Как устроиться на работу на ледокол. Работа в Арктике вахтовым методом: отзывы. Профессионалы в сфере науки

Рассказывает Сергей Никитский: Часто меня спрашивают, не скучно ли на ледоколе проводить свободное время? Здесь я вам не только расскажу про быт и отдых, но и про сам легендарный российский атомный ледоколе "Ямал" класса Арктика, про экспедицию и животных Арктики.

На ледоколе я побывал в крупнейшей со времен СССР экспедиции, задача которой - исследовать ледовые условия моря Лаптевых, Карского и Восточно-Сибирского морей.

Проводить исследования участков Северного ледовитого океана будет совместное предприятие НК "Роснефть" и ExxonMobil

Исследования позволят получить данные, необходимые для начала освоения Арктики - о состоянии льдов, миграции айсбергов, а также о фауне региона.

Обратите внимание на размеры - "махина" в высоту с девятиэтажный дом и длинной в 150 метров!
Нос судна ободран - причина не старый атомоход, а адское давление льдов, которые он проламывает при движении.

Ледокол был заложен в 1986 году, а спущен на воду в 1992 году

Идет погрузка на корабль

Кстати, стилизованное изображение акульей пасти на носу ледокола появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза, затем оставлено по просьбе туристических компаний и со временем стало традиционным. Младший брат-)

Лопасти для гребного вала выше человеческого роста

Прилетел вертолет

В программе экспедиции проведение подводных работ с помощью аппаратов, полеты на вертолете, высадка персонала и оборудования на ледовую станцию и много другое

Обо всем я буду писать в блоге - следите за обновлениями

Ледокольная стоянка Росатомфлота

Первое собрание экипажа экспедиции - кругом кандидаты и доктора наук!

Предлагаю вашему вниманию посмотреть на легендарный ледокол Ямал и экспедицию "Кара-зима-2014" с высоты птичьего полета. Облет проходил на судовом вертолете КА-32С.

Кругом бескрайние ледяные поля. На фото я-)

Каждый день ледокол вставал на стоянку

На лед ученные выгружали многочисленное оборудование

И проводили свои научные работы

Точка слева - это человек, можно оценить размеры ледокола...

Про деятельность ученых во время экспедиции я напишу отдельный пост

Если вкратце - исследования проводятся в зимнее время для определения ледовых фаз, морфометрических параметров ледяного покрова, физико-химических свойств льда, торосов и стамух, а также погодных условий и состояния водных масс.

Экспедиция «Кара-зима-2014» состоялась благодаря компании "Роснефть"

По своему совокупному нефтегазовому потенциалу осадочные бассейны российского арктического шельфа сравнимы с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира!

Ледокол «Ямал» - гордость Отечества мощностью в 75 тысяч лошадиных сил и водоизмещением 23 тыс. тонн!

150 метров в длину! Только у России в этом мире есть ледокольный флот!

Научный перерыв на обед!

Я тоже сделал свой научный вывод - земля круглая-)

Кроме 155 кают на борту ледокола находятся: ресторан, кают-компания, клуб, бассейн, две сауны, качалка и "тренажерка", зал для волейбола, баскетбола и настольного тенниса, библиотека и многое другое!

Экспедиция «Кара-зима-2014» организованна «Арктическим научно-проектным центром» (совместное предприятие НК «Роснефть») при поддержке специалистов ФГБУ «Арктического и антарктического научно-исследовательского института»

В целом, на ледоколе Ямал созданы все условия, чтобы держать себя в спортивной форме

Есть качалка

Гири, штанга, гантели - все для силовых тренировок прямо в Арктике

Выпускать пар можно на груше

Велотренажеры

Беговые дорожки

Каждый день я посещал бассейн

В бассейне забортная отфильтрованная морская вода с подогревом

Глубина бассейна больше 2 метров

В распоряжении команды 2 бани: одна русская, другая финская

После тяжелого рабочего дня на льду так приятно провести время в парилке...

