Перелетные птицы проект в доу осенью. Проект "Перелетные птицы"- старшая группа проект по окружающему миру (старшая группа) на тему. Тема «Перелетные птицы»

Рассказ детям

Осень – ответственный период для перелётных птиц. Пора готовиться к отлёту в тёплые края. Календарь отлёта птичьей братии - вещь достаточно переменчивая. Поведение птиц осенью, график перелётов зависят от ряда причин. У кого корма больше – задерживаются дольше, у кого корм исчезает – отлетают раньше. Обычно раньше всех стартуют насекомоядные птицы, потом улетают зерноядные, следом – водоплавающие. Хищные птицы отбывают позже всех – они разбойничают на больших дорогах – пролетных путях, кормятся другими птичками. Поэтому и не спешат. Как мы можем заметить, поведение того или иного вида птиц осенью разнится. Есть зависимость от температурного режима. Если идут постоянные дожди или засуха – тоже «принимаются соответствующие решения». Осенью многие птицы летят в теплые страны не спеша, с остановками, подкармливаются в пути. На разных территориях прилёт и отлёт птиц протекает не в одно и то же время. В южных районах птицы появляются намного дней и даже недель раньше, чем в северных. А отлетают позже.

Татьяна Лебедева
«Перелетные птицы». Проект в старшей группе компенсирующей направленности

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №39»

Проект .

«Перелетные птицы » .

Разработала :

Воспитатель I квалификационной

г. Арзамас 2014г.

1. Информационная карта проекта .

2. Краткое содержание проекта

3. «Перелетные птицы »

4. Паспорт проекта .

5. Системная паутинка проекта .

6. Конспект совместной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Перелетные птицы » В эфире телепередача «знатоки природы» .

7. Определение перспектив.

8. Литература.

9. Приложение.

Информационная карта проекта .

Вид проекта : познавательно-творческий.

Продолжительность : 7 дней.

Участники : воспитатели группы , специалисты ДОУ, родители, дети старшей группы с ОНР .

Возраст детей : 5-6 лет.

Проблема : Недостаточно сформировано понятие о перелетных птицах . Некомпетентные знания родителей по вопросу формирования у детей экологически-целостной личности, т. е. личности сопряженной с окружающим миром живой природы.

Воспитатель говорит детям :

Ребята, мой знакомый художник любит не только рисовать природу, но и фотографировать ее. И вот однажды весной, ему удалось увидеть и сфотографировать несколько птиц . Но вот беда, пленка застряла в фотоаппарате и фотографию можно достать только тогда, когда назовешь правильно птицу . Вы мне поможете узнать птиц и достать фотографии? Дети рассматривают фотографии птиц . Воспитатель ставит перед ними проблемную ситуацию и задает вопросы :

Как можно назвать одним словом всех этих птиц ? (перелетные ) .

Почему их так называют?

Почему весной птицы возвращаются ?

Что мы знаем о птицах нашего края ?

Нужна ли помощь птицам весной , живущих рядом с человеком?

Кто и что нам поможет узнать о птицах ?

Актуальность : дети с речевыми нарушениями имеют недостаточные представления о перелетных птицах , об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте «Перелетные птицы » позволит обогатить знания и представления о перелетных птицах и их детёнышах , их особенностях жизни; развить связную речь, творческие способности детей; развить самоконтроль за правильным звукопроизношением.

Цель : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Перелетные птицы » ; формирование у дошкольников представления о жизни перелетных птиц , их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда в ходе наблюдений и бесед.

Задачи :

Для детей :

Научиться формулировать цель проекта , планировать свою деятельность;

Пополнить свои знания о перелетных птицах .

Развивать навыки самоконтроля, умение работать в коллективе, сотрудничать, договариваться.

Для педагогов :

Расширить представления о перелетных птицах , их образе жизни : установить связь между изменениями природных условий и прилетом птиц . Ввести в речь названия птиц : скворец, соловей, кукушка, лебедь, аист.

Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по теме «Перелетные птицы » .

Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

Обучать овладению техники оригами, совершенствовать навыки и умения детей в лепке и рисовании птиц ;

Побуждать у детей эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.

Для родителей :

Помочь детям в овладении новыми знаниями и умениями в процессе проектной деятельности ;

(обогащение и углубление представлений о перелетных птицах нашего края ).

Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности .

Форма проведения и название итогового мероприятия проекта :

нетрадиционное занятие – телепередача «Знатоки природы»

Продукты проекта

Для детей :

Рисунки, поделки, коллективные работы.

Для педагогов :

Изготовление дидактических игр по теме,

Для родителей :

– совместное изготовление детьми и родителями стенгазет, книжек-малышек, с составлением рассказа о перелетных птицах , изготовление скворечников.

Ожидаемые результаты проекта .

Для детей :

Приобретение необходимых знаний и представлений о перелетных птицах ;

Умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;

Желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;

Проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности;

(познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность) ;

Овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;

Стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая) ;

Произвольная регуляция детьми своих действий и эмоциональных состояний;

Освоение детьми способов принятия общего решения.

Для педагогов :

Реализация основной цели проекта , ее полное отражение в проекте .

Повышение уровня знаний детей по теме «Перелётные птицы » .

Активизация словаря по лексической теме «Перелетные птицы » .

Формирование умений и навыков в лепке и рисовании, оригами;

Для родителей :

Установление эмоционального контакта с детьми;

Продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.

Т е м а п р о е к т а

« П е р е л е т н ы е п т и ц ы»

Цель проекта: обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.

Задачи проекта:

Физическая линия развития

  1. Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Совершенствовать координацию движений.

Социально-моральная линия развития

  1. Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения.
  2. Развивать умение осуществлять элементарные действия самоконтроля и взаимооценки.

Эмоционально-ценностная линия развития

  1. Воспитывать эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности.

Познавательная линия развития

  1. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.

Речевая линия развития

  1. Способствовать активизации словаря (закрепить названия птиц, их особенности и качественные характеристики; совершенствовать понимание смысловой стороны речи; учить подбирать слова с противоположным и близким значением).
  2. Развивать понимание и использование в речи грамматических средств (учить использовать пространственные предлоги – в, над, под, из; обучать разным способам словообразования с помощью суффиксов, путем слияния двух слов).
  3. Развивать связную речь (формировать навыки составления описательного рассказа; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения; закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса; совершенствовать выразительность речи)

Художественно- эстетическая линия развития

  1. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Креативная линия развития

  1. С целью развития мыслительных способностей формировать умение задавать вопросы.

Прогнозируемый результат: этот проект позволит развить у детей познавательный интерес к жизни птиц, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Длительность проекта: 17дней

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

План реализации проекта:

1 этап – мотивационный (2 дня)

2 этап – информационный (4 дня)

3 этап – репродуктивный (4 дня)

4 этап – итоговый (3 дня)

5 этап – творческий (3 дня)

6 этап – рефлексивно-оценивающий (1день)

Первый этап (мотивационный)

Можно все сделать, стоит только захотеть.

Задачи педагога на этапе:

- Создать мотивацию, способствующую превращению педагогического задания в желание детей исследовать и творить, а также внутренней активности детей.

Конкретизировать свои педагогические задачи на период реализации проекта, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка группы.

Виды деятельности

Цель

Тематическое

Дать знания о том, как в мире отмечается данный праздник. Расширить представление детей о птицах, закрепить характерные особенности зимующих и перелетных птиц. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями происходящими в природе. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.

Наблюдения за птицами

Учить замечать происходящие изменения в природе, устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, отмечать какие изменения произошли в жизни птиц.

А.Толстой «Сорока»

Н.Сладков

«Скворцы- молодцы»,

«Вежливая галка»

Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать умение получать необходимые знания из содержания художественных произведений.

Практическая деятельность

« Птиц мы встречаем – вкусной едой угощаем».

Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им.

Совместно с детьми и родителями организовать выставку книг о птицах.

Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг.

Виды деятельности

Цель

Работа с родителями:

Предварительный совместный труд по изготовлению кормушек и скворечников;

Познакомить родителей с началом новой темы;

Разместить в родительском уголке информацию « Знакомим детей с перелетными птицами»

Дать детям знания о том, что в Международный день птиц взрослые и дети развешивают домики и кормушки для птиц, которые возвращаются домой из теплых стран;

Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями.

Воспитывать экологическое сознание и экологическое поведение в природе, эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности.

Второй этап (информационный)

Не говори «не умею», а говори «научусь».

Задачи педагога на этапе:

- Способствовать развитию у детей желания познавать новое;

Формировать у детей умение учиться, желание поддерживать все начинания и предложения воспитателя;

Развивать познавательный интерес, творческие способности детей.

Виды деятельности

Цель

Тематическое занятие

«Перелетные птицы»

Уточнить и расширить знания детей о перелетных птицах, об их повадках, образе жизни и отличительных особенностях, воспитывать любознательность, желание узнать новое, интересное.

Чтение художественных произведений:

В.Сухомлинский «Грач прилетел»;

В.Бондаренко «Журавль вернулся»;

Л.Полтава «Где живут наши птицы»

И.Бондарчук «Домик для птиц»;

К. Перелесная « Ласточка»;

Заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах.

Воспитывать познавательный интерес к художественным произведениям, закрепить умение внимательно слушать произведение, анализировать содержание.

Экскурсия-поиск птиц в природе

Изучение условий и образа жизни птиц, наблюдения за способами передвижения, питания; слушание пения птиц, формирование умения различать голоса птиц.

Беседа «Встречаем перелетных птиц»

Углубить знания детей о природе родного края, о перелетных птицах, познакомить детей с традициями и обычаями украинского народа, связанных с птицами.

Музыкальные занятия:

Разучивание укр. Народной песни

«Ой, у вишневому садочку» , песни « Повертайся, ластівко» (муз. В Верменича, слова М.Сигаївського),

песни «Зозуленька» (музыка и слова Н.Вересокіної);

Разучивание песни-танца « Ой, летіла зозуленька», музыкальной игры « Скворушки»;

Слушание романса композитора А. Алябьева «Жаворонок».

Формировать у детей интерес к музыкальному творчеству, развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам музыкальной деятельности.

Развивать образность движений.

Виды деятельности

Цель

Познакомить с отличительными особенностями песни следующих птиц (ласточка, грач, скворец, соловей, кукушка, жаворонок). Формировать желание и умение различать птиц по голосу.

Дидактические игры:

«Кто где живет?», «Угадай птицу», «Кто что ест?», «Найди птенца», «Чье гнездо?», «Угадай по голосу», «Кто требует нашей заботы?».

Закрепить знания о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, пояснить их зависимость от природных условий, людей. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Экскурсия по страницам фотоальбома « Перелетные птицы»

Развивать у детей познавательный интерес к образу жизни перелетных птиц.

Заучивание стихотворений о птицах.

Формировать у детей умение передавать характерные особенности птиц в стихотворной форме, воспитывать интерес к художественному слову.

Техника безопасности

Познакомить детей с правилами поведения с птицами ближайшего окружения, объяснить небезопасность общения с незнакомыми и больными птицами.

Работа с родителями:

Предложить родителям информационную консультацию «Встречаем перелетных птиц»

Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний о перелетных птицах.

Третий этап (репродуктивный)

Это же просто, у тебя выйдет! Тот, кто уверен в себе, в своих силах, много чего может сделать для себя и для людей.

Задачи педагога на этапе:

Помочь каждому ребенку испробовать свои возможности, сопоставив их с желаниями;

Вызвать чувство уверенности в своих силах, умение принимать результаты детской деятельности с радостью и гордостью;

Создать условия, при которых у детей возникает желание проявлять творчество;

Проследить динамику развития каждого ребенка в сравнении с его личными предыдущими достижениями.

Виды деятельности

Цель

Составление описательных рассказов о птицах.

