Новейший российский топливозаправщик совершил первый полет. Отечественное оружие и военная техника Первый полет самолет топливозаправщик ил 78м 90а

29 ноября 2017 года в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП» на лётно-испытательную станцию был передан первый российский топливозаправщик Ил-78М-90А (бортовой 78741, зав. 0201). Самолёт собран в рамках контракта с Минобороны России на проведение опытно-конструкторских работ по созданию перспективного воздушного судна. Потребность в топливозаправщиках составляет не менее 20 машин.

Ил-78М-90А - первый самолёт-топливозаправщик, произведённый в постперестроечной России. До сих пор все самолёты типа Ил-78 собирались в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В. П. Чкалова (ТАПОиЧ). Последний из них, Ил-78МКИ для ВВС Индии, покинул стены завода в 2004 году.

За всю постсоветскую историю России до Ил-78М-90А в стране не было произведено ни одного специализированного самолёта-топливозаправщика.

25 января 2018 года воздушный танкер совершил первый полёт. Пилотировал самолёт шеф-пилот «Ильюшина» Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ Николай Дмитриевич Куимов.

Самолёт оснащён четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 с повышенной степенью двухконтурности и увеличенной взлётной тягой. Они соответствуют нормам по уровню шума на местности, определяемым требованиями Главы 4 Приложения 16 стандарта ИКАО, а также по эмиссии вредных веществ в атмосферу. Их удельный расход топлива на 12−14% ниже, чем у двигателя Д-30КП, установленного на предыдущие модификации самолётов-топливозаправщиков. Поэтому Ил-78М-90А отличается повышенной дальностью полёта и может брать большее количество топлива для заправки самолётов.

Полностью обновлён пилотажно-навигационный комплекс, также на самолёте реализована «стеклянная кабина», которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полётов.

Новейший топливозаправщик Ил-78М-90А сохранил возможность использования в качестве военно-транспортного самолёта. Переоборудование не требует большого объёма работ и осуществляется в условиях аэродрома. В случае необходимости на самолёт может быть установлено оборудование для пожаротушения.

В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе самолётов дальней, фронтовой и специальной авиации. Он способен производить одновременную заправку двух самолётов фронтовой авиации (типа Су-27/30/34/35, МиГ-29/35). С хвостового агрегата возможна заправка самолётов дальней и специальной авиации. При использовании Ил-78М-90А на земле возможна одновременная заправка до четырёх воздушных судов.

Все работы по модернизации самолёта от начала проектирования и до выпуска лётного образца проводились в цифровой форме с применением современных компьютерных систем. Конструкторско-технологическая документация на изделие полностью переведена в электронный вид и запущена в серийное производство в современных цифровых технологиях.

Окончательная сборка серийных топливозаправщиков будет осуществляться на ульяновском заводе «Авиастар-СП», где в настоящее время ведутся работы по установке поточной линии окончательной сборки тяжёлых военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А. Линия состоит из нескольких станций, обеспечивающих полную сборку самолётов. Одна из самых важных – станция стыковки отсеков фюзеляжа и сборки планера, которые включают в себя стенды бесстапельной автоматизированной сборки российского производства. Автоматизация процессов уменьшает время стыковки фюзеляжа и сборки планера. Контроль за правильностью сборки будет выполняться средствами лазерно-оптических измерительных систем.

Ил-78М-90А является модификацией самолёта Ил-76МД-90А. По требованию заказчика, он должен сохранить возможность использования в качестве военно-транспортного: иметь рампу, десантное оборудование. Но при этом конструкция самолёта позволяет установить топливозаправочное оборудование - дополнительные ёмкости для топлива внутри грузовой кабины и унифицированные подвесные агрегаты заправки (УПАЗ).

Прежние заправщики

Исследовательские и экспериментальные работы по дозаправке самолёта топливом в воздухе были развернуты в Советском Союзе практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В 1948 году вышло Постановление Совета Министров СССР о необходимости создания системы дозаправки в воздухе самолёта Ту-4. Такая система потребовалась для обеспечения возможности нанесения бомбовых ударов по целям, расположенным на территории Европы и Британских островов. Первые лётные испытания начались в 1948 году с использованием двух фронтовых бомбардировщиков Ту-2, оснащённых системой со схемой «с крыла на крыло». При такой схеме самолёты летели параллельными курсами - крыло к крылу, не находясь в потоке друг друга.

Самолёт-заправщик выпускал из законцовки крыла трос со стабилизирующим парашютом. Бомбардировщик маневрировал таким образом, чтобы положить штангу, торчащую из торца крыла, на трос. Трос цеплял гибкую тягу, за которую вытягивал из крыла шланг. Далее трос выбирался заправщиком, а бомбардировщик выпускал шланг. Достигнув крыла заправщика, шланг стыковался с заправочной магистралью, и начиналась перекачка топлива.

16 июня 1949 года лётчики-испытатели ЛИИ Амет-хан Султан и Игорь Шелест впервые осуществили дозаправку топливом в воздухе на самолётах Ту-2. В 1951 году успешно завершились государственные испытания двух Ту-4, оборудованных крыльевой системой дозаправки. Система была принята на вооружение.

17 сентября 1953 года вышел приказ Министерства авиационной промышленности СССР, которым предписывалось впредь проектировать все бомбардировщики только с возможностью дозаправки в полёте.

