Тест-драйв BMW M4: звериные радости

На трассе раскрывается весь потенциал заднего дифферециала – с ним можно не скромничать с дросселем на выходе из поворота, открывая газ чуть раньше и буквально ввинчивая автомобиль в правильную траекторию. Там можно почувствовать, как разогретая резина вгрызается в асфальт, сбивая все рефлексы и доводя вестибулярный аппарат до кипения. Только на трассе.

В городе же… Нет, не скучно. Приятно поиграть с газом на светофоре, обращая на себя внимание всех, кто находится в радиусе километра. M4 – талантливый питомец и умеет быть покладистым. Но есть одна тонкость, которую пока даже инженеры M GmbH не предусмотрели: этот автомобиль предназначен исключительно для хорошей погоды. А в наших широтах это проблема.

Назад, на землю

В дождь или снег (в том виде, в котором он льется со всех сторон, смешиваясь с грязью) даже в спокойном режиме тяги мотора слишком много. Система курсовой стабилизации DSC сходит с ума при каждом старте. Более того, ведущие колеса норовят сорваться в пробкусовку даже при переключении передач на скорости 60-80 км/ч. Разумеется, умная электроника сразу "ловит" момент и выравнивает машину, но звериный нрав М4 то и дело показывает себя. Во время взаправдашних снегопадов (а мне довелось испытать М4 и в таких условиях) на акселератор даже дуть опасно. Чуть переборщил – можно встать боком. В горку получается заехать только с хорошего разгона, в натяг – нереально.

Скоростной реактивный бомбардировщик, создававшийся одновременно с турбовинтовым «стратегом» Ту-95.

В конце 1940-х годов советской авиапромышленности поставили непростое задание: создать скоростной и высотный реактивный самолет, способный доставить ядерное оружие до территории США.

Под создание такого самолета было сформировано целое конструкторское бюро — ОКБ-23 на базе московского авиазавода № 23 (сейчас ОКБ-23 — это КБ «Салют», а завод № 23 — это «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева », производитель ракет «Протон»). Возглавил ОКБ-23 Владимир Мясищев — один из выдающихся конструкторов, выросших в 1930-е годы в команде .

Основной проблемой М-4 стала недостаточная дальность: всего 9500 км при установленных по техническому заданию 12000 км. Поэтому на его базе был разработан самолет 3 М, который достиг дальности в 11800 км. Одновременно с этим, поскольку до США лететь все равно было как-то надо, была разработана система дозаправки в воздухе, увеличившая практическую дальность полета М-4 .

М-4 оснащался четырьмя двигателями АМ-3А тягой по 8750 кгс. 3 М для увеличения дальности получил двигатели ВД-7 тягой по 11000 кгс, однако из-за невысокого ресурса было выпущено еще несколько модификаций 3 М (3МС и 3МД) с двигателями меньшей тяги, но и меньшей дальности.


Мясищев 3МД/ЗМЕ, Монино, музей ВВС. Фото: Игорь Колоколов/russianplanes.net

Максимальная бомбовая нагрузка М-4 составляла 24 тонны (самолетов типа 3М — 18 тонн), типовая (в варианте «с бомбой до Америки») — 5 тонн.

До начала массового поступления в ВВС самолетов-ракетоносцев, именно М-4 (3М) считались основной силой дальней авиации, способной нанести ядерный удар по территории США. Всего было выпущено 32 серийных М-4 и около 90 самолетов 3 М всех типов.

Система дозаправки, разработанная для М-4 , повлияла на его судьбу. Дело в том, что «летающие танкеры» для бомбардировщиков М-4 делались на базе точно таких же самолетов (обозначались М-4-II).

Поэтому М-4 , снятые с производства в пользу 3 М, переделывались в заправщики с 1958 года. А уже с 1962 года началось переоборудование и самолетов 3 М. К 1970-м годам эти машины в основном уже использовались как заправщики, хотя некоторые из них сохраняли возможность обратной конверсии в бомбардировщик.


Мясищев 3 М, Рязань. Фото: Виктор/russianplanes.net

На вооружении оставались и «чистые» бомбардировщики 3 М, однако неспособность нести ракетное вооружение сильно ограничивало их боевую ценность. Так что в истории советской авиации эти машины остались двояко: сначала как носители ядерного оружия, потом — как летающие танкеры.

К 1985 году большая часть этих самолетов была снята с вооружения и уничтожена, осталось лишь несколько экземпляров самолетов типа 3 МС-2 и 3 МН-2 . Последние танкеры на базе 3 М были утилизированы в 1998 году, и еще в начале 1990-х они не отстаивались на стоянках, а использовались для дозаправки самолетов фронтовой авиации и авиации ПВО.

