Среднесрочное планирование на весь год. Коучинг "среднесрочное планирование". Перспективное, текущее и оперативное планирование

Если начать досконально разбираться в том, какие факторы оказывают влияние на жизнь человека, в общем и целом, то их можно отыскать великое множество. Любая область жизни человека и каждая сфера его деятельности, конечно же, обладают рядом свойственных им особенностей, и порой то, что применимо к одному, совершенно неприменимо к другому. Но есть, несмотря на это, некие основополагающие принципы, которые являются действенными абсолютно во всём. К одним из таких принципов, а если говорить точнее, законов, которые вполне можно считать гарантами успеха в любой области, можно смело назвать умение планировать и расставлять приоритеты. Почему это так важно, мы выясним в представленном уроке .

Изучив данный материал, вы узнаете о том, что представляет собой планирование дел, и каковы его особенности, почему нужно и важно ежедневно осуществлять составление списков рабочих, личных и домашних дел. Кроме того, мы рассмотрим несколько эффективных методик и принципов планирования, часть которых рассчитана на каждый день, а часть имеет более перспективную направленность - на неделю, месяц, год и даже несколько лет. Этот урок нашего будет полезен людям любых возрастов и профессий, а применять полученную информацию для достижения поставленных целей будет можно уже с первого дня.

Что такое планирование. Виды планирования. Приоритизация

Процесс планирования

Планированием называют процесс оптимального распределения ресурсов, необходимый для достижения поставленных целей и задач, а также совокупность процессов, которые связаны с их постановкой и реализацией. Планирование является неотъемлемой частью тайм-менеджмента () и, при умелом применении, многократно повышают его эффективность.

В самой простой и официальной интерпретации планирование характеризуется следующими этапами:

  1. Этап постановки целей (задач)
  2. Этап составления плана по достижению намеченного
  3. Этап вариантного проектирования
  4. Этап выявления требуемых ресурсов, а также их источников
  5. Этап определения исполнительных лиц и брифинг
  6. Этап фиксации результатов планирования в физическом виде (план, проект, карта и т.п.)

Виды планирования

Планирование, как уже замечалось, применимо абсолютно к любой сфере жизнедеятельности, но, в зависимости от этого, оно может иметь свои особенности, что, в свою очередь, выражается в различных по его форме и содержанию видах.

Виды планирования различаются:

По обязательности

  • Директивное планирование - подразумевает обязательное исполнение поставленных задач, всегда имеет конкретного адресата и характеризуется повышенной детализацией. В качестве примера можно назвать постановку задач, связанных с решением вопросов государственной/национальной значимости, работой на предприятиях и т.д.
  • Индикативное планирование - антипод первого: не подразумевает обязательного и точного исполнения, имеет более рекомендательный и направляющий характер. Данный вид планирования широко распространён в системе макроэкономического развития различных государств.

По срокам достижения целей

  • Краткосрочное (текущее) планирование - рассчитывается на период до 1 года и может состоять из планов на сутки, неделю, месяц, квартал, полгода. Самый распространённый вид планирования. Применяется, как обычными людьми в процессе каждодневной жизни, так и руководителями различных организаций.
  • Среднесрочное планирование - рассчитывается на срок от 1 года до 5 лет. Данная форма планирования распространена в деятельности государственных учреждений, фирм и предприятий, но нередко применяется и стратегически-мыслящими людьми. В некоторых случаях может совмещаться с текущим планированием, что в комплексе является скользящим планированием.
  • Долгосрочное (перспективное) планирование - рассчитывается, как правило, на несколько (5, 10, 20) лет вперёд. Чаще всего этот вид планирования применяется на крупных предприятиях с целью выполнения задач социального, экономического, научно-технологического характера и т.д.
  • Стратегическое планирование - в основном, является долгосрочным. С помощью него определяются основные направления в деятельности организаций: расширение деятельности, создание новых направлений, стимулирование рабочего процесса, изучение рынка и его сегментов, изучение спроса, особенностей целевой аудитории и т.д. Распространено в деятельности организаций.
  • Тактическое планирование - чаще всего является так же - долгосрочным. Основной его целью является создание необходимых условий для реализации возможностей, найденных посредством применения стратегического планирования. Как правило, тактическое планирование применяется при планировании экономического, социального, производственного развития организации. Распространено в деятельности организаций.
  • Оперативно-календарное планирование - завершающий этап стратегического и тактического планирования. Служит, главным образом, для реализации процесса достижения поставленных результатов. При помощи него конкретизируются все показатели, и организуется, непосредственно, работа организации. Оперативно-календарное планирование подразумевает определение времени выполнения поставленных задач, осуществление подготовки реализации процесса, ведение учёта, контроля и анализа процесса. Распространено в деятельности организаций.
  • Бизнес-планирование - служит для оценки целесообразности, актуальности и эффективности планируемых мероприятий. Составление бизнес-плана происходит очень тщательно, с учётом всевозможных показателей, возможностей, предложений и т.п. Распространено в деятельности организаций и работе бизнесменов.

Кроме рассмотренных видов планирования, учитывающих первостепенные аспекты, существуют и учитывающие второстепенные. Они, в свою очередь, различаются:

По степени охвата

  • Общее планирование - охватывает все детали контекста.
  • Частичное планирование - охватывает некоторые детали контекста.

По объектам планирования

  • Целевое планирование - подразумевает определение требуемых для достижения целей.
  • Планирование средств - подразумевает планирование необходимых для достижения результата средств (финансов, информации, персонала, оборудования и т.д.).
  • Программное планирование - подразумевает разработку необходимых для достижения результата программ.
  • Планирование действий - подразумевает определение необходимых для достижения результата действий.

По глубине

  • Агрегированное планирование - происходит с учётом общих параметров.
  • Детальное планирование - происходит с учётом всех деталей и особенностей.

По координации планов во времени

  • Последовательное планирование - подразумевает продолжительный процесс, который состоит из нескольких более мелких этапов.
  • Одновременное планирование - подразумевает единовременный непродолжительный этап.

По учёту изменения данных

  • Жёсткое планирование - подразумевает обязательное соблюдение заданных параметров.
  • Гибкое планирование - подразумевает возможность несоблюдения заданных параметров и появление новых.

По очерёдности

  • Упорядоченное планирование - подразумевает поочерёдное выполнение планов, одного за другим.
  • Скользящее планирование - подразумевает продление плана на последующий период после его завершения в текущем периоде.
  • Внеочередное планирование - подразумевает реализацию плана по мере появления в этом необходимости.

