Что изготавливает кузнец. Кузнечное ремесло на Руси. Горячая и холодная штамповка

С давних времен профессия кузнеца пользовалась огромным почетом и уважением, что неудивительно, поскольку именно от мастерства такого специалиста во многом зависел не только быт наших предков, но и их жизнь. О значимости этой профессии также свидетельствует тот факт, что взять в руки молот кузнеца не брезговали ни цари, ни боги – достаточно вспомнить царя Петра I и бога Гефеста.

С давних времен профессия кузнеца пользовалась огромным почетом и уважением, что неудивительно, поскольку именно от мастерства такого специалиста во многом зависел не только быт наших предков, но и их жизнь. О значимости этой профессии также свидетельствует тот факт, что взять в руки молот кузнеца не брезговали ни цари, ни боги - достаточно вспомнить царя Петра I и бога Гефеста.

Однако в современном мире высоких технологий профессия кузнеца несколько утратила свои позиции, и переместилась в разряд ремесел, которые изготавливают скорее декоративные элементы, чем необходимые предметы быта. Тем не менее эта профессия по-прежнему привлекает внимание своей магией и возможностью превратить холодный металл в произведение искусства, способное привнести в быт современного человека нотку тепла и аутентичности.

Сразу отметим, что как и в прежние времена кузнечное дело является одним из самых сложных и специфичных, обладающих ярко выраженными особенностями. Поэтому стать кузнецом может далеко не каждый человек, даже если он мечтает об этой профессии. А чтобы Вы поняли всю специфику работы кузнеца, мы предлагаем Вам окунуться в мир огня и металла, которым живут настоящие мастера молота и наковальни.

Кто такой кузнец?


Мастер, который занимается обработкой металла и изготовлением металлических изделий. Основным материалом для работы кузнеца являются чугун, железо, бронза, сталь и свинец. Также кузнец может использовать в своей работе такие драгоценные металлы как серебро и золото. Местом работы кузнеца может быть как частная кузница, так и промышленное предприятие.

Название профессии произошло от древнерусского православного слова kovati (ковать, бить, рубить, резать), так как изначально кузнеца называли не иначе как ковач. И только позднее мастеров стали называть не по производимым им действиям, а по месту работы (кузня). Примечательно, что ковали существуют и сегодня. Так называют кузнецов, которые специализируются на изготовлении подков и подковке лошадей. Когда появились первые кузнецы точно не известно, однако можно предположить, что появление этой профессии стало возможно только в 9-7 века до н.э., когда человек научился использовать металл для собственных нужд.

Со времен своего становления профессия кузнеца претерпела существенные изменения: если раньше кузнецы работали только в кузнях, и только с использованием молота, щипцов и наковальни, то сегодня специалисты этого профиля получили возможность работать на больших промышленных предприятиях, где большинство процессов механизировано, автоматизировано и компьютеризировано. Вполне естественно, что одновременно с расширением сферы деятельности кузнеца эта профессия разделилась на несколько специализаций: кузнец ручной ковки , кузнец-оператор, кузнец-штамповщик, кузнец драгоценных металлов и т.д.

Во многом трудовые обязанности кузнеца зависят от выбранной специализации. Но имеются у всех представителей этой профессии и такие общие обязанности, как: протяжка и гибка металла, кузнечная сварка, выполнение работ в полном соответствии с чертежами и эскизами, очистка поверхности изделия и придание ему надлежащего внешнего вида.

Каким личностными качествами должен обладать кузнец?


Главной особенностью работы кузнеца является непосредственный контакт с огнем и раскаленным металлом, поэтому представители этой профессии обязательно должны быть внимательными и, что называется, "чувствовать материал". Кроме того, чтобы мастер смог качественно выполнять свою работу, ему необходимо обладать такими личностными качествами, как:

  • безупречное зрение;
  • развитая зрительная память;
  • идеальный глазомер;
  • стрессоустойчивость;
  • художественный вкус;
  • аккуратность;
  • склонность к занятиями прикладными видами искусств.

Помимо всего прочего, поскольку кузнец работает в условиях повышенной температуры, представитель этой профессии должен быть физически крепким и выносливым, а также способным переносить высокие температуры на протяжении длительного времени.

Преимущества профессии кузнеца

Главным преимуществом профессии кузнеца , конечно же, является возможность реализовать свои творческие задатки и доставить радость людям. При этом не стоит забывать, что ручная ковка, равно как и любой другой ручной труд, ценится очень высоко, поэтому к преимуществам этой профессии можно отнести и высокий уровень оплаты.

Поскольку в последние годы наблюдается повышенный интерес к эксклюзивным изделиям, способным отобразить индивидуальность и самобытность своего владельца, мастера художественной ковки пользуются большой востребованностью. Причем они могут как работать в составе какой-либо артели, так и открыть собственную мастерскую по производству кованных изделий из металла: оград, решеток, предметов интерьера, мебели и т.д. В любом случае, кузнец с тонким художественным вкусом и "золотыми" руками никогда не будет сидеть без работы.

