Как выдувать изделия из стекла. Как выдувают стекло? Выдувное стекло

В начале декабря стеклодув и владелец мастерской «Стеклоу» - Егор Комаровский, пригласил всех неравнодушных и интересующихся на свой мастер-класс. Мастерская располагается на цокольном этаже Дома Скульпторов Союза Художников по адресу: Санкт-Петербург, Заневский проспект 26, корпус 2. Егор рассказал, что художественное стеклодувное ремесло сейчас в России не так популярно и распространено как в странах Европы. Он освоил ремесло самостоятельно, изучая литературу на английском языке и смотря видеоуроки зарубежных мастеров, теперь он открыт к сотрудничеству, готов учить и удивлять.

Все печи, а их четыре, Егор в мастерской собрал самостоятельно. По центру фотографии можно увидеть индукционную тигельную печь. Своё название она получила от Тигеля — ёмкости для нагрева, высушивания, сжигания, обжига или плавления различных материалов, в данном случае в нём находилось распаленное стекло.

В России на рынке представлено около 8-ми цветов стекла, на рынках Америки — 120, разница в количестве весьма ощутима. Примеры стёкол и их цветов.

Начнём процесс изготовления вазы, нагреем выдувальную трубку. Это полая металлическая палка длинной 1 - 1,5 м с мундштуком на конце. Нам продемонстрировали технику свободного выдувания, она заключается в свободном формовании изделия. Стеклянные предметы, выполненные путём свободного выдувания, называют также гутным стеклом (от немецкого hutte - гута, стеклодувная мастерская).

Зачерпнём из тигельной печи расплавленного стекла и начнём его выдувать через трубку.

В процессе остывания мастер раскатывает остывающее стекло, подправляя его форму.

Добавим ещё стекла из печи.

Стеклянный шар становится всё больше и больше.

Последовательность на начальной стадии проста: макаешь, крутишь и формируешь, нагреваешь, дуешь…

Помимо свободного выдувания возможно применение других техник:Ручное выдувание в формы позволяет создавать изделия, схожие одно с другим. Например, лабораторные колбы. Стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки расплавленное стекло, выдувает пузырь и начинает формовать его, постоянно вращая трубочку и формует стекло в деревянных или металлических формах.

Прессовыдувание. Будущее изделие сначала формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде - воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными. Но этот способ позволяет создать на них рельефные украшения.

Для нагрева у Егора используется печь — «кукушка». Она нагрета до рабочих температур от +1100 до +1200 °C. Створки данной печи открываются при необходимости, позволяя помещать изделие в печь, вращать его в ней, помещать изделие частично и без соприкосновения со стенками.

Сила тяжести помогает придать форму стеклу.

Ещё немного времени и шар превращается в каплю.

Стекло нагревается, во время нагрева трубка постоянно вращается.

Возьмём стеклянные пластинки из нескольких цветов объединённых в один элемент, прикрепим его поверх изделия и нагреем.

После нагрева пластинка постепенно сгибается и оборачивается, при раскатывании образуя необходимую для нас форму.

Формируем изделие.

Вновь раскатываем.

И нагреваем заготовку.

На каждом этапе работ необходим постоянный контроль качества и размеров. Когда работа выполняется по составленному проекту, то изначально изготавливается первый вариант, который разбивается для точных замеров толщин стенок, после внесения корректировок и поправок изготавливается окончательный вариант изделия.

Опять нагреваем и понемногу выдуваем.

После выдувания раскатываем, придавая необходимую форму.

Создаём декоративный рисунок, обратите внимание на готовом изделии на него.

Формируем идеальную форму, постепенно вращая и охлаждая изделие. Охлаждение выполняется с применением мокрой газеты.

При остывании изменяется цвет заготовки.

Добавим объёма, выдуем ещё немного…

Добавим прозрачного стекла поверх цветного. Новый слой будет третьим, его получим из тигельной печи.

Постепенно нагревая и выдувая получаем довольно крупную фигуру будущей вазы.

Проверяем качество.

Формуем дно и закрепляем изделие за него.

Создаём форму горлышка вазы.

