Скачать презентацию прикладное искусство. Презентация на тему "декоративно-прикладное искусство". Аннотация к презентации

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco
- украшаю) - широкий раздел изобразительного
искусства, который охватывает различные отрасли
творческой деятельности, направленной на
создание художественных изделий с утилитарными
и художественными функциями. Собирательный
термин, условно объединяет два обширных рода
искусств: декоративное и прикладное. В отличие
от произведений изящного искусства,
предназначенных для эстетического наслаждения и
относящихся к чистому искусству,
многочисленные проявления декоративноприкладного творчества могут иметь практическое
употребление в повседневной жизни.

История развития прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство существовало уже на
ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении
многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и
народностей основной областью художественного творчества.
Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства
свойственны исключительная содержательность образов, внимание
к эстетике материала, к рациональному построению формы,
подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта
тенденция удержалась вплоть до наших дней.
С началом классового расслоения общества всё большее
значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их
редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие
целям представительности (предметы для культовых ритуалов или
придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых
ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко
жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.

Характеристика декоративно-прикладного искусства:

обладают эстетическим качеством;
рассчитаны на художественный
эффект;
служат для оформления быта и
интерьера.

Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства:

по материалу (металл, керамика,
текстиль, дерево);
по технике выполнения (резьба,
роспись, вышивка, набойка, литьё,
чеканка, интарсия и т. д.);
по функциональным признакам
использования предмета (мебель,
игрушки).

Шитьё - создание на материале стежков и швов
при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Шитьё одно
из древнейших технологий производства,
возникшее ещё в каменном веке.
Цветоделие - изготовление женских
украшений из ткани в виде цветов
Пэчворк (шитье из лоскутков), лоскутное
одеяло - лоскутная техника, лоскутная
мозаика, текстильная мозаика - вид
рукоделия, при котором по принципу
мозаики сшивается цельное изделие из
кусочков ткани.
Стёганые изделия, квилтинг -
прошитые насквозь два куска ткани и
положенный между ними слой ватина или
ваты.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Вышивание - искусство
украшать самыми разными узорами
всевозможные ткани и материалы,
от самых грубых и плотных, как,
например: сукно, холст, кожа, до
тончайших материй - батиста,
кисеи, газа, тюля и пр.
Инструменты и материалы для
вышивания: иглы, нитки, пяльцы,
ножницы.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Вязание - процесс
изготовления изделий из
непрерывных нитей путём
изгибания их в петли и
соединения петель друг с
другом с помощью
несложных инструментов
вручную или на
специальной машине.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Художественная обработка
кожи - изготовление из кожи
различных предметов как
бытового, так и декоративнохудожественного назначения.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Ткачество - производство ткани на
ткацких станках, одно из
древнейших человеческих ремёсел.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Ковроткачество - производство
ковров.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Выжигание - на поверхность какого-либо
органического материала при помощи раскалённой
иглы наносится рисунок.
Выжигание по дереву
Выжигание по ткани
(гильоширование) - техника
рукоделия, подразумевающая отделку
изделий ажурным кружевом и
изготовление аппликаций выжиганием
с помощью специального аппарата.
По другим материалам
Горячее тиснение - технология
художественной маркировки продукции
методом горячего тиснения.
Обработка древесины кислотами

Виды декоративно-прикладного искусства:

Художественная резьба - один из
древнейших и широко распространенных
видов обработки материалов.
Резьба по камню - процесс
формирования нужной формы,
который осуществляется
посредством сверления,
полировки, шлифовки,
распиловки, гравировки и т. д.
Резьба по кости - вид
декоративно-прикладного
искусства.
Резьба по дереву

Виды декоративно-прикладного искусства:

Рисование по фарфору, стеклу

Виды декоративно-прикладного искусства:

