Нормативное регулирование инновационной деятельности. Правовое регулирование инновационной деятельности Роль нормативно правового регулирования инновационного процесса

Знать: законодательство о научно-технической и инновационной деятельности; понятие и признаки инновационной деятельности; направления государственного регулирования инновационной деятельности.

Уметь: определять признаки инновационной деятельности, меры поддержки со стороны государства инновационной деятельности; квалифицировать договоры, связанные с инновационной деятельностью.

Владеть: навыками составления проектов договоров, связанных с инновационной деятельностью; навыками оформления документов, связанных с получением мер государственной поддержки инновационной деятельности

Понятие и признаки инновационной деятельности

В СССР в условиях плановой экономики производство в целом было индифферентно к научно-техническому прогрессу, отсутствовало стремление осваивать передовые достижения науки и техники (исключения составляли успехи в освоении космоса и в сфере военно-промышленного комплекса). К сожалению, вхождение страны в рыночные отношения в начале 90-х гг. прошлого века не привело к резкому скачку в развитии и применении новых технологий, появлению на рынке российских товаров, соответствующих мировым образцам.

В связи с вступлением России в ВТО, применяемыми к России санкциями, особенно остро встает проблема ухода страны от сырьевой зависимости, повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг, обеспечение импортозамещения. Соответственно, возрастает роль правового регулирования инновационной деятельности, ее поддержки со стороны государства.

Важнейшим направлением экономической политики России является перевод экономики на инновационный путь развития.

В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. определены показатели, при достижении которых наша экономика будет инновационной (а не сырьевой).

К таким показателям, в частности, относятся:

  • увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5-10% в 5-7 и более секторах экономики к 2020 г.;
  • увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35% к 2020 г. (в 2010 г. - 4,9%).

Ранее разработанная Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г. включала целевые показатели коммерциализации разработок и общей инновационной активности бизнеса, однако в большей степени была нацелена на поддержку предложений в сфере научных исследований и разработок.

Обратим внимание, что новая Стратегия ориентирует на развитие инновационной деятельности предприятий промышленного производства. Недостаточное внимание к решению задач по поддержке инновационной активности промышленных предприятий, инноваций в регионах, и целого ряда других задач не позволили обеспечить необходимую комплексность подхода к развитию инновационной системы страны.

В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - многие предприниматели предпочитают закупать готовое оборудование за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.

В правовых актах различного уровня отмечалось два подхода к определению инновационной деятельности:

а) это научно-техническая деятельность, в результате которой создается результат интеллектуальной деятельности и внедренческая, которая приводит к созданию новых товаров, реализуемых на рынке. Первым актом, в котором отражен такой подход, было Письмо Инновационного совета при Совмине РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 14-448, Минфина РСФСР от 14 мая 1991 г. № 16/135В «Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности».

В соответствии с указанным Письмом инновационной (внедренческой) считалась деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. Как видим, хотя деятельность инновационная и внедренческая определялись как синонимы, на самом деле инновационная деятельности не сводилась к внедрению готового научного результата, а охватывала и создание этого результата.

В налоговых целях, чтобы стимулировать деятельность с помощью налоговых льгот, к инновационной отнесены были и такие виды деятельности, как:

  • - организация экспертиз, тиражирование научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммерческих обозначений и других произведений, на которые распространяются международно-признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники;
  • - патентно-лицензионная деятельность.

Понятно, что тиражирование указанных «произведений», равно как и патентно-лицензионную деятельность государства вряд ли можно отнести к инновационной деятельности.

Данным разъяснением было предложено руководствоваться при решении вопросов о предоставлении предусмотренных законом льгот по налогообложению прибыли малых внедренческих предприятий (подпункт «б» пункта 8 статьи 6 Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций»),

б) инновационная деятельность начинается с момента принятия к внедрению уже созданного, готового результата интеллектуальной деятельности, то есть инновационная деятельность определялась более узко, ее начало связывалось с фактом внедрения уже существующего, законченного научно-технического исследования, разработки в новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс, реализуемые на рынке .

В соответствии со ст. 2 Закона о науке под инновационной понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую) направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

Инновация определена этим законом как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике организации рабочих мест или во внешних связях. Особенно актуально для нас создание таких инноваций как новые виды товаров (услуг) и технологий.

Как видим, указанный Закон воспринял широкий подход - инновационная деятельность начинается с создания научного результата и завершается появлением на рынке товаров, технологий, в которых научные новинки воплощены.

Различные подходы в определении инновационной деятельности в нормативных правовых актах отражаются в доктрине: существуют различные точки зрения по поводу понятия инновационной деятельности.

Чаще всего инновационная деятельность определяется как широкое понятие, включающее создание результата интеллектуальной деятельности и воплощение этого результата в новые виды товаров 1 , как последовательно сменяющиеся правовые отношения, опосредующие действия, в процессе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется на рынке путем ее коммерциализации . При этом имеются в виду, прежде всего, прикладные исследования, то есть исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иногда к инновационной деятельности относят и фундаментальные научно-исследовательские работы, полученные знания в результате которых используются при проведении опытно-конструкторских работ, завершающихся в свою очередь разработкой проекта по продвижению новшеств на рынок .

Реже она определяется как деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг, работ), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках . В данном случае инновационная деятельность отсекает научно-техническую, она начинается с практического использования уже созданных, существующих результатов интеллектуальной деятельности.

Надо иметь в виду, что научная и инновационная - принципиально разные виды деятельности. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение и применение новых знаний.

Считаем, что инновационная - предпринимательская деятельность, основанная на применении (внедрении) результатов научно-технической деятельности (например, изобретений). Если организация внедрила новинку и переходит к производству нового товара, она продолжает свою производственную деятельность, но на качественно ином - инновационном уровне. Инновационной деятельностью занимаются те, кто производит инновации. Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях (ст. 2 Закона о науке).

Отметим, что Закон о промышленной политике разграничивает научно-техническую и инновационную деятельность. Так, ст. 12 говорит о поддержке научно-технической и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики.

Инновационная деятельность характеризуется следующими признаками:

  • 1) непосредственная (ближайшая) цель этой деятельности - воплощение идеи, научно-технического результата в новые виды товаров, услуг, технологии. Эта цель достигается на этапе внедрения (практического использования результата интеллектуальной деятельности). На данном этапе создаются в условиях производства хозяйствующего субъекта опытные образцы, производится их испытание, осуществляется обучение персонала работе на новом оборудовании, с новыми материалами и пр. На этом этапе осуществляется освоение производства промышленной продукции, то есть проводятся мероприятия, обеспечивающие подготовку субъектов деятельности в сфере промышленности (далее - также промышленные предприятия) к выпуску ранее не производимой ими промышленной продукции или существенному увеличению количества ранее производимой промышленной продукции, и включающие в себя подготовку к вводу в эксплуатацию основных средств и их ввод в эксплуатацию, разработку и отработку технологических процессов, овладение практическими навыками производства промышленной продукции (п. 10 ст. 3 Закона о промышленной политике);
  • 2) конечная цель - получение прибыли. Эта цель достигается на этапе изготовления и выпуска на рынок новых товаров, использования новых технологий, в которых воплощены научно-технические результаты. Указанный этап завершается по достижении окупаемости инновационного проекта;
  • 3) основана на применении научно-технических результатов, в том числе результатов интеллектуальной деятельности. Законом о промышленной политике ставится задача (ст. 4) стимулировать субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции.

