Естественная дифференциация. Лекция социальная дифференциация и неравенство вопрос понятие социальной дифференциации и неравенства. Развитие ботаники как науки: Учебное пособие

Дифференцирование - выявление существенных отличительных особенностей предмета исследования, проводимые методом анализа признака (свойства, параметра) предмета. Понятие дифференциация происходит от латинского differentia - различие.

Дифференциация (дифференцирование ) в маркетинге - процесс разработки ряда существенных особенностей продукта, призванных отличить его от товаров конкурентов, выявление привлекательных и выгодных для потребителя отличий товаров и(или) услуг. По сути своей, дифференцирование - выделение предложения производителя из общей массы конкурирующих предложений иных производителей. Именно дифференцирование позволяет закрепиться в сознании потребителя, занять выгодную рыночную позицию и получить таким образом реальное конкурентное преимущество.

Товарное дифференцирование - создание схожих товаров, с небольшими различиями, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, обусловленных применением иных технологий производства, материалов, из которого они изготовлены, качеством работы или другими показателями.

Успешная стратегия дифференцирования должна включать пять пунктов:

  1. Создание имени дифференцируемому объекту - создание уникального имени товара, продавца, понимаемого и запоминаемого, пригодно для использования в различных марочных коммуникациях и разнообразных иных контекстах использования.
  2. Идентификация - наклеивание лейблов на продукцию, создание системы знаков и символов, которые в своей совокупности общепонятным образом доносят идею бренда, стратегию до целевой аудитории.
  3. Персонификация - определение персоны, стоящей за брендом. Люди устроены таким образом, что хотят иметь дело и покупать у людей, которых знают и которым доверяют. Персонификация дает понять, что персоналия, стоящая за брендом, отвечает за качество товара или услуги. И наоборот, спрятавшись за логотипом и словами "компания" бренд создает дополнительные барьеры для недоверия и подозрения.
  4. Создание новых товаров, классов товаров - формирование идей новых товаров (групп товаров). Идеи новых товаров могут также выявляться в ходе анализа, как возможностей производства и сбыта, так и потенциальных потребностей рынка.
  5. Дифференциация предложения - это предложение иного, более высокого (по сравнению с конкурентами) уровня, основанного на предоставлении дополнительных услуг, сервиса, больших выгод для покупателя, не связанных непосредственно с товаром.

Сервисное дифференцирование - составляющая комплексного предложения, услуги, сопутствующие продукту, по своему уровню отличающиеся от услуг конкурентов.

Бирюков П.Б.

Социальная стратификация и социальная мобильность

Вопрос 2. Сущность и причины социального неравенства

Лекция 2. Стратификация и социальная мобильность

Вопрос 1. Понятие социальной структуры и стратификация

Вопрос 2. Критерии социального неравенства

Вопрос 3. Профиль и динамика стратификационной структуры

Вопрос 4. Социальная мобильность

Глоссарий

Литература


Лекция 1. Социальная дифференциация и неравенство

Вопрос 1. Понятие социальной дифференциации и неравенства

Понятие стратификации является одним из центральных в современной теоретической социологии. Его относят к разделу социологической науки, изучающему социальную структуру общества. Содержание понятия «социальная стратификация» и его место в категориальной схеме социологии определяется путем его соотнесения с понятиями «социальное неравенство» и «социальная структура». Для того, чтобы определить основания социальной иерархии, порождающей вертикальные связи, раскрыть ее сущность требуется исследовать феномен социального неравенства.

Понять социальное неравенство можно только на основе рассмотрения дифференциации людей - их различий. Эти различия могут быть как врожденными, так и приобретенными, носить как естественный, так и социальный характер, быть материальными или духовными, физиологическими, психическими и интеллектуальными.

Изначально в основании неравенства лежит естественная дифференциация - различия между людьми, обусловленные их физиологическими, психическими и интеллектуальными особенностями. Они могут иметь как врожденный (пол, раса, умственные способности, физическая сила, состояние здоровья и пр.), так и приобретенный характер (вследствие обучения, тренировки, болезни и т.д.). Здесь уместно вспомнить положение Библии о том, что Бог сотворил людей неравными; в христианской традиции естественные особенности людей понимаются как результат промысла Бога о конкретном человеке.

Естественные различия являются одной из основ развития неравных отношений людей - социального неравенства. Эти различия составляли важнейшую базу неравенства в первобытности, и имеют большое значение и сегодня. Различия заключаются в смещении акцентов с одних факторов на другие. Несмотря на примеры таких явлений, как расизм, нацизм, апартеид ХХ века, в большинстве современных демократических стран влияние на социальное неравенство таких естественных различий, как раса и цвет кожи, национальность, состояние здоровья минимизируется. Дальнейшее ослабление данных факторов является заботой многих политических сил (например, создание условий для труда и полноценного быта инвалидов, борьба против расовых предрассудков и др.). В то же время, больший вес приобретают такие естественные факторы, как одаренность в разных областях, психические, интеллектуальные и духовные качества.