Последние шаги…

Отжигом называют нагревание до 530–580°С с последующим медленным охлаждением. При быстром и неравномерном охлаждении после формования в стекле возникают остаточные напряжения, которые со временем приведут к тому, что изделие разрушится само собой, без видимых причин. Отжиг позволяет уменьшить эти остаточные напряжения и сделать стекло долговечным.

После окончания отжига ваза шлифуется и её можно будет использовать по прямому назначению.Печь для отжига в мастерской электрическая и при отключении электроэнергии и быстром охлаждении стекла оно становится хрупким и недолговечным.

В мастерской много различных изделий из стекла, все они изготовлены вручную.

Если Вам захотелось сотворить что-нибудь самим, к примеру шарик на ёлку, стаканчик или вазу, или наоборот, хотите научиться работать со стеклом, то Егор Комаровский с удовольствием проводит индивидуальные занятия, экскурсии, мастер-классы для различных возрастных групп.

Все подробности и контакты в группе

Искусство выдувания стекла – сложный, кропотливый процесс. Подобная техника походит к первому веку до н.э., появилась она в Сидоне (ныне прибрежный Ливан).

Искусство выдувания стекла – сложный, кропотливый процесс. Подобная техника походит к первому веку до н.э., появилась она в Сидоне (ныне прибрежный Ливан). Оттуда искусство распространилось на Римскую империю, а затем и в другие части мира. Искусство выдувания стекла практикуется и сегодня, оно подразумевает освоение массы сложных техник. Самое главное, в работе стеклодувов – это выполнение работы с высоким уровнем точности и аккуратности.

Процесс начинается тогда, когда впечь попадает 4-5 фунтовая трубка, где расплавляется стекло при температуре 2200 градусов по Фаренгейту (температура лавы).

Этот процесс называется сбором. После сбора стеклодувы окунают паяльную трубу в раскаленное стекло, пока на конце не сосредоточится приличного размера капля. Это очень сложный момент, так как стекло имеет консистенцию меда и легко капает с конца трубы.

На следующем этапе стеклодув начинает дуть воздух в трубу, образуя небольшой пузырек воздуха внутри расплавленного стекла. Это весьма тонкий процесс: если художник дует слишком интенсивно, то его работу ждет крах.

Одним из наиболее сложных аспектов выдувания является сохранение температуры на необходимом уровне. Благодаря поддержанию температуры, художник может придавать стеклу форму, которую он задумал. Благодаря традициям, которые передаются стеклодувами из поколение в поколение, это искусство не перестает привлекать и покорять наше внимание.

Всегда считал, что выдувка стеклянных изделий - это сложное промышленное производство. А оказывается его возможно организовать в большой городской квартире или, совершенно точно, на даче. Была бы электроэнергия в достатке. Именно с квартиры и начал в своё время своё творчество со стеклом Егор Комаровский. Егор - энтузиаст, самоучка, очень инициативный и творческий человек. Недавно удалось побывать в его стеклодувной мастерской "Стеклоу" и посмотреть как из капли стекла выдувается ваза.


Вообще по первоначальному образованию Егор Комаровский международный логист, но на офисной работе долго не задержался предпочтя её творческой. Начинал с кузнецы, а потом обратил внимание на стекло. На съёмной квартире он с супругой начал нагревать село, обёртывать в фольгу и всячески его изучать, пытаясь разобраться. Потом начали заниматься фьюзингом стекла - это сплавление стёкл друг с другом а потом через форму спекается готовое изделие (например) . Занимались и витражными стёклами. И то и другое производство сейчас на рынке более-менее распространено и конкурентно.
2

А вот выдувание стекла наоборот, мало кто занимается. В Союзе стеклодувных производств было много, но почти все закрылись, частных мастерских почти нет. В Москве есть одно заведение, в Питере Мухинское училище, но ни одно из них не взяло Егора ни в качестве ученика, ни в качестве рабочего опасаясь мнимой конкуренции. Во всех работают в основном "старые кадры" 60+, молодых специалистов почти нет.
3

