Не только в сфере обращения. Сфера товарного обращения. Субъекты обращения лекарственных средств

Субъектами права на обращения являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. В ст. 33 Конституции РФ речь идет о возможности граждан России направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права на обращение в России. Названные категории лиц не обладают правом на обращение в его конституционном аспекте, т.е. когда в содержании права заключена политическая составляющая. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства не смогут реализовать право на обращение, предметом которого являются, например, предложения реформирования государственной власти или принятие того или иного закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации обладают правом на обращение в органы публичной власти, когда в содержании этого права выделяется административный аспект. Правовой основой для такого вывода служат ст. 52 и 53 Конституции РФ о возможности каждого обжаловать решения и действия (бездействие) органов публичной власти. Текущее законодательство также позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства направлять обращения в российские органы власти и получать ответы по установленной процедуре.

Субъектами права на обращение являются организации. Под ними понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе некоммерческие организации, а также общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридического лица, включая религиозные группы.

Субъектами рассмотрения обращений граждан и организаций являются органы публичной власти. Это государственные органы на федеральном и региональном уровнях и органы местного самоуправления. Субъектами рассмотрения обращений граждан должны быть признаны также структурные единицы, осуществляющие определенные государственные функции. К ним могут быть отнесены, в частности, саморегулируемые организации - профессиональные (отраслевые) сообщества, на которые предполагается возложить многие контрольные функции государства, а также функции регулирования того или иного рынка, возможно, лицензирование. Любые организации, осуществляющие определенные властные полномочия, обязаны рассматривать обращения граждан на основе той же нормативной модели, что и органы публичной власти.

Немало обращений граждане направляют в коммерческие организации, индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям, которых нельзя обязать рассматривать эти обращения в соответствии с процедурой, установленной для реализации права на обращение в органы публичной власти. Думается, что в этом случае было бы разумным рекомендовать коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям и общественным объединениям учитывать в своей деятельности типовую инструкцию о рассмотрении обращений граждан и ведении делопроизводства, которая могла бы быть разработана Федеральной архивной службой.

Предмет обращения - это просьбы, желания, потребности граждан, изложенные в обращениях. Предмет обращения в зависимости от содержания просьб, желаний и потребностей может быть различным. На основе анализа просьб, желаний, потребностей заявителей можно условно классифицировать массив исследованных обращений по предмету следующим образом:

Предложения по изменению и дополнению действующего законодательства, по принятию соответствующих нормативных правовых актов и индивидуальных актов в сфере деятельности министерства в интересах граждан и организации;

Просьба разъяснить действующее законодательство в сфере деятельности министерства;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение сущности издержек обращения - выраженных в денежной форме затрат живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Значение, задачи и источники информации для анализа издержек обращения в торговле.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Понятие, сущность, принципы, критерии и методы сегментирования рынка. Основные этапы процесса сегментирования рынка потребительских товаров. Выбор целевого сегмента и позиционирование товара. Особенности сегментирования рынка промышленных товаров.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2011

    Сущность понятия "табуированный товар и услуга". Телевизионная реклама товаров, требующих деликатного обращения. Основные типы табуированных товаров. Особенности поведения потребителей. Категории потребителей брендов. Общее понятие про эвфемизм.

    реферат , добавлен 16.12.2011

    Специфика услуг как товаров. Континуум "товар-услуга" с различной степенью осязаемости. Теоретические модели маркетинга услуг, их представители. Основные факторы роста сферы услуг, их виды в сфере производства и обращения. Конкуренция на рынке услуг.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2013

    Понятие, сущность и принцип классификации издержек обращения в розничной торговле. Значение и задачи их факторного анализа. Организационно-экономический анализ оптового магазина ООО "Премиум". Основные резервы и пути экономии издержек обращения фирмы.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2009

    Сущность и формирование издержек обращения в торговых организациях. Организация бухгалтерского учета издержек обращения в ЗАО "Стройбери". Оценка экономической эффективности от автоматизации процесса учета издержек обращения в торговых организациях.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2015

    Понятие сегментирования рынка, его основные методы и принципы. Признаки сегментирования и пути позиционирования товаров, выбор целевых сегментов рынка. Существующие стратегии охвата рынка и возможности их применения, порядок проведения сегментирования.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2010

    Понятие сегментирования рынка. Характерные черты и признаки сегментирования рынка. Правильный выбор самого эффективного рыночного сегмента. Измеримость характеристик потребителей. Оценка положения своего товара на рынке. Свойства товаров конкурентов.

    контрольная работа , добавлен 10.12.2012

СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ стадия процесса воспроизводства, охватывающая движение товаров от сферы производства до сферы потребления, а также обусловленное товарообменными процессами денежное обращение, управляе-мое законами денежного обращения. С.о. включает в себя:

1) товародвижение в форме прямых отправок товаров предприятиями-изготовителями потребителям (или прямой сбыт готовой продукции, или прямая форма между предприятиями-поставщиками и потребителями). В статистике данный показатель определяется как объём отгружен. товаров собствен. производства, к-рые произведены юридич. лицом и фактически отгружены или отпущены в порядке продажи, а также прямого обмена на сторону (другим юридич. и физич. лицам) в отчёт. периоде, независимо от того, поступили деньги на счёт продавца или нет;

2) обращение товаров, осуществляемое предприятиями и организациями ;

3) деятельность снабженческо-сбытовых сельскохозяйствен. потребител. кооперативов, к-рые производят и закупают у населения и у крестьян. (фермер.) хозяйств сельскохозяйствен. продукцию и осуществляют её реализацию, а также закупают минерал. удобрения, автомобил. бензин, дизел. топливо и продают их гражданам, ведущим личное подсоб. хозяйство, и крестьян. (фермер.) хозяйствам. В Чуваш. Респ. в 2013 паевый фонд кооперативов составил 14,5 млн руб. В состав пайщиков данных коопе-ративов вошли 1615 членов, в т.ч. 1235 граждан, ведущих личное подсоб. хозяйство, 11 индивидуал. предпринимателей, 2 главы крестьян. (фермер.) хозяйств, 7 крестьян. (фермер.) хозяйств и 21 юридич. лицо, из к-рых 9 осуществляли сельскохозяйствен. деятельность, и 3 сельскохозяйствен. потребител. кооператива. Сбытом продукции в 2013 занимались 12 кооперативов, ими продано продукции на сумму 118,2 млн руб. Снабженч. деятельностью занимался 1 кооператив (см. также );