Иной уровень дифференциации индивидов - социальный. Социальными называются различия , порожденные социальными факторами, главные из которых следующие.

Разделение общественного труда , порождающее различные виды занятий и профессий индивидов.

Занятие человека определяется исключительно содержанием его деятельности (работа по дому, хобби, садоводство на даче и пр., а также профессиональные занятия). Профессия предполагает специальное обучение с получением определенной специальности (врач, слесарь, водитель и пр.). Как профессиональная, так и непрофессиональная деятельность может приносить доходы. Существуют многочисленные классификации занятий и профессий людей. Приведем некоторые дихотомические деления: занятия умственные и физические, квалифицированные и неквалифицированные, творческие и однообразные, исполнительские и управленческие, социальные и антисоциальные (в том числе и преступные).

Различный уклад и образ жизни .

Уклад жизни связан с внешними по отношению к индивиду условиями - как физическими, так и культурными. Физические условия: природно-климатические, экологические, ландшафт, плотность населения, урбанизированность (насыщенность городскими условиями жизни). Культурные условия определяются той социокультурной средой, в которой живет человек (язык, нормы, традиции, религия, идеология и пр.). Принято выделять традиционный уклад, основанный на религиозных нормах и допромышленных отношениях и современный уклад, являющийся светским, индустриальным, урбанизированным. Это социально-детерминированная характеристика, поскольку она во многом определяется тем социальным окружением (нормы и традиции), в котором живет индивид.

Образ жизни является личностной характеристикой человека - он зависит от возраста индивида, его образования, рода занятий, уровня духовной культуры, запросов и других подобных факторов. Становление образа жизни определяется как укладом жизни в данной местности, так и процессом социализации личности. Укажем некоторые дихотомические деления типов образа жизни: здоровый и нездоровый, дневной и ночной, нравственный и безнравственный, трудовой и нетрудовой.

Выполняемые социальные роли (генеральные, профессиональные, семейные, общественные), т.е. ролевой набор личности.

Социальные различия часто служат продолжением естественных. Например, ребенок с музыкальным слухом становится композитором, а ребенок с задержкой в умственном развитии вынужден работать простым грузчиком. Однако бывают и счастливые исключения - к примеру, обойденный природными данными человек, тем не менее, реализует свои скудные возможности. Впрочем, и в этом случае можно увидеть наличие некоторой изначально присущей человеку воли. В то же время, при рассмотрении социальной траектории личности, нельзя исключить ни случай (или провидение), ни свободный выбор и концентрацию усилий воли самим человеком.

Таким образом, общество представляет собой многомерную картину показателей, характеризующих его членов. Социальная дифференциация есть предпосылка самого функционирования общества, поскольку без выполнения различных функций социум существовать не может. Другое дело - социальное неравенство. По точному определению Н. Смелзера, социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам. 1

При анализе социального неравенства возникает целый ряд взаимосвязанных вопросов. Сведем их к четырем.

Является ли неравенство всеобщим и могут ли существовать общества без социального неравенства?

Каковы критерии социального неравенства и от чего оно зависит?

Каким образом неравенство поддерживается и передается от поколения к поколению?

Как меняется неравенство, каковы его формы в процессе исторического развития?

Ответы на эти вопросы дают современные теории функционализма, стратификации, классовых конфликтов, социальной мобильности. Здесь сосредоточено немало точек разногласий социологов-теоретиков в проблематике неравенства и стратификации.

Сегодня почти все социологи едины во мнении, что неравенство существует и существовало всегда, во всех обществах и во все эпохи. Это касается даже самых примитивных общинных сообществ. Этнограф Гуннар Ландтман провел исследование общественной жизни папуасов Новой Гвинеи, сами условия жизни которых, казалось бы, способствуют полному социальному равенству. У них нет промышленности, они не занимаются агрикультурой или скотоводством, а кустарное производство минимизировано. Отсутствие сколько-нибудь серьезного производства исключает возникновение излишков продукции, отчего материальное неравенство сводится почти к нулю. Несмотря на видимость всеобщего равенства Ландтман обнаружил, что папуас, который имел возможность принимать в своей хижине больше гостей, чем другие жители поселка, занимал более высокое положение в общине. Исследователь показал, что воины, гарпунеры и колдуны приобретали более высокий социальный статус, чем физически неполноценные, безработные и те, кто не состоял в браке. Кроме этого, женщины считались ниже мужчин. Другие исследователи - археологи, антропологи, этнографы - выявили наличие неравенства во всех дописьменных обществах. При этом статус членов общества определяется присущими конкретному обществу ценностями -красотой, смелостью, глубиной религиозных знаний и др. характеристиками и их комбинациями. Различия в статусе выражались символически - раскрашивание тела, татуировки, украшения, одежда. 2

