Швартовные или швартовые. Как появилась фраза «отдать швартовы» и что она означает? Швартовы.Материал швартов. Названия швартовов в зависимости от расположения

Cодержание статьи:

Во всех мультфильмах и кино про море, корабли, пиратов мы слышим, как капитан судна или его помощник кричит команду «Отдать швартовы!». Эта фраза четко ассоциируется с художественными произведениями, однако ее используют на настоящих судах и по сей день, причем не только на морских, но и воздушных.

Значение слова «швартовы»

Большая часть морской терминологии, связанной с видами судов, способами плавания, имеет арабские корни, в том числе слова «корабль», «галера», «адмирал». Это не удивительно, поскольку арабские мореплаватели первыми соединили торговыми путями Аравийский полуостров с Мадагаскаром, Цейлоном, Индией и даже Китаем еще в доисламский период.

А различные приспособления, механизмы – относятся к голландскому и английскому языкам, например камбуз , кнехт , мачта , такелаж . Технологическим развитием судостроения занимались европейцы, недаром именно в Голландии и Англии будущий император Петр I изучал морское дело. Он лично создал первый в России «Морской устав » в 1720 году, где упоминается швартов .

Есть две версии происхождения слова «швартов»:

  1. Голландские «zwaar touw» означают «тяжелый канат»;
  2. Английские слова «shore» и «tow» — берег и буксир.

Таким образом, швартовый канат – это приспособление для привязывания судна к пристани или другому кораблю во время стыковки.

Слово используется не только в морском деле, но и в авиации. Так самолеты швартуют на месте стоянки для того, чтобы их не сдуло сильным порывом ветра.

В словаре Даля, помимо уже указанного значения, швартовым называют морской причал, к которому пристает корабль. Синонимы: шейма, косяк.

Также в речи моряков используется слово «шварт», которое означает запасной якорь.

В устройстве судна встречается множество канатов, тросов, веревок и цепей, которые все вместе удерживают отдельные части в едином целом, а также используются для транспортировки грузов, управления кораблем. Все вместе они называются такелажем

Отдельно выделяют веревки, которые управляют парусами – они называются снасти .

Швартовые канаты, как и прочие тросы на корабле, сделаны из следующих материалов:

  • Стальной цепи;
  • Пеньки;
  • Синтетики (полипропилен, терилен);
  • Растительных волокон;
  • Парусины;
  • В древности – койры, волокон кокосовой пальмы;
  • Проволоки.

На судне встречаются такие канаты:

  1. Бакштов . Используют для крепежа мелких судов к кораблю, в том числе шлюпок;
  2. Стропы . Подходят для работы с грузами, подвешивания, привязывания и перемещения, как в пределах борта, так и во время разгрузки на берег;
  3. Буйареп . Крепится к якорю и за счет специального деревянного поплавка определяет его местоположение;
  4. Сорлинь . Контролирует работу руля и помогает в случае его поломки;
  5. Шпринги . Один из видов швартовых тросов, подается так, чтобы удерживать корабль в заданном положении при стоянке у причала.

Что значит отдать швартовы?

Команда «отдать швартовы» или «отдать концы» звучит на корабле в тот момент, когда судно готовится причаливать. В этот момент на пристани «принимают швартовы», то есть ловят конец каната и крепят судно к берегу. Одновременно с этим спускаются паруса, сбрасывается якорь.

Виды концов или выбросок:

  • Коренной;
  • Ходовой.

Конец состоит из огона , линя , то есть растительного троса, и легости – мешка из парусины, наполненного песком.

Швартовные операции

Причаливание к берегу и отчаливание от него кораблем – одни из самых сложных операций, требующих слаженной работы экипажа корабля и матросов на причале. Все вместе они называются «швартовыми операциями».

Процесс швартования, то есть причаливания, происходит следующим образом:

  1. Старшие члены команды: помощники капитана, механик, старший матрос – занимают положенные места на носу, корме.
  2. На конце швартового каната, осуществляющем крепление к причалу, находится петля, которая называется огон – от голландского «глаза»;
  3. На палубе и пристани установлены парные тумбы для крепления троса – кнехты;
  4. Конец пропускается через специальные отверстия в палубе – клюзы, киповые планки;
  5. Проложив канат парусиной в местах трения, концы по команде кидают сначала с носовой части, затем остальные;
  6. После закрепления канатов на морской узел места крепления покрываются противокрысиными щитами.

Между бортом корабля и пристанью прокладывают кранцы – резиновые шары или использованные покрышки, наполненные воздухом. Они нужны для того, чтобы обшивка судна не повредилась.

В случаях, если нет возможности причалить к берегу, крепление судна осуществляется к одной или нескольким швартовым бочкам.

При отшвартовке, то есть отчаливания от берега, процесс отличается только тем, что с причала отдают швартовы, а на палубе забирают, втягивают их.

