Интересные и редкие ретро-фотографии. Решения и система оценивания Древнеримское устройство для бросания игральных костей. IV в. н. э

На фотографии показана роторная карусель, представляющая собой цилиндрический барабан, вращающийся вокруг вертикальной оси с частотой ν = 33 оборота в минуту. Люди, которые первоначально стоят прислонившись спинами к внутренней вертикальной стенке барабана, движутся с центростремительным ускорением 3g (g = 10 м/с 2 ). В результате этого они «прилипают» к стенке барабана. Для пущего эффекта в некоторый момент пол автоматически опускается. Считая людей достаточно худыми, оцените радиус барабана этой карусели, а также минимальный коэффициент трения между людьми и стенкой барабана карусели, достаточный для того, чтобы люди не скользили вниз.

Возможное решение

3g = ω 2 ∙R = 4∙π 2 ∙ν 2 ∙R, где ω = 2∙π∙ν.

R = 3∙g/4∙π 2 ∙ν 2 ≅ 2,5 м.

Для ответа на второй вопрос запишем второй закон Ньютона для движения человека по окружности в проекции на вертикальную ось и на радиальное направление (m – масса человека, N – сила реакции стенки барабана, F тр. – модуль силы трения): m∙g = F тр. , 3∙m∙g = N.

Учтём, что если коэффициент трения минимален, то F тр. = µ∙N. Тогда из записанных уравнений находим: µ = 1/3.

Критерии оценивания

Задача 2

В вертикальном цилиндрическом сосуде, частично заполненном тетрахлорметаном, имеющим плотность 1600 кг/м 3 и не смешивающимся с водой, плавает кусок льда массой 1 кг. Как и на сколько изменится высота уровня тетрахлорметана после того, как весь лёд растает? Площадь дна сосуда 200 см 2 .

Возможное решение

Пусть h 1 – начальная высота уровня тетрахлорметана. Тогда давление на дно сосуда равно

ρ T ∙g∙h 1 ,

где ρ T – плотность тетрахлорметана.

После таяния льда давление на дно сосуда равно:

ρ T ∙g∙h 2 + ρ∙g∙H = ρ T ∙g∙h 2 + m∙g/S,

где h 2 – конечная высота столба тетрахлорметана, ρ – плотность воды, H – высота столба воды. Масса содержимого сосуда не изменилась, следовательно, давление на дно в начальном и конечном состоянии равно, то есть:

Таким образом, высота уровня тетрахлорметана понизится на ∆h = 3,125 см .

Критерии оценивания

Задача 3

На графиках приведены зависимости от времени t давления p и объёма V одного моля одноатомного идеального газа. Определите, как со временем изменялась теплоёмкость данного количества газа. Постройте график зависимости этой теплоёмкости от времени.

Возможное решение

В течение первых 15 минут зависимость давления газа от его объёма имеет вид

Пусть в некоторый произвольный момент времени (в интервале от 0 мин. до 15 мин.) давление газа равно p 1 , а занимаемый им объём равен V 1 . Запишем для процесса перехода из состояния (p 0 , V 0) в состояние (p 1 , V 1) первое начало термодинамики:

Здесь C – теплоёмкость одного моля газа в рассматриваемом процессе, ∆T – изменение температуры газа, ∆A – работа, которую совершает газ. Она численно равна площади фигуры под графиком зависимости p(V), и эта фигура – трапеция.

Перепишем последнее выражение, воспользовавшись уравнением состояния p∙V = R∙T для одного моля идеального газа:

Учтем, что

откуда следует

то есть C = 2∙R.

Заметим, что давление p 1 и объём V 1 , взятые в произвольный момент времени, при проведении выкладок сокращаются. Это справедливо, в том числе и для двух произвольных состояний газа, разделённых очень малым промежутком времени. Это доказывает, что теплоёмкость в рассматриваемом процессе является постоянной величиной, то есть она будет равна 2∙R в любой момент в течение первых 15 минут.

По истечении первых пятнадцати минут процесс становится изобарическим.

Следовательно, при этом C = 5/2∙R.

Соответствующий график зависимости теплоёмкости одного моля одноатомного идеального газа от времени изображён на рисунке.

Критерии оценивания

Получена зависимость давления от объёма для первого процесса 1 балл
Записано первое начало термодинамики для изменения температуры газа при переходе в произвольное промежуточное состояние (в интервале от 0 мин. до 15 мин.) 1 балл
Записано выражение для работы газа при переходе в промежуточное состояние 1 балл
Найдена теплоёмкость в первом процессе и доказано, что она является постоянной величиной (если нет обоснования постоянства теплоёмкости, то за этот пункт ставится 2 балла) 3 балла
Указано, что второй процесс изобарический 1 балл
Указана теплоёмкость во втором процессе 1 балл
Построен график, на котором указаны характерные значения 2 балла

Задача 4

В точку А поместили первый точечный заряд, и он создал в точке В потенциал 2 В. Затем первый заряд убрали, и в точку В поместили второй точечный заряд. Он создал в точке А потенциал 9 В. Далее первый заряд вернули обратно в точку А. С какой силой взаимодействуют эти заряды?

