Почему желтая пресса. Откуда произошло понятие "желтая пресса". Итак, откуда пошло выражение «желтая пресса»

«Жёлтой прессой» называют издания, которые специализируются на всевозможных сенсациях, скандалах и разоблачениях. При этом центральное место в системе ценностей таких СМИ занимает не достоверность приводимой информации, а кричащий заголовок.

АиФ.ru рассказывает об истории происхождения термина «жёлтая пресса».

«Жёлтый малыш». Фото: Public Domain

Герой комикса

По одной из версий, термин «жёлтая пресса» появился в результате конкурентной борьбы, в которой сошлись главный редактор «New York World» Джозеф Пулитцер и главред «New York Journal» Уильям Рандолф Хёрст .

В 1896 году Пулитцер решил опубликовать в своей газете комикс о бедном малыше из нью-йоркских трущоб. Автором «Жёлтого малыша» был художник-график Ричард Фелтон Ауткот . Чтобы оживить чёрно-белые страницы издания, он решил раскрасить одежду персонажа в жёлтый цвет. Читателям эта идея явно понравилась, поскольку тираж газеты сразу же вырос в разы. Позавидовав успеху конкурента, Хёрст переманил Ауткота в свое издание, пообещав больше денег. В результате между двумя изданиями началась самая настоящая медийная война: два главных редактора использовали все печатные возможности, чтобы представить газету конкурента не в лучшем свете. Об этом противостоянии знали все жители Большого яблока. И однажды редактор «New York Press» Эрвин Уордмэн в одной из своих статей назвал конкурирующие издания «жёлтой прессой», припомнив Пулитцеру и Хёрсту героя комиксов, который их поссорил.

Низкосортная бумага

По другой версии, жёлтая пресса получила свое название из-за низкого качества бумаги, на которой в США в 1830-х годах печатались первые дешёвые бульварные газеты («penny press»). Страницы таких изданий желтели так же быстро, как разоблачались рассказанные ими сенсации.

Теория современной журналистики под «желтой прессой» понимает более дешевые по стоимости печатные издания, специализирующиеся главным образом на освещении сенсаций, скандалов, слухов. Это газеты, не брезгующие обращать при помощи диктофонов и фотоаппаратов пристальное внимание на личную жизнь в первую очередь известных людей, в том числе и на не самую приятную ее сторону.

Последнее обстоятельство зачастую нивелирует в восприятии читателей разницу между обычной, «желтой» и «бульварной» прессой. В борьбе за тираж и деньги «бульварная» пресса не гнушается даже красивой ложью и грубым искажением фактов. Делает упор не на целостность текста, а на выпячивание эпатажных деталей, даже отдельных слов. «Желтая пресса» подобным не занимается. Но уловить разницу в большинстве случаев способен только специалист, которым обычный читатель, как правило, не является.

Бились два «Нью-Йорка»

О том, кто именно и почему ввел в обиход устойчивое выражение « », точных данных нет. Но основными версиями считаются две. Первая из них экономическая. Заключается она в том, что, решив продавать газеты, кардинально отличающиеся не только содержанием и ценой, но и формой с цветом, издатели выбрали для них более дешевую желтую бумагу. Второй вариант выглядит более скандальным и носит название «Желтый малыш». Так назывался вышедший в 1896 году в США пародийный комикс, посвященный китайско-японской войне.

Изображенный в комиксе грязный и неопрятный желтый малыш, в переводе на английский Yellow Kid, не только очень напоминал , но и был схож с ним по имени. Ведь «японский» и «желтый» звучат одинаково - Yellow. Комикс и стал предметом публичных разногласий между двумя североамериканскими медиамагнатами и издателями крупнейших газет. В спор из-за «Желтого малыша» вступили Джозеф Пулитцер, возглавлявший New York World, и Уильям Рэндольф Херст из New York Journal American.

Секс на первой полосе

Кстати, именно Джозеф Пулитцер, куда больше известный в качестве основателя одноименной премии, и Уильям Херст считаются «родителями» газет с пометкой «желтая пресса». Принадлежащие им издания первыми в мире стали ориентироваться на публикацию материалов, заголовки, фото и тексты которых старались пробуждать в людях незаурядные эмоции. Включая, например, любопытство, юмор, зависть, гнев, тревогу, страх, ненависть. Тем самым это подталкивало следить за продолжением истории и новыми аналогичными материалами, платить деньги за увлекательное чтиво и повышать тираж.

Благодаря Пулитцеру и Херсту, в газетах начали подробно, с многочисленными иллюстрациями освещаться не только какие-то действительно важные для мира, страны и общества события. На первые полосы изданий вышли закрытые прежде для читателей темы секса, криминала, смерти, сенсационных и загадочных слов, событий и явлений. А для журналистов стало вполне обыденным и нормальным добавлять в публикуемые материалы изрядную долю эпатажа, цинизма и вульгарности.

