Как оценивать эффективность корпоративных социальных программ. Реферат: Показатели оценки эффективности социальных программ Критерии оценки эффективности реализации социальных программ

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2008, N 10

Важнейшим инструментом управления социальными программами организации является внутренняя и внешняя оценка эффективности социальных программ, на основе которой руководством организации принимается решение либо о подготовке новых социальных программ по реализованным направлениям в случае успешной их реализации, либо об определении новых приоритетов социальных программ в случае их неэффективной реализации.

Эффективность социальных программ организации мы предлагаем оценивать в трех аспектах:

1) по совокупности количественных и качественных показателей;

2) по соотношению затрат, результатов и долгосрочного воздействия результатов социальных программ;

3) по возможности применения способов достижения эффективности деятельности организации в результате реализации корпоративных социальных программ.

Словарь управления персоналом. Социальные программы организации - это увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы мероприятий, обеспечивающие эффективное решение приоритетных корпоративных социальных задач (внутренняя корпоративная социальная программа) или внешних социальных проблем территории пребывания (внешняя корпоративная социальная программа).

Оценка - по совокупности количественных

и качественных показателей

Все направления социальных программ должны оцениваться прежде всего по совокупности количественных и качественных показателей (табл. 1).

Таблица 1

Показатели оценки эффективности социальных программ

организации по основным направлениям

Направление
социальных программ
организации

Показатели эффективности социальных программ
в рамках данного направления

Развитие персонала

Количество руководителей и специалистов,
прошедших переподготовку;
на обучение и переподготовку персонала;
- средний уровень заработной платы персонала;
- количество рабочих, прошедших обучение;
предоставление социального пакета и премиальные
выплаты персоналу;
- количество часов обучения в расчете на одного
сотрудника

Охрана здоровья и
безопасные условия
труда

Количество сотрудников, получивших путевки
в дома отдыха, санатории, профилактории и т.п.
за счет организации;
- объем средств, выделенных организацией
на медицинское обслуживание сотрудников
на предприятии;
- объем средств, выделенных организацией
на охрану труда и технику безопасности;
- объем средств, выделенных организацией
на поддержание санитарно-гигиенических
и эргономических условий труда;
- объем средств, выделенных организацией
на поддержку материнства и детства

Социально
ответственная
реструктуризация

Количество переподготовленных сотрудников
из числа высвобождаемых из организации;
- объем средств, выделенных организацией
на выходные пособия;
- объем средств, выделенных организацией
на переобучение высвобождаемых сотрудников;
- объем средств, выделенных организацией
на содействие трудоустройству высвобождаемых
сотрудников

Природоохранная
деятельность и
ресурсосбережение

Количество проведенных акций по озеленению,
субботников и прочих аналогичных мероприятий;
- объем средств, выделенных организацией
на организацию экологически безопасного
производственного процесса;
- объем средств, выделенных организацией
на возведение очистных сооружений

Развитие местного
сообщества

Объем средств, выделенных на участие
в благотворительных акциях;
- объем средств, выделенных организацией
на проведение программ и акций поддержки
социально незащищенных слоев населения;
- объем средств, выделенных организацией
на спонсирование местных культурных,
образовательных и спортивных объектов
и мероприятий;
- количество людей, получивших в той или иной
форме помощь от организации;
- объем средств, выделенных организацией
на поддержку детства и юношества;
- объем средств, выделенных организацией
на поддержку жилищно-коммунального хозяйства
и объектов культурно-исторического значения;
- объем средств, выделенных организацией
на поддержку социально значимых исследований
и кампаний

Добросовестная
деловая практика

Объем средств, выделенных организацией
на публикацию информации об организации
для бизнес-партнеров, клиентов и прочих
сторон (корпоративный сайт, информационные
брошюры и др.);
- объем средств, выделенных организацией
на проведение программ сотрудничества с органами
государственного управления, ассоциациями
потребителей, профессиональными объединениями
и прочими общественными организациями;
- объем средств, выделенных организацией на
обучение поставщиков, бизнес-партнеров и прочих
заинтересованных в деятельности организации
сторон;
- объем средств, выделенных организацией
на проведение программ содействия малому бизнесу

При этом нужно отметить, что последовательность названных показателей отражает их значимость с точки зрения предоставления информации о социальных программах.

Можно выделить общеэкономические тенденции развития вышеуказанных показателей в Российской Федерации, которые существенно отличаются от зарубежных тенденций в силу специфики развития рыночной экономики и российского менталитета. Организации должны учитывать нижеперечисленные тенденции не только при оценке, но и при формировании своих социальных программ, поскольку даже самые крупномасштабные затраты на внутренние и внешние социальные программы могут оказаться неэффективными в силу их нерационального распределения в пределах каждого направления либо неверного представления при оценке их экономической и социальной эффективности.

Например, в направлении развития персонала в настоящее время на первый план выходит показатель количества сотрудников, прошедших переподготовку, а показатель объема средств, выделенных на переподготовку, отходит на второй план. Такое положение означает отказ организаций от стереотипа оценивать эффективность капиталовложений только по объему вложенных средств. В то же время такой показатель, как количество рабочих, прошедших обучение, следует отнести к маловажным, поскольку здесь проявляется нежелательная тенденция принимать на работу неквалифицированный персонал. Также не является первостепенным показатель количества часов обучения на одного сотрудника, поскольку организации могут получать разную отдачу от разных видов и программ обучения, в том числе и по их длительности. Что касается показателя среднего уровня заработной платы в организации, то он на современном этапе имеет значение, если речь идет о персонале среднего и низшего звена, поскольку уровень заработной платы топ-менеджмента очень индивидуален и зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.

По направлению охраны здоровья и безопасных условий труда показатели общего объема средств, выделяемых на цели медицинского обслуживания на предприятии, являются менее важными, чем, например, показатели количества сотрудников, получивших путевки на лечение в санатории, профилактории за счет средств организации.

По направлению социально ответственной реструктуризации примерно равны по значимости показатели количества переподготовленных сотрудников из числа высвобождаемых из организации, объема средств, выделенных организацией на выходные пособия, и объема средств, выделенных организацией на переобучение высвобождаемых сотрудников.

В направлении природоохранной деятельности и ресурсосбережения характерно преобладание одного показателя - количества проведенных акций по озеленению, субботников и прочих аналогичных мероприятий - над остальными. Это подтверждает тот факт, что вложения на организацию экологически безопасного производственного процесса, на очистные сооружения и другие вложения до сих пор не заняли достойного места в расходах на природоохранную деятельность организаций и оцениваются общественностью и заинтересованными сторонами как второстепенные.

Направление развития местного сообщества характерно выделением показателя объема средств на участие в благотворительных акциях, такой вид наиболее развит в пределах данного направления в российских организациях, поскольку является наиболее ценным с точки зрения местных властей. При этом показатель объема средств, выделенных на поддержку объектов жилищно-коммунального хозяйства, которые в России ранее были прикреплены к промышленным предприятиям, занимает двусмысленное положение. С одной стороны, организации осознают важность этого показателя, а с другой - он принимается ими за бремя, от которого они совсем недавно успешно избавились.

И наконец, по направлению добросовестной деловой практики приоритетным показателем является информационная открытость организации и, следовательно, объем средств, выделяемый на публикацию информации об организации. Но при этом нужно отметить, что российские организации до сих пор относятся к оценке своей информационной открытости довольно формально, а качество и глубина представляемой информации оставляют желать лучшего. В целом данное направление в РФ пользуется гораздо меньшей популярностью, чем, например, направление развития персонала, поэтому и развито довольно слабо.