Морские узлы и крепление судна

Естественно, при креплении судна к берегу без морских узлов не обойтись. Во время причаливания используют такие виды:

  • Выбленочный узел с петлей . Название получил благодаря выбленкам – веревочным ступенькам, по которым матросы лезут на мачту. Используется для повязки канатов на предметы с гладкой поверхностью;
  • Узел полуштык . Страховочный узел, укрепляет коренной на случай повышенной нагрузки.

Как мы видим, швартовка – это трудоемкий процесс, связанный с мореходством и авиацией. В нем проявляется командная работа экипажа, совершенство технологических приспособлений на корабле. Несмотря на то, что термину как минимум три сотни лет, на флоте можно услышать команду «Отдать швартовы!» ежедневно до сих пор.

Видео: как спускают судно на воду

В данном ролике будут показаны наиболее зрелищные спуски на воду гигантских пассажирских и грузовых кораблей:

ШВАРТОВ

ШВАРТОВ

(голл.). Канат, которым прикрепляются корабли с носа и кормы к палам и сваям.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ШВАРТОВ

[нидерл. sjortouw ] - морск. канат, трос (или цепь), которым судно подтягивают и крепят к пристани, к другому судну и т. п. во время стоянки.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

ШВАРТОВ

канаты, которыми корабли и пароходы прикрепляются с носа и кормы к палам и пристаням.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ШВАРТОВ

толстый канат, которым привязывается ставшее на якоре судно к пристани.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Шварто́в

(гол. zwaartouw) мор. трос (или цепь), которым судно привязывается к пристани, другому судну и т. п. во время стоянки.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Швартов

швартова, м. [гол. sjortow ] (мор., авиац.). Трос (или цепь), которым судно привязывается к пристани, другому судну и т. п. во время стоянки.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Швартов

а, м. (нидерл. zwaartouw zwaar тяжелый + touw канат).
мор. Канат, трос, которым судно привязывается к пристани или к другому судну во время стоянки. Отдать швартовы! (команда, означающая: отвязать судно от причала).
Швартовый - относящийся к работам во время стоянки судна на швартовах.
Швартовать - ставить (судно) на швартовы.
|| Ср. бакштаг , буйреп , грунтов , линь , перлинь , фал , фалинь , шкентель .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ШВАРТОВ" в других словарях:

    Стальной, синтетический или растительный трос (цепь), предназначенный для крепления корабля (судна) к причалу или другому кораблю (судну). Число швартов, их толщина и материал зависят от размеров корабля (судна) и условий стоянки. EdwART.… … Морской словарь

    - (от нидерл. zwaartouw) трос (стальной, синтетический или из растительного волокна), с помощью которого подтягивают и крепят судно к причалу или другому судну … Большой Энциклопедический словарь

    ШВАРТОВ, швартова, муж. (голланд. sjortow) (мор., авиац.). В морском судоходстве и воздухоплавании пеньковый или проволочный канат, которым привязывается судно или летательный аппарат на стоянке; срн. чалка1 во 2 знач. Отдать швартовы (отвязать… … Толковый словарь Ушакова

    ШВАРТОВ, а, муж. (спец.). Канат, трос, к рым морское судно крепится к причалу. Отдать швартовы (открепить судно от причала). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж., мор. причал волжск. канат, перлинь (волжск. шейма, косяк), коим корабли в гавани чалятся к палам и сваям. Швартовить, ошвартовить на зиму судно. ся, страд. и ·возвр. Шварт муж. запасный, пятый якорь на корабле. Толковый словарь Даля. В.И.… … Толковый словарь Даля

    Сущ., кол во синонимов: 3 канат (36) трос (55) чал (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    швартов - швартов, м., род. швартова; мн. швартовы, род. швартовов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Швартовное устройство Назначение, расположение, общая схема

Швартовное устройство -- совокупность приспособлений и механизмов расположенны х на верхней палубе и предназначенных для надежного удержания корабля у причала (пирса), плавучих сооружений или борта другого корабля. Оно обеспечивает швартовку корабля кормой, бортом (лагом) и носом, а также используется для буксировки, передачи грузов на ходу и в других случаях.

Швартовы.Материал швартов. Названия швартовов в зависимости от расположения

Швартовное устройство -- совокупность приспособлений и механизмов расположенных на верхней палубе и предназначенных для надежного удержания корабля у причала (пирса), плавучих сооружений или борта другого корабля. Оно обеспечивает швартовку корабля кормой, бортом (лагом) и носом, а также используется для буксировки, передачи грузов на ходу и в других случаях.

Вартовы - стальные, растительные или синтетические канаты (тросы). В настоящее время в основном применяются синтетические швартовы. Эти швартовы имеют ряд преимуществ: они легкие, гибкие, прочные, упругие (гасятся рывки), но есть и недостатки: оплавляются при трении, разрушаются на солнце, при разрыве выделяют колоссальную кинетическую энергию (что опасно для швартовщиков).

