Межшлюзовая гэс. Как работает чебоксарский шлюз История строительства и эксплуатации

Рассказ про Волжскую ГЭС начну с судоходного шлюза.
Волжская ГЭС является средненапорной гидроэлектростанцией руслового типа. В состав основных гидротехнических сооружений входят: здание ГЭС, бетонная водосливная и земляная плотины, судоходные сооружения.
Судоходные сооружения (шлюзы, судоподъемники и др.) - предназначены для подъема или опускания судов с одного уровня воды на другой.
В составе гидроузла две шлюзовые камеры, под номерами 30 и 31.

2. Сухогруз входит в подходной канал.

3. Теплоход с туристами в одной из камер шлюза.

4. Сухогруз "Сормовский 3064" заходит в шлюзовую камеру.

5. По команде из диспетчерской он прижимается к одному из бортов шлюзовой камеры.

6. Створки камеры закрываются под наблюдением сотрудника.

7. Сотрудник шлюза смотрит, чтобы во время закрытия между створок не попал посторонний предмет.

8. Створки шлюзовой камеры закрыты. В шлюзовую камеру начинает поступать вода.

9. Через несколько минут шлюзовая камера заполняется водой.

10. Лишняя вода перетекает в водосброс.

11. Швартовочная команда сухогруза.

12. Вид с диспетчерской башни на верхние камеры шлюза.

13. Нижние камеры шлюзы.

14. Пассажирский теплоход "К.Минин" выходит из верхней шлюзовой камеры.

15. Вид на водоотводный канал нижних шлюзовых камер.

16. В здании межшлюзовой ГЭС, конструктивно являющейся частью гидроузла, но юридически не относящейся к Волжской ГЭС, установлено два поворотно-лопастных гидроагрегата ПЛ30-В-330.

17. Ворота шлюза, общий вес которых составляет 390 тонн.
За полвека здесь было осуществлено почти 423 тысячи шлюзований, через створки главных ворот прошли 950 тысяч судов. Общий объем грузоперевозок превысил 802 миллиона тонн.

Судоходный шлюз - гидротехническое сооружение на водных путях для обеспечения перехода кораблей из одного водного бассейна в другой с различными уровнями воды в них. Например, из водохранилища в реку. Посмотрим, как проходят шлюз большие корабли.

1. Это Волжская ГЭС. В составе гидроузла здесь есть две шлюзовые камеры. Вот сухогруз входит в подводной канал

2. Сухогруз «Сормовский 3064» заходит в шлюзовую камеру

3. По команде из диспетчерской он прижимается к одному из бортов шлюзовой камеры

4. Створки камеры закрываются под наблюдением сотрудника

5. Сотрудник шлюза смотрит, чтобы во время закрытия между створок не попал посторонний предмет:

6. Створки шлюзовой камеры закрыты. В шлюзовую камеру начинает поступать вода

7. Через несколько минут шлюзовая камера заполняется водой

8. Лишняя вода перетекает в водосброс

9. Швартовочная команда сухогруза

10. Вид с диспетчерской башни на верхние камеры шлюза

11. Нижние камеры шлюзы

12. Пассажирский теплоход «К.Минин» выходит из верхней шлюзовой камеры

13. Вид на водоотводный канал нижних шлюзовых камер

14. Ворота шлюза, общий вес которых составляет 390 тонн. За полвека здесь было осуществлено почти 423 тысячи шлюзований, через створки главных ворот прошли 950 тысяч судов. Общий объем грузоперевозок превысил 802 миллиона тонн

Вид на ГЭС (в центре) и две нитки шлюзов. Старый шлюз по центру, новый правее.

Днепровская гидроэлектростанция (ДнепроГЭС) - крупная гидроэлектростанция, расположенная на реке Днепр (Украина) у города Запорожье. Построена по в 1930-х годах. Старейшая гидроэлектростанция на Днепре и самая мощная на Украине.

Строительство ГЭС началось в 1927 году, первый агрегат был запущен 10 октября 1932 года. На то время это была крупнейшая гидроэлектростанция СССР. Строительство станции подняло уровень воды в реке на 40 метров, в результате чего были затоплены непроходимые ранее каменистые пороги и организовано сквозное судоходство.

Для того, чтобы речные суда, следующие по Днепру, могли преодолевать почти 40-метровый перепад высоты между бьефами ДнепроГЭСа, одновременно с гидроэлектростанцией был построен судоходный шлюз. Трехкамерный запорожский шлюз был введен в эксплуатацию 28 мая 1934 года, а первым судном, прошедшим через него, стал пароход «Софья Перовская».