4) государствен. закупоч. деятельность, осуществляемая глав. распорядителями средств республикан. бюджета и внебюджет. источников финансирования в целях материально-технич. обеспечения государствен. и муниципал. нужд (потребностей государствен. и муниципал. заказчиков, в качестве к-рых выступают государствен. органы, в т.ч. органы государствен. власти, органы управления государствен. внебюджет. фондами, органы мест. самоуправления, а также бюджет. учреждения, иные получатели средств федерал. бюджета, бюджета Чуваш. Респ. или мест. бюджетов). В 2013 глав. распорядителями средств республикан. бюджета и внебюджет. источников финансирования было проведено 69797 торгов и др. способов размещения заказов, в т.ч. 91 открытый конкурс, 16698 аукционов в электрон. форме, 7174 закупки путём запроса ценовых котировок, 2445 закупок у единствен. поставщика без проведения торгов, в результате чего количество заключён. контрактов и сделок составило 69418 единиц на сумму 10657,7 млн руб., из них 805 контрактов на 734,7 млн руб. – с субъектами малого предпринимательства.

В С.о. осуществляется совокупность операций, обеспечивающих товародвижение: транспортировка, складирование, хранение, погрузочно-разгрузоч. операции, управление запасами товарно-материал. ценностей в пути и в местах их хранения. Затраты С.о. занимают значител. удельный вес в конеч. стоимости потребляемого товара. Задачи оптимизации совокупных издержек в сфере товародвижения, снижение затрат товародвижения в конеч. стоимости товаров, а также затрат участников товародвижения и максимизации конеч. финансово-хозяйствен. результатов их деятельности решает логистика.

Введение

1. Теоретические основы формирования и функционирования сферы обращения 11

1.1. Сфера обращения в рыночной экономике 11

1.2. Российская специфика эволюции сферы обращения 35

2. Сфера обращения в переходной экономике 57

2.1. Становление рыночных отношений в России и их влияние на развитие сферы обращения 57

2.2. Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке в условиях реформирования российской экономики 73

2.3. Развитие оптовой и розничной торговли в процессе рыночных преобразований 88

2.4. Развитие внешнеторгового комплекса в пореформенный период 109

3. Экономический механизм регулирования сферы обращения в рыночной экономике 125

3.1. Факторы развития сферы обращения 125

3.2. Управление факторами развития сферы обращения 144

Заключение 156

Библиография 160

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одним из основных положений экономической теории является представление о том, что неотъемлемым элементом рыночного хозяйства, определяющим его суть и общественное назначение является сфера обращения. Она представляет собой опорную составляющую развитых экономических отношений, во многом способствуя решению главной задачи общественного производства - удовлетворению разносторонних потребностей людей. Именно в сфере обращения реализуется произведенная потребительная стоимость, связывается производство с потреблением, поддерживается баланс между предложением и спросом.

В течение длительного времени сфера обращения в нашей стране формировалась в основном под воздействием жесткого администрирования, а роль экономических законов, присущих рыночным отношениям фактически игнорировалась. Общепринятые в мировой практике экономические регуляторы не использовались; планирование развития торговли основывалось на возможностях производства, а не на потребностях населения; основные показатели (в первую очередь объем товарооборота) доводились до торговых предприятий вышестоящими организациями и были обязательны к исполнению; экономические стимулы к расширению деятельности практически отсутствовали.

С началом экономических реформ Россия вступила в новый этап исторического развития. Формирование механизмов и инструментов рыночной экономики обусловило кардинальные трансформационные процессы и в сфере обращения, что в высшей степени актуализировало проблемы исследований в этой области.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические аспекты товарного обращения и торговой деятельности достойно представлены в научных работах различных времен и народов. На целесообразность разделения труда и выделения в экономике такой отрасли, как торговля указывали еще древнегреческие философы Ксенофонт (ок. 430-355 до н.э.), Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.). Видные ученые-экономисты XVI-XVIII вв.

развивали взгляд на торговлю как на главный источник прибыли и основной вид капитала, денежного обращения. Известный английский экономист Томас Мен (1571-1641) оценивал торговый капитал как базу для развития экономики, а Антуан де Монкретьен (ок. 1575-1621) считал его накопление главной целью различных ремесел и источником прибыли.

Позже, в XVIII в., основоположники западной экономической мысли Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823) развили экономическую теорию по вопросам рыночного саморегулирования, денежного обращения, товарного производства и торговли, пересмотрели роль государства в регулировании рыночных отношений.

Сущность сферы обращения, ее влияние на воспроизводственные процессы раскрыл в своих трудах К.Маркс (1818-1883). Он видел необходимость выделения торгового капитала для совершения исключительно купли-продажи. Торговля рассматривалась им как сфера деятельности, а торговый капитал - как средство получения прибыли и развития расширенного воспроизводства.

Значение торговли для промышленного развития России и мировой экономики показали в своих трудах российские исследователи А.Н.Радищев (1749-1802) и Иван Вавилов, автор таких работ, как «Очерки коммерческой бухгалтерии и терминологии» (СПб, 1843); «Беседы русского купца о торговле. Практический курс коммерческих знаний» (2 ч., СПб., 1848); «Сборник коммерческих знаний» (СПб., 1850); «Справочный коммерческий словарь» (СПб., 1856).

В XX в. П.Б.Струве (1870-1944), изучив процессы капиталистического товарного обращения и становления рыночных отношений, доказал необходимость их развития в России.

Исследователи, относящиеся к различным научным школам и направлениям, категорию «обращение» рассматривают в качестве фазы общественного воспроизводства, так как любой экономический продукт обычно проходит следующие его стадии: производство, распределение, обмен, потребление. Таким образом, постоянно (во времени и пространстве) наблюдается кругооборот продукции, товаров, услуг.