Недостатки профессии кузнеца


Если же говорить о недостатках профессии кузнеца , то прежде всего необходимо отметить тяжелые условия труда и повышенный риск получения производственных травм. Кузня - это место где всегда жарко и шумно: температура в горне может колебаться в пределах 800-1200 градусов, а шумовой фон этого места наполнен если не стуком молота о наковальню, то визгом болгарки или другого не менее шумного инструмента. При этом даже при соблюдении всех правил безопасности кузнецам приходится постоянно лечиться от ожогов.

Еще одним немаловажным недостатком этой профессии являются чрезмерные физические нагрузки. Ведь кузнецу приходится постоянно перемещать с места на место как металлические заготовки, так и уже готовые изделия, вес которых может достигать и нескольких сотен килограмм. Именно поэтому профессию кузнеца принято считать исключительно мужской прерогативой. Хотя на современных кузнях можно встретить и женщин-кузнецов, однако для них кузнечное дело является скорее хобби, чем способом заработка, да и изготавливают они преимущественно небольшие элементы декора.

Где можно получить профессию кузнеца?

Получить профессию кузнеца можно либо в профессиональном колледже, на базе которого осуществляется ремесленная кузнечная подготовка специалистов, либо в художественном ВУЗе, где имеется специальность "художественная обработка металлов". Но нужно понимать, что все учебные заведения, даже самые лучшие, дают только базовую подготовку. А вот отточить свое мастерство и познать все нюансы этой профессии можно исключительно опытным путем. Поэтому после окончания обучения в колледже или ВУЗе большинство молодых специалистов устраиваются подмастерьями к уже опытным кузнецам, которые передают им все тонкости и секреты своего дела.

Отметим, что лучшими учебными заведениями России, осуществляющими подготовку специалистов кузнечного дела, сегодня считаются:

  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Штиглица;
  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. Строгонова;
  • Уральская государственная архитектурно-художественная академия;
  • Санкт-Петербургский государственный горный университет;
  • Павловское художественно-промышленное профессиональное училище № 23.

Одна из древних, профессия кузнеца была чрезвычайно важной в деревне. Практически каждый крестьянин не раз в году обращался в кузницу для починки сельскохозяйственного инвентаря, изготовления каких-либо предметов или утвари из металла, а также для подковывания лошадей. Но, несмотря на свой сугубо утилитарный характер, кузнечное ремесло в народном сознании было овеяно тайнами и наделялось совершенно необычными свойствами. Это отношение к кузнечеству сложилось в давние времена и объясняется тем, что оно воспринималось как высшее умение, искусство, связанное с преобразованием такого непростого материала, как металл.

В мифологических представлениях обработка железа и создание оформленных предметов из него, наряду с некоторыми технологическими процессами в других областях человеческой деятельности - типа выпекания хлеба, тканья полотна, изготовления горшков и подобного, - соотносится с актом творения мира и преобразования его из хаотического состояния в космическое, то есть упорядоченное. Преобразовательная сущность кузнечества оказывается, согласно мифологическому мышлению, одной из черт, определяющих божественное начало этого ремесла. Не случайно в мифопоэтических текстах прослеживается даже причастность кузнечества к созданию ландшафтных объектов. Эта идея реализуется, в частности, в восточнославянских преданиях этиологического характера о возникновении рек и Змиевых валов - древних укреплений в Северном Поднепровье. Так, согласно украинскому преданию, Бог послал на землю чудовищного змея, который стал требовать здесь принесения ему в жертву людей. Когда пришел черед царевича, тот, читая молитву, бежал от змея и укрылся в кузнице, где в это время святые Борис и Глеб выковывали для людей первый плуг. Змей вышиб языком дверь кузницы, но святые успели ухватить его раскаленными клещами за язык и запрягли в плуг. Этим плугом они провели борозду, которая и получила называние Змеиного вала. Другой вариант этого предания рассказывает о Божьем ковале Кузьме-Демьяне, который заставил Змея подобным же образом пропахать землю до самого Черного моря, после чего дал ему выпить полморя воды, и тот лопнул, превратившись во множество мелких змей.

В народной среде кузнечное дело воспринималось как магическое действо: оно было связано со стихией огня, с умением использовать ее силу при обработке одного из самых твердых материалов, а также со способностью придать металлу большую, чем природная, крепость путем закаливания в воде. Сам кузнец в крестьянском сознании наделялся необычной силой. Предполагалось, что он владеет тайными знаниями, не доступными простому человеку. Представления о мастерстве и особом знании кузнеца отразились в народной пословице: «Не кует железа молот, а кует кузнец».

Борис и Глеб на конях (вторая половина XIV в.).

Секреты кузнечного дела были связаны с термической обработкой металла, с испытанием металлических изделий на излом и другими технологическим процессами. Обычно знание ремесла передавалось по наследству, но, в связи с необходимостью, продиктованной спецификой кузнечного труда, мастер мог брать в подмастерья подростков и со стороны. Основные профессиональные приемы осваивались непосредственно во время работы, при наблюдении за старшим и следовании его указаниям. Вместе с тем, согласно рассказам кузнецов, ученик получал не только технические умения, но в какой-то момент во время работы ему вдруг открывалось и магическое знание. При этом оно исходило не из наставлений мастера; нередко подмастерье сам не понимал, каким образом знание входило в его сознание. В попытках объяснить этот феномен мотив получения магического знания приобретает мифологическое звучание через образ какого-либо видения или голоса. Так, один ярославский кузнец следующим образом передавал рассказ своего отца об этом: «У меня отец кузнец был, только начал работать в кузнице. Топор ковали, а никак не получалось. Тут-то и услышал голоса, дескать, один одного и спрашивает: «Ковали?» - «Ковали». - «А в песок совали?» - «Совали». Вышел - никого нет. А кто подсказывал, не знаю. И дошло до него, что надо в песок совать! Вот работаешь, и предъявлением каким-то явится. А выйдешь - никого и нету»