Таким образом, обнаружено, что в любых исторических случаях к людям, обладающим качествами, которые ценятся выше, относятся с большим уважением, чем к тем, чьи качества ценятся не так высоко. Уважение членов общества, которое нельзя искусственно регулировать, есть одна из фундаментальных причин социального неравенства. И здесь неизбежно встает вопрос - неужели мыслители прошлого - представители «утопического социализма», классики «марксизма-ленинизма» - и современные социалисты и неомарксисты не понимают или не принимают этого факта? Разумеется это не так. Все дело в том, как понимать само социальное неравенство. Иными словами, какова сущность и причины неравенства в обществе? Это также вопрос о критериях неравенства , рождающего в обществе стратификационную структуру.

Вопрос 2. Сущность и причины социального неравенства.

В социологической теории выделяют две основные парадигмы в понимании природы неравенства - одна излагается в теориях функционализма, другая - в конфликтологических теориях.

Функционализм рассматривает неравенство следующим образом.

Одно из первых объяснений неравенства было предложено Эмилем Дюркгеймом (1858-1917). В работе «О разделении общественного труда» 1893 г. Дюркгейм сформулировал ряд тезисов.

Во всех обществах одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Поэтому все функции общества (закон, религия, семья, труд) образуют иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся.

Поскольку люди в разной мере талантливы, а при обучении эти различия усиливаются, то самые талантливые должны выполнять наиболее важные функции. Для привлечения лучших общество должно способствовать социальному вознаграждению их заслуг.

В 1954 г. Кингсли Дэвис и Уилбер Мур опубликовали книгу «Класс, статус и власть», в которой они изложили «теорию функционализма», развившую идеи Дюркгейма. Указав на справедливость мысли французского классика о том, что неравенство помогает обществу обеспечить такие условия, в которых самые важные виды деятельности выполняют наиболее умелые, Дэвис и Мур дополнили ее новыми тезисами.

Во-первых, любое общество должно располагать: а) различными видами вознаграждения, которые используются в качестве стимулов и б) способами распределять эти вознаграждения в зависимости от социальных положений субъектов. Вознаграждения принимают разные формы. В сфере религии основным является социальное уважение (престиж), в сфере управление лица наделяются властью, а в области технологии вознаграждаются главным образом материально. Вознаграждения и распределения - это часть социального устройства и, следовательно, источник стратификации.

Во-вторых, наилучшее вознаграждение получают те социальные положения, которые: а) имеют наибольшее значение для общества и б) требуют больше, чем другие, таланта и обучения. Первый фактор относится к социальным функциям, он определяется относительно. Второй фактор относится к средствам и определяется в зависимости от дефицита.

В-третьих, хотя самые важные виды деятельности различаются в зависимости от особенностей социальной системы, некоторые функции - религия, управление и технология (для сложных обществ) - остаются основными для всех обществ.

Дэвис и Мур выделили 4 группы главных социальных функций.

Религия - осуществляет интеграцию общества в терминах чувств, убеждений, обрядов.

Правительство - организует общество в терминах закона и власти.

Богатство, собственность и труд - обладание основными благами, которое является экономическим источником власти и престижа.

Технические знания - функция нахождения средств для достижения целей.

Дэвис и Мур также проанализировали разные стратификационные системы и классифицировали возможные различия в них. Ими были сформулированы все основные понятия функционализма. 3

Таким образом, функционализм объясняет природу неравенства исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, общностями, классами. На основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия слоев и классов, их выполняющих. Тем самым неравенство понимается как неотъемлемое свойство любого общества, несущее позитивную функциональную нагрузку. Общество, с такой точки зрения, воспроизводит неравенство, поскольку нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения и развития.

Принципиально не согласны с вышеизложенными представлениями сторонники теорий классовой борьбы и теорий конфликта . По их мнению, функционализм - это всего лишь попытка оправдать «статус-кво» - несправедливое положение вещей. Они утверждают, что функционализм есть всего лишь апологетика 4 социального неравенства. Эти теоретики предложили иное понимание социального неравенства - как неравного отношения между людьми и группами, которое мыслится как несправедливое и порождающее многочисленные негативные социальные явления - нищету, болезни, социальную напряженность, конфликты, классовую борьбу, войны и пр.