Сфера обращения является активным «рычагом» воздействия на производство. Ее значение возрастает по мере увеличения предложения товаров. Укрепление экономики и рост доходов предприятий и населения усиливают роль сферы обращения в воспроизводственном процессе. Именно по этой причине сфера обращения и различные аспекты ее функционирования стали предметом анализа в работах таких авторов, как И.В. Алешина, А.В. Бачурин, Ю.А. Беляев, Е.Ф. Лозинский, А.П. Мищенко, P.M. Нуреев, Б.К. Плоткин, А.А. Спирин, В.А. Строков и др.

Вместе с тем многие проблемы развития сферы обращения в отечественной экономике недостаточно полно изучены экономической наукой. На фоне глубокого и детального изучения особенностей функционирования сферы обращения в экономических системах разного типа (О.Э.Бессонова, С.Г. Кирдина и др.), транзитивный этап развития исследован в значительно меньшей степени.

Идеализация рынка на первом этапе российских реформ сформировала восприятие сферы обращения как абсолютно саморегулирующейся системы. По мнению же автора, «открытость» сферы обращения предполагает перманентную возможность как конструктивной, так и деструктивной ее трансформации, со всеми вытекающими отсюда последствиями для экономики государства в целом. На этом фоне управляющие воздействия на сферу обращения способны существенно повысить эффективность рыночных преобразований в России. Данное обстоятельство и послужило основанием для выбора цели и задач диссертационной работы.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в анализе специфических особенностей развития сферы обращения в Российской Федерации на современном этапе и разработке на этой основе экономической модели регулирования сферы обращения.

В соответствии с поставленной целью в работе были определены и решены следующие задачи:

Проанализирована роль сферы обращения в рыночной экономике;

выявлены особенности развития сферы обращения и ее места в экономических системах разного типа;

исследована российская специфика эволюции сферы обращения;

рассмотрены основные этапы рыночных преобразований в России и динамика развития сферы обращения в транзитивный период, в частности, проанализированы динамика развития оптовой и розничной торговли, и внешнеторгового комплекса;

обоснованы теоретические подходы к формированию системы, обеспечивающей стабилизацию и эффективность развития сферы обращения;

определены основные факторы роста сферы обращения и направления оптимизации их влияния.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования в данной работе является сфера обращения, как ключевой элемент, связывающий в единое целое все составляющие рыночной экономики. Предмет исследования - специфика рыночной трансформации существовавших в российской экономике институтов обмена и распределения, проблемы переходного периода и направления их решения.

Теоретической и методологической основой исследования выступили фундаментальные разработки, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых. В частности, в процессе разработки диссертационной темы были использованы вьшоды теорий сравнительных преимуществ, оптимального функционирования экономики, циклической динамики, институциональных теорий экономического развития, эволюционные принципы и др.

Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на основе реализации общенаучных методов; диалектического, системно-функционального, структурно-уровневого, историко-логического, монографического и экономико-статистического анализа.

Нормативно-правовая база. В процессе исследования были проанализированы и учтены законодательные акты, директивные и нормативные доку-

менты Правительства Российской Федерации, программные и прогнозные разработки государственных органов и общественных организаций. В числе наиболее значимых нормативных документов, регулирующих различные аспекты сферы обращения следует назвать Конституцию Российской Федерации, Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы.

Отдельные элементы исследуемых в диссертации экономических отношений, предполагают более четкую регламентацию. Так, функционирование рынка ценных бумаг регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 20.03.1996 № 39-ФЗ (ред. от 07.03.2005 № 16-ФЗ); товарных рынков законами «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1 (ред. от 21.12.2004 № 171-ФЗ), «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Федерального закона от 06.05.1998 № 70-ФЗ), сертификация товаров и услуг Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ; внешнеторговая деятельность законами «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 №173-Ф3 и др..

Информационная база исследования представлена содержанием монографий, научных статей, других публикаций российских и зарубежных экономистов, а также специалистов в области экономической истории. Эмпирическую основу исследования составили официальные статистические материалы Госкомстата Российской Федерации и Краснодарского краевого комитета государственной статистики, а также данные, опубликованные в научных экономических журналах.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Сфера обращения, является неотъемлемым элементом рыночного хозяйства и представляет собой процесс обмена продуктов труда, денег и др. объектов собственности посредством купли-продажи. Обеспечивая непрерывное движение товарно-материальных и обслуживающих их потоков, она выполняет важнейшую функцию распределения и обмена товарами и услугами, согласо-

вания их производства и производственного потребления, экономии затрат живого и овеществленного труда, страхования рисков производителей и потребителей, непрерывного информационно-коммуникационного обмена.

    В российских условиях формирование сферы обращения отличалось особой спецификой. В дореволюционный период она развивалась несколько медленнее, чем в развитых западных странах, что было обусловлено более низкими темпами экономического развития, высокой долей натурального хозяйства, постоянным государственным контролем. В советскую эпоху деятельность в сфере обращения становится прерогативой государства, рыночные механизмы заменяются жесткой планово распределительной системой. Подобные системы получили в экономической теории название редистрибутивных, то есть таких, в которых институт обмена заменяется институтом «аккумуляции-согласования-распределения» (раздатка), что во многом предопределило и развитие сферы обращения в пореформенный период.

    Либерализация цен и массовая приватизация на первом этапе рыночных преобразований привели к стагнации огромного числа российских предприятий и резкому социальному расслоению, падению доходов основной массы населения, а, следовательно, и снижению платежеспособного спроса. Несмотря на то, что приватизация в таких сферах как розничная, оптовая и в несколько меньшей степени внешняя торговля проходила наиболее высокими темпами, складывающиеся коммерческие механизмы были направлены исключительно на быстрое получение прибыли. Резкое увеличение количества посреднических звеньев сформировало гипертрофированную структуру системы обмена и повысило трансакционные издержки. Неразвитость рыночной инфраструктуры: товарных и фондовых бирж, логистических центров, координирующих товаропотоки на базе современных сетевых технологий и др. также сдерживают адекватное развитие этой сферы.