Возможное решение

Пусть модули зарядов, которые помещали в точки A и B, равны q 1 и q 2 соответственно, а расстояние между ними равно R. Записывая формулы для потенциалов, создаваемых точечными зарядами в точках B и A, получим:

Согласно закону Кулона, искомая сила взаимодействия зарядов равна:

С учётом записанных выражений для потенциалов получим:

Ответ : F = 2 нН

Критерии оценивания

Задача 5

Определите показание идеального амперметра в цепи, схема которой приведена на рисунке (Рис. 5.1).

Зависимость силы тока I, протекающего через диод Д, от напряжения U на нём описывается выражением: I = α∙U 2 , где α = 0,02 А/В 2 . ЭДС источника E = 50 В. Внутреннее сопротивление источника напряжения и резистора равны r = 1 Ом и R = 19 Ом, соответственно.

Возможное решение

Запишем закон Ома для участка цепи, включающего в себя резистор, источник напряжения и амперметр:

I(R + r) = E – U,

где I – сила тока, текущего через диод (и через амперметр), U – напряжение на диоде.

Используя вольт-амперную характеристику диода, получаем:

Решая квадратное уравнение, находим:

Второй корень квадратного уравнения, соответствующий знаку «+» перед квадратным корнем (3,125 А), не является корнем исходного уравнения. Это можно установить либо при помощи непосредственной подстановки в указанное исходное уравнение, либо заметив, что сила тока, протекающего через амперметр в данной цепи, не может превышать

I max = E/(R+r) = 2,5 А.

Решение задачи выглядит несколько проще, если сразу подставлять в получаемые уравнения числа. Например, перепишем закон Ома в виде:

α∙U 2 (R +r) = E – U

Корень этого уравнения соответствует пересечению параболы

y 1 (U) = α∙U 2 (R + r) = 0,4∙U 2

и графика линейной функции

y 2 (U) = E – U = 50 – U.

Пересечение происходит в точке с абсциссой U 0 = 10 В (это можно установить либо аналитически, решив соответствующее квадратное уравнение, либо графически). При таком напряжении на диоде сила текущего через него тока равна:

Ответ : I 0 = 2A

  • За каждое верно выполненное действие баллы складываются .
  • При арифметической ошибке (в том числе ошибке при переводе единиц измерения) оценка снижается на 1 балл .
  • Максимум за 1 задание – 10 баллов.
  • Всего за работу – 50 баллов.

Транскрипт

1 Решения и система оценивания Задача 1 На фотографии показана роторная карусель, представляющая собой цилиндрический барабан, вращающийся вокруг вертикальной оси с частотой 33 оборота в минуту. Люди, которые первоначально стоят прислонившись спинами к внутренней вертикальной стенке барабана, движутся с центростремительным ускорением 3 (10 м/с 2). В результате этого они «прилипают» к стенке барабана. Для пущего эффекта в некоторый момент пол автоматически опускается. Считая людей достаточно худыми, оцените радиус барабана этой карусели, а также минимальный коэффициент трения между людьми и стенкой барабана карусели, достаточный для того, чтобы люди не скользили вниз. Будем считать, что люди являются достаточно худыми, и для того чтобы сделать нужные оценки, пренебрежём их толщиной. Тогда из формулы для центростремительного ускорения, полагая его модуль равным 3g, получаем: где 2. Отсюда 3 4,. Частота величина, обратная периоду обращения, который в данном случае равен 60/33 с. Следовательно, частота равна 33/60 Гц. Окончательно 2,5 м. Для ответа на второй вопрос запишем второй закон Ньютона для движения человека по окружности в проекции на вертикальную ось и на радиальное направление (m масса человека, N сила реакции стенки барабана, Fтр. модуль силы трения): mg = Fтр., 3mg = N. Учтём, что если коэффициент трения минимален, то Fтр. = µn. Тогда из записанных уравнений находим: µ = 1/3. 1

2 Записана формула для центростремительного ускорения... 1 балл Выражен радиус барабана... 1 балл Частота обращения выражена в единицах СИ... 1 балл Найдено численное значение радиуса барабана... 1 балл Записан второй закон Ньютона в проекции на радиальное направление... 2 балла Записан второй закон Ньютона в проекции на вертикальную ось... 2 балла Выражен коэффициент трения и найдено его численное значение... 2 балла измерения) оценка снижается на 1 балл. Максимум за задание 10 баллов. Задача 2 В вертикальном цилиндрическом сосуде, частично заполненном тетрахлорметаном, имеющим плотность 1600 кг/м 3 и не смешивающимся с водой, плавает кусок льда массой 1 кг. Как и на сколько изменится высота уровня тетрахлорметана после того, как весь лёд растает? Площадь дна сосуда 200 см 2. Пусть начальная высота уровня тетрахлорметана. Тогда давление на дно сосуда равно т, где т плотность тетрахлорметана. После таяния льда давление на дно сосуда равно: т т, где конечная высота столба тетрахлорметана, плотность воды, высота столба воды. Масса содержимого сосуда не изменилась, следовательно, давление на дно в начальном и конечном состоянии равно, то есть: т т 3,125 см. т Таким образом, высота уровня тетрахлорметана понизится на 3,125 см. Использована идея о равенстве давлений/сил давления у дна сосуда... 2 балла Записаны формулы для давлений на дно до и после таяния льда (по 2 балла)... 4 балла Давление воды выражено через её массу... 1 балл Получено выражение для изменения высоты уровня тетрахлорметана... 2 балла 2