В целом, проводя оценку эффективности социальной программы по совокупности количественных и качественных показателей с учетом обозначенных тенденций, можно отметить следующее. Чем большее количественное значение имеют наиболее значимые показатели каждого направления, тем более эффективной является данная социальная программа с точки зрения заинтересованных в ней сторон и существующих особенностей экономического развития общества на современном этапе.

Оценка - по соотношению затрат, результатов

и долгосрочного воздействия результатов

Помимо сопоставления вышеописанных показателей, целесообразно проводить оценку социальных программ организации по соотношению затрат, результатов и долгосрочного воздействия социальных программ на деятельность организации.

Затраты организации на социальные программы включают:

Финансовые ресурсы;

Временные ресурсы;

Материальные ресурсы (оборудование, телефоны, Интернет и т.п.);

Добровольческий труд и пожертвования работников организации.

К результатам, полученным в ходе реализации социальных программ, относятся:

Привлеченные дополнительные ресурсы (например, бюджетные средства, частные пожертвования, ресурсы партнеров по реализации программ);

Конкретные позитивные результаты в решении актуальных социальных задач;

Выгоды, полученные для развития бизнеса (все те конкретные преимущества, о которых мы говорили в первой главе исследования).

Долгосрочное воздействие результатов социальных программ проявляется в:

Позитивных изменениях в общественном мнении и ситуации;

Вкладе в укрепление и развитие бизнеса в целом.

Особенность оценки эффективности социальных программ состоит в том, что если результаты могут быть оценены в течение одного года, то оценка результатов возможна только после завершения программы. В то же время долгосрочное воздействие требует внимательного анализа всех вложенных в программу инвестиций, а также прямых и косвенных результатов, выявляемых в течение ряда лет после ее окончания.

Анализируя данные результаты, руководство организации должно оценить эффективность социальной программы:

1) с экономической точки зрения;

2) с социальной точки зрения;

3) с точки зрения выгоды для развития бизнеса и принять решение о целесообразности реализации социальных программ по данным направлениям в дальнейшем.

Оценка - по возможности применения способов достижения

эффективности деятельности организации в результате

реализации корпоративных социальных программ

В данном аспекте можно оценить, как результаты и долгосрочное воздействие социальной программы организации оказывают влияние на достижение эффективности деятельности организации через показатели ее основной деятельности: финансовые показатели, сокращение операционных расходов и развитие кадровой политики и корпоративной культуры.

1. Улучшение финансовых показателей.

Прямого влияния эффективных социальных программ на рост прибыли, как правило, не происходит. Социальная политика и социальные программы организации по определению носят неприбыльный характер и в связи с этим не должны строиться на основном аргументе повышения прибыльности.

Однако многочисленные исследования, проводимые в США и странах Европейского союза (в частности, мониторинги Business for Social Responsibility в США и London Benchmarking Group в Великобритании), подтверждают: организации, внедрившие продуманную политику социальной ответственности, показывают более высокую прибыль по сравнению с конкурентами, работающими в том же сегменте рынка.

Российская корпоративная социальная практика также свидетельствует, что эффективные социальные программы влияют на повышение капитализации организации, рост прибыли, снижение издержек при расширении бизнеса, в том числе географическом.

Бренды организаций, известных своими социальными программами, вызывают положительные ассоциации, позитивный образ, что влияет на рост продаж, а также оказывает влияние на такой немаловажный фактор, как стабильность спроса, привязанность потребителей (в особенности населения) к той или иной марке, тому или иному товару организации.

Можно выделить несколько факторов, влияющих на улучшение финансовых показателей организации, которые напрямую связаны с социальными программами организации. Оценка этих факторов в сравнении с объемами и содержанием социальных программ показывает уровень взаимосвязи между качеством социальных программ и улучшением финансовых показателей. В числе таких факторов находятся:

Повышение доверия к организации со стороны партнеров и потребителей;

Повышение фактора доверия при выборе товара или услуги;

- "патриотизм" потребителей, приверженность продукции организации;

Повышение производительности труда работников вследствие снижения социальной напряженности;

Рост стоимости акций организации;

Снижение уязвимости организации, числа конфликтных ситуаций с властью, прессой, некоммерческими организациями;

Конкурентные преимущества при участии в тендерах.

2. Сокращение операционных расходов.

Как правило, большинство российских организаций воспринимает затраты на социальные программы как повышение издержек и вынужденные расходы. Однако уже разработаны и реализуются механизмы, позволяющие существенно снижать эти издержки и даже в ряде случаев выводить социальные программы на самоокупаемость.

К их числу относятся, например, грантовые программы.

Большинство организаций в России получают ежегодно десятки и сотни обращений за помощью. Ответы на эти обращения занимают значительное время работников организации, а крупные структуры вынуждены держать специальных работников, в задачу которых входит разбор обращений за помощью. При этом более 90% обращений, как правило, получают отказ, что негативно сказывается на имидже организации, снижает доверие к ней со стороны потребителей и населения в целом.

Одной из альтернатив разбору потока обращений стало создание собственных программ грантов российских организаций.

Программа грантов, подразумевающая выделение средств на социальные программы на конкурсной основе, меняет, прежде всего, саму философию и принципы выделения средств. Финансирование организации получают не те, кто раньше обратился или принес больше подписей местных властей под своим письмом, не те, кто был убедительнее в кабинете руководителя, а те организации и люди, которые смогли доказать, что они могут решить проблему лучше, дешевле и эффективнее других. Подход конкурса грантов, подразумевающий финансирование не проблемы, а ее решения, не только совпадает с общей философией бизнеса: стремлением к успеху, созданием нового продукта, но и позволяет снизить издержки на осуществление социальных программ.

3. Развитие кадровой политики и корпоративной культуры.

По оценкам представителей кадровых агентств, Россия переживает сегодня рекрутинговый бум: высококвалифицированный и востребованный на рынке труда специалист нередко получает сразу несколько предложений и может сам выбирать организацию. Причем в этой ситуации он интересуется не только размером заработной платы (стоимость специалиста на рынке относительно стандартизирована), но и пристально изучает организацию в целом: миссия, ценности, отношение к обществу, взаимоотношения в коллективе, условия работы и возможности обучения, отношения с конкурентами и партнерами, охрана труда, забота об экологии и т.д. Другими словами, потенциальный работник изучает политику организации в сфере социальной ответственности, справедливо полагая, что таким образом он сможет определить, насколько комфортно он будет чувствовать себя на новом месте.

Западные компании уже несколько лет рассматривают стратегию работы с персоналом через призму социальной ответственности, убедившись в эффективности и экономической выгоде такого подхода. Он многогранен и включает в себя целый ряд аспектов: от развития корпоративной культуры и этики до вопросов соблюдения прав человека и безопасности производства, но главное - все заявленные принципы деятельности организации являются руководством к действию, реально способствуют укреплению команды, а не носят декларативный характер. В некоторых российских организациях ситуация выглядит с точностью наоборот - все прописано и официально принято - вплоть до корпоративных цветов одежды работников, а текучесть кадров не снижается.

Исследования показывают, что существует четкая взаимосвязь между лояльностью работника и размером его заработной платы, но большинство экспертов не согласны с тем, что лояльность просто покупается: подчас люди переходят на новое место с понижением заработной платы. Уровень лояльности складывается из различных факторов и во многом зависит от чувства личного комфорта работника в организации. Именно поэтому социальные программы, направленные на повышение лояльности, должны работать комплексно, не замыкаясь на системе постепенного повышения заработной платы.

Международная практика показывает, что социальные программы, в реализацию которых вовлечены работники организации, могут стать важным дополнительным инструментом кадровой политики, с помощью которого руководство может позитивно воздействовать на каждого работника, развивая и закрепляя его в организации. Если продолжить яркое и лаконичное определение понятия корпоративной культуры как социального клея, то социальные программы - одна из важных составляющих это уникального корпоративного средства. Эффективная социальная программа не тратит, а приносит прибыль организации за счет привлечения и удержания лучших специалистов.

