Авианосцы изо льда собирались с опилками на войну. «Проект Аввакум» - непотопляемый ледяной авианосец Ледяной авианосец

В 1942 году ситуация на западном фронте для Великобритании была катастрофической. Немецкие кригсмарине раз за разом наносили королевскому флоту существенные потери. Мощная промышленная база Германии позволяла стране быстро возмещать свои потери в технике, тогда как Великобритания, вступив в войну недостаточно подготовленной, рассматривала любые, даже самые безумные идеи, которые могли бы помочь ей противостоять противнику.

Одной из таких идей стал вариант создания авианосца, строительным материалом для которого послужил бы лед – временная замена стали, дефицит которой в то время достиг своего пика. Известно, что в 1942 году данная идея обсуждалась в высших кругах Соединенного Королевства, включая самого Уинстона Черчилля, исполнявшего тогда обязанности премьер-министра.

Разрабатывалось сразу два подхода к созданию авианосца изо льда. Первый – самый дешевый – заключался в спиливании верхушки крупного айсберга и переоборудовании его поверхности под взлетно-посадочную полосу. Предполагалось, что такие корабли, отличающиеся крайней дешевизной, будут использоваться для скоротечных воздушных операций против стратегических объектов противника. Такой айсберг-авианосец также должен был быть оснащен системами обороны, жилыми отсеками и двигателем с рулями управления. Время использование такого корабля ограничивалось бы несколькими месяцами.

Второй подход предполагал создание авианосца с нуля из заранее подготовленных ледяных блоков, между которыми пролегали бы трубы холодильных установок, что позволяло бы кораблю не таять и выполнять свои функции длительное время.

После долгих обсуждений британское министерство обороны выбрало именно второй вариант, как наиболее перспективный. Руководителем проекта был назначен инженер Джеффри Пайк. Экспериментально он установил, что если смешать воду с целлюлозой, то после заморозки получается лед, превосходящий по прочности обычный и дольше не поддающийся таянию. Новый материал, который, как выяснилось позже, обладал еще и большей плавучестью, решено было назвать «pykret». К британскому проекту привлекли американских и канадских союзников, и вскоре тестовый образец корабля всего за два месяца построили и спустили на воду в Канаде, где начались его испытания.

Создание авианосца изо льда — процесс укладывания блоков «пайкрета»

К 1943 году 18-метровое судно было успешно протестировано в летних условиях, но у английского адмиралтейства возникло несколько вопросов к инженерам: они просили увеличить прочность палубы для посадки тяжелых бомбардировщиков и оснастить судно дополнительной защитой против торпед немецких субмарин. Для этих доработок необходимо было усиливать металлический каркас судна, что выливалось в дополнительные денежные, а главное временные затраты. Проект уже не казался панацеей от превосходства Германии на море, тем более что к концу 1943 года ситуация в войне обернулась в пользу союзников. Британии наконец-то удалось преодолеть дефицит стали и наладить выпуск дешевых авианесущих кораблей. Необычный проект был постепенно забыт и остался лишь в виде чертежей. Тестовый же экземпляр корабля вскоре растаял, оставив после себя металлический каркас-скелет.

Идея создания ледяных кораблей родилась в время Второй Мировой Войны. В начале 1940-х годов британский флот находился в критическом положении. Только в ноябре 1942 года – 143 английских корабля были потоплены немцами. Интенсивные военные действия требовали переброски огромного количества техники, а водного транспорта и кораблей сопровождения катастрофически не хватало.

В этих условиях ученый Джеффри Пайк без труда убедил британских военных в осуществлении своего амбициозного проекта «авианосца из айсберга», благодаря которому английский флот можно было пополнить грозным оружием в кратчайшие сроки.

Этот невероятный проект британской армии получил название «Хаббакук», в честь пророка Хаббакук из Ветхого Завета.