Понятие социального класса было сформулировано в трудах французских и английских экономистов конца XVIII - начала XIX вв. (Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо), а теория классовой борьбы - в работах французских историков первой половины XIX века (О. Тьерри, Ф. Минье, Ф. Гизо и др.). Отрицательное отношение к феномену социального неравенства сформировалось в теориях утопического социализма, представители которого (Т. Мор, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Г. Бабеф, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) предложили принципы построения общества, свободного от социального неравенства. И все же, цельная социологическая концепция, объясняющая социальное неравенство с позиций классовой борьбы, впервые была предложена К. Марксом. В своей теории «исторического материализма» Маркс соединил идеи своих предшественников с философией материализма и экономическим монизмом 5 во взгляде на общество.

К. Маркс (1818-1883) считал экономическую организацию основным аспектом жизни общества: социальные отношения, складывающиеся между людьми в системе производства, определяют все другие отношения и облик общества в целом. В основе таких, «производственных отношений», лежат отношения собственности на средства производства, которые определяют место индивида или группы в системе разделения труда, отношения власти и управления. Господствующий класс, владеющий средствами производства, осуществляет контроль как на производстве, так и в других сферах. Благодаря своей экономической власти он решает судьбу тех, кто на него работает. Тем самым общество глубоко разделено на классы, принадлежность к которым определяется местом, занимаемым его членами в системе общественного производства, отношением к средствам производства и ролью в общественной организации труда. 6

Сущность взаимоотношений между господствующими и эксплуатируемыми классами состоит в эксплуатации вторых первыми, причем форма эксплуатации зависит от способа производства. При капиталистическом способе производства владельцы средств производства покупают труд рабочих. Продукт создается из сырья трудом рабочих и когда он продается, владельцы получают прибыль. В своей центральной работе «Капитал» (1867 г.) К. Маркс доказывал, что прибавочная стоимость создается рабочими. Поэтому то, что она поступает в карманы владельцев производства, несправедливо и является причиной глубокого, неизбежного и непримиримого (антагонистического) конфликта между рабочими и капиталистами.

В социологическом плане важными тезисами явились прогнозы Маркса относительно развития классового конфликта при капитализме. Маркс доказывал, что по мере развития капитализма будет происходить: 1) относительное ухудшение положения пролетариата (т.е. доходы рабочих будут расти, но доходы капиталистов будут расти быстрее и потому разрыв в уровне жизни между двумя классами будет увеличиваться); 2) абсолютное ухудшение положения пролетариата, когда доходы и уровень жизни рабочих будет снижаться в показателях потребления товаров и услуг; 3) осознание рабочими несправедливой экономической системы и своих интересов, противоположных интересам буржуазии. В результате, как полагал Маркс, буржуазия будет становиться все богаче, а пролетариат все беднее, но сплоченнее. Поэтому революция неизбежна, она станет всемирной, что приведет к повсеместному свержению капитализма и переходу к новым, «социалистическим» социально-экономическим отношениям.

Эти прогнозы К. Маркса полностью провалились. Относительное, а тем более абсолютное, ухудшение положения рабочих не стало тенденцией, а продолжалось лишь короткое время, сменившись ростом доходов и благосостояния рабочих. Осознание пролетариатом своих экономических интересов стимулировало, прежде всего, развитие профсоюзного движения, приведшего к существенному улучшению условий труда и быта трудящихся. Хотя теория Маркса оказала огромное воздействие на политику и весь ход истории, с точки зрения социологической науки она потерпела фиаско. Этот факт стимулировал развитие конфликтологических теорий , авторы которых приняли тезисы о наличии классов и противоречий между ними, но поставили под сомнение идею о том, что экономическая система является причиной классового конфликта.

Исследуя деятельность профсоюзов и политических партий, немецкий социолог Роберт Михельс (1876-1936) доказывал, что причина неравенства таится в олигархии - форме правления, при которой власть принадлежит узкому кругу лиц. Олигархическая власть складывается в любой организации в том случае, если ее численность превышает определенную величину (в интервале от 1 до 10 тысяч человек). Тенденция к концентрации власти обусловлена прежде всего структурой организации, при которой рост числа членов определяет необходимость возложения ответственности на нескольких лидеров, которым доверяет большинство. Власть этих лиц (элиты) возрастает, что неизбежно ведет к противоречиям и конфликтам. Эту закономерность Михельс назвал «железным законом олигархии»; согласно ей неизбежно олигархическое перерождение всех демократических систем, партий и организаций, их превращение в элитаристские. Железный закон олигархии определяет организацию всей социальной жизни, а не только экономики, считал Михельс.

Другой крупный немецкий социолог Ральф Дарендорф (род. 1929), развивая идеи Михельса и других исследователей политической сферы общества, разработал конфликтологическую теорию общества . Классовый конфликт, по мнению Дарендорфа, определяется характером власти. Он выдвинул следующие тезисы.