Мозаика - формирование
изображения посредством
компоновки, набора и
закрепления на
поверхности разноцветных
камней, смальты,
керамических плиток и
других материалов.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Витраж - произведение
декоративного искусства
изобразительного или
орнаментального характера из
цветного стекла, рассчитанное на
сквозное освещение и
предназначенное для заполнения
проёма, чаще всего оконного, в
каком-либо архитектурном
сооружении.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Декупаж - декоративная
техника по ткани, посуде,
мебели и пр.,
заключающаяся в
скрупулёзном вырезании
изображений из бумаги,
которые затем наклеиваются
или прикрепляются иным
способом на различные
поверхности для
декорирования.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Лепка, скульптура,
керамическая
флористика - придание
формы пластическому
материалу с помощью рук
и вспомогательных
инструментов.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Плетение - способ изготовления более жестких
конструкций и материалов из менее прочных
материалов: нитей, растительных стеблей, волокон,
коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого
сырья.
Бамбук - плетение из бамбука.
Берёста - плетение из верхней коры березы.
Бисер, бисероплетение - создание украшений,
художественных изделий из бисера, в котором, в
отличие от других техник, где он применяется,
бисер является не только декоративным
элементом, но и конструктивно-технологическим.
Корзина
Кружево - декоративные элементы из ткани и
ниток.
Макраме - техника узелкового плетения.

Лоза - ремесло изготовления плетёных изделий из
лозы: домашней утвари и ёмкостей различного
назначения.
Циновка - плетение настила настил из какого-либо
грубого материала, циновка, рогожа.
-Роспись:
Городецкая роспись - русский народный
художественный промысел. Яркая, лаконичная
роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов,
цветочные узоры), выполненная свободным мазком с
белой и черной графической обводкой, украшала
прялки, мебель, ставни, двери.
Полхов-Майданская роспись - производство
расписных токарных изделий - матрёшек,
пасхальных яиц, грибов, солонок, кубков, поставок -
щедро украшенных сочной орнаментальной и
сюжетной росписью. Среди живописных мотивов
наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные,
сельские и городские пейзажи.
Мезенская роспись по дереву - тип росписи
домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин.
Жостовская роспись - народный промысел
художественной росписи металлических подносов.

Семёновская роспись - изготовление
деревянной игрушки с росписью.
Хохлома - старинный русский народный
промысел, родившийся в XVII веке в округе
Нижнего Новгорода
Витражная роспись - ручная роспись по
стеклу, имитация витража.
Батик - ручная роспись по ткани с
использованием резервирующих составов.
Холодный батик - техника
росписи по ткани использует
специальный резервирующий
состав холодным.
Горячий батик - узор создается с
помощью расплавленного воска или
других подобных веществ.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Скрапбукинг - оформление
фотоальбомов.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Лепка из глины создание форм и
предметов из глины.
Можно лепить с помощью
гончарного круга или
руками.

Антонина Николаевна Лысенко
Презентация «Декоративно-прикладное искусство России»

Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России».

Слайд 2:

Дымковская роспись.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.

Игрушки лепят из глины. Потом разводят на молоке мел и белят игрушки. И тут-то наступает пора расписывать их. Узор необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие.

В начале были свистульки. Мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Прошло много лет и вот придумали лепить из глины другие игрушки: глиняных коников, индюков, баранчиков в штанишках, барышень и кавалеров, диковинных оленей и др.

Слайд 3:

Гжель.

Гжель – это самый известный русский народный керамический промысел.

Подмосковный район из 30 деревень, который находится в 60 километрах от Москвы, славился своими гончарными изделиями еще с XVI в.

Первые документальные упоминания о поселении на берегах реки Гжелки найдены среди грамот Ивана Калиты. Слово “Гжель” пришло из седой старины, когда целый район с многочисленными разноименными деревнями называли Огнель, Акжель, Жгель - вкладывая в названия определенный смысл “ Жечь”, “Обжигать”.

Гжельский фарфор - это вазы, посуда в наборах, предметы для сервировки, украшения стола и интерьера, сервизы, а также разнообразные сувениры.

Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок».

Слайд 4:

Городецкая роспись.

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец.

Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.

Со временем мастера стали расписывали короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Слайд 5:

Хохломская роспись.

Жил когда – то в нижегородских лесах чудо – мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой посуды» жителям села Хохлома, а сам исчез…

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома!

Слайд 6:

Вологодские кружева.