    Анализ сложившихся структур сферы товарного обращения показал, что новые системообразующие элементы, действующие в настоящее время на рынке, сформировались в сложных условиях переходного периода при отсутст-

вий адекватного хозяйственного механизма, способного в достаточной мере обеспечить взаимоувязку интересов товаропроизводителей, предприятий оптовой и розничной торговли и потребителей товаров. Значительные структурные изменения в системе управления торговлей как единой отрасли, произошедшие в ходе экономических реформ, существенно снизили «управляемость» этой сферы, так как во многом была утрачена возможность координации деятельности по товарному наполнению рынка и движению товаропотоков.

5. Эффективного функционирования предприятий различных форм собственности в рыночных условиях, а также обеспечения социальных приоритетов с точки зрения общественного развития можно достичь путем регулирования процессов, происходящих в сфере обращения в целом и товарного обращения как элемента этой системы, что присуще развитому рыночному механизму, а следовательно, должны быть задействованы все рьиаги стабилизационного обеспечения эффективности сферы обращения. Ключевыми элементами здесь являются изменение подходов в проведении денежной и кредитной политики, формирование институциональной среды и инфраструктуры в этой сфере деятельности.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем дан развернутый анализ развития сферы обращения в России, как в дореформенный период, так и на этапе рыночных преобразований.

показана стимулирующая роль денежно-кредитной политики, как фактора активизация сферы обращения;

обоснована регулирующая роль государства в создании институциональных условий для опережающего развития сферы обращения и полноценного выполнения ею функций связующего звена всех элементов рыночной системы;

предложена система мероприятий, направленная на повышение эффективности функционирования как сферы обращения в целом, так и сферы товарного обращения.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы состоит в том, что концептуальные положения и выводы диссертационного исследования позволяют обновить и расширить существующие научные представления о содержании и направлениях развития сферы обращения в современных российских условиях и определить резервы повышения ее эффективности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные выводы, обобщения и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в законодательной деятельности, макроэкономическом прогнозировании и планировании, государственном регулировании процесса социально-экономического развития, совершенствовании институциональной, социальной, правовой, организационной основ современной экономики.

Отдельные выводы и концептуальные положения диссертации могут найти применение в преподавании курса экономической теории, а также специальных дисциплин.

Апробация работы и внедрение ее результатов. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались автором на вузовских и межвузовских научных конференциях, опубликованы в виде отдельных брошюр.

Основные положения диссертации нашли отражение в 6 публикациях, общим объемом 5,5 п.л.

Структура и объем работы обусловлены характером рассматриваемых вопросов, задачами и методами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографического списка (162 источника). Работа изложена на 173 страницах и включает 15 таблиц, 11 рисунков,

Сфера обращения в рыночной экономике

Политические и экономические преобразования, происходящие в России в последние годы, обусловили активное переосмысление основных постулатов экономической теории. В нашей стране проведение различных реформ зачастую сопровождалось полной ревизией старых научных подходов и понятий. В настоящее время этот процесс пересмотра сложившихся представлений наблюдается и в сфере обращения, тем не менее сегодня ни у кого не вызывают сомнения фундаментальные категории и понятия, прошедшие проверку временем. В полной мере это касается и такой экономической категории, как «сфера обращения». Согласно классическому определению «обращение» есть характерная для товарного производства форма обмена продуктов труда, денег и др. объектов собственности посредством купли-продажи1. Представляя собой экономическую форму доведения результатов производства до потребителей, сфера обращения сформировалась в условиях товарных отношений и трансформировалась по мере развития последних. Так, совершенствование общественного производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обращение, явившееся развитой формой товарного обмена (Т-Т). В основе обмена лежат потребности и интересы человека, однако субъектом отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда материально-вещественных и социально-экономических условий, среди которых объективно необходимыми являются два: - возможность получения прибавочного продукта; - определенная степень развития разделения труда. Названные условия, во-первых, предполагают способность отдельного производителя получать продуктов труда больше, чем он в состоянии потребить, а во-вторых, закладывают противоречие между многообразием потребностей производителя и ограниченностью видов продуктов для их удовлетворения за счет самостоятельного производства. Именно эти обстоятельства являются предпосылкой возникновения у производителей отношений обмена. Среди вопросов, связанных с развитием сферы обращения, первостепенное значение имеет структура отношений обмена между двумя субъектами по поводу объектов обмена, которыми они владеют. Содержание этого отношения составляет приравнивание разнородных объектов. Отношения обмена в виде совокупности единичных актов обмена между двумя субъектами и представляют собой рыночные отношения, объектами которых являются средства удовлетворения потребностей людей. Поскольку процессу движения продукта от производителя к потребителю присуще материальное (вещественное) и экономическое содержание, то существуют два основных условия рыночного обмена: - объекты обмена должны удовлетворять различные потребности, т.е. быть качественно различными; - объекты обмена должны быть эквивалентными (равными) с экономической точки зрения. Иными словами, объекты обмена качественно различны как потребительные стоимости (иначе нет смысла производить обмен), но равны как стоимости. На определенном этапе экономического развития внешним выражением стоимости товара стали деньги. Экономическое содержание, собственно суть обмена, заключается в смене форм стоимости, или перемене состояния.

В актах, купли и продажи, опосредованных деньгами, происходит движение потребительных стоимостей, реализация товаров (Т-Д-Т). По мере совершенствования рыночных отношений структура объектов обмена получила качественное развитие. Экономическая теория связывает это развитие с двумя основными процессами: - превращение в объекты рыночного обмена факторов производства -земли, капитала, труда; - качественное развитие самих денег как средства и объекта обмена, что проявляется в развитии функций денег, их видов и изменении инфраструктуры рынка, обеспечивающей функционирование денежной системы. Проблема реализации, с точки, зрения общественного воспроизводства, не сводится лишь к обеспечению продажи созданного продукта. Единство натуральной и стоимостной форм продукта в этом процессе предполагает регулирование соответствия денежной массы определенному количеству средств производства, предметов потребления и услуг. Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления двуединого процесса, включающего смену, как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную (Д-Т-Д). Этот процесс называют рыночными отношениями. В условиях рыночных отношений и функционирует новый структурный элемент общественного производства -сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда, с целью выполнения определенных, специфических для обращения функций. Капитал, функционирующий в сфере обращения - торговый капитал, представляет собой обособившуюся часть промышленного капитала.