Фрагмент «Благовещения». Мозаика Софийского Киевского собора

Каждый кузнец, действительно, имел и тщательно оберегал свои профессиональные секреты. Любой мастер без труда мог отличить свою работу от чужой. При этом в отношениях между кузнецами прослеживались четко установленные этические нормы, не позволяющие, в частности, переманивать клиентов. Когда в кузницу приходил новый посетитель, мастер, увидев чужую работу, по негласному обычаю отправлял пришельца к тому, кто его обслуживал раньше.

Простые люди были уверены, что у кузнецов есть и специальные заклинания. Однако и сам кузнец, помимо использования иррациональных приемов и профессионального чутья, должен был владеть силой и быть ловким. Неслучайно в народных говорах, например в тверском, «ковалем» называли бывалого, ловкого, опытного человека вообще. О силе же кузнечных дел мастера в шутку говорили: «У кузнеца рука легка? Была бы шея крепка!»

В традиционном сознании образ кузнеца и кузнечный труд были мифологизированы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в фольклорных произведениях - сказках, обрядовых песнях и приговорах, заговорах - мотивы перековывания кузнецом грубого голоса в тонкий, старого человека на молодого, а также выковывания брачных уз, судьбы или жизни вообще. У украинцев, например, повивальная бабка, обмывая новорожденного сразу после появления его на свет, приговаривала: «Спасибо, тебе, коваль, что ты нам дитину сковал». Мифологизированная картина возникновения жизни под ударами кузнечного молота изображается в сказке, где обычно фигурируют волшебные кузнецы: «Сорок кузнецов, как ударят сорок раз - и родятся тотчас сорок военных солдат, вооружены и на бой готовы». Функцией этих кузнецов является создание необычной воинской силы, защищающей сказочное государство от «чужих». Продуцирующая символика кузнеца отразилась и в русской поговорке о рождении детей: «Был бы коваль да ковалиха, будет и этого лиха!» В этом плане показательно также, что в народных говорах слово «ковач» применялось для обозначения самца любого животного. Связь образа кузнеца с эротической символикой, а соответственно и с идеей жизни обнаруживается в устойчивой для святочной традиции ряженья игре «в подковывание девок» «кузнецами». В связи с этим примечательно, что народное выражение «подковать девку» означает «вступить во внебрачную связь».

В фольклоре овладение кузнечным мастерством подчас осмысляется как необходимость для воплощения в жизнь судьбы «настоящего» героя. Так, в волшебных сказках встречается мифологический образ мужичка с ноготок с бородой с локоть, который насильно заставляет молодых героев «молотовничать», то есть учиться кузнечному ремеслу. Этот мотив в сказке, по-видимому, связан с архаическими обрядами переходного характера, санкционирующими повышение социовозрастного статуса индивида. Научение же сказочного героя искусству «молотовни-чания» дает ему возможность проникнуть в тридевятое царство, где не дозволено быть простому человеку, и познать то, что неизвестно никому. Сказка о Лихе одноглазом рассказывает о любопытном кузнеце, который, благодаря хитрости и своему мастерству, оказывается способен победить персонифицированный образ Горя, пожирающего, как и Смерть, людей, и тем самым спасти свою жизнь:

Кузнец и портной шли, шли, зашли в лес, в густый, темный, <…> видят: изба стоит большая. Ночь; некуда идти. «Сём, - говорят, - зайдем в эту избу». Вошли; никого там нету, пусто, нехорошо. Сели себе и сидят. Вот и идет высокая женщина, худощавая, кривая, одноокая. «А! - говорит. - У меня гости. Здравствуйте. <…> Ну, хорошо; будет что поужинать мне». Они перепугались. Вот она пошла, беремя дров большое принесла, <…> поклала в печку, затопила. Подошла к ним, взяла одного, портного, и зарезала, посадила в печку и убрала.

Кузнец сидит и думает: что делать, как быть? Она взяла - поужинала. Кузнец смотрит в печку и говорит: «Бабушка, я кузнец». - «Что умеешь делать-ковать?» - «Да я все умею». - «Скуй мне глаз». - «Хорошо, - говорит, - да есть ли у тебя веревка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вковал глаз». <…> Взял он толстую веревку да этою веревкой скрутил ее хорошенько. <…> Вот он взял шило, разжег его, наставил на глаз-то ей на здоровый, взял топор да обухом как вдарит по шилу. В мифологических рассказах кузнец выступает как «знающий», то есть обладающий магическим знанием. Так, согласно поверьям, он мог опознать среди местных жителей ведьму: в народе считали, что черти ездят на «бабах»-ведьмах и подковывают их у кузнецов. Вот в такой-то ситуации кузнец и мог узнать по ноге кого-либо из деревенских женщин. Рассказ кузнеца об этом вполне мог послужить реальному обвинению в колдовстве и привлечь названную женщину к наказанию.