В августе 1954 года на вооружение Дальней авиации СССР поступили первые три пары Ту-4 (заправщиков и заправляемых) с крыльевой системой дозаправки, в 1955 и 1956 годах - ещё по девять пар Ту-4.

Пришедшие на смену Ту-4 реактивные бомбардировщики Ту-16, имевшие умеренный размах крыла, также оборудовались системой крыльевой дозаправки. Уже осенью 1953 года в ОКБ Туполева начали проработку применения на этом бомбардировщике схемы «с крыла на крыло». В период лета-осени 1954 года два серийных Ту-16 были переделаны в самолёты-заправщики. Всего более 100 самолётов Ту-16 было переоборудовано в версию Ту-16З, оснащённых крыльевой системой заправки. Они использовались для дозаправки в воздухе бомбардировщиков Ту-16А, имевших топливоприёмники на левом крыле, а позже - на обоих крыльях.

Параллельно с системой дозаправки «с крыла на крыло» разрабатывалась и система «шланг-конус». Она была необходима для самолётов, имевших большой размах крыла, в первую очередь - для разрабатывавшихся в начале 1950-х годов стратегических бомбардировщиков Ту-95 и М-4.

В 1951 году разработчики, с учётом опыта испытаний крыльевой системы дозаправки, а также на основе имевшихся данных об эксплуатации американских систем дозаправки в воздухе, пришли к выводу, что при использовании системы «с крыла на крыло» нагрузка на экипажи значительно выше по сравнению со схемой «шланг-конус». Для заправки при помощи шланга самолёт-заправщик комплектуется одной или несколькими подвесными заправочными установками, расположенными, как правило, под крыльями и в хвостовой части фюзеляжа. Каждая заправочная установка оснащена гибким шлангом длиной в несколько десятков метров. На конце шланга имеется «конус», внешне напоминающий волан, в основании которого находится вентиль, запирающий просвет шланга. Заправляемый летательный аппарат в свою очередь оборудован приемной штангой.

После завершения доводки системы «шланг-конус» в ОКБ, руководимом Семеном Алексеевым (ныне Научно-производственное предприятие «Звезда» им. Г. И. Северина), она стала использоваться на стратегических бомбардировщиках М-4 и Ту-95. В качестве заправщиков сначала использовались самолёты Ту-4, в дальнейшем - Ту-16ЗЩ и Ту-16Н. Они обеспечивали дозаправку в воздухе и первых сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-22.

Помимо туполевских машин в топливозаправщики переоборудовались бомбардировщики разработки ОКБ Владимира Мясищева. В начале 1960-х годов такая судьба постигла остававшиеся в строю самолёты М-4, на базе которых были созданы «летающие танкеры» М-4-II. На смену им во второй половине 1970-х годов пришли топливозаправщики 3МС-2 и 3МН-2, созданные на базе стратегических бомбардировщиков 3МС и 3МН, также разработанных в ОКБ Мясищева.

Начало этого переоборудования стало результатом встречи генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева с президентом США Джеральдом Фордом в 1975 году. На ней советский лидер пообещал переделать 20 бомбардировщиков 3М в самолёты-заправщики, которые уже невозможно будет использовать для нанесения ядерных ударов. С дорабатываемых машин сняли все бомбардировочное вооружение, а проем грузоотсека частично заклепали, оставив лишь небольшой люк для выхода заправочного шланга. Одновременно назначенный ресурс 3М продлили ещё на 10 лет. «Эмки», включая старые М-4 и более новые 3МС-2 и 3МН-2, продолжали трудиться до начала 1990-х годов.

В 70-х годах для увеличения радиуса действия принятого на вооружение фронтового бомбардировщика Су-24 потребовалось оборудовать его системой дозаправки в воздухе. Наиболее подходящим для этой роли был сам Су-24.

Поскольку Су-24 не имел бомбоотсека, для него разработали внешний подвесной агрегат заправки (ПАЗ), в котором находился барабан со шлангом и топливоперекачивающий насос.

В 1975 году начались лётные эксперименты на доработанных Су-15. В ходе испытаний появилось предложение о создании однотипной системы дозаправки в воздухе для армейской и дальней авиации. В результате было выдано задание разработать унифицированный агрегат - УПАЗ, который предполагалось подвешивать под различные типы самолётов. Тогда же вышло постановление о создании тяжёлого самолёта-заправщика Ил-78.

Работа над УПАЗ была завершена в 1983 году. Начиная со второй половины 80-х годов на большинстве разрабатываемых советских тактических самолётов предусматривалась возможность установки системы дозаправки в воздухе. В ОКБ Микояна провели работы по оснащению топливоприёмным оборудованием МиГ-25ПДЗ и МиГ-31Б/М. Среди самолётов ОКБ Сухого, помимо Су-24 и его модификации Су-24М, подобную адаптацию прошли Су-27 и его модификации Су-30, -33, -34 и -35. Особо актуальной дозаправка в воздухе была для палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К/КУБ. На советских авианосцах отсутствовали катапульты, потому максимальная взлётная масса палубных самолётов была ограничена. Взлёт с неполной заправкой и последующее восполнение топлива в воздухе существенно расширяли их боевые возможности.