Надо иметь в виду, что не любой научно-технический результат отвечает признакам практической применимости. Ведь он может быть создан в виде, понятном только разработчику. Он может быть зафиксирован на любом информационном носителе, например в виде чертежей, отчета, представленного сотрудником руководителю организации. Далеко не все подобные научные результаты, если они даже обладают патентоспособностью, находят практическое применение. Если, например, научная организация, сотрудниками которой создана научно-техническая разработка, не является участником инновационного проекта, ее разработки могут оказаться не востребованными. Причинами этого является, в частности, отсутствие опыта коммерциализации научных результатов у разработчиков и заинтересованности в их практическом применении у хозяйствующих субъектов. Принимается к внедрению научный результат, доведенный до состояния возможности практического применения. Это достигается описанием сфер, способов использования, алгоритма действий по внедрению результата. При наличии необходимых условий у разработчика этот этап может быть завершен созданием опытного образца. Внедряется научно-технический результат, преобразованный в научно-техническую продукцию.

Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации (ст. 2 Закона о науке).

Инновационная деятельность - производственная деятельность, осуществляемая при информационно-консультационной поддержке создателя научно-технической продукции. Она отличается от научной деятельности.

Научная деятельность носит творческий характер и осуществляется лицами профессионально и творческими для этого подготовленными.

На этапе изготовления новых товаров и их реализации на рынке представители научных организаций - разработчиков приглашаются при необходимости консультирования по вопросам устранения выявившихся в процессе использования потребителями новых товаров недостатков.

Инновационная деятельность осуществляется на основании и во исполнение инновационного проекта. Инновационный проект представляет собой комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и научно-технических результатов (ст. 2 Закона о науке). Закон не раскрывает, за исключением коммерциализации научно-технического результата, какие мероприятия составляют содержание инновационного проекта.

Инновационный проект можно определить и как комплекс юридически значимых действий, которые должны быть совершены исполнителями научно-технических работ, заказчиками, пользователями результатов интеллектуальной деятельности, которые в итоге приводят к появлению на рынке новых видов продукции, услуг, технологий в установленные сроки. Важным условием обеспечения непрерывности цикла от создания объекта интеллектуальной собственности (например, изобретения) до изготовления товаров, в которых оно воплощено, является финансирование проекта.

Инновационный проект может быть разработан хозяйствующим субъектом и реализован им самостоятельно. Если, например, в составе коммерческой организации есть научное подразделение, то в рамках организации создаются научно-технические результаты, на их основе производятся новые товары или совершенствуются уже выпускаемые. Внутри организации инновационный проект может быть оформлен приказом с указанием ответственных лиц на всех стадиях инновационной деятельности от создания научно-технического результата до производства и реализации инновационных товаров.

Возможно совмещение в одном проекте инвестирования и инновационной деятельности (инвестиционный проект инновационной направленности). Например, специальный инвестиционный контракт (ст. 16 Закона промышленной политике) может содержать перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов на территории РФ.

Взаимоотношения между научно-техническими и производственными организациями выстраиваются на основе договоров.

  • Стратегия, утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. //СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216.
  • Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» // СЗ РФ. 1998.№ 32. Ст. 3886; Закон г. Москвы от 7 июля 2004 г. № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве» (закон утратил силу).
  • Коммерциализация - деятельность по вовлечению научножтехнического результата в экономический оборот. Это достигается передачей права на его использование хозяйствующим субъектам на основе, например, лицензионного договора.Коммерциализация предполагает мониторинг рынка, рекламу.

Ключевое значение в обеспечении инновационного развития экономики и общества в целом, принадлежит нормативно-правовому регулированию этих процессов.

Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса предполагает:

  • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности;
  • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности;
  • охрана прав владения, пользования и распоряжения результатами инновационной деятельности;
  • защита промышленной и интеллектуальной собственности;
  • развитие договорных отношений, в частности, в области выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проектных и изыскательских работ, по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности и договоров (контрактов) с инвесторами.

В России первые нормативные правовые документы, регулирующие отношения в инновационной сфере, были сформулированы в 1990-х гг. Отчасти это объяснялось тем, что в стране еще не сложилось представление о содержании и формах инновационной деятельности. До этого, в плановой экономике существовала принципиально иная форма организации сферы НИОКР и распространения новшеств.

В Конституции СССР существовала норма, согласно которой внедрение результатов НИОКР рассматривалось как продолжение научно-технической деятельности и объявлялась функцией государства. Поэтому ряд аспектов реализации научно-технических разработок и изобретений в первые годы постсоветского периода находил отражение в актах, регулирующих науку и научную деятельность. Поскольку инновационная деятельность, по сути, является предпринимательской, отдельные ее вопросы также регулировались нормативными правовыми актами, ориентированными на предпринимательство, к примеру, Гражданским кодексом РФ .

Со временем стало очевидным, что подобная практика не решает проблемы, так как инновационная деятельность имеет четко выраженную специфику. Отразить их в должной мере возможно преимущественно в специальных законах и других вытекающих из них подзаконных актах.

В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая отношения в инновационной сфере, развивается, однако, медленно и подчас непоследовательно. Имеющейся национальной законодательной базы пока недостаточно, законы и подзаконные акты не в полной мере отражают разнородность юридических подсистем различных отраслей права. Законодательная база недостаточно отражает опыт нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в других странах.

Отсутствие системного подхода к нормативно-правовому регулированию инновационной сферы является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности, и, понимая это, органы власти субъектов РФ пытаются устранить этот недостаток принятием региональных документов. Сложность разработки нормативных правовых актов но инновационной деятельности состоит прежде всего в том, что до настоящего времени основные понятия "инновация", "инновационная деятельность", "государственная инновационная политика" и другие термины трактуются неоднозначно.

Экономическая литература содержит исследования, посвященные методологическим и концептуальным проблемам инновационной деятельности, состоянию организационно-экономических механизмов функционирования инновационных составляющих. Объем же правовых исследований, относящихся к проблематике инновационных отношений, весьма незначителен. В чем причина того, что законодательная деятельность по вопросам инноваций сегодня оказалась не подкреплена необходимыми научными исследованиями в области права? Ведь отсутствие системных исследований по проблемам инновационных отношений делает невозможной разработку научно обоснованных практических рекомендаций для исполнительной и законодательной власти.

Инновационная тематика имеет экономические корни, поэтому до сих пор она разрабатывалась преимущественно экономистами. Но комплексность этой области знаний чрезвычайно высока. Представители правовой науки последовательно указывают на то, что создание четкого механизма правового регулирования в сфере инноваций есть необходимый элемент экономических реформ. Однако пока современная юридическая доктрина предметно не обращалась к тематике инновационной деятельности. Поэтому право призвано решать жизненные ситуации, немедленно и адекватно реагировать на них, отвечать сегодняшним требованиям изменяющихся общественных отношений.

Задача экономической науки в области теории инновации состоит в формировании системы знаний относительно сущности инновационной деятельности как экономического явления. Вклад юриспруденции в эту область должен состоять в осмыслении с позиций правоведения отношений в сфере инновационной деятельности, выработке научно обоснованных рекомендаций в адрес законодателя о формах и методах правового регулирования этих отношений.