3 Найдено численное значение изменения высоты уровня тетрахлорметана и сделан вывод о его понижении... 1 балл измерения) оценка снижается на 1 балл. Максимум за задание 10 баллов. Задача 3 На графиках приведены зависимости от времени t давления p и объёма V одного моля одноатомного идеального газа. Определите, как со временем изменялась теплоёмкость данного количества газа. Постройте график зависимости этой теплоёмкости от времени. p V 2p0 2V0 p0 V t, мин t, мин. В течение первых 15 минут зависимость давления газа от его объёма имеет вид. Пусть в некоторый произвольный момент времени (в интервале от 0 мин. до 15 мин.) давление газа равно p1, а занимаемый им объём равен V1. Запишем для процесса перехода из состояния (p0, V0) в состояние (p1, V1) первое начало термодинамики:. Здесь C теплоёмкость одного моля газа в рассматриваемом процессе, изменение температуры газа, работа, которую совершает газ. Она численно равна площади фигуры под графиком зависимости p(v), и эта фигура трапеция. Перепишем последнее выражение, воспользовавшись уравнением состояния для одного моля идеального газа: Δ 3 Δ Δ 2 3

4 или Всероссийская олимпиада школьников по физике уч. г. Δ. Учтём, что. Тогда откуда следует то есть 2., Заметим, что давление p1 и объём V1, взятые в произвольный момент времени, при проведении выкладок сокращаются. Это справедливо, в том числе и для двух произвольных состояний газа, разделённых очень малым промежутком времени. Это доказывает, что теплоёмкость C 2,5R в рассматриваемом процессе является 2R постоянной величиной, то есть она будет равна 2R в любой момент в течение первых 15 минут t, мин. По истечении первых пятнадцати минут процесс становится изобарическим. Следовательно, при этом. Соответствующий график зависимости теплоёмкости одного моля одноатомного идеального газа от времени изображён на рисунке. Получена зависимость давления от объёма для первого процесса... 1 балл Записано первое начало термодинамики для изменения температуры газа при переходе в произвольное промежуточное состояние (в интервале от 0 мин. до 15 мин.)... 1 балл Записано выражение для работы газа при переходе в промежуточное состояние... 1 балл Найдена теплоёмкость в первом процессе и доказано, что она является постоянной величиной (если нет обоснования постоянства теплоёмкости, то за этот пункт ставится 2 балла)... 3 балла Указано, что второй процесс изобарический... 1 балл Указана теплоёмкость во втором процессе... 1 балл Построен график, на котором указаны характерные значения... 2 балла 4

5 измерения) оценка снижается на 1 балл. Максимум за задание 10 баллов. Задача 4 В точку А поместили первый точечный заряд, и он создал в точке В потенциал 2 В. Затем первый заряд убрали, и в точку В поместили второй точечный заряд. Он создал в точке А потенциал 9 В. Далее первый заряд вернули обратно в точку А. С какой силой взаимодействуют эти заряды? Пусть модули зарядов, которые помещали в точки A и B, равны q1 и q2 соответственно, а расстояние между ними равно R. Записывая формулы для потенциалов, создаваемых точечными зарядами в точках B и A, получим: q1 B k, R q2 A k. R Согласно закону Кулона, искомая сила взаимодействия зарядов равна: q1q2 F k. 2 R С учётом записанных выражений для потенциалов получим: F A B k Н = 2 нн. Записаны формулы для потенциалов точечных зарядов (по 2 балла)... 4 балла Записан закон Кулона... 2 балла Получено выражение для силы взаимодействия зарядов... 2 балла Найдено численное значение силы... 2 балла измерения) оценка снижается на 1 балл. Максимум за задание 10 баллов. 5

6 Задача 5 Определите показание идеального амперметра в цепи, схема которой приведена на рисунке. Зависимость силы тока I, протекающего через диод Д, от напряжения U на нём описывается выражением:, где 0,02 А/В 2. ЭДС источника 50 В. Внутреннее сопротивление источника напряжения и резистора равны 1 Ом и 19 Ом, соответственно. Запишем закон Ома для участка цепи, включающего в себя резистор, источник напряжения и амперметр:, где сила тока, текущего через диод (и через амперметр), U напряжение на диоде. Используя вольт-амперную характеристику диода, получаем: Решая квадратное уравнение, находим: 2 А. Второй корень квадратного уравнения, соответствующий знаку «+» перед квадратным корнем (3,125 А), не является корнем исходного уравнения. Это можно установить либо при помощи непосредственной подстановки в указанное исходное уравнение, либо заметив, что сила тока, протекающего через амперметр в данной цепи, не может превышать 2,5 А. Решение задачи выглядит несколько проще, если сразу подставлять в получаемые уравнения числа. Например, перепишем закон Ома в виде:. Корень этого уравнения соответствует пересечению параболы 0,4 6

7 и графика линейной функции 50. Пересечение происходит в точке с абсциссой U0 = 10 В (это можно установить либо аналитически, решив соответствующее квадратное уравнение, либо графически). При таком напряжении на диоде сила текущего через него тока равна: 2 А. Записан закон Ома для участка цепи (или для полной цепи)... 2 балла Получено квадратное уравнение относительно силы тока или напряжения... 2 балла Получено решение квадратного уравнения (любым способом) и, при необходимости, обоснованно исключён лишний корень... 4 балла Найдено численное значение силы тока... 2 балла измерения) оценка снижается на 1 балл. Максимум за задание 10 баллов. Всего за работу 50 баллов. 7


