «Народные промыслы»; «Народные традиции и обычаи русского...
Пчелы- наши друзьяЦель презентации изучить пчелу с разных сторон: - как вид насекомого, историю его развития; - как персонаж литературных произведений; - как объект медицины и кулинарии.
Словарное слово «Корова».- Способствует развитию умения наблюдать и анализировать явления
- Учит проводить сравнения, обобщения и умения делать выводы
- Развивает творческое мышление, логику, пытливость ума,
- Способствует совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности,
- Формирует коммуникативные и рефлексивные навыки
- Познавательная направленность на результат
- Проектная деятельность носит характер сотрудничества педагога, детей, родителей
- Является одним из вариантов интеграции
- Взрослым необходимо «наводить» ребенка на проблему
- Темой проекта может стать определенный раздел образовательной программы
1 этап -целеполагание
Деятельность педагога
Деятельность детей
Выбор темы.
Формулирует проблему (цель)
(При постановке цели определяется продукт проекта)
Выбор темы
Вхождение в проблему
Вводит в игровую (сюжетную ситуацию)
Вживание в игровую ситуацию
Формулирует задачу (не жестко)
Принятие задачи. Дополнение задач проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
Помогает в решении задач
Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа
Помогает спланировать деятельность: к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)
- В каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы можно использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели
Организует деятельность
Деятельность педагога
Деятельность детей
Практическая помощь (по необходимости)
Формирование специфических знаний, умений, навыков
Направляет и контролирует осуществление проекта
Промежуточные обсуждение полученных данных
Деятельность педагога
Деятельность детей
Подготовка к презентации.
Презентация
Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности
Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
Определение задач для новых проектов
- Тема.
- Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
- Возраст детей.
- Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
- Методологическая база проекта
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Этапы реализации.
- Подготовительный этап.
- Основной этап. Описать последовательность организации:
- Завершающий этап. Систематизация материалов. Подведение итогов.
- Ожидаемый результат.
- Комплексные (выставка творческих работ, праздники «Моя родина - Россия», «Космонавты живут на Земле», «День птиц» и др.)
- Межгрупповые («Если хочешь быть здоров», «Разноцветная клумба», «Вместе с папой», «Мир-это главное слово на свете» и др.)
- Групповые («Нам на улице не страшно», «Мы любим спорт», «В стране математики» и др.)
- Индивидуальные («Зверьё мое», «Моя семья» и др.)
- Творческие (спектакли для малышей, вернисаж «Осень золото роняет», «Мама –слово-то какое») и др.
- Исследовательские («Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде?», «Здоровое питание», «Откуда хлеб пришел» и др.)
- Материал программы усваивается с высокой прочностью. Обеспечена взаимосвязь в работе воспитателя и специалистов; детьми приобретаются устойчивые навыки, знания и умения в работе над определенной темой