Для дозаправки в воздухе самолётов как стратегической, так и фронтовой авиации в ОКБ Ильюшина в начале 1980-х годов на базе военно-транспортного Ил-76МД был разработан специальный проект «танкера» Ил-78. Прототип этой машины совершил первый полёт 26 июня 1983 года. Серийное производство Ил-78 развернули в 1984 году на ТАПОиЧ параллельно с Ил-76.

25 января 2018 года на заводском аэродроме АО «Авиастар-СП» (входит в состав АО "Объединенная авиастроительная корпорация") в Ульяновске состоялся первый "официальный полет" завершенного строительством первого опытного образца нового самолета-заправщика Ил-78М-90А (регистрационный номер 78741, серийный номер 02-01). Выкатка самолета на «Авиастар-СП» была 29 ноября 2017 года.

Первый опытный образец самолета-заправщика Ил-78М-90А (регистрационный номер 78741, серийный номер 02-01) в полете. Ульяновск, 25.01.2017 (с) www.facebook.com/alexey.rogozin

Хотя полет 25 января 2018 года назван ПАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» первым полетом , однако, по известной информации, данный полет фактически стал третьим для данного борта, а первый полет самолета состоялся 19 января.

Постройка первого опытного летного образца самолета Ил‑78М‑90А осуществляется в рамках контракта с Министерством обороны России на проведение опытно-конструкторских работ по созданию перспективного самолета-заправщика на основе военно-транспортного самолета Ил‑76МД‑90А как составной части ОКР «Создание тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А и перспективного самолёта-заправщика на его базе».

По требованию заказчика Ил-78М-90А является конвертируемым: сохранена возможность использования в качестве военно-транспортного самолета: есть рампа, десантное оборудование, а в случае необходимости можно установить оборудование для пожаротушения. На самолете будет установлено топливо‑заправочное оборудование: два дополнительных топливных бака внутри грузовой кабины, а также унифицированные подвесные агрегаты дозаправки — два на крыле и один в хвостовой части фюзеляжа. Самолет оснащен четырьмя двигателями ПС‑90А‑76.

Согласно условиям контракта, летные испытания первого образца Ил-78М-90А в 2016 году.

К настоящему времени на «Авиастар-СП» построены только пять транспортных самолетов Ил-76МД-90А, причем последний из них был поднят в воздух еще в декабре 2015 года.








Первый опытный образец самолета-заправщика Ил-78М-90А (регистрационный номер 78741, серийный номер 02-01) в полете. Ульяновск, 25.01.2017 (с) «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» / www.facebook.com/alexey.rogozin

Видео (с) «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина»:


МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК ИЛ-78М
MODERNIZED AIRCRAFT-TANKER IL-78M IN HEIGHT

11.02.2014
Модернизация самолетов-заправщиков Ил-78М начнется в текущем году, сообщает Интерфакс-АВН со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. «Первый строевой Ил-78М должен поступить на модернизацию в 2014 году», – сказал собеседник агентства. По его словам, сейчас Авиационный комплекс имени Ильюшина разрабатывает и выпускает документацию на проведение модернизации самолетов этого типа. «Завершение модернизации Ил-78М ожидается в следующем году, после чего последует этап госиспытаний воздушного топливозаправщика», – сказал собеседник агентства. Он уточнил, что модернизацию строевых Ил-78М планируется осуществлять на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП».
Модернизированные Ил-78М получат современные бортовое оборудование и средства заправки в воздухе. Кроме того, двигатели Д-30 силовой установки тягой по 12 т самолета Ил-78М будут заменены на более современные двигатели ПС-90А-76 тягой по 14 т, сказал источник. «Замена двигателей самолета при модернизации на более совершенные позволит существенно улучшить его основные летные характеристики», – отметил собеседник агентства. Ранее сообщалось, что модернизированный Ил-78М может получить обозначение Ил-78М2 или Ил-78М-90А.
Военно-промышленный курьер

17.04.2014
«Пермский моторный завод» (ПМЗ) передал Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) второй комплект двигателей ПС-90А-76 для оснащения военно-транспортных самолетов (ВТС) Ил-476. Акт приемки и передачи подписан сегодня на Международном форуме двигателестроения МФД-2014 управляющим директором ОАО «ПМЗ» Сергей Попов и заместителем генерального директора ОАО «Транспортные самолеты» Ольгой Федонюк.
Как сообщил на церемонии подписания Сергей Попов, первый комплект двигателей был передан заказчику в прошлом году. К концу текущего года на ульяновский завод «Авиастар- СП», где собираются самолеты Ил-476, будет поставлено в общей сложности четыре комплекта авиадвигателей ПС-90-76А. В один комплект входит четыре авиадвигателя.
ОАК рассчитывает в четвертом квартале текущего года подписать с Минобороны России контракт на поставку 31 самолета-топливозаправщика, созданных на базе Ил-476.
ИТАР-ТАСС

13.05.2014
Как сообщает 12 мая 2014 года информационное агентство «Финмаркет» со ссылкой на «Интерфакс-АВН», ульяновское ЗАО «Авиастар СП» приступило к строительству самолетов-заправщиков Ил-78М2, сообщил «Интерфаксу-АВН» источник в авиапроме. «В настоящее время на «Авиастар-СП» ведется строительство первого самолета Ил-78М2. Поднять эту машину в воздух планируется в конце следующего года. Провести летные испытания новой машины планируется в начале 2016 года», – сказал собеседник агентства. Он пояснил, что это первый воздушный танкер, созданный на базе внедряемого в серийное производство глубоко модернизированного тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А.