Олимпиада «Курчатов» 2017 18 учебный год Заключительный этап 10 класс Задача 1 Один конец лёгкого упругого жгута закреплён, а к другому привязан груз, который движется в горизонтальной плоскости по окружности

Всероссийская олимпиада школьников по физике 16 17 уч. г. Решения и система оценивания Задача 1 Стоя на движущемся вниз эскалаторе, мальчик подбросил монетку, как ему показалось, вертикально вверх, и через

Решения и критерии оценивания Задача 1 Колесо обозрения радиусом R = 60 м вращается с постоянной угловой скоростью в вертикальной плоскости, совершая полный оборот за время T = 2 мин. В момент, когда пол

ОЛИМПИАДА БУДУЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ БУДУЩЕЕ НАУКИ 2018-2019 Физика, I тур, вариант 2 7 класс 1 (40 баллов) Два автомобиля выехали одновременно: один из пункта А в пункт Б, другой из Б в А Скорость одного автомобиля

Московская олимпиада школьников по физике Очный нулевой тур 06-08 октября 2017 10 класс Вариант A Задача 1. С каким и в какую сторону направленным ускорением нужно двигать средний блок, чтобы левый груз,

ОЛИМПИАДА БУДУЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ БУДУЩЕЕ НАУКИ 2018-2019 Физика, I тур, вариант 1 7 класс 1. (30 баллов) Два автомобиля выехали одновременно: один из пункта А в пункт Б, другой из Б в А. Скорость одного

ВСЕРОССИЙСКЯ ОЛИМПИД ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ. 017 018 уч. г. МУНИЦИПЛЬНЫЙ ЭТП. 10 КЛСС 1. Два шарика брошены одновременно навстречу друг другу с одинаковыми начальными скоростями: один с поверхности земли

Всероссийская олимпиада школьников по физике 6 уч. г. Решения и система оценивания Задача Частица движется вдоль оси Ox. На рис приведён график зависимости v (t) проекции скорости частицы на ось x Ox

ОЛИМПИАДА БУДУЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ БУДУЩЕЕ НАУКИ 2015-2016 Физика, II тур ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ 7 класс 1. (30 баллов) Средняя скорость автомобиля на второй половине пути в 1,5 раза больше средней скорости на

Критерии оценивания заданий по физике для проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников на территории Калининградской области в /6 учебном году Всероссийская олимпиада школьников -6

Решения и критерии оценивания Задача 1 Небольшой брусок через систему блоков связан нерастяжимой нитью с длинной тележкой, которая может катиться по горизонтальной поверхности. Брусок кладут на тележку

XLIV Всероссийская олимпиада школьников по физике 11 класс Задача 1. Стержень и вода Пусть S площадь сечения стержня. Вес воды в объёме стержня: F А P = ρ 0 (l 1 + l)gs. C Вес стержня: P 0 = (ρ 1 l 1

МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ 2017 2018 уч. г. НУЛЕВОЙ ТУР, ЗАОЧНОЕ ЗАДАНИЕ. 11 КЛАСС В прилагаемом файле приведено январское заочное задание для 11 класса. Подготовьте несколько листов в клетку,

0 класс Задача Небольшой шарик подлетает к горизонтальной гладкой плите со скоростью o v 5,м / с под углом 60 к горизонту Определите расстояние от места удара до следующего столкновения с плитой, если

Единый государственный экзамен, г. ФИЗИКА, класс (6 /) Единый государственный экзамен, г. ФИЗИКА, класс (6 /) C Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Поместим медную пластину в однородное магнитное

Всероссийская олимпиада школьников по физике 1 16 уч. г. Решения и критерии оценивания Задача 1 Известно, что, благодаря антикрыльям, вес болида Формулы-1 при скорости v 16 км/ч в 6 раз превышает силу

ОЛИМПИАДА БУДУЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ БУДУЩЕЕ НАУКИ 017-018 Физика, I тур, вариант 1 РЕШЕНИЯ Внимание: квант оценки равен 5 (можно ставить только 5, 10, 15 и т. д. баллов)! Общая рекомендация: При проверке,

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ. 014 015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС 1 1 Два одинаковых пластилиновых шарика при помощи пружинного пистолета подбрасывают из одной точки вертикально вверх вдоль

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике Время проведения 3,5 астрономических часа. Максимальное количество баллов 50. 9 класс Задача Находясь на краю глубокого

МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ 016 017 уч. г. НУЛЕВОЙ ТУР, ЗАОЧНОЕ ЗАДАНИЕ. 9 КЛАСС В прилагаемом файле приведено декабрьское заочное задание для 9-го класса. Подготовьте несколько листов в

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ. 014 015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС 1 1 Два одинаковых пластилиновых шарика при помощи пружинного пистолета подбрасывают из одной точки вертикально вверх вдоль

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по физике (школьный этап) 2016-2017 учебный год 10 класс Максимальное количество баллов 50 Время выполнения 3 астрономических

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП АКАДЕМИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА» 05 ГОД ВАРИАНТ 9 З А Д А Ч А Маленький шарик падает с высоты = м без начальной