"Опытное поле" читателя

Виктор Агафонов, директор по работе с персоналом АМО ЗИЛ

Любая организация, чтобы быть конкурентоспособной, должна осуществлять социальные программы, и, конечно, у нас они есть. Это программы обучения и развития персонала, охраны здоровья и создания безопасных условий труда работающих, развития культуры, природоохранная и т.п. Мы знаем, какие вкладываем средства в ту или иную программу, ведем определенную статистику и, конечно, анализируем эффективность своих вложений. Иногда это сделать несложно, например, когда речь идет о программе по охране здоровья и созданию безопасных условий труда - тут любые вложения окупаются, как необходимые (например, на приобретение средств индивидуальной защиты), так и дополнительные (содержание собственного здравпункта), все они работают на профилактику и поддаются количественному измерению (количество несчастных случаев на производстве, заболеваний и т.п.). Не вызывает сомнения, что программа работает. Или возьмем программу обучения и развития персонала - можно назвать и количество руководителей и специалистов, прошедших переподготовку, и количество часов обучения в расчете на одного сотрудника. Эффективность программы прежде всего в том, что мы обеспечиваем свое производство необходимыми специалистами, но и в целом повышается образовательный уровень организации, что говорит о ее потенциале. Какие-то программы имеют быстрый результат, другие рассчитаны на долгосрочное воздействие и направлены, как говорит автор, на укрепление и развитие бизнеса в целом. И конечно, нельзя не согласиться, что кадровая политика организации в сфере социальной ответственности - это немаловажный фактор в решении вопросов трудоустройства и занятости.

Конечно, интересно было бы проследить некую прямую зависимость экономических показателей организации от реализации той или иной социальной программы и вложений в нее, с тем чтобы, возможно, перераспределить средства, но это уже пожелание научным работникам - разработать и дать нам, практикам, такой алгоритм.

Литература

1. Информационная открытость социальной политики российских компаний. - М.: Ассоциация менеджеров, 2004.

2. Как выполнить социальный заказ? Методические рекомендации. - Пермь: Агентство "Стиль-МГ", 2000. С. 100.

3. Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Якимец В.Н. Управление социальными программами компании / Под ред. С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация менеджеров, 2003.

Н.Ненашев

Государственный налоговый инспектор

ФНС России по Калужской области

Подписано в печать

  • Корпоративная культура

Ключевые слова:

1 -1

Одна из наиболее распространенных в европейской практике моделей оценки эффективности социальных программ разработана хорошо известным в Великобритании объединением предпринима­телей по вопросам политики участия в жизни общества The London Benchmarking Group .

The London Benchmarking Group выделяет несколько способов участия компании в жизни общества:

1) благотворительность - разовая помощь в ответ на прось­бы благотворительных и общественных организаций;

2) инвестиции в общество - целевые долгосрочные социаль­ные программы, направленные на решение одной или нескольких общественных проблем, выбранных компанией в качестве приори­тетных;

3) коммерческие инициативы - программы, которые являют­ся важными для местного сообщества и могут принести коммерче­скую выгоду компании;

4) предпринимательская деятельность - непосредственная деятельность компаний, приносящая пользу обществу по направле­нию своей деятельности (производство и продажа товаров и услуг).

При этом в фокусе оценки на­ходится определение соотношения затрат компаний на социальные программы с их результатами и долгосрочным воздействием на жизнь общества.

Затраты компании на социальные программы включают: фи­нансовые ресурсы, время, материальные ресурсы (оборудование, те­лефоны, Интернет и т.п.), добровольный труд и пожертвования со­трудников компании.

Результаты реализации социальных программ: привлеченные дополнительные ресурсы (бюджетные средства, частные пожертво­вания, ресурсы партнеров по реализации программ), конкретные

позитивные результаты в решении актуальных социальных задач, выгоды, полученные для развития бизнеса.

Долгосрочное воздействие социальных программ рассматривается с двух позиций: позитивные изменения в общественной ситуации и вклад в укрепление и развитие бизнеса в целом.

Соотношение затрат и результатов социальных программ наглядно показано в табл.1.

Таблица I

Соотношение затрат и результатов социальных программ

Основная проблема в данной модели оценки социальных программ состоит в том, что временные рамки для измерения затрат, результатов и долгосрочного воздействия различны (табл. 2). Если затраты могут быть измерены в течение одного года, то оценка результатов возможна только после завершения реализации программы. В то же время долгосрочное воздействие требует внимательного анализа всех сделанных в программу инвестиций, а также прямых и косвенных результатов, выявляемых в течение ряда лет после ее завершения.

Приведем пример оценки эффективности социальной программы.

Для того чтобы пробурить в поселке новую скважину с чистой питьевой водой, производственная компания выделила 5000 долл.

Результаты

Привлеченные средства:

дополнительно на проект было выделено 5000 долл. из городского бюджета.

Польза для сообщества:

2500 семей (около 10000 детей и взрослых) получили возможность использовать чистую воду.

Выгоды для бизнеса:

В течение года число пропусков работы по больничным листам снизилось на заводе компании с 7 % до 5 %; компания укрепила репутацию в обществе.

Долгосрочное воздействие:

Изменение общественной ситуации:

сократилось количество заболеваний населения, связанных с употреблением загрязненной воды;

сократились расходы семей на медицинские нужды; улучшилась посещаемость в школах.

Вклад в укрепление и развитие бизнеса:

улучшение морального климата в коллективе компании; повышение производительности труда на заводе компании. Практика США и стран Европейского союза, а также Российская социальная практика свидетельствует о том, что эффективные социальные программы оказывают опосредованное влияние на повышение прибыли, снижение издержек при расширении бизнеса, в том числе географическом. Бренды компаний, известных своими социальными программами, вызывают положительные ассоциации, позитивный образ, что влияет на рост продаж, а также оказывает влияние на такой фактор, как стабильность спроса, привязанность потребителей (в особенности населения) к той или иной марке, тому или иному товару компании.

К показателям социальной эффективности системы управления следует отнести такие критерии, как

– ответственное отношение работников к порученному делу;

– снижение текучести кадров;

– повышение удовлетворенности условиями труда работников;

– снижение профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;

– рост удовлетворенности «социальным пакетом»;

– рост уровня материального благосостояния персонала;

– повышение уровня обеспеченности жильем;

– отсутствие конфликтов, жалоб и претензий работников к руководству,

– уменьшение в целом социальной напряженности в коллективе.

Поскольку эффективность – это интегральная и структурированная характеристика деятельности организации, комплексно отражающая успешность и соответствие целям, миссии организации, то необходимо рассматривать влияние эффективности управления социальным развитием организации на эффективность управления персоналом и организацией в целом. Оценить это влияние можно с помощью следующих критериев:

− улучшение показателей деятельности организации как отражение повышения качества трудовой деятельности работников;

− улучшение кадровой ситуации;

− улучшение социального положения персонала.

Улучшение показателей деятельности организации выражается в выполнении планов, финансовой стабильности, росте удовлетворенности клиентов качеством товаров и услуг и репутации в целом.

Улучшение кадровой ситуации проявляется в снижении текучести персонала; изменении структуры занятости (соотношении штатного состава и совместителей, работающих на полную ставку и частично занятых); изменении половозрастной структуры работников; динамике показателей квалификации работников и др.

При оценке динамики кадровой ситуации показатели сравнивают с аналогичными за определенный период деятельности. Так, уменьшение коэффициента текучести кадров характеризует кадровую ситуацию с точки зрения стабильности кадрового состава; на этот показатель, среди прочих факторов, оказывает влияние спектр социальных услуг; изменение структуры занятости кадрового состава в сторону увеличения числа штатных работников, работающих на полную ставку, отражает повышение удовлетворенности, в том числе системой социальных льгот и гарантий, на увеличение доли молодежи в составе персонала влияет предоставление жилья и т.д.

