Наука совсем ничего не знает о старости. Эссад Бей: Человек, который ничего не знал о любви Как работает организм Человека

Кризисные моменты случаются в жизни у каждого человека. В некоторые дни ничего не получается, и лень ощущается настолько остро, что просто нет сил собраться и сделать хоть что-то. Радует то, что после такого периода затишья обычно начинается подъем, и мы за считанные часы переделываем все дела и находим время на интересный отдых. Но как поступить, если вам встретился человек, который не хочет ничего делать постоянно. Или если именно так можно охарактеризовать вас?

Пытаемся выявить причины бездействия

Некоторые люди действительно очень ленивы по своей природе. С раннего детства они еле-еле собираются на занятия, затем кое-как учатся в институте, потому что так положено, выйдя во взрослую жизнь, они так и остаются неорганизованными и пассивными наблюдателями. Если разобраться, то несложно понять, что такие личности не умеют собираться и не имеют особых амбиций. Часто человек, который не хочет ничего делать, просто не имеет правильной мотивации. Не достает таким людям и самоорганизованности. Начать стоит с Подумайте над тем, чего бы вам хотелось добиться. Если искренних желаний нет, постарайтесь убедить себя в том, что достижение той или иной высоты поможет вам значительно улучшить свою жизнь. Запишите найденные цели, пускай даже сейчас они вам кажутся недосягаемыми. И составляйте планы по их достижению.

От планирования к действиям

Неважно, чего вы хотите, купить машину или вступить в выгодный брак. Помните, что человек, который ничего не делает, вряд ли чего-либо добьется. На самом деле, для того чтобы совершить крупную покупку, вам следует только начать больше зарабатывать (занять более высокую должность или найти дополнительный источник дохода), научиться копить деньги и, быть может, взять кредит, если у вас есть возможность его своевременно погашать. Если вы человек, который не хочет ничего делать, не забывайте себе каждый день напоминать о своей мечте. Вы должны помнить, что даже самое незначительное ваше действие приближает вас к исполнению желания. Также думайте о том, насколько лучше вы станете жить, когда добьетесь своей цели.

Сижу, ничего не делаю, а мечты сбываются?

Если вы сумеете разработать правильную стратегию, достичь поставленной цели вы сможете с минимальными усилиями. Постарайтесь сделать процесс увлекательным. Можете радовать себя какими-то мелочами за каждую успешную неделю. Например, устраивать себе отдых, или совершать незначительные покупки. Даже самый ленивый человек, который не хочет ничего делать, станет активней, как только его жизнь станет интереснее. Старайтесь получать больше ярких эмоций. Например, уговорите себя быстро сделать скучное дело ради того, чтобы пообедать вместе с друзьями. Если вы копите деньги на какую-то крупную покупку, радовать себя можете и нематериальными вещами. Предположим, позвольте себе несколько часов в субботу провести перед телевизором или за компьютером за то, что вам удалось отложить неплохую сумму за неделю. Или отправляйтесь гулять на весь день. Для того чтобы всегда оставаться активным и жизнерадостным, не забывайте своевременно придумывать новые желания и цели. И помните, что нет предела совершенству.

«Вот же старая грымза, - с тоской думал Том Рейсс, глядя на удаляющийся женский силуэт. - Девяносто шесть лет, а туда же. Пошла примерять очередное норковое манто. Сейчас вернется, начнет рассказывать, как ей подарили эти меха, кокетничать и уходить от вопросов. А о деле - ни слова».