В любом обществе существуют отношения власти (социального управления), опирающиеся на принуждение.

Во всех обществах существуют различные социальные позиции, для которых характерны разные распределения собственности и власти. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития для индивидов, групп и сообществ. Социальные различия порождают многообразные и противоречивые интересы людей.

Противоречивые интересы порождают разного рода трения и конфликты.

Тем самым социальное неравенство Дарендорф связывает с властью и интересами. Неравенство социальных позиций отражено в самой власти, которая позволяет одной группе распоряжаться результатами деятельности других групп. Поэтому в основе социальных конфликтов лежат прежде всего политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Исходной причиной неравенства у Дарендорфа оказывается борьба за дефицитные социальные позиции и узурпация власти определенными людьми и группами.

Р.Дарендорф утверждает, что борьба за дефицитные ресурсы и позиции неизбежна, а потому конфликты пронизывают все сферы общественной жизни и их невозможно устранить. Разрешить конфликты в смысле их полного устранения невозможно, но можно их регулировать. «Тот, кто пытается навсегда разрешить конфликты, скорее поддается опасному соблазну путем применения силы произвести впечатление, что ему удалось такое "разрешение", которое по природе вещей не может быть успешным», - писал Дарендорф. « «Единство народа» и «бесклассовое общество» - это только два из многих проявлений подавления конфликтов под видом их разрешения». 7


Лекция 2. Стратификация и социальная мобильность

Вопрос 1. Понятие социальной структуры и стратификации.

Социальная структура - наиболее общее понятие, определяющее всю совокупность разнообразных связей и отношений, существующих в данном обществе. Социальные связи и отношения, связывая воедино разнообразные элементы общества - индивидов, малые и большие группы, организации, социальные общности и институты, - образуют то, что и называется структурой данного общества.

Социальные связи и отношения являются преимущественно горизонтальными, когда взаимодействующие социальные агенты имеют схожее социальное положение - обладают сопоставимыми материальными ресурсами, равными правами и властными полномочиями, пользуются одинаковым уважением в обществе, в равной степени владеют информацией и т.д. Соответственно, они обладают схожими социальными статусами. Примером горизонтальных связей могут служить экономические связи между регионами страны, между предприятиями-изготовителями и торговыми предприятиями, между разными вузами в системе образования, между футбольными командами или клубами и т.д. Это также межгосударственные и межнациональные отношения, отношения между супругами в эгалитарной семье и др.

Другой тип социальных связей и отношений - вертикальные. В этом случае взаимодействующие агенты определенно занимают разное социальное положение в обществе и потому никак не могут взаимодействовать «на равных». Например, социальное взаимодействие преподавателя и студента в вузе, чиновника и просителя в присутственном месте предполагают социальную дистанцию, определяемую иерархическим расположением (т.е. вертикальной последовательностью от низшего уровня снизу до высшего наверху) социальных позиций и соответствующих им статусов. Аналогично в обществе выстраиваются вертикальные связи и отношения - они иерархичны. Примером иерархических связей могут служить командно-административные связи между министерством и предприятиями, между налоговыми органами и контролируемыми ими предприятиями, между футбольной федерацией и клубами. Вертикальные отношения складываются в патриархальных традиционных семьях между мужем и женой, родителями и детьми, в международных отношениях между метрополией и колонией, в межнациональных - между основной (титульной) нацией и малыми нациями, национальными меньшинствами и в др. случаях. Для вертикальных связей обычно характерны властно-правовые механизмы регулирования взаимоотношений их субъектов.

Рассматривая вертикальные и горизонтальные социальные связи, следует иметь в виду два момента. Во-первых, рассмотрение любой социальной связи имеет смысл только в рамках определенных условий, задающих конкретные «правила игры». Вне рамок таких условий связь может прекратиться или принять совсем иной характер. Так, связь между преподавателем и студентом по поводу учебы носит вертикальный характер, однако вне рамок учебного процесса она уже не действует. Более того, в других условиях между теми же агентами могут возникнуть связи противоположной направленности, например в случае, если социальный статус студента (его родителей) значительно выше статуса преподавателя.

Во-вторых, вертикальные связи вовсе не тождественны связям, возникающим в системе социального управления, хотя и те, и другие иерархичны. Если связи управления основаны на управляющем воздействии в определенной форме (приказ, задание, стимул) и осуществляются в рамках организации, то вертикальные связи имеют более широкую основу, а именно - различие в социальных положениях участников связи и не обязательно действуют в рамках организационной структуры.

Среди всех вертикальных связей и отношений, существующих в обществе, центральное место занимают стратификационные связи. Термин «стратификация» происходит от латинского stratum - слой и facio - делать. Таким образом, дословный перевод может означать «разделение на слои». В основе понятия лежит термин «страта», что значит социальный слой.