Современное законодательство России включает большое число разрозненных нормативных актов, подчас, противоречащих друг другу. В такой ситуации рано или поздно возникает острая потребность в упорядочении действующей правовой системы, обработке законов, сведении их в единое целое. Одним из способов решения таких проблем является систематизация законодательства, которая предоставляет специалисту возможность оперативно находить и точно истолковывать необходимые нормы права, а законодателю, в частности, – стать основой для выработки единой правовой концепции, правового механизма, регулирующего инновационную деятельность.

Ежегодно в России органами законодательной и исполнительной власти принимаются около 2 тыс. нормативных актов. Более 1,5 тыс. правовых актов федерального уровня сегодня содержат инновационную тематику. В имеющемся массиве законодательных актов зачастую сложно найти нужный документ, а тем более изучить его во взаимосвязи с другими нормами права, выявить и установить взаимозависимость различных разделов права. Только систематизация законодательства, подготовленная специалистами в области права, способна облегчить работу с законами.

Для решения задач модернизации экономики, повышения общего уровня конкурентоспособности необходимо не только разрабатывать и принимать необходимые нормативные правовые документы, но и упорядочить и систематизировать действующие правовые нормы, выработать единый механизм правового регулирования инновационной деятельности. Только тщательный анализ действующего инновационного законодательства поможет понять и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.

Необходимо отметить, что постепенно работа но формированию систематизированной нормативно-правовой базы сейчас началась. Кроме того, за последние несколько лет были разработаны и приняты принципиально важные законодательные документы, направленные как на регулирование отношений в инновационной сфере, так и определяющие характер ее развития в будущем. Огромную роль в вопросе развития законодательной базы призваны сыграть региональные власти.

Изначально Конституция РФ отнесла правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и интеллектуальной собственности к исключительному ведению РФ. Такой подход объясняется как важностью регулируемых общественных отношений, так и заинтересованностью всех субъектов Федерации и самой Федерации в едином правовом пространстве в сфере гражданско-правового регулирования.

В большинстве государств, в том числе федеративных, законодательство об интеллектуальной собственности, патентной службе строго централизовано, поскольку в этом секторе правоотношений единообразное регулирование служит интересам личности и государства в целом, гарантирует защиту творческой деятельности человека, производителей и создателей интеллектуального продукта. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности на федеральном уровне создает условия для сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны, предотвращения его утечки за рубеж и эффективного использования для решения задач социально-экономического развития.

Отнесение названных вопросов к исключительному ведению РФ не означает, однако, что субъекты Федерации в своих нормативных актах не вправе касаться этих вопросов. В настоящее время региональные власти должны принимать активное участие в правовом регулировании инновационной деятельности, в систематизации местной законодательной базы, призваны расширять права и свободы граждан по сравнению с тем, как они определены федеральным законодательством .

В целом задачи, стоящие перед органами государственной власти в области разработки, систематизации и развития инновационного законодательства, должны быть направлены на то, чтобы обеспечивать:

  • развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок (формирование системы долгосрочного прогнозирования развития приоритетных направлений науки и технологий, а также приоритетов научно-технической и инновационной деятельности);
  • повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности и формирование рынков потребления научно-технической продукции (создание системы государственных заказов, стимулирование инвестиций в инновационную сферу);
  • правовую охрану и защиту результатов интеллектуальной деятельности;
  • совершенствование механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере и регулирование взаимодействия между участниками инновационного процесса – субъектами инновационной деятельности;
  • создание, сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического и инновационного комплексов, повышение престижа научной, научно-технической, образовательной и инновационной деятельности;
  • организацию финансирования инновационной деятельности, повышение эффективности деятельности федеральных, межрегиональных фондов научного, научно-технического и технологического развития, интеграцию в этом направлении усилий государства и предпринимательского сектора экономики;
  • регулирование сферы международного научного, научно-технического и технологического сотрудничества, стимулирование создания международных научных организаций, научно-производственных структур, поддержку продвижения на мировой рынок отечественной научной и научно-технической продукции.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности в России осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности.

Законодательную базу, определяющую отношения в инновационной сфере, можно сгруппировать следующим образом.

  • 1. Правовые акты , определяющие целевые установки государственной политики (концепции , программы, доктрины ). Документы этой группы, как правило, являются декларативными актами.
  • 2. Указы, законы, постановления и распоряжения, определяющие функции органов государственной и исполнительной власти, научных, негосударственных организаций и фондов в части инновационной деятельности.
  • 3. Распоряжения Правительства РФ, утверждающие планы действий в области модернизации экономики на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Указанная группа нормативных актов содержит основные положения концепции реформирования науки, инновационного развития экономики, инфраструктуры инновационной деятельности, а также мероприятия по стимулированию инноваций.
  • 4. Законы, регулирующие статус инновационно-активных зон (наукоградов, академгородков и т.п.).
  • 5. Региональное законодательство об инновациях (законы и концепции).

Основные нормативные акты, регламентирующие государственную инновационную политику в области развития инновационной деятельности в стране, представлены в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Основные нормативные акты, регламентирующие отношения и принципы развития инновационной деятельности в Российской Федерации

Вид нормативного акта

Наименование нормативного акта

О науке и государственной научно-технической политике

О передаче прав на единые технологии

Федеральный закон

О статусе наукограда Российской Федерации

Федеральный закон

О коммерческой тайне

О Российской корпорации нанотехнологий

О патентных поверенных

Об образовании в Российской Федерации

Об особых экономических зонах в Российской Федерации

Часть IV (Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации)

Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации

О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации

О государственных научных центрах Российской Федерации

Указ Президента РФ

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу

О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологии

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации

Об утверждении Правил формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации

Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий

О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения

О Федеральном агентстве по науке и инновациям

О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности

Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности

Об использовании результатов научно-технической деятельности

О государственном учете результате в научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года

Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций – исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

О комплексе мер и развитии государственной поддержки малых предприятий в сфере материального производства и содействии их инновационной деятельности

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013–2020 годы

Основные направления реализации государственной политики но вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности

О концепции долгосрочного соци- ально-эконом ичсского развития Российской Федерации на период до 2020 года

О перечне научных организаций, за которыми сохраняется статус государственного научного центра Российской Федерации

О создании банка данных высокоэффективных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и инновационных проектов

Протокол Межведомственной комиссии по научно- инновационной политике от 15 февраля 2006 г. № 1

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года

Ключевую роль в регулировании и развитии инновационной деятельности в стране играют стратегические документы федерального уровня. К их числу необходимо отнести прежде всего стратегии и концепции развития страны в целом (например, Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года и дальнейшую перспективу) и стратегических отраслей в частности, а также – долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 г.

Для развития инновационных процессов в стране особое внимание также необходимо уделять законодательному регулированию процессов финансирования НИОКР. Основные нормативные правовые документы, регламентирующие порядок финансирования научных исследований и экспериментальных разработок представлены в табл. 4.4.

Анализ законодательства в инновационной сфере свидетельствует о значительном числе нормативных правовых документов. При этом наблюдается, о чем говорилось выше, отсутствие единой согласованной законодательной базы, несмотря на интенсивную работу усовершенствованию правового поля.

