Оперативно тактическое звено управления вс рф. Система боевого управления сухопутных войск сша в звене "бригада и ниже". Дробление тактических единиц

Тема № 2 Организация связи в тактическом звене управления Занятие № 7 Управление системой и взводом связи при подготовке и в ходе боя

Учебные вопросы: 1. Должностные лица по связи в мсб (тб) и их обязанности 2. Содержание управления связью

Литература: 1. Наставление по связи Сухопутных войск (Связь в соединениях, частях и подразделениях Сухопутных войск). - М. : Воениздат, 1985 г. 2. Основы организации связи в Сухопутных войсках. Часть III. – СПб. : ВУС, 2003 г. 3. Основы организации связи в Сухопутных войсках. Часть III. Альбом схем. – С-Пб. : ВУС, 2003 г.

Учебный вопрос № 1 Должностные лица по связи в мсб (тб) и адн и их обязанности

В соответствии с требованиями устава внутренней службы, ответственность за организацию управления в батальоне несет лично начальник штаба. Ст. 131. Начальник штаба батальона в мирное и военное время отвечает: … за организацию и поддержание устойчивого и непрерывного управления подразделениями батальона; Ст. 135. Начальник штаба батальона обязан: … - организовывать связь в батальоне, проверять состояние и боевую готовность средств связи, разрабатывать мероприятия по скрытому управлению и осуществлять контроль за их выполнением; … (Глава 2 УВС ВС РФ)

В «Боевом Уставе по подготовке и ведению общевойскового боя» сказано: «Ст. 41. Начальник штаба батальона является непосредственным организатором работы штаба и несет личную ответственность … за организацию и обеспечение непрерывного управления подразделениями; Ст. 52. …Ответственность за организацию связи, развертывание системы связи и автоматизированной системы управления войсками и их состояние возлагается на начальника штаба батальона. Непосредственным организатором связи является начальник связи – командир взвода связи. »

Основным документом, регламентирующим деятельность всех должностных лиц по связи в ТЗУ, является НАСТАВЛЕНИЕ ПО СВЯЗИ СОЕДИНЕНИЙ И ЧАСТЕЙ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

Обязанности должностных лиц батальона по вопросам связи: Начальник штаба руководит связью через начальника связи. Он обязан: - устанавливать общий порядок использования средств связи и режим работы связи по этапам боевых действий; - определять порядок установления и поддержания связи между подчиненными, приданными, поддерживающими и взаимодействующими частями (подразделениями); - ставить задачу начальнику связи на организацию и обеспечение связи; - утверждать план связи; - отдавать распоряжения по связи подчиненным; - организовывать контроль за работой и безопасностью связи.

Обязанности должностных лиц батальона по вопросам связи: При постановке задачи начальнику связи начальник штаба указывает: - построение боевого (походного) порядка батальона; - задачи батальона и подразделений, порядок взаимодействия между ними; - организацию, размещение, места и время развертывания ПУ, порядок и направления их перемещения; - с кем, к какому времени, какими средствами установить связь и на какие направления обратить особое внимание; - порядок использования средств связи и режим работы связи по этапам боевых действий; - порядок восстановления связи при выходе из строя ПУ; - время готовности связи.

Обязанности должностных лиц батальона по вопросам связи: Ст. 50 «Наставления…»: Начальник связи является прямым начальником всего личного состава подразделений связи. Он в мирное и военное время отвечает за боевую и мобилизационную готовность подчиненных, подразделений связи, своевременную организацию связи и состояние связи, устойчивое функционирование системы связи.

Обязанности должностных лиц батальона по вопросам связи: Начальник связи обязан: постоянно знать тактическую и радиоэлектронную обстановку и обстановку по связи, а также состояние связи в подчиненных подразделениях; своевременно принимать решение на организацию и обеспечение связи; руководить планированием связи и развертыванием системы связи; разрабатывать распоряжение по связи и ставить задачи должностным лицам по связи; участвовать в разработке плана боевой подготовк, мобилизационного плана батальона; обеспечивать и контролировать своевременность прохождения информации в системе связи; предусматривать меры по обеспечению связи при выходе из строя ПУ батальона и приеме на себя управления подчиненными инстанциями; разрабатывать и осуществлять мероприятия по безопасности засекреченной связи и по защите системы связи от средств технической разведки, воздействия средств РЭБ и ОМП;

Обязанности должностных лиц батальона по вопросам связи: Начальник связи обязан: организовывать контроль за соблюдением порядка использования средств связи, средств АСУВ и установленных режимов работы РЭС; организовывать прием и доставку секретных и почтовых отправлений; своевременно осуществлять планирование и организацию технического обеспечения связи и АСУВ; осуществлять контроль за ходом боевой подготовки взвода связи и обеспечивать его постоянную высокую боевую готовность; изучать и обобщать опыт организации связи, боевой подготовки и доводить его до подчиненных; знать степень обученности личного состава; знать потери личного состава и средств связи подразделений и принимать меры к их восполнению; своевременно представлять данные по связи в боевое донесение; вести рабочую карту.

Обязанности должностных лиц батальона по вопросам связи: Начальник связи одновременно является начальником узла связи КНП батальона. Обязанности начальника связи как начальника службы определены в Уставе внутренней службы ВС РФ. Начальник узла связи отвечает за постоянную готовность и устойчивую работу узла. Он обязан: - знать боевую обстановку и состояние связи в батальоне; - руководить развёртыванием (свёртыванием) и перемещением узла связи и обеспечивать своевременное установление и поддержание устойчивой связи; - обеспечивать своевременную передачу (доставку) боевых документов, команд, сигналов боевого управления и оповещения, проходящих через узел связи, и контролировать их учёт; - осуществлять контроль за техническим состоянием и правильной эксплуатацией средств связи и своевременным проведением регламентных работ;

Обязанности должностных лиц батальона по вопросам связи: Начальник узла связи. . . обязан: - организовывать и обеспечивать чёткое несение дежурства и выполнение требований руководств по оперативно-технической службе на узле; - при нарушениях связи немедленно принимать меры к её восстановлению; - обеспечивать бесперебойную работу связи с вышестоящим штабом, знать места расположения и порядок перемещения его узлов (станций) связи, обходные направления для связи с ними; - обеспечивать выполнение установленных режимов работы различных средств связи, мероприятий по защите связи от средств технической разведки и РЭБ противника, требований безопасности связи и электромагнитной совместимости всех РЭС, размещённых на КНП (КП); - организовывать инженерное оборудование, маскировку, защиту от средств массового поражения, охрану и оборону узла связи.

Обязанности должностных лиц батальона по вопросам связи: Командир подразделения (отделения, начальник станции, аппаратной. . .) отвечает за боевую и мобилизационную готовность вверенного ему подразделения, своевременное и качественное выполнение поставленных задач, боевую подготовку, морально-психологическое состояние и воинскую дисциплину подчинённого личного состава. Он обязан: - знать данные об обстановке и состоянии связи, обеспечиваемой подразделением, а также состояние подчинённых; - своевременно принимать решения, руководить планированием и боевым применением подразделения; организовывать взаимодействие и поддерживать его с другими подразделениями связи части; - организовывать и контролировать оперативно-техническую службу на линиях связи, развёрнутых подразделением, техническую эксплуатацию техники связи и АСУ.