Среди высокопоставленных военачальников, посетивших Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова в день выкатки прототипа дальнего бомбардировщика Ту-160М2, присутствовал и командующий дальней авиацией Воздушно-Космических Сил России Сергей Кобылаш. «Этот самолёт - первый, произведенный в рамках программы воспроизводства стратегического бомбардировщика», - пояснил генерал-лейтенант.

крылатая машина начнет выполнять полеты в следующем году, предположительно с февраля, по завершению всех необходимых наземных тестов. По словам военачальника, после заводских испытаний опытный Ту-160М2 отправится в Ахтубинск, где расположен аэродром 929-го Государственного летно-испытательного центра (ГЛИЦ) Минобороны.

Если испытания подтвердят соответствие образца заявленным требованиям, будет выдано разрешение на начало серийного выпуска таких самолетов. Министерство обороны России планирует полностью заменить существующий парк стратегических бомбардировщиков Ту-160 на модернизированные модели ракетоносцев нового образца. Согласно информационному сообщению МО РФ, серийное производство Ту-160М2 на КАПО может начаться в 2020-2021 годах. Предполагается, что будет произведено полсотни таких самолётов. «Знаю, что есть определенные планы, которые предполагают, что эти машины скоро будут поступать к нам, в дальнюю авиацию, и заступят на боевое дежурство», - отметил Сергей Кобылаш.

Между тем, МО РФ продолжает проводить программу доведения ранее построенных самолетов данного типа в вариант Ту-160М. «Все самолеты Ту-160, которые сейчас есть в составе дальней авиации ВКС России, несомненно, будут полностью модернизированы. С учетом такого быстрого воспроизводства и имеющихся на сегодняшний день технологий, думаю, что это произойдет в ближайшие годы», - пояснил командующий дальней авиацией ВКС России.

С учетом завершенного строительства опытного экземпляра варианта «М2», общее число собранных самолетов типа Ту-160 достигло 36, включая один планер который использовался для проведения наземных испытаний. Напомним, что первый прототип отправился в полет в далеком 1981 году. По сегодняшний день Ту-160 с максимальным взлетным весом 275 тонн (масса конструкции - 110 тонн) остается крупнейшим в мире боевым самолетом, когда-либо строившимся серийно.

После развала Советского Союза, выпуск Ту-160 замедлился, а потом и вовсе прекратился. В новом веке из имеющегося на заводе задела в 2000 и 2008 годах собрали по одному самолету с собственными именами «Александр Молодчий» и «Виталий Копылов». Вскоре после выпуска последнего, тогдашнее руководство Объединенной авиастроительной корпорации объявило об окончании выпуска подобных самолетов, добавив, что впредь КАПО будет заниматься лишь продлением летной годности и доработками на существующем парке.

К счастью, тогда производственную линию не разобрали, а законсервировали. Поэтому, когда в сентябре 2015 года министр обороны Сергей Шойгу объявил о решении высшего политического руководства страны возобновить выпуск Ту-160, работа началась не с нулевой отметки. Правда, среди экспертов авиационной отрасли, включая сотрудников КАПО, тогда обнаружилось немало скептиков, открыто говоривших об утрате технологий и, самое главное, больших потерях в кадровом составе предприятия из числа опытных специалистов, ранее участвовавших в производстве стратегических бомбардировщиков. Утверждалось, что говорить можно в лучшем случае о 2023 годе, как рубеже наиболее реалистичного сценария по проекту Ту-160М2.

Ноябрьская выкатка опытного экземпляра обновленного бомбардировщика внесла коррективы в подобные рассуждения. Промышленность нашла в себе силы и ресурсы ускорить процесс возобновления производства Ту-160. Хорошо, что в запасниках сохранилось достаточного количество деталей, годных для применения на первом образце Ту-160М2. Прошлым летом заместитель министра обороны генерал армии Юрий Иванович Борисов сказал журналистам, что КАПО восстановил способность производить новые самолеты данного типа, и что на предприятии ведутся сварочные работы на очередном планере.

Со своей стороны, ответственные лица ОАК и КАПО отмечали, что процесс постановки серийного производства Ту-160М2 предполагается вести в несколько этапов. Говорилось о вложениях порядка пятиста миллионов рублей в восстановление заводской производственной линии. Соответствующий проект ведется таким образом, что технологии и производственное оборудование сгодится не только для выпуска Ту-160, но и находящегося на стадии проектирования полностью нового Перспективного Авиационного Комплекса Дальней Авиации (ПАКДА).

Словом, Ту-160М2 послужит неким переходным типом между поколениями отечественных стратегических бомбардировщиков. Напомним недавние слова бывшего командующего ВКС России, а ныне - главы думского комитета по обороне Виктора Николаевича Бондарева: «ПАК ДА — это дело даже не ближайшей перспективы… Проект создания новых дальних бомбардировщиков реализуется активно, по плану. Но всё же начало принятия их на вооружение намечено на 2025-2028 годы, а перед этим они должны ещё пройти испытания».

Важной составляющей усилий по Ту-160М2 является выпуск всех необходимых серийным самолетам бортовых систем, поставляемых на КАПО заводами-комплектаторами. Проходила информация, что внутренняя начинка самолета будет обновлена минимум на 60%. В частности, место стрелочных приборов в кабине летчиков займут современные многофункциональные индикаторы. Большие изменения грядут в навигационно-прицельном комплексе и так далее.

