Дисциплинированный сотрудник. Управление дисциплиной в трудовом коллективе. Правила организованной игры

Один из главных аспектов психологии управления — вопрос дисциплины. Не секрет, что во многих компаниях, это больная тема, до которой, как правило, не доходят руки HR-менеджеров. Однако, стоит обратить на данный фактор особое внимание, поскольку он непосредственно влияет на качество и эффективность работы.

Дисциплинарное воздействие HR-менеджера

Итак, дисциплина — это процесс, который связан с поведением сотрудника на работе. Если персонал не соблюдает принятые в офисе распорядки, то здесь мы можем говорить о нарушении дисциплины.

Когда мы говорим о нарушении дисциплины, то понимаем под этим нарушение так называемого ожидаемого поведения. HR-менеджер и другие сотрудники компании ожидают от своих сослуживцев соответствующего поведения. И если один из работников нарушает общепринятые представления, то нарушается весь механизм взаимодействия.

Цель дисциплинарного воздействия HR-менеджера — не просто помочь служащему понять, что у него действительно существуют проблемы с выполнением обязанностей по работе, но также объяснить, что всегда есть хорошая возможность исправить ситуацию и восстановить дисциплину. Это, в свою очередь, подразумевает определенные усилия HR-менеджера, которые должны прилагаться для того, чтобы работник смог исправить возникшую у него проблему.

Однако, стоит запомнить, что дисциплинировать сотрудников — не значит наказывать их. В первую очередь, HR-менеджер должен вникнуть в суть проблемы. Иногда он может подсказать сотруднику путь к решению задачи. Дисциплинарная работа менеджера по персоналу наиболее успешна именно тогда, когда она помогает индивидууму стать эффективным преуспевающим работником организации. Отсюда вытекает еще одно правило — не забывайте хвалить работника за успешную работу. Вы скажете всего два-три слова, но этого может быть вполне достаточно, чтобы сотрудник расправил крылья и захотел достичь большего.

В случае неисполнения принимаемых HR-менеджером методов восстановления дисциплинарного поведения, организация может в законном порядке, и в соответствии со всеми регулирующими документами, уволить неэффективных или нежелающих развиваться работников.

Помочь HR-менеджеру разобраться в ситуации могут тесты по психодиагностике профессиональной деятельности. Они позволяют изучить профессиональные интересы человека при помощи косвенных вопросов, на основе использования специальных психологических тестов, что позволяет глубже ознакомиться со спецификой профессиональной направленности личности и дает возможность выявить степень ее выраженности.

Не секрет, что для определенного вида работ необходима предварительная диагностика волевых качеств. Чтобы HR-менеджер был способен помочь сотруднику сформировать волю, научиться саморегуляции и воспитать необходимые волевые качества, необходимо сначала оценить эти качества при помощи подобных тестов.

Как наладить дисциплину

Ниже приведено несколько советов относительно того, как можно наладить дисциплину работника.

Рекомендовать служащему соблюдать те или иные требования относительно выполнения работы и установить с ним общее понимание этих требований. Например, для вас обедать не очень долго может означать полчаса, а для него — полтора. Поэтому, необходимо прийти к единому пониманию тех или иных вопросов дисциплины.

Если работник не изменил своего поведения, в устной форме сделайте выговор служащему за непрофессиональное выполнение рабочих обязанностей. Запомните, что такие выговоры делаются работнику наедине. Ни в коем случае HR-менеджер не должен выставлять критику сотрудника напоказ, иначе это может только усугубить ситуацию. Вам было бы приятно, если бы вас отчитывали как маленького? Вызовите работника к себе в кабинет и поговорите с ним серьезно, охраняя доверительный тон и выражая готовность помочь.

Когда сотрудник не реагирует даже на устные выговоры, HR-менеджеру следует в письменной форме предупредить работника о необходимости контроля своей рабочей дисциплины. Письменное предупреждение всегда выглядит гораздо более серьезное, чем устное, поэтому должно иметь больше эффекта.

Как правило, такое внимание со стороны HR-менеджера ценится сотрудниками, и, скорее всего, они пойдут вам навстречу. Не забывайте, что все это необходимо делать не в снисходительной форме, а по-дружески помогая коллеге.

Если вы как HR-менеджер предприняли все вышеуказанные шаги, но так и не добились результата, то вам остается только уволить такого нерадивого работника.

Как воспитывать сотрудников?