Для скучающих по зелени есть "красный" уголок

Расслабляйся - не хочу

В спортзале периодически проходили турниры по волейболу

Также можно было поиграть в настольный теннис или в баскетбол

Если кто-то заболеет, к услугам больничный комплекс, в который входит перевязочная, операционная и другие необходимые помещения

Прачечная

Гладильная

Все эти "развлечения" сделаны не просто так - после тяжелой работы в суровых арктических условиях необходимо восстанавливаться организму. Да и не стоит забывать, экспедиции порой длятся по несколько месяцев!

Средства связи и коммуникации на ледоколе

Многих интересует, есть ли интернет на ледоколе в Арктике? Конечно есть. Более того, для выполнения поставленных задач экспедиции «Кара-зима-2014» задействованы даже космические спутники, но обо всем по порядку!

В каюте телевизор - вещает спутниковое телевидение 4 канала (первый канал, канал культура, пятый канал и тв3)

И радиоприемник - вещала только радиостанция «Вести ФМ». По радио также шла передача общих для всего экипажа сообщений.

Напомню, экспедиция организованна «Арктическим научно-проектным центром» (СП «Роснефти» и ExxonMobil) при поддержке специалистов Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Для обеспечения задач ученых необходим быстрый спутниковый канал связи.

Связь с ледоколом осуществляется по круглосуточному спутниковому каналу связи с пропускной способностью 1,5 Мбит/сек в направлении берег-судно и 512 Кбит/сек в направлении судно-берег. Трафик передачи данных безлимитный! Это самая крупная ледоисследовательская экспедиция по нашим северным морям со времен Союза, но, конечно, в части технического оснащения, ни одна из советских экспедиций с ней сравнится не может.

В канцелярии Ледокола был организован компьютерный офис экспедиции. Здесь я получал доступ к интернету и писал посты в живой журнал. Скорость, как на 3G, и при движении ледокола иногда связь пропадала, но в целом можно было серфить.

Для команды ледокола Ямал все попроще...

Команда ледокола может за свой счет (потом вычитают из зарплаты) воспользоваться спутниковой связью (29 рублей минута и 300 рублей за 1 мегабайт интернета)

Про связь на судне нам рассказал помощник капитана по радиоэлектронике Андрей Юрьевич Козулин

На Ямале установлена спутниковая система связи, обеспечивающая навигацию, телефонную связь, факс и интернет. На фото терминал спутниковой связи inmarsat

Радиоприемник

Радиолокатор и другие средства связи судна

Судовой Iridium

В круглом защитном корпусе расположена тарелка спутникового телевидения

А это сервер спутникового телевидения

Раритет - ключ для работы кодом Морзе

В целом, никакой оторванности от мира на ледоколе в 21 веке не чувствуется. Все как дома... Что само по себе неудивительно, если вспомнить, что экспедиция организована и оснащена такой компанией, как НК-Роснефть.

И конечно про медведей

Арктический растительный и животный мир уникален.

Благо он изучался во время самой большой со времен СССР ледоисследовательской экспедиции по российским северным морям.

Напомню, экспедиция вышла из порта Мурманск на современном атомном ледоколе «Ямал» в начале апреля под флагом "Роснефти".

Кстати, Арктику населяют более 20 тысяч видов растений, животных, грибов и микроорганизмов. Для изучения этого "богатства" в составе экспедиции принимают участие три биолога.

Участники экспедиции «Кара-зима-2014» специально уделят массу внимания хрупким арктическим экосистемам, которые необходимо изучить, чтобы потом не повредить!

Необходимо изучить физические и биологические процессы, которые приводят к формированию биологической продукции, начиная с бактерий и мельчайших водорослей, создающих органическое вещество, на котором в конечном счете держатся и киты, и медведи, и ластоногие.

«Роснефть» самым серьезным образом намерена изучить экосистему Арктики, дабы полностью свести к минимуму все риски для окружающей среды.

В течение всей экспедиции ведется наблюдение за морскими млекопитающими и птицами, в том числе с использованием беспилотника и вертолета.

Данные исследования будут использованы для изучения арктических экосистем, а также выработки экологически безопасных технологий геологоразведки и нефтегазодобычи в условиях Арктики».