Приоритизация

Приоритизацией называется процесс расстановки приоритетов - показателя преобладания важности того или иного пункта плана над остальными. Важной приоритизация является по той причине, что среди большого количества разных нюансов и особенностей, имеются, как те, что имеют наименьшую значимость и оказывают минимальное воздействие на процесс достижения цели, так и те, которые играют в этом процессе главенствующую роль. Умение расставлять приоритеты можно назвать ещё одним показателем эффективности и действенности любого процесса планирования, т.к. акцент на самых значимых пунктах плана зачастую является решающим в вопросе, будет достигнута цель или нет.

Как видно, планирование как процесс характеризуется немалым количеством различных нюансов. Любой из видов может применяться обособленно, а может и в комплексе с другими. Главное при выборе - это учитывать все особенности вашей деятельности. Но, сколько бы видов планирования не существовало, сколько бы мы их не рассматривали, сколько бы примеров не приводили, всё это не будет иметь никакой ценности, если мы не будем понимать - зачем вообще нам нужно что-либо планировать, какие в этом есть преимущества, как это поможет нам в жизни? Именно на эти вопросы мы и постараемся дать ответы в следующем разделе.

Для чего нужно планирование?

Учитывая то, что наши тренинги посвящены методам повышения личной продуктивности, здесь и дальше в уроке мы будем рассматривать планирование применительно к деятельности именно человека, а не организаций, фирм, предприятий и т.д.

Планирование является тем фактором, который во многом определяет не только то, добьётся ли человек того, чего хочет, но и то, чего он добьётся вообще. Дело в том, что сам процесс планирования оказывает не какой-то единичный и узконаправленный эффект, а влияет комплексно, воздействуя на многие личностные показатели человека, направленность его действий и образ жизни в целом. Ниже мы перечислим лишь несколько положительных моментов планирования и преимущества, которые оно даёт.

Конкретизация цели

Как только человек начинает заниматься планированием своей деятельности, активизируется его мышление, задействуется творческий потенциал, повышается мозговая активность. Можно чего-то хотеть и «как бы» себе это представлять, при этом думая, что точно знаешь, чего хочешь. Но как только вы садитесь за составление плана и начинаете его тщательно продумывать, ваша цель из абстрактной начинает трансформироваться в конкретную (например, ). Постепенно вы начинаете представлять её в деталях, учитывать её особенности, как-то варьировать. Есть одна поговорка, в которой говорится о том, что корабль, не знающий, куда он направляется, никогда не достигнет пункта назначения. Так и человек - если он не знает, чего конкретно хочет, никогда этого и не добьётся. Планирование даёт возможность понять и осознать, чего ты хочешь на самом деле и обрести конкретную цель.

Чёткий план действий

Даже зная о том, чего мы хотим, мы можем никогда этого не достичь, если не будем знать, что нам для этого необходимо. Наши цели могут быть мега-глобальными, благими и замечательными, но они так и останутся просто картинкой того, чем мы хотим обладать и что сделать. Такое положение вещей исправляется при помощи планирования. Во-первых, оно позволяет определить конкретные шаги, которые необходимо совершить для того, чтобы достигнуть нужного результата. Во-вторых, оно помогает определить необходимые для этого ресурсы и их источники. В-третьих, оно даёт возможность поставить временные рамки. Таким образом, составив точный план, вы будете знать, что вам нужно сделать, чтобы его реализовать, кого или что для этого привлечь, и, самое главное, когда вы хотите это сделать. Планирование значительно ускоряет процесс достижения цели, т.к. представляет собой практическое руководство к действию.

Действие, а не мысли о действии

Пока у нас нет плана по реализации того, чего мы хотим, мы находимся в постоянном раздумывании на эту тему. Мы думаем о том, как мы сильно этого желаем, как хорошо было бы, если бы у нас это было, размышляем на тему того, как сейчас этого не хватает, быть может, даже представляем себя в процессе действия. Но есть одно НО - кроме размышлений мы ничего больше не делаем. А это указывает на то, что, скорее всего, на этом всё и закончится. Важно понять, что, приступая к планированию, вы уже делаете первый и самый большой шаг на пути к реализации задуманного. Одно только это уже существенно продвигает вас вперёд. А затем начинается цепная реакция: после составления плана вы начинаете выполнять конкретные действия, за первым пунктом идёт второй, за вторым - третий и т.д. Если вы сумеете привить себе привычку планировать даже самые маленькие дела, вы сразу заметите, как ваши желания начнут становиться реальностью. Здесь можно применить ещё одну поговорку: «Под лежачий камень вода не течёт». Сдвиньтесь с мёртвой точки - начните действовать. Планирование создаёт энергетический потенциал, необходимый для достижения цели.

Возможность маневрирования

Не зная конкретно, что необходимо делать, чтобы достичь поставленных результатов, мы не можем ни определить, ни скоординировать свои действия. Мы можем в общих чертах, примерно представлять себе, что нам нужно делать, но действуя без плана, мы рискуем прийти в тупик или даже ещё дальше отдалиться от цели. Когда же вы имеете план и начинаете действовать, вы можете, так сказать, в режиме онлайн управлять всем процессом: не получается так, попробуйте по-другому, не подходит одно, подумайте, чем можно это заменить. Наличие чёткого плана позволит вам совершать манёвры на своём пути, варьировать различные методы и способы. В итоге у вас будет комплексный план, который будет учитывать всевозможные нюансы и варианты развития событий. Умение планировать - это умение быть гибким и готовым к любым ситуациям.

Высокая вероятность успеха

И, пожалуй, самое важное преимущество планирования - это, пусть и не стопроцентная гарантия, но всё же огромная вероятность успеха. Как много мы видим людей, которые, желают очень немногого, но, не имея плана, так ничего и не достигают! И, в противовес им, есть огромное количество примеров людей, имеющих фантастические цели, которые, казалось бы, недостижимы, несмотря ни на что достигают их и даже больше. Первых от вторых отличает именно умение планировать и расставлять приоритеты. Определите свои цели, начинайте составлять план - через время вы увидите, что вы дошли до цели, а тысячи зевак без плана так и остались на своих местах. Планирование выведет вас в лидеры в любой области!