В конце марта состоялся мой очередной семинар для руководителей компаний малого и среднего бизнеса по вечно актуальной:) теме " Как воспитывать сотрудников? ". Эта заметка - короткое "послевкусие" данного семинара, своего рода обзор вопросов и идей, которые мы обсуждали.

Название темы изначально было провокационным, т.к. по опыту знаю, что среди руководителей существует большой разброс мнений, от "Сотрудники - те же дети! " или "Они как дети, только хуже! " до "Какое ещё воспитание?! Мне нужны зрелые взрослые люди! Чтобы они мне деньги зарабатывали, а не я с ними нянчился! ".

Но люди (сотрудники) - не роботы! И вряд ли любой руководитель сможет избежать "педагогической" стороны отношений со своими подчиненными.

Разговор на семинаре начался с вопроса: в чёмразница между обучением и воспитанием ? Разумеется, среди участников были люди, имеющие педагогическое образование, поэтому ответ был найден быстро.

В результате обучения человек приобретает некие знания, умения и навыки (ЗУН). Или, как это модно называть нынче -компетенции . В приложении к профессиональной деятельности это ответ на вопрос: "ЧТО умеет делать работник?". Результатом обучения (+опыта) является профессиональная квалификация. Это обычно те самые "красивые" строчки в резюме: "изучил...", "реализовал...", "решал задачи по...", "работал в качестве..." (и т.п.).

Результатом воспитания является формирование личностных качеств человека. Например, системыценностей и целей . Например, привычных для человека "мотивационных шаблонов" (правил, закономерностей организации собственной активности). "Мотивационные шаблоны" - это привычные для человека стратегии поведения, с помощью которых он воплощает в жизнь свои цели и ценности.

Разумеется, нас не очень интересует т.н. "общая воспитанность". Конечно, хорошо, если сотрудник здоровается при встрече, и не ругается через слово матом:) Но для любой организации жизненно важным вопросом является наличие у сотрудника такой конфигурации личностных качеств, которые ещё при советской власти назывались "трудовым воспитанием ".

Всё достаточно просто. "Трудовое воспитание" - это ответ на вопрос "КАК работник относится к тому, что делает (ик труду вообще)?". Является ли труд его ценностью-целью, или работа для него всего лишь ценность-средство? Есть ли у него "привычка трудиться" (эффективные "мотивационные шаблоны", связанные с работой), или она отсутствует?

В качестве ремарки заметим, что вопрос (как человек ДОЛЖЕН относиться к труду) на самом деле мутный и сложный:) И даже лучшие умы человечества здесь дают противоречивые ответы. Кто-то считает, чтопотребность в труде для человекаявляется естественной и необходимой (вроде потребности дышать). А все "проблемы трудового воспитания" возникают лишь из-за того, что человек просто неверно выбрал сферу приложения своих способностей. Достаточно найти более подходящий род занятий (или просто сменить место работы) - и будет счастье! Самореализация, самоактуализация, обретение своего призвания, "места в жизни" и проч. :)

Другие лучшие умы человечества (например, один из классиков экономики Л.фон Мизес ) считают, что не следует путать потребность в труде, спотребностью в активности . Активность кроме трудовой может быть творческой, рекреационной (отдых), игровой и т.д. Изначально человек предпочитает виды активности, связанные с максимальным получением удовольствия (игра, отдых).

Так называемая "потребность в труде" - это изобретение социальной системы, рыночной экономики. Человеческий труд - это всего лишь горючее, "пушечное мясо" экономики. Поэтому нельзя осуждать тех, кто не хочет и не любит трудиться - они просто ближе к естественной жизни, к миру детей и животных:)

Кстати, именно поэтому многие предприниматели мечтают (наивные;)) не "пожизненно" заниматься своим бизнесом, а заработать fucking money (сумму, которая даст возможность показать fuck любой работе:)) ) , и уехать доживать остатки дней куда-нибудь на Гоа.

Ну, пусть философы продолжают спорить... А что делать-то конкретному работодателю? Ведь к нему может запросто прийти сотрудник, трудовое воспитание которого будет "ниже плинтуса". А любому бизнесу как воздух нужны люди с горящими глазами, жадные до работы...