Биолог Сергей Петров любезно поделился со мной фото пернатыми, за что ему большое спасибо. На фото дикая утка.

Поморник - хищная птица, обитающая в Арктике, материковых тундрах и на островах северных морей. Птица - бандит, т.к. часто яйца и птенцов воруют у соседей

Чайка. Как думаете чем они питаются? На суше в прибрежной полосе они поедают леммингов, чужих птенцов, различных беспозвоночных, а на ледяном припае и плавучих льдинах отыскивают помет моржей, тюленей, белых медведей. Кроме того, чайки летом прикармливаются отходами китобойного и тюленьего промысла, а зимой следуют за белыми медведями, подбирая остатки их добычи, или сидят на льду возле лунок в ожидании появления нерп с пойманной ими рыбой сайкой.

Самые распространенные обитательницы птичьих базаров Крайнего Севера - кайры

А теперь о белых медведях!

Белый медведь - один из самых крупных наземных представителей млекопитающих отряда хищных. Размер лапы на фоне очков от солнца.

Масса белого медведя может достигать 1000 кг!

Подошвы ног белого медведя подбиты шерстью, чтобы не скользить по льду и не мёрзнуть.

В 2013 году численность популяции белых медведей в России оценивалась в 5-6 тысяч особей. А в мире их порядка 25 тысяч...

После 2018 года планируется провести сплошной учет белых медведей в России.

Самки с медвежатами как правило близко не подходили к ледоколу...

Самки заметно мельче самцов (вес 200-300 кг)

Продолжительность жизни белого медведя - 25-30 лет

Медведь со шрамом...

Как правило, медведи миролюбивы по отношению друг к другу, но между самцами в брачный период случаются стычки.

Медведи порой подходили вплотную к ледоколу - один "наглец" даже облокачивался лапами на Ямал!

В России охота на белого медведя полностью запрещена с 1956 года, медленное размножение и большая смертность молодняка делают этого зверя легко уязвимым. Внесен в Красную книгу.

Однако сейчас популяция считается стабильной или даже растущей.

Приступив к освоению шельфа Арктики, "Роснефть" начала реализацию масштабной программы по поддержке арктических видов животных. В том числе с 2013 года действует программа «Роснефти» по опеке белых медведей в зоопарках России.

Когда мишки подходили к ледоколу, собирался целый аншлаг, т.к. работы ученых на льду автоматически прекращались по тревоге.

Ведь белый медведь - хищник!

Спешное покидание льда!

Дабы медведи близко не подошли, биологи дежурили круглосуточно на мостике посменно + был на службе специальный тепловизор.

Был на "вооружении" экспедиции и глубоководный аппарат! Ученые с помощью него в основном изучали льды, но иногда попадались представители подводного мира Арктики - на видео не идентифицированный мной "подводный таракан"-)

А эту песню написал и посвятил ледоколам Севморпути Александр Петренко из Москвы:


Работа на кораблях дальнего плавания привлекает очень большое количество людей, которые готовы проводить в море большую часть своего времени. Многие думают, что работать на кораблях дальнего плавания или на круизном судне можно только на должности моряка.

Самые большие круизные лайнеры

Но на самом деле, количество востребованных вакансий гораздо больше. Связано это с активным и динамичным развитием флота РФ, как военного, так и гражданского. Вакансии существуют и для мужчин, и для женщин как для опытных моряков, так и для людей без опыта.

Работа на море имеет множеством нюансов и особенностей, которые необходимо учитывать, прежде чем соглашаться на подобные предложения. Для каждой должности существует свой набор минимальных требований, которым должен соответствовать сотрудник гражданского или военного флота России.

Образец диплома об окончании ВАГШ. Специальность — командно-штабная, оперативно-стратегическая.

Обычные матросы для того, чтобы найти работу, должны закончить специальные мореходные училища. Командный состав, особенно старший, должен получить высшее образование в академии или университете.

Обязательным является изучение и знание иностранных языков, в частности, английского, который считается языком международного общения.