Наверняка, теперь вам стало гораздо понятнее, зачем нужно заниматься планированием и продумывать все свои шаги. Планированием занимаются бизнесмены и предприниматели, главы огромных корпораций, творческие люди, писатели, актёры и звёзды шоу-бизнеса, в общем, все те, кого принято называть успешными людьми. Планирование - это часть жизни и деятельности любого человека, желающего повысить свою продуктивность и достичь серьёзных результатов. Именно по этой причине, кроме того, чтобы сесть за стол, взяв ручку и листок, и начать что-либо планировать, на сегодняшний день существуют специально разработанные методики планирования, которые уже не раз доказали свою эффективность. Краткий обзор самых популярных из них мы приведём в следующем разделе.

Методики планирования

ABC планирование

Предпосылкой данного метода служит опыт, наглядно показывающий, что соотношение важных и неважных дел в процентах всегда примерно одинаково. Любые задачи, исходя из их важности, касаемо достижения поставленных результатов, должны распределяться с использованием буквенных значений ABC. Из этого следует, что первыми должны выполняться задачи, имеющие наибольшую важность и значимость (A), а затем уже все остальные (B, C). Планировать своё время, применяя данную методику, нужно, беря во внимание именно важность задач, а не требуемые для их выполнения усилия.

Методика ABC базируется на трёх основных правилах:

  • Категория A - самые важные дела. Они составляют примерно 15% всех дел, которыми вы занимаетесь, но приносят они примерно 65% результатов.
  • Категория B - важные дела. Они составляют около 20% всех ваших дел и приносят около 20% результатов.
  • Категория C - дела наименьшей важности. Они составляют примерно 65% всех ваших дел, но и приносят примерно 15% результатов.

Более подробно о данной методике вы можете узнать отсюда .

Принцип Эйзенхауэра

Эту методику предложил в своё время американский генерал Дуайт Дэйвид Эйзенхауэр. Она является отличным дополнительным измерителем для быстрого принятия наиболее важных решений. Данный принцип подразумевает расстановку приоритетов, согласно критериям важности и срочности.

Все свои дела вы должны разделить на четыре основные категории и выполнять в порядке очерёдности:

  • Категория A - самые срочные и важные дела.
  • Категория B - срочные, но не важные дела. Важно уметь отделять их по критерию важности от первой категории, иначе можно потратить на их выполнение время, оставив на самом деле важные дела на потом.
  • Категория C - не срочные, но важные дела. Здесь нужно учитывать фактор срочности: из-за того, что эти дела не являются срочными, их часто откладывают в «долгий ящик», после чего они становятся срочными, что не очень хорошо. Поэтому, их выполнением ни в коем случае нельзя пренебрегать. Такие дела, ко всему прочему, можно делегировать - поручить их выполнение кому-то ещё.
  • Категория D - не срочные и не важные дела. Нередко, такими делами человек озабочен больше всего и тратит на их выполнение большую часть времени. Научитесь точно определять дела из этой категории. Делать их нужно в последнюю очередь, когда выполнены предыдущие.

Подробнее о методе Эйзенхауэра вы можете узнать отсюда .

Правило Парето

Иногда это правило называют принципом «80 на 20». Сформулировал его итальянский экономист Вильфредо Парето. Основной его предпосылкой является то, что наименьшая часть действий приносит наибольшую часть результатов, и наоборот.

Наглядно данное правило выглядит так:

  • 20% действий = 80% результата
  • 80% действий = 20 результата
  • 20% людей владеют 80% всего капитала
  • 80% людей владеют 20% всего капитала
  • 20% клиентов приносят 80% дохода
  • 80% клиентов приносят 20% дохода
  • И т.д.

Примените данное правило к своей каждодневной деятельности, и вы увидите, что 80% всего того, что вы делаете за день - это всего лишь 20% нужного вам результата, а 20% грамотно спланированных действий на 80% приближают вас в заветной цели. Исходя их этого, запомните, что день нужно начинать именно с немногочисленных, но самых сложных, важных и срочных дел, а уже после браться за выполнение лёгких и не менее важных, но присутствующих в гораздо большем объёме. Очень удобно применять правило Парето в комплексе с методикой ABC или принципом Эйзенхауэра.

Подробнее о принципе «80 на 20» можно прочитать .

Хронометраж

Под понятием «хронометраж» имеется в виду метод, предназначенный для изучения затраченного времени. Он осуществляется посредством фиксации и замера осуществляемых действий. Основными целями хронометража являются определение того, на что тратится время, выявление «поглотителей времени», поиск резервов времени и выработка чувства времени.

Вести хронометраж довольно просто: специалисты советуют производить запись всех своих действий с точностью до 5 минут на протяжении 2-3 недель. Наглядно это выглядит примерно так:

  • 8:00-8:30 - проснулся, размялся, умылся
  • 8:30-9:00 - попил чай, включил компьютер, проверил почту
  • 9:00-9:30 - зашёл в социальную сеть
  • 9:30 - 10:00 - подготовил документы по работе
  • И т.д.

Записи можно дополнять комментариями и дополнительными параметрами. А способов вести хронометраж существует несколько:

  • На бумаге - в блокноте, тетради, записной книжке
  • Используя гаджет - мобильный телефон, электронную книгу, планшет
  • Используя диктофон
  • Используя специальное ПО на компьютере
  • Онлайн - специальные интернет-приложения
  • Диаграмма Ганта (см. ниже)

На основе полученных посредством хронометража данных вы сможете выявить важные особенности в распределении своего времени и скорректировать их. Подробнее о хронометраже читайте .

Диаграмма Ганта

Диаграмма Ганта - это метод столбчатых диаграмм, разработанный американским специалистом в области менеджмента Генри Гантом. Он применяется для иллюстрации планов и графиков работы по различным проектам. Состоит диаграмма из полос, которые ориентированы вдоль временной оси, а каждая из них отображает отдельную задачу, входящую в состав проекта. Вертикальная ось - это перечень задач. Помимо этого, на диаграмме можно отмечать различные показатели - проценты, указатели, временные метки и т.д.

Применяя диаграмму Ганта, вы сможете наглядно отследить процесс реализации проекта и эффективность выполняемых действий. Но, в любом случае, этот метод придётся дополнять другими, т.к. диаграмма не синхронизируется с датами, не отображает затраченные ресурсы и сущность производимых действий. Лучше всего применять её для небольших проектов. Сама же диаграмма нередко входит в состав различных приложений для управления проектами в качестве дополнения.