Кроме того, если при "тоталитарном режиме" семья и школа ещё хоть как-то заморачивались насчёт трудового воспитания, то с нынешним подрастающим поколением (поколением Y и Z ) вообще всё грустно. У них же предел мечтаний - 4-х часовая рабочая неделя. Или вообще - найти источник пассивных доходов, и начать в 20 лет беспечную жизнь рантье;)

Вот только не подумайте, что у меня есть маразматическое желание морализировать: "О времена, о нравы! Куда катится современная молодёжь!" :))) С современной молодёжью всё в порядке! В иных стартапах 18-20-летние ребята впахивают так, что иным старичкам-предпринимателям "первой волны" и не снилось!

Но эти приятные исключения не устраняют проблему, а лишь заостряют её. Хотя бы потому, чтопроблема воспитания сотрудников острее всего проявляется в отношениях "работодатель - наёмный работник" . У тех, кто "работает на себя" (т.е. у самих предпринимателей) проблем с отношением к труду обычно не возникает:) А вот когда надо "работать на дядю" (т.е. на работодателя) - проблема трудового воспитания тут как тут!

В чем главная сложность? Откройте любой учебник по психологии личности, и там вы прочитаете, что основныечерты личности формируются очень рано - к 5-7 годам. В том числе и те качества, которые определяют отношение к труду. Личностные качества ещё можно немного скорректировать в период "подросткового кризиса" 13-15 лет. Но потом они "костенеют", и принципиально уже в течение жизни не меняются.

Вернее, нет - меняются! Но только в оченьособых ситуациях . На семинаре я просто задал участникам вопрос: Могут ли они привести пример, когда, в каких ситуациях, они (или их близкие) действительно менялись? Когда они смогли сломать какие-то свои привычки, существовавшие годами? Кто-то изменился, когда сильно влюбился. Ещё кто-то изменился, когда "жизнь заставила" - например, возникли серьёзные проблемы со здоровьем.

Кто-то менялся долго и мучительно, перевоспитывая и изменяя себя "по миллиметру". Кто-то менялся стремительно, "в один миг". Но сама динамика изменений не столь важна - важно то, что в основе любого изменения лежала действительно оченьмощная внутренняя мотивация (положительная или отрицательная). Можно даже сказать - страсть...

И вот тут следующий вопрос участникам семинара: как ВЫ можете перевоспитать сотрудника? Если учесть, что к семилетнему возрасту у него уже сформировано отношение к труду, а измениться он может только под влиянием сильной страсти? Можно ли организовать работникам "негативную страсть" - в воспитательных целях, конечно?

Да, есть компании, в которых недоброй традицией стало устраивать сотрудникам "на входе"сильнейший негативный стресс . Прививка "правильного отношения" к труду осуществляется через авторитарный менеджмент, тоталитарный контроль, жесточайшую систему наказаний. Эдакая "трудовая зона строгого режима".

Если вы скажете, что сегодня таких организаций уже не бывает, то вы сильно ошибётесь:) Вроде бы мы живём в условиях свободного рынка труда. Если работодатель будет слишком "закручивать гайки", то сотрудники просто "проголосуют ногами". Но есть отраслевая и региональная специфика. Иногда людям просто некуда сбежать:(

Также есть организации, в которых в принципе рассматривают персонал как "расходный материал", и в силу разных причин не заинтересованы в высокой лояльности и долгосрочном закреплении персонала на предприятии. Люди нужны для того, чтобы за ограниченное время "выжать" из них требуемую производительность труда, и потом заменить их на "свеженьких". Подобная кадровая политика как бы дозволяет любые, самые суровые варианты перевоспитания сотрудников.

Но давайте будем реалистами... Можно ли через такое "насилие на работе" действительно воспитать у сотрудников правильное отношение к труду? Вряд ли... Ведь когда мы перевоспитывали сами себя под влиянием каких-то негативных стрессов, мы ведь делаем это ДОБРОВОЛЬНО. Мывнутренне принимаем необходимость изменений (при этом не важно, что их причина была негативной). Мы берём на себя ответственность за то, что мы будем меняться, становиться другими.

У работников, которых мы попытаемся перевоспитать насильно, такого внутреннего принятия изменений не будет. Они будут просто приспосабливаться к новым, жёстким требованиям работодателя. В каких-то ситуациях они действительно будут вести себя, как требует работодатель. Но как только контроль будет ослабевать, они будут всеми возможными способами саботировать навязанные им принципы и правила отношения к труду. Нужны ли вам такие саботажники за спиной? Не думаю...