Для работы на круизных судах иностранные языки просто необходимы, поскольку на кораблях путешествуют в основном иностранцы. Также важно, чтобы работник судна имел диплом в конкретной сфере. Например, механик знал инженерное дело, а кок обладал знаниями в кулинарии.

Одной из главных особенностей является то, что сотрудники судов и кораблей должны быть готовыми к длительным поездкам. К таким странствиям должны быть готова не только команда, но и члены семьи.

Положительные и отрицательные стороны

Работа на корабле – это сложный, увлекательный и занимательный процесс, что позволяет морякам продвигаться по карьерной лестнице, достаточно неплохо зарабатывать, найти подходящую должность на суше.

Моряки зарабатывают значительно больше, чем специалисты в различных сферах на суше.

Именно это привлекает человека в морской карьере, поскольку за несколько лет можно накопить достаточно средств для покупки квартиры, машины, переезда в другую страну. Особенно это касается заработков на круизном судне или в морской промышленности по добыче газа и нефти. Не менее важным аспектом является то, что человек уже в 30 лет может стать капитаном. Подобная карьера очень немногим удается в таком возрасте.

К другим положительным сторонам относятся следующие факторы:

  • Не нужно тратиться на ежедневные расходы, поскольку владелец судна или морской компании обеспечивает питание, форму, проживание, перелеты, трансферы.
  • Путешествие по разным странам.
  • Длительный отпуск, который составляет от 4 до 6 месяцев.
  • Изучение иностранных языков, культур, налаживание контактов.
  • Возможность в дальнейшем неплохо трудоустроиться.
  • Востребованность специалистов морского дела, независимо от политической и экономической ситуации в стране.
  • Нехватка офицерских кадров.
  • Развитие профессиональных качеств и навыков.
  • Приобретение значительного опыта.


Работа на круизных судах и кораблях дальнего плавания имеет и отрицательные стороны, связанные с рядом факторов. Во-первых, стоит учитывать необходимость работать в команде, где существует очень жесткая дисциплина. Во-вторых, сосуществование с членами команды на ограниченном пространстве, налаживание связей, контактов, способность к общению. В-третьих, тяжелая физическая работа, длящаяся иногда больше 12 часов. График работы обычно вахтовый, который усложняется постоянной сменой часовых поясов. В-четвертых, существует высокая степень травмоопасности и риска для общего состояния здоровья. В-пятых, наличие угрозы со стороны пиратов, которые захватывают торговые суда. По правилам, хранить и использовать на корабле любое огнестрельное оружие нельзя. Поэтому моряки во время захвата судна становятся беззащитными жертвами пиратов.

Задержание танкера «Механик Чеботарев» в Ливии похоже на захват

Кроме того, к недостаткам относится длительное пребывание в замкнутом пространстве. Это связано не только с нахождением в море, а и с габаритами корабля, размерами помещений для отдыха, каютами, душевыми, саунами. На многих судах такие комнаты делаются более просторными, комфортными, чтобы психика человека оставалась стабильной. Работа моряка требует прохождения переквалификации, чтобы подтверждать дипломы и нужные сертификаты. Стоит такой процесс обучения не дешево, и занимает много времени. Моряки часто лишены государственной пенсии, поэтому, при списании на берег, нужно думать об источниках дохода.

Доступные вакансии

Трудоустройство на вакансии по морским специальностям предлагают многие компании, офисы которых находятся в Мурманске, во Владивостоке, Курске, Архангельске и других городах. Наиболее востребованными являются следующие профессии для младшего и старшего состава:

  • Матросы;
  • Механики-инженеры;
  • Лоцманы;
  • Штурманы;
  • Мотористы;
  • Электромеханики;
  • Помощники капитанов;
  • Капитаны.

Таким специальностям обучают в морских училищах и академиях, где готовят работников на торговые, круизные, военные суда. Кроме того, довольно востребованной являются профессии кока и повара, переводчика, связиста, врача.


В частности, в Мурманске судоходные кампании проводят набор по таким вакансиям, как старший помощник капитана, групповой капитан, третий и четвертый помощники капитана, сменный помощник капитана, капитан. Работу предлагают на танкерах, речных, морских судах, кораблях, занимающихся ловлей рыбы, военных и торговых судах.