Первый (отборочный) этап академического соревнования Олимпиады школьников «Шаг в будущее» по образовательному предмету «физика», осень 05 г Вариант 5 З А Д А Ч А Тело совершает два последовательных, одинаковых

ОЛИМПИАДА БУДУЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ БУДУЩЕЕ НАУКИ 2014-2015 уч. год Физика, 7 класс, I тур, вариант 1 1. (20 баллов) Из пункта А в пункт Б ведут две дороги. Одна дорога грунтовая длиной 30 км, на которой автомобиль

ЗОНАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 9 КЛАСС. 1995 г. Условия задач. 5. Для изготовления нагревателя имеется кусок нихромовой проволоки, сопротивление которого равно 1000 Ом. Нагреватель рассчитан на напряжение 0 B. Какой

Региональный этап. Теоретический тур 10 класс Задача 1. Про тазики Выясним, на какую глубину y погрузился бы в воду плавающий квадратный тазик: () a mg = ρ yg, откуда y = 4m = 10 см. (6) 4 ρa ~ ~ ~ ~

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП АКАДЕМИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА» 0 ГОД ВАРИАНТ З А Д А Ч А Маленький шарик падает с высоты = м без начальной

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике 0 класс Время проведения 3,5 астрономических часа. Максимальное количество баллов 50. Задача. Конус катится без проскальзывания

Решение задач Межрегиональной олимпиады школьников на базе ведомственных образовательных организаций в 2017-2018 году по физике 9 класс Вариант 1 Задача 1. (15 баллов). К потолку на невесомой нити подвешен

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ. 2014 2015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС 1 1 Школьники Вася и Петя играли в салочки. Вася вероломно подкрался к стоящему Пете и сделал его ведущим, после чего

Решение первого (отборочного) этапа академического соревнования Олимпиады школьников «Шаг в будущее» по образовательному предмету «физика», осень 05 г Вариант З А Д А Ч А (8 баллов) СР cs() 6,5 м/ с r

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады Липецкая область Физика 07 08 уч. год 9 класс Уважаемые участники олимпиады! Вашему вниманию предлагаются 5 задач, требующих развернутого ответа. Время на решение

З А Д А Н И Я для проведения II муниципального (районного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике 2012-2013 11 класс 1. В однородном бруске, стоявшем на горизонтальном столе, вырезан цилиндрический

И. В. Яковлев Материалы по физике MathUs.ru Олимпиада «Физтех» по физике 11 класс, онлайн-этап, 2013/14 год 1. Камень, брошенный с крыши сарая почти вертикально вверх со скоростью 15 м/с, упал на землю

Решения и критерии оценивания Задача 1 Небольшому телу, находящемуся на наклонной плоскости, сообщили некоторую скорость, направленную вверх вдоль этой плоскости. Через некоторое время оно вернулось в

Задача Олимпиада для студентов и выпускников вузов 5 г. Направление «Электроника и телекоммуникация» Время выполнения задания 8 мин. V R E=B R 3 R 4 R Дано: R =9 Ом; R =5 Ом; R 3 = Ом; R 4 =7 Ом. Найти

9 класс Задача 9.1. Объем части шарика, погруженной в жидкость, в k раз меньше всего его объема. Плотность жидкости в n раз больше плотности шарика. Найти силу давления шарика на дно стакана, в который

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по физике. 7 января 7 г. 9 класс Задача. Два осколка. Небольшую петарду подвесили на нити на высоте H над горизонтальной поверхностью. В результате

Физика. класс. Вариант - Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом C В зазоре между полюсами электромагнита создано сильное магнитное поле, линии индукции которого практически горизонтальны. Над

Решения и система оценивания Задача 1 Гоночный автомобиль движется по виражу участку дороги, на котором реализован поворот с наклоном дорожного полотна, причём внешняя сторона полотна находится выше, чем

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по физике (школьный этап) 2017-2018 учебный год 11 класс Максимальное количество баллов 50 Время выполнения 4 астрономических

Задача Турнир имени МВ Ломоносова Заключительный тур 5 г ФИЗИКА Небольшой кубик массой m = г надет на прямую горизонтальную спицу, вдоль которой он может перемещаться без трения Спицу закрепляют над горизонтальным

Решения и критерии оценивания Задача 1 Массивная горизонтальная плита движется вниз с постоянной скоростью V = 4 м/с. Над плитой на нити неподвижно относительно земли висит мячик. В тот момент, когда расстояние

ОЛИМПИАДА БУДУЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ БУДУЩЕЕ НАУКИ 017-018 Физика, I тур, вариант 1 РЕШЕНИЯ 7 класс 1. (40 баллов) Два автомобиля одновременно выезжают навстречу друг другу из разных пунктов и едут со скоростями,

Финальный тур класс. (5) Сосуд имеет форму конуса с углом при вершине. В сосуд из трубки с площадью сечения S поступает вода так, что уровень воды в сосуде поднимается с постоянной скоростью v 0. Как скорость

Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом Вариант: 4 Единый государственный экзамен, 9 г. ФИЗИК, класс (стр. /) Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом Вариант:

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по физике. января 6 г. 9 класс. Минимальный путь Автомобиль, едущий со скоростью υ, в некоторый момент начинает движение с таким постоянным ускорением,