Владение магическими знаниями и силой в крестьянском сознании нередко объяснялись связью кузнеца с демоническими существами. До начала ХХ века сохранялись представления о том, что кузнец вступал в особые отношения с нечистой силой - лешим, водяным, чертом. Народная пословица гласит: «Умудряет Бог слепца, а черт кузнеца». Опасная, согласно народным представлениям, сущность самого кузнечного ремесла обнаруживается и на уровне фактов языка. Так, в местных говорах известны слова «ков» и «ковы», означающие соответственно «вредный замысел» и «коварные, злые намерения»; а слова «кознь» и «коварный» произошли от глагола «ковать». Все это объясняет тот факт, что в народе профессия кузнеца приписывалась инородцам и иноверцам, прежде всего цыганам. Демонологизация кузнечного дела объясняется соотнесенностью профессионального орудия труда горна с адским пеклом. Не случайно в одной из русских легенд кузнец называет черта «земляком». Увидев в церкви изображение черта в сцене страшного суда, он «намалевал» себе в кузнице такого же и всякий раз, приходя работать, приветствовал нечистого: «Здорово, земляк!» Это доброжелательное отношение кузнеца к черту обеспечивало благополучие в его работе. Традиционно женщины старались обходить деревенскую кузницу стороной, полагая, что там манит нечистый.

Кузнец и черт - довольно устойчивая пара персонажей в русских сказках, легендах и быличках. Здесь черт выступает в качестве подмастерья кузнеца, попутчика или клиента, которому нужна кузнечная работа. В вологодской сказке рассказывается, например, о деловых отношениях этих персонажей:

Ноцью приехал на Кузьму и Демьяна, цорт приехал на ве-шаном цоловеке к кузнецу. «Куй», - говорит. Кузнец посмотрел, а нога-то цоловецья, сразу и страшился, а цорт говорит: «Куй, куй, паря, не бойся». Подобные рассказы основаны на поверьях, что черти для езды вместо лошадей использовали самоубийц, утопленников, удавленников, умерших от опоя, ведьм. В таких повествованиях, как правило, отмечается, что лошадь не дает себя подковать, и не всякий кузнец может с ней справиться. Крестьяне также полагали, что если клиент ушел от кузнеца, не сказав ни слова, не поблагодарив за работу, не расплатившись, то это был не человек, а черт. Истории о невозможности подковать лошадь служили своеобразным оправданием для неудачливого кузнеца: если с лошадью никак не справиться, то утверждали, что она чертова, да и не лошадь вовсе. Однако в народе считали, что настоящий профессионал, который обладает магическим знанием и специальными приемами, должен справиться и с демонической, и с обычной, но норовистой лошадью. Вот одно из описаний необычного мастерства кузнеца:

С приметам кузнецы ковали. Мне дядя рассказывал: «Возил я лошадь к трем кузнецам. За ногу не могут взять: дикая. Привел к четвертому. Тот говорит:

Ко мне не к первому ведешь?

Нет, к четвертому.

Провел кузнец рукой от головы лошади до ног. И все ноги она дала, не сопротивлялась: знал что-то кузнец. С приметам!» Наряду с благосклонным отношением кузнеца к черту в фольклоре в большей степени представлены мотивы соперничества и противоборства этих двух персонажей. В тамбовском поверье Илья Пророк выступает в роли кузнеца, который кует громовые стрелы и поражает ими чертей: поэтому черти не любят кузнецов, а молния никогда не ударяет в кузницу. Распространенным в фольклоре является мотив «кузнецы бьют молотами плененных чертей». В сказках и мифологических рассказах кузнец нередко обманывает и прогоняет черта. Зная нелюбовь к себе, черт старается с помощью своих необычных умений перехитрить кузнеца и поставить в безвыходное положение на грани смерти, и только при обещании перестать издеваться над ним и относиться к нему с уважением он спасает кузнеца от неминуемой казни. В легендах и сказках черт-подмастерье иногда знает кузнечное дело лучше самого хозяина. Он может выполнять работы, вероятность которых допустима только с точки зрения мифопоэти-ческого сознания: перековывает старых на молодых, калек на здоровых, уродливых на красавцев. Вот как это описывается в одном из текстов:

Раз как-то не было хозяина дома, а в кузнице оставался один работник. Видит он - едет мимо старая барыня, высунул голову из дверей и давай кричать: «Эй, господа! Вы пожалуйте сюда; здесь новая работа открывается, старые в молодых переделываются». Барыня сейчас из коляски да в кузницу. <…> «Ну, вот тебе деньги, сделай из меня молодую». Нечистой взял деньги, посылает кучера на деревню: «Ступай, - говорит, - притащи сюда два ушата молока»; а самоё барыню схватил клещами за ноги, бросил в горн и сжег всю дочиста, только одне косточки и остались. Как принесли два ушата с молоком, он вылил их в кадушку, собрал все косточки и побросал в молоко. Глядь - минуты через три выходит из молока барыня, да молодая, да красивая! Не зная «чертовых» хитростей, кузнец попытался «перековать» старого барина, но от того остались только обгорелые косточки. Тут-то работник и пришел на помощь хозяину, потребовав, однако, с кузнеца клятву не бить черта молотом и «держать честь» к нему. В другом варианте этого сюжета черт под видом цыгана нанимается к кузнецу и показывает невиданное мастерство: сковывает ногу хромому атаману, перековывает калек в здоровых, безобразных в красавцев. Он оказывается отменным подмастерьем - десять против него не сработают. А сам кузнец-хозяин только смотрит и деньги за работу пересчитывает. Сказка тем не менее завершается тем, что кузнец после помощи «цыгана» в переделывании дряхлого старика в молодца швыряет изображение нечистого в огонь: «…с той поры черт почернел еще хуже, и любимым местом его стали кузнечные трубы».