Претенденты на такие вакансии должны уметь разбираться в судовождении, электронном навигационном оборудовании, механике и инженерном деле, исполнение обязательств, возлагающихся на капитана. В частности, отвечать за безопасность судна и экипажа, груза, пассажиров,


Во Владивостоке востребованы аналогичные специалисты, но там люди имеют больше возможностей для выбора места работы. Связано это с тем, что здесь требуются также работники на подводные лодки и суда. На подлодки нужны мотористы, матросы, электромеханики.

На торговые, военные, гражданские суда берут, в основном, мужчин. Хотя на круизные суда и гражданские охотно берут и женщин. На круизных судах женщин принимают на должность бармена, администратора, официантки, горничной, переводчицы, фотографа, кондитера, врача, аниматора, музыканта, массажистки, косметолога, на ресепшен.

В целом, для круизных судов сформировался такой стандартный список вакансий, как:

  • Переводчики;
  • Стюарды;
  • Бармены;
  • Работники рецепций;
  • Подсобные рабочие;
  • Видео и фотооператоры;
  • Официанты;
  • Помощники по всем названным профессиям.

Необходимо владеть английским языком, быть моложе 35 лет, готовым развлекать разные группы пассажиров, работать около 10 часов в день, быть готовым к длительным прибываниям в море.


Для женщин профессии на море сформировались и в других сферах. Например, в торговом флоте это могут быть вакансии капитана, штурмана, механика, электрика, радистки, кока. На рыболовных судах постоянно требуются врачи, повара, пекари, буфетчицы, официантки, прачки.


Перед тем, как начать поиск работы в Арктике, на Земле Франца-Иосифа, острове Котельный или острове Александры, стоит учитывать несколько важных нюансов.

На работу принимают, как квалифицированных сотрудников, так и людей, не имеющих опыта работы в конкретной сфере. Арктика является весьма востребованным местом работы среди различных категорий населения, стремящимся получать хорошие деньги. Количество вакансий постоянно возрастает, как и уровень заработной платы. Поэтому освоение ресурсов тут происходит быстро, что позволяет строить города, более мелкие населенные пункты, а работникам перевозить сюда целые семьи. Найти работу в Арктике могут как отдельные личности, готовые работать вахтовым методом, так и люди, приезжающие в регион с женами и другими родственниками.

  1. На работу принимают, как квалифицированных сотрудников, так и людей, не имеющих опыта работы в конкретной сфере.
  2. Зарплата достаточно высокая.
  3. Стаж будет формироваться по особой сетке – суровому арктическому, согласно которому 1 год считается за 2.
  4. Предоставление зимней одежды, оплата перелета, четырех разовое питание.
  5. Прохождение бесплатного медицинского обследования.

Большое количество людей работают вахтовым методом, чтобы иметь возможность через несколько месяцев проведывать родственников и семью.

Большая часть островов Земли Франца-Иосифа не имеет постоянного населения, поэтому едут сюда трудиться, в основном, мужчины. Они могут найти работу, как на полярных станциях, так и в геофизической обсерватории. Кроме того, каждый мужчина имеет шанс трудиться на поиске и разработке ресурсов. Арктический климат и холод женщины переносят не слишком хорошо, тем более, что работа вахтой в Арктике очень сложная и физическая тяжелая. Связно это с тем, что работа вахтовым методом предусматривает проживание в местах разработки или поиска полезных ископаемых. Из-за особенностей климата возвращение в место постоянного проживания не является возможным, поэтому создаются специальные вахтовые поселки.

Добыча нефти в Арктике. Вахтовая работа.

График работы может быть разным, что оговаривается при составлении контракта с работодателем. Чаще всего применяется такой график: 15 рабочих суток и 15 выходных. Хотя практикуются и другие виды, например, 2 месяца работать и 1 отдыхать, или 3 месяца через 1. Работать в Арктике приходиться не менее 12 часов в день, хотя столько же времени отводится и на отдых.