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ. 08 09 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 0 КЛАСС Решения и критерии оценивания Задача Автомобиль, едущий по шоссе с постоянной скоростью 54 км/ч, проезжает мимо второго

10 класс Задача 10.1 Маленький брусок массой m находится на гладкой горизонтальной поверхности на расстоянии L от вертикального столба, на котором на высоте h на коротком держателе закреплён маленький

Второй (заключительный) этап XIX олимпиады школьников «Шаг в будущее» для 8-10 классов по образовательному предмету «Физика», 9 класс, весна 2017 г. Вариант 7 1. Цилиндрический стакан массой 100 г держат

Решения задач отборочного тура Физической викторины ИНЭП ЮФУ для 1 класса 1 В чашке находится 5 г льда при ºС В чашку вливают г воды нагретой до температуры 8ºС Какая температура установится в чашке и

LII Всероссийская олимпиада школьников по физике. Муниципальный этап Возможные решения задач класс Задача. Движение муфточки. Муфточка массы m может перемещаться по стержню, изогнутому в виде полукольца

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по физике (школьный этап) 06-07 учебный год класс Максимальное количество баллов 50 Время выполнения астрономических

Второй (заключительный) этап академического соревнования Олимпиады школьников «Шаг в будущее» по образовательному предмету «Физика», З А Д А Ч А весна 7 г Вариант Два тела, находящиеся на одной высоте,

ОЛИМПИАДА БУДУЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ БУДУЩЕЕ НАУКИ 16-17 Физика, I тур, вариант 1 РЕШЕНИЯ 7 класс 1. (4 баллов) Две одинаковые шайбы скользят без трения по горизонтальной поверхности между стенками, находящимися

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП АКАДЕМИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА» 0 ГОД ВАРИАНТ З А Д А Ч А В некоторой системе отсчета нестабильная частица

Задания 31 по физике 1. На уроке физики школьник собрал схему, изображенную на рисунке. Ему было известно, что сопротивления резисторов равны R1= 1 Ом и R2 = 2 Ом. Токи, измеренные школьником при помощи

9 класс Задача. Падение сосульки. С крыши дома оторвалась сосулька и за t=0.2 с пролетела мимо окна, высота которого h =.5 м. С какой высоты h x, относительно верхнего края окна она оторвалась? Размерами

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по физике. 7 января 07 г. 0 класс Задача. Стакан-поплавок. В цилиндрическом сосуде площадь дна которого S плавает тонкостенный цилиндрический стакан

9 класс 9. Тело, имеющее массу M = 2 кг и объем V = 0 - м, находится в озере на глубине h 0 = м. Какая работа должна быть совершена при его подъеме на высоту Н = м над поверхностью воды? Равна ли совершенная

Совет ректоров вузов Томской области Открытая региональная межвузовская олимпиада вузов Томской области ОРМО -5 гг. Физика заключительный этап класс решения Вариант. Метеорологический зонд объёмом V заполняют

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ Областной олимпиады обучающихся учреждений профессионального образования Кемеровской области по дисциплине Физика Электричество Задача 1 Между клеммами А и В включены конденсаторы емкостями

ОЛИМПИАДА БУДУЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ БУДУЩЕЕ НАУКИ 017-018 Физика, I тур, вариант РЕШЕНИЯ Внимание: квант оценки равен 5 (можно ставить только 5, 10, 15 и т. д. баллов)! Общая рекомендация: При проверке, даже

МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ 017 018 уч. г. НУЛЕВОЙ ТУР, ЗАОЧНОЕ ЗАДАНИЕ. 11 КЛАСС В прилагаемом файле приведено ноябрьское заочное задание для 11-го класса. Подготовьте несколько листов в

O МОКОВКИЙ ГОУДАРТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕКИЙ УНИВЕРИТЕТ ИМЕНИ НЭ БАУМАНА ОЕННЯЯ ФИЗИКОМАТЕМАТИЧЕКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 04 05 гг I ТУР ФИЗИКА ВАРИАНТ 6 З А Д А Ч А После выстрела из пушки снаряд массы m = 0 кг,

Первый (заочный) этап академического соревнования Олимпиады школьников «Шаг в будущее» по общеобразовательному предмету «Физика», осень 7 г. КЛАСС. Колесо радиуса = м катится по горизонтальной дороге без

Задания очного отборочного тура Отраслевой физико-математической олимпиады школьников «Росатом» Физика, класс, комплект 07 г.. Два тела массами m кг и кг, связанные невесомой и нерастяжимой нитью, привязаны

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ 2017-2018 УЧ. ГОД МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ 10 КЛАСС РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 1. «Падение с куба» Декоративный стол имеет форму куба с длиной ребра L =80 см.