Размеры палубы должны были быть 610 метров в длину, 180 в ширину и 18-метровая толщина корпуса. На плавающем ледовом судне планировалось разместить 200 истребителей «Спитфайр» и экипаж из 15000 человек. На его палубе у самолетов было бы достаточно места, чтобы легко приземляться, взлетать и заправляться.

При весе 2,2 млн. тонн авианосец изо льда весил бы ровно в 48 раз больше, чем трагичный «Титаник», но по сравнению с последним, «Хаббакук» был бы непотопляемым, все полученные пробоины во время боев были бы быстро отремонтированы при помощи замороженной воды.

Согласно проекту Пайка, «Хаббакук» должен был быть построен из пайкерита, смеси воды и опилок. После замораживания этот материал получает твердость бетона.

В отличие от ледяного блока, который ломается при попадании пуль или других снарядов, пайкерит рикошетит пули.

Изобретатель объяснил преимущества своего проекта: пайкерит позволял значительно экономить металл, а также за очень короткое время построить корабль. Неизвестно, как Пайк сумел убедить в гениальности своей идеи Лорда Маунтбеттена, который в свою очередь убедил самого Уинстона Черчилля.

В записях от 7 ноября 1942 года Черчилль написал: «Придать большое значение изучению этой идеи». Британскому премьер-министру даже удалось убедить и президента США Рузвельта участвовать в проекте, однако один из технических советников Рузвельта, Ванневар Буш, уничтожил идею Пайка, используя самые убедительные аргументы.

«Несомненно, строительство авианосца приведет к значительной экономии металла. Однако большое количество драгоценного металла должно использоваться для желобов, через которых протекает жидкость хладагента, фреона. Кроме того, таким большим ледяным авианосцем практически невозможно управлять. Строительство «Хаббакука» обойдется в 80 миллионов долларов», сумасшедшая по тем временам сумма, особенно в военное время.

Отказ от проекта не нанес большой ущерб британской армии, поскольку техническая эволюция позволила им оснастить свои истребительные самолеты новыми двигателями, позволяющими летать дольше, дальше и быстрее. Кроме того, с августа 1943 года союзникам было предоставлено разрешение от Португалии на использование Азорских островов в качестве авиабазы.

Изобретатель проекта «Хаббакук» совершил самоубийство в 1948 году. Причиной суицида стал провал очередного проекта: он не смог убедить руководство британской армии построить систему туннелей, которая позволила бы сверхбыструю доставку солдат путем катапультирования между Бирмой и Китаем на основе сжатого воздуха.

Проект сооружения авианосца на основе замороженной массы изо льда и древесных опилок растаял, просуществовав всего год. Он так и не стал реальностью. Хотя project Habakkuk (проект Аввакум) поначалу горячо поддерживал сам премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

Причем тут библейский пророк Аввакум

Профессор университета в Мэриленде Сьюзен Лэнгли давно занимается исследованием проекта «Хабаккук», написала об этом книгу и докторскую диссертацию. Лэнгли, увлекающаяся еще и дайвингом, неоднократно погружалась в озеро Патрисия (Канада, национальный парк Джаспер в Альберте), чтобы осмотреть на то, что осталось от так и не созданного ледяного авианосца.
Лэнгли пишет, что идея назвать амбициозный проект именно так принадлежит самому Черчиллю – он слишком много надежд возлагал на это военно-морское сооружение изо льда и опилок. Аввакум предсказал пленение Иерусалима, а на «Хабаккук» возлагалась миссия помочь британцам одолеть фашистов.