Параллельно с постановкой производства Ту-160М2, ВКС России продолжают программу модернизации существующего парка. Сегодня в составе дальней авиации насчитывается шестнадцать Ту-160, включая пять машин в обновленном облике. Несколько самолетов принимали участие в войне с террором на территории Сирии, уничтожая объекты так называемого «исламского государства» крылатыми ракетами «воздух-земля» типа Х-555 и Х-101.

Поддержание парка Ту-160 в исправном состоянии требуют больших усилий предприятий, входящих в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Речь идет о восстановительном ремонте моторов НК-32, составляющих основу силовой установки бомбардировщика. Их выпуск прекратился в 1993 году, и в новом веке неоднократно сообщалось о нехватке исправных двигателей. Однако министерство обороны и промышленность вовремя предприняли действия по организации капитального ремонта ранее выпущенных экземпляров НК-32. Кроме того, был создан обновленный вариант мотора, известный как «НК-32 второй серии». На нем нашла применение улучшенная горячая часть с увеличенным ресурсом и снижением расхода топлива на 10%. Пока что нет точной информации, принял ли заказчик первую партию НК-32-02. Ранее замминистра обороны Юрий Иванович Борисов поведал журналистам о шести моторах, поставка которых сначала ожидались прошлым летом, но была перенесена на конец 2017 - начало 2018гг.

Воздушный заправщик Ил-78М-90А

Самолёты Ту-160 - воздушный компонент ядерной триады России, и каждый подобный самолет, поступающий на вооружение, дает весомую прибавку силам ядерного сдерживания. Что же касается самолетов-заправщиков, то они сами не наносят удары по врагу как стратегические бомбардировщики. Вместе с тем, парк «воздушных танкеров» является важной частью средств поддержки боевой авиации, существенно увеличивающий ее технические возможности. Так, боевой радиус действия экспортного истребителя Су-30МК (вес пустого около 18,8 тонн самолет, максимальный запас топлива - 9640 кг топлива) благодаря одной заправке в воздухе увеличивается с трех тысяч до 5200 километров. Взаимодействуя с воздушными танкерами, стратегические бомбардировщики приобретают практически неограниченную дальность полета, и способность наносить не только ракетные, но и бомбовые, удары по целям в любой точке на поверхности планеты Земля.

Насколько опасно для национальной безопасности США наличие у Москвы авиационной группировки сверхзвуковых ракетоносцев и самолетов-заправщиков показывает пример 1976 года, когда в Женеве завершались переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений. Подготовленный текст ОСВ-2 устраивал все стороны, и Вашингтон выражал желание поскорее подписать его. Однако «вдруг» разведка донесла об успешном испытательном полёте Ту-22М2, в котором благодаря одной дозаправке в воздухе серийная машина продемонстрировала возможность повышения практической дальности до семи тысяч километров. Вмиг «евро стратегический» бомбардировщик превратился в «серьезную угрозу» побережью США, его авианосным корабельным соединениям и многочисленным военным базам, разбросанным по всему земному шару.

Прежние расчеты заокеанских политиков рассыпались как карточный домик, и им пришлось пойти на пересмотр ранее достигнутого компромисса. Текст договора переделали с учетом вновь введенного условия по демонтажу штанги дозаправки и об ограничении серийного производства Ту-22М на уровне тридцати машин ежегодно. Помимо Ту-22М2, главным «виновником» подобного развития событий можно считать и воздушный заправщик тяжелого класса Ил-78, о проектировании которого тоже тогда стало известно из разведывательных источников.
И вот прошлый месяц принес информацию о завершении строительства опытного Ил-78М-90А - первого российского специализированного самолета-заправщика следующего поколения. 29 ноября машина с бортовым номером 0201 покинула цех окончательной сборки ульяновского завода «Авиастар-СП» и направилась на летную станцию предприятия. По замыслу военных и самолетостроителей, Ил-78М-90А станет основным типом заправщика ВКС России, дополнив, а затем и заменив в войсках построенные на ташкентском авиазаводе машины предыдущего поколения Ил-78 и Ил-78М.

Согласно планам промышленности, самолет выполнит первый полет в начале следующего года. Постройка и испытания данной машины ведутся по контракту, заключенному с Министерством обороны России на проведение опытно-конструкторских работ по созданию «перспективного самолета-топливозаправщика». Твердого заказа на серийные образцы Ил-78М-90А пока что нет. Вместе с тем, представители промышленности неоднократно высказывались о наличии некоего «предварительного заказа» на тридцать машин.

Строительство опытного самолета началось в 2014 году, а через пару лет вышел пресс-релиз АК «ИЛ» о завершении формирования планера 0201. Вице-президент ОАК и генеральный директор АК «Ильюшин» Алексей Дмитриевич Рогозин сказал о нем следующее: «Воздушный танкер будет отличаться от своего предшественника модифицированным крылом, новыми двигателями и системой управления. Он сможет перевозить больше топлива. Отличительная особенность данного самолета - конвертируемость. После снятия топливного оборудования, он может использоваться и как военно-транспортный самолет. Новые унифицированные подвесные агрегаты заправки позволят увеличить темп заправки самолетов в воздухе».