Однако эти показатели не отражают изменение социальных параметров коллектива, и их следует дополнить такими индикаторами, характеризующими состояние здоровья работников, как число сотрудников с хроническими заболеваниями и количество нерабочих дней по временной нетрудоспособности; число работников, пользующихся социальными услугами; оценка удовлетворенности различными аспектами труда, социальными программами и др.

Оценка эффективности управления социальным развитием, помимо объективных показателей, может основываться и на субъективных мнениях работников. Так, рост материального благосостояния персонала можно оценить как по увеличению заработной платы работника, так и по его субъективной оценке уровня своего дохода и качества жизни, об увеличении числа приверженных сотрудников можно судить на основе мнения экспертов, руководителей и на основе снижения текучести кадров, увеличения трудового вклада, роста инициативности работников.

Показателями роли и значения управления социальным развитием организации могут выступать динамика финансовых затрат на социальные мероприятия и их доля в общих затратах на персонал. Динамика затрат показывает, как изменяется роль социальных мероприятий, какие из них оказываются приоритетными, какое внимание руководство организации уделяет социально ориентированной деятельности по сравнению с другими направлениями кадровой работы.

! Оценка эффективности системы управления социальным развитием может проводиться как в форме самооценки, так и внешней оценки методом экспертного анализа и социального аудита. Подсоциальным аудитом понимается общественная оценка социальных обязательств, добровольно взятых на себя организацией.

В качестве критериев для самооценки могут выступать критерии, рекомендованные для изучения сложившейся в организации системы качества. Как правило, в их число входят критерии, связанные с ролью руководства и политикой в области.

− понимания и предвидения потребностей и ожиданий персонала (в профессиональном и межличностном общении и обмене информацией, в дополнительной социальной защите, обратной связи, реализации творческой активности и др.);

− повышения удовлетворенности гарантиями занятости, условиями и организацией труда, оснащения рабочего места, отношениями в коллективе, отношением со стороны руководства, рабочей обстановкой в целом, системой питания и медицинского обслуживания, ролью и репутацией организации в местном и профессиональном сообществе;

− признания и поощрения усилий и заслуг работников;

− улучшения качества подготовки специалистов.

При проведении социального аудита можно опираться на показатели, разработанные для Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» и конкурсов на различных уровнях (муниципальном, региональном, отраслевом) «Социальная эффективность и развитие социального партнерства».

Л 4. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

1. Понятие и роль социального паспорта в управлении социальными процессами организации

2. Состав и структура социального паспорта

Целью оценки социальных программ является получение информации, которую можно использовать для их совершенствования. Этой деятельностью занимаются специализированные организации или подразделения, работающие в соответствующей области макропрактики. Финансирование этих исследований, как правило, планируется заранее и включается в стоимость социальной программы. В исследовании могут быть использованы группы экспертов, создаваемые и организуемые специалистами по макропрактике применительно к целям и задачам конкретной работы. Эксперты не принимают решений, их роль сводится к изучению проблемы, выработке мнения и консультациям.

При подборе группы экспертов специалист руководствуется следующими критериями:

Психологическая совместимость при групповой работе;

Достаточный уровень научной компетентности;

Наличие практического опыта работы в изучаемой сфере;

Высокие моральные качества;

Оптимальное сочетание узкой специализации и возможности ориентироваться в сумме проблем, связанных с данной социальной программой.

Отбор экспертов осуществляют с использованием двух методологических подходов.

Объективный подход включает документальный метод , ориентированный на сравнение социально-демографических характеристик

различных кандидатов, и экспертный метод , базирующийся на тестировании кандидатов по их соответствию перечисленным критериям или по результатам прошлой деятельности.

В рамках субъективного подхода разработаны три метода.

При применении метода самооценки кандидаты сами оценивают свою компетенцию в баллах по стандартизованным шкалам. При такой оценке можно пользоваться несколькими шкалами, характеризующими различные качества компетенции (например, одна шкала - для уровня научной подготовки, другая - для характеристики практического опыта, третья - для оценки результатов прошлой деятельности и т.п.). На основании всех оценок вычисляется суммарное среднее значение для всех кандидатов и конкретное среднее значение для каждого из них, после чего устанавливается критический балл для принятия или отклонения кандидатур.



Метод аттестации заключается в открытом или тайном голосовании на аттестационной комиссии, куда в качестве членов могут быть включены и кандидаты с правом голоса.

Метод взаимной оценки представляет собой модификацию метода аттестации с использованием балльной оценки по шкалам или качественного ранжирования характеристик кандидата.

Подходы к оценке социальных программ заключаются прежде всего в выборе одной из пяти моделей для их изучения, который зависит от целей и задач оценки.

Модель результата предполагает оценку всех достижений данной программы с учетом любого ее результата независимо от предварительно сформулированных задач программы.

Модель цели ограничивает оценку результатов только в рамках ранее декларированной цели.

Модель системного анализа оценивает позитивное и негативное влияние социального фона и окружающих социальных систем на ход реализации и результаты выполнения программы. Исследуется много переменных величин, которые могут стать причиной отклонения результатов от первоначальной цели.

Стоимостная аналитическая модель рассматривает исходные затраты на реализацию программы как независимые переменные, влияющие на результаты ее выполнения. Оценивается также социально-экономический эффект наблюдаемых вследствие выполнения программы изменений по отношению к затратам.

Дескриптивная модель используется для корректировки программы в процессе ее выполнения. Она включает наблюдение и контроль за соблюдением персоналом программы методических стандартов, предписываемых планом мероприятий по реализации программы.

Теоретической базой исследований по оценке программ могут быть три аналитических подхода:

Научное исследование , - изучение взаимодействия переменных либо практическая проверка социальных теорий либо постановка социальных экспериментов. Аналитический аппарат таких исследований заимствован из биологии или социологии. Экспериментальные исследования проводятся с использованием экспериментальных и контрольных групп и замерами зависимых переменных до и после вмешательства в обоих видах групп. Квазиэкспериментальные исследования проводятся как с использованием сравнительных групп, так и с предварительным изучением неэквивалентных контрольных групп. Применяют также оценку отдельных технологий. Корреляционные исследования выполняются для обоснования связей между запрограммированными переменными и предполагаемыми результатами работы. Для установления корреляций пользуются двумя основными методами:

Групповой сравнительный план достигается сопоставлением контрастирующих форм деятельности различных групп по замерам зависимых переменных с получением статистически значимых ассоциаций;

План оценки результатов для одной и той же группы до и после вмешательства включает измерения зависимых переменных у одной группы участников до и после выполнения программы, и статистически значимые ассоциации устанавливаются для различных видов деятельности этих лиц.

Управляемое социальное изменение ставит своей задачей определение возможностей и путей использования результатов оценки и самих экспертов потенциальными потребителями достижений данной социальной программы. Внимание акцентируется на доступности результатов и роли исследователей во взаимодействии и сотрудничестве с возможными пользователями.

Теория социальной справедливости рассматривает оценку достижений программы с точки зрения прикладной социальной философии. Оценка программы исходит из увеличения или уменьшения равенства возможностей и качества жизни целевых групп населения при осуществлении программы.

Данные, полученные при применении этих подходов, можно анализировать и обобщать с двух точек зрения:

Суммирующее оценивание предполагает обобщение результатов с точки зрения их пользы для других программ, ситуаций и групп населения. Конечный результат используется при принятии решений о закрытии старых или создании новых программ аналогичного типа.

Развивающее оценивание концентрирует внимание на усовершенствовании самой программы, и результаты обобщаются для того, чтобы наметить способы повышения ее квалифицированности и эффективности.

