Презентация - растительный и животный мир арктики. Презентация на тему:Животный и растительный мир России Растительный животный мир презентация

Растительный и животный мир России

Слайд 2

История формирования территории Природные условия: различия в режиме света, температуры, влажности, характера почв, рельефа) Хозяйственная деятельность человека

Слайд 3

1. История формирования территории И растения, и животные несут в своем облике и распространении особенности, унаследованные от далекого прошлого. Из Центральной Азии к нам пришли пустынно-степные группировки растений и животных. Со стороны Аляски на Дальний Восток проникали североамериканские хвойные. Специфические особенности нашей дальневосточной флоры сочетаются с оригинальностью маньчжуро-китайской фауны. На растительный и животный мир России было велико влияние четвертичного оледенения. Вопрос: Подумайте, с какими материками и странами схож растительный и животный мир нашей страны Орех маньчжурский

Слайд 4

Растения и животные отлично приспособлены к природным условиям своей местности. Деревья в лесах, травы в степях, стланик и криволесье в тундре – всё это примеры идеального приспособления растений к среде обитания. Различаются по внешнему виду и приспособленности к тем же условиям животные - летающие, бегающие, лазающие, плавающие. В размещении представителей тех или иных видов растений и животных прослеживаются закономерности, обусловленные широтной зональностью и высотной поясностью. 2. Природные условия

Слайд 5

Почему природные зоны в России сменяются с севера на юг? 2. Используя карту, перечислите природные зоны нашей страны 3. Какие приспособления растений и животных вы знаете? С чем это связано?

Слайд 6

На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни

Слайд 7

Органический мир России Растения Животные 18000 видов 130000 видов 1450 710 350 160 Классы позвоночных животных рыбы птицы млеко- питающие земно- водные 13500 500 травы деревья 90000 насекомые

Слайд 8

Арктическая пустыня Арктику называют безмолвной, унылой, суровой, но еще о ней говорят, что она гостеприимна и чарующе красива. Но ее красоту могут увидеть только те, кто понимает и много знает о русском севере.

Слайд 9

Растительный мир арктических пустынь К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Растительность свободной от льда и снега поверхности не образует сомкнутого покрова. Это холодные пустыни. Среди растений господствуют мхи и лишайники. Крайне редко, но встречаются некоторые виды цветковых растений: полярный мак, лютик, камнеломка. Кукушкин лен Полярный мак Камнеломка Лишайник




10

Слайд 10

Приспособления растений в Арктике Растут в защищенных от ветра местах Низкорослые, часто стелятся по поверхности Подушкообразная форма растений (позволяет прогреваться солнечными лучами) Используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого времени

11

Слайд 11

Ж ивотный мир арктических пустынь Скуден и животный мир. Преобладают те, которых кормит море: моржи, тюлени, белые медведи и др. На скалистых берегах летом размещаются шумные птичьи базары. Морж Тюлень Птичий базар Белый медведь


12

Слайд 12

Приспособления животных в Арктике Белая окраска Пища только в море, поэтому все они хорошо плавают На суше растений нет, поэтому животные – в основном хищники Защита от холода - густой мех, толстая кожа и слой жира; у птиц-рыхлое оперение Птицы перелетные, только весной оживают птичьи базары, когда лед отходит от берега Тюлень- белек Белая сова


13

Слайд 13

Тундра Тундра - это царство холода, снега, пронизывающего ветра, многолетней мерзлоты, метелей и буранов.

14

Слайд 14

Р астительность тундры Первое что бросается в глаза в тундре, - отсутствие привычных нам деревьев. От горизонта до горизонта расстилается бескрайняя равнина. Преобладают мхи, лишайники и кустарнички. Все растения предпочитают жаться к земле, прятаться друг за друга, спасаясь от студеного ветра. Даже деревья - карликовая береза и ива - почти не возвышаются над травой. Однолетних растений нет - для них лето слишком короткое.. Характерными представителями тундры являются: лишайник ягель, зеленые мхи, брусника, водяника, куропаточья трава, кассиопея, мятлик арктический и др. Кассиопея Брусника Водяника Куропаточья трава




15

Слайд 15

Приспособления растений в тундре Растения многолетние Низкорослые, стелятся по земле Мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом, имеют восковый налет Корни расположены близко к поверхности Многие растения в цветущем состоянии переносят заморозки Яркая окраска цветов привлекает насекомых Карликовая березка