Ил-78М-90А имеет два бака на пятьдесят тонн топлива, установленные в грузовой кабине, а также три системы дозаправки самолетов в воздухе. Две из них будут размещены на крыле и одна — смонтирована на хвостовой части фюзеляжа. С учетом крыльевых емкостей, новый топливозаправщик может перевозить 126 тонн топлива.

Поскольку «Летающий танкер» выполнен конвертируемым, его можно будет использовать и в качестве военно-транспортного самолета. Соответственно, на Ил-78М-90А сохранена хвостовая рампа и оборудование для десантирования. По требованию заказчика, в случае необходимости Ил-78М-90А также может оснащаться оборудованием для пожаротушения.

Новый заправщик использует платформу военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А и, по сути, представляет из себя специальную модификацию базовой машины. Силовой набор топливозаправщика включает в себя усиленный герметичный шпангоут в хвостовой части фюзеляжа. Силовая установка - четыре турбореактивных двигателя высокой степени двухконтурности ПС-90А-76 разработки ОКБ «Авиадвигатель». При выполнении взлета могут использоваться два взлетных режима: «максимальный» с тягой 14,5 тонн и «максимальный повышенный» с тягой 16 тонн. По сравнению с рыбинскими моторами Д-30КП на Ил-78М, удельный расход топлива пермского меньше на 12-14%, а тяга выше на 33%.

Согласно задумке конструкторов и военных, Ил-78М-90А предписано стать основным типом «крылатого танкера», приспособленного для дозаправки в воздухе самолётов дальней, фронтовой и специальной авиации. Он позволяет выполнять одновременную заправку двух истребителей (семейства «Су» и «МиГ») с использованием агрегатов заправки установленных на крыле. С аналогичного устройства, смонтированного на хвостовой части фюзеляжа, возможна заправка самолётов дальней и специальной авиации. Кроме того, Ил-78М-90А может перекачивать топливо и при стоянке на аэродроме, одновременно заправляя до четырёх самолётов.

История создания Ил-78 предыдущих модификаций

Ил-78 представляет специальную модификацию военно-транспортного самолета Ил-76, разработка которого началась в опытном конструкторском бюро под руководством Сергея Владимира Ильюшина, а завершилась после назначения на пост Генерального конструктора ОКБ Генриха Васильевича Новожилова. Прототип Ил-76 взлетел в 1971 году, а через пять лет принимается решение о начале работ по воздушному танкеру с системой заправки типа «шланг-конус». Важной частью соответствующей программы была разработка «унифицированного подвесного агрегата заправки» УПАЗ-1, которая завершилась в 1983 году. Ее созданием занималась расположенное в подмосковном поселке Томилино Научно-производственное предприятие «Звезда» под руководством Гая Ильича Северина.

Экспериментальная машина впервые отправилась в небо 26 июня 1983 года. В качестве платформы использовался облетанный а пару лет до этого Ил-76МД с высокими для того времени показателями грузоподъемности - при максимальном взлетном весе 190 тонн он обладал полезной нагрузкой 48 тонн. Внешне воздушный заправщик можно опознать по наличию трех УПАЗ-1: два агрегата крепились под консолями крыла, и еще одно - сбоку хвостовой части фюзеляжа. Кроме того, опытный глаз мог различить варианты заправщика и грузовика по очертанию хвостовой части фюзеляжа. Вместо стрелковой установки (пара скорострельных пушек ГШ-23Л калибра 23-мм) располагалась кабина оператора топливной аппаратуры.

Основные же отличия скрывались внутри фюзеляжа. В чреве самолета располагалась пара дополнительных емкостей для авиационного керосина вмещавших 23460 литров горючего. При необходимости, топливозаправщик можно было быстро «собственными силами» превратить в грузовой самолет. Это достигалось путем удаления двух емкостей из фюзеляжа с помощью лебедок ЛПГ-3000А и бортового оборудования самолета.

Серийное производство воздушного танкера Ил-78 было развернуто в Узбекистане на ташкентском авиазаводе в 1984 году, и шло параллельно с выпуском Ил-76МД. Однако вскоре в конструкцию топливозаправщика пришлось вносить существенные изменения. В 1987 году появился Ил-78М с максимальной взлетной массой, увеличенной до 210 тонн, с усиленным шасси. Помимо того, конструкторам удалось снизить вес планера на пять тонн. В том числе - за счет снятия части бортового оборудования, ставшего «ненужным» в результате отказа от возможности конвертации топливозаправщика в грузовой самолет. Соответственно, Ил-78М не имеет герметичной грузовой кабины, а перепад давления и температур поддерживается только лишь в кабине экипажа, с целью обеспечения его жизнедеятельности при полетах на больших высотах.

Вместо двух емкостей внутри фюзеляжа Ил-78М разместили три несъемных цилиндрических бака суммарной вместимостью - 36 тонн авиационного керосина. Общая емкость танкера (а дополнительные емкости включены в топливную систему самолета) выросла на 7%, со 118 до 126 тонн. Вместо агрегата заправки УПАЗ-1 установили ПАЗ-1М с увеличением производительности на 12% - до 2900 литров в минуту.

Переход от Ил-78 к Ил-78М выразился в разнице в 25 тонн между весом пустого снаряженного самолета и его максимальной взлетной массой. Это дало существенную «добавку» в количестве топлива, передаваемого заправляемым самолетам на заданном удалении от аэродрома. Улучшенный заправщик мог передать 60—65 тонн авиационного керосина на удалении, увеличенном на 800 км, а 32—35 тонн - на удалении, увеличенном на 1500 км по сравнению с цифрами для исходного варианта.