Журналист «Нью-Йоркера» сидел в роскошной гостиной и пил черт знает какую по счету чашку крепчайшего черного кофе. Ему было скучно. В Bern" к бывшей владелице литературного агентства, а ныне - бездетной и жутко болтливой старушке с неплохим состоянием его привела многолетняя охота за документами, касавшимися таинственного персонажа по имени Курбан Саид. Он же Мухаммед Эссад бей, он же Лев Нуссимбаум. Рейсс колесил по Европе, Азии и Кавказу уже пятый год, и каждая новая находка повергала его во все большее изумление. Складывалось впечатление, что у этого Саида Эссада бея Нуссимбаума была не одна, а как минимум, пять жизней. Хрупкий еврейский мальчик, сын бакинского нефтяного миллионера; арабский шейх в изгнании, сочинитель популярных в Третьем рейхе авантюрных романов; несостоявшийся биограф Муссолини; помощник великого князя Владимира Кирилловича; автор известнейшего азербайджанского романа «Али и Нино»; друг семьи Пастернак и соперник Набокова; таинственный турок в феске, о котором в конце 30-х наперебой писали американские, чешские и германские газеты... Казалось невозможным, что все это - один и тот же человек. И тем не менее в ходе поисков Рейсе все более убеждался в том, что это именно так. Нуссимбаумом в свое время интересовались гестапо, Троцкий и персидская разведка, а теперь, спустя почти полвека, им заинтересовался дотошный американец, который до этого с трудом мог найти на карте Азербайджан.

Это неожиданное расследование началось с пустяка: в 1998-м Тома Рейсса, энергичного корреспондента «Нью-Йоркера» и будущего автора книги «Ориенталист» послали в Баку - писать про «новых бакинских» и нефтяной бум, благодаря которому в столице Азербайджана снова затеплилась ночная жизнь. Приятель сунул ему в дорогу «лучший роман о Кавказе всех времен» - потрепанную книжечку под названием «Али и Нино», выпущенную американским издательством «Пингвин» в 1972 году. Рейсе ранее никогда не слышал имени автора - Курбан Саид, но, изучив заднюю обложку, не без изумления обнаружил, что роман «Али и Нино» довольно долго находился в списке европейских бестселлеров и похвалы ему пели обозреватели «Нью-Йорк таймс», «Лайф» и «Вашингтон пост». «Курбан Саид - это псевдоним, - значилось в предисловии. - Однако кто он - никто не знает. Известно лишь, что автор - татарского происхождения и уже отошел в мир иной. Где и при каких обстоятельствах - сказать невозможно».

«Али и Нино» оказалась классической историей любви, только Ромео был мусульманином, а Джульетта - христианской девушкой, и происходило все в предреволюционном Баку. Выпивая с бакинскими олигархами и топ-менеджерами нефтяных компаний, Рейсс обнаружил, что «Али и Нино» в Азербайджане до сих пор считают классикой - некоторые из его новых знакомых могли цитировать книжку целыми главами, но кто такой Курбан Саид, действительно никто не знал! Точнее, версий было столько же, сколько и людей: через неделю репортер уверился, что каждый второй житель Баку считает, что «Али и Нино» написал его дед, или дядя по материнской линии.

Однажды утром он купил в фойе гостиницы английскую книжку с завлекательным названием «Кровь и нефть на Востоке», подписанную именем Эссад бей. Книга вышла в свет семьдесят лет назад и с тех пор много раз переиздавалась. Каково же было его удивление, когда на обложке рядом с именем автора он увидел приписку - «от автора « Али и Нино». На обороте обнаружилось пояснение: «Эссад бей, автор этой книги, в конце 20-х годов принял иудаизм, поменял имя, став Львом Нуссимбаумом, и переехал в Берлин, примкнув к кругу немецких интеллектуалов. В начале 30-х он перебрался в Вену и опубликовал прекрасный роман «Али и Нино» под псевдонимом Курбан Саид. Пытаясь избежать преследований, он оказался в Италии, где в 1942-м ранил себя ножом в ногу и от полученной раны скончался».

Более бредовую историю сочинить было нельзя. Кто в трезвом уме, собираясь в Берлин в конце 20-х, принял бы иудаизм? И зачем этому Эссад бею становиться Львом Нуссимбаумом, а потом Курбаном Саидом? Ранил себя ножом в ногу... Что за чертовщина! А как же почивший татарин? Однако распалившееся любопытство Рейсса было уже не унять: он твердо решил раскопать, где правда, а где вымысел и кто же такой этот Лев-Эссад-Курбан. Затея вылилась в длительное расследование - Рейсса забрасывало в грузинские деревни и предгорья Армении, на побережье Италии и в пригороды Стамбула, в Берлин, Париж, Батуми, Тифлис... Он копался в архивах, беседовал с престарелыми вдовами нефтяных баронов, общался с востоковедами и знатоками Третьего рейха - и вот теперь сидел в гостиной фрау Терезы Мёгле, девяностошестилетней бывшей владелицы австрийского издательского дома, который вплоть до 1945 года ведал делами Льва Нуссимбаума - Курбана Саида - Эссад бея.