Постоянная надобность крестьян в кузнечной работе, отразившаяся в поговорке: «Кузнецу, что козлу, везде огород», а также хорошая оплата за труд обусловили представление о зажиточности кузнецов. Статус кузнеца как богатого человека запечатлен в русских поговорках: «У кузнеца, что стукнул, то гривна», «Муж кузнец, жена барыня». В подблюдных песнях образ кузнеца символизирует богатого жениха:

Идет кузнец из Питера,

Одна пола - во сто рублей,

Другая пола - во тысячу,

Самому кузнецу - и цены нет.

При рассмотрении образа кузнеца нельзя не обратить внимания на мифологические характеристики материала, с которым связана кузнечная работа. Железо - один металлов, который в традиционной культуре издревле наделяется не только положительными свойствами, но и высоким сакральным статусом. Этот металл является одним из универсальных оберегов, что объясняется его прочностью, твердостью, долговечностью, связью с огнем. Железные предметы часто применяют в качестве оберега людей, находящихся в переходном состоянии: беременных, рожениц, новорожденных, молодых на свадьбе. Так, чтобы избежать сглаза, беременные носили кусок железа за пазухой. Для предотвращения порчи предметы из железа клали в постель или под кровать роженицы, а также в колыбель новорожденного или под нее. Для этого могли использовать колющие и режущие вещи, имеющиеся в любом крестьянском хозяйстве: иглу, нож, ножницы, топор и подобные. Оберегом от нечистой силы и дурного глаза служили металлические украшения и звенящие бубенчики на некоторых деталях костюма невесты, поддужные колокольчики в упряжи свадебных повозок. В Святки девушки, отправляясь гадать в особенно опасные, согласно народным представлениям, места, обязательно захватывали с собой кочергу, сковороду или сковородник, чтобы защититься от активной в это время нечисти. При обряде опахивания женщины, составлявшие процессию, с помощью металлической утвари и орудий труда - печных заслонок, сковородок, лезвий кос и других - создавали лязгающие звуки, что должно было, по поверьям, отогнать коровью смерть от деревни. Подчас спасти человека могло не наличие у него металлических вещей, а лишь упоминание о них. Так, на Русском Севере верили, что если человек тонет, чтобы его водяной не затянул в воду совсем, надо вслух перечислять любые известные ему железные предметы. Как обладающие защитной силой предметы из железа часто упоминаются в текстах заговоров: это «высокие железные тыны», «крепкие замки» и подобные.

Соответственно признакам крепости, прочности, долговечности железо в традиционной культуре считалось символом здоровья; не случайно существует метафорическое выражение «железное здоровье». В связи с этим железо, как и другие металлы, широко использовалось в лечебной практике.

С другой стороны, из-за признаков холодности, неподвижности железо в мифопоэтическом сознании противопоставлялось живой природе и воспринималось как элемент «мертвого мира». Поэтому в народных представлениях оно нередко выступает как атрибут нечистой силы. Согласно севернорусским верованиям, атрибутом русалок являются железные крюки, которые они держат в руках; у полудениц - сковороды, у лешачихи - железный гребень, у шуликунов - железные колпаки и палки с крюками. Иногда даже образы мифологических существ и мифологизированных персонажей в народном воображении наделяются железными частями тела: у колдунов и чертей - зубы, у полесских русалок - груди. Представления о потустороннем происхождении железа связаны, кроме того, с добычей железа из-под земли, а также с полудемоническим статусом кузнеца, превращающего бесформенный металл в предметы человеческого быта.

Покровителями кузнецов и кузнечного ремесла в народной традиции считались святые Косма и Дамиан. Ко дню их памяти - 1/14 ноября - мастера кузнечного дела обычно выполняли обет-ные работы, а вырученные деньги раздавали нищим или покупали на них свечи, чтобы поставить к иконе своих святых покровителей. Сам день Кузьмы и Демьяна, как полагали в народе, был опасным для кузнецов. В этот день они никогда не работали. Неслучайно в приведенной выше вологодской сказке клиентом, приехавшим к кузнецу в ночь на Кузьму и Демьяна, оказывается черт, а его «лошадь» - «вешаным цоловеком». В народном календаре день памяти этих святых воспринимался как начало зимы и связывался с наступлением холодов и установлением санного пути. Отсюда многочисленные пословицы, относящиеся к этому дню: «Козьма и Демьян с гвоздем», «Козьма-Демьян с мостом», «Козьма-Демьян подмостят» и другие. Все эти пословицы изображают святых как особых кузнецов, работающих не в рамках кузницы, а в природном пространстве.