Содержание: О введении Правил правописания и произношения некоторых слов и выражений, принятых в
военно-морском языке.

В служебной переписке и в различных печатных изданиях Народного Комиссариата Военно-Морского Флота нет единства в

обозначении одних и тех же предметов и понятий из области военно-морского обихода.

Для прекращения разнобоя и соблюдения чистоты военно-морского языка предлагается:

1. Принять к руководству Правила правописания и произношения некоторых слов и выражений, принятых в военно-морском языке.

2. Правила изучить всем офицерам военно-морского флота и руководствоваться ими как в литературной работе, так и в повседневной служебной переписке (донесения, отчеты, приказы).

3. Ввести изучение Правил в военно-морских учебных заведениях всех ступеней и разрядов, в которых читается курс русского языка и литературы.

Приложение: Правила правописания и произношения некоторых слов и выражений, принятых в военно-морском языке.

Начальник Главного Морского Штаба ВМФ

вице-адмирал АЛАФУЗОВ.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Главного Морского Штаба
Вице-адмирал Алафузов
16 сентября 1944 г.

Согласовано с Институтом языка и
письменности Академии Наук СССР.

Действительный член Академии Наук СССР

С. Обнорский

Правила правописания и произношения
некоторых слов и выражений, принятых
в военно-морском языке

1. Основные пособия

Основными пособиями для решения сомнительных вопросов правописания и произношения считать:

а) Академик А. А. Шахматов, Очерк современного русского литературного языка. Утверждено Наркомпросом РСФСР в качестве пособия для высших педагогических учебных заведений, издание третье. Государственное Учебно-Педагогическое Издательство, Москва - 1936

Теоретически обоснованное толкование общих вопросов русского правописания и, отчасти, произношения;

б) Толковый словарь русского языка под редакцией профессора Д. Н. Ушакова, изд. Гос. института «Сов. Энциклопедия», ОГИЗ,
1935 г.

Толкование, произношение и правильное написание слов русского происхождения, входящих в современный русский
язык (кроме имен собственных);

в) Большая Советская Энциклопедия

Правописание и произношение большинства слов, в том числе многих имен собственных, входящих в современный русский язык;

г) Морской словарь, том первый, А-Н, Военно-морское издательстве НКВМФ СССР, Москва 1939 Ленинград;

д) Морской словарь, том второй, О-Я, Государственное Военно-морское издательство НКВМФ, Москва 1939 Ленинград

Правописание военно-морских терминов, вошедших в язык до составления словаря;

е) Наставление по боевой деятельности штабов соединений Военно-Морского Флота. Государственное, военно-морское издательство НКВМФ, Москва 1940 Ленинград

Формы боевых документов, правильное написание нумерации кораблей и частей, ссылок на карты, дат, ориентирования по странам света, географических наименований;

ж) Правила ведения оперативных карт, Государственное издательство НКВМФ СССР, Москва 1940 Ленинград

Правильное написание сокращенных обозначений, принятых в Военно-Морском Флоте;

з) Наставление по полевой службе штаба Красной Армии. Военное издательство Народного Комиссариата Обороны Союза ССР,
Москва-1942

Правильное написание условных сокращенных обозначении, принятых в Красной Армии;

и) Справочник корабельного состава военно-морских флотов иностранных государств 1943, Управление Военно-Морского издательства НКВМФ Союза ССР, Москва - 1943

Правильное написание названий современных иностранных боевых кораблей и вспомогательных судов в русской и латинской транскрипциях.

Все, следующее ниже, основано на согласованных указаниях большинства перечисленных пособий.

В дальнейшем к числу основных пособий присоединится готовящийся к выпуску Морской Атлас издания Гидрографического управления ВМФ.

г) документальное обоснование правильного написания географических наименований.

2. О правописании некоторых имен
существительных

Именительный падеж единственного числа:

Предложный падеж единственного числа:

Именительный падеж множественного числа:

Писать

Не писать

договоры (произн. договО ры) договора
инженеры инженера
военные корабли военные суда
катера (произн. катер А ) катеры
кондукторы (произн. кондуктО ры) кондуктора
крейсера (произн. крейсерА ) крейсеры
лоцмана (произн. лоцманА ) лоцманы
мичмана (произн. мичманА ) мичманы
офицеры офицера
порты порта
сейнеры сейнера
суда судна
торговые суда торговые корабли
транспорты транспорта
швартовы подать швартовые подать
штурмана (произн. штурманА ) штурманы
якоря якори

Родительный, винительный и предложный падежимножественного числ а:

3. О правописании некоторых имен прилагательных

Писать

Не писать

двухкилометровый двух-километровый, 2-километровый
одесское направление Одесское направление
Одесская военно-морская база одесская военно-морская база
операционное направление оперативное направление
оперативное мышление операционное мышление
опознательный сигнал опознавательный сигнал
опытовый бассейн опытный бассейн
опытовое испытание опытное испытание
опытовый комплект опытный комплект
опытовый образец опытный образец
опытовое ученье опытное ученье
опытный матрос -
опытный офицер -
плавные сети пловные сети
румынское побережье Румынское побережье
трехорудийный залп 3-орудийный залп
типовая операция -
типичная для Финского залива обстановка для проведения операции -
Финский залив -
финское побережье -
финляндские шхеры -
швартовные испытания механизмов швартовые испытания механизмов