Техника SMART

Техника постановки целей SMART признана одной из лучших в мире. Она берёт своё начало в НЛП и подробно мы рассматривали её в одном из наших уроков. Здесь же мы приведём лишь краткое описание этой техники.

Само слово «SMART» является аббревиатурой, образованной из первых букв пяти слов, определяющих критерии целей. Рассмотрим их несколько подробнее.

  • Specific - цель должна быть конкретной, т.е. при её постановке вы должны обязательно отчётливо представлять себе результат, которого желаете достичь. Например, «я хочу стать специалистом в области антропологии».
  • Measurable - цель должна быть измеримой, т.е. вы должны представлять желаемый результат в количественном эквиваленте. Например, «к 2015 году я хочу зарабатывать 50 тысяч рублей ежемесячно».
  • Attainable - цель должна быть достижимой, т.е. вы должны учитывать особенности своей личности: способности, предрасположенность, талант и т.п. Например, если у вас туго с математикой и вы абсолютно не понимаете эту науку, лучше не ставить себе цель стать выдающимся математиком.
  • Relevant - цель должна соотноситься с другими вашими задачами. Например, достижение среднесрочной цели должно подспудно включать в себя достижение нескольких краткосрочных.
  • Time-bounded - цель должна быть определена во времени и иметь чётко установленные временные рамки. Например, «я хочу сбросить вес с 95 до 80 кг через полгода к такому-то месяцу».

Всё вместе это позволит вам определить необходимые действия для достижения нужного результата, учесть максимальное количество факторов и постоянно отслеживать свой прогресс. Подробнее о технике SMART написано .

Список целей и задач

Наиболее простая методика, при помощи которой можно планировать время и дела. Это просто перечень того, что нужно сделать. Такие перечни очень удобны тем, что не требуют никаких дополнительных ресурсов, как, например, ПК, мобильные приложения или использование сложных схем, но и позволяют наглядно отображать всё, что вам нужно сделать и контролировать этот процесс.

Составляется список целей и задач очень просто: можно на листке бумаги просто записывать всё, что вам требуется выполнить и когда, а по завершению выполненные пункты просто вычёркивать. А можно немного усложнить: сделать таблицу, в которой будут графы: «задача», «приоритетность», «срок выполнения», «отметка о выполнении».

Все представленные методики можно применять поодиночке или комплексно. Попробуйте все варианты - наверняка, через некоторое время вы выделите для себя наиболее удобную и подходящую, а может быть даже составите на их основе какую-то свою.

Для того чтобы упростить вам задачу при планировании своих дел и времени, в заключение урока мы хотели бы представить вашему вниманию несколько очень эффективных принципов, которые вы можете использовать в своей повседневной жизни.

Принципы планирования

  • Попробуйте все рассмотренные методики планирования и выберите наиболее подходящую для вас. Используйте её ежедневно и во всех делах.
  • Не старайтесь всё запомнить - ведите записи. Как говорится, «самый тупой карандаш лучше, чем самая острая память».
  • Если на вас навалилось много дел, не старайтесь успеть сделать всё. Потратьте время на определение наиболее важных и приоритетных, и приступайте к их выполнению. Остальное закончите позже.
  • По окончании одной недели составляйте план действий на следующую. Аналогично поступайте и в конце каждого дня.
  • Заведите привычку носить с собой блокнот и ручку или диктофон, чтобы записывать посещающие вас интересные мысли.
  • Заведите «журнал успеха», в котором вы будете ежедневно отмечать все свои успехи, пусть даже самые незначительные. Это будет поддерживать в вас постоянную мотивацию и напоминать о том, что вы на верном пути.
  • Учитесь говорить «нет». Эта способность убережёт вас от пустой траты времени, стремления к ненужным целям и общению с ненужными людьми.
  • Всегда думайте перед тем, как что-либо сделать. Взвешивайте все «за» и «против». Старайтесь не совершать необдуманных действий и поступков.
  • Всегда, когда находитесь в процессе чего-либо, вспоминайте себя, осознавайте, что вы делаете в настоящий момент. Если чувствуете, что не продвигаетесь вперёд - бросьте это занятие.
  • Посмотрите критически на себя самого: определите свои вредные привычки, отнимающие время, дела, которыми вам нравится заниматься, но которые не двигают вас к цели. Затем постепенно и поочерёдно заменяйте эти привычки и дела новыми - эффективными.
  • Определите свои основные приоритеты по жизни и живите в соответствии с ними. Так вы сможете всегда быть сконцентрированы на главном, и не будете тратить время впустую.
  • Не совершайте лишних ненужных действий, не выполняйте чужие дела. Вы должны продвигаться вперёд сами, но не позволяйте использовать себя как инструмент для достижения чужих целей, если вам самому это не в радость.
  • Регулярно и систематически выделяйте время на самосовершенствование: чтение книг, просмотр обучающих и мотивирующих видео, тренировку своих навыков и т.д.
  • Не останавливайтесь на достигнутом - добившись одной цели, ставьте другую, более серьёзную. Так вы сможете всегда быть в тонусе, будете иметь стимул и мотивацию.

Применение всех вышеперечисленных рекомендаций позволит вам быть успешным в любой области и достигать целей в кратчайшие сроки. Самое главное - это постоянная работа над собой и применение на практике полученных навыков. Чтобы всё то, что вы узнали из этого урока, начало приносить свои плоды, вам нужно сегодня же начать планировать свою дальнейшую деятельность. Начните с любого способа, тренируйтесь, оттачивайте новый навык и сделайте его привычкой. Всё в нашей жизни спланировать, конечно же, нельзя, но можно многое.

Дополнительные интересные материалы, касающиеся планирования и эффективности, вы можете найти на нашем ресурсе 4brain:

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Среднесрочное планирование проводится, как правило, пятилетний срок как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В планах формулируются основные задачи на установленный период, например производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика (состав и структура штатов, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по видам продукции; данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений в международном масштабе, в частности программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.

Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.

Оперативные планы реализуются через систему бюджетов, или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому подразделению ‑ центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта (главным образом, обеспеченности заказами и распределения ресурсов), что необходимо для достижения намеченных финансовых показателей (например, таких, как объем продаж, чистая прибыль и норма прибыли на инвестированный капитал). При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективным, текущим и другими видами планирования.