«Желтая» Россия

Газеты и журналы, которые могли бы вызвать одобрение американцев Пулитцера и Херста, в СССР и России появились только после объявления курса на так называемую гласность, свободу слова и ликвидацию цензуры. Точнее, их издание и распространение всего лишь возобновилось. Ведь первая откровенно «желтая» газета существовала в России еще до 1917 года. Она носила название, вполне отвечающее как форме подобной прессы, так и ее содержанию и цене - «Копейка».

Что касается современности, то своеобразным сигналом к началу информационной «желтизны» отечественной журналистики послужила сенсационная для тогда еще социалистической страны Евгения Додолева. В 1986 году он опубликовал в газете «Московский комсомолец» два текста, посвященные столичным проституткам: «Ночные охотницы» и «Белый танец». А спустя еще некоторое время на газетных прилавках и витринах «Союзпечати»стали свободно лежать по-настоящему «желтые» издания - «Экспресс-газета», «Совершенно секретно», «Жизнь», «СПИД-инфо», «Мегаполис-экспресс» и многие другие.

Что такое желтая пресса?

  1. Жлтая пресса (бульварная, таблоидная) разговорный термин означающий коммерческие средства массовой информации, доступные по цене и специализирующиеся на слухах, сенсациях (зачастую, мнимых) , скандалах, сплетнях, сексе. Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара. Таким образом учредители не стявят перед собой никаких иных задач, помимо получения прибавочной стоимости.

    В России до перестройки все печатные издания подвергались цензуре и главный редактор мог поплатиться должностью, если пропустит в номер некорректный материал. Во время Перестройки была объявлена гласность (позже свобода слова) , после чего некоторые газеты стали печатать статьи, основанные на выдумках, в целях поднятия продаваемости тиража и использовать методы жлтой прессы.

    Первые представители направления появились в 90-е годы XX века таблоид Экспресс-газета, еженедельник Мегаполис Экспресс. Ныне к типичной жлтой прессе относят ряд изданий, в частности, газеты Твой день (бывш. Жизнь) ", Комсомольскую правду и др. В 2009 году Общественная коллегия по жалобам на прессу, в составе которой известные журналисты Эдуард Сагалаев, Николай Сванидзе, Даниил Дондурей, Алексей Кара-Мурза, Михаил Ненашев, Георгий Сатаров, признала жлтой газету "Известия, которая, по мнению членов коллегии, в настоящее время из респектабельного, качественного издания перешла в разряд бульварных газет".

    Одной из характеристик феномена жлтой прессы является эпатирующее освещение табуированной тематики.
    Сенсационность является не менее важной чертой желтой прессы. Одним из основных элементов системы желтой прессы является доминирование визуальной составляющей над текстовой.

    В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:

    Внетекстуальные заголовки. Эти подзаголовки связаны не с конкретным текстом материала, а с внетекстовой ситуацией. Эта ситуация является более интересной, чем само содержание текста.
    Заголовки, представляющие собой тезис публикации (один из нескольких) . От содержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки отличаются тем, что не выявляют всю суть истории. Они привлекают внимание какой-либо деталью.
    Заголовок, который представляет собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.

    В зависимости от типоформирующих признаков и черт, обуславливающих структуру издания выделяют

    Промежуточные издания, которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые основные черты жлтых.
    Бульварные издания. Они содержат в основном все черты желтых изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более меркантильны, чем промежуточные.
    Собственно желтые. Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом гедонизма, сенсационности и откровенной вульгарности.
    Полупорнографические и порнографические издания, для которых характерно сохранение всех наличествующих черт предыдущих типов, с уклоном в сторону освещения девиантных половых отношений.