Каким представлялся ледяной авианосец

Проект странного авианосца разработал Джеффри Пайк, эксцентричный ученый военного ведомства Великобритании, как его называет Сьюзен Лэнгли. «Хабаккук» должен был стать мощнейшим авианосцем в истории и обезопасить британские атлантические конвои от вражеских подлодок.
В последнем, девятом, томе девятитомника «Иллюстрированная война» (The War Illustrated), вышедшем в апреле 1946 года, указываются проектные размеры древесно-ледяного авианосца: 2000 футов (610 м) длина, 300 футов (92 м) ширина. Плавучий аэродром рассчитывался на 200 истребителей или 100 бомбардировщиков, плюс к этому на нем проектировались ремонтные мастерские и другие необходимые помещения. Предполагаемая скорость «Хабаккука» 7 узлов (8 миль в час), его дизель-генератор должен был потреблять 120 тонн горючего в день. Авианосец намеревались оснастить емкостями для запаса топлива в 5 тысяч тонн, что позволило бы кораблю передвигаться в радиусе действия 7 тысяч миль. Стоить вся эта махина, по предварительным оценкам, должна была не более 10 миллионов фунтов стерлингов.
Идея использовать лед и опилки пришла в голову англичанам вследствие дороговизны стали в военное время. Пайк, наслышанный о крепкости арктического льда, решил сделать его стратегическим материалом, который поможет британцам выиграть войну. Секретный проект привел в восторг самого Уинстона Черчилля, который тоже загорелся этой идеей.
В начале декабря 1942 года началась работа над реализацией «project Habakkuk».

«Коробка для обуви»

Экспериментальной площадкой было выбрано канадское озеро Патрисия, где в начале 1943 года было построено 60-футовое судно-прототип «Хабаккука» со стенами и полами из дерева. Внутри находился массивный кусок льда, опоясанный холодильными трубами. По словам Сьюзен Лэнгли, эта громадина больше походила на большую коробку для обуви, а трубопровод напоминал грудную клетку.
Сразу же начались технические неполадки – местами трубопровод оказался поврежденным, поэтому вода не охлаждала лед, трубы просто перекачивали воздух. Потом усомнились в прочности самого льда. Изобретенный Пайком стройматериал «пайкеринг» (смесь замороженной воды и древесных опилок), как оказалось, производить в огромных количествах, потребных для «Хабаккука», просто непрактично.
К середине 1943 года ажиотаж вокруг древесно-ледяного авианосца начал угасать, а в июне того же года испытания в Канаде свернули вовсе.

Почему свернули проект?

По мнению Сьюзен Лэнгли, охлаждению интереса к «Хабаккуку» поспособствовали три основные причины. Во-первых, у Великобритании появилась возможность обустроить в Исландии постоянную базу в Северной Атлантике, что делало бесперспективной разработку плавающих аэродромов, тем более таких, как «Хабаккук». Во-вторых, на вооружение британцев поступили новые самолеты, имевшие больший радиус действия. В-третьих, военная промышленность разработала усовершенствованные радары, позволявшие более точно отслеживать вражеские подводные лодки.
«Все эти новшества сделали «Хабаккук» устаревшим еще до того как он достиг своего успеха», – делает вывод Лэнгли. – «Построить его было бы возможно. Но уже нецелесообразно».

Что там сейчас, на дне Патрисии?

Сьюзен Лэнгли, по ее рассказам, впервые узнала о «самолете изо льда», лежащем на дне канадского озера, в 1982 году, и сначала не поверила в то, что это вообще возможно. Но она, серьезно занимающаяся подводной археологией, решила проверить услышанное и через два года исследовала дно озера в предполагаемом месте затопления останков «Хабаккука».
Лэнгли увидела нечто напоминающее баржу. Затем исследовательница погружалась на дно озера еще несколько раз, уже в рамках проектов, спонсированных правительственными грантами. Многочисленные исследования легли в основу книги и докторской диссертации.
Остов несостоявшегося авианосца лежит на глубине 100 футов (30 м). Для дайверов это опасное погружение, поскольку велик риск возникновения декомпрессии. Видимость на глубине низкая. По словам Сьюзен Лэнгли, если кто-то еще хочет увидеть останки нереализованного проекта «Хабаккука», ему следует поторопиться – находящийся на дне остов постепенно разрушается, и вскоре уже не на что будет смотреть.


Авианосец "Проект Аввакум" (Habbakuk) – один из самых невероятных и странных проектов в военной истории. Ледяной корабль, проект которого был предложен гением-изобретателем, находившимся в психиатрической лечебнице, должен был спасти Британию в её крайне непростом положении в годы Второй мировой войны.