Обязанности должностных лиц батальона по вопросам связи: Начальник направления связи подчиняется начальнику связи и отвечает за своевременное установление и обеспечение связи на направлении. Он обязан: - знать места расположения и направления перемещения пунктов управления своего штаба и части (подразделения), с которой обеспечивается связь; - знать позывные узлов связи пунктов управления своего штаба и подразделений, с которыми обеспечивается связь, сигналы управления системой связи и подразделениями, порядок поддержания связи с пунктами управления связью; - проводить рекогносцировку направления развёртывания (прокладки) линии связи; - своевременно развёртывать и организовывать эксплуатационное обслуживание, охрану и оборону линий связи; - обеспечивать маскировку и защиту линий связи от огня, средств технической разведки и РЭБ противника;

Обязанности должностных лиц батальона по вопросам связи: Начальник направления связи … обязан: - докладывать начальнику связи (дежурному по связи) о ходе выполнения поставленной задачи, о готовности связи и о перемещениях пунктов управления части (подразделения), с которой он обеспечивает связь; - докладывать командиру подразделения, с которым он обеспечивает связь, о своей задаче, о готовности связи и постоянно заботиться о своевременном получении от него данных о направлении, порядке и сроках перемещения пунктов управления; - знать радиационную, химическую и биологическую обстановку на направлении прокладки проводной линии связи и при обнаружении участков заражения докладывать начальнику связи (дежурному по связи) и искать пути обхода; - вести учётную карточку (рабочую карту), на которую наносить направление прокладки проводной линии, места расположения узлов (станций) связи, контрольных постов, расчёт сил и средств связи.

Обязанности должностных лиц батальона по вопросам связи: Начальник ретрансляционного пункта (станции) подчиняется начальнику связи и отвечает за бесперебойную работу пункта (станции) и обеспечение ретрансляции в назначенных радиосетях.

Управление Это сознательное воздействие человека на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы, которое осуществляется с целью придать процессам определённую направленность и получить желаемые результаты.

Цикл управления полная совокупность периодически следующих друг за другом составляющих процесса управления: - получение управляющим звеном информации, - переработка информации с целью выработки решения, - передача данных для реализации, - сбор информации о результате управления.

Общая схема управления Программа, указание Среда прямая связь Субъект управления Управляющее воздействие Объект управления обратная связь Информация о результате управления Результат управления

Система управления должна обладать высокой живучестью, помехозащищенностью. надежностью и обеспечивать возможность как централизованного, так и децентрализованного управления подразделениями. Средства управления включают в себя средства связи и автоматизированную систему управления, технические средства скрытного управления войсками, обработки информации и производства расчетов, оформления и размножения. Система связи и автоматизированная система управления являются основным средством и материально-технической основой управления подразделениями (силами и средствами).

Управление связью заключается в целенаправленной деятельности начальника связи, штаба части, командиров подразделений, других органов управления связью по созданию (развитию) и всесторонней подготовке системы, подразделений связи части в постоянной готовности к обеспечению управления подразделениями, а также руководству системой и подразделениями связи при выполнении поставленных задач. Управление связью должно обеспечивать: - своевременное и скрытное развертывание системы связи и наращивание ее в ходе боевых действий; - устойчивость и непрерывность работы системы связи; осуществление гибкого маневра линиями, каналами и средствами связи в соответствии со складывающейся обстановкой; - своевременное прохождение всех видов информации в системах управления войсками; - осуществление мероприятий по защите системы связи от технических средств разведки, поражения и радиоэлектронного подавления противника; - боевую и мобилизационную готовность подразделений связи, эффективное использование их возможностей; - оперативное восстановление связи, а также боеспособности подразделений связи; - выполнение требований по безопасности связи.

Управление связью включает: - непрерывное добывание, сбор, обработку, изучение, анализ, оценку и отображение данных обстановки и состояния связи; - принятие решения на организацию связи; - доведение задач до подчиненных; - планирование связи на боевые действия, другие виды боевой деятельности «единения (части); - организацию и поддержание взаимодействия; - организацию и проведение мероприятий по всем видам обеспечения применения системы, части и подразделений связи; - руководство подготовкой подчиненных органов управления связью, части и подразделений связи к применению; - организацию и осуществление контроля и помощи подчиненным части и подразделениям связи; - непосредственное руководство действиями частей и подразделений связи при выполнении ими поставленных задач; - поддержание морально-психологического состояния частей и подразделений связи; - организацию и контроль безопасности связи и защиты информации; другие мероприятия.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/2004, стр. 56-62

Система управления тактического звена: пути совершенствования

Полковник В.В. РЕВИНСКИЙ ,

кандидат военных наук

РЕВИНСКИЙ Валерий Васильевич родился в 1962 году в деревне Старые Буды Брестской области. Окончил Минское суворовское военное училище (1979), Ульяновское гвардейское высшее танковое командное училище (1983), Военную академию бронетанковых войск (1996) и Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба (2003). Проходил службу на командных должностях в различных военных округах. С 1996 года - на преподавательской и научной работе. В 2002 году назначен на должность начальника отдела военно-научного комитета Сухопутных войск.

УПРАВЛЯТЬ в современном смысле слова - значит обеспечить последовательный системный подход к определению целей, путей и задач функционирования системы, распределению ресурсов и комплексному регулированию всей совокупности связей и отношений, возникающих в процессе решения поставленных задач. Критерием эффективности управления является достижение в кратчайшие сроки всех целей, стоящих перед системой, при минимальном расходовании ресурсов. Проведенный на основании данного подхода анализ существующей системы управления тактического звена Сухопутных войск позволяет выделить некоторые аспекты, негативно влияющие на эффективность ее функционирования.

Во-первых , в настоящее время процесс управления частями и подразделениями в бою строится по линейному принципу, суть которого заключается в том, что общевойсковые командиры, начальники родов войск (специальных войск, служб) управляют подчиненными по своим «стволам» управления. Сбор же информации за все рода войск на уровнях соответствующих иерархий осуществляют общевойсковые командиры и их штабы. Однако на них, кроме того, возложена обязанность по согласованию очередности выполнения стоящих задач после принятия решения, например, при огневом поражении противника, проведении маневра, осуществлении мероприятий защиты войск, всестороннего обеспечения и других. В результате общевойсковой командир звена дивизия (бригада) - полк (батальон) вынужден постоянно поддерживать связь с 8-12 абонентами, что более чем в 1,5 раза превышает допустимую норму в соответствии с физиологическими возможностями человека.