Таблица 4.4

Основные нормативные акты, регулирующие отношения в области финансирования научных исследований и экспериментальных разработок

Вид нормативного акта

Название нормативного акта

О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования

О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства

О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности

О единой государственной информационной системе учета научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения

Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок

Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации

Приказ Мининформсвязи РФ от 15 августа 2007 г. № 97 (зарегистрировано в Минюсте РФ 10 октября 2007 г. № 10295)

О Внебюджетном отраслевом фонде НИОКР Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации

В этой связи сегодня перед законодателями стоят две основные задачи:

  • упорядочение действующего федерального и регионального законодательства, регулирующего инновационную деятельность;
  • принятие единого расширенного специального закона, регулирующего на федеральном уровне инновационную деятельность в Российской Федерации, причем с учетом анализа объективно существующего российского (федерального и регионального) и зарубежного законодательства, правоприменительной практики, результатов проведения научных, статистических, социологических и политологических исследований. Инкорпорация норм международного права в законодательство России является одним из важнейших способов согласования норм международного и национального права.

При принятии закона, регулирующего инновационную деятельность в Российской Федерации, в числе принципиальных позиций должны быть закреплены нормы права: о принципах, предмете, субъектах правового регулирования инновационных отношений, их правах и обязанностях; о целях инновационного законодательства и сто месте в системе действующего законодательства; об источниках финансирования, мерах государственной поддержки, основах стимулирования творчества и инновационной активности всех субъектов инновационных правоотношений; о юридической ответственности всех субъектов гражданских правоотношений за нарушение исключительных прав.

Появление инновационного сегмента в экономике – это расширение инфраструктуры рынка, увеличение количества его элементов. Поэтому инновационная сфера является органичной частью экономической системы, а значит, методы регулирования, используемые для управления инновационной составляющей, аналогичны методам управления экономической системой.

В то же время из-за особенностей субъектного и объектного состава отношений, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности, оказалось недостаточно:

  • существующих гражданско-правовых норм, относящихся к институту интеллектуальной собственности;
  • норм обязательственного права, опосредующих оборот имущественных и неимущественных прав;
  • норм договорных конструкций о порядке проведения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

Необходимость участия государства, конечные цели деятельности субъектов, специфика научной сферы, в которой создаются потенциальные объекты инноваций, побуждают нас при регулировании инновационных отношений обращаться к нормам права, опосредующим деятельность в сфере управления, к институтам финансового и бюджетного права.

Правовая обеспеченность участников инновационного предпринимательства предполагает также наличие эффективного юридического механизма, оформляющего отношения его субъектов нс только с другими экономически обособленными участниками рынка, в основе поведения которых лежит законодательно предписанная диспозитивная модель поведения (отношения юридического равенства), но и с органами власти, в компетенцию которых входят действия в отношении субъектов инновационного предпринимательства – по разрешению, содействию, ресурсообеспечению, контролю.

Таким образом, вся совокупность правовых норм, регулирующих инновационные отношения и обеспечивающих эффективное экономическое поведение его участников, образует правовую среду инновационного предпринимательства. Опираясь на имеющиеся достижения юридической науки о системе права и законодательства, инновационное законодательство следует определить как комплексную отрасль законодательства, так как оно представляет собой совокупность разноотраслевых элементов.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (IV часть) от 18 декабря 2006 г. № 230-Φ3 (ред. от 23 июля 2013 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 сентября 2013 г.). Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
  • Управление инновациями для воспроизводства конкурентной экономики. С. 87.

Инновационная деятельность осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое обеспечение инновационной деятельности в современной России несовершенно. В декабре 1999 г. был принят Государственной Думой и утвержден Советом Федерации закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике", но затем он был отклонен Президентом РФ.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим начальные стадии инновационного процесса, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"- *(источник № 995), который регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).
Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, порядок формирования государственной научно-технической политики.
Особое значение для научно-технической сферы имеет Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"- *(источник № 996). Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации и охраной ее конфиденциальности. К информации, составляющей коммерческую тайну, отнесена научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау). Закон связан с решением проблемы контроля оборота результатов научно-технической деятельности.
Действуют законодательные акты, регламентирующие правовой режим отдельных интеллектуальных продуктов, таких, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы- *(источник № 997), программы для ЭВМ и базы данных- *(источник № 998), топологии интегральных микросхем- *(источник № 999), товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров- *(источник № 1000).
Существенную роль в бюджетном обеспечении инновационной политики играет БК РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ- *(источник № 1001). Фундаментальные исследования финансируются из средств государственного бюджета. Ежегодно в Федеральном законе "О федеральном бюджете" оговариваются инвестиционные проекты и их финансирование.
НК РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ устанавливает определенные льготы хозяйствующим субъектам, занятым в сфере инновационной деятельности.
При отсутствии законодательного акта, регламентирующего инновационную деятельность, возрастает значение подзаконных актов, связанных с ее правовым обеспечением.
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. В Основах сформулированы цель, задачи и важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий.
Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. утверждена постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 605- *(источник № 1002).
Основными задачами Программы являются развитие инфраструктуры инновационной деятельности, развитие механизмов стимулирования инновационной активности организаций всех секторов экономики, совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей создание и реализацию инноваций, а также эффективную защиту прав интеллектуальной собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.)- *(источник № 1003). В качестве главной задачи государственной политики в области развития науки и стимулирования инноваций рассматривается эффективное использование научно-технического потенциала для развития инновационной экономики.
Распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 1187-р утвержден План мероприятий на 2003-2005 гг. по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования- *(источник № 1004).
"Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002-2005 годы"- *(источник № 1005) содержит цели и задачи государственной инновационной политики, характеризует стратегию инновационного развития, механизмы реализации инновационной политики.
В целях усиления государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала и создания условий, способствующих привлечению инвестиций, Правительство РФ приняло постановление от 31 марта 1998 г. N 374 "О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу"- *(источник № 1006).
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности"- *(источник № 1007) направлено на обеспечение устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом.
Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 1607-р одобрены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности- *(источник № 1008). Данный акт принят во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. N 863- *(источник № 1009).
Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 7 утверждено Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности- *(источник № 1010). Такая инвентаризация представляет собой выявление прав на результаты научно-технической деятельности с целью их последующего учета и правомерного использования в гражданском обороте.
Постановлением Госкомстата РФ от 25 июля 2002 г. N 158 утверждена форма государственного федерального статᴎϲтического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности предприятия"- *(источник № 1011).
Ряд субъектов РФ, например Томская, Тверская и Новосибирская области, осуществляли попытки принять законодательные акты об инновационной деятельности. В научной печати эти попытки были названы единичными, в целом безуспешными акциями. В Саратовской области в 1997 г. был принят Закон "Об инновациях и инновационной деятельности"- *(источник № 1012). Под инновациями (нововведениями) в этом документе понимается результат научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности.
Московская городская Дума приняла Закон города Москвы от 7 июля 2004 г. "Об инновационной деятельности в городе Москве"- *(источник № 1013). Закон содержит понятия инновационной деятельности, продукции инновационной деятельности, субъекта инновационной деятельности и др. В Законе определены цели, задачи и функции инновационной системы города Москвы. В частности, указано, что инновационная система города Москвы формируется с целью обеспечения правовых, экономических, финансовых, социальных и иных условий инновационного пути развития экономики города Москвы.
В Законе характеризуются формы государственной поддержки инновационной деятельности, к которым относятся предоставление гарантий города Москвы под кредиты, содействие продвижению продукции инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках и т.д. Обращает на себя внимание вопрос о формировании Правительством Москвы системы льготного налогообложения инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты в рамках инновационной программы города Москвы.
В целях развития малого наукоемкого бизнеса в Москве Правительство Москвы приняло постановление от 2 ноября 2004 г. N 763-ПП "О городской целевой программе поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004-2006 годы"- *(источник № 1014). Программа содержит четыре подпрограммы, в которых рассматриваются вопросы нормативно-правового и научно-методического обеспечения развития и поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере, финансовые механизмы их поддержки, вопросы расширения деловых возможностей малого предпринимательства в инновационной сфере и развития городской инновационной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

Лекция, реферат. 20.2. Правовое регулирование инновационной деятельности - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.


