Материальный поток в логистике статья. Материальный поток: понятие, виды, единицы измерения. Пример толкающей системы логистических материальных потоков

Материальный поток - это продукция (в виде материально-технических средств и других товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логис­тических (транспортировка, складирование и др.) и/или техноло­гических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу.Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени перехо­дит в материальный запас.

Материальный поток характеризуется определенным набо­ром параметров и может быть классифицирован по несколь­ким признакам.

Параметрами материальных потоков могут быть:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

Физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия договоров купли-продажи (передачи в собствен­ность, поставки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики;

Условия выполнения других операций физического рас­пределения, связанных с перемещением продукции, и др.

С каждым из указанных параметров связан определенный объем информации и со многими параметрами - финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и ограничения. Однако следует иметь в виду, что, зачастую, во временном и простран­ственном аспектах информационные и финансовые потоки могут не совпадать с материальными.

Абстрагируясь пока от анализа информационных и финан­совых аспектов, дадим классификацию материальных потоков с позиций логистики (рис. 9.4). В схеме классификации выде­лены следующие основные признаки:

1. По отношению к логистической системе (ЛС) различают внутренние (не выходящие за пределы ЛС) потоки и внешние, поступающие в ЛС из внешней среды (входные) и выходящие из Л С во внешнюю среду (выходные).

2. По отношению к звену логистической системы (ЗЛС) материальные потоки делятся на входные и выходные. Внут­ренние материальные потоки в ЗЛС обычно не рассматривают­ся в рамках заданной декомпозиции ЛС.

3. По номенклатуре материальные потоки делятся на одно-продуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидо­вые). Под номенклатурой мы будем понимать систематизиро­ванный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продук­ции в натуральном выражении для целей статотчетности, учета и планирования.

Рис. 9.4. Классификация материальных потоков

Классификация и кодирование продукции в пределах Рос­сийской Федерации осуществляется на основе ОКП - Обще­союзного классификатора продукции народного хозяйства - систематизированного перечня классов, подклассов и других группировок промышленной и сельскохозяйственной продук­ции. ОКП включает классификационную часть (К-ОКП) и иден­тификационную часть (А-ОКП).


К-ОКП содержит высшие классификационные группиров­ки, построенные по иерархической пятиуровневой классифи­кационной схеме, закодированные шестиразрядными десятич­ными цифровыми кодами.

А-ОКП содержит позиции номенклатуры продукции опре­деленных типов, марок, вариантов исполнения, комплектации и т. д., закодированных десятиразрядными кодами.

При экспортно-импортных операциях в Российской Феде­рации используется классификатор продукции ТНВЭД.

При классификации и кодировании продукции за рубежом используются:

МСТК - Международная стандартная торговая класси­фикация;

НСТС - Номенклатура Совета таможенного сотрудни­чества.

В 1983 г. Совет таможенного сотрудничества принял Гар­монизированную систему описания и кодирования товаров (Нагтошхес! СоттоШгу Оезспрйоп апй Сой\щ 8у81ет), разра­ботанную на основе НСТС, которая играет важную роль в ло­гистике. Большое значение для идентификации материальных потоков имеет штриховое кодирование.

4. По ассортименту материальные потоки можно разделить на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определен­ного вида или наименования, отличающийся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и дру­гим признакам.

Ассортимент подразделяется на групповой, видовой и внут­ривидовой. Развернутый ассортимент продукции черной ме­таллургии называют также сортаментом, лесной и деревообра­батывающей промышленности - сортиментом.

5. По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие при­знаки, как вид транспорта и способ транспортировки, габарит­ные, весовые и физико-химические характеристики груза, спо­собы затаривания, условия транспортировки и др.