Практически любой человек может вспомнить эпизоды из своей жизни, когда, поддавшись эмоциям, он действовал отнюдь не оптимальным образом. Естественно, что решения, принимаемые взвешено и рационально, будут отличаться от решений, принятых в состоянии, когда человек охвачен каким - либо чувством. И неважно, что это за чувства: сильный гнев или безудержная радость, острая тревога или глубокое горе… Важно, что решение, принятое в этом состоянии, скорее всего не будет оптимальным. Дело в том, что в процессе эволюции наши эмоции остались примитивными, а способность мыслить появилась в процессе эволюции не так давно.

Создатель Теории Семейных Систем Мюррей Боуэн считал, что у любого человека существуют две системы функционирования: интелектуальная и эмоциональная.

Эмоциональная система включает в себя все автоматические или инстинктивные реакции человека на любые аспекты среды. Автоматические реакции человека сходны с теми, что регулируют инстинктивное поведение у других живых существ.

Интеллектуальная система - это функция коры головного мозга, которая появилась на последнем этапе развития человека и является основным его отличием от всех более низших форм жизни. Кора позволяет думать рассуждать, рефлексировать, регулировать жизнь в определенных областях. Интеллектуальная, или когнитивная система человека дает ему способность наблюдать за функционированием и реакциями эмоциональной системы. И вот эта способность будет различной у различных людей. То есть, люди различаются по своей способности различать чувства (более субъективная вещь) и мысли (более объективная вещь). Эта способность никак не связана с интеллектом человека. Можно иметь очень высокий IQ, и при этом плохо различать чувства и мысли. Практически каждый человек сталкивался с ситуацией, когда он реагировал автоматически, не задумываясь, почему он сделал так, а не иначе. Вообще, эмоциональная система гораздо больше регулирует нашу жизнь чем мы признаем.

Мюррей Боуэн ввёл понятие дифференцированность. Степень дифференцированности человека будет определяться тем, в. какой мере он в состоянии различать свои чувства и мысли. Чем меньше уровень дифференциации, Я у человека тем менее он способен делать такие различения (Bowen 1976). Как правило хорошо дифференцированный человек может провести различие: «это я думаю», а «это я чувствую». Однако, в состоянии, когда повышается тревога (это может быть, например, в ситуации кризиса) эмоциональная и интелектуальная ситемы сливаются, утрачивая способность к автономному функционированию. Именно в этих ситуациях мы не способны ясно мыслить, именно тогда наши действия и носят импульсивный характер. И вместо того, чтобы «подумать об этом завтра» мы совершаем необдуманные поступки, руководствуясь импульсом.

Работая с семьями шизофреников, Боуэн заметил, что родители шизофреников с трудом различали чувства (более субъективная вещь) и мысли (более объективная вещь). Чувства и эмоции часто используются ими как синонимы. Они не в состоянии различить и субъективную истину и объективный факт. Дальнейшие исследования этого феномена привели его к выводу о том, что во всех видах семей (от самых нарушенных до великолепно функционирующих) существует слияние между чувствами и интеллектом. Различия будут лишь в способах и степени в которой они слиты или дифференцированы друг от друга. Это и есть - концепт дифференциации Я.

Далее Боуэн полагает, что « все эмоциональные расстройства - часть одного измерения: от самого низшего уровня функционирования человека до самого высокого (то же с семьями, нельзя говорить о нормальной или ненормальной семье, можно говорить о ее месте на континууме)… Шизофрения, психозы и неврозы = части одного континуума. Разница между шизофренией и неврозом скорее количественная чем качественная.» («A Family Concept of schizophrenia», 1957)
Боуэн полагал, что всех людей в соответствии со степенью диффиренцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием можно расположить на одном континууме.

Люди на одном конце континуума не видят различий между эмоциями и интеллектом. Эмоции и интеллект у них настолько сплавлены, что жизнь этих людей подчинена эмоциональной системе. При этом какой бы ни был у них интеллект, он подчиняется эмоциям. Они могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями. Эти люди менее гибки и адаптивны, более эмоционально зависимы от всех и от всего, легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются.

Хотя Боуэн отмечал, что сепарация между эмоциями и интеллектом может быть только относительной, однако, люди на другом конце континуума более гибки и способны к адаптации, более эмоционально независимы, в высокой степени свободны от свойственных человеку проблем любого рода. Во время стресса функционирование интеллектуальной сферы у них может быть относительно автономным. Стиль жизни, мышление, эмоциональные паттерны людей, находящихся на разных уровнях шкалы столь различны, что супруги и близкие друзья обычно выбираются со сходным уровнем дифференциации.

Шкала поделена на четыре области. Рассмотрим их подробнее.