С момента начала массового производства американского среднего танка М4 «Шерман», его конструкция постоянно модернизировалась и усовершенствовалась. На фоне этого, появилось множество модификаций «Шермана»:

Танк М4 «Шерман» с 105-мм пушкой . Одна из самых серьезных переделок в плане вооружения танка. В увеличенную башню вместо 76-мм установили мощную 105-мм гаубицу, которая была способна бороться с многими танками немцев, включая «Тигр» и «Пантера». На «Шерманах» с 105-мм пушках «мокрая укладка» отсутствовала, вместо нее боекомплект устанавливали в т.н. «сухой укладке», то есть в бронированных ящиках в центре боевого отделения. На танковом арсенале в Детройте с февраля 1943 по сентябрь 1943 года было выпущено 800 таких танков.

Американский средний Танк М4 «Шерман» с 105-мм пушкой

Танк М4 «Шерман» с 105-мм гаубицей и с подвеской HVSS. Этот танк мало чем отличался от предыдущей модификации, за исключением подвески. Здесь в качестве ходовой части выступала более надежная подвеска HVSS, которая имела тележки со сдвоенными катками и в ней были заменены вертикальные пружины на горизонтальные. К тому же подвеска имела великолепную ремонтопригодность. С сентября 1944 по март 1945 года танковый арсенал в Детройте произвел 841 машин.


Танк М4 «Шерман» с подвеской HVSS

Танк М4А1 «Шерман» с 76-мм пушкой. Стандартный серийный танк, но с улучшениями, как у модификаций М4А1, М4А2, М4А4 и у более поздних модификаций танка М4А3. Американская компания «Pressed Steel» в период с января 1944 по июнь 1945 года создала 3396 танков.


Танк М4А1 «Шерман» с 76-мм пушкой

Танк М4А2 «Шерман» с 76-мм пушкой. Стандартный серийный танк с улучшениями модификаций М4А1, М4А5 и М4А3. Американская фирма Grand Blank в период с июня 1944 по декабрь 1944 года произвела 1596 танков, а фирма «Pressed Steel» создала в период с мая 1945 по июнь 1945 года только 21 танк.


Танк М4А2 «Шерман» с 76-мм пушкой.

Танк М4А3 «Шерман» с 76-мм пушкой. Стандартный серийный танк с улучшениями модификаций М4А1, М4А5 и М4А2. Танковый арсенал в Детройте произвел с февраля по июль 1944 года 1400 подобных танков, а фирма «Grand Blank» простроила с сентября 1944 по декабрь 1944 года 525 танков.


Танк М4А3 «Шерман» с 76-мм пушкой

Танк М4А3 «Шерман» с 76-мм пушкой и усовершенствованной подвеской HVSS. Стандартный серийный танк с улучшениями модификаций М4А1, М4А5 и М4А2. Танковый арсенал в Детройте в период с августа 1944 по декабрь 1944 года произвел 1445 танков.


Танк М4А3 «Шерман» с 76-мм пушкой и усовершенствованной подвеской HVSS

Танк М4А3 «Шерман» с 105-мм гаубицей. Стандартный серийный танк с улучшениями модификаций М4А2, М4А4 и М4А5. Танковый арсенал в Детройте в период с апреля 1945 по август 1945 года произвел 500 таких танков.


Танк М4А3 «Шерман»

Танк М4А3 «Шерман» с 105-мм гаубицей и усовершенствованной ходовой частью HVSS. Стандартный серийный танк с улучшениями модификаций М4А2, М4А3? М4А4 и М4А5. Танковый арсенал в Детройте в период с августа 194 по май 1945 года произвел 2539 таких танков.


Танк М4А3 «Шерман»


А вот наглядный пример сравнения обычной подвески танка М4А1 "Шерман" и усовершенствованная (ниже) подвеска HVSS.

Тяжелый штурмовой танк М4А3Е2 . Наиболее интересную модификацию танка М4 Шерман представлял из себя компромиссную конструкцию танка, которую американские конструкторы предоставили в конце 1943 года. Он представлял из себя танк непосредственной поддержки пехоты, который в начале 1944 года предлагали использовать при высадке десанта в Северной Европе. Это решение предложили после того, когда стало ясно, что тяжелый штурмовой танк Т26Е1 появится в серийном производстве не раньше января 1945 года. А конструктивное решение было простое: увеличить броню танка до 10 см. В то же время, была спроектирована новая, более тяжелая танковая башня с броней до 10,5 см, правда, непонятно по каким причинам оставили 76-мм пушку. Естественно, вес танка сильно увеличился, примерно до 38 тонн. Основываясь на опыте танкистов, на новый танк поставили модернизированные гусеницы с не снимающимися грунтозацепами. Эти гребные лопатки значительно увеличивали подвижность нового танка. По пересеченной местности танк мог максимально развивать скорость в 22 мили в час. Эти танки производила фирма Grand Blank в период с мая по июнь 1944 года. Всего было произведено 254 танка М4А3Е2, которые как и предполагалось, отправили для ведения боевых действий на Европейский театр военных действий. Правда, танки в Европу отправились без какого-либо вооружения, так как по прибытию их на место, они получили вооружения в виде 76-мм пушек М1, от подбитых ранее танков Шерман. Американские танкисты называли танки М4А3Е2 Jumbo (Джамбо).