Во-вторых , существующая система управления, к сожалению, не позволяет в достаточной степени оперативно реагировать на резкие изменения обстановки. Между тем современный общевойсковой бой труднопредсказуем и далеко не всегда развивается по первоначальному замыслу командира. Поэтому очень важно на основе первого и последующих столкновений с противником делать соответствующие выводы и вносить уточнения в ранее принятое решение, что весьма проблематично в современных условиях. Например, в системе огневого поражения одно артиллерийское или авиационное подразделение (часть) не всегда способно выполнять огневые задачи в интересах нескольких общевойсковых формирований, что затрудняет осуществление маневра огнем. Суть проблемы заключается в том, что в соответствии с существующей практикой для управления огнем артиллерии и наведения на цель авиации на командно-наблюдательный пункт (КНП) мотострелкового (танкового) батальона должны прибыть командир приданного (поддерживающего) артиллерийского дивизиона и авианаводчик со своими средствами связи. .Однако в динамике боя не всегда возможно обеспечить своевременность их прибытия (перемещения) и быстрое «врастание» в сложившуюся обстановку. Особенно эта проблема касается батальонов второго эшелона, которым средства усиления (поддержки) переподчиняются (назначаются) непосредственно перед вводом в бой. В результате, как показал опыт контртеррористической операции на Северном Кавказе, подразделения не получали огневой поддержки из-за отсутствия авианаводчиков и артиллерийских корректировщиков и несли неоправданные потери.

В-третьих , современный общевойсковой бой приобретает новый, все более сложный характер. Это уже не бой двух-трех родов войск с каждой стороны, а вооруженное столкновение многородовых и многофункциональных боевых систем. Причем постоянно растет значение деструктивного воздействия одной системы на другую. В этой связи немаловажное значение приобретает универсальность знаний общевойскового командира, его способность грамотно ставить задачи частям (подразделениям) различных родов войск и специальных войск с помощью специфических команд и сигналов. Однако опыт показывает, что с увеличением количества родов войск (специальных войск), видов и типов боевой техники и оружия общевойсковой командир начинает все больше отставать в знании специальных вопросов. Он уже не всегда может грамотно поставить задачу авиации на поражение (имеется в виду - по канонам авиационного начальника) или скорректировать огонь артиллерии. Простым наращиванием объема специфических знаний и навыков общевойскового командира данную проблему, на наш взгляд, вряд ли возможно разрешить. Для этого следует искать другой, более эффективный путь.

Наличие вышеизложенных проблем позволяет говорить о назревшей необходимости оптимизации управленческих процессов в общевойсковом бою на основе новых достижений в теории управления. Из теории метода системного подхода известно, что если управляющая система не обеспечивает требуемых параметров обработки информации, то возникает потребность в создании промежуточной ступени, которая будет перерабатывать потоки поступающей информации и передавать их «наверх» в агрегированном (обработанном, сжатом) виде.

«Верхом» в рассматриваемых условиях является общевойсковой командир. Для него важно, как будет агрегироваться информация, по каким каналам и какими способами его решение и команды (распоряжения) будут передаваться подчиненным. Исходя из этого решить задачу оптимизации управленческих процессов в тактическом звене возможно, на наш взгляд, путем перехода от линейного к линейно-функциональному методу управления войсками (рис.). В качестве основания для определения функций общевойскового боя предлагается известная с древних времен триада: меч, щит, движение . В современных условиях - это огонь, защита и маневр . Удар как составная часть боя находит свое выражение в сочетании огня и маневра. Кроме того, понятие «удар» больше применимо на оперативном, оперативно-стратегическом и стратегическом уровнях, поскольку невозможно представить себе удар, наносимый солдатом, отделением, взводом и даже полком.

Немаловажным для работы боевой системы является поддержание и своевременное восстановление боеспособности частей и подразделений, что прежде всего относится к функции технического и тылового обеспечения . Поэтому ее следует выделить отдельно. Кроме того, из истории известно, что поступление на вооружение новых средств вооруженной борьбы всякий раз на достаточно продолжительное время обусловливает необходимость выделения их в отдельную составляющую по функциональному признаку. Назовем ее функцией, по которой отслеживается боевое применение оружия на новых физических принципах.

Для агрегирования поступающей по указанным функциям информации, а также для квалифицированной постановки задач приданным и поддерживающим силам и средствам после принятия решения общевойсковым командиром предлагается создавать на период боя специальные органы управления из представителей соответствующих родов войск, специальных войск и служб (табл.).

Принципиальным является вопрос об уровне, начиная с которого целесообразно создавать данные органы. Что касается огневого поражения, то таковым, на наш взгляд, является рота, так как уже на базе этого подразделения создаются тактические группы. Защита - пассивная функция. Первым уровнем по этой функции может быть полк как формирование, имеющее в своем составе средства ПВО, подразделения инженерных войск и войск РХБ защиты. Маневр применяется как в интересах поражения, так и в интересах защиты и характеризует, таким образом, положение войсковых формирований в пространстве на определенное время. Поэтому отслеживать эту функцию должен штаб, а на уровне роты и взвода - соответствующий командир. Функция технического и тылового обеспечения влияет на автономность действий войскового формирования. Ее целесообразно выделять, начиная с батальонного звена, так как это подразделение способно выполнять боевые задачи, действуя определенное время самостоятельно.

В целом усовершенствованная система управления будет иметь, на наш взгляд, ряд существенных преимуществ. Так, общевойсковой командир освобождается от технической работы по сбору информации за рода войск и специальные войска (кроме общевойсковых), а количество абонентов, с которыми он поддерживает связь в звене дивизия (бригада) - полк (батальон), уменьшается с 8-12 до 4-5, что является оптимальным. При этом агрегирование всех видов информации осуществляется по уровням (иерархиям) войсковых структур, что позволяет планировать бой параллельно на всех уровнях по зонам ответственности.

Принципиальная схема линейно-функционального метода управления войсками в тактическом звене

Кроме того, применительно к системе огневого поражения появляется возможность более оперативно уточнять планы огневого поражения и перераспределять средства поражения в зависимости от изменений обстановки в динамике боя, передавать заявки на поражение (после утверждения предложений общевойсковым командиром) от нижестоящей инстанции вышестоящей, минуя «ствол» управления общевойскового командира, а также в короткие сроки сосредоточивать на важнейших направлениях огонь необходимого количества средств поражения разных инстанций по команде центра (команды, группы) любой иерархии, что позволяет перейти от массирования огневых средств к массированию огня. При этом артиллерийские командиры вернутся на огневые позиции, а роль корректировщиков будут выполнять их представители, выделяемые на время боя в соответствующие центры, группы и команды во все общевойсковые формирования независимо от того, в каком эшелоне они действуют. Все это позволит более полно учитывать ситуации неопределенности боя, обеспечивать своевременную огневую поддержку любого формирования, грамотно ставить задачи на поражение и корректировать огонь.

Функция защиты впервые выделена в самостоятельное направление, что позволяет, во-первых, определять приоритеты в первоочередном поражении целей противника: упредил - значит защитился, а во-вторых, более четко координировать усилия родов войск, специальных войск и служб при проведении мероприятий по обеспечению живучести и сохранению боеспособности частей (подразделений).

В сфере технического и тылового обеспечения появляется возможность агрегировать информацию о состоянии ВВТ и обеспеченности всеми видами материальных средств не по родам войск, а по создаваемым на время ведения боя боевым системам, планировать и осуществлять техническое обслуживание, ремонт и восстановление ВВТ в интересах всей тактической группы в целом, а также перейти на их снабжение пакетами материальных средств, формируемыми по соответствующим заявкам.

Внедрение предлагаемой системы управления потребует пересмотра штатного состава войсковых формирований, а также создания новых специальных машин боевого управления . Что касается штатного состава органов управления общевойсковых формирований, то он останется практически прежним. Потребуется лишь некоторое увеличение количества артиллерийских корректировщиков и авиационных наводчиков (по числу поддерживаемых общевойсковых формирований). При этом заниматься боевой подготовкой они должны в своих частях (подразделениях).