Практически это означает, что промышленник, вкладывающий свой капитал в производство товаров, сам не занимается их реализацией, а передает эту функцию специальным торговым предприятиям. Торговый капитал становится, таким образом, агентом промышленного, осуществляет его торговое обслуживание. Экономический смысл такого обособления в том, что торговец экономит промышленное время и деньги, ибо осуществляет реализацию товаров быстрее и с меньшими затратами. Вступление торгового капитала в процесс реализации товаров служит основанием для участия его в разделе общей массы прибавочной стоимости и получении торговой прибыли. Движение торгового капитала характеризуется формулой Д-Т-Д, где Д - деньги с приращением, торговой прибылью, выступающей как расчетная категория в виде разницы между покупной и продажной ценой. Таким образом, «сфера обращения» представляет собой ту часть экономических отношений, которая включает процессы обмена, осуществляемые посредством купли-продажи.

Российская специфика эволюции сферы обращения

В странах с развитой рыночной экономикой эволюция рыночных институтов происходила по мере трансформации экономических отношений и носила в основном поступательный характер. В России же специфика ее развития во многом предопределялась особенностями государственного устройства.

Возникновение отношений товарного обмена на Руси относится к глубокой древности. Уже в IX в. торговля становится важной сферой хозяйственной деятельности. Рынок (торг, торжище, торговище) занимал центральное место в русском городе. В связи с зарождением мануфактурного предпринимательства в XVII в. началось заметное укрупнение товарного производства, вызвавшее появление крупной оптовой торговли и к середине XVII в. торговые связи приобретают государственный характер. Формируется единый рынок, который охватывает все слои населения. Однако заметнее всего был рост торговой активности купечества, особенно в сфере межобластных связей. Развитие товарного производства объективно требовало сбыта продукции в больших масштабах, а следовательно, и появления крупных торговцев - оптовиков, чья деятельность видоизменила бы прежние торговые операции. Между тем деятельность оптовиков была ограничена в силу двух основных причин. Во-первых, основная масса торговцев испытывала недостаток капитала; во-вторых, большая часть населения Российского государства жила в условиях натурального или полунатурального хозяйства, поэтому в крупном масштабе можно было оперировать лишь теми товарами, которые отсутствовали на мелких местных рынках. С другой стороны, невысокая покупательная способность населения не допускала узкой специализации в торговле.

Активное развитие отечественной торговли обусловило переход российского правительства к политике меркантилизма. 25 октября 1653 г. был обнародован «торговый устав», главное значение которого состояло в установлении единой торговой пошлины в размере 5% от цены продаваемого товара и повышении размера пошлины с иностранных купцов. Таким образом, торговые уставы ограждали русских людей от иностранной конкуренции и одновременно увеличивали размер поступлений в казну.

Преобразования конца XVII -начала XVIII вв. вызвали крупные изменения в экономической жизни Российской Империи, в том числе в торговле. Резко изменились условия и структура торговли (в частности, была введена государственная монополия на торговлю особенно прибыльными товарами - солью и табаком, а также на экспортные поставки нефти, икры, хлеба, смолы, пеньки и т.д.). Были пересмотрены традиционные нормы взаимоотношений государства с крупным купечеством, которое потеряло былую экономическую мощь и фактически было ликвидировано как институт. Одновременно укреплялись позиции нового слоя предпринимателей - гильдейских купцов. Важнейшим фактором, способствующим развитию их деловой активности стало приобщение к «компанейской» форме предпринимательства, так как индивидуальные капиталы оказались недостаточными для создания крупных частных предприятий.

Если в XVII в. крупное купечество старалось вложить полученную прибыль в недвижимое имущество, прежде всего - в землю, то в пореформенный период первостепенное значение приобретает капитал, находящийся в обороте. Большую роль в развитии российского купеческого предпринимательства сыграли законодательные акты Екатерины II, направленные на расширение гражданских прав торговцев.

Конец XVIII - начало XIX в. характеризуется обновлением делового мира Российской Империи. Российское законодательство того времени предполагало деятельность двух видов предпринимательских объединений - торгового дома (полного или на вере) и акционерной компании. В связи с этим отечественные историки высказывают мнение о том, что в общем виде принцип ограниченной ответственности акционеров был провозглашен в России за полстолетия до окончательного его утверждения в Западной Европе.

Российское законодательство 60-х г.г. XIX в. положило конец неравенству сословий в праве на занятие частной предпринимательской деятельностью и создало условия для формирования и развития предпринимательства на основе рынка рабочей силы и экономической свободы субъектов рынка.

В 1910 г. численность занятых в торговой сфере возросла вдвое, составив более 2 млн. человек. Передвижной торговлей занимались 345 тыс. развозчиков и разносчиков. Они почти не несли издержек обращения, им удавалось скрыть свои обороты и избежать обложения налогами или уплачивать их в незначительном размере, что способствовало росту передвижной торговли. Удельный вес магазинов в структуре торговой сети составлял лишь 13%, поскольку магазинная торговля требовала более значительных капиталовложений и более высоких эксплуатационных расходов по сравнению с лавочной и тем более пала-точно-ларьковой сетью. Торговля в магазинах требовала большего размера оборотного капитала. Поэтому магазинной торговлей занимались главным образом акционерные общества. В 1910 г. норма прибыли составляла для палаточно-ларьковой сети - 261%, для лавочной - 108%, для магазинной - 45,5%.

Следует отметить, что в России начала XX в. наиболее доходным по сравнению с другими отраслями экономики был именно капитал, помещенный в сферу торговли.

Таким образом, даже в дореволюционный период развитие сферы обращения в России отличалось рядом специфических черт: ограниченностью развития в силу относительно низких темпов общественного разделения труда, высокой степенью государственного регулирования.