Только удалось немного поработать по личным договоренностям с отдельными мастерами. Это, плюс теоретическое изучение вопроса, благо в Интернете (но не в Рунете) сейчас много информации, а так же собственная практика позволили освоить технику. Вызывает уважение и выбранная стратегия - брать в заказ на изготовление работу чуть более сложную, чем выполнял до этого. Предоплата взята, мотивация повышается - хочешь не хочешь нужно выполнять. Иногда раз 15 приходилось переделывать изделие, прежде чем достигался удовлетворяющий всех результат.
4

Тогда как за рубежом это направление очень распространено и даже популяризировано. Делают домашние стеклоплавильные печи, обучают всех желающих - можно легко организовать домашнее мини-производство. Свои же печи пришлось Комаровскому изготавливать самостоятельно (покупать зарубежные очень дорого).
5

Всего для производства необходимы три печки с разными температурами. Все они электрические по 6 киловатт каждая. Есть и ещё одна газовая печь "кукушка" для подогрева материала в процессе его формовки.
6

В мастерской множество всяких цветных и блестящих красивостей. А ваз здесь в буквальном смысле навалом.
7

Вот примерно такую вазу и будут сейчас выдувать из капли стекла.
8

Само стекла тоже американского происхождения - специальное для выдувание. У нас такое не производят, а крупные производства варят стекло сами для себя. Цветное стекло заказывается в виде пластин, а прозрачное в виде вот таких капель. С каплями проще работать.
9

Сначала стекло плавят в керамическом горшке при температуре 1600 градусов.
10

Опускают стеклодувную трубку и забирают с печи всё что налипло на конец трубки. Немного выдувают. Стеклодувная трубка, или же выдувная, это полая трубка длиной около 1,5 метров с латунным мундштуком.
11

И катают формируя требую форму. Этап формовки.
12

Стекло периодически подогревают в "кукушке" что бы оно сохранило свою эластичность. Стекло начинает размягчаться при 650 градусах и выше.
13

Далее снова опускаем трубку в стекло, налепляем на неё новое стекло, выдуваем, формуем. Это так называемая техника свободного выдувания. Кроме неё существуют и другие методики
14

В определённый момент налепляем на заготовку полоски цветного стекла. Их предварительно подготовили - взяли полоски цветного стекла и спекли их вместе в одну пластину. Первично налепили платину на заготовку.
15

Дополнительно спекли части в "кукушке".
16

И теперь уже аккуратно формуем загибая стороны.
17


18


19

А дальше всё те же стадии - выдувание, формовка, подогрев и т.д. Иногда, правда, необходимо и чуть охладить заготовку с помощью смоченной газеты. Нужно соблюдать чётко температурный баланс, а также постоянно контролировать размеры, толщину стенок, качество. Хлопотное дело требующее хороших навыков.
20

При выключенном свете мастерская предстаёт в красивом сказочном виде. .
21

Формовка так же производится используя силу гравитации. Наклонили в одну сторону - заготовка стала деформироваться вниз, стекло стекает.
22


23


24

Когда ваза "выросла" почти до требуемого размера, заготовку ещё раз окунают с жидкое стекло, чтобы сформировался нагружений прозрачный защитный слой.
25

Примерно через 1,5 часа ваза почти готова. Теперь берут ещё одну стеклодувную трубку, окунают её в стекло и припаивают к вазе с противоположного конца. Прежнюю трубку удаляют, а на её месте начина.т формировать горлышко фазы. Стекло мягкое, поэтому щипчиками расширяем отверстие, загибаем края и придаём желаемую форму.
26

Вот такая получилась, только после охлаждения цвета будут иными. Белый останется белым, голубой станет лазуревым, а красный жёлтым.
27

И последняя стадия это охлаждение, или же отжиг - тоже очень ответственный процесс. Чем стекло толще, тем его нужно дольше охлаждать. Сантиметровые изделия охлаждают сутками и даже месяцами. Для данных ваз достаточно примерно 12 часов. Ниже 517 градусов начинают возникать напряжения в стекле и до 370 градусов нужно охлаждать очень медленно и аккуратно, далее темп охлаждения несколько увеличивается. После отжига вазу нужно будет отшлифовать и всё будет готово.