Специальные машины управления для работы подразделений функционального управления необходимо создавать заново из расчета по одной машине на каждый центр, группу, команду. Причем придется менять сам подход к их разработке, так как они должны объединить в себе разные по своему составу системы боевого управления родов войск (специальных войск), создававшиеся до настоящего времени по ведомственному признаку. В качестве базовых для этого могут послужить существующие машины боевого управления войсковых структур, но с оснащением их соответствующими средствами связи, передачи данных и рабочими местами.

Предназначенные для работы функциональных групп машины управления целесообразно включить в состав командных пунктов общевойсковых формирований. Благодаря этому авианаводчиков и других представителей родов войск и служб (без своих пунктов управления и средств связи) можно будет доставлять по назначению гораздо быстрее, используя, например, для этих целей вертолеты, что в конечном итоге позволит ускорить процесс организации боя.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, по мнению отечественных и зарубежных военных специалистов, достижение успеха в современной общевойсковой операции (бою) во многом будет зависеть от превосходства над противником в управлении. В этой связи совершенствование системы управления тактического звена на основе внедрения линейно-функционального метода руководства войсками в бою является, на наш взгляд, актуальной задачей сегодняшнего дня.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Костяев Николай Иванович – старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела АСУ центра научных исследований системных оперативно-тактических исследований Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», кандидат военных наук, полковник в отставке.

Кучаров Владислав Назарович – начальник лаборатории АСУ центра научных исследований системных оперативно-тактических исследований Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», кандидат военных наук, подполковник.

Последние десятилетия во всем мире сопровождаются появлением новых военных угроз, изменением характера войн и военных конфликтов. В эти же годы вооруженные силы большинства развитых стран мира осуществляют переход от концепции «платформо-центрической войны», при ведении которой основной акцент делался на количестве и мощи вооружения и военной техники, к концепции «сетецентрической войны» (СЦВ). Основным содержанием концепции СЦВ является ведение боевых действий в едином информационном пространстве.

Внедрение сетевых технологий в военную сферу направлено на повышение боевых возможностей вооруженных сил, но уже не столько за счет наращивания огневых, маневренных и других характеристик вооружения и войск (сил), а в первую очередь за счет сокращения цикла боевого управления. Эти обстоятельства вынуждают военное руководство ряда передовых стран, в том числе и России, проводить целенаправленное широкомасштабное реформирование национальных вооруженных сил.

Основным содержанием процесса реформирования является трансформация разнородных сил и средств, доставшихся, в частности, России от Советского Союза и предназначенных главным образом для ведения военных действий массовыми армиями, в более гибкие и мобильные соединения информационного века. Используя современные системы связи и управления, разведки и ВТО, такие соединения должны быть способны выполнять задачи разного характера и достигать в приемлемые сроки военно-политических целей в ходе противоборства с любым противником.

Одновременно, не прекращая научно-технических исследований и разработок, направленных на оснащение вооруженных сил новыми средствами вооруженной борьбы, первостепенное значение научные круги США и других стран НАТО придают исследованиям в области повышения эффективности управления вооруженными силами. С этой целью там ведутся активные научные исследования, направленные не только на совершенствование организационной структуры, но и на уточнение собственно функций и процессов, необходимых перспективной системе управления вооруженными силами, главным элементом которой, по терминологии американской военной науки, является командование и оперативное управление (КиОУ).

Мировой опыт и исследования отечественных ученых показывают, что решение проблемы повышения эффективности управления путем частичных организационно-технических усовершенствований существующих систем управления невозможно. Прорыв в этом направлении может быть достигнут только посредством инновационного развития всей системы управления и составляющих ее элементов, начиная с поиска адекватных новым условиям структур пунктов и органов управления, принципов и методов их применения в боевой деятельности войск, тактики и техники, технологий управления войсками и организации связи.

Применительно к техническому аспекту военной деятельности, инновация – это новый или усовершенствованный (модернизированный) образец вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), либо новый способ взаимодействия образцов ВВСТ при решении боевых задач, обеспечивающие в том и другом случае повышение эффективности решения этих задач. И не просто повышение, а резкий скачок в эффективности, получение нового качества в реализации требований к системе вооружения. Такая инновация является материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе выполнения НИР и ОКР.

Актуальность проблемы совершенствования управления войсками в современных условиях была поднята еще в 2000 году на научно-практической конференции Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности, в выступлении генерала армии М. А. Гареева: «… Напрашивается необходимость коренной перестройки всей системы управления войсками. Наряду с совершенствованием средств связи, АСУВ, подвижных пунктов управления, особенно с точки зрения их защищенности и приспособленности для работы в полевых условиях, желательно первостепенное внимание уделить улучшению организационной структуры, методов работы командиров, штабов, подготовке офицерских кадров с учетом современных требований к управлению войсками». (Гареев М. М. Актуальные проблемы совершенствования управления войсками (силами). // Военная мысль. 2000. № 2. )

Боевые действия в вооруженном конфликте на Северном Кавказе, военная операция по принуждению Грузии к миру со всей очевидностью показали, что создаваемая в соответствии с действующими руководящими документами система управления в тактическом звене, оказалась практически неспособной обеспечить такие важные компоненты управления боем, как: непрерывный сбор данных и анализ обстановки, принятие (уточнение) решения и постановка задач в ходе боевых действий в рамках отведенного времени, то есть налицо отсутствие своевременного и объективного реагирования на изменение обстановки. И хотя система пунктов управления в целом обеспечивала работу органов управления, однако их слабая техническая оснащенность во всех звеньях в значительной мере затрудняли решение задач управления. К тому же было отмечено, что в условиях активного воздействия противника живучесть и мобильность пунктов управления, особенно в низовых звеньях управления, совершенно не соответствуют современным требованиям.

Практической реализацией требования о совершенствовании управления явилась утвержденная 30 августа 2000 года Указом Президента РФ Концепция создания Единой системы управления войсками (силами) и оружием в тактическом звене на период до 2010 года. Создаваемая в соответствии с этой концепцией автоматизированная система управления (ЕСУ ТЗ) была призвана обеспечить качественный рывок в управлении войсками и оружием, вывести ее как минимум на уровень аналогичных систем наших вероятных противников, привести в соответствие требованиям к управлению во всех видах современного общевойскового боя с учетом перспектив его развития.

Наиболее простым, на первый взгляд, решением задачи выведения системы управления на уровень современных требований видится в оснащении органов управления компьютерной техникой и цифровыми средствами связи с объединением их в единую систему. Однако, как показал опыт разработки на основе такого подхода АСУВ «Маневр», стремление автоматизировать существующую систему управления не привело к существенному повышению эффективности управления.