Фрау Тереза напоминала маленькую хищную птичку. Несмотря на возраст, она прекрасно себя чувствовала, а память ее была свежа, как у младенца. Сколько стоили бриллианты до и после аншлюса, какой сорт кофе предпочитали ее авторы, сколько она пожертвовала в различные фонды помощи детям Африки после того, как война закончилась: «Видите ли, у меня очень доброе сердце, и, конечно же, я не симпатизировала этим ужасным нацистам». «Наши авторы были в основном евреями - говорила она, округляя глаза. - И они, знаете ли, все покинули нас, когда Австрию оккупировал Гитлер. Вот так, ни сказав ни слова. Оставили заниматься их делами, а сами разбежались». «Зато фрау Тереза чувствовала себя прекрасно, - думал Рейсс. - Еще несколько лет издательский дом продолжал печатать их книги, доходы поступали в кассу, ну а посылать гонорары было некому. Надо полагать, фрау не очень-то стремилась узнать о судьбе беженцев».

Все конкретные вопросы его собеседница элегантно обходила, жалуясь на внезапную забывчивость и преклонный возраст, и Рейсе уже собирался вежливо откланяться, как вдруг фрау небрежно обронила: «А вы читали последний роман Курбана Саида «Человек, который ничего не знал о любви»?» Репортер насторожился: о таком он даже не слышал. « Ах, ну еще бы, - кивнула фрау. - Его же никто не читал, кроме меня. Саид написал его незадолго до кончины и прислал своей конфидентке, одной баронессе, а она переслала его мне, в Вену. Подождите, я сейчас принесу».

Она вернулась, держа в руках шесть больших блокнотов в коленкоровых переплетах. «Они пролежали у меня больше пятидесяти лет! - воскликнула фрау Тереза. - Я могла бы сделать большие деньги! Это ведь что-то вроде автобиографии, вся его жизнь - поразительная, знаете ли. Но отчего-то не стала. А потом и вовсе забыла. Вы можете почитать их, пожалуйста. Не думаю, что кто-нибудь еще может ими заинтересоваться». Дрожащими руками Рейсс открыл первую страницу. Небрежным, но четким почерком там было выведено: «Курбан Саид. Человек, который ничего не знал о любви. Часть первая». И ниже фраза: «Боль - сильнее жизни, сильнее смерти, любви, верности, чести. Пред лицом смерти, когда мне нечего больше скрывать, я опишу здесь, максимально честно и без прикрас, ту странную жизнь, которая стала моей судьбой...»

Четырнадцатилетний Лева Нуссимбаум лежал на песке бескрайней персидской пустыни и задумчиво глядел на звезды. Темная тихая ночь. Верблюды их небольшого каравана вздрагивали во сне, а рядом, в походном шатре, похрапывал Абрам Нуссимбаум, бывший бакинский миллионер и владелец нефтяных месторождений, ныне - беглец, удиравший вместе с сыном от новой большевистской власти. В подошвах специально сшитых ботинок были спрятаны бриллианты, ценные бумаги зашиты в подкладку пиджака.

О такой жизни - караваны, погонщики, пустыни, древние арабские песни, погони и авантюрные приключения - Лев мечтал еще ребенком, проводя бесконечные часы в отцовской библиотеке, набитой турецкими, персидскими, афганскими сказками и преданиями. За ворота Левушке Нуссимбауму выходить не разрешалось: в Баку были слишком распространены похищения с целью выкупа, а кого и похищать, если не детей миллионеров? Его нечастые прогулки выглядели комично: впереди бежали два дюжих охранника, позади на лошади ехала гувернантка, дородная немка Алиса. Он оказался лишен даже мимолетной детской «радости» расквасить нос, споткнувшись на бегу, - в последний момент его всегда подхватывал верный Хамзат или Бадри, а по длинным лестницам отцовского дома мальчика обычно носили на руках - на всякий случай. Вот и получилось, что детство Лев проводил читая древние манускрипты и изучая языки. Часто лежа на нагретой крыше, он вглядывался в зеркальную гладь Каспийского моря, воображая далекие, полные опасностей пустыни.