К минусам такого вида занятости относятся такие факторы, как:

  • Длительное расставание с семьей, из-за чего частыми бывают случаи распада семьи;
  • Сложный график работы;
  • Изолированность от внешнего мира;
  • Постоянный холод, что отрицательно сказывается на здоровье;
  • Замкнутость пространства;
  • Работа в коллективе, поэтому люди должны учиться налаживать контакты, решать проблемы и конфликты.

Вахтовый поселок в Арктике

Вакансии в Арктике

Подбирать вакансии нужно через прямого работодателя, пользуясь услугами официальных представителей компании.

Претендент на ту или иную должность должен отстаивать право на прямой контакт с работодателем, чтобы не попасть в схемы мошенников или не быть обманутым при составлении договора. Прежде, чем соглашаться на работу, нужно составить подробный список найденных вакансий, отметив все плюсы и минусы. Практически все компании предлагают такие условия работы, как:

  • Вахтенный метод;
  • Официальное трудоустройство;
  • Контракт заключается на длительный период времени;
  • Командировки длятся не дольше 3 месяцев;
  • Медицинское и социальное страхование;
  • Оговоренный уровень заработной платы, со всеми надбавками и бонусами.


Арктика – регион шикарных возможностей, но из-за сурового климата, искать работу нужно на территориях, где уже много лет существуют полярные станции, проводятся экспедиции и исследования. Вызвано это тем, что тут развита инфраструктура, доступ к благам цивилизации. Поэтому соглашаться стоит на предложения, позволяющие трудиться на островах Земли Франца-Иосифа, среди которых наиболее «цивилизованными» считаются остров Котельный, Хейса, остров Александры. Хотя многие полярники едут трудиться в район Крайнего Севера и Северного Ледовитого океана.

Среди востребованных вакансий на Земле Франца-Иосифа стоит отметить профессии: экспедитора, кладовщика, ИТ-специалиста, геодезиста, строителя, монтажника, слесаря, повара, электромеханика, инженера.

Строительство уникального комплекса «Арктический трилистник». Земля Франца-Иосифа

Но вместе с тем для работы в Арктике постоянно нужны люди, чтобы трудиться на таких должностях, как:

  • Водители грузовиков и специальной техники;
  • Водители самосвалов;
  • Работники на продовольственные склады;
  • Инженеры по автоматизированным системам;
  • Лаборанты в строительные лаборатории;
  • Коменданты в городки, где проживают работники;
  • Копровщики;
  • Повара, пекари, подсобные рабочие;
  • Машинисты;
  • Водители кранов;
  • Газосварщики и газорезчики;
  • Мастера и начальники отделов;
  • Инженеры проектных работ;
  • Мотористы;
  • Разнорабочие.

Работы по очистке Арктики

А также рабочие постоянно требуются для обслуживания различных установок. В частности, бетоносмесительных, растворобетонных, газовых.

Бывалый моряк, попав в это здание на Васильевском острове, удивится. Перешагнул порог и - на тебе - оказался на центральном посту управления судном. Высота потолков, расположение светильников и цвет стен - все один к одному, не говоря уже про оборудование. Только «палуба» не качается, и если приподнять рольставни, увидишь за ними не бескрайние ледяные просторы, а обычный двор. Хотя атомных ледоколов проекта 22220, для которых здесь, в открывшемся недавно Центре морских арктических компетенций, будут готовить специалистов, в морях пока нет. Эти плавучие громады Балтийский завод еще строит.

Ледокол «50 лет победы» скоро уступит первенство «Арктике». ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС

Подготовка инженеров для ледокольного флота ведется сегодня только в нашем городе. Причем уже более полувека - с той поры как в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (ГУМРФ), который все знают как Макаровку, появилась соответствующая кафедра. Вуз учит студентов, а открывшийся при нем институт дополнительного профессионального образования (ДПО) дает знания и навыки морякам, готовым повысить свою квалификацию.

Такая схема до поры до времени устраивала Атомфлот, в состав которого входят самые мощные в мире суда ледового класса. Устраивала до тех пор, пока петербургские корабелы не приступили к строительству ледоколов совершенно нового уровня. Головное судно «Арктика» этого проекта было спущено на воду позапрошлым летом, а в будущем году должно вступить в строй. Следом появятся два других.