А. Литошенко в статье «АСУ: выбор вектора развития» дает объяснение такому явлению, характерному вообще всем работам, связанным с разработками автоматизированных систем: «… Ещё основоположники кибернетики сформулировали важнейшие постулаты успешности автоматизации управления. Первый из них – автоматизация управления будет успешной только в случае, когда ею непосредственно занимается лицо, в интересах которого создается АСУ и кто будет сам работать на средствах этой системы. В теории это называется – лицо, принимающее решение. И второй постулат: нельзя автоматизировать бардак (именно такой термин употреблял один из корифеев отечественной школы кибернетики академик В. М. Глушков). Поскольку оба постулата у нас зачастую игнорируются, удивляться (мягко говоря) невысокой успешности автоматизации не стоит». (Литошенко А. АСУ: выбор вектора развития.//ВКО. 2007. № 6 (37) )

Реально разработка ЕСУ ТЗ проходила с нарушением указанных основополагающих постулатов. Причинами этого, как отмечается в статье А. П. Царева, являлось то, что «…Попытки реализовать основной краеугольный постулат кибернетики «система создается под задачу» наталкивались на прямые запреты либо на комплекс финансово-организационных рогаток. Система руководства изменяться не желала… Таким образом, долгие годы мы были вынуждены «автоматизировать» существующие структуры управления без требуемой перестройки методов решения проблем». (Царев А. П. Информационные приоритеты в вооруженной борьбе: дань моде или необходимость? // Военный парад. 1998. № 3 (27 ).

В Сухопутных войсках разработка автоматизированных систем управления началась в конце 50-х годов прошлого столетия. Оперативно-тактические основы построения и функционирования системы управления оперативного и тактического звеньев были разработаны в военной академии имени М. В. Фрунзе специально созданной для этой цели военно-научной группой. На основе ее теоретических разработок промышленностью были созданы опытные образцы АСУВ «Маневр».

После государственных испытаний АСУВ тактического звена в начале 80-х годов была принята в опытную эксплуатацию в войсках, которая показала, что, несмотря на ряд очевидных достоинств, она обладает и серьезными недостатками, которые не позволили получить сколько-нибудь существенного эффекта в управлении войсками. Наряду с причинами чисто технического порядка (низкая надежность аппаратуры, сложность в ее использовании, несовершенство специального математического обеспечения и т. п.) опытная эксплуатация показала ее принципиальный недостаток и следующий отсюда очевидный (с позиций сегодняшнего времени) вывод: попытка автоматизировать существующую систему управления без перестройки ее структуры и методов решения задач управления изначально обречена на неудачу.

К сожалению, разработчики ЕСУ ТЗ пошли по проторенному пути создателей АСУВ «Маневр», усугубив положение тем, что проектирование началось сразу с разработки оперативно-тактических исходных данных. Был проигнорирован необходимый и обязательный этап анализа возможных концепций построения системы и выбора наиболее рациональной для заданных условий ее функционирования. Фактически исходные данные, которые были выданы разработчикам, представляли собой набор сведений из существующих Боевого устава и Наставления по службе штабов, других подобных документов без учета новых возможностей вероятного противника по противодействию нашим системам управления, а также мировых тенденций развития систем управления, современных достижений в методах и технологиях решения задач управления. Аналогичным образом решались технические вопросы разработки средств автоматизированного управления и связи, когда в основном были использованы существующие приборы, зачастую устаревшие и не отвечающие современным требованиям.

На этих исходных данных и технических решениях к концу 2009 года был разработан и изготовлен так называемый поставочный комплект ЕСУ ТЗ. Проведенные с этим комплектом батальонные и бригадные учения выявили многочисленные недостатки системного и технического характера, в математическом и программном обеспечении.

Не последняя роль в сложившемся положении наряду с заказчиками системы, разработчиками технического задания и исходных данных для проектирования принадлежит и инерции мышления коллективов исполнителей этих работ, их неспособности выйти за рамки устоявшихся представлений, базирующихся на опыте разработки АСУВ «Маневр», стереотипах построения неавтоматизированных систем управления, известных алгоритмов и методов работы органов управления в них, а порой и неприятия автоматизации как таковой.

Одним из существенных недостатков разрабатываемой ЕСУ ТЗ является то, что она, как и АСУВ «Маневр», строится по иерархическому принципу. Сам по себе этот тип организации не может считаться «хорошим» или «плохим», а только адекватным либо неадекватным по отношению к решаемым задачам. И если полвека назад этот принцип соответствовал боевым действиям того периода, то в современных условиях присущие иерархической организации особенности позиционируются уже как системные недостатки. К ним относятся:

Отсутствие самостоятельности у управляемых подуровней системы;

Низкая скорость прохождения информации по структуре самой иерархии, то есть замедленная реакция на управляющие воздействия и на обратные связи;

Потеря информации внутри иерархической структуры, что приводит к потере управляемости некоторых элементов системы и зачастую к полной потере обратной связи от более низких уровней организации.

По данным американской военной науки и отечественных ученых, в современных условиях традиционная иерархия уже не может рассматриваться как оптимальная модель организации военных формирований. Также было установлено, что одной из наиболее важных характеристик систем управления в современную информационную эпоху является их способность к быстрой структурно-функциональной адаптации к изменениям условий боевой обстановки.

Одновременно с зарубежными военными специалистами исследования по совершенствованию систем управления проводились и в Вооруженных Силах России. Так, в Военной академии имени М. В. Фрунзе с середины 90-х годов прошлого столетия в инициативном порядке проводились исследования по совершенствованию системы управления тактического звена. Направление этих работ, как это выявилось сейчас, лежало в русле современных тенденций совершенствования систем управления, а именно – придания системе управления способности функционально-структурной адаптации (трансформации) к изменениям условий её функционирования в боевых условиях. (Сапожинский В. А., Костяев Н. И. О совершенствовании АСУ тактического звена. // Военная мысль. 2002. № 5 )

В основу исследования системы управления был положен функционально-структурный подход, основывающийся на следующих предпосылках: структура системы определяется совокупностью реализуемых функций данной системы; функционально-структурная организация системы адаптируется к изменяющимся условиям ее существования; изменение условий существования системы (внешней среды) вызывает изменение ее функций и ведет соответственно к изменению структуры. Анализ условий функционирования системы управления в боевых условиях показывает, что она практически решает две группы задач в соответствующих им условиях: а) при подготовке к боевым действиям (планирование и организация) – в районах сосредоточения; б) при управление войсками в бою – на поле боя. Отсюда следует вывод, что инновационная система управления в современном общевойсковом бою, предназначенная для функционирования в существенно различных условиях и для решения различных задач, должна быть способна адаптироваться (трансформироваться) таким образом, чтобы ее структура, состав элементов и взаимосвязи между ними (конфигурация) обеспечивали в максимальной степени эффективное решение задач управления, характерных именно для этих условий.

Следовательно, конфигурация системы должна соответствовать каждой группе условий и она должна естественным образом трансформироваться из той конфигурации, которая обладает максимальным набором элементов, образующих систему. Очевидно, что таким набором будет обладать конфигурация системы, предназначенная для решения задач в наиболее сложных условиях, т. е. в бою. Для успешной в заданных временных рамках трансформации системы ее элементы должны обладать необходимой самостоятельностью в решении частных задач управления, для чего им необходимо иметь соответствующий набор технических средств, а также постоянный состав исполнителей. Важность этого требования особенно актуальна при переходе от этапа подготовки боевых действий к этапу управления войсками в бою, т. е. когда необходимо обеспечить преемственность и непрерывность процессов управления.