Конструкция старого канала, прорытого в мысе левого берега Днепра выше Хортицы, проста: состоит из трех камер длинной сто метров каждая с постепенно понижающимся уровнем и аванпортом в верхнем бьефе, общий период шлюзования по которым составляет около одного часа. Для удобства навигации и швартовки при входе в шлюз из нижнего бьефа западная подпорная стена украшена арочным портиком.

Пункт управления старым шлюзом расположен в двух симметричных трехэтажных башнях, сооруженных в стиле сталинского ампира, вершину которых венчают восьмигранные ротонды под шатровой крышей, а верхний ярус периметрально опоясывают открытые балюстрады.

18 августа 1941 года плотина ДнепроГЭСа была взорвана отступавшими советскими войсками, после чего шлюзы оказались выведенными из работы и осушенными. Шлюзы стояли сухими вплоть до окончания восстановительных работ после завершения боевых действий 8 июня 1944 года, хотя электростанция и была частично восстановлена во время оккупации, но затем вновь взорвана теперь уже отступающими немцами.

После войны плотину и здание станции восстановили, и к июне 1950 года была достигнута проектная мощность в 560 МВт. В конце 1960-х годов на повестке дня стал вопрос об увеличении мощности Днепровской гидроэлектростанции, пропускной способности ее шлюза и проезжей части плотины. Началась реконструкция Днепрогэса, которая проходила с 1969 по 1980 годы. В ходе реконструкции у левого берега был построен еще один машинный зал, в котором было установлено 8 агрегатов мощностью по 103,5 тыс. кВт каждый, однокамерный шлюз, мост, расширена проезжая часть. В результате реконструкции мощность станции увеличилась до 836 МВт.

Вместе с расширением ГЭС был построен и новый шлюз, так как старый перестал удовлетворять требования речного судоходства. Пуск в эксплуатацию высоконапорного, однокамерного шлюза шахтного типа состоялся 5 ноября 1980 года. Габариты камеры нового шлюза составляют: длина - 290 метров, ширина - 18 метров, напор - 38 метров. Расположенный между левым берегом и островом новый шлюз представляет собой монументальное сооружение с двумя воротами (головные весом 124 тонны, нижние - 775 тонн). Толщина стен камеры варьируется от 15 метров (правая) до 30 метров (левая). Благодаря новому шлюзу скорость шлюзования по сравнению со старым увеличилась в три раза - до двадцати минут. При этом вода поступает в шлюз и уходит из него самотеком без применения насосов.

Вплоть до 6 сентября 1993 года оба шлюза работали вместе, но затем старый шлюз был закрыт на капитальный ремонт, который не был завершен, а сам шлюз в работу больше не вводился из-за падения объемов грузоперевозок и отсутствия в следствии этого необходимости его эксплуатации.

Старый шлюз. 2009 г. Фото: Михаил Архипов

Вид на ГЭС и шлюзы (башенка справа под трубами). 2009 г. Фото: Михаил Архипов

Вид на новый шлюз при заходе снизу. 2009 г. Фото: Михаил Архипов

Вид из камеры шлюза на верхний бьеф. 2009 г. Фото: Михаил Архипов

Вид из камеры шлюза на нижний бьеф. 2009 г. Фото: Михаил Архипов

Проект строительства гидростанции на Волге впервые был рассмотрен еще в начале прошлого века. В 1910 году талантливый самарский инженер Г.М.Кржижановский (впоследствии председатель комиссии ГОЭЛРО) обратился к царскому правительству с предложением построить гидростанцию на Волге у Жигулей. Но только в 1919 году по предложению Ленина Глебу Максимилиановичу было дано поручение выбрать место для гидроузла. Обследовав район, Кржижановский предложил три варианта размещения будущей ГЭС: в районе села Переволоки, на Красной Глинке близ Самары и у села Отважное ниже города Ставрополя. В 1940 году на Красной Глинке был заложен поселок Управленческий (), в котором должен был разместиться штаб строительства гидростанции. Но началась Великая Отечественная война и все работы были приостановлены. Дополнительные гидро-геологические исследования, проведенные в послевоенные годы, подсказали целесообразность строительства ГЭС близ села Отважное. Здесь в 1950 году развернулась гигантская стройка, в ходе которой была построена самая большая в стране плотина, огромный машинный зал и мощные судоходные шлюзы.



01. Берег Волги, перед началом строительства ГЭС, 1950 год.

02. Начало освоения территории стройплощадки. Начальником строительства Куйбышевской гидроэлектростанции был назначен генерал-майор Иван Васильевич Комзин.

03. Ни для кого не секрет, что на стойке трудились тысячи заключенных. В основном, они содержались в Кунеевском лагере, на месте будущего Комсомольского района г. Тольятти. В пик строительства, в 1955 году, количество заключенных достигло 46000!