1. От 0 до 25 уровень слияния и слабой дифференциации. В этом диапазоне эмоции полностью доминируют над мыслительными процессами. Чувства от фактов эти люди, ка правило, не отличают. Сознательные установки присутствуют, преимущественно в виде массовых сте¬реотипов окружающего социума, индивидуальной психической жиз¬ни у человека практически нет. При стрессе, который может вызываться даже небольшими изменениями окружающей среды, такой человек полностью попадает под власть эмоций. Такие люди полностью ориентированы на отношения, а вся их энергия уходит на поиски любви, одобрения, поддержание отношений в гармонии. Понятно, что в такой ситуации на жизненные цели энергии нет. Если такие люди не находят одобрения, то уходят в себя или борются с системой отношений, в которой их не полюбили. Жизненно важные решения, как правило, принимаются на основе текущего чувства. Часто такие люди зависимы от родителей, а затем ищут такую же систему отношений, в которой смогут почерпнуть достаточно сил, чтобы функционировать. Проблемы у них носят хронический характер. Показательно, что и в психотерапии им сложно поставить конкретные отдаленные цели, кроме как «хочу быть счастливым» и.т.д. Если в результате терапии они ощущают незначительный комфорт, то, как правило бывают удовлетворены.

2. У людей со степенью дифференцированности от 25 до 50 (умеренная дифференциация Я) эмоции также играют главенствующую роль, но они более адаптив¬ны. В этом диапазоне поведение определяется поиском одобрения. Самооценка, как правило, зависит от других. На этом уровне чувства выражаются более открыто, чем на первом уровне. Интеллект в приложении к вещам, не касающимся человека, его личности, отношений и.т.д может быть хорошо развит, однако, в приложении к личным вопросам он недостаточно развит, и часто в личной жизни царит хаос.

На этом уровне может наблюдаться крайний вариант открытых чувств. Эти люди хотят эмоциональной близости и прямой коммуникации при обмене чувствами. Они открыто эмоционально зависимы от других, очень чувствительны к настроению партнёра и часто действуют импульсивно. Как правило, их жизнь представляет собой циклы чередующихся сближений и отдалений. Всю жизнь ищут они идеальных близких отношений. Находят  слияние реагируют дистанцированием и отчуждением  что затем стимулирует следующий цикл сближения или поиск новых систем отношений.

3. В диапазоне 50-75 (хороший уровень дифференциации Я) люди попадают под власть эмоций только в результате сильного стресса. Чувство «Я» у них достаточно развито, а интеллектуальные функции достаточно сформированы, чтобы в большинстве случаев сохранять способность разделять эмоции и мыслительные процессы. Такие люди более свободны, ибо не являются пленниками эмоционального - чувственного мира. Их эмоциональная жизнь удовлетворяет их, гораздо больше ибо они могут жить полноценной жизнью и разделять свои эмоции с другими. Они могут расслабиться и отдать контроль эмоциональной системе в отдельные периоды жизни, но если возникнут проблемы, контроль вновь передается интеллекту, тревога снижается и кризиса удается избежать. Такие люди менее ориентированы на отношения, меньше зависят от того, что думают другие, способны твердо стоять на своих собственных убеждениях, не испытывая потребности нападать на других или отстаивать свои во что бы то ни стало.Самооценка, как правило, адекватная.

Эти люди бывают более удовлетвлрены и своей семейной жизнью. Супругам нравится эмоциональная близость, но они не теряют собственных Я. Жена лучше реализуется как женщина, а муж как мужчина, при этом нет необходимости спорить о преимуществах и недостатках биологического пола и социальных ролей. Такие родители позволяют детям вырасти и построить собственные Я, не пытаются слепить их по своему образу и подобию. Каждый из супругов и детей сам отвечает за себя - не обвиняют друг друга за свои поражения и не приписывают другим своих побед.

4. Более 75 - гипотетический уровень. М. Боуэн считает, что уровень дифференциации более 75 встречается у людей довольно редко. Те редкие ин¬дивиды, которые дифференцированы более, чем на 75 легко разграничивают процесс мышления и эмоции.

Определить в обычной ситуации, каким уровнем дифференциации обладает тот или иной человек - невозможно. Чтобы мыслительные процессы попали под власть эмоций, необходима стрессовая ситуация. Только тогда, по реакции человека, по его поведению в стрессовой ситуации можно понять, насколько его эмоции влияют на его способность принимать взвешенное решение, а сам он может отимальным образом функционировать.

Тема 9. Социальная структура общества.

Введение

1. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Исторические типы социального неравенства.

2. К. Маркс и М. Вебер об основаниях социального неравенства.

3. Социальная структура современной России.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление – будь то семья, класс, революция, государство или технология избирательной кампании – предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии.