16

Слайд 16

Животный мир тундры Животный мир беден числом видов. Лишь немногие из них приспособились к существованию в суровых зимних условиях и не покидают тундру круглый год. Это лемминги, заяц - беляк, волк, белая куропатка, полярная сова. Одним из распространенных животных являются песцы. Зимой они кочуют вдоль рек и морских побережий, а некоторые уходят во льды Северного Ледовитого Океана. Песцы хищники. Основная их пища - лемминги. Белая куропатка Северный олень Песец Лемминг



17

Слайд 17

Приспособления животных в тундре Светлая окраска меха у зверей и оперенья у птиц Накопление слоя подкожного жира Густой мех у зверей, теплый пух – у птиц Утепление конечностей на зиму: у песцов – теплые стельки, у птиц -опушение лап Зимняя спячка Сезонные миграции Приспособления для разгребания снега Северный олень - широкие копыта, кочевание в поисках пастбищ Заяц - беляк

18

Слайд 18

Зона лесов занимает больше половины территории России. Леса России разнообразны по видовому составу и по числу древесных пород. Здесь и угрюмая тёмнохвойная тайга, и светлые солнечные сосновые боры, и величественные дубравы, и белоствольные березняки, и неповторимые смешанные леса, и высокоствольная лиственничная тайга. Зона лесов

19

Слайд 19

Тайга Слово «тайга» с языка многих северных народов означает горы, покрытые лесами. Мы понимаем под тайгой лес особого рода, а именно хвойный. Тайга занимает около 80% площади лесов России. Она может состоять из ели, пихты, сосны, кедра, лиственницы.

20

Слайд 20

Хвойные леса разнообразны сменяются при удалении от океана. Таежная растительность России представлена тёмно-хвойными лесами из ели и пихты на севере, таёжными кедрово – лиственничными в Сибири Р астительный мир тайги Ель Кедр Сосна

21

Слайд 21

Приспособления растений в тайге Таежные леса обычно образованы одним ярусом деревьев (так как мало света), под которыми расстилается моховой покров с кустарничками брусники и черники и редкими травами. Почти все хвойные - вечнозеленые и благодаря хвое могут производить пищу круглый год. Мощные корни Листья превращены в иголки с восковой кожицей, которая не даёт хвоинкам пересохнуть. Н екоторые хвойные растения (лиственница) приспособились сбрасывать на зиму иглы. Лиственница

22

Слайд 22

Животный мир тайги Из млекопитающих в тайге широко распространены: лось, кабарга, белка, белка-летяга, бурундук, заяц-беляк, бурый медведь, рысь, колонок, горностай, ласка. Типичные таежные птицы - это глухарь, уральская неясыть, ястребиная сова, мохноногий сыч, трехпалый дятел, кукушка, кедровка, снегирь, белокрылый клёст и клёст- еловик. Есть в тайге и пресмыкающиеся - обыкновенная гадюка и живородящая ящерица, а из земноводных широко распространен лишь один четырехпалый тритон. Рысь Ласка Неясыть

23

Слайд 23

Приспособления животных в тайге Запасают пищу на зиму У многих зверей зимой отрастает более густой мех и появляется защитная окраска. Некоторые животные устраивают в снегу временные жилища. У зайца-беляка, рыси и росомахи широкие лапы. У глухаря и рябчика пальцы оторочены роговидной бахромой(она отрастает и помогает птицам удерживаться на обледенелых ветвях деревьев.) Медведи и бурундуки впадают на зиму в спячку и живут за счет запасов жира Своеобразное строение клюва (клест) Бурундук Клест

24

Слайд 24

Широколиственный лес Широколиственные леса произрастают в условиях мягкой зимы и продолжительного лета. Это наиболее богатые видами леса. Поскольку широколиственные леса очень требовательны к климатическим условиям, они произрастают только в европейской части России.

25

Слайд 25

Р астительный мир широколиственного леса В лиственном лесу можно выделить пять ярусов и больше. Верхний, первый ярус, образуют высокие деревья - дуб, липа, берёза, вяз. Во втором ярусе расположены деревья второй величины - рябина, черёмуха, ива, дикая яблоня. Третий ярус леса состоит из кустарников, образующих подлесок-лещина обыкновенная, жимолость, крушина, бересклет. Четвёртый ярус леса состоит из высоких трав - чистец, бор, борцы. Пятый ярус леса представлен более низкими травами - сныть, осока, пролестник и др.Шестой ярус - мхи, грибы, лишайники. Черемуха Вяз Липа

26

Слайд 26

Приспособления растений в широколиственном лесу В лиственном лесу можно выделить пять ярусов и больше Приспособлением лиственных деревьев к смене сезонов является листопад.