Хорошая новость для всех в том, что Егор Комаровский столкнувшись со всем трудностями обучения ремеслу, решил изменить ситуацию и уже проводит курсы и мастер-классы для всех желающих по обучению выдуванию стекла. Проводятся и экскурсии для школьников. 2 часа занятий стоят 4000 рублей и за это время вы сможет понять, интересно это вам или нет. Если "да", то можно продолжить обучение, а после приходить и изготавливать для себя какие-то изделия (если посчитаете что собственная мастерская вам не нужна). Вообще планы по просвещению большие - скоро производство переедет на новую площадку, где можно будет проводить более масштабные экскурсии и мастер-классы. Егор консультирует и многих стеклодувов на других производствах, предпочитая не самому изготовить требуемое изделие, а показать как это делается, обучить, а потом уже там справятся и самостоятельно. То есть Комаровский взял на себя очень большую и благодарную миссию просвещения и обучения, что, учитывая дефицит мастеров и информации сейчас у нас в России, не может не вызывать большого уважения.

Традиционно благодарю spbblog в лице Жени за приглашение.
Другие рассказы и фотокарточки можно почитать и посмотреть у Жени Катерины ,

С первого взгляда может показаться, что для производства стекла необходимы очень сложные соединения химических веществ, полученных непростым путем. Но в действительности стекло изготавливается достаточно простым способом с использованием самых заурядных компонентов.

Стекло — это сплав определенных материалов, охлажденный таким образом, что атомы в его структуре группируются в хаотичном порядке. Интересен тот факт, что 95 % полезных ископаемых Земли может быть использовано в процессе производства стекла. Наиболее важными из них являются (двуокись кремния), сода, известняк, бура, борная кислота, оксид магния и оксид свинца.

Примечательно, что первое стекло было создано самой природой. Около 450 миллионов лет назад расплавленная порода из недр Земли устремилась на поверхность и с помощью вулканов пробила земную кору. Когда горячая лава содержала двуокись кремния и быстро затвердевала, образовывалось стекло, твердое, как скала. В Калифорнии есть целая гора, покрытая стеклом вулканического происхождения.


Вулканическое стекло называется обсидианом. Этот чрезвычайно твердый и прочный минерал широко применяется в промышленности, а особенно красивые его образцы используются для изготовления ювелирных украшений. Благодаря высокой твердости обсидиан относится к .

Человек делает стекло с древнейших времен. Египтяне знали способ изготовления цветного стекла еще более пяти тысяч лет тому назад. Этим материалом в виде глазури они покрывали изделия из камня, посуду, а иногда делали красивые бусы и другие украшения. Флаконы для духов и мазей, сделанные из стекла, уже использовались в Египте более 3500 лет назад.

Период Римской империи (с I века до нашей эры по V век нашей эры) был одним из величайших периодов в истории стекла. Именно в это время человек освоил, как выдувать стекло и каким образом придавать предметам определенную форму и при этом делать их нужного размера.

Выдувание стекла.

Процесс выдувания стекла является одним из древнейших умений человека. Но поскольку были разработаны современные механизмы и потребность в стеклянных изделиях значительно возросла, то ручная технология изготовления стекла становится большой редкостью.

Когда стекло находится в расплавленном состоянии, то оно может быть обработано различными способами. Например, оно может быть спрессовано, выдуто, разрисовано или прокатано. В течение веков главным способом обработки стекла было выдувание, помогавшее изготавливать самые разные варианты стеклянных изделий.

Стеклодув собирал шарик расплавленного стекла на конце трубочки и дул в него. Используя свои умения, он придавал стеклу нужную форму и доводил его до нужной толщины. Он постоянно подогревал стекло, чтобы как можно дольше оставлять его в рабочем состоянии. Затем мастер заканчивал обработку специальными инструментами.

Таким образом было создано много видов стеклянных предметов. Стекло также может быть отлито в форму, и приобретать заданный вид. Достаточно удивительно, что оконное стекло, бывало, делали путем выдувания длинного цилиндра, который потом разрезали и прокатывали, чтобы получились стеклянные листы. Конечно, размер этих листов был ограничен силой легких стеклодува.