Указанным требованиям удовлетворяет автоматизированная система управления трансформируемого типа. Система управления, реализующая такую концепцию, как показывают результаты исследований, может обеспечить сочетание методов рассредоточения, эшелонирования и дублирования основных элементов системы управления, что в свою очередь повысит живучесть системы управления и эффективность управленческой деятельности командиров и штабов, а также позволит сократить цикл управления.

Основная сущность этой системы заключается в том, что в исходном районе (районе сосредоточения) она может функционировать в структуре ныне существующей, так называемой классической системы управления, обеспечивающей наилучшие условия оперативному штабу для планирования и подготовки боевых действий, а для управления войсками в ходе боевых действий она трансформируется (преобразуется) в систему управления распределенного типа с резервированием ее основных элементов или контуров управления.

В основу построения такой системы положен модульный принцип, в соответствии с которым ее структура представляет совокупность объединенных в единую систему управляющих модулей, каждый из которых выполняет вполне определенную функцию управления войсками или оружием. Каждый из модулей должен соответствовать какому-либо органу (пункту) управления или его структурному (функциональному) подразделению и обладать самостоятельностью, достаточной для решения возложенных на данный модуль задач управления.

Модульная структура позволяет строить систему управления в такой конфигурации, которая в наибольшей степени будет соответствовать тем условиям и задачам, которые она должна решать в реальной боевой обстановке. Она также соответствует современным тенденциям в создании гибких, адекватных организационных структур, имеющих в каждый период своего существования структуру, отвечающую условиям, в которых она функционирует. Система управления трансформируемого типа имеет динамическую структуру, при которой происходят изменения не только числа отдельных организационных элементов, но и их состава, взаимосвязей и функций. Системы с изменяющейся структурой, хорошо адаптируясь к условиям внешней среды, дают потенциальную возможность высокой эффективности в достижении поставленных перед ними целей. Реализация этой возможности будет существенно зависеть от психологических аспектов построения таких систем.

Дело в том, что постоянные перемещения должностных лиц в различных комбинациях со сменой их функций выводят на первый план проблему их психологической совместимости, быстрой организации взаимопонимания при решении новых задач.

Каждый из модулей размещается в одной или нескольких специальных машинах, оборудованных средствами автоматизации и связи (командно-штабная машина, командирская машина управления и т. п.) и обладает возможностью свободно перемещаться и занимать в зависимости от обстановки положение на местности в полосе бригады, удобное для выполнения своих функций по решению задач управления.

Проведенные исследования показали, что в системе управления трансформируемого типа в бригадном звене при ее функционировании в распределенном виде возможно и целесообразно иметь следующие элементы: командный пункт, три мобильных пункта боевого управления, пункт управления огневым поражением, пункт управления ПВО, пункты управления видами боевого и материально-технического обеспечения, информационно-аналитический центр (ИАЦ) бригады (рис. 1 ).

Командный пункт (КП) бригады является основным органом управления, с которого командир бригады управляет воинскими частями и подразделениями при подготовке и в ходе боя. Он развертывается за боевыми порядками воинских частей (подразделений) первого эшелона, на удалении, обеспечивающем надежное управление подчиненными. Основной задачей КП является обеспечение ведения текущих боевых действий. Кроме того, совместно с ИАЦ КП анализирует необходимую информацию в интересах командира, готовит донесения вышестоящему командованию, планирует предстоящие боевые действия. КП целесообразно размещать в бронированных автомобилях повышенной проходимости с колесной формулой 6 х6. Внутренний объем функционального защищенного модуля таких машин может составлять 18,0 куб. м. с полезной площадью 14,0 кв. м. Такой объем позволит разместить в нем 2–3 АРМ (с креслом), радиопост на 4–5 радиостанций типа Р-168. Оборудование кузова (кондиционер, отопитель, фильтровентиляционное устройство, санузел) обеспечит достаточно комфортные условия для работы оперативного состава.

Пункт боевого управления (ПБУ) является основным элементом системы управления. Он предназначен для оперативного управления войсками в ходе боя аналогично передовому пункту управления (ППУ) существующего командного пункта. В его состав входят: командир, офицер оперативного отделения, офицер разведывательного отделения и офицер-оператор АСУ. Характерной особенностью является то, что он размещается в одной бронированной КШМ, образуя тем самым своего рода мини-ППУ. Такое размещение может обеспечить ПБУ высокую мобильность, способность не выделяться из основной массы боевых машин, успешно использовать естественные укрытия и защитные свойства местности.

Эти свойства ПБУ будут способствовать повышению его живучести, а возможность командира действовать в непосредственной близости к полю боя и лично наблюдать за действиями войск и принимать решения по их корректировке практически в реальном режиме времени, что может существенно повысить также и оперативность управления.

Ограниченное количество оперативного состава ПБУ предполагается компенсировать широким применением вычислительной техники и цифровых систем связи, рациональной организацией на базе новых информационных технологий информационного процесса в системе управления и алгоритмов действий командиров и офицеров штаба при решении ими задач управления войсками и оружием, а также широко развитой инфраструктурой подсистем АСУ, обеспечивающих процессы управления.

С целью повышения живучести всей системы управления предлагается иметь три таких пункта, возглавляемых первыми лицами командования бригады: командиром, начальником штаба, заместителем командира.

На всех КШМ ПБУ должен быть предусмотрен режим индикации о состоянии каждого ПБУ и информации о том, какой из них в данный момент является основным. Такой режим информирования позволит в случае выхода из строя основного пункта незамедлительно передать управление на запасный или резервный, обеспечив тем самым непрерывное управление войсками.

Для нормального функционирования ПБУ в боевых условиях целесообразно укомплектовать его подразделениями охраны и обеспечения. Поскольку ПБУ имеет всего одну КШМ, в которой размещен оперативный состав, а также боевые машины с подразделениями охраны и обеспечения, то, по нашему мнению, нет необходимости для его размещения выделять отдельный район. Он вполне может располагаться в районе дислокации одного из батальонов, а его охрана и оборона может осуществляться в общей системе охраны и обороны бригады. Подразделение охраны в составе одного отделения на боевой машине необходимо лишь для непосредственной охраны ПБУ. Вариант возможного размещения рабочих мест должностных лиц ПБУ и АРМ в КШМ показан на рис. 2 .

В комплекс средств автоматизации ПБУ целесообразно включить три АРМ: командира, оператора и разведчика. При этом предполагается, что командир вследствие напряженной интеллектуальной и психологической нагрузки, особенно в ходе боя, непосредственно на АРМ не работает. Эти функции осуществляет офицер-оператор АСУ в соответствии с указаниями командира. Рабочее место командира в КШМ должно иметь только средство отображения оперативно-тактической информации на фоне электронной карты, входящее в состав АРМ, т. е. своего рода аналог рабочей карты, с возможностью вывода на него в отдельном окне конфиденциальной информации, поступающей в адрес лично командира.

В качестве такого средства целесообразно иметь жидкокристаллический экран сенсорного типа, на котором командир с помощью «электронного карандаша» (стилуса) мог бы наносить условные знаки тактической обстановки, обозначения и тексты для постановки задач подчиненным, докладов начальникам и других целей. Обязательным элементом рабочего места командира должен быть телефон засекреченной связи гарантированной стойкости.