Эксплуатация в войсках подтвердила высокие заявленные характеристики Ил-78 и Ил-78М, что позволило отправить «на пенсию» сразу три устаревших типа. А именно бомбардировщики, переоборудованные в «летающие танкеры»: Ту-16Н разработки авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева, М-4-2 и 3М-3 Владимира Михайловича Мясищева. При этом единый тип нового воздушного заправщика теперь обслуживал не только дальнюю авиацию, но и растущее число перехватчиков ПВО страны и самолетов фронтовой авиации военно-воздушных сил, оборудованных топливозаправочными штангами. По сегодняшний день Ил-78/78М продолжает оставаться единственным типом специализированного самолета-заправщика, стоящего на вооружении ВКС России.

Всего в период 1984-1991гг. ташкентским авиационным заводом было построено 45 Ил-78 и Ил-78М. Затем, в начале нового века предприятие собрало еще шесть Ил-78МКИ для иностранного заказчика. Суффикс в названии этого самолета расшифровывается как «модернизированный, коммерческий, индийский». Данная модель представляет вершину развития линии топливозаправщиков ташкентской постройки. Кроме того, она знаменует возврат к идее «конвертируемого заправщика», способного, в случае необходимости, перевозить грузы массой до 48 тонн.


Заправка истребителей Мираж-2000 ВВС Индии от Ил-78МКИ

Первоначальный Ил-78 и улучшенный Ил-78МКИ имеют топливную систему с крыльевыми баками общей емкостью 109500 литров и фюзеляжные на 36000 и 42800 литров соответственно. На рубеже заправки 1000 км первый может передать до 69,2 тонн топлива, второй - 74 тонны, на рубеже 2000 км - 50 и 56 тонн соответственно. Ил-78 обладает ресурсом 35 лет или 6000 полетов/8000 летных часов, а Ил-78МКИ - 10000 и 30000 соответственно.

Когда индийское министерство обороны вновь озаботилось вопросом пополнения парка воздушных заправщиков, оно высказалось в пользу европейских Airbus A330 MMRT. Однако более тщательный анализ показал преимущество российского предложения на платформе Ил-76МД-90А. Среди факторов в пользу перемены мнения называется в целом положительная история эксплуатации Ил-78МКИ. Твердый контракт ожидается после принятия обновленного топливозаправщика на вооружение ВКС России.

Между тем, на мировом рынке вооружений и военной техники наблюдается дефицит предложения по специализированным топливозаправщикам марки «Ил». Платежеспособный спрос третьих стран частично удовлетворяется техникой «из наличия». Так, Алжир приобрел шесть «бывших в употреблении» Ил-78. Из-за недостатка предложения по машинам специальной постройки, отдельным странам приходится довольствоваться «самопальным» переоборудованием военно-транспортных самолетов. Еще во времена Саддама Хуссейна Ирак самостоятельно переделал Ил-76МД, а Пакистан в 2009-2012гг. приобрел четыре Ил-78МП на Украине.

По крайней мере, один Ил-78 отправился в Поднебесную, и, вероятно, использовался в качестве образца для копирования. Согласно сообщениям отдельных российских источников, китайская сторона попросила продемонстрировать ей процедуру заправки в воздухе истребителей семейства Су-30МКК/МК2 при приемке у производителя самолетов данного типа построенных для ВВС НОАК. Просьба покупателя была удовлетворена. Из-за прекращения выпуска Ил-78 в Ташкенте и дефицита самолетов данного типа на вторичном рынке, Китай принял решение на создание собственного топливозаправщика на базе локализованной версии бомбардировщика Ту-16. Сегодня летчики Су-30МКК/МК2 и других самолетов фронтовой авиации ВВС НОАК отрабатывают заправку с танкеров под обозначением HY-6. Однако по тактико-техническим характеристикам, изделия китайских мастеров значительно уступают базовому Ил-78, и, тем паче, его усовершенствованным вариантам.

Несомненно, выкатка опытного Ил-78М-90А «подогреет» интерес зарубежных покупателей к данной теме. А если летные испытания пройдут успешно и самолет будет принят на вооружение ВКС России, то и иностранные заказы на серийную продукцию не заставят себя долго ждать.

Новое производство в Ульяновске

Сейчас производство транспортного Ил-76МД-90А и заправщика Ил-78М-90А (вместе -проект «476») организовано в Ульяновске на «Авиастар-СП» - одном из крупнейших центров авиастроения России. Размеры производственных площадей предприятия составляют 4,5 миллиона квадратных метров, число сотрудников - более десяти тысяч человек. По занимаемой территории это крупнейший авиазавод России и один из крупнейших в Европе. Семь лет назад стартовала масштабная программа технического перевооружения предприятия. Она включает в себя закупку, установку, пуск и наладку сотен новых станков и механообрабатывающих центров отечественного и зарубежного производства.

Сегодня программа «476» дает примерно две трети загрузки предприятия. Выполняется контракт на производство 39 тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А в интересах Министерства обороны России. Первые машины уже поставлены заказчику, и еще несколько переданы другим предприятиям ОАК в качестве платформ для создания самолетов специального назначения.

