Урок презентация социальные нормы и отклоняющееся поведение. Презентация к уроку "социальные нормы и отклоняющееся поведение". Виды социальных норм

Теория психоанализа З. Фрейда
Австрийский психиатр З. Фрейд утверждал
,
что отклоняющееся поведение связано с врождённой
,
присущей человеку агрессивностью
,
не снятой в процессе социализации и проявляющейся не только в подсознании
,
но и в реальности. Причины
девиантного
поведения преступников часто нужно искать в детстве.
Домашнее задание
Читать п. 6. Подготовиться к тестированию по теме; Написать эссе на тему: «Алкоголизм даёт больше опустошения
,
чем три исторических бича вместе взятых: голод
,
чума и война»(У.
Гладстон
).
Встреча Робинзона Крузо и Пятницы
В романе Д. Дефо « Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» есть эпизод встречи главного героя с аборигеном. Давайте вспомним его и ответим на следующие вопросы: 1. Зачем
Р
обинзон решил сшить для голого Пятницы штаны и куртку
,
ведь на острове было тепло? 2.Почему он стал приучать дикаря есть варёную пищу? 3. Как вы назовёте эти правила
, c
которыми знакомил Робинзон аборигена?
Отклоняющееся поведение
Девиантное

Делинквентное

В узком смысле это отклонение
,
не влекущее уголовное наказание
Это серьёзное правонарушение – преступление
,
влекущее уголовную ответственность
Биологическая теория учёного
Ч
.Ломброзо
Итальянский врач-психиатр Ч.
Ломброзо
утверждал
,
что отклоняющееся поведение связано с вырождением личности
,
которая с рождения наделена преступными наклонностями.

Прирождённый преступник имеет специфические анатомо-физиологические признаки.(портреты преступников из книги учёного).
Ч.Ломброзо
Ответы на задания:
1 задание: изобретательство - положительно
,
татуировки
,
пирсинг - нейтрально
,

дизайн ногтей - нейтрально
,
футбольный фанатизм- отрицательно
,
в
андализм – отрицательно
,
игровая зависимость- отрицательно
,
г
ениальность – положительно
,
фашизм- отрицательно
,
эксцентричность – нейтрально. 2
задание: « Работа с таблицей». Ответы: Н+
,
Ф-
,
Н-
,
Н+
,
Ф+
,
Ф-
,
Н-
,
Ф-
,
Ф+
,
Ф+. 1.
ейтрально
.
Презентация выполнена учителем истории и обществознания « МОУ «СОШ № 10» г. Ухты Сухопаровой С.Л.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Негативные факторы среды
Соответствие воспитания индивидуальности ребёнка
Недостатки в воспитании ребёнка
Соответствие воспитания своеобразию
Отклонения в психическом и физическом развитии
Негативная личностная позиция ребёнка
Виды социальных норм
Примеры
,
Ваши
примеры
Обычаи

Празднование Рождества
Традиции
Исполнение
национального гимна на Олимпиаде
Правовые нормы
Ст.
32 Конституции РФ «Право участвовать в отправлении правосудия»
Моральные нормы
Не
хвастать
,
не лгать
Политические нормы
Ст. 18 Конституции РФ « Президент является главой государства»
Эстетические нормы
«Золотое сечение
в живописи»
Религиозные нормы
Соблюдение поста
Самые
опасные отклонения
НАРКОМАНИЯ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ТЕРРОРИЗМ
АЛКОГОЛИЗМ
Способы регулирования поведения людей социальными нормами
Дозволение (что можно делать)
Предписание
Запрет (чего нельзя делать)
Предписание

(что нужно делать
Работа с гистограммой
Примеры социальных санкций
Используя условные знаки Ф+
,
Ф
-,
Н+
,
Н-
оцените их
1.Аплодисменты
актёру
2.Увольнение работника
3. Бойкот
4.Комплимент
5
.
Вручение грамоты
6

Лишение премии
7.Насмешка
8.Критика в СМИ
9.Избрание
депутата на следующий срок
10.Присуждение
почётного звания
Работа с таблицей
Источники

Учебник под ред. Боголюбова Л.Н. «Обществознание.10 класс»
,
М.:

«
Просвещение»
,2012
г.
2
.
http
:
//files
.
school-collection
.

.
Основные понятия урока
Социальные нормы- это правила
,
предписания и
,
Норма(лат.) - правило
,
образец
.
соотносимые с ними эталоны
,
о
бразцы поведения
людей
.
Санкции – меры поощрения или наказания
,
стимулирующие людей соблюдать социальные нормы
Девиантное
поведение - всякое поведение
,
отклоняющееся от социальных норм.
Делинквентное
поведение- преступное поведение согласно нормам права данного государства
Социальные санкции
Социальные нормы
Формальные Позитивные Ф+ Негативные Ф-
Социальный контроль и самоконтроль
Неформальные Позитивные Н+ Негативные Н-
Социологическая теория Э. Дюркгейма
Французский учёный Э. Дюркгейм был первым из учёных
,
кто сделал вывод
,
что отклоняющееся поведение зависит от социальных условий.