Процесс исследования при оценке социальных программ состоит из

нескольких этапов. Вначале определяют область и предметы оценки. Проводятся обсуждения среди руководителей и персонала программы для того, чтобы определить масштабы оценки, наличие достаточных средств, исполнителей и времени для исследования. Дальнейшие организационные мероприятия сводятся к поиску возможных потребителей результатов программы. При этом основным потребителем остается спонсор или заказчик исследования. Другими потребителями могут быть заказчики программы, администрация, персонал или клиентура программы, администрация различных территориальных образований, заинтересованная в социальном прогрессе. Тем не менее, прежде всего исследователи должны заручиться поддержкой со стороны руководства программы и ее персонала. Важно, чтобы полученная информация помогла дальнейшему развитию программы и при этом облегчила сбор данных.

Изучение программы начинается с определения ее направлений. Если их нельзя четко сформулировать, то оценка программы преждевременна. При недостаточной ясности целей программы ее исследование может принести пользу для их уточнения. В этом случае необходимо изучить изменения тех переменных, на которые могут предположительно влиять факторы, использованные в программе. Иными словами, можно использовать системный подход, при котором эксперт изучает переменные, потенциально связанные с решениями и мероприятиями по данной программе. Данные для измерения следует извлекать из отчетов или собирать обычными методами сбора информации. Главное внимание необходимо уделять отбору подходящих данных, их последующей классификации и измерению.

Если оценивается программа, в которой проводится индивидуальная социальная работа, полезно использовать анкеты-вопросники, оценивающие степень удовлетворенности клиентов проводимой с ними работой. Максимальный вопросник такого типа может содержать несколько пятибалльных шкал, содержащих вопросы типа "Как Вы оцениваете качество предоставляемого обслуживания?", "До какой степени наша программа соответствует Вашим потребностям?", "Насколько Вы удовлетворены обслуживанием?" и т.п. Следует при этом учесть, что на оценки клиентов влияет выборка, хронометраж измерения удовлетворенности, инструментарий измерения, личности ответивших и не ответивших на вопросы, поэтому данные, собранные в конце курса терапии, могут резко отличаться от данных, полученных во время терапии или посттерапевтического наблюдения.

Формулировка целей, задач и направлений программы определяет разработку дальнейшего плана ее исследования, - логической стратегии для выработки доказательств на желаемых уровнях знаний о программе. На этом этапе работы нужно учитывать социополитические условия реализации программы и возможные их изменения.

Логика планирования при создании планов исследования для оценки программ базируется на том, что цели исследования выводятся из требуемых заказчиком или наиболее полезных для потребителя уровней знания.

Гипотетически-эволюционные знания ограничиваются качественным описанием хода осуществления программы, ее технологий и формулировкой результатов в виде гипотез. Основное требование к этому уровню знаний - исследуемость гипотезы , под которой понимается степень ее последующей проверки, если таковая когда-либо потребуется. Гипотезы должны быть четко сформулированы и включать характеристики, которые можно измерить, соотнести со временем и пространством.

Количественно-описательные знания относятся к фактам, описывающим ход реализации программы, технологические стадии работы, персонал и клиентуру. Эти знания требуют точного, достоверного и обоснованного измерения выделяемых при исследовании переменных, их предварительной регистрации и описания.

Корреляционные знания устанавливают эмпирические связи между переменными величинами и ожидаемыми результатами. Требуются такие же знания о переменных, какие необходимы для количественно-описательного уровня, а также - обоснование эмпирических связей между переменными величинами, фигурирующими в программе и теми переменными, которые используются для демонстрации ее результатов.

Каузальные знания выявляют, какие переменные величины ответственны за социальные изменения, полученные в ходе выполнения программы, либо ее отдельных конкретных технологий. Эти знания требуют всех исследований, необходимых для выявления и анализа переменных при получении корреляций, но дополнительно к этому уровню - обоснование отсутствия влияния посторонних факторов на те или иные социальные изменения как результат программы и доказательства ответственности за эти изменения только демонстрируемых в работе переменных.

Основным методом для получения каузальных знаний являются экспериментальные исследования. Они необходимы для обнаружения положительных и отрицательных результатов программы. Наиболее полезно применение классической модели эксперимента, которая позволяет сделать решающие выводы об отсутствии влияния неучтенных факторов. К квазиэкспериментам прибегают в тех случаях, когда классический эксперимент невозможен. Подобные случаи возникают при невозможности подобрать сходные опытные и контрольные группы либо рандомизировать группы из-за малой выборки. В квазиэкспериментах отсутствие сходства опытных и контрольных групп компенсируется многократными измерениями, проводимыми для устранения побочных факторов, влияющих на наблюдаемые в эксперименте изменения. Могут быть также использованы сравнительные группы - группы с контрастными признаками, на которые в

равной мере действует экспериментальный фактор. Агрегация различных зависимых переменных может проводиться методом метаанализа, помогающего обобщать количественные исследования и выделять отдельные полезные изменения.

Если исследование программы нужно для суммирующего оценивания, то требуется решить, каким пользователям и для какой ситуации желательно обобщать полученные знания. Следует также учесть и максимально изложить перспективы возможного влияния данной программы на другие социальные программы и группы населения. Концептуальные обобщения, как правило, делаются качественными методами, а статистические сравнения и заключения - наиболее простыми количественными методами.

Оформление результатов исследования .

Обычная форма изложения результатов исследования - исследовательский отчет . В этом письменном документе излагаются предпосылки данного исследования, его обоснование, методический аппарат, описание экспериментов, если они имеют место, или других форм исследования, регистрация полученных в ходе исследования результатов, обсуждение результатов, обобщения и выводы на основании обсуждения результатов, рекомендации по дальнейшему развитию ситуации.

Исследовательский отчет является основой для дальнейших теоретических и практических разработок. В нем отражается достигнутый уровень знаний. Отчет служит также важной формой внедрения теоретических и технических выводов в практику, поскольку дает возможность заказчику ознакомиться с результатами исследования без существенной дополнительной обработки его содержания и принять меры для изменения ситуации в соответствии с рекомендациями.

Краткое резюме или аннотация;

Введение, в котором кратко констатируется рассматриваемая ситуация и обосновывается необходимость ее исследования;

Формулировка цели и задач исследования;

Краткий обзор литературы по исследуемой проблеме;

Описание методов и методик (методического аппарата) используемого в исследовании;

Изложение хода исследования, - экспериментов, диагностических исследований, анализа эффективности программ и т.п.;

Обсуждение полученных результатов, - их критическая оценка, обобщение на основании результатов других исследований, рассмотрение их теоретической и практической значимости;

Исследовательский отчет, таким образом, должен быть ориентирован на обобщение результатов и сосредоточен на существенном их содержании. Для достижения большей эффективности формулируются выводы, ориентированные на требования заказчика и практической работы. Не следует перегружать отчет статистическими данными и таблицами. Данные обработки результатов должны быть представлены в наиболее наглядном виде, доступном для не имеющего специальной подготовки читателя и для заказчика, который не является исследователем. Желательно их графическое изображение. По ходу исследования отдельные его этапы оформляются для заказчика в виде оперативной информации или этапных аннотационных отчетов. Публичная защита отчета имеет важное значение для конкретизации и уточнения его выводов и рекомендаций.


Приложение 3.

ПЛАН ЦЕЛЕВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

1. Паспорт программы.

1.1. Наименование программы.

1.2. Основания для разработки программы (законодательство, другие нормативные акты).

1.3. Заказчик программы.

1.4. Основные разработчики.

1.5. Цель и задачи программы (кратко).

1.6. Сроки реализации программы.

1.7. Перечень основных мероприятий (аннотация).