Между тем, любое общество предстает не как нечто монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально-экономических, политических, духовных.

Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в социологии. Не случайно в целом ряде изданных на западе научных трудов и учебных пособий социология определяется как наука о социальной структуре общества, социальных группах и их влиянии на поведение людей. Есть, разумеется, и другие толкования предмета социологии. Но во всех случаях проблеме социальной структуры общества отводится видное место. Это же можно сказать о месте данной проблемы в отечественной социологической литературе.

Социальная дифференциация и социальное неравенство. Исторические типы социального неравенства.

Изначально в основании неравенства лежит естественная дифференциация - различия между людьми, обусловленные их физиологическими, психическими и интеллектуальными особенностями. Они могут иметь как врожденный (пол, раса, умственные способности, физическая сила, состояние здоровья и пр.), так и приобретенный характер (вследствие обучения, тренировки, болезни и т.д.). Здесь уместно вспомнить положение Библии о том, что Бог сотворил людей неравными; в христианской традиции естественные особенности людей понимаются как результат промысла Бога о конкретном человеке.

Естественные различия являются одной из основ развития неравных отношений людей - социального неравенства. Эти различия составляли важнейшую базу неравенства в первобытности, и имеют большое значение и сегодня. Различия заключаются в смещении акцентов с одних факторов на другие. Несмотря на примеры таких явлений, как расизм, нацизм, апартеид ХХ века, в большинстве современных демократических стран влияние на социальное неравенство таких естественных различий, как раса и цвет кожи, национальность, состояние здоровья минимизируется. Дальнейшее ослабление данных факторов является заботой многих политических сил (например, создание условий для труда и полноценного быта инвалидов, борьба против расовых предрассудков и др.). В то же время, больший вес приобретают такие естественные факторы, как одаренность в разных областях, психические, интеллектуальные и духовные качества.

Иной уровень дифференциации индивидов - социальный. Социальными называются различия, порожденные социальными факторами, главные из которых следующие:

1. Разделение общественного труда, порождающее различные виды занятий и профессий индивидов;

Занятие человека определяется исключительно содержанием его деятельности (работа по дому, хобби, садоводство на даче и пр., а также профессиональные занятия). Профессия предполагает специальное обучение с получением определенной специальности (врач, слесарь, водитель и пр.). Как профессиональная, так и непрофессиональная деятельность может приносить доходы. Существуют многочисленные классификации занятий и профессий людей. Приведем некоторые дихотомические деления: занятия умственные и физические, квалифицированные и неквалифицированные, творческие и однообразные, исполнительские и управленческие, социальные и антисоциальные (в том числе и преступные).

2. Различный уклад и образ жизни;

Уклад жизни связан с внешними по отношению к индивиду условиями - как физическими, так и культурными. Физические условия: природно-климатические, экологические, ландшафт, плотность населения, урбанизированность (насыщенность городскими условиями жизни). Культурные условия определяются той социокультурной средой, в которой живет человек (язык, нормы, традиции, религия, идеология и пр.). Принято выделять традиционный уклад, основанный на религиозных нормах и допромышленных отношениях и современный уклад, являющийся светским, индустриальным, урбанизированным. Это социально-детерминированная характеристика, поскольку она во многом определяется тем социальным окружением (нормы и традиции), в котором живет индивид.
Образ жизни является личностной характеристикой человека - он зависит от возраста индивида, его образования, рода занятий, уровня духовной культуры, запросов и других подобных факторов. Становление образа жизни определяется как укладом жизни в данной местности, так и процессом социализации личности. Укажем некоторые дихотомические деления типов образа жизни: здоровый и нездоровый, дневной и ночной, нравственный и безнравственный, трудовой и нетрудовой.

3. Выполняемые социальные роли (генеральные, профессиональные, семейные, общественные), т.е. ролевой набор личности.

Социальные различия часто служат продолжением естественных. Например, ребенок с музыкальным слухом становится композитором, а ребенок с задержкой в умственном развитии вынужден работать простым грузчиком. Однако бывают и счастливые исключения - к примеру, обойденный природными данными человек, тем не менее, реализует свои скудные возможности. Впрочем, и в этом случае можно увидеть наличие некоторой изначально присущей человеку воли. В то же время, при рассмотрении социальной траектории личности, нельзя исключить ни случай (или провидение), ни свободный выбор и концентрацию усилий воли самим человеком.

Таким образом, общество представляет собой многомерную картину показателей, характеризующих его членов. Социальная дифференциация есть предпосылка самого функционирования общества, поскольку без выполнения различных функций социум существовать не может. Другое дело - социальное неравенство. По точному определению Н. Смелзера, социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам.


Похожая информация.