Иногда он сбегал и бродил по восточной части города, рассматривая старинные дома, полустершуюся арабскую вязь на воротах и подслушивая чужие разговоры на базаре. Впрочем, Баку начала века меньше всего был похож на старинный восточный город: деньги от нефти, новой крови мира, хлынули в бывший сонный форпост Азербайждана и превратили его в сияющую столицу. Население города росло быстрее, чем население Парижа, Нью-Йорка или Лондона. Сюда устремились шведы, евреи, русские и осетины, здесь братья Нобель заработали свои первые крупные деньги, здесь отметились Ротшильды - и все, казалось, стремились как можно скорее потратить шальные дивиденды: давали балы, выписывали лучших оперных певиц, закатывали невиданные банкеты, стараясь соединить мудрость Востока с технологией Запада. «Баку стал великим городом! - провозглашали на светских раутах. - Таким, как Багдад, Париж и Питсбург, здесь у каждого есть шанс стать богачом!» Новые нефтяные бароны привозили в Баку кусочек Европы, с которой они усиленно знакомились в путешествиях: один заказал себе особняк в виде точной копии готического костела («Это же так красиво!»), другой выстроил свою собственную Парижскую оперу, была даже попытка воссоздать в Баку новый Лувр. А Лева Нуссимбаум проводил лето за летом в Баден-Бадене под пристальным надзором Алисы и лишь изредка выбирался за пределы Баку, посещая поселения таинственных горских евреев, которые могли написать свое имя кинжалом быстрее, чем Лев успевал моргнуть.

Биография его была заранее предопределена: русская гимназия, частные уроки, елки у Ашурбековых и Ассадулаевых, домашние вечеринки, фанты, а в недалеком будущем - приличная должность на отцовских предприятиях. Лева стал бы выгодной партией - из хорошей семьи, богат, прекрасно образован... Правда, еврей, но здесь, в Баку, в отличие от Санкт-Петербурга это не имело никакого значения: в 1905-м, в год его рождения, по городу прокатились погромы, но громили не евреев, а армян. Конечно, временами становилось неспокойно, но отец как-то умел со всеми договариваться: гораздо позже Лев узнал, что он тайно снабжал деньгами таинственного Красина и зловещего Кобу - так, на всякий случай. Увы, это не помогло: когда в город вошли красные, Нуссимбаумы три дня отсиживались на чердаке. Потом их друга, богача Мухтарова, расстреляли на пороге его собственного особняка, и Нуссимбаум-старший понял - надо бежать.

Большевики тогда казались досадной, но недолгой неприятностью: рано или поздно все это закончится, а человек со связями и деньгами всегда найдет себе место. В туркменском городке Кизыл-Су у отца был небольшой алебастровый заводик и кое-какие знакомства. Его бывший управляющий стал министром внешних сношений нового, социалистического, но ненавидевшего большевиков и независимого ни от кого Туркестана. Они даже, пожалуй, неплохо устроились. Правда, таинственный Восток, о котором так мечтал Лева, оказался сопряжен с большим количеством немытых тел, невозможностью сходить в европейский туалет и блохами в постели. Спать пришлось в самом приличном здании Кизыл-Су - местном кинотеатре. Днем там крутили «фильму», и Лева бродил по улицам - болтал на отличном немецком с единственным европейцем в городе - невесть как туда попавшим немецким бароном и накоротке сошелся с начальником местной полиции, принцем Аланией. Было тревожно, хотя и немного скучно. Лев околачивался с принцем на пристани, слушал его рассказы про персидских девушек. А однажды случайно стал свидетелем трагического случая, который впоследствии в самых черных красках опишет советская пресса. Прибыл очередной корабль из Баку, и принц, рассматривая спускавшихся по трапу, вдруг изменился в лице. «Смотрите, кто к нам прибыл! - воскликнул он. - Да это же правительство советского Азербайджана!» Переодетые комиссары бежали из захваченного немцами и турками Баку, думая доплыть до Волги, но капитан корабля наотрез отказался изменить маршрут. Пришлось причалить в Кизил-Су. Судьба бывших членов правительства решилась по законам военного времени: на пристане их арестовали, и вскоре по советской России пронеслась весть о героической смерти двадцати шести бакинских комиссаров. В организации убийства почему-то обвинили резидента английской разведки Реджинальда Тиг-Джонса - в тот день он находился за 200 миль от Кизыл-Су и к этому делу никакого отношения не имел. Однако к проклятиям большевиков Тиг-Джонс отнесся более чем серьезно - как минимум, двое из погибших были личными друзьями Ленина, поэтому он немедленно вернулся в Великобританию и сменил имя на Рональд Синклер (это помогло - он пережил и Ленина, и Нуссимбаума, и лишь в 1988 году, после смерти Синклера, лондонская «Таймс» раскрыла его псевдоним.