Закреплять умение детей составлять описательные рассказы о птицах (внешний вид, отличительные особенности, чем питается, где живет, какие гнезда строит, как заботится о своем потомстве, какую песню поет, особенности взаимодействия с человеком); развивать связную речь, обогащать словарь.

Дидактические игры:

Разложи птиц по месту обитания;

Узнай птицу по описанию;

Назови птенцов.

Закрепить знания детей о птицах.

Виды деятельности

Цель

Конструирование из бумаги «Грачи прилетели»

Развивать навыки конструирования из бумаги по схеме.

Учить придерживаться предложенной в схеме последовательности выполнения поделки.

Учить украшать поделку,« оживлять» ее с помощью рисования или аппликации.

Развивать интерес к искусству оригами.

Изготовление книжек-малюток

« Птицы – наши друзья»

Учить отражать в содержании книжек-малюток знакомую информацию о перелетных птицах, оформлять ее красочно, в привлекательном виде.

Рисование птиц.

Учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида птицы.

Лепка жаворонков из соленого теста.

Приобщать детей к народным традициям и обычаям.

Подвижные игры:

« Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются.

« Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями.

« Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши».

« Летал, летал воробей » - народная игра.

Развивать образность движений, формировать интерес к двигательной активности.

Музыкальная игра «Птичья мелодия»

Учить детей подбирать звучание разных музыкальных инструментов к образу той или иной птицы.

Изготовление стенгазет:

-«Международный день птиц»,

-«Это интересно знать!» (необычные факты из жизни перелетных птиц),

-«Как мы птиц встречали» (фоторепортаж)

Учить детей применять свои знания при составлении различных видов газет.

Экспериментальная деятельность.

Собрать коллекцию домиков для птиц. Собрать с детьми материалы, из которых их делают.

Формировать у детей познавательную активность.

Прогулка.

Развесить кормушки на деревьях, растущих вокруг детского сада. Насыпать в кормушки корм, крошки, зернышки.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помогать им.

Работа с родителями.

Предложить совместно с ребенком изготовить буклет или презентацию о перелетных птицах

Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Обеспечение преемственности в закреплении у детей знаний о перелетных птицах.

Четвертый этап (обобщение, анализ и систематизация знаний)

Мудрым никто не родился, а научился.

Задачи педагога на этапе:

  • Выяснить, произошли ли изменения в развитии каждого воспитанника;
  • Обобщить и систематизировать навыки и умения, приобретенные детьми на протяжении предыдущих этапов.

Виды деятельности

Цель

Игра-викторина «Что мы знаем о птицах».

Уточнить и обобщить у детей знания о перелетных птиц, их сезонном поведении.

Вечер загадок «Наши пернатые друзья».

Уточнить и обобщить у детей знания о перелетных птиц,

Дидактические игры:

« Разбери птиц »

« Четвертый лишний » (какая птица лишняя?)

« Кто чем питается? » (подобрать корм)

«Найди свою группу»

Закреплять умение классифицировать птиц на перелетных, зимующих. Учить сравнивать и обобщать.

Разгадывание с детьми кроссвордов о перелетных птицах.

Закрепить знания у детей названий птиц, особенностей их внешнего вида.

Самостоятельная художественная деятельность. Рисование на тему «Моя любимая птица»

Закрепить умение передавать в рисунке образ птицы, ее характерные особенности.

Музыкальная дидактическая игра

Закрепить умение различать птиц по голосу.

Инсценировка для детей младшей и средней групп « С птицами я дружу, и о них я расскажу».

Закрепить умение детей передавать свои знания о перелетных птица в театрализованной деятельности.

Дидактическое упражнение «Узнай птицу».

Закрепить у детей умение с помощью вопросов угадывать птицу.

Игра-путешествие « В гости к птицам»

Закрепить знания детей о птицах, их образе жизни и отличительных особенностях,

Пятый этап (творческий)

Не бойтесь мечтать, фантазировать и творить!