1.8. Исполнители основных мероприятий.

1.9. Объёмы и источники финансирования программы.

1.10. Ожидаемые конечные результаты, социальная и социально-экономическая эффективность программы.

1.11. Система организации контроля за исполнением программы.

2. Обоснование актуальности программы.

3. Характеристика проблемы.

4. Цель и задачи программы (развёрнуто).

5. Основные направления реализации программы.

6. Календарный план мероприятий:

7. Смета расходов.

7.1. Заработная плата (штатное расписание).

7.2. Начисления на заработную плату.

7.3. Приобретение предметов снабжения и расходных материалов.

7.4. Командировки и служебные разъезды.

7.5. Оплата транспортных услуг

7.6. Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг

7.7. Приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

7.8. Капитальные вложения в основные фонды.

7.9. Капитальный ремонт.

8. Финансово-экономическое обоснование сметы расходов (постатейно).

Приложение 4

Районный отдел соц. защиты населения

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Эффекты оценки социальных программ

1.1 Социальный эффект

1.2 Экономический эффект

1.3 Финансовый эффект

2. Стратегическое планирование при разработке социальных программ

3. Показатели оценки эффективности

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

В кризисных ситуациях, в период модернизации общества и его переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на главных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактических задач, поступательность их движения. Особый вопрос составляет определение их эффективности.

Эффективность - переменная социального процесса, выражающая его оценку с точки зрения ожидаемого результата. Если фактический результат в основном соответствует ожидаемому, то можно говорить об эффективном процессе, если соответствует полностью - оптимальном, если соответствует частично - малоэффективном, если не соответствует - неэффективном процессе.

Подлинная эффективность - переменная социального процесса, выражающая его оценку с точки зрения ожидаемого результата. Если фактический результат в основном соответствует ожидаемому, то можно говорить об эффективном процессе, если соответствует полностью - оптимальном, если соответствует частично - малоэффективном, если не соответствует - неэффективном процессе.

Паспорт целевых программ включает следующие пункты: наименование; дата принятия решения о разработке проекта, программы; заказчик; основной разработчик программы; цели и задачи программы; сроки реализации; перечень основных подпрограмм; исполнители подпрограмм и основных мероприятий; объем и источники финансирования; ожидаемые конечные результаты реализации программы; система организации контроля за исполнением программы. Учитывая эти параметры, можно определить показатели оценки эффективности социальных программ.

1. ЭФФЕКТЫ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Для начала рассмотрим, в чем заключаются эффекты оценки результатов социальных программ.

1.1 Социальный эффект

Социальный эффект может быть получен на нескольких уровнях:

На уровне региона за счет: развития третьего сектора и межсекторного сотрудничества; возможности планирования переориентации выполнения социальных услуг от государственных органов к общественному сектору; максимума участия всех заинтересованных организаций, групп и активных личностей в принятии решений относительно планирования и мониторинга социальных и других услуг; внедрения в практику новых социальных технологий, присущих современным подходам к предоставлению социальных услуг; разработки и применения механизма общественного контроля над распределением общественных ресурсов, развитие механизмов, обеспечивающего «прозрачность» принятия решения по распределению ресурсов.

На уровне организаций и лиц, выполняющих программу, за счет: повышения качества жизни вследствие возможностей реализации программы; увеличения числа активных граждан, участников мероприятий; повышения социальной компетентности населения за счет увеличения информированности; преодоления социальной изоляции; повышения гарантий обеспеченья прав и свобод человека.

На уровне пользователя, то есть тех, на кого направлена программа, за счет: психологической поддержки; развития творчества и получения трудовых навыков; возможности трудоустройства, повышения социального статуса и ослабления зависимости; возможности самореализации.

На уровне услуг за счет: активизации внутренних ресурсов; привлечения внешних ресурсов; повышения компетенции и профессиональных навыков сотрудников; расширения перечня услуг; развития партнерства с организациями, осуществляющими такие же услуги.

Оценка прироста человеческого капитала, определяется исходя из отдельных источников: за счет образовательных и других мероприятий; за счет проведения добровольческих мероприятий и привлечения ресурсов на выполнение общественных услуг

1.2 Экономический эффект

Экономический эффект, выражается по-разному в зависимости от направленности программы и объема выделенных средств: на трудовую реабилитацию; реализация программы может оказать позитивное влияние на развитие малого бизнеса и частного сектора; годовой экономический эффект может быть рассчитан за счет появления новых организаций и рабочих мест.

Экономический эффект выполнения социальной программы может определяться по следующим показателям: эффективность использования затраченных средств; эффективность реализации программы;

1.3 Финансовый эффект

Финансовый эффект может быть получен от трех составляющих: привлечения дополнительных средств при реализации программы. Объем дополнительно привлеченных средств по любым мероприятиям и в целом по программе и составляет финансовый эффект; снижения стоимости услуг. Финансовым эффектом в этом случае является снижение текущих затрат за счет применения экономных технологий, которые приводят к снижению определенных затрат; предотвращения больших затрат в ситуации «без поддержки» программы. Кроме описанных выше эффектов могут быть включены и другие, полученные в результате реализации мероприятий программы. Для обоснования результатов в отчетах следует представлять фото, видео, аудио записи, а также публикации, издательскую литературу и другие материалы, подтверждающие полученные показатели.

2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Кратко рассмотрим эффективность социальных программ при их стратегическом планировании. Для стратегического планирования существенное значение имеет четкость трактовок понятий «социальная программа» и «социальная проблема».

Социальная программа -- это содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач решения социальных(ой) проблем(бы), характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций.

Социальная проблема -- это объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления.

Социальные проблемы подразделяются на: локальные, затрагивающие частные социальные аспекты общественной жизни (например, интересы конкретных индивидов, групп населения: инвалидов, по жилых и т.д.); социальные проблемы, возникающие на уровне социальных институтов (здравоохранения, образования, социального обеспечения и т.д.); социальные проблемы, требующие структурных преобразований общественной системы в целом (социальные реформы).

Стратегическое планирование при разработке социальных программ следует рассматривать как процесс выбора целей и технологий решений социальных проблем. Этот выбор должен быть ориентирован на отдаленные результаты, и осуществляться на основе оценки структурных преобразований общественной системы, ее социальных институтов с учетом интересов субъектов социальной политики. Центральными субъектами являются государство и человек, в интересах которого осуществляется эта политика

В российской практике социальные программы подразделяются на следующие виды: доходов и цен; занятости и социально-трудовых отношений; охраны здоровья населения и развития здравоохранения; социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.); образования; семьи, материнства и детства; дети России и др.

Стратегическое планирование должно осуществляться поэтапно: социальное прогнозирование; социальное проектирование; социальное планирование; долгосрочные целевые социальные программ. Критериями стандартизированных показателей целевых результатов, могут быть количественные показатели (выраженные в абсолютных числах, %, долях и т.п.) и качественные (субъективно-объективные показатели улучшения, ухудшения, стабилизации и т.п.).

Показателем эффективности является оценка реализации долгосрочных программ, безусловно, будет происходить в весьма отдаленном для ее разработчиков будущем, и в большинстве случаев не ими, а другими людьми. Это обстоятельство в определенной мере ослабляет ответственность, а с другой стороны ее усугубляет. Как бы не были привлекательны цели стратегического планирования, хороши задуманные технологии, но их осуществление в руках конкретных людей. Поэтому механизм управления долгосрочными программами, включая подбор, расстановку, управление преемственностью кадрами -- участниками программ на разных временных этапах будет иметь решающее значение. Разработка такого механизма зависит от выбора цели управления, ее формирования и обоснования. При этом цель как будущее состояние социального объекта может рассматриваться с учетом его прошлого положения, настоящего состояния, тенденции развития.