В прошлом месяце на «Авиастар-СП» прошло заседание по теме военно-транспортной авиации (ВТА). Ее участники отмечали, что на заводе ведется «достаточно активная реконструкция» под обеспечение бесперебойного серийного выпуска Ил-76МД-90А и его вариантов. «Для нас ключевой заказчик - это Министерство обороны России. Сотрудничество с военным ведомством очень тесное», - сообщил вице-президент ОАК по транспортной авиации Алексей Рогозин.

Участники совещания говорили о значительном отложенном спросе в сегменте военно-транспортной авиации, который сформировался из-за устаревания существующего парка транспортных самолетов. Соответственно, перед ОАК встает задача по обеспечению потребностей рынка и, прежде всего, нужд Министерства Обороны РФ в транспортных самолетах следующего поколения. Кроме того, геополитические изменения также требуют замены самолетов марки «Ан» на российские типы.

Между тем, опытный Ил-76МД-90А выполнил первый полет в 2012 году. По ряду причин государственные совместные испытания самолета затягиваются. Обновленный график предполагает их завершение в 2019 году. При этом несколько машин ульяновской сборки уже находятся в войсках, что дает военным летчикам возможность познакомиться с перспективной техникой и обучится навыкам владения ею.

А пока военные авиаторы с нетерпением ждут новых самолетов, им предлагается еще какое-то время полетать на модернизированных. Проходит испытания Ил-76МД-М, представляющий улучшенный вариант Ил-76МД, доработанный согласно тактико-техническому заданию ВКС России. Новшества, отработанные на модернизированном военно-транспортном самолете будут внедрены и топливозаправщики Ил-78 и Ил-78М. Модификация Ил-76МД-М отличается новым пилотажно-навигационным комплексом, светотехническим, десантно-транспортным и бытовым оборудованием, средствами связи и самообороны. Среди дополнительного оборудования присутствует оптико-электронная визирная система с оптическим и тепловым каналами.

МОСКВА, 25 января. /ТАСС/. Новейший российский самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А совершил первый полет. Об этом в четверг сообщили ТАСС в пресс-службе компании "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина".

"Сегодня, 25 января, летный образец перспективного самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А совершил первый полет. Пилотировал самолет шеф-пилот "Ильюшина" Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель РФ Николай Дмитриевич Куимов", - говорится в сообщении.

"ПАО "Ил"/ТАСС"

По словам вице-президента ПАО "ОАК", генерального директора "Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина" Алексея Рогозина, ряд иностранных партнеров проявляют интерес к этому самолету. "Обновленный "воздушный танкер" Ил-78М-90А совершил сегодня свой первый полет, который длился 35 минут. Новый самолет отличается от своего предшественника модифицированным крылом, новыми двигателями и системой управления, а также имеет большую грузоподъемность и объем перевозимого на борту топлива. Машина создана для российских ВКС, но также интерес к танкеру проявляют ряд наших иностранных партнеров", - сказал Рогозин.

Новый самолет

Усовершенствованная модификация топливозаправщика создана на базе новейшего военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, а проектирование и создание конструкторской документации, а также производство воздушного судна осуществлялось на основе современных цифровых технологий.

Благодаря четырем двигателям нового поколения ПС-90А-76 перспективный топливозаправщик имеет повышенную дальность полета и может брать большее количество горючего для заправки самолетов, чем предыдущие модели. Удельный расход топлива этих силовых установок на 12-14% меньше, чем у двигателей Д-30КП, установленных на более ранние модификации самолетов-топливозаправщиков.

Кроме того, на самолете полностью обновлен пилотажно-навигационный комплекс, а также реализована "стеклянная кабина", которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полетов.

Машина имеет три устройства системы заправки типа "шланг-конус" - два на консолях крыла и один в кормовой части фюзеляжа с правой стороны. Ил-78М-90А позволит производить одновременную заправку двух самолетов фронтовой авиации. С хвостового агрегата возможна заправка самолетов дальней и специальной авиации. При использовании Ил-78М-90А на земле предполагается одновременная заправка четырех самолетов.

"Новейший топливозаправщик Ил-78М-90А сохранил возможность использования в качестве военно-транспортного самолета. Переоборудование не требует большого объема работ и осуществляется в условиях аэродрома. В случае необходимости на него может быть установлено оборудование для пожаротушения", - отметили в компании.

Первый Ил-78 российской сборки

Головной разработчик воздушного судна - Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина, изготовитель - завод "Авиастар-СП". Окончательная сборка серийных топливозаправщиков будет осуществляться на ульяновском заводе "Авиастар-СП", где в настоящее время ведутся работы по установке поточной линии окончательной сборки тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А.

Линия состоит из нескольких станций, обеспечивающих полную сборку самолетов, уточняется в сообщении Минпромторга. "Большая часть операций роботизирована и процесс сборки будет меньше зависеть от рабочих. Контроль за правильностью сборки будет выполняться средствами лазерно-оптических измерительных систем. Новая линия позволит снизить трудоемкость стыковочных работ, обеспечить контролируемое качество, уменьшить зависимость от квалификации технического персонала", - говорится в сообщении Минпромторга.

Автоматизация процессов позволит стыковать фюзеляж и собирать планер в течение несколько часов вместо дней, как ранее.

Новая машина стала первым самолетом-заправщиком, производимым в России. До этого все Ил-78 собирались в Узбекистане.