Что же тогда остаётся? Остаётся "перевоспитание любовью " :) Кто-то из участников семинара прикололся: "Ну да, давайте организуем корпоративную секту в стиле "возлюби ближнего своего "!". На самом деле не такой уж и нереалистичный вариант:) В современном менеджменте очень много говорят про лидеров-харизматиков, про "корпоративные религии" и "бренд-евангелизм".

И вообще в России очень глубокие корни пустила патерналистская модель управления, когда идеальный руководитель - это строгий, но справедливый Отец-харизматик. Который строго контролирует и жёстко наказывает своих несмышлёных детей-подчинённых, но в то же самое время он их любит, заботится о них, является для них уважаемой и обожаемой персоной.

Логика трудового перевоспитания здесь проста: любишь босса, люби и его бизнес (но не наоборот! ). Проблема здесь именно в том, что люди должны ценить то, что они делают - а не того, ради чьей высокой оценки они это делают. Иначе это будет не работа на результат, сколько "культ личности" и прочие "перегибы" :) Проще говоря, любовь к лидеру ну никак не гарантирует правильного отношения к работе (т.к. объекты любви разные).

Вторым очевидным ответом является такой: надо искать и брать в организацию сотрудников, у которыхтакая же страсть к бизнесу (к тому, чем организация занимается), как и у руководителя. Идея, конечно, прекрасная, но есть парочка "но"...

Во-первых, наемный работник НИКОГДА не будет относиться к бизнесу с той же страстью, как топ-менеджмент, и уж тем более - как его отцы-основатели. Для создателей бизнеса, их дело = их ребенок. Вот у вас, например, много ли есть чужих детей, которых вы любите столь же сильно, как и своих собственных?

Во-вторых, крайне сложно найти человека, имеющего "такую же" страсть к делу нашей жизни, какую имеем мы сами. Подлинные единомышленники - на вес золота! Найти "болеющего тем же" бизнес-единомышленника - это огромная удача! Которая, увы, случается крайне редко:(Но искать таких людей всё равно надо!

Очевидно, что нахождение единомышленников - задача всей жизни. А работники нужны уже сегодня... Что делать? К тому же к концу семинара у участников стало закрадываться смутное подозрение, что на самом деле как-торадикально перевоспитать взрослого зрелого сотрудника , имеющего сформировавшееся отношение к труду -особенно и не получится ... :(

Главная идея семинара заключалась в следующем: берите на работу сотрудников, имеющих СОБСТВЕННУЮ СТРАСТЬ, заставляющую их позитивно меняться и развиваться. Эта страсть может вовсе не совпадать с вашей, но важно найти точки пересечения их страсти, и вашей.

Для тех, кого смущает слово "страсть", уточню: речь идёт об интересах, рабочих привычках, "любимом деле" (типе активности), трудовых ценностях человека. О его, если можно так выразиться, "трудовой мотивационной конфигурации" :)

Задача трудового воспитания сотрудников заключается в том, чтобысовместить трудовые ценности бизнеса с трудовыми ценностями сотрудника . "Страсть" работника должна быть максимально конструктивным способом включена в ценностно-мотивационную систему организации. То, что он любит и умеет делать, должно наилучшим образом влиться в том, что компания любит и умеет делать:)

Идея не так уж и сложна, как может показаться на первый взгляд. Например, сотрудник любит деньги. Это его главная ценность; стремление заработать их побольше - его главная трудовая мотивация. Надо просто посадить такого сотрудника на "входящий денежный поток". В смысле, в отдел продаж:) И разработать честную и прозрачную мотивационную схему, которая даст ему возможность зарабатывать, зарабатывать и зарабатывать ещё больше.

Понятно, что идея не нова:) Любой грамотный HR скажет, что модели "подбор работы под человека" сто лет в обед исполняется:) Но от этого она не становится менее работоспособной.

Если резюмировать, топроцесс трудового воспитания на рабочем месте заключается в выявлении "страсти" каждого сотрудника; в нахождении трудовых задач/функций, при выполнении которых "страсть" сотрудника будет реализована наилучшим образом; и в создании мотивационных стимулов, которые будут поощрять проявление индивидуальной "страсти" сотрудника для общего блага, и аккуратно блокировать деструктивные проявления этой же самой "страсти".

На самом деле все эти шаги (выявление мотивационных особенностей сотрудника; проектирование мотивационной среды организации; мотивирующее оперативное управление) достаточно хорошо технологизированы. Т.е. имеются конкретные "рецепты", приёмы, методы, давно уже известные. Любой руководитель может их легко применять в своей работе.