Становление рыночных отношений в России и их влияние на развитие сферы обращения

Проблема выбора модели экономического развития, в условиях, когда несостоятельность административно-командной системы стала очевидна, была ключевой для российской экономики переходного периода.

В XX веке Россия «модернизировалась» трижды: «самодержавная» модернизация в начале века, «советская» модернизация и, наконец, на исходе века, в 1980-е-1990 е гг. новая «перестроечная» волна. Первая (в Российской империи) и вторая (в СССР) волны модернизации были связаны с попыткой преодоления отставания от индустриально развитых стран Запада. Третья пришлась на стадиальный «разрыв» в развитии демократических (либерализованных) стран так называемого свободного мира, вступивших в постиндустриальное (информационное) общество и социалистических государств, сохранивших экономическую структуру индустриального общества1.

Первые попытки экономических реформ приходятся на середину 1980-х гг., когда провозглашается курс на ускорение социально-экономического развития, но финансовый кризис, возрастание бюджетного дефицита, снижение цен на нефть на мировом рынке, потеря доходов в результате анитиалкогольной компании, растущий отложенный спрос населения в итоге приводят к фактическому провалу реформ. В этой ситуации руководство страны приходит к решению о необходимости перехода к новым методам хозяйствования, что и выдвигается в качестве одного из приоритетов2. Резко возросший интерес к рыночным методам хозяйствования способствует переосмыслению роли рынка в экономике. Апологеты рыночного развития в России (многие из которых еще вчера рассматривали его как носитель стихийности) выдвигают тезис о том, что только введение частной собственности обеспечит активное развитие рыночных отношений. Очевидно, что многие, последовавшие за этим реформы были направлены не столько на обеспечение экономического развития страны, сколько на максимальное использование властью возможности «отхватить» от государственной собственности, в условиях неизбежного развала системы, как можно больший кусок.

Таким образом, уже на самом начальном этапе перехода к рыночным отношениям практически не учитывался опыт развитых стран, в которых рынок уже давно не регулировался «невидимой рукой», автоматически создающей равновесие между спросом и предложением, активно развивались интеграционные процессы, возросла роль акционерных компаний, малые предприятия, число которых на базе углубления и специализации значительно возросло, как правило, функционировали во взаимодействии с крупными фирмами. На Западе возрастал интерес к планированию и управлению, росла роль государства в регулировании национального производства, развитии науки, техники, решении проблем занятости, укреплении финансового положения страны. Известный американский экономист Дж. Гэлбрэйт писал: «Творческие потенции индустриальной системы заключены в организованном использовании капитала и техники. Оно стало возможным благодаря широкой замене рынка планированием. Все выдающиеся свершения индустриальной системы являются результатом планирования: наши летательные аппараты не устремлялись бы к Луне (и даже не особенно часто в Лос-Анджелес), если бы их создание зависело от рыночных стимулов. В равной мере это относится к другим услугам, удобствам и продуктам, поставляемым индустриальной системой - от телефонной связи до комфортабельных легковых автомобилей и зубной пасты. Во всех случаях речь идет о тщательном планировании выпуска продукции, тщательном контроле над ценами, тщательных расчетах, направленных на то, чтобы продукция в максимально возможной степени соответствовала спросу потребителей и чтобы необходимые для производства компоненты - рабочая сила, сырье и материалы, машины - могли быть приобретены в требуемом объеме, по заранее установленным ценам и в должные сроки. Предоставить решение всех этих проблем рынку - это, с точки зрения тех, кого это главным образом касается, все равно, что предоставить решение слепому случаю».

В российской экономической науке на рубеже 1980-1990-х гг. активно обсуждались два альтернативных предложения о переходе к рынку. Первое из них - постепенный переход, связанный с созданием реальных предпосылок, призванных сбалансировать рост денежной массы с товарным обеспечением, создать условия для конвертируемости рубля, провести систему мер по оздоровлению финансов, осуществить пересмотр цен. Один из серьезных доводов такого подхода к крупнейшим преобразованиям в экономике был связан с необходимостью реализации принятых к тому времени законов о собственности, о земле, аренде и др.

Авторы второго подхода исходили из того, что основным стимулом и двигателем экономического прогресса в создавшейся обстановке может быть только рынок. С их точки зрения, надо было форсировать переход к рыночной экономике всеми возможными средствами.