27

Слайд 27

Животный мир лиственных лесов Наиболее распространенные в широколиственных лесах звери: рысь, лесная кошка, бурый медведь, куница, хорь, норка, ласка, белка, несколько видов соней. Из птиц здесь особенно многочисленны: дятлы, голубь вяхирь, иволга, зяблик, лесной жаворонок, синицы, черный и певчий дрозды, соловей, зарянка. Часто встречаются в широколиственных лесах зеленая и живородящая ящерицы, веретеница, медянка и обыкновенная гадюка, а из земноводных - травяная и остромордая лягушки и квакша. Иволга Веретеница Норка Бурый медведь


28

Слайд 28

Приспособления животных в лиственном лесу Для лесов характерно ярусное распределение животных. Сравнительно высокая плотность наземных животных (олени, кабаны и т.д.), множество птиц. Из птиц здесь преобладают насекомоядные и зерноядные. Прячутся в гнездах, дуплах и норах На зиму холоднокровные животные (насекомые, амфибии, рептилии) впадают в состояние анабиоза (замедлены жизненные процессы) Из птиц и млекопитающих одни мигрируют в более тёплые регионы, другие впадают в спячку и лишь немногие активны круглый год. Белка Хорек


29

Слайд 29

Степь Степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью

30

Слайд 30

Растительный мир степей Деревьев в степи нет, потому что им не хватает влаги. Типичными степными растениями являются дерновинные злаки с узкими листьями: ковыль, типчак, тонконог. Наряду с ними в составе степных сообществ всегда присутствует разнотравье. Ирис Типчак Тонконог

31

Слайд 31

Приспособления растений в степи Преобладают однолетники Некоторые из них - тюльпан, ирисы - цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Многие злаки образуют мощную корневую систему, которая впитывает талую и дождевую воду и долго её удерживает. Переносят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги. Многие растения с помощью опушения защищаются от солнечных лучей. Ковыль Тюльпан


32

Слайд 32

Животный мир степей Лунь Степная гадюка Животные степей вынуждены приспосабливаться к открытым пространствам и малому количеству укрытий. Из млекопитающих для степи характерны грызуны (хомяки, суслики) и копытные (сайгак). Богата степь и различными птицами, среди которых особенно много хищников (орел, пустельга, лунь, кобчик, коршун, ушастая сова) Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. Насекомыми питаются ящерицы, грызунами степная гадюка. Кобчик Степная дрофа



33

Слайд 33

Приспособления животных в степи Много травоядных Животные живут в норах (суслики, сурки, хомяки), где спасаются от летнего зноя и зимних холодов Делают запасы на зиму. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу Суслик Сайгак


34

Слайд 34

Пустыня При слове «пустыня» в представлении возникает голое, лишённое растительности пространство, песчаные бугры, барханы, глинистые и каменистые поверхности. Однако растительность есть и в пустынях.

36

Слайд 36

Приспособления растений в пустыне Некоторые запасают влагу в толстых мясистых стеблях Листья узкие, иногда превращены в тонкие иголки, способные выдержать палящие лучи солнца Корни длинные, намного длиннее ствола Многие из них растут в пустыне только в прохладное время года, когда влаги чуть больше. Верблюжья колючка Колючелистник


37

Слайд 37

Животный мир пустынь Наиболее характерными животными пустынь являются пресмыкающиеся. В пустынях обитают перевязка, барханная кошка, ушастый ёж, песчанки, жёлтый суслик, тушканчики, змеи, ящерицы. Из птиц в пустынях обитают жаворонки, коньки, зуйки, дрофа-красотка, авдотка, а пустынная славка - лучшая певунья пустыни. Пустынная лисица (фенек) Перевязка Пустынная славка Авдотка



38

Слайд 38

Приспособления животных в пустыне Они имеют общую серовато-желтую или бурую окраску под цвет песков. Могут долгое время обходиться без воды и пищи, некоторые вообще не пьют (им достаточно влаги из растений) Некоторые днем, в жару, спят в норах, а активны ночью. Гнезда устраивают в основном в земле, а не на ее поверхности,быстро бегают. У некоторых животных большие уши пронизывает сеть мельчайших кровеносных сосудов, и обдувающий эти уши ветер охлаждает омывающую их кровь. Ушастый еж Желтый суслик