26.03.2004/курсовая работа

История развития Православной Церкви и отношений с государством. Церковь и государство. Церковь и политика. Преступность, наказание, исправление. Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с церковью.

27.12.2003/реферат

Право муниципальной формы собственности, закреплённой в ст. 8 Конституции РФ, возникает из оснований, предусмотренных целым рядом законодатель-ных и иных правовых актов. Органы местного самоуправления. Способы формирования муниципальной собственности.

3.06.2008/реферат

Задачи, принципы и функции аттестационного производства. Правовое регулирование и стадии аттестационного производства. Поощрение сотрудников органов внутренних дел. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушения служебной дисциплины.

22.04.2003/реферат

Понятие, правовое регулирование и правовая природа договора возмездного оказания услуг. Элементы договора возмездного оказания услуг. Содержание договора возмездного оказания услуг.

7.02.2009/курсовая работа

Теоретический и правовой аспекты инвестиций в РФ. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ. Основные принципы инвестиционной политики муниципальных образований. Инвестиционная политика муниципального образования на примере города Пскова.

22.01.2009/реферат

Юридические лица и использование ими земель в Республики Беларусь. Правовое регулирование и общая характеристика использования земель. Классификация юридических лиц и описание их особенностей. Порядок приобретения и прекращения права пользования землей.

На современном этапе рамки инновационной деятельности в России постепенно расширяются с активным проникновением института инноваций в сферу бизнеса через предпринимательские структуры как в отраслях с крупным наукоемким производством, так и в малом предпринимательстве. К инновационной деятельности можно отнести комплекс научно-технических и посреднических работ, реализуемых в народном хозяйстве:

Организация внедрения тиражирования изобретений, «ноу-хау», научно-технических разработок, включая создание опытных образцов, проведение испытаний, разработку и передачу технологий и научно-технической документации, подготовку производства, проведение патентных исследований, дизайнерских работ;

Организация информационного поиска, создание и ведение баз данных;

Проведение научно-исследовательских, проектных и опытно-конструкторских, маркетинговых исследований, связанных с инновационным процессом;

Организация экспертизы проектов, проведение конкурсов, консалтинг;

Решение организационно-правовых, экономических, управленческих проблем, связанных с повышением эффективности производства, экономией сырья, материалов и энергоресурсов, улучшением обеспечения потребностей населения в товарах и услугах, с повышением экологической безопасности;

Подготовка и повышение квалификации кадров в области интеллектуальной деятельности, новых технологий, рыночных механизмов;

Проведение работ в области создания информационных технологий и продуктов;

Пропаганда достижений науки и техники, выставочное и издательское дело;

Международное научно-техническое сотрудничество.

В целом указанные направления связаны с инновационной деятельностью. Однако при их детальном рассмотрении необходимо обратить внимание на то, что из них следует выделить саму инновационную деятельность, которая отлична от сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), поскольку именно она представляет собой сам процесс использования нововведений в целях получения прибыли коммерческими предприятиями как главной задачи любого субъекта предпринимательства.

В качестве соответствующего инновационного продукта могут быть новые изобретения, изделия, технологии, управленческие механизмы, что является результатом инновационной деятельности. Исходя из такого подхода более точно инновацию (нововведение) можно определить как конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. С учетом этого в зависимости от характера деятельности производителей и потребителей определенных нововведений в предпринимательской сфере следует выделить инновации, прежде всего, в сфере производства и оказания услуг.

В производственной сфере предпринимательства принято выделять два вида инноваций: продуктовые и процессные. К продуктам относятся инновации, воплощенные в технологически новом либо в существенно улучшенном продукте. Именно технологически новый продукт следует рассматривать ядром продуктовых инноваций, поскольку таковым является тот продукт, который по своим конструктивным признакам, использованным для его изготовления материала, не имеет аналогов, что свидетельствует о присущей ему инновационной новизне, внедряемой в промышленном производстве. Исходя из этого, для характеристики технологически улучшенного продукта значимыми уже будут такие условия, как наличие определенного продукта, который в результате соответствующих инноваций претерпел, например, ряд существенных изменений, способствовавших получению ощутимого экономического эффекта от их использования.

Процессные инновации, в отличие от продуктовых, проявляются непосредственно не в виде нового оборудования, машин или материалов, а в виде внедрения технологически новых процессов производства либо их совершенствования путем существенного улучшения организации производственных циклов по изготовлению той или иной товарной продукции. Направленность таких инноваций заключается в повышении эффективности производства через использование новых либо усовершенствованных традиционных методов организации производственных процессов. Наряду с изложенным следует отметить, что для инноваций в рассмотренных сферах характерны такие общие черты, как применение отличающихся новизной разработок, технологий или знаний, что может быть воплощено в конструктивно новые технические продукты (машины, оборудование), программные средства, в которых нашли отражение не имеющие аналогов или усовершенствованные технологические процессы либо процедуры взаимодействия участников соответствующих системных методов управления бизнесом субъектов предпринимательства в отдельно взятом сегменте рыночной экономики в масштабах региона, страны. В результате, говоря о главной цели использования инноваций предприятием и другими видами субъектов предпринимательства, необходимо выделить устойчивое получение ими дополнительной прибыли в условиях рыночной конкуренции, основываясь на хозяйственной самостоятельности с возможным несением имущественного риска.

Для полноты характеристики инноваций по видам их необходимо различать по функциональному назначению, а именно: инновации производственные, организационно-экономические и управленческие, в социально-политической области и в сфере духовного производства (наука, культура, образование, искусство и др.). Кроме того, по уровню новизны, что уже отмечалось, принято различать: базисные инновации, т.е. нововведения, основанные на фундаментальных научно-технических результатах и направленные на освоение принципиально новых научно-технических систем и технологий; улучшающие инновации с созданием новых машин и материалов, направленностью которых является совершенствование параметров выпускаемой продукции, технологий. Приведенные классификации инноваций не исключают возможности их деления на виды по другим основаниям. Так, инновации можно различать по видам в зависимости от источников их финансирования, субъектного состава, генерирования и использования результатов инноваций, юридическим формам регулирования отношений участников инновационного процесса. Определяя инновации как собирательное понятие нововведений, целесообразно учитывать, что они проявляются как научные, конструкторские или технологические идеи, принципы, механизмы, организационные решения, принципиально новые технологии, а также усовершенствования или рационализация применяемых технологий. Вместе с тем сами по себе инновации - это результат (итог) процесса, который именуется инновационной деятельностью, представляющей собой разнообразные отношения, складывающиеся между ее участниками.