4. О правописании числительных

Числа до девяти включительно для обозначения числа предметов писать словами: восемь катеров. Численность предметов свыше девяти можно показывать и словами и цифрами: десять катеров (10 катеров). Показывая численность предметов цифрами, самые предметы писать словами: 10 дивизионов тральщиков, а не 10 ДТЩ (последнее сокращение обозначает десятый дивизион тральщиков).

5. Об употреблении некоторых глаголов

6. О правильном написании географических названий

Правильное написание географического названия выбирается из Указателя Морского Атласа издания Гидрографического Управлении ВМФ или из последнего издания соответствующей лоции ГУ ВМФ СССР (с помощью алфавитного указателя). Если лоции, охватывающей необходимый район нет, то надлежит руководствоваться написанием, принятым в Большой Советской Энциклопедии или в Указателе Большого Советского Атласа Мира.

При необходимости в официальном документе упомянуть зарубежное географическое название, отсутствующее в Морском Атласе и в лоциях ГУ ВМФ СССР, писать его латинским алфавитом, пользуясь транскрипцией лоций британского адмиралтейства.

Если частное географическое название состоит из двух слов, оба слова пишутся с заглавной буквы: Западный Гогландский плес, Босфор Восточный.

7. Об ориентировании в пространстве

Все направления давать в градусах или в румбах, придерживаясь следующих положений:

а) в градусах давать курсы, пеленги, секторы освещения маяков, направления створов, направления от приметных точек для отыскания местоположения опасности, знаков пловучего ограждения и т. п.;

б) направления ветров, течений и берегов давать всегда в румбах, причем построение фразы в этом случае должно исключать применение наименования румба в виде прилагательного. Например, следует писать ветер S, течение идет на NW, берег меняет направление на SO, берег имеет направление NO - SW или ветер норд, течение идет на норд-ост, но не «зюйдовый ветер», «норд-вестовое течение», «зюйд-вестовое направление» и т. п.;

в) направления, характеризующие ориентирование объекта (берег, мыс, оконечность и т. п.) относительно стран света, всегда давать русскими словами, например, северный берег, юго-западная оконечность, восточнее створа и т. п.;

г) направления, дающие ориентирование на береговые объекты с моря, могут даваться в румбах и в градусах, например, мыс Круглый на ONO в 3 милях, гора Высокая на 136° в 2,5 мили.

8. О правописании фамилий

Фамилии, происходящие от славянских корней, оканчивающиеся на в , н , ч , ский , цкий , ый , ий , а (как Данилин, Иванов, Матвеев, Ивановский, Иванович, Белый, Иванецкий, Лебеда), а также советские фамилии, происшедшие от неславянских корней, и, наконец, иностранные фамилии - обрусевшие или прочно вошедшие в обиход русской письменности и притом созвучные русским словам (Альтфатер, Амундсен), склоняются в полном соответствии с правилами имен существительных или прилагательных.

Фамилии славянского происхождения на о и все фамилии неславянского происхождения, несозвучные русским словам, не склоняются (Конюшенко, Траверсе. Георгадзе, Георгишвили, Юсуф-Заде).

9. О правописании названий кораблей

Род названия корабля (как части речи - имени существительного или прилагательного), приводимого вместе с обозначением его класса или типа, подчиняется роду обозначения класса или типа корабля.

Примеры: крейсер «Аврора» выведен из гавани; подводная лодка «Морж» вышла из гавани; шхуна «Моряк» вошла в гавань.

В официальных документах названия кораблей непременно предварять обозначениями класса или типа: эскадренный миноносец «Гордый». При этом склоняется только обозначение класса или типа, а название корабля остается без изменений.

Пример: без эскадренного миноносца «Гордый» выходить нецелесообразно.

10. О сокращениях

Злоупотребление сокращенными обозначениями затрудняет чтение, затемняет смысл и иногда приводит к ошибочному толкованию текста.

Употребление сокращенных обозначений допускается лишь там. где это неизбежно: в оперативных документах, в журналах - вахтенном, боевых действий, историческом, в официальных руководствах и в таблицах, где это вызвано недостатком места или желанием избежать повторения громоздких обозначений.

При этом в изданиях, предназначенных для широкого круга читателей. допускаются только те сокращения, которые приведены в Правилах ведения оперативных карт и в Наставлении по полевой службе штабов Красной Армии . Только в изданиях, предназначенных для узкого круга читателей, принадлежащих к составу одной специальной службы, допускаются условные сокращения, принятые внутри данной службы.