Задачи педагога на этапе:

  • Верить в творческий потенциал, способности каждого ребенка;
  • Создать благоприятную атмосферу для их развития;
  • Наполнить творческий процесс позитивными эмоциями;
  • Использовать в работе идеи детей, родителей, сотрудников.

Виды деятельности

Цель

«Составление творческих рассказов на темы «Моя любимая птица»,

« Что интересного я знаю о грачах» «Один день из жизни ласточки…»,

«Эта удивительная птица - соловей» и др..

Виды деятельности

Учить применять полученные знания о перелетных птицах при составлении творческих рассказов. Развивать речевую активность детей, творческое воображение и фантазию.

Цель

Творческие изображения птиц с использованием нетрадиционных техник(крупы, ткани, ниток, перьев, глины, теста, термомозаики).

Развивать творческие изобразительные навыки при передаче образа перелетной птицы.

Придумывание сказки на тему

« Необычное путешествие ласточки». В работе использовать знакомый детям алгоритм создания сказки – взрослый поэтапно рисует сюжет сказки, придуманной детьми.

Развивать у детей творческое воображение.

Привлечь детей к оформлению фотоальбома « Птицы - наши друзья».

Формировать у детей позитивные эмоции при выполнении творческой деятельности.

Совместно с детьми разработать эскизы костюмов птиц к празднику.

Развивать у детей желание проявлять дизайнерские умения в практической деятельности.

Изготовление птиц из бумаги в подарок малышам.

Развивать творческие навыки по конструированию из бумаги при передаче образа перелетной птицы.

Конкурс на лучшего чтеца стихов о птицах.

Развивать навыки выразительности речи, формировать положительный эмоциональный настрой.

Работа с родителями.

Организовать конкурс «Лучший стоп-кадр» (фотография птицы)

Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Создать благоприятную атмосферу для развития творческих способностей детей.

Шестой этап (рефлексивно-оценивающий)

Замечаем и радуемся успехам каждого.

Задачи педагога на этапе:

Научиться характеризовать как свое личное развитие, так и умственное, моральное развитие воспитанников;

Отобрать для дальнейшей работы педагогические методы и приемы, давшие наилучшие результаты.

Тематический праздник птиц.

Уточнить знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях.

Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам.

Расширять кругозор детей о народных праздниках.

Развивать связную речь, способствовать активизации словаря.

Обучать детей элементам словотворчества.

Развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам речевой деятельности.

Обогащать эмоционально-чувственную сферу.


Вера Белоглазова

Проект «Перелетные птицы »

Интеграция образовательных областей

«Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Чтение художественной литературы» . «Музыка»

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

Цель проекта

Формировать у детей обобщенное представление о перелетных птицах , местах их обитания. Развивать интерес к жизни птиц .

Задачи проекта :

Расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц ;

Расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания : чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелёта ;

Развитие зрительного и осязательного восприятия, зрительной памяти, внимания;

Закреплять умение зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам, зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками;

Разучивание зрительной и пальчиковой гимнастки;

Познакомить детей с понятиями : лететь «клином» , «цепочкой» , «стайкой» ;

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;

Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;

Активизировать совместную деятельность родителей и детей .

Возраст дошкольников : 5 – 6 лет (старшая группа )

Участники проекта : дети, тифлопедагог, воспитатели группы , родители.

Приблизительная продолжительность проекта

Краткосрочный : 10 дней.

Предполагаемый результат

У детей сформируются знания о жизни перелётных птиц в природных условиях.

У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе.

Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.

Реализация проекта .

Разделы проекта

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра : «Лесная школа» .

Дидактические игры : «Какая это птица » (классификация птиц на перелетных , зимующих) ; «Четвертый лишний?» ; «Кто, чем питается?» (подобрать корм)

«Угадай, чьи следы?» ; «Угадай птицу по силуэту » ; «Найди, чей домик?» ; «Найди часть целого» .

Настольно-печатные игры : «Накорми птиц » , «ЛОТО» , «Логические цепочки» .