После празднования Кузьминок, посвященных Кузьме и Демьяну, для кузнецов наступала жаркая пора работы, связанной с приведением в порядок орудий труда после уборочного сезона, а также с подковыванием лошадей и ремонтом средств передвижения, предназначенных для зимнего периода.

Профессия кузнец зародилась много веков назад. Кузнецов в те времена олицетворяли с людьми, наделенными недюжинной, магической силой. Они часто становились героями преданий и сказок, были очень уважаемыми в обществе людьми. Чем полезна профессия кузнеца в наши дни? В разделах данной статьи мы попробуем ответить на этот вопрос.

Факты из истории

Изделиями из металла люди стали пользоваться с древних времен. Кузнецы, жившие в первобытное время, с помощью огня могли превратить бесформенные куски железной руды в орудие для охоты и земледельческих работ, выковать из них украшения. С течением времени люди, занимавшиеся кузнечным делом, все больше оттачивали свое мастерство и технику ковки. У них стали появляться свои профессиональные секреты, традиции и ритуалы.

Представители профессии кузнец в старину научились отливать сложное, усовершенствованное оружие и предметы быта: щиты, доспехи, различное сельскохозяйственное оборудование и многое другое. Они, чтобы удовлетворить возрастающие потребности своей клиентуры, были вынуждены идти в ногу со временем. Кузнецы прошлых эпох «произвели на свет» большое количество кованых изделий, которые мы сегодня относим к произведениям искусства. Ажурные металлические решетки на окнах, крепкие кованые ворота, замысловатые замки, выкованные мастерами кузнечных дел, и по сей день служат украшениями памятников архитектуры во многих странах.

Трудовые обязанности кузнеца в наши дни

Для того чтобы иметь представление, какую работу в настоящее время выполняют представители профессии кузнец, необходимо знать их основные трудовые обязанности. Эти люди в совершенстве должны владеть определенными знаниями и умениями, в число которых входят:

  • навыки работы с молотами, прессами и завивочными машинами;
  • ковка определенных деталей с использованием специальных заготовок;
  • умение, следуя общепринятой технологии, разогревать в печи заготовки;
  • владение мастерством выполнения основных кузнечных операций: вытяжки, осадки, загиба, отрубания, прошивки и сварки;
  • умение применять на практике чертежи и эскизы;
  • знание правил техники безопасности;
  • владение знаниями из области черчения, физики и химии.

Современные кузнецы в своей работе сочетают искусство ковки былых времен и достижения в области научно-технического прогресса. Они используют не только традиционный молот, но и разные технические приспособления.

Необходимые качества

Представителю профессии кузнец, для того чтобы стать высококвалифицированным специалистом, нужно обладать определенными личностными качествами:

  • идеальной физической формой;
  • стопроцентным зрением и хорошим глазомером;
  • выносливостью;
  • отменной зрительной памятью;
  • переносимостью высоких температур.

Плюсы и минусы профессии

Основным плюсом профессии кузнеца принято считать возможность раскрытия творческих замыслов, способных доставить эстетическое наслаждение людям. Немаловажным плюсом данной профессии также является высокая заработная плата.

В настоящее время, работа мастеров кузнечного дела приобретает все бо́льшую востребованность. Профессионалы в этой области нередко открывают собственные мастерские по производству высококачественных изделий из металла.

К минусам данной профессии прежде всего относятся нелегкие условия труда и повышенная травмоопасность. Кузнецы осуществляют свою трудовую деятельность в жарком и шумном помещении, в котором несоблюдение основных правил безопасности неизменно приводит к ожогам.

Недостатком профессии кузнец (описание трудовых обязанностей мастеров кузнечного дела свидетельствует об этом) также являются повышенные физические нагрузки. Ее представителям часто приходится иметь дело с очень тяжелыми заготовками и изделиями из металла. Вследствие этого кузнецами идут работать в основном мужчины.

Как стать кузнецом

В былые времена освоить эту интересную профессию можно было, только устроившись в подмастерья к кузнецу. По традиции отцы обучали данному ремеслу своих сыновей. В настоящее время каждый желающий может получить высшее или среднее специальное образование по специальности «Мастер художественной ковки металлов».

В полной мере постичь тонкости профессии кузнец реально только на практике. Обучение дает хорошие теоретические знания, развивает творческие навыки, но умение ковать можно приобрести только в кузне. Изготавливая своими руками разные изделия, кузнец начинает ощущать характер металла и принимать нестандартные решения, без которых трудно представить его работу.

Для специалистов, работающих на производственном предприятии, крайне важно получить разряд, подтверждающий их квалификацию. Его можно повышать с помощью специальной аттестации.

Профессию кузнец и в XXI столетии можно назвать мистическим и загадочным занятием. Ведь под руками современных ковалей металл будто оживает. Из него как по мановению волшебной палочки расцветают цветы, становятся словно живыми звери и птицы. Создаваемые мастерами художественной ковки штучные изделия, наполненные изяществом и красотой, можно смело отнести к предметам роскоши.


Изделиями из металла люди пользуются с незапамятных времён. Первобытные кузнецы, удивляя своих соплеменников, при помощи огня превращали неказистые куски железной руды в оружие для охоты и земледелия, а также в украшения. Постепенно кузнечное ремесло совершенствовалось, и у мастеров накапливались свои тайны, появлялись ритуалы и традиции. То, что работа кузница была делом необычным и чудесным, подтверждают многочисленные сказания, мифы и легенды. И недаром единственной «божественной» профессией была именно профессия кузнеца.