Офицер-оператор АСУ может осуществлять непосредственное общение с АРМ командира. По его указанию он формирует и передает подчиненным сигналы, команды, распоряжения, другие сообщения; принимает поступающую на АРМ командира информацию, заносит ее в базу данных АСУ или документирует установленным порядком, передает адресатам графическую информацию, нанесенную командиром на своем жидкокристаллическом экране и т. п. Командир бригады на основе данных об обстановке, своих войсках и противнике, отображаемых на его электронной карте в реальном режиме времени, а также докладов офицеров оперативного и разведывательного отделений, входящих в состав ПБУ, осуществляет руководство войсками путем принятия решений, отдачи приказов и распоряжений, контроля за их выполнением.

Данные оперативно-тактической обстановки поступают на АРМ должностных лиц КП, ПБУ и других органов управления бригады по мере их поступления от источников информации из специально создаваемой в АСУ подсистемы информационного обеспечения управления, функционирующей в структуре информационно-аналитического центра бригады.

Модульное построение ПБУ, их способность самостоятельно принимать решения (при необходимости) на основе реальной обстановки, отображаемой в реальном масштабе времени, предоставляют возможность их гибкого использования в боевых условиях в зависимости от складывающейся обстановки.

Так, если противник не в состоянии воздействовать на пункты управления в период подготовки к боевым действиям, то все модули управления могут функционировать, образуя структуру КП существующей системы. При этом оперативный состав КП и ПБУ образует основу центра боевого управления (рис. 3 ).

В ходе боевых действий ПБУ в зависимости от вида боя и обстановки могут располагаться в пределах полосы действий и занимать различное положение. Так, например, в обороне ПБУ командира бригады может располагаться на направлении сосредоточения основных усилий, непосредственно в боевых порядках батальонов первого эшелона или передовых отрядов, в местах, откуда командир может лично наблюдать за их действиями и оперативно влиять на ход боя; ПБУ заместителя командира – в районе расположения сил и средств, выделенных для борьбы с воздушными десантами и диверсионно-разведывательными формированиями противника в готовности к управлению противодесантной борьбой. Начальник штаба бригады с группой офицеров-операторов размещается преимущественно на КП.

Во внутреннем вооруженном конфликте (специальной операции), когда подразделения бригады располагаются в базовых районах и будут вести боевые и другие действия усиленными подразделениями (войсковыми маневренными группами, рейдовыми отрядами) и одновременно решать несколько разноплановых неспецифических задач, при отсутствии соседей и постоянной угрозе воздействия со стороны противника, применяющего партизанские и террористические действия, управление ими может быть возложено на один, два или все ПБУ бригады.

Наличие в системе управления трех практически равнозначных по своим возможностям ПБУ в условиях напряженных боевых действий, в том числе и в ночное время, позволит обеспечить необходимый отдых командного состава за счет организации их посменной работы.

Пункт управления огневым поражением (ПУОП) создается путем объединения в едином штатном формировании органов управления всеми огневыми средствами, участвующими в огневом поражении противника с целью более эффективной реализации их боевых возможностей. Основными задачами ПУОП являются:

При подготовке боевых действий – планирование применения артиллерии, авиации и других средств огневого и радиоэлектронного поражения противника;

В ходе боя – управление (координация) огневым и радиоэлектронным поражением противника.

Возглавлять ПУОП, по нашему мнению, должен начальник артиллерии в ранге заместителя командира по огневому поражению.

Пункт управления противовоздушной обороной, а также пункты управления видами боевого, материального и технического обеспечения создаются путем функционального и информационного объединения соответствующих пунктов управления начальников родов войск и служб и пунктов управления подчиненных им частей и подразделений.

Информационно-аналитический центр бригады (ИАЦ) предназначен для сбора и обработки информации о противнике, своих войсках, условиях ведения боевых действий, ее распределения по предназначению должностным лицам органов управления бригады. Учитывая исключительное значение информации для эффективного управления войсками и оружием, обеспечение его функционирования в отличие от временно создаваемых групп информации на КП должно осуществляться в рамках постоянной штатной структуры. ИАЦ размещается в районе развертывания КП бригады.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что реализация автоматизированной системы управления трансформируемого типа возможна лишь на базе средств автоматизации и связи последнего поколения и развитой инфраструктуры подсистем обеспечения управления.

Существовало наименьшее строевое подразделение «Дозорное звено» , оно выделялось для несения сторожевой службы , выполнения задач походного охранения и, частично, для ведения разведки. Во время марша воинской части (кавалерийского полка) для разведки, осмотра местности, своевременного предупреждения о появлении противника вперёд по ходу движения части высылалось дозорное звено . При расположении части на местности для отдыха дозорное звено также вело осмотр местности и наблюдение за противником. В конце 1930-х годов XX века термин «Дозорное звено» утратил своё значение в связи с появлением нового термина для данных задач.

Дробление тактических единиц

Считается [кем? ] , что боевые единицы более мелкие, чем отделение, были введены китайскими коммунистами во время войны 1927 - 1950 . Эту тактику позаимствовал у китайцев Эванс Карлсон (впоследствии генерал морской пехоты США). Тактика была опробована во время войны в Никарагуа [ ] и в дальнейшем взята на вооружение армией США .

В таком случае, отделение состоит из двух-трёх звеньев . Часть солдат (механик-водитель , наводчик-оператор , снайпер) не входят ни в одно звено . Численность звена (3 - 4 человека) связана, в частности, с тем, что в звене из 2-х человек при гибели одного бойца второй остается в одиночестве. Также, при ранении бойца его проще вынести с поля боя вдвоем.

Деление отделения на звенья позволяет самим солдатам проявлять инициативу [ ] на поле боя, что повышает боевой дух армии и не допускает траншейной войны . [ ] Особенно эта концепция полезна в наёмных (не призывных) армиях. [ ]

В вооруженных силах постсоветских государств деление отделения на звенья официально отсутствует по причине самой низкой численности отделения из всех армий (8 - 9 человек). [ ] Однако нередко присутствует формирование пулемётных и гранатомётных расчётов путём придания пулемётчикам и гранатомётчикам вторых номеров из числа автоматчиков . Кроме того, Боевой устав ВС России в части ведения боя мотострелковым отделением предусматривает разделение на две боевые группы, манёвренную и огневую, где манёвренная группа, ведущая активное наступление и захват позиций противника, состоит из 2 - 3 стрелков во главе со старшим стрелком, а огневая - из командира отделения, гранатомётного расчёта и пулемётчика . При этом состав боевых групп может быть произвольным. Такой подход чем-то похож на практику использования звеньев (fireteams) в ВС США в части взаимного манёвра и огневого прикрытия звеньев .