  2. Газеты Твой день, Жизнь
  3. газеты со сплетнями
  4. Как говорится, архиисчерпывающие ответы: -). Откуда только термин "желтая" взялся. Я слышал версию, что когда-то две американские газеты судились. Они опубликовали одни и те же приключения (наверное, маловероятные) какого-то мальчика в желтой рубашке. Судились за приоритет публикации, естественно.
    Вероятно обе газеты были бульварными, а тут еще и желтыми были названы.
  5. Та, которую таковой признают.
  6. Жлтая пресса обозначение изданий печатной прессы, доступных по цене и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую, мнимых) , скандалах, сплетнях, эпатирующем освещением табуированной тематики.1 Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара. Учредители таких изданий не ставят перед собой никаких иных задач, помимо получения прибавочной стоимости. Повсеместный гедонизм превратил жлтые СМИ, а их влияние повсеместно, в поставщика инфотейнмента (и его составной части политейнмента) . А отсюда и многочисленные отступления от канона истинности, серьзности, ответственности в мировых массмедиа. Инфотейнмент это приятная информация или информационное удовольствие.
    Как известно, в эпоху жлтых 1890-х в споре с викторианским ханжеством в Англии родилась метафора, обозначающая а) болезненность миросозерцания декадентов и эстетов, б) экстравагантность стиля публицистики импрессионистов, писателей, подобных Оскару Уайльду, в) гедонистические дендистские установки символистов и модернистов, исповедующих антибуржуазные ценности, г) жажду новизны, пронизывающую эпоху конца века конца света (О. Уайльд) . В современной науке о СМИ присутствуют и иные оттенки значения данного слова: а) принадлежность к определенному типу журналистского творчества, б) специфический дискурс, ориентированный на развлечение, в) особая стилистика, способствующая рыночной привлекательности информационного товара. Что касается зарубежной журналистской практики, то в США под жлтой прессой понимались и понимаются чаще сенсационные, недостоверные, непристойные или вульгарные сообщения, которые нередко соединяют в себе крикливые заголовки и иллюстрации (Р. Терри-Элмор) , а под желтым журнализмом обработка новостей в сенсационной манере (Р. Изард, X. Култберсон, Д. Ламберт) 3неавторитетный источник?.
  7. Китайские газеты 🙂

Знаете ли вы почему "желтую прессу" называют именно желтой?
Если нет, то вам наверняка будет интересно прочитать эту небольшую заметку. Уверяю вас, здесь об этом вы узнаете больше, чем в Википедии.

Типичные обложки современных российских "желтых" изданий:


Столь употребляемому выражению, как, собственно, и самому явлению под названием "желтая пресса", ни много ни мало сто с лишним лет. Ставшее почти ругательным, оно пришло к нам из США, из XIX века. С тех пор желтым клеймом позора награждаются те издания, которые в погоне за тиражами не гнушаются завлекать публику "жареным" - лишь бы первым прокричать: сенсация! Как и во всяком деле, здесь есть настоящие "профессионалы", которым нисколько не обидно получать в свой адрес обвинения в "желтизне". Раздувать скандалы из ничего - таков их "бизнес".

Иногда, правда, словосочетание "желтая пресса" употребляют любители навешивать "ярлыки" и без особого на то повода (например, это касается такой газеты как "Московский комсомолец", которая все-таки проверяет информацию, прежде чем разместить ее на своих страницах, в отличие от настоящей "желтой прессы", да и к тому же является одной из самых читаемых в стране общественно-политических газет, предоставляющей место представителям разных политических убеждний, за что ей честь и хвала!).

"Желтую прессу", как известно, не любит никто, но читают очень многие. Неодолимое желание заглянуть в замочную скважину соседа - об этом свойстве человеческой натуры очень хорошо знал крупнейший американский газетный магнат Уильям Рандолф Херст , который имеет прямое отношение к появлению термина "желтая пресса".

Все началось с того, что в 1896 году газета "Нью-Йорк уорлд", которую возглавлял Джозеф Пулитцер , впервые в истории опубликовала комикс, автором которого был художник-график Ричард Фелтон Ауткот. Герой легкомысленных историй в картинках, бедный паренек из нью-йоркских трущоб, юыл одет в мешковину, которую Ауткот придумал раскрасить в желтый цвет - чтобы оживить ярким пятном скучные черно-белые страницы.

Пятно оказалось невероятно завлекательным: тиражи газеты взлетели до миллиона экземпляров. Позавидовав успеху конкурента, владелец газеты "Нью-Йорк джорнел" У. Р. Херст переманил автора комиксов вместе с его желтым парнем в свое издание, пообещав рисовальщику огромные гонорары.

Уязвленный Пулитцер вынужден был найти Ауткоту замену, и другой художник начал штамповать истории про бедняка для "Нью-Йорк уорлд". Между двумя газетами завязался длительный спор, каждый из издателей пытался отстоять право первенства на сорванца в желтом и на публикацию комиксов вообще. Но желтое пятно уже никому не давало покоя. Комиксы с парнишкой в желтой одежонке тем не менее печатали оба издания, соревнуясь еще и в оперативной подаче всякого рода сенсаций.

И вот тогда один из сторонних наблюдателей, журналист Эрвин Уордмэн из "Нью-Йорк пресс", в своей статье окрестил конкурирующие газеты "желтой прессой". С этого все и пошло.

Согласно другой распространенной и более прозаичной версии в "желтизне" прессы виновата всего лишь низкосортная, быстрожелтеющая бумага, на которой печатались дешевые газеты. Но согласитесь, что первая версия намного интереснее.

В качестве примера современной "желтой прессы" предлагаю вам небольшую подборку типичной "желтухи", как нашей, так и зарубежной (и печатается она отнюдь не на дешевой, а часто на глянцевой бумаге).