Экипаж «Арктики» одним из первых сядет за парты центра общей площадью около 200 кв. метров, появившегося на Василеостровской площадке ГУМРФ. Точнее - в кресла тренажерного комплекса судна, моделирующего работу командного пункта «Арктики» и спроектированной для нее энергетической ядерной установки «РИТМ-200». Эта техника гораздо сложнее, чем та, с которой морякам приходилось иметь дело. И, чтобы освоить ее, мурманского тренажерного центра, где «ледокольщики» упражнялись перед выходом в студеные моря, уже недостаточно.

Суда проекта 22220 смогут работать на разных глубинах, раздвигая корпусом более крупные льды: они будут иметь асинхронные гребные двигатели общей мощностью 70 мегаватт. «Командовать» установленным там реактором станет труднее, но благодаря высокому уровню автоматизации обслуживать все судовое хозяйство сумеют, предположительно, 50 - 60 человек. Вдвое меньше, чем на ледоколах прежнего класса, уточняет Юрий Гурьев, первый заместитель директора института ДПО.

«Вот он - наш главный «учитель» , - показывает он на вытянувшуюся большой подковой стойку с мониторами, рычажками и тумблерами. - Здесь смогут заниматься, отрабатывая действия по управлению судовыми системами в обычном режиме и при нештатных ситуациях, пять человек. То есть вся судовая вахта: оператор реакторной установки, электромеханик, старший вахтенный механик, главный физик и «эрбешник», специалист по радиационной безопасности» (РБ).

В состав центра входит и так называемый функциональный тренажер (еще два рабочих места), где двигать рычагами управления можно не «вживую», а на экране с помощью компьютерной мышки. Он нужен для того, чтобы, набив руку, сесть за настоящий «двойник» центрального поста управления и затем сдать экзамены в Ростехнадзоре, получив допуск к работе на ядерном судовом объекте.

Ветеранам флота, приглашенным для работы в ГУМРФ, доверят руководить практическими занятиями. А в соседнем помещении курсантам будут читать лекции преподаватели вуза и сторонние эксперты. Для мореходов, испытавших «дыхание» Арктики, которые надумают переходить с одного ледокола на другой, более современный, и с одной должности на более высокую, продолжительность курса составит 320 часов. Новичкам же придется заниматься куда больше, поясняет Гурьев.

Занятия в центре начнутся с января будущего года. К тому времени предстоит подготовить пакет учебных программ и методических материалов. А еще нужно завершить настройку не имеющего аналогов тренажерного комплекса, который создали специалисты расположенного в Сосновом Бору Научно-исследовательского технологического института имени А. П. Александрова.

Но и позже разработчики не перестанут «опекать» свое детище, улучшая его по мере развития арктических атомоходов нового проекта. Хотя это само собой разумеется. Любопытнее другое: новый центр был открыт в помещении, которое полностью занимала вузовская лаборатория турбомашин. А еще раньше там стояли агрегаты, вырабатывающие электроэнергию для Васильевского острова, тоже для своего времени достаточно «навороченные». Так что связь времен в этом смысле вполне очевидна.

НАША СПРАВКА . Атомные ледоколы нового поколения серии 22220 (проект разработало центральное конструкторское бюро «Айсберг» по заказу Атомфлота) будут работать в устьях северных рек и обеспечат круглогодичную навигацию по всему Северному морскому пути, главным образом для доставки углеводородной продукции на рынки Европы и Азии.

Появление таких судов, рассчитанных на преодоление льда толщиной до трех метров с устойчивой скоростью, позволит России укрепить свои стратегические позиции в арктической зоне. В 2019 г. вступит в строй «Арктика», названная в честь одноименного ледокола проекта 10520, который первым покорил Северный полюс в 1977 году. Через год, как ожидается, начнет действовать «Сибирь», а третье судно проекта «Урал» планируется ввести в 2021 - 2022 гг.

Обучение экипажей для этих судов ведется в соответствии с требованиями международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) от 1978 года и согласно стандартам качества.