Например, при транспортировке железнодорожным транс­портом грузы различаются:

а) в зависимости от весовых и объемных показателей:

Тяжеловесные (масса одного места больше 500 кг);

Большой массы (масса от 100 до 500 кг);

Легковесные (не обеспечивающие использования грузо­вместимости);

Негабаритные (высота одного места более 3,8 м, ширина - более 2,5 м, длина - больше длины грузовой площадки);

б) по физико-химическим свойствам:

Сыпучие (перевозимые навалом);

Наливные (жидкие и полужидкие), перевозимые в цистер­нах, бутылях и других специальных емкостях;

Штучные (единицей измерения которых являются штуки);

Тарно-штучные (измеряются количеством тары - мешки, ящики, рулоны и т. п.).

При перевозках грузов автомобильным транспортом все виды груза делятся на четыре класса по степени использования гру­зоподъемности автомобилей и формированию сдельных тари­фов. В то же время с точки зрения выполнения погрузочно-

разгрузочных работ при автоперевозках применяют следующую классификацию грузов:

Тарно-упаковочные и штучные;

Тяжеловесные;

Навалочные;

Лесоматериалы;

Металлы и металлические изделия;

Зерновые грузы и овощи;

Наливные грузы.

По способу затаривания при транспортировке различают грузы в:

Контейнерах;

Поддонах (паллетах);

Бутылях;

Мешках и т. д.

Очевидно, что такое большое количество характеристик предопределяет специфический подход и свою классификацию материальных потоков по рассматриваемому признаку при ана­лизе и синтезе конкретных ЛС.

6. По степени детерминированности параметров потока раз­личают материальные потоки детерминированные и стохасти­ческие. Детерминированным материальным потоком называют поток с полностью известными (детерминированными) пара­метрами. Если хотя бы один из параметров не известен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток называется стохастическим.

7. По признаку непрерывности во времени различают не­прерывные и дискретные материальные потоки. К непрерыв­ным материальным потокам относятся, например, потоки сы­рья и материалов в непрерывных производственных (техноло­гических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродук­тов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транс­порта и др. Большинство материальных потоков являются дис­кретными во времени.

Понятие логистического потока

Определение 1

Логистический поток является ключевым объектом исследования логистики и представляет собой направленное движение товарно-материальных ценностей, а также финансовых, информационных и других видов ресурсов в определенной экономической системе.

Основным логистическим потоком является материальный поток, ему сопутствуют или соответствуют информационные и финансовые потоки, а также потоки услуг.

Все логистический потоки по отношению к анализируемой логистической системе классифицируют на внутренние и внешние. Внутренние потоки циркулируют в границах логистической системы, к ним относится, например, потоки незавершенного производства (материальный поток), приказы и распоряжения (информационный поток), потоки оплаты труда (финансовый поток).

Внешние потоки могут быть входящими и выходящими. Входящие материальные потоки обусловлены закупкой сырья и материалов, выходящие – продажей готовой продукции. Входящие информационные потоки – это, например, документы, сопровождающие поставку на предприятие. Пример выходящего информационного потока в логистике - заявка предприятия на пополнение запаса, адресованная поставщику. Входящие финансовые потоки обусловлены поступлением финансовых средств на счета предприятия, выходящие – расчетами с поставщиками и подрядчиками.

Материальные потоки в логистике

Определение 2

Материальный поток (МП) – основной вид потока в логистике, представляет собой находящиеся в состоянии движения товарно-материальный ценности (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция), к которым применяются логистические операции, обусловленные физическим перемещением в пространстве и времени от поставщика потребителю.

Параметрами материального потока являются:

  • габаритные и весовые параметры,
  • плотность,
  • номенклатура,
  • ассортимент,
  • условия контрактов транспортировки и купли-продажи,
  • стоимостные характеристики перемещаемого товара
  • и другие.

Формами существования материального потока являются грузовой поток и транспортный поток. Грузовой поток образован совокупностью грузов на транспортном средстве, находящихся в процессе перемещения из пункта погрузки к пункту выгрузки.

Определение 3

Транспортный поток – совокупность перемещающихся на заданном маршруте транспортных средств. Разновидностями транспортного потока являются автомобилепотоки, вагонопотоки, контейнеропотоки и т.п. Транспортный поток в отличии от прочих форм может быть груженым и порожним.