Жила-была девочка, которой с детства ничего не хотелось. Скорее, ей говорили, чего ей хочется - в стиле того анекдота про "нет, ты не замерз, ты хочешь кушать". Ей рассказывали, что она хочет заводить друзей - и она находила пару-тройку подруг, но не более. Потом ей рассказали, что она хочет учиться (в школе, потом в универе), потом - что она хочет работать, быть сильной и самостоятельной. Она выучилась (звезд, впрочем, с неба не хватая), и работу тоже нашла (никакого удовлетворения от нее не испытывая). Еще ей говорили, что она хочет устраивать личную жизнь - появлялись какие-то парни, потом исчезали (впрочем, толп восторженных претендентов за ней никогда не бегало). Ей говорили, что она хочет детей (все же хотят!) - но тут она даже экспериментировать отказалась, ибо работу-то или парня бросить можно, а вот рожденного ребенка обратно не спрячешь... тем более, что желания няньчиться даже с чужими детьми, даже временно - у нее никогда не возникало. Она научилась водить и получила права, но все равно предпочитала, чтобы ее возили. А еще у нее никогда не было никакого хобби. Ну, ей говорили, что у всех есть хобби - она пробовала то и се, но через пару дней перегорала. Да, кстати, в детстве ее рекомендовали проверить на аутизм, но так и не проверили, а после необходимость вроде как отпала: ну, живет себе человек, без задержек в умственном развитии, а что некоторые проблемы с социализацией - так интровертов же ж никто не отменял! Ну и, разумеется, сама она к психотерапевтам идти не хочет: "что я, псих, что ли?"

И, в общем, все у нее было бы более-менее неплохо (многие люди наверняка сказали бы "тебе б мои проблемы!"), но у нее не только счастья в жизни не было, но даже и какого-то пути к нему никогда не проглядывало. Я ей в свое время предложил сходить на профориентацию (мне это дело весьма помогло разобраться, где цели, а где хотелки) - она сходила, но потом сказала, что ничего интересного не услышала. Дословно "ничего такого, чего я не смогла бы нагуглить". Я (да и не только я, наверняка) высказал ей достаточно очевидное предположение: мол многие люди бОльшую часть своего времени делают то, что делать не хотят (и я сам - не исключение), но они это делают ради того, чтобы заработать себа право хотя бы некоторое время посвящать тому, что их радует, какому-то делу своей мечты! Кто-то валяется в гараже под капотом, строя себе уникального монстра из ржавого таза, кто-то собирает кораблики в бутылках, а кто-то просто сидит на реке с удочкой или там вышивает крестиком - то есть дело лишь за тем, чтобы найти себе некое занятие, ради которого можно будет потерпеть все остальное; занятия, за которым можно будет отдыхать душой! Она сказала, что покопалась по этим нашим интернетам, но ничего не нашла такого, о чем бы раньше не слышала, и ничто из этого ее не привлекает. Я ей предложил написать в это сообщество - но она сказала, что не хочет тратить время на регистрацию и обдумывание текста. В итоге - вот, пишу сам.