Пользуясь законным сокращением БТЩ, помнить, что это обозначает базовый тральщик, а не «быстроходный тральщик», КАТЩ есть тральщик-катер, а не «катерный тральщик».

Сокращенные обозначения классов кораблей, приводимые в оперативных документах, удваиваются только в тех случаях, когда речь идет о множественном числе кораблей без указания их численности.


Пример: КЛ КЛ построиться в кильватерную колонну, но: три КЛ построились в кильватерную колонну.

Число кораблей, класс которых дается сокращенным обозначением, писать словами.

Пример: три СКР (три сторожевых корабля).

Цифра, предваряющая сокращенное обозначение класса корабля, показывает порядковый номер корабля.

Пример: 3 СКР = третий сторожевой корабль.

Сокращенное обозначение класса корабля или типа самолета, приводимое без указания номера, пишется без кавычек.

Пример: два катера МО, самолет У-2, один Ла-5.

Однако тип самолета, обозначаемый полной фамилией конструктора или полным условным наименованием, пишется в кавычках.

Пример: два «Дугласа», три самолета «Летающая крепость».

Сокращенное обозначение класса или типа корабля в сочетании с цифрой, изображающие таким образом название (собственное имя) корабля, пишутся в кавычках (до второй половины XIX века названия кораблей писались без кавычек, но в печати выделялись курсивом), например: «МО-114», «М-172», «Щ-21».

Ультразвуковой прибор подводного наблюдения типа, разработанного англо-американской организацией Anti Submarine Defence
International Commitee, называть Асдик, а не Аздик.

Сокращенные обозначения метрических мер и различных физических величин, принятые в СССР, изображать в точном соответствии с существующими общесоюзными стандартами (ОСТ).

Например: м (метр), км (километр), кг /(килограмм), т (тонна) без точек (в частности потому, что м. служит Сокращенным обозначением минуты, а т. может быть принято за сокращение слова тысяча). Слово миля не имеет сокращенного обозначения и всегда пишется полностью (м означает метр, а м. - минуту). Слово кабельтов сокращается каб.

Общие наименования географических пунктов (остров, мыс, гора, город) во всех случаях кроме лоций писать полностью.

Например , остров Гогланд. В лоциях допускаются приведенные ниже сокращенные обозначения географических пунктов при следующих за ними собственных названиях:

Остров - о.
Река - р.
Селение - с.

Город - г.
Мыс - м.
Озеро - оз.

В иных случаях (помимо лоций) сокращение общих наименований географических объектов может повести к путанице (б. может быть понято как бухта, банка, база и башня, г. может быть понято как город и как гора, о. как остров и как озеро и т. п.).

В оперативных документах, уставах и в литературе популярного характера сокращенное обозначение географических координат должно изображать так: шир. 00°00" N, долг. 00 ° 00" 0 или
шир. 00 ° 00" норд., долг. 00 ° 00" ост.

В журнале боевых действий, в соответствии с Правилами ведения оперативных карт (стр. 28), при сокращенном обозначении координат широта дается без указания северной или южной; долгота - без указания восточной или западной: ш = 59°17",0, д = 27°18",5.

В научных работах (согласно ОСТ 6345) географические широта и долгота обозначаются фи φ и ламбда λ .

Избегать в письменных документах называть классы кораблей сокращенными обозначениями, допускаемыми (согласно Правилам ведения оперативных карт) для передачи по телефону и по семафору: линкор, эсминец, канлодка, подлодка.

В оперативных документах, составляемых в спешном порядке, разрешается применять сокращенные обозначения ЛК, ЭМ, КЛ, ПЛ, а во всех остальных случаях писать полностью: линейный корабль, эскадренный миноносец, канонерская лодка, подводная лодка.

11. О пользовании русской и латинской азбуками

Названия иностранных кораблей в газетах, журналах (кроме журнала «Морской Сборник» ) и в литературе популярного характера писать русскими буквами, пользуясь при этом русской транскрипцией алфавитного указателя «Справочника корабельного состава военно-морских флотов иностранных государств». Если при этом необходимо привести и подлинное иноязычное название, то его писать латинской азбукой в скобках после русского наименования. В журнале «Морской Сборник» и в печатных изданиях научно-исследовательского характера названия иностранных кораблей нового времени писать латинской азбукой в транскрипции соответствующего по времени издания «Справочника корабельного состава военно-морских
флотов иностранных государств»
или Jane"s Fighting Ships . При описании прошлого названия кораблей восточных государств, не пользовавшихся в свое время латинским алфавитом (Греции, Египта, Ирана, Турции, Сиама, Китая. Японии), писать по-русски.

Начальник отдела ГМШ по изучению и обобщению опыта войны

Капитан I ранга Н. ОЗАРОВСКИЙ.