Информационные потоки в логистике

Определение 4

Информационный поток (ИП)- поток сообщений в речевой, бумажной или электронной формах, предназначенный для реализации управляющих функций в логистической системе и обусловленный конкретным материальным потоком.

Управление информационным потоком осуществляется путем: изменения направления потока; ограничения скорости передачи информационного потока до соответствующей скорости приема; ограничения объема информационного потока до величины пропускной способности отдельного участка пути или узла. Финансовые потоки в логистике

Финансовый поток (ФП) – поток финансовых средств, необходимых для обеспечения движения материального потока, циркулирующих внутри логистической системы и между логистической системой и внешней средой.

Финансовый поток в логистике характеризуется следующими свойствами:

  1. направленность движения потока от источника потребителю финансовых ресурсов;
  2. обусловленность перемещением конкретного физического (материального, грузового или транспортного) или информационного потока;
  3. измеримость, то есть финансовый поток измеряется конкретными количественными показателями.

Основной целью управления финансовыми потоками в логистике является обеспечение движения материального потока финансовыми ресурсами в нужные сроки, в необходимых объемах, с использованием наиболее эффективных финансовых источников.

Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов заключалось в том, что если ранее объектом управления было определенное скопление отдельных материальных объектов, то при логистическом подходе основным объектом стал поток, т. е. множество объектов, воспринимаемое как единое целое.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока - это параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути, скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

Потоки классифицируются по следующим признакам:

1. По отношению к рассматриваемой системе:

а) внутренние потоки - циркулируют внутри системы;

б) внешние потоки -находятся вне системы;

в) входящие потоки - это внешние потоки, поступающие из внешней среды в логистическую систему;

г) выходящие потоки - это внутренние потоки, поступающие из логистической системы во внешнюю среду;

2. По степени непрерывности:

а) непрерывные потоки - в каждый момент временипо траектории потока перемещается определенное количество объектов;

б) дискретные потоки - образуются объектами, перемещаемыми с интервалами;

3. По степени регулярности:

а) детерминированные потоки - характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени;

б) стохастические потоки - характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенное значение с известной степенью вероятности.

4. По степени стабильности:

а) стабильные потоки - характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;

б) нестабильные потоки - характеризуются изменениями параметров потока.

5. По степени изменчивости:

а) стационарные потоки - характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной;

б) нестационарные потоки - характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода.

6. По характеру перемещения элементов потока:

а) равномерные потоки - характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов: в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь, интервалы начала и завершения движения объектов также равны;

б) неравномерные потоки - характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановок в пути, изменения интервалов отправления и прибытия.

7. По степени периодичности:

а) периодические потоки - характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период;

б) непериодические потоки - характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.

8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:

а) ритмичные потоки;

б) неритмичные потоки.

9. По степени сложности:

а) простые (дифференцированные) потоки - состоят из объектов одного вида;

б) сложные (интегрированные) потоки - объединяют разнородные объекты.

10. По степени управляемости:

а) управляемые потоки - адекватно реагирующие на управляющее воздействие со стороны управляющей системы;

б) неуправляемые потоки - нереагирующие на управляющее воздействие.

По характеру образующих объектов могут быть выделены следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., однако для логистики экономической сферы наибольший интерес представляют материальные, информационные и финансовые потоки.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

1.По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

2.По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

3.По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

4.По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

Массовый - это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).

Крупные - это потоки нескольких вагонов или машин.

Мелкие - это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

6.По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

7.По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

Навалочные грузы - как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др. Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности.


Похожая информация.


Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

    отношение к логистической системе;

    натурально-вещественный состав потока;

    количество образующих поток грузов;

    удельный вес образующего поток груза;

    степень совместимости грузов;

    консистенция грузов.