Последний слайд презентации: Растительный и животный мир России

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §20 прочитать 2) Общая презентация по ссылке (в группе НОЦ Вконтакте). https:// docs.google.com/presentation/d/1zFF_0L0TXCs_gFZoBgXBsdmvoba21_OrM6zGvx_FLcs/edit?usp=sharing Каждому составить 2 слайда: 1 – растение, 1 – животное (из разных природных зон). План: краткое описание + фото место обитания + приспособления Подписать каждый слайд (фамилия, имя)

Сценарий урока географии по теме «Растительный и животный мир России»

Автор: Красикова Галина Владимировна, учитель географии МБОУ «Беллыкская СОШ» Краснотуранского района Красноярского края
Тип урока : урок открытия нового знания.
Цель урока : создать условия для формирования представлений о причинах разнообразия, особенностях и закономерностях распространения растительного и животного мира страны.
Планируемые личностные результаты : осознание целостности природы России, ее географического пространства как единой среды обитания для живых организмов
Планируемые метапредметные результаты : ставят познавательную задачу под руководством учителя; используют текстовые и картографические источники информации; извлекают необходимую информацию из текста и переводят ее в знаково-символьную, табличную форму и наоборот; устанавливают причинно-следственные связи; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, планируют свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно; работают в соответствии с поставленной задачей; сравнивают полученные результаты с ожидаемыми
Планируемые предметные результаты : учащиеся научатся: объяснять причины видового разнообразия растительного и животного мира; называть основные типы растительности России, описывать их характерные признаки; объяснять зависимость особенностей флоры и фауны природного сообщества от его географического расположения на тер¬ритории России, приводить примеры; учащиеся получат возможность научиться: выявлять черты приспособленности живых организмов к климатическим условиям территории

Ход урока

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности
Деятельность учителя : приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Предлагает обратить внимание на доску Слайд 1
- Здесь представлены фотографии картин великих русских художников. Вспомните их названия и авторов.
Открывает названия и авторов на слайде 1
- Как вы думаете, что вдохновляло художников на этих произведений искусства?
- А почему я начала урок именно с этих картин?
Корректирует формулировку темы, открывает слайд 2, предлагает записать тему в тетрадях.
Деятельность учащихся : рассматривают фото, высказывают свои предположения. Формулируют тему урока. Записывают тему в тетрадях.
Этап 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Деятельность учителя : демонстрирует слайд 3 и предлагает выполнить задание: вставить в текст пропущенные слова:
На территории России расположены следующие природные зоны: арктические пустыни, ______________, смешанные и широколиственные леса, тайга,________, пустыни и полупустыни. Самая большая по площади природная зона нашей страны - ____. Характерной чертой растительности тундры является_____. Из крупных копытных животных в степях наиболее распространены ____.
Деятельность учащихся : индивидуально выполняют задание (карандашом), выявляют затруднения, формулируют проблему.
Этап 3. Построение проекта выхода из затруднений. Постановка учебной задачи
Деятельность учителя : организует беседу по вопросам:- Что необходимо сделать на уроке для решения выявленной проблемы? - Какие задачи мы поставим сегодня перед собой? - Какие умения нам потребуются для выполнения поставленных задач?
Деятельность учащихся : Предлагают способы решения проблемы. Формулируют цели и задачи урока. Называют умения.
Этап 4. Реализация построенного проекта
Деятельность учителя : организует беседу по вопросам: - Как вы думаете, растительный покров и состав животного мира одинаковы на всей территории нашей страны? А почему? От чего это зависит? - Подумайте, с какими материками и странами схож растительный и животный мир России? Почему? - Как вы считаете, что больше влияет на характер природного комплекса территории растения или животные?
Предлагает выполнить тестовые задания (слайд 4), работая с картой по группам. Источники информации: карты учебника стр. 108,110, карты Атласа «Растительность», «Природные зоны и их обитатели».
Организует обсуждение и самопроверку теста по эталону (слайд 5).
Деятельность учащихся : отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, устанавливают причинно-следственные связи, сопоставляют особенности природы России с другими территориями.
Работают в группах с картой, выполняют тестовые задания.
Принимают участие в обсуждении, выполняют самопроверку по эталону, заполняют листы оценивания.
Принимают участие в обсуждении, совместно с учителем определяют перечень характеристик.
Деятельность учителя : предлагает рассмотреть особенности флоры и фауны каждой из природных зон: арктические пустыни и тундра; тайга, смешанные и широколиственные леса; степи; полупустыни и пустыни. Организует обсуждение о том, какие характеристики при этом необходимо отразить.
Подводя итог обсуждения, демонстрирует слайд 6.
Предлагает источники информации: учебник стр. 107-111, карты Атласа «Растительность», «Природные зоны и их обитатели». Результат деятельности необходимо оформить в виде логического опорного конспекта или интеллект-карты.
Деятельность учащихся : выбирают объект изучения, с помощью Приложения №2 вспоминают требования к опорным конспектам и интеллект-картам, определяются с формой продукта, работают в группе.
Этап 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Деятельность учителя : организует презентацию и обсуждение полученных продуктов. В случае необходимости уточняет и дополняет представленную информацию. По ходу выступления групп предлагает заполнить таблицу (слайд 7). Характеристика природных зон России. Первая строка заполняется фронтально, остальные – самостоятельно.
Организует оценивание результатов деятельности групп и каждого уч-ся.
Деятельность учащихся : дают характеристику природным зонам с помощью логического опорного конспекта или интеллект-карты.
Заполняют таблицу в тетрадях. Задают уточняющие вопросы.
Совместно с учителем оценивают группы в соответствии с требованиями Приложения 2. Обсуждая в группе, выставляют в листы оценивания баллы каждому уч-ся исходя из отметки, поставленной группе.
Этап 6. Включение в систему знаний и повторение
Деятельность учителя: организует обсуждение и взаимопроверку заполнения таблицы. Демонстрирует критерии (слайд 8) для осуществления взаимопроверки таблицы.
Предлагает вернуться к текстам (Приложение № 2), работа с которыми вызвала затруднения в начале урока. Организует индивидуальную работу учащихся и самопроверку.
Предлагает группам обменяться листами оценивания, подсчитать набранное каждым количество баллов и выставить итоговую отметку с помощью критериев (слайд 10).
Деятельность учащихся : обмениваются тетрадями внутри группы, проверяют и оценивают таблицу по критериям. Выставляют баллы в листы оценивания.
Выполняют задание (ручкой), осуществляют самопроверку по эталону. Заполняют листы оценивания. Обмениваются листами, подсчитывают количество баллов и выставляют итоговую отметку
Этап 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Деятельность учителя : открывает слайд 11, организует рефлексию с помощью приема облако "тегов", которые необходимо дополнить устно.
Деятельность учащихся рефлексируют свою деятельность.
Этап 8. Домашнее задание
Учитель задает д/з: изучить п. 20, составить по теме урока по выбору синквейн или кроссворд (не менее 7 слов). Учащиеся записывают д/з.