Факторы развития сферы обращения

В условиях рыночных преобразований проблема обмена со стороны государства часто игнорируется, в то время как она должна занять одно из ключевых мест. В сфере обмена (обращения товаров) в конечном счете осуществляется реализация продукции, обеспечивается возобновление процесса воспроизводства, изучаются и формируются потребности (спрос) населения. В ней находят отражение положительные и негативные результаты экономической политики в целом и ее основных составляющих: финансовой, денежно-кредитной и валютной политики. Проблема обращения на современном этапе - это, по сути, и проблема экономического развития, проблема согласования интересов экономических и социально-экономических агентов и институтов. Она находится на острие разрешения нынешних проблем в экономике. Рыночные условия хозяйствования не исключают, а скорее предполагают государственное регулирование, под которым понимается комплексная система мер, осуществляемых государством, по созданию предпосылок для эффектив-ного развития рыночной экономики. Вмешательство государства в функционирование рыночного механизма основывается на симбиозе элементов различных теорий регулирования - концепций кейнсианства (Дж.М. Кейнс, Дж.В. Робинсон), монетаризма (М. Фридмен), конвергенции социально-экономических систем (Дж.К. Гэлбрейт, У. Ростоу, Я. Тинберген). Данные теории были разработаны применительно к условиям развитых рыночных отношений, но в чистом виде ни одна из них практически не применяется. Привлекательность каждой теории проявляется лишь на определенной стадии развития общества. Видимо, давно отошло в прошлое кредо, высказываемое сторонниками Адама Смита, что «лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует», когда существует «анархия плюс констебль». Еще П. Саму-эльсон отмечал, что хоть «результатом этого явились целое столетие быстрого экономического прогресса и обстановка индивидуальной свободы, но это привело также к периодическим экономическим кризисам, расхищению и истощению невозместимых природных ресурсов, к крайностям бедности и богатства, разложению государственного аппарата группами, преследующими различные цели, и временами к вытеснению монополией саморегулируемой конкуренции»1. Освобождение рынка от государственного вмешательства было бы целесообразно, если «общий интерес получался бы как непреднамеренный результат действий людей в их собственных лучших интересах... Однако суммирование узких собственных интересов с помощью рыночного механизма влечет за собой непреднамеренные отрицательные последствия... В наше время опас-ность происходит не от коммунизма, а от рыночного фундаментализма» . К такому заключению приходит Джордж Сорос. Будет нелишним напомнить, что еще задолго до А. Смита в 1615 году французский экономист А. Монкретьен в работе «Трактат политической экономии, посвященной королю и королеве» рассматривал экономику как свод правил хозяйствования и обосновывал необходимость активного вмешательства государства в экономику страны с целью увеличения ее богатства. Приведенные высказывания указывают на ту важнейшую государственную функцию, связанную с государственным контролем и регулированием, которая должна охватывать самые различные стороны хозяйственной деятельности. Анализируя роль государства в экономике Г.Клейнер, Д. Петросян и А. Беченов выделяют следующие каналы влияния государства на экономику в целом: непосредственное регулирование, управление государственной собственностью и воздействие через влияние на общество1. Традиционно считается, что воздействие государства различается по методам, объемам, сферам деятельности и осуществляется по следующим направлениям: - регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную, налоговую политику; - регулирование пропорций воспроизводства и структурного развития экономики; - разработка системы приоритетных целевых программ для достижения ключевых параметров состояния экономики или отдельных ее отраслей, или направлений; - установление социальных, гуманитарных, экологических стандартов; - нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги, такие, как предметы первой необходимости, основные продукты питания, коммунальные услуги и др.; - введение и контроль за соблюдением стандартов качества продукции и услуг; - определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации, предоставляемой хозяйствующими субъектами в государственные органы. Все упомянутые методы в той или иной мере относятся как к рынку в целом, так и к каждой из его подсистем, в том числе и сферы обращения. Не менее важен и тот факт, что в XXI век человечество входит на фоне многократно ускорившихся процессов глобализации, неизбежно меняющих весь контекст, в котором складываются и формируются известные нам общественные категории и закономерности. Соответственно сложившиеся на уровне отдельных национальных государств теории, концепции, институты при переходе на глобальный уровень должны претерпевать фундаментальные изменения. Однако, как справедливо отмечает В.М. Коллонтай «подавляющее большинство современных исследований проблем глобализации пользуется прежним понятийным, категориальным и методологическим аппаратом»1. Так, одной из исходных посылок рыночной теории является атомизиро-ванность общества, наличие множества самостоятельных производителей и потребителей, свободно взаимодействующих на рынке и обладающих сопоставимыми возможностями дальнейшего развития. Глобализация же меняет прежнюю ситуацию, как в мирохозяйственных центрах, так и на периферии.

Необходимость товарного обращения объективно обусловлена существованием товарного производства и денег. Для выяснения сущности товарного обращения необходимо четко различать следующие понятия: обмен, товарное обращение, торговля.

В условиях общественного разделения труда всегда существует объективная необходимость обмена деятельностью между людьми в форме обмена произведенными продуктами труда. Первоначально обмен и происходит именно в этой форме, поэтому его можно обозначить как П – П.

Обмен является особой фазой процесса воспроизводства. Во взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления обмен выступает как связующее звено между производством и потреблением (производительным и личным). При этом распределение есть момент, отправляющийся от общества, а обмен – от индивида.

По мере роста общественного разделения труда обмен товарами превратился в регулярный общественный процесс. Возникло производство специально для обмена – товарное производство. С его возникновением появляется и соответствующая форма обмена – товарный обмен. Непосредственный товарный обмен может быть обозначен так: Т – Т.

Обмен товарами при развитом общественном разделении труда осуществляется при помощи денег. Наивысшего развития он достиг при капитализме. А это уже есть не что иное, как товарное обращение, формула которого такова: Т – Д – Т.

Товарное обращение – это осуществляемый при посредстве денег товарный обмен. Оно представляет процесс смены форм собственности, связывающий производство (распределение) с потреблением. Товарное обращение складывается из множества самостоятельных актов купли и продажи, посредством которых осуществляется превращение товаров в деньги и денег в товар.

Товарное обращение означает, что вместо обмена товаров как одноактного процесса продажи и купли (Т – Т) при товарном обращении происходит двухактный процесс продажи и купли, опосредствуемый деньгами (Т – Д – Т). Следовательно, товарное обращение связано с денежным обращением и предполагает развитую денежную форму стоимости, развитые функции денег. В этом смысле товарное обращение – это особая форма обмена.

С возникновением денежной формы стоимости товарное обращение приобрело функциональную самостоятельность. На начальных этапах оно ограничивалось рамками местных рынков. С углублением общественного разделения труда и расширением сферы товарно-денежных отношений сформировались единые внутренние рынки и мировой рынок.

На основе товарного обращения развилось денежное обращение. Оно относительно обособилось и стало регулироваться возникшими законами денежного обращения. В дальнейшем развитие товарного обращения привело к развитию кредитного обращения и обращения ценных бумаг.

Таким образом, в ходе длительной исторической эволюции товарного производства и обмена формируется сложная совокупность общественных отношений, которая отражает процесс движения совокупного общественного продукта.

В современных условиях развивается товарное производство, совершенствуется присущая ему форма обмена – товарное обращение. В современной экономике оно имеет следующие черты:

1) основная масса товаров, поступающих в обмен, создается на предприятиях с коллективными и общественными формами собственности (государственные, кооперативные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, концерны, корпорации). В силу этого существует экономическая база для развития, прежде всего крупных коммерческих структур в сфере товарного обмена;

2) товарное обращение имеет регулируемый характер. Объем товарооборота, уровень цен, развитие торговой сети, распределение товарных запасов регулируются государством и местными органами власти;

3) товарному обращению присущи конкуренция, кризисы сбыта, спекуляция. Эти явления не всегда связаны с ростом товарооборота и емкости рынка;

4) сфера товарного обращения может быть ограничена государством. Например, из нее могут быть выведены определенные земельные территории, некоторые предприятия.