1. По отношению к логистической системе материальный поток может быть:

-внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

-внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

-входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере он определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год:

-выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств. В нашем примере величина выходного материального потока определится следующим образом:

Пример:Погрузка автомобильного транспорта 8279Погрузка контейнеров - 974

Погрузка железнодорожных вагонов - 487

ИТОГО выходной материальный поток - 9740

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

2. По натурально-вещественному составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним.

Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

3. По количественному признаку материальные потоки бывают массовые, крупные, средние и мелкие.

-массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

-крупные потоки - несколько вагонов, автомашин.

-мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

-средние потоки занимают промежуток между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

4. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки классифицируют на тяжеловесные и легковесные.

-тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

-легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 3 - например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.

5. По степени совместимости образующих поток грузов выделяют совместимые и несовместимые материальные потоки. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

6. По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

- насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

- навалочн ые, как правило, минерального происхождения;

- тарно-штучные – имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем;

- наливные – перевозятся в цистернах.

Формируется в процессе осуществления транспортировки, складирования и осуществления иных операций с готовыми продуктами, полуфабрикатами, сырьем. Он образуется на всем протяжении жизненного цикла изделий - от первичного источника материалов до поступления к конечному потребителю. Рассмотрим далее, что собой представляют материальные и информационные потоки.

Общие сведения

Материальный поток - это объекты, которые находятся в состоянии движения. К ним относят, в частности, готовую и незавершенную продукцию. К этим объектам применяются операции, касающиеся их перемещения в пространстве: разгрузку, погрузку, перевозку, затаривание, консолидацию, сортировку, разукрупнение и так далее. Информационные потоки представляют собой сообщения в документальной (электронной и бумажной), речевой и прочих формах, которые сопровождают сервисные или материальные движения.

Основные понятия

Поток представляет собой сырье, вспомогательные и основные материалы, топливо, комплектующие, запчасти, упаковку, тару, отходы. Готовой продукцией называют изделия, полностью прошедшие технологический цикл и контроль на предприятии, укомплектованные, сданные на склад либо отгруженные заказчику (посреднику). представляет собой объекты, требующие доработки в соответствии с применяемой технологией.

Ключевые признаки

Основные параметры, которыми характеризуется материальный поток, это:

  • качество, ассортимент и номенклатура продукции;
  • габаритные параметры (линейные размеры, площадь, объем);
  • весовые характеристики (брутто/нетто, общая масса);
  • физико-химические свойства;
  • характеристики упаковки;
  • условия договора поставки, купли-продажи, передачи;
  • стоимостные характеристики.

При проведении операций могут учитываться и другие признаки.

Виды материальных потоков

Существуют различные критерии, по которым ведется классификация. Материальный поток в логистических системах может быть внутренним или внешним. В первом случае он не выходит за пределы осуществляемых операций, во втором - находится вне их. В зависимости от номенклатуры выделяют одно- и могопродуктовые объекты. По ассортименту потоки разделяют на одно- и многоассортиментные. Кроме этого, существуют выходные и входные объекты. Разделение по ассортименту необходимо, поскольку он оказывает существенное влияние на работу с продукцией. В частности, логистическое управление материальными потоками на продовольственном оптовом рынке, где продаются мясо, овощи, рыба, фрукты, существенно отличается от операций, осуществляемых на картофелехранилище, где присутствует одно наименование товара. В зависимости от движения во времени выделяют:

  1. Непрерывные перемещения. В частности, к ним относят материальные потоки в производстве замкнутого цикла, газ и нефтепродукты, движение которых обеспечивается посредством
  2. Дискретные перемещения.

Другие категории

Специалисты выделяют также:


Информационные потоки

Сообщения, сопровождающие перемещение грузов, могут возникать под внешним воздействием на соответствующую среду. К основным параметрам, определяющим информационные потоки, относят:

  1. Направление движения или адресата.
  2. Источник возникновения.
  3. Скорость передачи. Она определяется по количеству сообщений за единицу времени.
  4. Общий объем.