XVII физико-математическая олимпиада для учащихся 8 10 классов ФИЗИКА 9 класс тур 01-014 уч. год КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАЧ. Максимальный балл за каждую задачу MAX. За каждую задачу выставляется целое число

Решения и критерии оценивания Задача 1 Деревянный цилиндр плавает в цилиндрическом сосуде с водой, как показано на рис. 1, выступая на a = 60 мм над уровнем жидкости, который равен h 1 = 300 мм. На верхнюю

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике Свердловская область 2017-2018 учебный год 10 класс Решения задач, рекомендации по проверке Задача 1. Два сосуда Сообщающиеся сосуды имеют

Старинные и винтажные вещи полны очарования. Они привносят особую энергетику в любой интерьер и придают шарм, если речь идет о нарядах и украшениях. У специалистов по антиквариату и винтажу есть множество критериев оценки такого товара. Так, в частности, в большинстве стран предмету должно быть не менее 60 лет, чтобы его признали антикварным, а в Великобритании этот предел - не менее 100 лет, в США такими считают предметы, изготовленные до 1830 года, а в Канаде - до 1847 года. Подлинные вещи имеют большую ценность.

Сегодня велика популярность винтажной мебели, одежды и прочих вещей, которые были изготовлены в период 1940-1980-х годов. Дизайнеры интерьера смело экспериментируют, добавляя «изюминку» с помощью кресел, светильников, журнальных столов и прочих деталей. А винтажные платья с разной степенью износа (mint – «новая вещь»; excellent – «отличное состояние»; good – «приемлемое» и пр.) способны превратить любую симпатичную девушку в загадочную красотку.

Но среди вещей из прошлого есть множество довольно неординарных изделий и изобретений, которые впечатляют, вдохновляют и даже шокируют.

В следующей нашей подборке вы найдете всего понемногу.

1. Самая старая колода карт (приблизительно 1470 г.), музей «Метрополитен», США

vintageclub

2. Древнеримское устройство для бросания игральных костей. IV в. н. э.

vintageclub

Это древнее медное изобретение было найдено в Германии в 1985 году. Конструкция, предназначенная для игры в кости, оказалась в этих краях, потому что Северный Рейн-Вестфалия являлся некогда провинцией древнего Рима.

Внутри башни есть миниатюрная лестница, по которой после броска катятся игральные кости. Над
выходом были подвешены три колокольчика, звеневшие, когда кости появлялись. Сейчас остался один.

На стенах игры можно увидеть латинские изречения: PICTOS VICTOS - «пикт побежден»,
HOSTIS DELETA - «враг уничтожен», LVDITE SECVRI - «играй безопасно». А по соседним верхним трем боковым граням значится надпись «UTERE FELIX VIVAS» – «будьте счастливы».

3. Шкатулка для бутылочек с ароматическими маслами, Франция, XIX век


vintageclub

4. Туфельки, XVIII-й век


vintageclub

5. Кольцо–пистолет, 1870 год, Англия


vintageclub

6. Роторная карусель, США, 1950-е

vintageclub

Карусель разгонялась до скорости 33 об/в мин. Центробежная сила «придавливала» людей к стене барабана, а для полного эффекта автоматически убирался пол. Ничего себе развлечение!

7. Ролики викторианской эпохи, 1898 год

vintageclub

8. Видеотелефон, 1964 год


vintageclub

Можно только себе представить, каким ультрасовременным казалось тогда это устройство!

9. «Коровья» обувь американских самогонщиков, 1922 г.


vintageclub

Во времена «сухого закона» по таким следам полиция не могла найти незаконных поставщиков алкоголя.

10. Кофеварка в авто - дополнительная опция в Volkswagen , 1959 год


vintageclub

Так мило! Ретро-авто, ретро-кофеварка… Впрочем, тогда это было ноу-хау, особый шик, как говорится.vintageclub

А теперь представьте, каких размеров должен быть шкаф для хранения кассет у этого меломана!

14. Велосипед марки Schwinn, 1952 год


«Всероссийская олимпиада школьников по физике 2016–2017 уч. г. Школьный тур. 11 класс Решения и система оценивания Задача 1 На фотографии показана роторная...»

Всероссийская олимпиада школьников по физике 2016–2017 уч. г.

Школьный тур. 11 класс

Решения и система оценивания

На фотографии показана роторная

карусель, представляющая собой

цилиндрический барабан, вращающийся вокруг вертикальной оси

33 оборота в минуту.

с частотой

Люди, которые первоначально стоят

прислонившись спинами к внутренней вертикальной стенке барабана,

движутся с центростремительным

ускорением (В результате этого они «прилипают»

к стенке барабана. Для пущего эффекта в некоторый момент пол автоматически опускается. Считая людей достаточно худыми, оцените радиус барабана этой карусели, а также минимальный коэффициент трения между людьми и стенкой барабана карусели, достаточный для того, чтобы люди не скользили вниз.

Тогда из формулы для центростремительного ускорения, полагая его модуль равным 3g, получаем:

3 4, где. Отсюда.

Частота – величина, обратная периоду обращения, который в данном случае 33/60 Гц. Окончательно равен 60/33 с. Следовательно, частота равна 2,5 м.

Для ответа на второй вопрос запишем второй закон Ньютона для движения человека по окружности в проекции на вертикальную ось и на радиальное направление (m – масса человека, N – сила реакции стенки барабана, Fтр. – модуль силы трения): mg = Fтр., 3mg = N.



Учтём, что если коэффициент трения минимален, то Fтр. = µN. Тогда из записанных уравнений находим: µ = 1/3.

1 Всероссийская олимпиада школьников по физике 2016–2017 уч. г.