У славян этим почётным делом занимался Сварог, у греков – хромой Гефест, у этрусков - Сефлакс, у кельтов – Гоибниу и т.д. Однако отношение к кузнецам в большей мере было осторожным, чем восторженным. Сотрудничество с одной из стихий, с огнём, в постоянном железном лязге и грохоте – всё это постепенно ставило границы между обычными людьми-земледельцами и кузнецами. Из-за опасности возникновения пожара кузнецы жили на отшибе, и это придавало мастерам ещё больший налёт таинственности.


В более ранние периоды на обучение кузнечному делу отправляли мальчиков, которые имели физические недостатки, например, хромоту. Такие подростки не могли быть воинами, и поэтому со временем становились кузнецами. Может именно в связи с этим во многих легендах в роли кузнецов выступают гномы и карлики, тролли и эльфы. В некоторых племенах своих же умельцев - мастеров нарочно калечили, чтобы они не могли уйти из селения, и работать на чужих. Со временем они становились своеобразными «жрецами», которые были обладателями не только профессиональных, но и религиозных знаний. У разных народов отношения к мастерам наковальни было неодинаковым. Например, в африканских племенах можно наблюдать в этом отношении глобальные различия. Некоторые племена Чёрного континента окружают кузнецов всяческим уважением, почти как жрецов. Именно кузнецы здесь имеют право изготавливать деньги, воспитывать молодое поколение, выступают в качестве политических вождей. Тем не менее, многие племена африканцев и сегодня считают кузнецов колдунами, презирают, но, в то же время, и боятся их. В таких селениях кузнец является своего рода парией, и помимо оскорблений, ему приходиться ещё и опасаться за свою жизнь, причём такие убийства остаются безнаказанными.


На Руси в подручные, а то и в наставники кузнецам «давали» нечистую силу – чёрта. Считалось, что именно благодаря подсказкам этого злокозненного существа мастера получают ценные секреты своего ремесла. Даже такие слова как «коварный» или «коварство» происходят от глагола «ковать». Был у русских кузнецов и свой особый день – Кузьмы и Демьяна. В этот день мастера раздавали милостыню нищим. Крестьяне верили, что в этот день к кузнецам может приехать сам чёрт, чтобы подковать свою лошадь. Причём под личиной лошадей были скрыты самоубийцы или утопленники, поэтому кузнецы в этот день не работали - боялись. Также существовало поверье, что если «клиент» ушёл из кузни молча, не поблагодарил и не расплатился, то это был вовсе не человек, а опять-таки черт. Вообще само железо отождествлялось с нечистой силой, недаром у фольклорной нечисти (русалок, чертей) некоторые части тела были железными. Поэтому и кузнецы, работавшие с металлом, считались пособниками нечистой силы. Но вот сами металлические изделия нередко служили в качестве обязательных оберегов, а жители Русского Севера верили, что тонущему человеку нужно перечислять металлические предметы – таким образом отпугивали водяного, чтобы не утащил на дно.


Народы севера наделяли кузнецов почти той же магической властью, что и шаманов. Считалось, что кузнец способен даже сжечь душу шамана, а вот свою собственную он хранит в огне. Кузнецы, как и шаманы, могут исцелять или предсказывать будущее.


Согласно верованиям бурятов, некогда основателями первых кузнечных династий стали девять сыновей небесного кузнеца Бошинтоя, которые спустились к людям. Поэтому любой желающий бурят не может стать кузнецом – для этого нужно иметь подходящую родословную, доказывающую, что предком нынешнего мастера был сын Бушинтоя. У бурятских мастеров есть и свои особые обряды, иногда очень напоминающие шаманские. Например, духам-покровителям и богам приносится в жертву конь, при этом у жертвенного животного вырывают сердце. Некоторые из кузнецов во время проведения определенных ритуалов натирают себе лицо сажей. Буряты называют их «черными кузнецами» и боятся их.


У якутов с посвящением в кузнецы тоже не так всё просто. Если человек изъявил желание работать с металлом, он покупал нужные инструменты и приступал к работе. Если, проходя мимо кузни, ночью людям слышался стук молота или шум кузнечного меха, значит, у нового мастера появился свой дух-покровитель, и такой человек мог стать настоящим кузнецом. Однако бывало и так, что спустя 2-3 года работы кузнецом человек заболевал особой болезнью: на конечностях появлялись нарывы, болела спина. Считалось, что это происходит с теми, у кого в роду не было кузнецов, или же они были, но кузнечным ремеслом почему-то никто долго не занимался. В этом случае опять-таки помогало жертвоприношение, но уже черного бычка-трехлетка при участии шамана.


Вообще, жертвоприношения покровителям кузнечного ремесла были делом распространенным. Этот метод практиковали и в Индии, и на Руси, и в Абхазии (даже ещё в прошлом веке). Как ритуальные пожертвования использовалось и специально изготовленное оружие – обычно его бросали в реку или озеро.