Речевое развитие

«Вечер загадок» , «Занятие на тему «Перелетные птицы » , «Обучение пересказу «Строители гнезд» (совершенствование навыков пересказа с использованием схем, «Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» », чтение стихов о птицах и разучивание стихотворений к празднику, чтение рассказов, сказок.

Игровые упражнения : «Чей хвост?» (грачиный хвост у грача и т. д.) ; «Кто кем станет?» , «У кого кто?» , «Кто о ком заботится?» , разучивание пальчиковой гимнастики «Ласточка» , «Дятел» , считалок «Летела кукушка мимо сада…» , «Гори, гори ясно…»

Чтение художественной литературы

Оформление книжного уголка; коллекция открыток, чтение В. Бианки «Птичий календарь» , «Что увидела сорока» , «Кто чем поёт» , «Птичьи разговоры» ; А. Тумбасов «Гнездышко» , Г. Скребицкий «Крылаты соседи» , И. Токмакова «Десять птичек стайка» , Г. Снегирёв «Птицы наших лесов » , Н. Сладков «Скворцы- молодцы» , В. Флинт «Птицы в нашем лесу » , М. Пришвин «Гости» , О. Дриз «Птичий праздник» .

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Птицы » .

Лепка из слоеного теста «Жаворонки» .

Конструирование из бумаги «Грачи прилетели» , из природного материала «Птички-невелички» .

Декоративное рисование

«Укрась птичку» .

Рисование с использованием обводок и трафаретов, раскрашивание контурных изображений, рисование по точкам, через кальку.

Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия «Что не нарисовал художник?» , «Дорисуй изображение» , «Рисование по манке» , «Выкладывание камушков, пуговиц по контуру» , складывание разрезных картинок, «Лабиринты» , рассматривание "зашумованных картинок"


Трудовая деятельность

Сбор природного материала для поделок. Коллекция домиков для птиц .


Непосредственно образовательная деятельность

Знакомство с птицами , их повадками, прослушивание пения разных птиц , определение их по голосу. Наблюдения за появлением насекомых. Расширение представлений о Земле, о её обитателях, кто нуждается в нашей поддержке и заботе. Воспитание любви к птицам , желание помогать им. Приобщение детей к народному творчеству, учить загадывать загадки.

Социальное развитие

Рассматривание гнезд, вывешивание на участке группы скворечника .


Физическое развитие

Русские народные игры : «Гуси» , «Филин и пташки» , «Коршун» .

Подвижная игра «Перелет птиц » , «Лягушки и цапли» , «Летал, летал воробей» , «Найди свое гнездо» , «Совушка» .

Театрализованная игра

«Ах, попалась, птичка, стой!» , «Ласточка» .

Гимнастика для глаз.

Разучивание песен, танцев, игр; прослушивание романс русского композитора А. Алябьева «Жаворонок» .

Взаимодействие с родителями

Сотворчество детей и родителей в оформлении группы к празднику птиц , изготовление костюмов, скворечников, подбор материала к книге, изготовление поделок для выставки из утилизированного материала.

Создание книги-альбома «Перелётные птицы » .

Педагоги, дети, родители трудились над созданием книги-альбома «Перелетные птицы » , в которой информация о жизни и обитании перелетных птиц , игры, зарисовки, логические задания.

Итогом проектной деятельности стал праздник, на котором воспитанники группы поделились своими знаниями с гостями.

Список использованной литературы :

1. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия средней группе детского сада » . Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ-Воронеж :ЧП Лакоценин С. С., 2007г.

2. Гранович М. Развивающие игры. «Тематические занятия «Перелетные и зимующие птицы » . http://nattik.ru/?p=3354

3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Анималистическая живопись» .- М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003» , 2009г.

4. Компьютерный атлас определитель птиц , птичьих гнезд и голосов птиц средней полосы . http://www.ecosystema.ru/04materials/guides/14birds.htm

5. Лободина Н. В. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа . Издательство : Учитель. Серия : ФГТ в ДОУ : от теории к практике. 2012г.