05. Подготовка котлована станции

06. Хотя, стоит отдать должное руководству, на строительстве использовалась самая современная на тот момент техника - земснаряды, экскаваторы, самосвалы.

07. Подготовка плавучего моста на месте будущей водосливной плотины.

08. Строительство водосливной плотины

09. Всего, при строительстве станции уложено 7 миллионов кубометров бетона.

10. Водосливная плотина

11. Водосливная бетонная плотина расположена на левобережной пойме. Длина плотины-1 км. Она имеет 38 водосливных пролетов. На водобое плотины имеются устройства для гашения энергии воды. Для маневрирования затворами на плотине смонтированы 3 козловых крана, грузоподъемностью 250 тонн.

12. Фрагмент стройки рядом с машинным залом.

13. На стройку часто приезжали правительственные делегации и комиссии.

14. Бетонный завод.

15. Работа земснаряда. Земснаряды использовались для намыва земляной плотины.

16. Установка рабочего колеса гидротурбины.

17. Земляная плотина намыта из местных мелкозернистых песков и расположена между зданием ГЭС и водосливной плотиной. Длина плотины составляет 2800 м, ширина по основанию – 600 м. Наибольшая высота в русловой части – 50 м.

18. Строительство машинного зала

19. В строительстве были задействованы водолазы. Один из водолазных костюмов хранится в музее Жигулевской ГЭС ().

20. Одновременно, на левом берегу Волги, строились двухниточные судоходные шлюзы.

21. Фрагмент шлюза

22. Нижние шлюзы

24. Верхние шлюзы

25. Проверка крепления высоковольтной ЛЭП

26. Цементный завод в Яблоневом овраге

27. Строительство понтонного моста между зданием ГЭС и земляной плотиной.

29. Чтобы перекрыть естественное русло, на дно Волги, менее чем за сутки, было сброшено 1765 десятитонных пирамид из железобетона.

31. Волга была перекрыта за рекордные 19 часов и 35 минут.

32. Вода пошла через донные водосбросы станции

33. Началось наполнение Куйбышевского водохранилища.

34. Торжественный митинг, по поводу успешного перекрытия Волги.

35. Вверх от ГЭС разлилось водохранилище протяженностью более 600 км. Наибольшую ширину – 40 км – водохранилище имеет в районе слияния Волги и Камы. Максимальная глубина в приплотинной части – 40 м. Емкость водохранилища – 58 млрд. кубометров, оно является самым крупным искуственным водохранилищем в Европе.

36. В зону затопления попали 270 населенных пунктов (17 городов и райцентров), 19 колхозов, две машинно-тракторные станции (МТС), 175 зданий различных учреждений и организаций, расположенных вне Ставрополя. Переносу подлежали также населеннее пункты, не входившие в зону затопления, но лежащие в зоне отвода земель для строительства плотины и других сооружений гидроузла. Всего в 1953 году было перенесено более 1600 дворов, а также школы, больницы, промпредприятия.

37. 10 августа 1958 года состоялась церемония торжественного пуска ГЭС. На торжества в Ставрополь прибыли руководители КПСС и Советского правительства во главе с Н.С. Хрущевым.

Небольшая справка:
Здание Жигулевской ГЭС (старые названия - Куйбышевская ГЭС, Волжская ГЭС им. Ленина) расположено на правом берегу Волги. Оно состоит из 10 двухагрегатных секций с донными водосбросами. В машинном зале установлены 20 гидроагрегатов мощностью по 115 МВт (сейчас идёт модернизация и увеличение мощности) с поворотно-лопастными турбинами (диаметр рабочего колеса – 9,3 м) и генераторами зонтичного типа (диаметр ротора – 14,3 м, статора – 17,1 м).

Общая длина здания ГЭС вместе с монтажной площадкой – 730 м, ширина – 100 м, высота от подошвы до кровли – 80 м. Строительный объем здания – 4500 тыс. кубометров. Здание ГЭС имеет пристройку со стороны нижнего бьефа, которая сделана для выравнивания перепада напряжения под зданием и водоемом, и предупреждения пластического выпора грунта из-под подошвы сооружения. Отдельное сороудерживающее сооружение, расположенное в 33 м от здания ГЭС, введено впервые в практике гидротехнического строительства.

Посмотрите ещё мои записи о Жигулевской ГЭС: ,

Мои фотоподборки об истории строительства других ГЭС: ,

Просьба при использовании на других интернет-ресурсах, не забываем ставить ссылку на первоисточник.

Приглашаю всех в группу вКонтакте (

48.824444 , 44.676667

Во́лжская гидроэлектроста́нция (Сталинградская/Волгоградская ГЭС, им. XXII съезда КПСС) - ГЭС на реке Волге в Волгоградской области , в городе Волжском . Крупнейшая гидроэлектростанция в Европе . Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС .

Волжская ГЭС

Схема Волжской ГЭС: 1-земляная плотина; 2-ГЭС; 3-рыбоподъемник; 4-водосброс; 5-межшлюзовая ГЭС; 6-шлюз

Машинный зал

Общие сведения

Строительство ГЭС началось в 1950 году , закончилось в 1961 году . ГЭС является средненапорной гидроэлектростанцией руслового типа. Состав сооружений ГЭС:

  • бетонная водосливная плотина длиной 725 м, наибольшей высотой 44 м;
  • земляная намывная плотина длиной 3249 м и наибольшей высотой 47 м, состоит из правобережного руслового участка длиной 1193 м, пойменного участка длиной 803 м, левобережного участка длиной 1253 м;
  • здание ГЭС совмещённого типа длиной 736 м, состоящее из одиннадцати агрегатных секций по два гидроагрегата в каждой;
  • рыбоподъёмник;
  • двухниточные двухкамерные судоходные шлюзы с аванпортом , низовым походным каналом и водосбросом;
  • межшлюзовая ГЭС;
  • ОРУ 220 кВ;
  • ОРУ 500 кВ.

По сооружениям ГЭС проложены железнодорожный и автомобильный переходы.

Мощность ГЭС - 2551 МВт (вместе с межшлюзовой ГЭС - 2573 МВт), среднегодовая выработка - 11,1 млрд.кВт·ч . В здании ГЭС установлены 22 поворотно-лопастных гидроагрегата ПЛ587-ВБ-930, работающих при рабочем напоре 20 м: 20 - мощностью по 115 МВт и 2 - мощностью по 120 МВт, а также агрегат рыбоподъёмника ПЛ30-В-330 мощностью 11 МВт. В здании межшлюзовой ГЭС, конструктивно являющейся частью гидроузла, но юридически не относящейся к Волжской ГЭС, установлено два поворотно-лопастных гидроагрегата ПЛ30-В-330, работающих при расчётном напоре 17 м. Производитель гидротурбин основных гидроагрегатов станции (6 лопастей, диаметр рабочего колеса 9,3 м) и всех гидрогенераторов - ОАО «Силовые машины », гидротурбин рыбоподъемника и межшлюзовой ГЭС (6 лопастей, диаметр рабочего колеса 3,3 м) - харьковское предприятие «Турбоатом ».

Напорные сооружения ГЭС (длина напорного фронта 4,9 км) образуют крупное Волгоградское водохранилище .

Электростанцию проектировали 11 научно-исследовательских институтов во главе с «Гидропроектом ».

Волжская ГЭС входит в состав ОАО «РусГидро » на правах филиала.

Экономическое значение

Ввод в эксплуатацию Волжской ГЭС сыграл решающую роль в энергоснабжении Нижнего Поволжья и Донбасса и объединении между собой крупных энергосистем Центра, Поволжья, Юга. Эконо­мический район Нижнего Поволжья также получил мощную энергетическую базу для дальнейшего развития народного хозяйства. Важную роль играет ГЭС и в создании глубоководного пути на всем протяжении Нижней Волги - от Саратова до Астрахани . Сооружения гидроузла использованы для устройства по ним постоянных железнодорожного и автодорожного переходов через Волгу. Они обеспечивают кратчайшую связь районов Поволжья между собой. Кроме своей основной функции - выработки электроэнергии - Волжская ГЭС создаёт возможность для орошения и обводнения больших массивов засушливых земель Заволжья.

Электроснабжение местных потребителей - «Волгоградэнерго» - осуществляется на напряжении 220 кВ. С объединённой энергосистемой Центра гидроэлектростанция связана двумя линиями электропередачи 500 кВ. На напряжении 800 кВ осуществляется связь с объединённой энергосистемой Юга. Управление, регулирование и контроль работы электромеханического оборудования гидростанции осуществляется автоматически с использованием средств телемеханики ближнего действия. Контроль и регулирование режима гидроэлектростанции могут выполняться телемеханически по линиям электропередачи с объединенного диспетчерского пункта из Москвы .

Экологические проблемы

Реконструкция станции

За 50 лет эксплуатации станции её оборудование значительно устарело, в связи с чем производится его постепенная замена и реконструкция. В первую очередь обновляется тракт выдачи электроэнергии, в частности, реконструируется открытое распределительное устройство. Также проходит модернизацию гидросиловое оборудование - заменяются гидротурбины, модернизируются гидрогенераторы. К концу 2007 года произведена реконструкция 10 гидроагрегатов без увеличения их мощности; в дальнейшем планируется заменять гидротурбины на новые, более эффективные, что позволит увеличить мощность гидроагрегатов. Поставщиком новых гидротурбин является ОАО «Силовые машины » .

Источники

Ссылки