В понимании инновационной деятельности, как и инноваций, в отечественной экономической и правовой науке существуют различные подходы. В экономической науке чаще всего под инновационной деятельностью понимается «порядок создания нового товара от формирования его идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта» . Если рассматривать разработки представителей правовой науки, то в них также наличествует множество определений рассматриваемого понятия.

Согласно Основным направлениям политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации М.Фрадковым от 5 августа 2005 г. N 2473п-П7, под инновационной деятельностью понимается выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных:

На создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

Создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

Применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Политика Российской Федерации в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности. При этом целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Создание благоприятной правовой среды в отношении инновационной деятельности предусматривает совершенствование законодательства по следующим направлениям:

Охрану, использование и защиту результатов интеллектуальной деятельности;

Определение правовых норм, регламентирующих использование ресурсов систем научно-технической и военно-технической информации для информационной поддержки инновационной деятельности, включая обмен знаниями и технологиями между оборонно-промышленным и гражданским секторами экономики;

Создание правовых условий для консолидации усилий федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления по формированию инновационной системы;

Расширение полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по ресурсной поддержке инновационной деятельности;

Разработку и реализацию мер налоговой, таможенной и тарифной политики, нацеленных на стимулирование коммерциализации и внедрения в производство новых технологий;

Создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности, включая развитие форм совместного финансирования инновационных проектов за счет средств федерального бюджета и средств частных инвесторов;

Создание институциональных и правовых условий для развития венчурного предпринимательства в области наукоемких инновационных проектов.

Согласно Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в п. 2 ст. 11, определяющем принципы государственной научно-технической политики, в п. 1,2 и 4 ст. 112, закрепляющих объем компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов в области формирования и реализации государственной научно-технической политики, только упоминается понятие «инновационная деятельность» без какой-либо его содержательной характеристики. При этом данное понятие фигурирует в условиях соответствующих норм настоящего закона вместе с такими понятиями, как научная и научно-техническая деятельность, что свидетельствует о признании законодателем различий между этими видами деятельности.

С учетом этого обстоятельства отметим, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» под научной деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний как фундаментального, так и прикладного характера. Тогда как научно-техническая деятельность определяется как деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения системного функционирования науки, техники и производства. Кроме того, с учетом рассматриваемых проблем следует принять во внимание данные в этом законе определения научно-технического результата и продукции. Так, если научно-техническим результатом признается продукт научной или научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения, зафиксированные на любом информационном носителе, то к научно-технической продукции отнесен сам научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности.

Закон о науке прямо предусматривает развитие государственной политики в отношении науки. Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.

К мерам государственной поддержки научной, технической и инновационной деятельности относят следующие, которые разбиты по направлениям деятельности государства:

В области финансов;

Области сохранения и подготовки научных кадров;

Области совершенствования структуры государственного сектора науки и высоких технологий, укрепления материально-технической базы науки, повышения эффективности использования государственного имущества;

Области эффективного использования результатов научной и научно-технической деятельности и создания условий для их коммерциализации.

Концепция развития науки определяется Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1) , которая в качестве генеральной цели стратегии определяет развитие научного потенциала и превращение его в важную часть экономики страны. Данный документ имеет долговременное действие и разбивает процесс развития науки в указанный период на три этапа, опосредующие определенный набор задач. На первом этапе приоритетом выступают развитие фундаментальной науки, стимулирование внедрения в предпринимательство инновационных технологий, создание недостающих элементов инновационной инфраструктуры, т. е. отдельных отраслей научных и научно-технических знаний, а также подведение их под международные принципы. Второй этап предусматривает включение инноваций в глобальную экономику, реализацию крупных научных проектов, создание целостной инновационной системы. В третьем этапе должны будут проводиться развитие сектора исследований, изменение реализации крупных проектов в связи с развитием науки, развитие инновационных систем в соответствии с зарубежными стандартами.

В целом инновации дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии, где преобладают технологические инновации; а в остальных отраслях - продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат. Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана:

− на поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;

− поиске необходимых ресурсов;

− создании и управлении предприятием;

− получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.

При этом для регулирования инновационной деятельности сегодня не существует специального законодательства, посвященного инновационному предпринимательству, поэтому используются общие законы, направленные на регулирование инновационной деятельности в целом. Не существует и определенной системы законодательных актов, способствующих ее активизации. Правовая незащищенность инновационного предпринимательства, деятельность которого связана с большими рисками, делает инновационную сферу недостаточно привлекательной для российских и зарубежных инвесторов. Хотя при этом данная сфера бизнеса является зоной потенциально благоприятной и привлекательной для инвестирования при наличии комплексного правового регулирования, которое подразумевает максимальную широту охвата и согласованность использования государственной поддержки инновационного процесса.

Правовая база, регламентирующая развитие инновационной инфраструктуры и инновационное предпринимательство, может быть охарактеризована как многоуровневое и слабо структурированное правовое образование, складывающееся из нормативно-правовых актов различной отраслевой принадлежности, направленных на регулирование отношений с не четко определенным особым субъектным составом и недостаточно согласованным понятийным аппаратом. Тем не менее, можно констатировать, что начато формирование отдельных блоков нормативно-правовых актов, которые определяют основные институциональные особенности, правовые контуры преобразования законодательства в этой предметной области. Анализ правовой базы показал, что возможно классифицировать нормативно-правовые акты, направленные на регулирование инновационной деятельности, по следующим признакам:

Юридическая сила нормативно-правовых актов (федеральные законы, подзаконные акты, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, локальные акты предприятий), определяющая принципы непротиворечивости правовых актов;

Нормативное содержание нормативно-правовых актов (общие правовые предписания или специальное правовое регулирование), например, Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года (одобрено Правительством РФ от 17.01. 2008) ;

Отраслевая принадлежность (гражданское, финансовое, экологическое право и т.д.): Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ;

По сфере народного хозяйства (металлургическая, химическая, легкая промышленность, фармацевтика, транспорт, электроэнергетика и др.), например, Приказ Минпромэнерго РФ от 14.03.2008 № 119 «Об утверждении Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года», Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об электроэнергетике» и Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» и др.;

По региональной ориентированности, например, Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года», Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» и т.д.

Основными направлениями формирования правовой среды, связанными с обеспечением благоприятных условий для развития инновационной инфраструктуры и инновационного предпринимательства являются положения:

О науке и научно-технической деятельности;

Предпринимательской деятельности и формах ее осуществления;

Интеллектуальной деятельности, а также коммерциализации и внедрении в производство новых технологий;

Инвестиционной деятельности;

Налоговом, таможенном и тарифном регулировании.

Отсутствие базового законодательного акта, который бы закреплял понятие и виды инноваций с учетом современных мировых тенденций, механизм осуществления инновационной деятельности, порядок ее поддержки со стороны государства в наукоемких сферах производства, формы стимулирования привлечения иностранных инвестиций для активизации нововведений в ключевые для современной экономики области, включая информационные технологии.

Если сопоставить нормативные правовые акты действующего законодательства, в той или иной мере предназначенные для регулирования отношений, связанных с инновационной деятельностью, то из их числа можно сгруппировать несколько блоков правовых источников в зависимости от их формы и целевой направленности. Так, следует выделить законодательные акты с нормами, призванными регулировать в качестве объекта интеллектуальную собственность, научно-техническую деятельность и отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов - объектов промышленной собственности. С учетом вышеуказанного следует подчеркнуть, что правовой базой инновационных процессов в России на сегодняшний день является законодательство об интеллектуальной собственности, принятие которого в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ находится в федеративном ведении.