6. «Силуэты птиц в векторе » .

http://corelline.ru/vector_nature_animals/258-siluety-ptic-v-vektore.html4.

7. «Следы животных, следы птиц » .http://oxothik.ru/index.php?action=articles&id=74

8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду : Средняя группа : Программа, конспекты. М.: ВЛАДОС, 2000

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Сроки проведения: 15.03.2015 - 31.03.2015 года.

Тип проекта : творческий, краткосрочный.

Вид проекта : семейный, групповой.

Количество участников проекта : воспитатели, дети - 13 чел., родители - 8 чел.

Возраст детей : 5-6 лет.

Актуальность реализации проекта. В настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относится к природе, то они погубят нашу планету. А для того чтобы этого не произошло надо с дошкольного возраста воспитывать экологическую культуру и ответственность детей, так как приобретенные в дошкольном возрасте знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.

Проблема и гипотеза. В процессе работы с детьми группы старшего дошкольного возраста, был выявлен недостаточный уровень сформированности знаний о перелётных птицах, особенностях их жизни.

Гипотеза: можно предположить что для повышения уровня знаний и представлений детей о перелетных птицах нужно использовать не только традиционные формы работы с детьми, но и современные подходы (самостоятельный поиск информации детей совместно с родителями, обмен информацией в группе между детьми

Цель проекта : Формировать у детей представления о перелетных птицах, среде их обитания.

Задачи проекта:

Ожидаемые результаты:

  • Расширение знаний детей о перелётных птицах, особенностях их жизни.
  • Формирование на этой основе нравственного и личностного отношения к окружающей действительности, бережного отношения к птицам;
  • Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста;
  • Раскрытие творческого потенциала семьи;
  • Расширение коммуникативной сферы и практического совместного опыта ребёнка и родителей.

1 этап: Подготовительный.

  • Создание развивающей среды в группе;
  • Подбор дидактических игр;
  • Подбор детской и научной литературы, презентаций, иллюстраций;
  • Подбор рекомендаций для родителей по выполнению творческого домашнего задания;

2 этап: Реализация проекта. Работа с детьми.

  • Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций
  • Чтение художественной и научной литературы о перелётных птицах.
  • Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной тематике).
  • Разучивание потешек, закличек о птицах.
  • Занятия: Ознакомление с окружающим «Наши друзья пернатые»; Развитие речи «Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Составление описательного рассказа с использованием плана-схемы»; Рисование «Ласточка»(акварель), «Перелётные птицы» (цветные карандаши); Аппликация (модульная) «Лебедь»; Конструирование (техника оригами) «Грач», «Лебедь», «Гусь»; Лепка из пластилина «Перелётные птицы».
  • Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике.
  • Просмотр презентации о перелётных птицах.
  • Рассматривание научной литературы.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ С ДЕТЬМИ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОМ

Задачи:

  1. Учить выкладывать силуэты птиц из различных деталей, геометрических фигур по образцу, воображению.
  2. Называть перелётных птиц.
  3. Продолжать учить зарисовывать птиц по образцу.
  4. Развивать внимание, логическое мышление.
  5. Упражнять детей в составлении рассказа на заданную тему.

Организация игровой деятельности детей. Перечень игр и упражнений: «Чего не хватает?»; «Узнай по тени»; «Кого не тало»; «Сравни птиц»; «Чей домик?»; «4-й лишний»; «Разрезные картинки»; «Нарисуй по точкам»; «Что сначала, что потом»; «Дорисуй то, чего не хватает»; «Построй по образцу»; «Придумываем перелётных птиц».

Выводы. В ходе реализации проекта у детей возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями; расширились знания и представления об особенностях жизни перелетных птиц; увеличился словарный запас по данной теме; пополнилась картотека игр, картинок с информацией о птицах. В процессе работы у детей возникло желание создавать условия для птиц (постройка скворечников, подкармливание птиц). Таким образом, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение в процессе работы.

Приложение 1. Проект в ДОУ «Перелётные птицы».

Приложение 2. Презентация.