Старинный русский город Вологда, история которого началась в 12 веке, можно по праву считать хранителем древних традиций культуры Севера. Заслуженную известность и широкое признание за высокую художественность, декоративное богатство, совершенство техники исполнения снискало вологодское кружево.

Вологодское кружево состоит из крупного, выразительного узора, исполненного плотной, непрерывной, одинаковой по ширине плавной полотнянкой, чётко вырисовывающейся на фоне узорных решёток. Ткань толстая, часто цветная. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, гребешков, вееров.

Вологда завьюжена белыми снегами,

Вьюга стелет кружево прямо под ногами.

Рассыпают искорки северные краски,

Снежные присказки- кружевные сказки.

Слайд 7:

Филимоновская игрушка.

Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

Слайд 8:

Полховский Майдан.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ - производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области.

Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные.

При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно выполненному контуру, который наносят при помощи туши.

Слайд 9:

Богородская игрушка.

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне… Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Все игрушки делаются из липы, которое просушивается около четырех лет. Дерево мягкое и с ним легко работать. После просушки дерево отправляется на зарубку.

Заготовки размечаются по лекалам и вырезаются богородским ножом и стамеской. У опытного мастера на одно изделие уходит около 15 минут.

Большинство мастеров на фабрике - женщины, не смотря на то, что работа трудная, требующая выносливости и постоянных физических усилий. Следующий этап - сборка игрушки. Самый красочный и заключительный этап - раскраска.

Символ промысла – мужик и медведь.

Слайд 10:

Жостовская роспись.

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень (в их число входило и Жостово) возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Датой основания считается 1825г. Чуть позже расписывать стали и железные подносы. Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи.

Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на свою фантазию. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Вначале делается замалёвoк (основные силуэты букета, затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями - прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т. д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т. e. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.

Слайд 11:

Каргопольская игрушка.

Каргополь - древний город в Архангельской области. Раньше это был широко известный большой торговый и культурный центр Русского Севера. От тех времен остались величественные храмы и соборы. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусство и ремесла.

Игрушки Каргопольских мастеров в большинстве своем - одиночные фигурки, иногда два-три персонажа, связанных единым сюжетом и каким-то несложным действием. Они немного неуклюжи и тяжеловаты: крепкие крестьянки, мужики, птицы, кони. Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот, а в свободное время садились за гончарный круг. Делали посуду разных размеров, а их остатков глины делали игрушки. Одной из любимых фигур была фигура медведя – хозяина леса, веселого балагура, который умеет играть на гармошке.

В каргопольской игрушке немало сказочных и мифологических образов: удивительные звери, птицы. Один из самых интересных образов – полуконя – получеловека «Полкана». Это образ добра, богатыря, который помогал людям хлеб растить. Руки у Полкана сильные, грудь могучая, на груди – солнышко, ноги быстрые, как у коня.

Фигурка «тяни-толкая» состоит из двух коней – белого и черного. Конь –один из самых почитаемых домашних животных у крестьян. Белый конь-посланник света и тепла, черный конь олицетворяет темную сторону.

Слайд 12:

К самым тонким оттенкам природы,

К самым сочным краскам земли

Прикоснулись руки народа

И секрет волшебства нашли.

Все красоты родных просторов

Чудеса мастеров таят.

В светлой музыке русских узоров

Расцветает народный талант!

Слайд 13:

Сколько радости для сердца,

Сколько радости для глаз,

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Наталья Орехова
Презентация декоративно - прикладное искусство

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Аленький цветочек» Проект «»

Воспитатель :

Орехова Наталья Михайловна

2015-2016 г. г.

«Самым высоким видом искусства , самым талантливым, самым гениальным является народное искусство , то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия». М. И. Калинин.

Актуальность проекта

Работа по воспитанию и развитию у детей национального чувства, чувство гордости за своих предков, уважение к истории и традициям родного края, чувство национального самосознания.

Характеристика проекта

Познавательно – творческий

Долгосрочный (ноябрь – март)

Групповой

Участники : воспитатель, дети, родители

Цель :

Обобщать знания детей о декоративно – прикладном искусстве .