Школьный тур. 11 класс Критерии оценивания Записана формула для центростремительного ускорения

Выражен радиус барабана

Частота обращения выражена в единицах СИ

Найдено численное значение радиуса барабана

Записан второй закон Ньютона в проекции на радиальное направление...... 2 балла Записан второй закон Ньютона в проекции на вертикальную ось............. 2 балла Выражен коэффициент трения и найдено его численное значение............ 2 балла

–  –  –

Критерии оценивания Использована идея о равенстве давлений/сил давления у дна сосуда...... 2 балла Записаны формулы для давлений на дно до и после таяния льда (по 2 балла)

Давление воды выражено через её массу

Получено выражение для изменения высоты уровня тетрахлорметана.... 2 балла

–  –  –

Задача 3 На графиках приведены зависимости от времени t давления p и объёма V одного моля одноатомного идеального газа. Определите, как со временем изменялась теплоёмкость данного количества газа. Постройте график зависимости этой теплоёмкости от времени.

–  –  –

Возможное решение В течение первых 15 минут зависимость давления газа от его объёма имеет вид. Пусть в некоторый произвольный момент времени (в интервале от 0 мин. до 15 мин.) давление газа равно p1, а занимаемый им объём равен V1.

Запишем для процесса перехода из состояния (p0, V0) в состояние (p1, V1) первое начало термодинамики:

Здесь C – теплоёмкость одного моля газа в рассматриваемом процессе, – изменение температуры газа, – работа, которую совершает газ. Она численно равна площади фигуры под графиком зависимости p(V), и эта фигура – трапеция.

Перепишем последнее выражение, воспользовавшись уравнением состояния для одного моля идеального газа:

–  –  –

Соответствующий график зависимости теплоёмкости одного моля одноатомного идеального газа от времени изображён на рисунке.

Критерии оценивания Получена зависимость давления от объёма для первого процесса............... 1 балл Записано первое начало термодинамики для изменения температуры газа при переходе в произвольное промежуточное состояние (в интервале от 0 мин. до 15 мин.)

Записано выражение для работы газа при переходе в промежуточное состояние

Найдена теплоёмкость в первом процессе и доказано, что она является постоянной величиной (если нет обоснования постоянства теплоёмкости, то за этот пункт ставится 2 балла)

Указано, что второй процесс изобарический

Указана теплоёмкость во втором процессе

Построен график, на котором указаны характерные значения

4 Всероссийская олимпиада школьников по физике 2016–2017 уч. г.

Школьный тур. 11 класс За каждое верно выполненное действие баллы складываются.

–  –  –

Критерии оценивания Записаны формулы для потенциалов точечных зарядов (по 2 балла)........ 4 балла Записан закон Кулона

Получено выражение для силы взаимодействия зарядов

Найдено численное значение силы

За каждое верно выполненное действие баллы складываются.

При арифметической ошибке (в том числе ошибке при переводе единиц измерения) оценка снижается на 1 балл.

Максимум за задание – 10 баллов.

–  –  –

Определите показание идеального амперметра в цепи, схема которой приведена на рисунке. Зависимость силы тока I, протекающего через диод Д, от напряжения U на нём описывается выражением:, где 0,02 А/В2. ЭДС источника 50 В. Внутреннее сопротивление источника напряжения и резистора 1 Ом и 19 Ом, соответственно.

равны Возможное решение Запишем закон Ома для участка цепи, включающего в себя резистор, источник напряжения и амперметр:

Где – сила тока, текущего через диод (и через амперметр), U – напряжение на диоде.

Используя вольт-амперную характеристику диода, получаем:

Решая квадратное уравнение, находим:

Второй корень квадратного уравнения, соответствующий знаку «+» перед квадратным корнем (3,125 А), не является корнем исходного уравнения. Это можно установить либо при помощи непосредственной подстановки в указанное исходное уравнение, либо заметив, что сила тока, протекающего 2,5 А.

через амперметр в данной цепи, не может превышать

–  –  –

Критерии оценивания Записан закон Ома для участка цепи (или для полной цепи)

Получено квадратное уравнение относительно силы тока или напряжения... 2 балла Получено решение квадратного уравнения (любым способом) и, при необходимости, обоснованно исключён лишний корень

Найдено численное значение силы тока

За каждое верно выполненное действие баллы складываются.

При арифметической ошибке (в том числе ошибке при переводе единиц измерения) оценка снижается на 1 балл. Максимум за задание – 10 баллов.

–  –  –

Похожие работы:

«УДК 541.128 КИНЕТИЧЕСКИЕ КРИВЫЕ И ИЗОТЕРМЫ АДСОРБЦИИ-ДЕСОРБЦИИ НА МОДИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМАХ ПРИРОДНЫХ ЦЕОЛИТОВ Дж.Т. Рустамова, Ф.М. Насири, А.М. Алиева, Т.А. Шихлинская, Т.А. Исмаилова, М.Ф. Хыдырова, Н.Р. Алиева Институт проблем химии им. М.Ф....»

«РАЗРАБОТКА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ТРУДНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Ю.Ф. Шпаковский (Белорусский государственный технологический университет)...»

«М.В.Дубатовская. Теория вероятностей и математическая статистика § 23. Проверка параметрических гипотез 1. Проверка гипотезы о математическом ожидании нормально распределенной СВ при известной дисперсии. Пусть количественный признак СВ X ~ N (a,), с.к.о. известно, но неизвестно математическое о...»