Конечной целью стратегического планирования может быть определено повышение уровня жизни населения и его отдельных групп. Показателями должны стать динамика прожиточного минимума, соотношение доходов и расходов населения и его отдельных групп и т.д. Эти показатели относятся преимущественно к экономическим категориям. Такая оценка вызвала неудовлетворение и ученых, и практиков, она не дает должным образом определить эффективность управления и выбранную стратегию социального развития.

Стратегическое планирование при разработке социальных программ должно предполагать социальный прогресс, социальное благополучие, интеграцию социальных интересов различных социальных групп и слоев населения и членов гражданского общества путем планомерного управления социальными процессами и их модернизации, что является также показателями оценки эффективности социальных программ.

3. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Для того, чтобы определить эффективность социальной программы, по выполненным мероприятиям и другим событиям реализованных в рамках программы предоставляются заключительные аналитические и финансовые отчеты с приведением следующих показателей:

Количественные показатели, они определяются:

Количеством поддержанных программ в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, молодежных инициатив, культуры и т.д.;

Количеством заключенных договоров (на основании финансирования по сметам);

Количеством проведенных мероприятий при выполнении программ (к мероприятиям относятся: конференции, семинары, тренинги, консультации и т.д.);

Количеством принявших участие в реализации мероприятий программы (количество мужчин и женщин, ветеранов труда);

Количеством организаций и учреждений, получивших поддержку инициатив (указать наименование, численность работающих и основной вид деятельности);

Количество организаций всех форм собственности, привлеченных к реализации поддержанных программ (указать организацию, руководителя и вид деятельности).

Качественные показатели, они определяются:

Профилем вновь созданных общественных объединений, некоммерческих организаций;

Условиями созданных новых рабочих мест (указать по каким профессиям и сколько мест, вид оплаты и работы);

Составом принявших участие в различных обучающих мероприятиях;

Характером выполненных научных исследований по различным мероприятиям программы (направление исследования, количественные и качественные результаты, авторов).

В настоящее время не существует единой системы методики оценки эффективности и качества деятельности учреждений социального обслуживания или системы социальных услуг на определенной территории. Все предлагаемые оценки не являются комплексными, охватывая лишь одну сторону (или некоторые стороны) деятельности исследуемого объекта.

Так, количественные показатели охвата населения социальными услугами, доступности учреждений, набора их функций не дают представления о качественной стороне объекта; субъективные оценки клиентами деятельности социальных служб являются достаточно важными, но, как давно установлено теорией менеджмента, в основном отражают их эмоции (жалуются или восхищаются чаще всего те, кто обнаружил некоторые отклонения в лучшую или худшую сторону, или лица с особым складом характера). Наконец, степень осознания населением потребности в социальных услугах значительно влияет на характер оценки, данной клиентами. Поэтому хотя постоянное исследование мнения клиентов является обязательной частью деятельности социальных служб, профессионалы социального управления должны хорошо осознавать относительность результатов, полученных с использованием такого инструментария. Среди методов оценки следует упомянуть и социальную экспертизу.

Оценка текущего состояния социального объекта подразумевает решение следующих задач:

Анализ с помощью избранных оценочных критериев сильных и слабых сторон деятельности, характеристика системы управления социального объекта, его материальной базы, определение степени укомплектованности учреждения или органа профессиональными кадрами, перспектив расширения и т.д. (диагностические задачи);

Ранжирование недостатков деятельности учреждения: недостатки, которые могут быть устранены внутри самой системы, силами сотрудников данного объекта; недостатки, которые не могут быть устранены силами сотрудников данного объекта;

Определение места социального объекта в социальной структуре подведомственной территории; моделирование его связей с другими объектами или системами социальной сферы, вовлеченными в процесс преобразования.

Стадия оценки текущего состояния социального объекта в процессе подготовки программы его трансформации является одной из ключевых. Результат такой оценки и сформулированные на ее основе выводы составляют итоговую базовую позицию для всей последующей процедуры проектирования. В связи с этим выводы должны быть надежными, объективными и полными. Они призваны мотивировать руководителя к деятельности, создать у него представление о реальной перспективе развития социального объекта, продемонстрировать, чего можно добиться в конкретной ситуации, какие проблемы невозможно решить без привлечения других ресурсов социальной системы.

Экономическая подсистема управления представляет собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается экономический эффект. В отличие от организационно -- административной экономическая подсистема управления предполагает разработку общих планово -- экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием.

Большой эффект в экономическом управлении дают целевые программы. Решая преимущественно экономические задачи, целевые программы в связи с этим и на основе этого решают многие самые разнообразные социальные программы. Социальные мероприятия любой целевой программе направлены на совершенствование условий жизни людей, они призваны предупреждать или снижать социальную напряженность, предотвращать социальные конфликты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практически оценка эффективности социальных программ ведется по двум взаимосвязанным направлениям: оценка экономической эффективности и анализ социальной результативности программ. Экономическую эффективность определить проще, она осязаема, теория и практика накопили немало методик, позволяющих с необходимой полнотой проанализировать экономическую эффективность отдельных мероприятий или программ в целом. Что же касается социальной эффективности программ, то пока можно говорить лишь о выработке подходов к ее определению.

Как показал опыт разработки и реализации программ необходимость в них возникает тогда, когда появляется достаточно большое количество экономических и социальных проблем, которые де могут быть решены в результате стихийного взаимодействия отдельных производителей по законам рынка. Именно такая ситуация сложилась в сегодняшних условиях России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. В.В. Ткаченко Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технология разработки социальных программ» для студентов очной, заочной и заочно-сокращенной форм обучения по специальности 040101 «Социальная работа». - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2007. - 64с.

2. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с.

3. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.

4. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. -- М.: Издательство «Экзамен», 2003. -- 736 с.

5. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»)

Подобные документы

    Социальные проекты, принципы, приоритеты и классификация социальных программ. Предпроектный анализ, планирование, разработка, принятие и утверждение социального проекта, его выполнение и внесение корректив, подведение итогов выполнения проекта.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Процесс развития общества. Концептуальные подходы к социологическому исследованию социальных проблем, их диагностика. Критерии и методы обоснования программного решения социальных проблем. Методы формирования целевой структуры социальной программы.

    дипломная работа , добавлен 29.07.2009

    Понятие качества социальных услуг. Определение критериев и показателей оценки эффективности социального обслуживания. Система контроля за деятельностью подразделений и сотрудников учреждения. Основные факторы, влияющие на качество социальных услуг.

    реферат , добавлен 16.08.2014

    Понятие культурно-досуговых программ. Современные технологии в проведении культурно-досуговых программ. Инновационные формы культурно-досуговых программ. Разработка социальных технологий в сфере культуры и досуга. Современная индустрия развлечений.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2016

    Критерии и показатели эффективности социальной политики. Анализ степени социального расслоения и направленности социальной мобильности. Показатели социального напряжения. Социальная эффективность - соотношение затрат на проведение социальных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2014

    Социальная политика - основополагающий компонент государственного управления. Сущность важнейших технологий, применяемых в социальной политике. Стратегическое планирование при разработке социальных программ. Социальная экспертиза и социальная диагностика.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2009

    Мониторинг федерального и регионального законодательства по развитию социальной сферы в РФ. Анализ показателей, характеризующих уровень жизни населения. Прогнозирование и регулирование оплаты труда. Оценка эффективности социальных программ в регионе.

    дипломная работа , добавлен 02.01.2014

    Теоретико-методологические основы в изучении социальной ответственности. Этика в контексте организационной культуры. Особенности построения социальных программ в бизнесе. Интересы собственников и руководителей бизнеса в процессе реализации программ.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2017

    Деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Качество услуги. Система качества учреждений социального обслуживания.