Но по моему мнению, главное здесь - правильное и разумное понимание "трудового воспитания". Перевоспитать сотрудников "напрямую" (т.е. заставить любить нашу организацию и наш бизнес) мы не можем. Мы можем лишь обнаружить, в чём заключается его "страсть". И предоставить ему организационные условия для реализации этой "страсти". И аккуратно направлять его трудовые усилия таким образом, чтобы эта самая "страсть" работала на общее благо.

P.S. На семинаре мы обсуждали ещё много всяких деталей и технических тонкостей. Надеюсь, что каждый участник унёс с собой конкретные идеи о том, с чего начать "воспитывать" своих сотрудников:)

Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно

Понятие "дисциплина" привычно ассоциируется с казармой и тупыми ритуалами, вроде ходьбы строем. Но если задуматься, может ли существовать коллектив без дисциплины? Не обязательно ходить строем, но если нет некоторых твердо установленных принципов коллективной жизни, то никакое общее дело невозможно. С этим вряд ли можно спорить.

Мне представляется парадоксальными и в то же время актуальными мысли о дисциплине Антона Семеновича Макаренко, великого педагога и мыслителя, которые я нашел в одной статье .

По утверждению Макаренко, дисциплина есть свобода, ибо ставит каждую отдельную личность, каждого отдельного человека в более защищенное, более свободное положение; в основе дисциплины лежит требование коллектива к личности, так как интересы коллектива выше интересов личности; дисциплина украшает коллектив.

Формула созидательной дисциплины по Макаренко заключаются в людях. Такая дисциплина возможна в коллективе, где отношение общей и частной цели не есть отношение противоположностей, «а есть только отношение общего (значит, и моего) к частному, которое, оставаясь только моим, будет итожиться в общее в особом порядке».

Другими словами, дисциплина "оформляет" взаимоотношения, делает их гармоничными в коллективе, в котором личные цели людей не расходятся с целями организации. Это важное условие. Если оно не выполняется, то дисциплина становится тяжелым ярмом.

Как возникает дисциплина в коллективе? Здесь тоже интересно. Макаренко считал, что когда коллектив только начинает формироваться, необходимо принуждение к дисциплине: "Пока не создан коллектив и органы коллектива, пока нет традиций и не воспитаны первичные трудовые и бытовые навыки, воспитатель имеет право и должен не отказываться от принуждения". То есть, "демократическим путем", через дебаты и голосование выработать и утвердить нормы дисциплины нельзя.

По словам Макаренко "Рассчитывать, что дисциплину можно создать только одной проповедью, одними разъяснениями - это значит рассчитывать на результат чрезвычайно слабый... мне приходилось сталкиваться с очень упорными противниками дисциплины среди воспитанников, и если доказывать им необходимость дисциплины словесно, то можно встретить такие же яркие слова и возражения".

Впрочем нужно помнить, что Макаренко имел дело с беспризорными, не имеющими социального опыта. Если представить себе группу случайно собравшихся людей, каждый из которых имеет большой опыт коллективных действий (в других коллективах), то такая группа вполне способна к самоорганизации в интересах общего дела. Например, группа профессиональных футболистов может неплохо сыграть матч, даже если они впервые вышли на поле вместе.

Википедия говорит, что «Дисциплина - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка». В современной действительности слово « Дисциплина» стало синонимом « Ограничения» . Рассуждает Алексей Баранов, бизнес-тренер, командный коуч, фасилитатор.

Ребенка с детского сада призывают к порядку - это нельзя, так не положено. Подростка, а позднее и взрослого, дисциплина подстерегает на каждом шагу - не опаздывай, перерыв ровно 10 минут, оставайся на рабочем месте даже если все сделал - не нарушай дисциплину. Трудовая дисциплина в этом смысле - не исключение.

Любой свод правил воспринимается сотрудниками как ограничения, нарушение которых имеет негативные последствия, чаще всего финансовые. Так как же сместить негативный фокус и наладить эту самую дисциплину?

Попробуйте поменять отношение команды к дисциплине, и сделать из нее не карающий инструмент, а базовую ценность, на которой строится работа. Для начала хорошо бы самостоятельно ознакомиться с правилами, установленными в компании, и понять - с какой целью необходимо их выполнение?