Примечания в приказе:

Русский язык допускает равно обе формы: катера - катеры. крейсера - крейсеры, однако в обиходе флота и в военно-морской литературе ко второй
половине XIX века прочно установилась форма катера и крейсера: "Первые минные катера имели столь незначительный ход. что они не могли настичь
никакой военный корабль. . . "
(С. О. Макаров. Рассуждения по вопросам морской тактики, стр. 321. Военмориздат. 1943).

Итак: катеры. крейсеры, лоцманы, мичманы, штурманы, якори - представляют общелитературную форму.

Форма: катера, крейсера, лоцмана, мичмана, штурмана, употребляются в военно-морском языке как профессиональная форма.

Имеющий отношение к опытам (экспериментальный).

Обладающий опытом.

О движении шлюпки.

* Географическое частное название - имя собственное - пишется с заглавной буквы.

Финские, румынские и всякие иные побережья - нарицательные, могут быть различные - пишутся со строчной буквы.

Пустить ко дну.

Швартовое устройство предназначено для крепления судна к причалу, швартовым бочкам и палам или к борту другого судна.

В состав устройства входят:

Швартовные тросы;

Киповые планки;

Направляющие роульсы;

Швартовые механизмы.

Вспомогательные приспособления:

Стопоры;

Бросательные концы;

Швартовные тросы (швартовы, швартовые концы) бывают стальные, растительные и синтетические.

Швартовные тросы (канаты ). В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы . Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм.

Сроки службы судовых тросов:

Стальных тросов – бегучего такелажа от 2 до 4 лет ;

Растительных и синтетических тросов - кабельной работы - 3 года , перлиней – 2 года ;

- прочих тросов – 1 год.

Концы швартовых тросов заканчиваются петлей, которая называется – огоном.

Число швартовых тросов на судне, их длина и толщина определяетсяПравилами Регистра .

Схема заведения швартовых концов показана на рис.

Основные швартовы подают с носовой и кормовой оконечности судна в направлениях, исключающие движения судна вдоль причала и отход от него . В зависимости от направления заводки швартовы получили свои названия . Швартовы , заведенные с носовой и кормовой оконечности судна , удерживающие судно от движения вдоль причала называются носовым(1)и кормовым (2) продольными. Швартов, направление которого противоположно продольному называется шпрингом. Носовой (3) и кормовой (4)шпринги используются для тех же целей, что и продольные концы. Швартовы, заведенные перпендикулярно причалу , называются носовым (5) и кормовым (6) прижимным. Прижимные концы не дают судну отходить от причала при отжимном ветре.

Кнехты – литые или сварные тумбы (стальные и чугунные) для крепления швартовых тросов. На транспортных судах обычно устанавливают парные кнехты с двумя тумбами на общем основании, имеющими приливы для удержания нижних шлагов троса, и шляпки не позволяет верхним шлагам швартова соскакивать с тумб.

Устанавливают также кнехты с тумбами без приливов ,

и кнехты с крестовиной .

Кнехты с крестовиной удобны для крепления швартовых концов , направленных сверху под углом к палубе . Подобные кнехты устанавливают в носовой и кормовой частях судна по обоим бортам симметрично .



Иногда на судах устанавливают одно тумбовые кнехты битенги , которые используются при буксировке .


Битенги – представляют собой массивные тумбы , основания которых прикреплены в верхней палубе или пропущены через нее и прикреплены к одной из нижних палуб . Для удержания троса на битенгах имеются краспицы .

Удобны при выполнении швартовых операций – кнехты с вращающимися тумбами, снабженными стопорным устройством.

Закрепленный на причале швартов кладут «восьмеркой» двумя-тремя шлагами на тумбы кнехта, а затем на турачку брашпиля. Когда трос выбирают , тумбы вращаются и свободно пропускают трос . Когда трос выбирают, тумбы вращаются и свободно пропускают трос. В нужный момент снимают трос с турачки и накладывают и накладывают дополнительные шлаги на тумбы кнехта. При этом стопор удерживает тумбы от вращения.

Клюзы – устройства, через которые пропускают швартовые концы с судна. Клюзы представляют собой стальные (чугунные) с отверстиями круглой формы ,

или овальной формы , окаймляющие отверстия в фальшборте судна .

Рабочая поверхность клюзов имеет плавные закругления , исключающие резкие перегибы швартовых .

Для швартовки к борту судна маломерных плавучих средств, используют клюзы с приливами – рогами .

В местах, где вместо фальшборта сделано леерное ограждение , на палубе у кромки борта закрепляют специальные клюзы.

Сильное трение швартовых концов о рабочие поверхности клюзов указанных конструкций приводит к быстрому изнашиванию тросов , особенно синтетических, поэтому на судах получили широкое распространение универсальные клюзы ,

и поворотные универсальные клюзы.

Универсальный клюз имеет свободновращающиеся в подшипниках вертикальные и горизонтальные ролики, образующие зазор, в который пропускается подаваемый на берег трос. Вращение одного из роликов при выбирании троса с любого направления значительно уменьшает трение. Поворотный универсальный клюз имеет в корпусе вращающуюся шарикоподшипниковую обойму.