Состав звена (Fireteam) в ВС США

См. также

  • Звено - участок засечной черты в Московском государстве.
  • Звено - обозначение инстанции в системе управления войсками, силами и тылом.
  • Звено - часть наплавного моста из понтонного парка.
  • Командир звена (Звеньевой)

Напишите отзыв о статье "Звено (тактическая единица)"

Примечания

Литература

  • Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] / председ. Гл. ред. комиссии А. А. Гречко [т. 1, 8] , Н. В. Огарков [т. 2-7] . - М . : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976-1980.
  • Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969-1978 годах в 30-ти томах;
  • ст.ст. 10−12.
  • Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М ., ВИ, 1984 г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
  • «Военный энциклопедический словарь» (ВЭС), М ., ВИ, 2007 г.;
  • Боевая часть // Военно-морской словарь / Чернавин В. Н . - М .: Воениздат, 1990. - С. 51. - 511 с. - ISBN 5-203-00174-X .
  • Военный энциклопедический словарь ракетных войск стратегического назначения / Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России).; Гл.ред.: И. Д. Сергеев , В. Н. Яковлев , Н. Е. Соловцов . - Москва: Большая Российская энциклопедия, 1999. - 632 с. - 8500 экз. - ISBN 5-85270-315-X .

Ссылки

  • Статья на сайте airpages.ru

Отрывок, характеризующий Звено (тактическая единица)

Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.
Перемирие для Кутузова было единственным средством выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона и пропустить обозы и тяжести (движение которых было скрыто от французов), хотя один лишний переход до Цнайма. Предложение перемирия давало единственную и неожиданную возможность спасти армию. Получив это известие, Кутузов немедленно послал состоявшего при нем генерал адъютанта Винценгероде в неприятельский лагерь. Винценгероде должен был не только принять перемирие, но и предложить условия капитуляции, а между тем Кутузов послал своих адъютантов назад торопить сколь возможно движение обозов всей армии по кремско цнаймской дороге. Измученный, голодный отряд Багратиона один должен был, прикрывая собой это движение обозов и всей армии, неподвижно оставаться перед неприятелем в восемь раз сильнейшим.
Ожидания Кутузова сбылись как относительно того, что предложения капитуляции, ни к чему не обязывающие, могли дать время пройти некоторой части обозов, так и относительно того, что ошибка Мюрата должна была открыться очень скоро. Как только Бонапарте, находившийся в Шенбрунне, в 25 верстах от Голлабруна, получил донесение Мюрата и проект перемирия и капитуляции, он увидел обман и написал следующее письмо к Мюрату:
Au prince Murat. Schoenbrunn, 25 brumaire en 1805 a huit heures du matin.
«II m"est impossible de trouver des termes pour vous exprimer mon mecontentement. Vous ne commandez que mon avant garde et vous n"avez pas le droit de faire d"armistice sans mon ordre. Vous me faites perdre le fruit d"une campagne. Rompez l"armistice sur le champ et Mariechez a l"ennemi. Vous lui ferez declarer,que le general qui a signe cette capitulation, n"avait pas le droit de le faire, qu"il n"y a que l"Empereur de Russie qui ait ce droit.
«Toutes les fois cependant que l"Empereur de Russie ratifierait la dite convention, je la ratifierai; mais ce n"est qu"une ruse.Mariechez, detruisez l"armee russe… vous etes en position de prendre son bagage et son artiller.
«L"aide de camp de l"Empereur de Russie est un… Les officiers ne sont rien quand ils n"ont pas de pouvoirs: celui ci n"en avait point… Les Autrichiens se sont laisse jouer pour le passage du pont de Vienne, vous vous laissez jouer par un aide de camp de l"Empereur. Napoleon».
[Принцу Мюрату. Шенбрюнн, 25 брюмера 1805 г. 8 часов утра.
Я не могу найти слов чтоб выразить вам мое неудовольствие. Вы командуете только моим авангардом и не имеете права делать перемирие без моего приказания. Вы заставляете меня потерять плоды целой кампании. Немедленно разорвите перемирие и идите против неприятеля. Вы объявите ему, что генерал, подписавший эту капитуляцию, не имел на это права, и никто не имеет, исключая лишь российского императора.
Впрочем, если российский император согласится на упомянутое условие, я тоже соглашусь; но это не что иное, как хитрость. Идите, уничтожьте русскую армию… Вы можете взять ее обозы и ее артиллерию.
Генерал адъютант российского императора обманщик… Офицеры ничего не значат, когда не имеют власти полномочия; он также не имеет его… Австрийцы дали себя обмануть при переходе венского моста, а вы даете себя обмануть адъютантам императора.
Наполеон.]
Адъютант Бонапарте во всю прыть лошади скакал с этим грозным письмом к Мюрату. Сам Бонапарте, не доверяя своим генералам, со всею гвардией двигался к полю сражения, боясь упустить готовую жертву, а 4.000 ный отряд Багратиона, весело раскладывая костры, сушился, обогревался, варил в первый раз после трех дней кашу, и никто из людей отряда не знал и не думал о том, что предстояло ему.

В четвертом часу вечера князь Андрей, настояв на своей просьбе у Кутузова, приехал в Грунт и явился к Багратиону.
Адъютант Бонапарте еще не приехал в отряд Мюрата, и сражение еще не начиналось. В отряде Багратиона ничего не знали об общем ходе дел, говорили о мире, но не верили в его возможность. Говорили о сражении и тоже не верили и в близость сражения. Багратион, зная Болконского за любимого и доверенного адъютанта, принял его с особенным начальническим отличием и снисхождением, объяснил ему, что, вероятно, нынче или завтра будет сражение, и предоставил ему полную свободу находиться при нем во время сражения или в ариергарде наблюдать за порядком отступления, «что тоже было очень важно».
– Впрочем, нынче, вероятно, дела не будет, – сказал Багратион, как бы успокоивая князя Андрея.
«Ежели это один из обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика, то он и в ариергарде получит награду, а ежели хочет со мной быть, пускай… пригодится, коли храбрый офицер», подумал Багратион. Князь Андрей ничего не ответив, попросил позволения князя объехать позицию и узнать расположение войск с тем, чтобы в случае поручения знать, куда ехать. Дежурный офицер отряда, мужчина красивый, щеголевато одетый и с алмазным перстнем на указательном пальце, дурно, но охотно говоривший по французски, вызвался проводить князя Андрея.
Со всех сторон виднелись мокрые, с грустными лицами офицеры, чего то как будто искавшие, и солдаты, тащившие из деревни двери, лавки и заборы.
– Вот не можем, князь, избавиться от этого народа, – сказал штаб офицер, указывая на этих людей. – Распускают командиры. А вот здесь, – он указал на раскинутую палатку маркитанта, – собьются и сидят. Нынче утром всех выгнал: посмотрите, опять полна. Надо подъехать, князь, пугнуть их. Одна минута.
– Заедемте, и я возьму у него сыру и булку, – сказал князь Андрей, который не успел еще поесть.
– Что ж вы не сказали, князь? Я бы предложил своего хлеба соли.
Они сошли с лошадей и вошли под палатку маркитанта. Несколько человек офицеров с раскрасневшимися и истомленными лицами сидели за столами, пили и ели.
– Ну, что ж это, господа, – сказал штаб офицер тоном упрека, как человек, уже несколько раз повторявший одно и то же. – Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, г. штабс капитан, – обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно.
– Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно? – продолжал штаб офицер, – вам бы, кажется, как артиллеристу надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете. (Штаб офицер улыбнулся.) Извольте отправляться к своим местам, господа, все, все, – прибавил он начальнически.
Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб офицера.
– Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон.
Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился.
– Извольте отправляться, – сказал штаб офицер, стараясь удержать серьезность.
Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.
Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.