Товарное обращение выполняет две основные функции:

1) оно подчинено удовлетворению платежеспособного спроса предприятий в средствах производства и населения в товарах народного потребления. Это его главная функция. Товарное обращение обеспечивает поступление материальных благ, необходимых для возмещения потребленных средств производства, расширения производства и роста народного потребления;

2) оно возмещает в деньгах стоимость произведенных и доставленных на рынок товаров. В результате продажи продукции предприятия, которые ее произвели, возмещают издержки, реализуют прибавочный продукт, необходимый для расширения производства.

Как видим, первая функция товарного обращения связана с реализацией товара как потребительной стоимости, вторая – с реализацией его как стоимости. Первая функция выражает интересы потребителей, вторая – производителей. При внутреннем единстве функций товарного обращения между ними существует противоречие (нарушение номенклатуры товарного производства, увеличение выпуска дорогостоящих товаров, недостаток отдельных видов продукции, затоваривание).

На основе общественного разделения труда товарное обращение обособляется в отдельную отрасль макроэкономики – в торговлю. Какова объективная целесообразность этого процесса?

Торговля осуществляет реализацию товаров, доводит их от производства к потребителям, а также выполняет ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (сортировка, расфасовка, упаковка, хранение товаров). В результате доработки в сфере обращения товарам придается та форма, в которой они реализуются и поступают в потребление.

Выделение товарного обращения в самостоятельную отрасль создает значительные экономические выгоды для всего общества. Действительно, в торговле:

1) лучше удовлетворяются запросы потребителей, так как в торговле организуется их изучение,

2) более эффективно используются кадры торговых работников и материально-техническая база торговли (торговая сеть, склады, базы, холодильники, транспорт),

3) сокращаются издержки, и укрепляется процесс обращения, а производство избавляется от несвойственных ему функций по реализации товаров,

4) относительно уменьшаются средства, вкладываемые на развитие сферы обращения, и относительно увеличиваются средства, непосредственно авансируемые на развитие производства.

Особенности товарного обращения средств производства и предметов потребления приводят к тому, что товарное обращение выступает в нескольких формах.

В современной экономике существуют три формы внутреннего товарного обращения: 1) материально-техническое снабжение (логистика), 2) закупки сельскохозяйственной продукции, 3) торговля товарами народного потребления.

Обратимся последовательно к их анализу и изложению.

Материально-техническое снабжение (логистика) – это система экономических отношений, направленных на обеспечение средствами производства всех хозяйствующих субъектов общества.

Целью материально-технического снабжения является эффективное распределение между предприятиями машин, станков, оборудования, топлива, металла для обеспечения бесперебойного воспроизводства. Материально-техническое снабжение как процесс охватывает распределение средств производства в промышленности, сельском хозяйстве, капитальном строительстве, на транспорте и в других отраслях макроэкономики.

Рассмотрим вторую форму товарного обращения, которая широко распространена в нашей стране.

Закупки сельскохозяйственной продукции – это одна из товарных форм связи промышленности и сельского хозяйства, обеспечивающая снабжение народного хозяйства сельскохозяйственной продукцией. С экономической точки зрения закупки должны дать обществу такое количество продукции сельского хозяйства, которое необходимо для: 1) обеспечения легкой и пищевой промышленности сырьем; 2) обеспечения населения продовольствием; 3) образования государственных резервов; 4) образования внешнеторговых фондов.

Закупки сельскохозяйственной продукции осуществляются в двух формах:

1) в форме централизованных закупок. Они производятся государственными организациями и предприятиями и имеют важное экономическое значение. Обеспечивают устойчивые доходы сельскохозяйственных предприятий, достижение правильной пропорциональности развития сельского хозяйства;

2) в форме децентрализованных закупок. Они осуществляются кооперативными, акционерными и частными предприятиями.

Политика, формы и методы закупок сельскохозяйственной продукции устанавливаются в соответствии с конкретными условиями и объективными потребностями каждого этапа экономического развития.

В настоящее время государство по фиксированным ценам также осуществляет закупки сельскохозяйственной продукции, но без постоянных плановых заданий. Большое количество продукции реализуется сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими хозяйствами свободно по существующим рыночным ценам. Объем государственных закупок сельскохозяйственной продукции в России приведен в таблице 8.1.

Таблица 8.1. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции в России (млн. т)

Вид продукции

В среднем за год

Сахарная свекла

Картофель

Семена масличных культур

Скот и птица (живой вес)

Яйца, млрд. шт.

Проанализируем еще одну форму внутреннего товарного обращения – торговлю товарами народного потребления. Торговля товарами народного потребления является связующим звеном между производством и личным потреблением. Она выполняет следующие функции в общественном воспроизводстве:

1) осуществляет реализацию денежных доходов населения в определенной массе товаров,

2) посредством ее товары, покидая сферу производства и обращения, поступают в сферу личного потребления,

3) от ее динамики зависит повышение или снижение жизненного уровня населения страны.

Наличие различных форм собственности обусловливает существование различных форм торговли товарами народного потребления: государственной, кооперативной, частной.

Вся сумма реализованных потребительских товаров населению через государственную (муниципальную), кооперативную и частную торговлю представляет собой розничный товарооборот.

Розничный товарооборот – это важнейший показатель развития торговли и роста жизненного уровня народа. Объем и структура розничного товарооборота в России характеризуется данными табл. 8.2.

Таблица 8.2. Розничный товарооборот России по формам собственности

Весь объем

В том числе по видам торговли

государственная и муниципальная собственность

частная собственность

другие формы собственности

в миллиардах рублей

в процентах

Закономерным в изменении структуры внутреннего рынка России становится уменьшение доли государственной и кооперативной торговли при соответствующем росте доли частной торговли. Это объясняется уменьшением производства потребительских товаров в государственном секторе экономики, а также развитием частных производственных и коммерческих структур, где создаются и реализуются товары народного потребления.