Киповые планки имеют такое же назначение, что и швартовые клюзы .

По конструкции киповые планки бывают простые,


с битенгом,

с одним роульсом,


с двумя роульсами,

с тремяроульсами.

Для проводки швартовов, подаваемых на высокие причалы и суда с высокими бортами, применяют закрытые киповые планки .

Наибольшее распространение получили киповые планки с роульсами , применение которых значительно уменьшает затраты усилий на преодоление сил трения, возникающих во время выбирания троса .

Для проводки швартовых тросов от клюзов к барабанам швартовых механизмов на палубе бака и юта устанавливают металлические тумбы с направляющими роульсами.

Вьюшки – предназначены для хранения швартовых тросов. Они имеют стопорные приспособления . Устанавливают их в носовой и кормовой частях судна не слишком далеко от кнехтов .

Швартовые механизмы – служат для подтягивания судна на заведенных швартовых к причалу, борту другого судна, бочке, для перетягивания судна вдоль причала, а также автоматического регулирования натяжения швартовых при колебании уровня воды приливо-отливных течениях воды, изменения осадки во время погрузки или разгрузки судна.

К швартовым механизмам относятся:

- брашпиль;

- швартовые шпили;

- якорно швартовые лебедки;

- простые и автоматические лебедки.

Брашпили и швартовые шпили, имеют барабаны (турачки), которые используют для выбирания швартовых тросов.


На судах, не имеющих кормового якорного устройства , на корме судна устанавливают швартовые шпили, которые не имеют цепного барабана .

Вертикальное расположение оси вращения швартового барабана шпиля позволяет выбирать швартов с любого направления . Вогнутая наружная поверхность барабана шпиля и брашпиля может быть гладкой или иметь вертикальные вельпсы - закругленные ребра .

Вельпсы – препятствуют скольжению троса по барабану. Однако из-за перегибов на них швартовые тросы быстрее повреждаются . Поэтому при широком применении на судах синтетических тросов , подверженных большему трению при работе на шпиле, барабаны шпилей делают гладкими .

Якорно-швартовые лебедки, устанавливают на некоторых судах вместо брашпилей , и используют во время швартовых операциях так же, как и брашпили.

Простая швартовая лебедка имеет электродвигатель со встроенным дисковым тормозом . Вращение двигателя лебедки через механизмы внутри передается на вал со швартовым барабаном. При помощи работы дискового тормоза можно регулировать скорость вращения швартового барабана.

Автоматическая швартовая лебедка выгодно отличается от простой лебедки тем, что она может работать в ручном и автоматическом режиме . В ручном режиме лебедку используют для подтягивания судна к причалу и для выбирания отданных тросов. После того как трос выбран в тугую, он остаётся на барабане лебедки . Лебедку переводят в автоматический режим , устанавливая необходимую силу натяжения троса . При изменении, по каким либо причинам силы натяжения троса, лебедка автоматически подбирает или потравливает швартовый трос, обеспечивая постоянное натяжение швартового троса .

Автоматические лебедки изготовляются в двух вариантах:

- со швартовой турачкой , соединенной со швартовым барабаном разобщительной муфтой;

- без турачки , которые устанавливаются возле брашпиля и шпиля.

Стопоры служат для удержания швартовых тросов в натяженном состоянии при переносе их с барабана швартового механизма на кнехты .

Стопора бывают: цепные (рис. а) , растительные или синтетические(рис. б) .

Цепной стопор представляет собой такелажную цепь диаметром 10 мм , и длиной 2 – 4 м , с длинным звеном для крепления скобой к палубному обуху, на другом конце стопора растительный или синтетический трос длинной не менее 1,5 м . и толщиной в два раза тоньше , чем швартовый конец.

Стопор из растительного или синтетического троса изготовляется из того же материала, что и швартовые тросы только в два раза тоньше.

Бросательный конец необходим для подачи швартового троса на берег при подходе судна к причалу.

Бросательный конец – это растительный или синтетический линь толщиной 25 мм , длиной – 30 – 40 м , с одной стороны которого привязывается легость (груз, оплетенный тонким растительным торсом) для увеличения дистанции броска , другой конец привязывается к огону швартового троса .

Кранцы.

Кранцы – предназначены для предохранения корпуса судна от ударов о причальную стенку , или о борт другого судна при швартовых операциях и стоянки судна.

Кранцы бывают мягкие и жесткие

Мягкие кранцы – это мешки туго набитые упругим материалом и оплетены прядями растительного троса или упакованные в специальные чехлы . Мягкие кранцы имеют огон с коушем для крепления к нему растительного или синтетического троса, длина которого должна быть достаточной за бортом при низких причалах и наименьшей осадке.

Жесткие кранцы – деревянные бруски, подвешиваемые на тросах к борту судна. Для придания такому кранцу эластичности, его оклетневывают по всей длине растительным или синтетическим тросом.