Презентация на тему: Растительный и животный мир России

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Растительный и животный мир России.

Цели и задачи урока: познакомиться с разнообразием растительного и животного мира России; продолжить формировать умение анализировать тематические карты.

В России насчитывается около 18 тыс. видов растений (из них около 500 видов деревьев) и примерно 130 тыс. видов животных (из них около 90 тыс.-насекомые). Чем можно объяснить такое разнообразие? Во-первых, физико-географическими различиями регионов (температуры, осадков, влажности, почвы, особенности рельефа). Во-вторых, геологической историей развития территории.

Основные типы растительности России. 1) растительность арктических пустынь, 2) растительность тундры, 3) лесная растительность (таежные, смешанные и широколиственные леса), 4) степная растительность, 5) полупустынная и пустынная растительность.

Охарактеризуйте один из типов растительности по плану: 1) В какой природной зоне находится. 2) Какие климатические условия для нее характерны. 3) Какие почвы господствуют. 4) Как приспосабливаются растения к природным условиям. 5) Типичные растения.

Растительность арктических пустынь. лишайники новосиверсия ледяная (арктическая роза)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Растительность тундры. ягель брусника Полярная ива

Лесная растительность (таежные, смешанные и широколиственные леса). ель пихта осина берёза

Степная растительность. ковыль типчак тонконог

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Растительность пустынь и полупустынь. полынь солянка

С помощью рис. 54 на стр. 141, текста учебника и презентации заполните таблицу. Животный мир России. Природная зона Типичные животные Кормовая база и приспособления животных к условиям обитания Арктическая пустыня Тундра Леса Степи Пустыни и полупустыни

Животный мир России. Арктическая пустыня. морж белый медведь тюлень птичьи базары

Животный мир России. Тундра. лемминг Заяц-беляк Полярная сова песец Белая куропатка Северный олень