Оперативно-календарное планирование

В обязанности работников службы оперативно-календарного планирования (ОКП) входят обеспечение каждого рабочего информацией о его рабочем месте и задании на текущую рабочую смену, на ближайшие дни, неделю, месяц, обеспечение его исправно работающими приборами, оборудованием, инструментом, материалами, заготовками, а также организация согласованной работы всего коллектива, при которой каждый рабочий дополняет другого.

ОКП является развернутым продолжением текущего планирования производства и включает: детализацию текущего плана предприятия и доведение его заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего.

 Планы и графики при этом составляются на квартал, месяц, декаду, сутки, смену, а иногда на каждый час; организацию доставки на рабочие места материалов, заготовок, инструмента, вывоз готовой продукции, отходов производства, обеспечение исправности оборудования, подачу энергии, топлива, сжатого воздуха, организацию контроля качества; обеспечение сплошного контроля за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев работы на каждом рабочем месте.

Одной из самых распространенных, важных и наиболее сложных функций ОКП является распределение работ по рабочим местам. Оно осуществляется поэтапно: в цехах, затем на участках и, наконец, в бригадах. Основная задача распределения ‑ обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад и рабочих.

Более сложным является распределение работ на серийных, мелкосерийных и единичных производствах ввиду необходимости учета различной индивидуальной производительности действующего оборудования и труда рабочих, так как одну и ту же работу рабочие одной и той же профессии, даже имея одинаковый квалификационный разряд, с помощью различных технических средств выполняют за разное время. Объясняется это тем, что производительность рабочего места определяется множеством факторов, включая профессиональные навыки и индивидуальные способности рабочих, исправность оборудования, наличие инструмента и др.

Классификация планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный в определенной мере носит условный характер. Их различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется. Одно и то же изделие по элементам может включаться во все виды планов.

 Например, подготовка производства и продажи нового изделия включается в долгосрочный план; проектирование изделия, закупка оборудования и материалов для его производства ‑ в текущие планы; распределение персонала по объектам, связанным с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы

Таким образом, перспективное планирование подразделяется на стратегическое и долгосрочное. В стратегическом планировании принимаются решения относительно сфер деятельности и выбора новых направления. В долгосрочном планировании цели претворяются в программы действия и бюджеты. Конкретизацией долгосрочных планов являются среднесрочные и оперативные планы

Задание 2 . Покажите, чем отличается стратегическое и долгосрочное планирование

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

SMART S – конкретные цели M – измеримые цели A - достижимые цели R – ориентированные на результат T – цели соотносимые с конкретным сроком

5 слайд

Описание слайда:

7 модулей Программы в серии последовательных уроков. Эффективность практики учителя зависит от того, как грамотно и умело он использует свои знания о семи модулях Программы. Насколько гармонично модули связаны между собой и как они используются в серии последовательных уроков. Допустим, на первом уроке учитель использует 2 модуля: «Новые подходы в преподавании и обучении» и «Обучение критическому мышлению». На втором уроке он добавляет модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении». На третьем включаются еще 2 модуля: «Оценивание для обучения и оценивание обучения» и «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». Наконец, на четвертом уроке учитель включает модули «Обучение талантливых и одаренных» и «Управление и лидерство в обучении». Таким образом, мы получили модель. Чем больше составных компонентов в этой модели, тем она прочнее. Вывод: Использование семи модулей в серии последовательных уроков делает ее структуру прочной, а занятия эффективными.

6 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРНОЕ РУКОВОДСТВО ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ Главные цели обучения Какие темы и алгоритм действий вам требуются для обучения и как Вы их организовали для оказания помощи учащимся? Активные формы работы учителя, которые следует использовать Разработали ли Вы ряд подходов, стимулирующих активное обучение на каждом уроке? Преодоление языкового барьера при обучении английскому языку Каким образом Вы запланировали содействие не носителям языка при изучении Вашего предмета на английском языке? Результаты обучения Ожидаемые Вами результаты по окончании урока в отношении приобретенных учениками знаний и навыков. Оценивание, в том числе, оценивание для обучения Что учащиеся уже знают по теме? Как Вы планируете проводить обучение того аспекта темы, который учащийся изучает в данный момент? Как Вы определите, что ученики усвоили к завершению урока то, что Вы запланировали? Как Вы используете методы оценивания для содействия ученикам в обучении тому, как учиться. Вовлечение в работу на уроке всех учащихся Как Вы определите, что все учащиеся вовлечены в работу на уроке (учащиеся с особыми образовательными потребностями; ученики, выполняющие работу быстрее других, одаренные ученики). Главные ресурсы Какие ресурсы и оборудование Вам потребуется для проведения урока?

7 слайд

Описание слайда:

Тема раздела: Общая характеристика металлов и неметаллов (планирование идет с учетом того, что этот материал изучался в 9 классе, а в 10 идет повторение и обобщение материала) Цель: 1. Формирование умения прогнозировать свойства металлов и неметаллов и их соединений на основании положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева через развития ключевых компетентностей: – информационной (извлечение первичной информации, первичная обработка информации); – коммуникативной (продуктивная групповая коммуникация, письменная коммуникация); – самоменеджмент (оценка деятельности). № дата Тема, основные цели и результаты обучения. Какие знания, умения и понимания вы хотели бы сформировывать в ваших учениках по завершению серии последовательных уроков. Активные формы работы. (ГР, ПР, ИР). Можете ли вы использовать ИКТ для улучшения обучения. Как вы будете использоватьОдО Как вы будете вовлекать всех учеников в классе (талантливых, одаренных) Барьеры и их преодоления Как вы установите, что все ученики научились тому, что вы запланировали и ожидали от них. Оценивание (суммативное,формативное)

8 слайд

Описание слайда:

1 ТемаСравнительная характеристика металлов и неметаллов главных подгрупп на основании положения в периодической системе химических элементов. Цель и ожидаемые результаты: Знать:знать особенности строения атомов металла и неметалла используя периодическую систему элементов. Понимать:в чем различие строения атомов металла от неметалла. Уметь:строить электронную, графическую формулы атомов; объяснять отличительные признаки металлов от неметаллов и объяснять изменение свойств атомов в зависимости от расположения в периодической системе Исследовательская беседа: проблемный вопрос 1 Какие вещества вам представлены? (формулы веществ) - Простые - Какими элементами образованы эти вещества? Попробуйте определить тему урока. Модуль 1,2. Актуализация:Проблемныйвопрос:Чем отличаются эти вещества друг от друга? Модуль 2. Определение целей урока учениками. Указание на то, что учащиеся должны запомнить; Деление на группы: 1 группа «металлы» 2 группа «неметаллы» Работа в группах: Задание дать характеристику группам по ПСХЭМ особенности строения атомов (гр.1 и 2). Работа формат А-4 над создание флипчарта. МетодДжиксо; Модуль: 1.6.7. Защита работ групп.ОцениваниеОдО Кумулятивная беседа Беседа по строению атомов Сравнительной характеристике групп элементов. Коррекция знаний Тестирование по теме контроль результатов первичного запоминания; взаимопроверка по ключу на слайде. Рефлексия Модуль 3, 4, Формативная оценка флипчартов. оценочный лист с критериями. (критерии можно составить вместе с учащимися и использовать их для оценивания флипчартов неоднократно) Рефлективный лист. Комментирование вывода Модуль 7 Корректировка и комментарии к ответамучащихся учителем. Модуль 7 Слайд критерии оценивания. Ключ к тесту. Модуль 4 Указанные активные способы обучения. (групповая работа, работа в парах) Составление Флипчартов. Исследовательская беседа. Разноуровневое домашнее задание по выбору на слайде (на оценку-3, 4. и 5) 1 уровень (3)Параграф ___ «Сравнительная характеристика металлов и неметаллов» Вопросы к параграфу устно. 2 уровень (4) Высчитать содержания кальция в своём организме (Фтора). 3 уровень (5) Эссе «зачем человеку нужны металлы и неметаллы». Модуль 1.2.4.5. Исследовательская беседа. Модуль 1.2 Кумулятивная беседа Модуль 1.2 Защита работ групп Модуль 7 Защита флипчартов после использования методаДжиксо. Наблюдение учителя со стороны за учащимися Ответы при перепроверке, результатов тестов. Корректировка знаний по тесту оценочный лист. Рефлексивный лист. 1.Достигли ли вы поставленной цели? 2.Если да то, что способствовало этому? 3.Если нет то, что мешало? 4.Какого рода трудности испытываете? Модуль 2,6.

Среднесрочное планирование

Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В данных планах формулируются основные задачи на установленный период, т.е. производственная стратегия цепи поставок (рост производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента) и стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля рынка и выход на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих увеличению сбыта). Вместе с этим определяются объемы и структуру необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения с учетом специализации и кооперирования производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели по продуктам, и его разрабатывают с ориентацией на ликвидацию так называемых узких мест, т.е. на такие сферы деятельности, где наиболее ограничены возможности влияния на общие результаты.

Краткосрочное планирование

Краткосрочное (текущее) планирование осуществляют путем детальной разработки (обычно на один год) планов для цепи поставок и ее отдельных элементов. Главная задача текущего планирования – разработка плана поставок продукции и на его основе системы планов: по сырью, производства, движения и размещения запасов готовой продукции, транспортировке и т.д.

Не реже одного раза в квартал осуществляют анализ и контроль выполнения плановых заданий, проводят их корректировки в разрезе реализуемой продукции и расходов.

В зависимости от целей цепи поставок интегрированное планирование фокусируется на разных ее участках.

1. Совместное планирование новых продуктов сотрудничество при проектировании. Первыми, кто применил совместное планирование новых продуктов, стали компании, занимающиеся производством сложного оборудования, например, действующие в таких отраслях, как потребительская электроника, аэрокосмические и оборонные отрасли. Примером лидеров такого проектирования в своих отраслях можно назвать Nokia и Boeing.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ

В качестве примера можно привести сотрудничество Hewlett- Packard (HP ) и Canon. В 1995 г. HP объединила усилия с Canon, чтобы разработать и выпустить на рынок струйные принтеры. Американская компания с самого начала согласовала свои интересы с интересами японского партнера. HP взяла на себя обязанности по производству печатных плат, a Canon согласилась изготавливать механизмы для серии LaserJet. Такое распределение обязанностей было справедливым, и группы по исследованиям и разработкам обеих компаний приступили к совместной работе. После запуска принтеров LaserJet HP и Canon быстро адаптировали сеть поставок к требованиям рынков.

2. Совместное планирование сырья и материалов производственных предприятий и поставщиков. Производители из отраслей электроники и высоких технологий, как правило, фокусируются на совместном планировании материалов, активно взаимодействуя с основными поставщиками, чтобы гарантировать получение от них основных компонентов. Лидерами в своих отраслях на этом участке являются такие компании, как Dell Computer и Cisco.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ

Высокое качество окончательного продукта зависит от качества комплектующих, а также от их быстрой доставки на места сборки. Цепь поставок Dell основана именно на создании крепких отношений со всеми поставщиками, крупными и мелкими.

"Поскольку все наше производство – работа по заказу клиента, оно требует динамического и напряженного контроля запасов. Работающих в сотрудничестве с Dell поставщиков мы постоянно призываем стремиться к новым высотам качества и эффективности" – слова Майкла Делла из одного интервью с ним.

Обычная практика Dell – выбор из числа лучших поставщиков комплектующих. Цель заключается в том, чтобы ввести для каждого компонента обязательную экспертизу и в итоге получить высококачественные компоненты. Если менее крупный, но более квалифицированный поставщик не может соблюдать требования заказчика, Dell объединяет усилия двух поставщиков. Чтобы гарантировать требуемое качество, Dell сообщает свои пожелания поставщикам и уточняет, верно ли они ее поняли.

Перед подписанием контракта М. Делл встречается с представителями поставщика, чтобы проинформировать их о своих требованиях – от целей проекта до материально-технического обеспечения, обслуживания, глобальных требований и, наконец, затрат. В частности, Делл всегда желает убедиться, что поставщики имеют ясное понимание прямой модели и важности быстрого оборота запасов. "Когда поставщики больше узнают о прямой модели, – говорит Делл, – они получают возможность реально оценить ее преимущества, причем не только для Dell, но и для них самих". Поскольку прямая модель обеспечивает постоянную обратную связь с клиентами, Dell всегда в курсе потребностей и пожеланий клиента. Этой информацией она делится со своими поставщиками. Таким образом, поставщики Dell часто находятся впереди конкурентов в знании рынка, что позволяет им соответствующим образом дорабатывать собственную продукцию и более оперативно решать проблемы с комплектующими. М. Делл сказал представителям фирм-клиентов: "В зависимости от наших прогнозов мы можем сообщить поставщикам, куда направляется рынок. Это позволяет им создавать продукцию, которая оптимально соответствует требованиям клиента, что, в свою очередь, ускоряет оборот запасов продукции и положительно сказывается на прибылях – в том числе и наших".