Сегодня подобный процесс получения стекла, который именуется ручной работой, все чаще используется при производстве специальной научной аппаратуры или дорогостоящих, великолепных изделий из стекла. На сегодняшний день ручной труд стеклодува ценится очень высоко, и для работы в этой отрасли человеку требуются значительные профессиональные навыки.

Изготовление стеклянных бутылок.

С течением времени потребность в стеклянной посуде, такой, как бутылки, стала настолько велика, что были приложены все усилия для создания стеклодувной машины, которая была изобретена в 1903 году.

Машина использует вакуум, чтобы выдуть достаточное количество стекла для одной бутылки. Сначала формируется горлышко бутылки. Затем подается сжатый воздух, и выдувается вся бутылка целиком.

После этого полученное изделие автоматически обжигается и закаляется, а затем происходит процесс медленного охлаждения, что делает его прочной. Такая машина способна произвести большее количество бутылок за один час работы, чем шестеро стеклодувов вручную за целый день.

Позже была создана другая машина для автоматического выдувания лампочек, что позволило шире использовать электрический свет. Большинство всех стандартных бутылок, банок, кувшинов, стаканов и других стеклянных сосудов произведено машинным способом.

Сегодня, конечно, существует много новых способов производства стекла, но это основной процесс. Сырье для изготовления стекла поступает на стекольную фабрику и складируется в огромных резервуарах. Необходимое количество веществ отмеряется, дозируется, а затем их смешивают в правильной пропорции.

Битое стекло, аналогичное производимому и называемое » стеклянный бой» добавляется в смеси, чтобы ускорить процесс плавления. Полученная смесь автоматически подается в печь. Затем расплавленное стекло вытекает из печи для охлаждения.

Далее оно проходит многочисленные процессы обработки, такие, как выдувание, прессование, прокатывание, литье и роспись — в зависимости от вида стекла, которое нужно получить. Таким образом, можно изготовить и простое оконное стекло, и узорное , характеризующееся высокими декоративными качествами.

Все обо всем. Том 3 Ликум Аркадий

Как выдувают стекло?

Как выдувают стекло?

Выдувание стекла - одно из древнейших умений. Но поскольку разработаны современные механизмы, им отдается предпочтение, а поскольку потребность в стекле возросла, ручное выдувание стекла становится редкостью. Когда стекло находится в расплавленном состоянии, оно может быть обработано различными способами. Оно может быть выдуто, спрессовано, разрисовано или прокатано.

В течение веков главный способ обработки стекла был выдувание. Стеклодув собирал шарик расплавленного стекла на конце трубочки и дул так же, как мы надуваем мыльные пузыри. Используя свои умения, он, выдувая, придавал стеклу форму и доводил его до нужной толщины. Он постоянно подогревал стекло, чтобы держать его в рабочем состоянии. Затем мастер заканчивал обработку специальными инструментами. Так было создано много видов стеклянных предметов. Стекло также может быть отлито в форму и таким образом приобрести свой вид. Достаточно удивительно, что оконное стекло, бывало, делали путем выдувания длинного цилиндра, который потом разрезали и прокатывали, чтобы получить стеклянные листы. Конечно, размер этих листов был ограничен силой легких стеклодува.

Сегодня подобный процесс получения стекла, который называется «ручная работа», все еще используется при производстве специальной научной аппаратуры или очень дорогих, великолепных произведений из стекла. Но потребность в стеклянной посуде, такой, как бутылки, стала настолько велика, что были приложены все усилия, чтобы создать стеклодувную машину, которая и была изобретена наконец в 1903 году. Машина использует вакуум, чтобы выдуть достаточное количество стекла для одной бутылки. Сначала формируется горлышко бутылки. Затем подается сжатый воздух, и выдувается вся бутылка полностью. После этого бутылка автоматически обжигается, закаляется, потом происходит ее медленное охлаждение, что делает ее прочной.

Такая машина способна произвести больше бутылок за час, чем 6 человек вручную за день! Позже была создана другая машина для автоматического выдувания лампочек, что позволило шире использовать электрический свет. Большинство всех бутылок, банок, кувшинов, стаканов и других стеклянных сосудов произведено машинным способом.