Классификация

Информационные потоки могут быть:

  • Опережающими с совпадающим направлением.
  • Синхронными встречными.
  • Опережающими с различным направлением.
  • Отстающими встречными.
  • Синхронными с различным направлением.
  • Опережающими встречными.
  • Отстающими с различным направлением и пр.

Интеграция

Она может осуществляться в горизонтальном или вертикальном направлении. Интеграция происходит на основе контроля движения потоков. Горизонтальное направление обеспечивает необходимыми данными все объекты и операции: от поступления материалов, сырья и комплектующих до готовых продуктов. В результате все воздействия и возникшие от них последствия увязываются с общей стратегией и целями производственно-реализационной системы. позволяет охватить все уровни технологического цикла прямыми и обратными связями. За счет этого обеспечивается оперативное получение актуальных данных о поставках сырья, процессах изготовления, сборки, контрольных испытаниях, доставке продукции конечным пользователям.

Менеджмент

Комплекс определяется в соответствии с жизненным циклом изделий. В свою очередь, он включает в себя:

  1. Стадию разработки. Этот этап отличается большой продолжительностью и связан с инвестированием в опытно-конструкторские, научно-исследовательские мероприятия.
  2. Стадия внедрения продукта. Это также продолжительный этап. Он характеризуется значительными издержками и практически полным отсутствием дохода.
  3. Стадия роста. Она определяется повышением спроса на продукцию. На этом этапе возникают определенные сложности у менеджеров. В частности, они связаны с определением ключевых точек и мест, в которых будут концентрироваться потребители материального потока. Неточность тех или иных сведений может спровоцировать большие расходы.
  4. Стадия "зрелости". На этом этапе темп производственного роста, уровень доходов достигают максимальных показателей. К завершению стадии может отмечаться снижение реализационного объема. Оно обусловлено активностью конкурентов и выпуском на рынок изделий-новинок. На данной стадии в задачи логистического менеджмента входит распределение продукции по сбытовой сети и контроль реализации.
  5. Этап упадка. Эта стадия характеризуется снижением объема продаж и уменьшением дохода. Такая ситуация обуславливается насыщением рынка, появлением изделий-новинок, конкурентов, развитием научно-технической базы. на этой стадии ориентирован на уменьшение количества сбытовых точек, сокращение издержек и запасов на складах.

Цикл

Он состоит из комплекса следующих операций:

  1. Заказ и формирование запасов.
  2. Обработка заявок потребителей, осуществление закупок.
  3. Доставка, выпуск продукции.
  4. Сбор заявок и подготовка документации.
  5. Анализ операций, формирование отчетов.

Дополнительно

Функционирование логистической системы только тогда будет эффективным, когда в ней используются базы данных. Любой процесс менеджмента включает в себя реализацию функций по сбору, обработке, передаче, анализу сведений и принятию решений. Информацией именуется комплекс данных об окружающих условиях, способствующих снижению существующей степени неопределенности, недостатка знаний. Эти сведения воспроизводятся устно, письменно или иными способами. Логистика ориентирована на то, чтобы все этапы выпуска продукции, транспортировки, реализации рассматривались как непрерывный и единый процесс трансформации и перемещения изделия и сведений, данных, связанных с ним. Актуальные сведения позволяют предприятиям:


Заключение

Информационные и материальные потоки выступают в качестве неотъемлемых элементов товарного оборота. Возникновение и передача данных характеризуются объектом и источником этих сведений. В качестве последнего выступает такой компонент, который может создавать либо вырабатывать сообщение, входящее в логистическую систему. Объектом данных являются звенья структуры менеджмента: транспорт, сотрудники, подразделения, помещения, и так далее. Грамотный анализ имеющейся информации позволяет сориентировать материальный поток, направить его к нужному пользователю. В работе менеджера необходимо учитывать различные внешние и внутренние факторы. Для обеспечения эффективности материально-информационных потоков в настоящее время используются передовые научно-технические средства и достижения. Они позволяют не только располагать самыми актуальными данными о состоянии рынка, спроса и предложения, активности конкурентов, но и составлять прогнозы на средне- и дальнесрочную перспективу.