Комментарии

Самое читаемое

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Мурманск - ворота в Арктику. Единственная в России база ледокольного флота находится здесь. Отсюда идут ледоколы в высокие широты, сопровождают корабли, обеспечивают навигацию по Северному морскому пути.

В прошлом году на воду спустили новый ледокол «Арктика», в ближайшие годы ожидается спуск еще двух: «Сибири» и «Урала». Порт приписки их будет, конечно же, Мурманск. Для новой техники нужны свежие силы и кадры. Именно поэтому «Атомфлот» проводит целенаправленную политику по привлечению молодых специалистов. Слово Николаю Кочеткову.

«Росатомфлот» - оператор гражданского атомного ледокольного флота России. В компании работает чуть меньше 2000 человек. Почти четверть из них молодые специалисты. В основном это моряки, работают на ледоколах, но постепенно молодежь появляется и на других специальностях.

Максим Филипов, заместитель директора по производству по вопросам судоремонта ФГУП «Атомфлот»: «Предприятие стабильно развивается с 2008 года, у нас наблюдается постоянный рост, я думаю, для молодых специалистов это является важным фактором. Постоянная стабильная высокая оплата труда, социальные гарантии, которые может наше предприятие предложить молодому специалисту».

Алексей Степанов пришел на предприятие два года назад, сейчас трудится станочником на механическом участке, занимается токарной обработкой деталей и узлов технологического оборудования атомных ледоколов.

Алексей Степанов, станочник широкого профиля механического участка ФГУП «Атомфлот»: «Нынешняя молодежь выбирает не совсем те специальности, экономисты, юристы, программисты, а такие специальности как токаря, фрезеровщики им не очень интересны, я не знаю почему, на самом деле, это очень интересные специальности, так что я рекомендую молодым устраиваться на такие предприятия».

Только за прошлый год «Атомфлот» принял на работу 145 человек, из них 81 человек - это молодые специалисты.

Алексей Степанов, станочник механического участка ФГУП «Атомфлот»: «Здесь, конечно же, стабильность, меня это привлекло, а также есть возможность повышения квалификации, ну и обучения по другим специальностям».

Развитие предприятия, строительство серии новых ледоколов, портового флота и обеспечение судоходства в Арктике - все это требует вливания свежих сил и новых кадров, поэтому «Атомфлот» ведет целенаправленную работу по привлечению молодых специалистов.

Мария Нуждинова, директор по персоналу и коммуникациям ФГУП «Атомфлот»: «Мы возлагаем надежды на молодежь, соответственно, ведем последовательную кадровую политику по обновлению человеческих ресурсов и приглашаем на работу молодых специалистов. Для нас важно показать преемственность, сегодня те, кто занимает ключевые позиции, могут и обучают молодежь тем традициям и хорошим программам обучения, которые существуют на атомном флоте».

«Росатомфлот» - одна из крупнейших морских судоходных компаний и здесь трудятся не только мурманчане. Молодые кадры приезжают работать на север с многих регионов нашей страны. Алексей Бахтин родом из Томской области.

Стажируется на ледоколе «Ямал» по специальности инженер-оператор. В будущем ему предстоит управлять ядерной энергетической установкой ледокола.

Александр Бахтин, стажер инженера-оператора атомного ледокола ФГУП «Атомфлот»: «Нужно трудиться, нужно зарабатывать, содержать свою семью, чувствовать эту ответственность. Я считаю, что данный шаг очень мне в этом помогает стать лучше, уверенней в себе и приносить пользу».

«Росатомфлот» - это не просто стабильное место работы, это еще и перспективы развития. Это не только атомные ледоколы, но и будущий портовый флот. На предприятии создана богатая инфраструктура, а, следовательно, большие возможности строить карьеру не только на флоте, но и на берегу.

И в эту субботу гостями программы «Место встречи» станут первый заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка и зам генерального директора по эксплуатации флота Андрей Смирнов.

Они расскажут о развитии предприятия, навигации по северному морскому пути и планах на будущее. «Место встречи» выйдет в эфир на ТВ-21 завтра в 16 часов.