Приходить за 15 минут до начала рабочего дня, чтобы подготовить рабочее место и открыть торговую точку ровно в 9.00 - резонно для сотрудников фронт-офиса. Цель этого правила - открыться вовремя и не терять клиента и прибыль. Для сотрудника IT-компании это скорее странное негативное ограничение - для него уместно предложить свободный график с точным исполнением сроков.

Проанализируйте таким образом все правила работы, принятые в компании, а после, обсудите их с сотрудниками. Цель этой встречи - узнать, действительно ли коллеги понимают ДЛЯ ЧЕГО необходимо выполнять правила. Ели понятно не всем - расшифровывайте до тех пор, пока вопросов не останется.

Вполне возможно окажется, что некоторые правила были сформулированы при открытии компании и уже не соответствуют текущей бизнес-модели. Разработайте совместно с командой новый «Дисциплинарный кодекс», который будет понятен и принят каждым. Помимо новых правил игры обсудите и последствия их нарушения. В каких то случаях отлично работает материальное наказание, а иногда перевод со свободного графика на офисный - хуже любых финансовых ограничений.

« Добиваться дисциплины» не меняя отношения к этому понятию - как бороться с ветряными мельницами. Усилий много, а результат практически нулевой. Или по итогу вы имеете запуганных, нервных сотрудников, которые думаю только о том, как бы не опоздать/можно ли надеть рубашку молочного, а не белого цвета/что будет, если необходимо уйти за 30 минут до окончания рабочего дня.

При этом, в ситуации, когда дисциплина становится базовой ценностью компании, не вызывает негатива и отрицания, происходит удивительная трансформация - участники команды становятся САМОДИСЦИПЛИНИРОВАННЫМИ. Правила игры, сформулированные и принятые коллективно, становятся ценностью каждого из тех, кто работает в этой компании. Ведь как можно противится тому, что ты сам принял для себя за уровень нормы?

Если все, что написано выше - не про вашу компанию, и реализовать такое внедрение дисциплины невозможно, есть несколько лайфхаков:

1. Делайте так, чтобы каждый уже работающий и новый сотрудник, точно знали о правилах, установленных в компании. Если вы берете на офисную работу человека, привыкшего работать в формате хоум-офиса, подробно обсудите с ним необходимость работы в формате «ровно с 9 до 18». Но будьте готовы к его постоянным опозданиям и наперед продумайте, какие меры в связи с этим, будете принимать. Возможно, будет лучше для всех, если вы предложите ему другую должность, или он продолжит поиски работы, с более подходящим ему графиком.

2. Старайтесь поощрять выполнение правил, а не «принимать меры» при их нарушении. Еще бихевиористы (самый известный из них - И.П. Павлов) доказали, что подкрепление желаемого поведения - эффективнее, чем наказание.


3. Формируйте поддерживающую культуру внутри компании. Делайте ставку на сотрудника, для которого дисциплина - ярко выраженная ценность (такие точно есть в любой компании). Обращайтесь к нему за помощью - внутри команды он точно найдет тех, кому его позиция близка. И понемногу, изнутри, они вместе начнут формировать отношение к дисциплине как к норме, а не ограничению.

Построение карьеры

Как поддерживать дисциплину в коллективе?

23 фев 2011 Как определил раз и навсегда великий полководец Александр Васильевич Суворов, «дисциплина - мать победы». Поэтому, кроме вопросов о том, как найти, уговорить, мотивировать персонал, Вы как руководитель обязательно столкнетесь с необходимостью поддерживать закон и порядок в рамках зоны Вашей ответственности.
Последние годы мы были сложно воспитаны в рамках системы демократических, а чаще - псевдодемократических представлений. Где руководитель, конечно же, «демократ», а его главные ценности - «честность и открытость». Именно такие перлы можно найти в методичках и серьезных учебниках по менеджменту. Мы, очевидно, не хотим возвращаться в «тоталитарное прошлое», однако необходимо признать, что не все вопросы организации работы персонала решаются демократическими методами. Кто-то все-таки должен взять на себя ответственность и перестать «быть хорошим». И скорее всего, это будете Вы - эффективный руководитель.


Так где же проходит водораздел между демократией и авторитаризмом? Что отличает руководителя от «попустителя»? Только дисциплина. А она не терпит компромиссов. Не рассчитывайте на внутреннюю дисциплинированность Ваших сотрудников. Если Вы не позаботитесь о дисциплине, то даже самые ответственные люди, воспитанные родителями, школой и армией, окажутся в меньшинстве. Засучите рукава и…