Согласно ст. 138 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) в качестве интеллектуальной собственности признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции и выполняемых работ или услуг. Вместе с тем в ГК РФ нет специальных норм, определяющих инновационную деятельность как объект регулирования, что дает основание для констатации факта отнесения законодателем инноваций к специфическому объекту, который не может быть отнесен к традиционным гражданско-правовым институтам.

Вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности являются весьма важными в инновационной сфере, так как призваны обеспечить основу инновационного предпринимательства и являются необходимым условием конкурентности и коммерческой привлекательности. Согласно ст. 2 ГК РФ под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. Следовательно, инновационное предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от инновационной технологии и/или инновационного продукта.

Помимо вышеперечисленных факторов, влияющих на становление и развитие венчурной деятельности, следует выделить проблемы стандартизации и управления качеством. При решении вопросов сертификации и контроля качества инновационной продукции гарантируется определенный уровень качества продукции и технологий. В рыночных условиях они представляют собой часть более широкого понятия - «управление качеством продукта» как совокупности форм и методов достижения определенных потребительских свойств товара, обеспечивающих определенную конкурентоспособность выпускающей его фирме при производстве и продвижении товара на рынок к потребителю.

В сравнении с указанными актами Закон о техническом регулировании нацелен на установление требуемых со стороны государства технических параметров, которые должны предъявляться в отношении продукции, процессов проектирования (включая изыскания), используемых в различных сферах производства, строительства, монтажа, наладки и т. д.

Система управления качеством, обеспечение установленных технических требований при разработке и внедрении в производство инновационного продукта должны быть включены в организационный механизм осуществления инновационной деятельности. Инновационный продукт, запущенный в массовое производство, должен быть обеспечен гарантией надлежащего качества, за которое могут нести солидарную ответственность предприниматель-разработчик инновационного продукта и производитель. Именно эти субъекты инновационного предпринимательства заинтересованы напрямую в обеспечении конкурентоспособности.

Предыдущая

Отсутствие нормативно-правового регулирования является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности, и, понимая это, органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток принятием региональных документов. Сложность разработки нормативно-правовых актов по инновационной деятельности состоит прежде всего в том, что до настоящего времени основные понятия «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная политика» и другие термины трактуются неоднозначно.

Экономическая литература содержит исследования, посвященные методологическим и концептуальным проблемам инновационной деятельности, состоянию организационно-экономических механизмов функционирования инновационных составляющих. Объем же правовых исследований, относящихся к проблематике инновационных отношений, весьма незначителен. В чем причина того, что законодательная деятельность по вопросам инноваций сегодня оказалась не подкреплена необходимыми научными исследованиями в области права? Ведь отсутствие системных исследований по проблемам инновационных отношений делает невозможной разработку научно обоснованных практических рекомендаций для исполнительной и законодательной власти. Ответ на поставленный вопрос позволит понять, почему инновационное законодательство развивается медленно и непоследовательно, без четкой концепции, без определения предмета и методов правового регулирования, а также круга регулируемых отношений, таких как проект закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации».

Инновационная тематика имеет экономические корни, поэтому до сих пор она разрабатывалась преимущественно экономистами. Но комплексность этой области знаний чрезвычайно высока. Представители правовой науки последовательно указывают на то, что создание четкого механизма правового регулирования в сфере инноваций есть необходимый элемент экономических реформ. Однако пока современная юридическая доктрина предметно не обращалась к тематике инновационной деятельности. Поэтому право призвано решать жизненные ситуации, немедленно и адекватно реагировать на них, отвечать сегодняшним требованиям изменяющихся общественных отношений.

Задача экономической науки в области теории инновации состоит в формировании системы знаний относительно сущности инновационной деятельности как экономического явления. Вклад юриспруденции в эту область должен состоять в осмыслении с позиций правоведения отношений в сфере инновационной деятельности, выработке научно обоснованных рекомендаций в адрес законодателя о формах и методах правового регулирования этих отношений.

Современное законодательство России в отличие от законодательства советского периода состоит из сотни тысяч нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами под влиянием тех или иных общественных настроений, в ответ на настоятельные требования развивающейся экономики. В такой ситуации рано или поздно возникает острая потребность в упорядочении действующей правовой системы, обработке законов, сведении их в единое целое. Одним из способов решения таких проблем является систематизация законодательства, которая предоставляет специалисту возможность оперативно находить и точно истолковывать необходимые нормы права, а законодателю, в частности, - стать основой для выработки единой правовой концепции, правового механизма, регулирующего инновационную деятельность .

Ежегодно в России органами законодательной и исполнительной власти принимаются около двух тысяч нормативных актов. Более 1800 правовых актов федерального уровня сегодня содержат инновационную тематику. Такое количество нормативных документов, упоминающих в своем контексте словосочетания «инновация», «инновационный продукт», «инновационная деятельность», не только затрудняет изучение, но и делает непростым его применение. В имеющемся массиве законодательных актов зачастую сложно найти нужный документ, а тем более изучить его во взаимосвязи с другими нормами права, выявить и установить взаимозависимость различных разделов права. Любая справочно-правовая система - всего лишь технический инструмент в руках профессионала, автоматизированное рабочее место. Только систематизация законодательства, подготовленная специалистами в области права, способна облегчить знакомство с законами, упорядочить их, сократить время для их изучения. В настоящее время состояние правового регулирования инновационных отношений в целом характеризуется бессистемностью и отсутствием единого комплексного подхода. Поэтому сегодня законодательная деятельность должна состоять не только в принятии очередных нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность, но и в упорядочении действующих правовых норм и выработке единого механизма правового регулирования инновационной деятельности. Только тщательный анализ действующего инновационного законодательства поможет понять и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.

Конституция РФ отнесла правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и интеллектуальной собственности к исключительному ведению Российской Федерации. Такой подход объясняется как важностью регулируемых общественных отношений, так и заинтересованностью всех субъектов Федерации и самой Федерации в едином правовом пространстве в сфере гражданско-правового регулирования.

В большинстве государств, в том числе федеративных, законодательство об интеллектуальной собственности, патентной службе строго централизовано, поскольку в этом секторе правоотношений единообразное регулирование служит интересам личности и государства в целом, гарантирует защиту творческой деятельности человека, производителей и создателей интеллектуального продукта. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности на федеральном уровне создает условия для сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны, предотвращения его утечки за рубеж и эффективного использования для решения задач социально-экономического развития. Однако отнесение названных вопросов к исключительному ведению Российской Федерации не означает, что субъекты Федерации в своих нормативных актах не вправе касаться этих вопросов. Напротив, они должны расширять права и свободы граждан по сравнению с тем, как они определены федеральным законодательством. Единственное ограничение, обозначенное законодателем, состоит в невозможности сужать и ущемлять права граждан.

Многие субъекты Федерации воспользовались этим правом и в период с 1997 г. по май 2005 г. приняли 35 законов, регулирующих инновационную деятельность на своей территории (более подробно см. ). Образовалась правовая коллизия. С одной стороны, правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и интеллектуальной собственности относится к исключительному ведению Российской Федерации, а следовательно, субъекты Федерации вышли за пределы своих полномочий, а с другой стороны - законы, принятые субъектами Федерации, не противоречат федеральному закону, поскольку на федеральном уровне до настоящего времени не принят закон «Об инновациях и инновационной деятельности в Российской Федерации». А рынок продолжает настоятельно требовать законодательного регулирования инновационных отношений. Ожидается, что после принятия соответствующего федерального закона региональное инновационное законодательство будет приведено в соответствие с федеральным.