Особыми магическими свойствами обладало оружие и изделия, выкованное из «небесного металла» - из железных метеоритов. Один такой метеорит весом в 34 тонны был найден на севере Гренландии. Местные эскимосы на протяжении многих лет делали из него гарпунные наконечники, ножи и т.д. «Небесный» металл отличается высоким содержанием никеля, и поэтому его достаточно легко вычислить. Многие эпические герои и полководцы наделялись таким волшебным оружием. Король Артур, Тамерлан, Атилла – древние предания говорят о том, что оружие и доспехи этих воителей имели именно «небесное» происхождение. Любимый перстень царя Соломона и корона Александра Македонского тоже были изготовлены из «звезды» - из метеорита. Из метеорита был сделан и кинжал фараона Тутанхамона, найденный в его гробнице.


Так же, как и северные народы, славяне придавали кузнецам «колдовские» полномочия. Он мог врачевать, мог отогнать от селения нечистую силу, проводить свадебные обряды. Хороший кузнец должен был уметь справиться с самой норовистой лошадью, и действительно, некоторые обладали особым умением укрощения животных. Один крестьянин рассказывал, как его дядя водил подковать лошадь к трем кузнецам, но взять её за ногу не могли – дикая. И только четвёртый смог справиться с животным. После того, как кузнец провел рукой от головы лошади до её ног, она успокоилась, и дала себя подковать. Видимо, мастер обладал какими-то знаниями. (Похожий случай описан в одном из рассказов ветеринара Д. Хэрриота, где пленный итальянец заставил стоять строптивого вола спокойно, просто закрутив ему ухо. Ветеринары, присутствовавшие при этом, неоднократно пробовали самостоятельно повторить этот же тот трюк с другими волами - но безрезультатно).


У работающих в кузне людей существовали свои обычаи и поверья. Так, нельзя было самовольно брать инструменты кузнеца, плевать в огонь, садиться на наковальню или доделывать чужую работу. Перед работой у наковальни мастер должен был протереть лицо.


Подводя итог можно сказать, что у разных народах традиции кузнечного дела свои, и отношение к кузнецам также складывалось не совсем обычное. Однако, несмотря на это, в большинстве своём кузнецы были почитаемыми и зажиточными людьми, да к тому же владеющими особыми знаниями и тайнами заговора.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Одним из старейших ремесел Беларуси является кузнечное ремесло. В сельской кузнице настоящие мастера своего дела изготавливали гвозди и подковы, косы и серпы, лопаты и ножи. У славянских народов кузнечное дело считалось таинственным занятием, а покровителем кузнецов в их мифологии был бог огня Сварог. Самым распространенным изделием, изготавливаемым кузнецами была подкова, которая и сейчас еще в народе считается амулетом и оберегом. Причем, в разных местах дома подкова оберегает от разных напастей: прибитая концами вверх над дверью не пропустит в дом зло, над кроватью – избавит от дурного сна, а размещенная в дымоходе не даст влететь ведьме.

История кузнечного дела

Зарождение кузнечного ремесла относится к далекой древности, а если быть более точным, то первые кузнецы появились в железном веке. Уже тогда люди заметили, что при нагревании определенной горной породы она начинает плавиться. Постепенно овладевали навыками обработки металла, построили первую кузницу. Уже в III тысячелетии до н. э., в древней шумерской цивилизации профессия кузнеца была весьма распространенной. На территории Беларуси кузнечным ремеслом начали заниматься с VII — VI века до н. э.

Широко востребованы кузницы были до середины ХХ века, пока их полностью не заменили заводы и фабрики. Тем не менее, кузнецы и кузницы дошли и до наших дней. Ковка сейчас является эксклюзивной и неповторимой, а кованные в кузницах изделия — единичным уникальным товаром.

Кузница и ее оборудование

В большинстве случаев это небольшое помещение из бревен не имеющее потолка и с земляным полом. Чтобы повысить пожарную безопасность стены кузницы могли быть оштукатурены. Основное место в кузнице принадлежит кузнечному горну, так как именно в нем металл становится мягким и податливым материалом. На рабочей поверхности горна горит огонь (дрова, древесный или каменный уголь) в который для разогрева помещаются металлические заготовки. Воздух в зону горения обычно нагнетается кузнечными мехами, имеющими ручной или ножной привод.

Накалившуюся металлическую заготовку держат клещами или щипцами, а молотом придают ей желаемую форму. Достаточно горячим для обработки металл остается только одну-две минуты, поэтому для кузнеца очень важным качеством является сноровка. Установленная на массивный деревянный чурбак наковальня, как правило, находится в центре помещения недалеко от горна. Это главный инструмент кузнеца. Около наковальни ставят сосуд с водой или растительным маслом, в котором кузнец закаливает свои изделия.

Работа кузнеца

В процессе работы кузнецы изготавливали большое количество предметов, необходимых человеку. Это и такие простые изделия как ножи, подковы, обручи, гвозди, серпы, косы, которые не требовали в изготовлении специальных приемов. Их в одиночку мог сделать каждый кузнец. Для более сложных изделий: цепей, клинкового оружия, наконечников стрел, кольчуг, шлемов требовались особые приемы в работе и посторонняя помощь. Помощники профессионального кузнеца одновременно были его учениками. Основы ремесла они постигали на протяжении длительного периода от 3 до 10 лет. Лишь только тогда ученик становился подмастерьем. Чтобы получить статус мастера требовалось еще некоторое время работы у других ремесленников.