Таким образом, поставщики Dell должны иметь желание и возможность приспосабливаться к планам расширения компании. Но М. Делл, говоря о гибкости поставщиков, в первую очередь имеет в виду возможность соответствовать требованиям рынка. "Мы должны следить, чтобы наши партнеры соответствовали запросам рынка, иначе мы потеряем прибыльность. Поставщики должны обладать качествами спринтера, чтобы работать с нами". Другими словами, поставщики Dell должны иметь материальные средства, чтобы увеличивать свою производительность и выполнять все требования Dell. Если рынок изменится или появятся новые технологии, поставщики Dell должны немедленно на это отреагировать. Dell делится с поставщиками своими производственными планами, а они, в свою очередь, должны изложить свои планы по расширению.

Dell относится к поставщикам как к союзникам. Dell долго использовала программы сертификации поставщиков, с помощью которых они периодически подвергались жесткому тестированию с целью проверки соответствия качества работы стандартам Dell. Теперь благодаря Интернету поставщики регулярно получают итоговые показатели их работы по регионам и данные обратной связи с клиентом.

В сущности, Dell предложила торговать информацией по изменению рыночных тенденций. Сегодня заводы Dell имеют объемы запасов всего на несколько дней – иногда даже на несколько часов. Уровень запасов постоянно контролируется. Информация о потребности пополнения запасов предоставляется ежечасно. Поставщики находятся в курсе последних требований рынка.

3. Совместное планирование поставок производителей с подрядными производителями категории "третья сторона". Такие производители комплексного оборудования, как Ericsson и Nokia, являются лидерами в области сотрудничества с подрядными производителями, например с Solectron и Flextronics.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ

В 2001 г. Microsoft решила выйти на рынок видеоигр и привлекла для производства аппаратных средств сингапурскую компанию Flextronics. В начале 2001 г. поставщик узнал, что Хbох должна появиться в магазинах до декабря, поскольку Microsoft рассчитывает на рождественский спрос. Руководство Flextronics посчитало, что решающее значение для успешного запуска продукта имеют скорость вывода на рынок и техническая поддержка, поэтому предприятия по производству Хbох было решено разместить в Мексике и Венгрии. Несмотря на то что затраты в обеих странах были относительно высокими, здесь работали опытные инженеры, которые могли помочь Microsoft быстро менять конструкцию и технические параметры.

Кроме того, по соседству с Мексикой и Венгрией находились крупнейшие целевые рынки Xbox – США и Европа. Microsoft смогла выпустить продукт за рекордно короткие сроки. Лидер рынка – PlayStation 2 производства Sony – оказался под угрозой. Sony начала отвоевывать долю рынка, предлагая огромные скидки на свой продукт. Поняв, что в среднесрочной перспективе решающее значение будут иметь затраты, а не скорость, Flextronics переместила цепь поставок по Xbox в Китай. Полученная в результате экономия позволила Microsoft догнать Sony по ценам. К 2003 г. Хbох отвоевала у PlayStation 20% рынка видеоигр.

4. Совместное планирование транспортировки с провайдерами категории 3PL. Наличие провайдеров логистических услуг уровня 3PL не является новым явлением, так как во многих отраслях услуги категории 3PL применяются достаточно давно и широко. Однако здесь появился новый аспект – развитие более тесных взаимоотношений в области совместного планирования транспортировки с провайдерами категории 3PL, с помощью чего компании пытаются минимизировать затраты и предоставлять максимальные услуги, получаемые через интегрированное планирование транспортировки. Примерами ведущих логистических компаний, устанавливающих с помощью сотрудничества тесные взаимоотношения со своими заказчиками, можно назвать DHL и TNT.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ

Среди компаний, установивших партнерские отношения с перевозчиком, выделяют корпорацию ЗМ, которая смогла получить отданного сотрудничества следующие выгоды:

  • использование меньшего числа перевозчиков, сократив их число с более 1200 до менее 30;
  • сокращение затрат на транспортировку почти на 10%;
  • улучшение показателя своевременности доставки и доведение его почти до 98%;
  • сокращение числа претензий по грузам на 20%;
  • повышение производительности на 50%.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ

Пример касается сотрудничества железнодорожной компании Conrail и компании Procter&Gamble (P&G ) по перевозке щелочи для моющих средств из Цинциннати в Лиму, штат

Огайо. В результате получения нескольких рекламаций грузоотправителя (компании Procter&Gamble ) о незапланированных поставках продукции компания Conrail специально исследовала проблему перевозки моющих средств. По результатам проведенного совместного анализа компания Conrail решила пустить еженедельный специальный мини-поезд (получивший название "Поезд Tide"), что в результате сократило время перевозки в среднем с 7 дней до 15 ч. Более интенсивное использование подвижного состава железной дороги позволило компании Procter&Gamble уменьшить количество арендованных вагонов с 230 до 66. В зимнее время это дополнительно давало значительную экономию энергии, поскольку уменьшилась необходимость подогрева цистерн со щелочью для перекачки ее с помощью насосов. Новая система железнодорожных перевозок позволила компании Procter&Gamble сэкономить 4 млн долл, в год (29].

5. Интегрированное планирование спроса с заказчиками. Компании, выпускающие потребительские продукты, чтобы лучше понять истинный спрос рынка, как правило, стремятся заниматься интегрированным планированием спроса со своими заказчиками. Именно благодаря тесным интегрированным взаимоотношениям между потребителями и поставщиками такие компании, как Wal-Mart и P&G, добились значительного преимущества на рынке.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ

Wal-Mart хранил запасы Pampers в своих распределительных центрах, которые выполняли заказы, поступающие из магазинов. Когда запасы центров подходили к концу, Wal-Mart заказывал у P&G новую партию подгузников. В управлении запасами главное – найти золотую середину. Если запасов слишком мало, клиенты будут недовольны, а продажи упадут. А слишком большие запасы означают высокие затраты на финансирование и хранение. Кроме того, управление запасами обходится недешево. Чтобы улучшить этот аспект деятельности, Wal-Mart предложил следующее: вероятно, P&G больше знает о движении своего товара через склады, имея информацию об особенностях его использования и данные повторных заказов от розничных операторов по всей стране; тогда пусть P&G сама сообщает, когда и в каком количестве нужно заказывать Pampers для распределительного центра Wal-Mart. Для этого Wal-Mart каждый день сообщает P&G, сколько товара было отгружено из распредели тельных центров в магазины. Решив, что нужный срок пришел, P&G извещает Wal-Mart, что пора разместить очередной заказ. Если рекомендация кажется обоснованной, Wal-Mart одобряет ее, a P&G отгружает товары. Новая договоренность оказалась настолько эффективной, что со временем от Wal-Mart поступило новое предложение: чтобы компания P&G не давала Wal- Mart рекомендации по закупке, а просто отгружала необходимое, по ее мнению, количество товара.