    презентация , добавлен 08.12.2013

    Понятие социальной политики и ее основные функции, современное состояние в России и проблемы в условиях реформирования политической системы общества. Процесс функционирования социальной сферы Ливны, анализ действующих социальных программ данного города.

Введение

1. Эффекты оценки социальных программ

1.1 Социальный эффект

1.2 Экономический эффект

1.3 Финансовый эффект

2. Стратегическое планирование при разработке социальных программ

3. Показатели оценки эффективности

Заключение

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ

В кризисных ситуациях, в период модернизации общества и его переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на главных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактических задач, поступательность их движения. Особый вопрос составляет определение их эффективности.

Эффективность - переменная социального процесса, выражающая его оценку с точки зрения ожидаемого результата. Если фактический результат в основном соответствует ожидаемому, то можно говорить об эффективном процессе, если соответствует полностью - оптимальном, если соответствует частично - малоэффективном, если не соответствует - неэффективном процессе.

Подлинная эффективность - переменная социального процесса, выражающая его оценку с точки зрения ожидаемого результата. Если фактический результат в основном соответствует ожидаемому, то можно говорить об эффективном процессе, если соответствует полностью - оптимальном, если соответствует частично - малоэффективном, если не соответствует - неэффективном процессе.

Паспорт целевых программ включает следующие пункты: наименование; дата принятия решения о разработке проекта, программы; заказчик; основной разработчик программы; цели и задачи программы; сроки реализации; перечень основных подпрограмм; исполнители подпрограмм и основных мероприятий; объем и источники финансирования; ожидаемые конечные результаты реализации программы; система организации контроля за исполнением программы. Учитывая эти параметры, можно определить показатели оценки эффективности социальных программ.


1. ЭФФЕКТЫ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Для начала рассмотрим, в чем заключаются эффекты оценки результатов социальных программ.

1.1 Социальный эффект

Социальный эффект может быть получен на нескольких уровнях:

На уровне региона за счет: развития третьего сектора и межсекторного сотрудничества; возможности планирования переориентации выполнения социальных услуг от государственных органов к общественному сектору; максимума участия всех заинтересованных организаций, групп и активных личностей в принятии решений относительно планирования и мониторинга социальных и других услуг; внедрения в практику новых социальных технологий, присущих современным подходам к предоставлению социальных услуг; разработки и применения механизма общественного контроля над распределением общественных ресурсов, развитие механизмов, обеспечивающего «прозрачность» принятия решения по распределению ресурсов.

На уровне организаций и лиц, выполняющих программу, за счет: повышения качества жизни вследствие возможностей реализации программы; увеличения числа активных граждан, участников мероприятий; повышения социальной компетентности населения за счет увеличения информированности; преодоления социальной изоляции; повышения гарантий обеспеченья прав и свобод человека.

На уровне пользователя, то есть тех, на кого направлена программа, за счет: психологической поддержки; развития творчества и получения трудовых навыков; возможности трудоустройства, повышения социального статуса и ослабления зависимости; возможности самореализации.

На уровне услуг за счет: активизации внутренних ресурсов; привлечения внешних ресурсов; повышения компетенции и профессиональных навыков сотрудников; расширения перечня услуг; развития партнерства с организациями, осуществляющими такие же услуги.

Оценка прироста человеческого капитала, определяется исходя из отдельных источников: за счет образовательных и других мероприятий; за счет проведения добровольческих мероприятий и привлечения ресурсов на выполнение общественных услуг

1.2 Экономический эффект

Экономический эффект, выражается по-разному в зависимости от направленности программы и объема выделенных средств: на трудовую реабилитацию; реализация программы может оказать позитивное влияние на развитие малого бизнеса и частного сектора; годовой экономический эффект может быть рассчитан за счет появления новых организаций и рабочих мест.

Экономический эффект выполнения социальной программы может определяться по следующим показателям: эффективность использования затраченных средств; эффективность реализации программы;

1.3 Финансовый эффект

Финансовый эффект может быть получен от трех составляющих: привлечения дополнительных средств при реализации программы. Объем дополнительно привлеченных средств по любым мероприятиям и в целом по программе и составляет финансовый эффект; снижения стоимости услуг. Финансовым эффектом в этом случае является снижение текущих затрат за счет применения экономных технологий, которые приводят к снижению определенных затрат; предотвращения больших затрат в ситуации «без поддержки» программы. Кроме описанных выше эффектов могут быть включены и другие, полученные в результате реализации мероприятий программы. Для обоснования результатов в отчетах следует представлять фото, видео, аудио записи, а также публикации, издательскую литературу и другие материалы, подтверждающие полученные показатели.


2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Кратко рассмотрим эффективность социальных программ при их стратегическом планировании. Для стратегического планирования существенное значение имеет четкость трактовок понятий «социальная программа» и «социальная проблема».

Социальная программа - это содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач решения социальных(ой) проблем(бы), характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций.

Социальная проблема - это объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления.

Социальные проблемы подразделяются на: локальные, затрагивающие частные социальные аспекты общественной жизни (например, интересы конкретных индивидов, групп населения: инвалидов, по жилых и т.д.); социальные проблемы, возникающие на уровне социальных институтов (здравоохранения, образования, социального обеспечения и т.д.); социальные проблемы, требующие структурных преобразований общественной системы в целом (социальные реформы).

Стратегическое планирование при разработке социальных программ следует рассматривать как процесс выбора целей и технологий решений социальных проблем. Этот выбор должен быть ориентирован на отдаленные результаты, и осуществляться на основе оценки структурных преобразований общественной системы, ее социальных институтов с учетом интересов субъектов социальной политики. Центральными субъектами являются государство и человек, в интересах которого осуществляется эта политика

В российской практике социальные программы подразделяются на следующие виды: доходов и цен; занятости и социально-трудовых отношений; охраны здоровья населения и развития здравоохранения; социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.); образования; семьи, материнства и детства; дети России и др.

Стратегическое планирование должно осуществляться поэтапно: социальное прогнозирование; социальное проектирование; социальное планирование; долгосрочные целевые социальные программ. Критериями стандартизированных показателей целевых результатов, могут быть количественные показатели (выраженные в абсолютных числах, %, долях и т.п.) и качественные (субъективно-объективные показатели улучшения, ухудшения, стабилизации и т.п.).

Показателем эффективности является оценка реализации долгосрочных программ, безусловно, будет происходить в весьма отдаленном для ее разработчиков будущем, и в большинстве случаев не ими, а другими людьми. Это обстоятельство в определенной мере ослабляет ответственность, а с другой стороны ее усугубляет. Как бы не были привлекательны цели стратегического планирования, хороши задуманные технологии, но их осуществление в руках конкретных людей. Поэтому механизм управления долгосрочными программами, включая подбор, расстановку, управление преемственностью кадрами - участниками программ на разных временных этапах будет иметь решающее значение. Разработка такого механизма зависит от выбора цели управления, ее формирования и обоснования. При этом цель как будущее состояние социального объекта может рассматриваться с учетом его прошлого положения, настоящего состояния, тенденции развития.

Конечной целью стратегического планирования может быть определено повышение уровня жизни населения и его отдельных групп. Показателями должны стать динамика прожиточного минимума, соотношение доходов и расходов населения и его отдельных групп и т.д. Эти показатели относятся преимущественно к экономическим категориям. Такая оценка вызвала неудовлетворение и ученых, и практиков, она не дает должным образом определить эффективность управления и выбранную стратегию социального развития.

Стратегическое планирование при разработке социальных программ должно предполагать социальный прогресс, социальное благополучие, интеграцию социальных интересов различных социальных групп и слоев населения и членов гражданского общества путем планомерного управления социальными процессами и их модернизации, что является также показателями оценки эффективности социальных программ.


3. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