В разгар Второй мировой войны немцы фактически блокировали Великобританию от всего остального мира, перехватывая атлантические конвои кораблей, которые подвозили нужные припасы к острову, с помощью подводных лодок. Теоретически определенную защиту судам могли бы обеспечить самолеты. Однако из-за сильно ограниченного на то время радиуса действия воздушные суда не могли сопровождать конвой в течение всего маршрута, и в результате в середине Атлантического океана конвой оставался под защитой лишь ограниченного числа военно-морских судов эскорта.


Джеффри Пайк (Geoffrey Pyke) - психически неуравновешенный студент Кембриджа, предлагавший весьма странные идеи по поводу того, как можно выиграть войну, оказался гением-изобретателем. На больничной койке в психиатрической больнице у него родилась идея создания гигантского авианосца, изготовленного из льда, который мог бы обеспечить прикрытие с воздуха для уязвимых конвоев в середине северной части Атлантического океана.

Идея посетила Пайка после того, как он прочитал в National Geographic материал об айсбергах и их огромной силе. Изобретатель отправил свою идею лорду Луи Маунтбаттену, штабному руководителю комбинированных операций. Маунтблаттен был впечатлён необычным решением Пайка и решил, что его идея нуждается в разработке.


Первоначально проект была назван "Berg-ships", и Пайк, и Маунтбаттен планировали создание целого флота огромных авианосителей, которые были бы почти непроницаемы для вражеского огня, и их можно было ремонтировать прямо в море, просто добавив больше льда.

Уже на первом этапе проекта стало ясно, что обычный лед не подойдет для проекта. Он плавится слишком быстро и является слишком тяжелым, а это означает, что лишь небольшой процент корабля будет находиться над водой и сможет выступать в роли взлетно-посадочной полосы.


От проекта почти отказались, но с изобретением "пайкерита" (а именно так, ничуть не стесняясь, назвал свое изобретение Пайк) все изменилось. Этот материал представлял собой смесь 14% воды и 86% древесных опилок, которые замораживались в единый блок. Этот материал при замерзании был легче обычного льда, прочнее его и медленнее таял. Пайкерит можно было легко производить, обрабатывать, а также он был невероятно дешев в производстве.

Планировалось построить проектное судно длиной 600 метров, шириной 90 метров и высотой 200 м в высоту. Водоизмещение судна, способного нести на борту 200 истребителей и разведчиков, составляло бы более 2 млн тонн, а его корпус был бы толщиной более 12 метров, что делало бы его неуязвимым для снарядов и торпед. Бортовая система охлаждения должна была поддерживать корпус замороженным благодаря ряду охлаждающих каналов в ледяных глыбах.


Внутри авианосца было предусмотрено громадное пространство ангара и жилых помещений для 3590 моряков и летчиков. Двигаться "Проект Аввакум" должен был благодаря 26 моторным гондолам, вмороженным в борта. При этом максимальная стоимость бы составила 7 узлов.

19-метровая масштабная модель корабля была построена в 1943 году в Канаде, на озере Patricia Lake (провинция Альберта), причем на дворе стояло лето. После того, как все теоретические выкладки оказались верными, на 1944 год было запланирована постройка полноценного боевого корабля, однако эти сроки оказались безосновательно оптимистичны. Адмиралтейство начало терять интерес к разработке по многим причинам, в том числе из-за растущих расходов на строительство и из-за необходимости получить разрешение от Португалии на использование аэродромов на Азорских островах. К тому же в это же время успешно проводился проект перехвата и декодирования связи между подводными лодками, т.е. бомбардировщики и военные корабли уже знали, где искать подводные лодки противника.


Необходимость в гигантском авианосце просто отпала. В итоге в декабре 1943 года проект Аввакум был отменен. Интересно то, что 19-метровый прототип корабля в Канаде таял в на протяжении трех лет.

В продолжение темы - обзор о , вызывающих недоумение.