  • 6. Совместное планирование деятельности всех предприятий в рамках цепи поставок. По функциональным областям бизнеса цепи поставок выделяют:
    • планирование поставок;
    • планирование сбыта;
    • планирование производства;
    • планирование дистрибуции;
    • планирование транспортировки.

В современных рыночных условиях система планирования цепей поставок должна включать в себя как регулярное планирование, так и проектное. Проектное планирование – особая межфункциональная подсистема планирования, отличающаяся тем, то предметом планирования является уникальный комплекс действий, направленных на достижение конкретных целей.

1.3 Среднесрочное и текущее планирование

Среднесрочное планирование охватывает пятилетний срок как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В планах формулируются основные задачи на установленный период, например стратегия предприятия в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования); кадровая политика (состав и структура штатов, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по видам продукции; данные о капиталовложениях и источниках финансирования.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для торгового предприятия в целом и его отдельных подразделений в международном масштабе, в частности программ маркетинга, планов по материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение персонала. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включают показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.

Оперативные планы реализуются через систему бюджетов, или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому подразделению - центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения намеченных финансовых показателей (например, таких, как объем продаж, чистая прибыль и норма прибыли на инвестированный капитал). При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективным, текущим и другими видами планирования.

1.4 Оперативно-календарное планирование

В обязанности работников службы оперативно-календарного планирования (ОКП) входят обеспечение каждого рабочего информацией о его рабочем месте и задании на текущую рабочую смену, на ближайшие дни, неделю, месяц, а также организация согласованной работы всего коллектива, при которой каждый работник дополняет другого.

ОКП является развернутым продолжением текущего планирования производства и включает:

Детализацию текущего плана торгового предприятия и доведение его заданий до каждого подразделения, отдела, работника. Планы и графики при этом составляются на квартал, месяц, декаду, сутки, смену, а иногда на каждый час;

Организацию доставки на рабочие места товаров для реализации, обеспечение исправности оборудования, подачу энергии, организацию контроля качества;

Обеспечение сплошного контроля за ходом торгового процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев работы на каждом рабочем месте.

Одной из самых распространенных, важных и наиболее сложных функций ОКП является распределение работ по рабочим местам. Оно осуществляется поэтапно: в подразделениях, в отделах торгового предприятия, на рабочих местах. Основная задача распределения - обеспечение полного и четкого выполнения заданий и сохранение ритмичной работы предприятия, его функциональных подразделений, участков и рабочих.

Оптимальный вариант распределения по критерию максимальной производительности может быть получен только при использовании экономико-математических методов, т.е. при объективном распределении работ по рабочим местам с использованием соответствующих моделей, выверенных норм и нормативов.

1.5 Организационно-иерархическая соподчиненность планов предприятия

Целевая ориентация системы планов осуществляется при помощи организационно-иерархической соподчиненности и естественно обусловленной кооперации объектов планирования. Основой системы планов является долгосрочная целевая программа, содержащая главные установочные показатели деятельности структурных единиц и торгового предприятия в целом.

Отдаленные долгосрочные цели дважды подвергаются планированию - в долгосрочных и в оперативно управляемых планах. Вначале отдаленные цели включаются в план как предмет их разработки, т.е. в оперативном и текущем планах определяются задания разработчикам, сроки начала работ по этапам и даты их завершения. Далее из наличных ресурсов для обеспечения начатых работ выделяются необходимые средства, которые также подвергаются текущему планированию.

Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана, поэтому резко сужается число показателей и степень их точности.

Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же как сроки получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как на первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы.

В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирование взаимосвязаны и представляют собой систему планирования, которая объединяет в комплекс весь механизм управления предприятием (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Организационно-иерархическая схема соподчиненности и кооперации планирования

Периодичность плана Форма заказа Структура показателей планирования Ответственные исполнители плана
Оперативно-календарный Заказы потребителей Подетально-натуральные нормы и нормативы Подразделения, отделы
Текущий Преимущественно заказы потребителей Натуральные - по видам продукции, стоимостные - подробно, нормы и нормативы, трудовые - подробно Подразделения, отделы
Среднесрочный Заказы потребителей, прогнозы Укрупненные, стоимостные, натуральные, трудовые, нормы и нормативы
Долгосрочный В основном прогнозы, частично заказы Укрупненная номенклатура продукции, объемы финансирования, доход Функциональные отделы, некоторые отделы
Стратегический Прогнозы Важнейшие виды продукции, объемы финансирования, эффективность Отделы: маркетинга, технический, финансовый

С течением времени цель дробится на отдельные конкретные задания.

Взаимоувязка и взаимная корректировка при расхождении планов различных служб предприятия оперативно осуществляются на протяжении всего периода разработки и выполнения долгосрочного плана. Полное совмещение планов, а также методов учета и контроля, применяемых администрацией и бухгалтерией, достигается, как правило, лишь на завершающем этапе.

Переходя от долгосрочного плана, который разрабатывается на уровне функциональных отделов и администраций, к планам внутренних подразделений предприятия, решают детализированные задачи:

Определение заданий на период планирования и показателей планирования для каждого подразделения, выполняющего, как правило, лишь часть общего плана предприятия;

Выявление и устранение причин несоответствия внутренних планов между отделами;

Разукрупнение обобщенных показателей долгосрочных и среднесрочных планов предприятия при их описании в текущих и оперативно-календарных планах отделов;

Распределение материальных, трудовых и финансовых ресурсов между подразделениями и отделами и их перераспределение при обнаружении диспропорций.

Главная задача руководителей и специалистов - умело и правильно совместить требования, связанные с выполнением перспективных целевых задач, с текущими повседневными задачами торгового предприятия. В этом залог долговременной успешной работы предприятия.