Рулевое устройство судна.

Рулевое устройство – служит для управления судном . С помощью рулевого устройства можно изменять направление движения судна или удерживать его на заданном курсе . Во время удержания судна на заданном курсе задачей рулевого устройства является противодействие внешним силам:

Течению, которые могут привести к отклонению судна от заданного курса .

Рулевые устройства известны с момента появления первых плавучих средств. В древности рулевые устройства представляли собой большие распашные весла, укрепленные на корме, на одном или на обоих бортах судна. Во времена средневековья их стали заменять шарнирным рулем, который помещался на ахтерштевне в диаметральной плоскости судна. В таком виде он сохранился до настоящего времени.

Рулевое устройство состоит из следующих частей:

- Руль позволяет удерживать судно на заданном курсе и изменять направление его движения. Он состоит из стальной плоской или обтекаемой пустотелой конструкции – пера руля , и вертикального поворотного вала – баллера , жестко соединенного с пером руля. На верхний конец баллера выведенного на одну из палуб насажен сектор или рычаг – румпель, к которому прикладывается внешнее усилие, поворачивающее баллер .

- Рулевой двигатель через привод поворачивает баллер, что обеспечивает перекладку руля. Двигатели бывают паровые, электрические и электрогидравлические. Двигатель устанавливается в румпельном отделении судна.

- Пост управления служит для дистанционного управления рулевым двигателем. Он установлен в рулевой рубке. Органы управления обычно монтируют на одной колонке с авторулевым. Для контроля за положением пера руля относительно диаметральной плоскости судна служат указатели – аксиометры.

В зависимости от принципа действия различают:

Пассивные рули;

Активные рули.

Пассивными называют рулевые устройства, позволяющие производить поворот судна только во время хода, во время движения воды относительно корпуса судна.

В отличие от него активный руль позволяет осуществлять поворот судна независимо от того, движется оно или стоит.

По положению пера руля относительно оси вращения баллера различают:

- простой руль – плоскость пера руля расположена за осью вращения гребного винта;


- полубалансирный руль – только большая часть пера руля находится позади оси вращения гребного винта, за счет чего возникает уменьшенный момент вращения при перекладке руля;

- балансирный руль – перо руля расположено так по обеим сторонам оси вращения, что при перекладке руля не возникают какие-либо моменты.

Активное рулевое устройство – в перо руля встроен электродвигатель, приводящий во вращение гребной винт. Электродвигатель для защиты от повреждения помещен в насадку. За счет поворота пера руля вместе с гребным винтом на определенный угол возникает поперечный упор, облегчающий поворот судна. Активный руль также выполняет свои функции и во время стоянки судна на якоре. Активные рули обычно устанавливаются на специальных судах, где необходима высока маневренность.

Для облегчения маневренности судна при выполнении швартовых операций применяют носовые и кормовые подруливающие устройства. Подруливающие устройства различают:

- подруливающие устройства с противоположным вращением винтов.

- подруливающее устройство с реверсивным вращением винта.

Для того чтобы активное рулевое устройство действовало, перо пассивного руля должно стоять под определенным углом. Баллер руля приводится во вращение рулевой машиной, установленной под палубой в корме судна .

Принцип действия рулевого устройства с электрическим приводом .

1 ручной штурвальный привод (аварийный привод);

2 румпель;

3 редуктор;

4 рулевой сектор;

5 электродвигатель;

6 пружина;

7 баллер руля;

8 перо руля;

9 сегмент червячного колеса и тормоза;

10 червяк.

Если необходимо повернуть перо руля , нужно запустить, электродвигатель с определенной частотой вращения который сопряжен с рулевой колонкой на ходовом мостике . Через электрические приборы (сельсины, вращающиеся трансформаторы ) крутящий момент от штурвала рулевой колонки на ходовом мостике передается на электродвигатель рулевого устройства и от него на перо руля .

При неисправности электрической рулевой машины руль приводится в движение с помощью управляемого вручную механизма состоящего из ручного штурвального привода . Путем поворота штурвала через червячную передачу вращение передается на румпель и от него на баллер руля .

На современных судах используют рулевое устройство с электрогидравлическим двигателем .

1 разъем подключения к судовой электросети;

2 судовые кабельные соединения;

3 запасная канистра с жидкостью для гидропривода;

4 рулевой насос;

5 рулевая колонка с датчиком телемотора;

6 индикаторный прибор;

7 приемник телемоторов;

8 двигатель;

9 гидравлическая рулевая машина;

10 баллер руля;

11 датчик указателя поворота руля.

При вращении штурвала на рулевой колонке в ходовой рубке срабатывает предающий и приемный датчик телемотора на рулевой колонке и рулевой машине . Перетекающая под давлением в трубопроводе жидкость приводит в движение шток в приемнике телемотора, который передает движение на рулевой насос в соответствующем направлении . От рулевого насоса движение передается на баллер руля.