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей. Педагогов в ходе реализации проекта

Задачи :

Воспитательные :Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству . Воспитывать любовь к народному творчеству. Воспитывать уважение к работе народных мастеров. Воспитывать эстетические и этические чувства. Воспитывать любознательность; научить работать самостоятельно и творчески; Побудить родителей к активной работе, к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.

Развивающие :Развитие познавательной активности детей. Развивать чувства цвета, композиционные умения. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Образовательные : Познакомить детей с народными промыслами. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской , хохломской, городецкой, гжельской росписью. Вызвать интерес у детей к народному творчеству. Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни. Учить понимать образный смысл загадок. Закрепить умение сочетать движения и речь. Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписи. Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей. Учить использовать растительные элементы. Научить детей ориентироваться в различных видах росписи. Учить наблюдать за живой природой.

Планируемые результаты проекта

Знание детьми народных промыслов, умение различать их виды;

положительная динамика сформированности нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием ;

обогащение предметно – развивающей среды;

пополнение дидактического материала по разделу «Декоративно – прикладное искусство » ;

повышение заинтересованности родителей в решении проблем эстетического и нравственного воспитания детей

Этапы реализации проекта :

1 этап. Подготовительный. Деятельность педагога

Ввести в игровую ситуацию.

Сформировать проблему.

Определить задачи. Определить продукт проекта :Деятельность детей

Вживаются в игровую ситуацию.

Осознают проблему.

Принимают задачи проекта.

2 этап. Организация работы над проектом.

Деятельность педагога :

Помогает в решении задач.

Помогает спланировать деятельность.

Организует деятельность.

Консультация для родителей (папка - передвижка) на тему : «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье» .

Деятельность детей :

Объединение в рабочие группы.

Распределение ролей.

3 этап. Практическая деятельность.

Деятельность педагога :

Практическая помощь.

Направляет и контролирует осуществление проекта. Деятельность детей :

Используют иллюстрации.

Работа над поделками.

В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

4 этап. Презентация .

Деятельность педагога :

Подготовка к презентации проекта «Россия родина моя!» .

Выставка детских работ по теме «Декоративно прикладное искусство » .

Музыкальное развлечение «Масленица» .Деятельность детей :

Готовят костюмы.

Рассказывают о народных промыслах.

Читают стихи.

Загадывают и отгадывают загадки.

Исполняют песни, частушки, танцы.

Водят хороводы.

Играют в народные музыкальные игры.

5 этап. Роль родителей в реализации проекта.

Чтение и заучивание стихов.

Рассматривание иллюстраций.

Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству .

Изготовление поделок.

Помощь родителей в изготовлении атрибутов для праздника.

Пути реализацииХудожественно – эстетическое развитиеХудожественное творчество

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками : «Волшебные лошадки» , «Сказочные птицы» .

Рисование элементов хохломской росписи, городецкой, гжельской, дымковской.

Частушки.

Познавательное развитие. ФЭМП.

Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация) .

Ориентировка в пространстве.

Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое» .

Познавательное развитие. ФЦКМ.

Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи) .

Беседы : «В гости к городецким мастерам» , «хохломским» , «гжельским» , «дымковским»

Художественная литература.

Чтение стихов : П. Синявский «Хохломская роспись» , В. Набоков «Хохлома» .

Заучивание стихов.

Загадывание загадок.

Основы народного и декоративного – прикладного искусства Л . В. Орлова «Хохломская роспись» .

Основы народного и декоративного - прикладного искусства Ю . Г. Дорожин «Городецкая роспись» .

Основы народного и декоративного – прикладного искусства Ю . А. Межуева «Сказочная гжель» .

Речевое развитие. Развитие речи.

Активизировать словарь : растительный орнамент, завиток, капелька, травка, элемент, листочки, точки, линии, купавка, бутон, розан, ромашка, «Золотая хохлома» , гжель, городецкая роспись.

Социально - коммуникативное развитие. Дидактические игры :

«Обведи элемент» , «Обведи и раскрась» , «Собери целое» , «Обведи рисунок» , «Продолжи рисунок» , «Найди пару» .

Физическое развитие. Физическая культура.

Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления у детей.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.