Зачем я это пишу? Сам не знаю... надеюсь на чудо, наверное. Ну и "птичку жалко", как говорится. Сам я не понимаю, как так можно жить. Да, у меня тоже были увлечения, которые со временем отмирали - всякие там коллекционирования-авиамоделизмы-пейнтбо льство-политика-охота-можно-перечислять-д олго - но все равно ж какие-то остались, ради которых можно жить (компьютер и женщины, ага %))! Я даже скорее привык, что у людей чаще появляются какие-то хотелки, чем возможности их удовлетворять... но чтобы наоборот? Хотя опять же, я и не психолог, я простой компьютерщик. Потому и спрашиваю: какие-то шансы у нее есть, или это карма такая - сидеть и ждать смерти, как окончания испытания нудной и неприятной штукой под названием "жизнь"?

P.S. Попробую ответить сразу на многие похожие комментарии. Дамы и господа, в первую очередь хочу сказать: вы несколько неправильно расставили акценты. Ведомая она или нет - дело последнее (многие люди счастливы, даже будучи всю жизнь ведомыми). Главное, на мой взгляд - как раз ответ на вопрос "счастливая или нет". Давайте я попробую описать на примерах (заодно удовлетворив просьбу "расскажите, что для вас значит").
Итак, я: сплю 7-9 часов в сутки, достаточно легко встаю по будильнику, чаще всего чувствуя себя выспавшимся. Обычно встаю с нейтрально-приподнятым настроением, которое можно было бы выразить фразой "вот сейчас я постараюсь поскорее сделать то, что надо , а потом займусь тем, чего хочется ". Сил и настроения вполне хватает на то, чтобы работать (бывало даже и так, что неделями работал по 15 часов в сутки - просто заказы были, и грела Великая Цель и Мечта Жизни: заработать и перебраться к теплому морю). Когда доходит до нравится , настроение меняется на хорошее. Занятия тем, что мне нравится, дают мне удовольствие, силы на то, чтобы прожить следующий день, и ощущение, что этот день прожит не зря. Бывает, конечно, и так, что до хочется руки уже не доходят, потому как весь день уходит на надо (и тогда, предсказуемо, это слегка огорчает) - но это скорее исключение, во всяком случае - сейчас.
Она: спит по 8-11 часов, встает зачастую раздраженной (но через пару-тройку часов это настроение меняется на нейтральное). По ее словам: "встаю выспавшейся, но не отдохнувшей, эмоционально опустошенной, как будто спало только тело, а мозг работал". Встает с трудом, заранее закладывая некоторое (немалое) время на отлепление себя от подушки. Сил в течении дня хватает ненадолго (несколько часов работы максимум, дальше уже "через не хочу"). Чем она занимается, когда не работает? Сидит в интернете, читает разные ресурсы типа ЯПа, Адме и т.п., сама если и пишет, то очень редко. Настроение остается нейтральным, изредка меняясь на радостное по случайным поводам, которые нельзя сознательно воспроизводить каждый день. Но любимое ее состояние - состояние покоя, полубессознательного выпадения из жизни (да и просто сон тоже). В таком состоянии, по ее же словам "если бы в меня летел топор - я бы даже не пригнулась". Ну и, собственно, та фраза, которая была произнесена еще вчера, и сподвигла меня на написание этой статьи, звучит так: "хочу забыться, ни о чем не думать, ничего не чувствовать, не заботиться о потребностях тела - просто наблюдать издалека, чтобы не было никаких надо ". То есть, если называть вещи своими именами - человеку так не нравится жизнь (деятельность), что он не видит ничего страшного в смерти. Вы по-прежнему скажете, что это нормально, и что постороннему человеку (мне) в самый раз пожать плечами и идти дальше по своим делам?

Амбивалентность, фрустрация, ригидность – если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.

1. Фрустрация

Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.

Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы с новым вызовом.

2. Прокрастинация

– Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.

– Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.

– А…, напишу завтра. Никуда не денется.

Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.

Мучительное состояние, когда надо и не хочется.

Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.

По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

3. Интроспекция

Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.

Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

4. Бихевиоризм

Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты – короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.

Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.

В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. В студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

5. Амбивалентность

С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.

По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

6. Инсайт

В переводе с английского «insight» – это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и тд.

Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

7. Ригидность

В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.

Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников. Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

8. Конформизм и нон-конформизм

«Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства - время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм – ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.

Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

Конформист человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.

Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

9. Катарсис

С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге до потери близкого человека. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.