Сегодня около 1800 нормативных актов федерального уровня содержат инновационную терминологию. Однако анализ инновационного законодательства, проведенный М.В. Волынкиной , свидетельствует о том, что систематизации подлежат не более 130 из них, поскольку все остальные содержат лишь ряд популистских инновационных словосочетаний - «инновационное развитие», «инновационная перспектива» и т.п.

Специальную законодательную базу об инновациях можно сгруппировать так.

  • 1. Правовые акты, определяющие целевые установки государственной политики (концепции, программы, доктрины). Документы этой группы, как правило, являются декларативными актами.
  • 2. Указы, законы, постановления и распоряжения, определяющие функции органов государственной и исполнительной власти, научных, негосударственных организаций и фондов в части инновационной деятельности.
  • 3. Распоряжения Правительства РФ, утверждающие планы действий в области модернизации экономики на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Указанная группа нормативных актов содержит основные положения концепции реформирования науки, инновационного развития экономики, инфраструктуры инновационной деятельности, а также мероприятия по стимулированию инноваций.
  • 4. Законы, регулирующие статус инновационно активных зон (наукоградов, академгородков и т.п.).
  • 5. Региональное законодательство об инновациях (законы и концепции).

Основные нормативные акты, регламентирующие государственную инновационную политику, представлены в табл. 1.6.

Анализ инновационного законодательства свидетельствует об отсутствии единой согласованной государственной политики в области инновационного развития экономики страны, а следовательно, и системности в ее правовом регулировании. При этом можно отметить, что на федеральном уровне отсутствуют:

  • единая концепции развития инновационной экономики России;
  • точная инновационная терминология, содействующая единообразному пониманию и применению инновационного законодательства всеми субъектами права.

Нормативные акты, регламентирующие государственную инновационную политику РФ

Таблица 1.6

Название нормативного акта

О Федеральной инновационной программе «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений»

О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 годы

Об утверждении федеральной целевой программы «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений»

Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 (в ред. постановления Правительства РФ от 17 декабря1999 г.

1399)

О Федеральной программе государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 годы

О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности

Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 884 (в ред. Указов Президента РФ от 1 августа 2004 г. № 1114)

О доктрине развития российской науки

Вид нормативного акта, дата и №

Название нормативного акта

О науке и государственной научно- технической политике

Об утверждении программы Правительства Российской федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах»

О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу

О концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 годов

О создании банка данных высокоэффективных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и инновационных проектов

О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологии

О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы

Об утверждении соглашения о формировании и статусе межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технической сфере

О комплексе мер и развитии государственной поддержки малых предприятий в сфере материального производства и содействии их инновационной деятельности

  • 2001 г. № 910-р (в ред. постановления Правительства РФ от 6 июня
  • 2002 г. № 388)

О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)

Вид нормативного акта, дата и №

Название нормативного акта

Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности

Протокол совместного заседания Совета безопасности РФ, президиума Государственного Совета РФ и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 г.

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу

Стратегия экономического развития Сибири

Основные направления государственной инновационной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу(2003- 2005 годы)

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года

Сегодня перед законодателем стоят две основные задачи:

  • 1) упорядочение действующего федерального и регионального законодательства, регулирующего инновационную деятельность;
  • 2) принятие специального закона, регулирующего на федеральном уровне инновационную деятельность в Российской Федерации, причем с учетом анализа объективно существующего российского (федерального и регионального) и зарубежного законодательства, правоприменительной практики, результатов проведения научных, статистических, социологических и политологических исследований. Инкорпорация норм международного права в законодательство России является одним из важнейших способов согласования норм международного и национального права.

В настоящее время основные планы, определяющие действия Правительства РФ по реализации инновационной политики, сформулированы в ряде нормативных актов. Основные из них представлены в табл. 1.7.

Таблица 1.7

Нормативные акты,

определяющие планы действия Правительства РФ по реализации инновационной политики РФ

Вид нормативного акта, дата и №

Название нормативного акта

План действий по реализации концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 годов

План действий на 1999-2000 годы по реализации концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы

План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы

  • 2000 г. № 1072-р Распоряжение Правительства РФ от 14 июля
  • 2001 г. № 993-р

Приложение к плану действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы

План действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2002 году основных положений программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)

Вид нормативного акта, дата и №

Название нормативного акта

План действий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации

План мероприятий на 2003-2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования

План действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2004 году положений программы социально- экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)

Основные направления Правительства Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года

При принятии закона, регулирующего инновационную деятельность в Российской Федерации, в числе принципиальных позиций должны быть закреплены нормы права:

о принципах, предмете, субъектах правового регулирования инновационных отношений, их правах и обязанностях;

о целях инновационного законодательства и его месте в системе действующего законодательства;

об источниках финансирования, мерах государственной поддержки, основах стимулирования творчества и инновационной активности всех субъектов инновационных правоотношений;

о юридической ответственности всех субъектов гражданских правоотношений за нарушение исключительных прав.

Появление инновационного сегмента в экономике - это расширение инфраструктуры рынка, увеличение количества его элементов. Поэтому инновационная сфера является органичной частью экономической системы, а значит, методы регулирования, используемые для управления инновационной составляющей, аналогичны методам управления экономической системой.

В то же время из-за особенностей субъектного и объектного состава отношений, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности, оказалось недостаточно:

  • существующих гражданско-правовых норм, относящихся к институту интеллектуальной собственности;
  • норм обязательственного права, опосредующих оборот имущественных и неимущественных прав;
  • норм договорных конструкций о порядке проведения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

Необходимость участия государства, конечные цели деятельности субъектов, специфика научной сферы, в которой создаются потенциальные объекты инноваций, побуждают нас при регулировании инновационных отношений обращаться к нормам права, опосредующим деятельность в сфере управления, к институтам финансового и бюджетного права.

Правовая обеспеченность участников инновационного предпринимательства предполагает также наличие эффективного юридического механизма, оформляющего отношения его субъектов не только с другими экономически обособленными участниками рынка, в основе поведения которых лежит законодательно предписанная диспозитивная модель поведения (отношения юридического равенства), но и с органами власти, в компетенцию которых входят действия в отношении субъектов инновационного предпринимательства - по разрешению, содействию, ресурсообеспечению, контролю (субординационные властеотношения).

Таким образом, вся совокупность правовых норм, регулирующих инновационные отношения и обеспечивающих эффективное экономическое поведение его участников, образует правовую среду инновационного предпринимательства.

Опираясь на имеющиеся достижения юридической науки о системе права и законодательства, инновационное законодательство следует определить как комплексную отрасль законодательства, так как оно представляет собой совокупность разноотраслевых элементов. Большинство правовых норм об инновациях напрямую воплощают те принципы регулирования, которые характерны для базовых, фундаментальных отраслей - главным образом права гражданского. Поэтому оптимальным местом для кодификации общих положений и принципов инновационных отношений является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) - естественный центр кодификации всех норм гражданского права, а специальным актом должен стать Федеральный закон «Об инновациях и инновационных отношениях в Российской Федерации».