Во времена кризисов
,
бурных потрясений в обществе рушатся социальные нормы
,
люди теряют ориентацию

Здравствуйте, ребята.

Начинаем урок.

Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Ты рождён человеком, но человеком надо стать». Эти слова связаны с содержанием нашего урока. Почему? Я уверена, что вы ответите на данный вопрос после изучения новой темы.

Ребята, вы уже знаете, что деятельность человек контролируется обществом.

Почему, когда я вошла, вы стали? (Это норма).

Как называются нормы, принятые в обществе? (социальные).

Всегда ли социальные нормы соблюдаются, или бывают случаи их нарушения? (К сожалению, социальные нормы часто нарушаются ).

Как называется поведение, которое отклоняется от общепринятых норм?

(Отклоняющиеся ).

Так о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока.

Да, ребята тема нашего урока: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»

(запишите её в тетрадь).

Цель урока - то есть сегодня мы должны с вами - определить сущность понятия «социальные нормы», разобрать виды социальных норм и проявления отклоняющегося поведения согласно плана.

Но прежде, чем мы перейдем к изучению темы, я предлагаю вспомнить пройденный материал по теме «Социальные взаимодействия». Выполним тест – волну. Ребята, вы знакомы с данным видом тестов?

Перед вами находятся листы с вопросами задания №1 и шкала, в которую вы вносите свои ответы.

На выполнение данного теста - 2- 3 минуты.

А теперь проверим, и оценим себя, свой результат внесите в оценочный лист, который также находится у вас на парте, не забудьте вписать свою фамилию.

Ребята, вы вспомнили, что в повседневной жизни мы все связаны друг с другом и видимыми и невидимыми нитями – социальными отношениями. И из объективной потребности в упорядочении этих отношений в обществе возникли социальные нормы.

Фрагмент модуля.

Что же такое социальные нормы?

Социальные нормы – это общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения.

Запишите определение в тетрадях.

Социальным нормам присущи определенные признаки: они

Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени;

Возникают в связи с сознательной деятельностью людей;

Направлены на регулирование общественных отношений; и

В обществе существует множество видов социальных норм, которые являются частью нашего образа жизни и поддерживается силой общественного авторитета. (слайд – схема)

Это традиции и обычаи, политические нормы, правовые, религиозные, моральные, эстетические, этические …. Запишите себе их в тетрадь.

Что бы научиться различать нормы, я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу в парах по определению видов социальных норм. В задании №2 необходимо определить их вид и объяснить свой выбор, при выполнении работы можно воспользоваться учебником стр.173-174.

Проверяем. Ребята, карточка №1, пожалуйста, ваш ответ, продолжим следующий вид и последний вид (карточка №2,3).

Молодцы, не забудьте внести баллы в оценочный лист.

Ребята, а сейчас я вам предлагаю расшифровать вам ребус.

Что же необходимо для того, чтобы нормы соблюдались?

Социальный контроль – система регулирования поведения людей и поддержания общественного порядка (запись в тетрадь). Выделяют внешний и внутренний самоконтроль.

Работа на доске - составление схемы:

Соц.контроль

Внешний Внутренний

Формальный неформальный

Определим форму социального контроля: вручение правительственной награды, клевета, наложение штрафа, комплимент. Вы обратили внимание, что мы привели примеры внешнего контроля, а что подразумевается под внутренним, как вы думаете? (Совесть), то есть чувство и знание того, что хорошо, а что плохо.

Мерой воздействия и элементом механизма социального контроля является санкция. В каких случаях прибегают к санкциям? (когда происходит нарушение и не соблюдение социальных норм).

Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, называют о тклоняющимся или девиантным.

Какие примеры девиантного поведения вам известны? (алкоголизм, наркомания, преступность и т.д.).

Это примеры негативного отклоняющегося поведения. Но существует и позитивное отклоняющееся поведение (Пушкин, Ломоносов, Энштейн, Толстой, Бетховен, Менделеев)

Каким одним термином можно назвать известных людей? (Гений, таланты).

А существуют отклонения, которые не причиняют вреда обществу: эксцентричность и чудачество.

Изученные понятия социальные нормы, отклоняющее поведение отражены в произведениях известных художников, композиторов, писателей.

Перед вами картина М.В.Нестерова «Великий постриг», к какому виду социальной нормы можно отнести это произведение?

Какой вид норм присутствует в каждой басне И.А. Крылова?

А это какой вид нормы? – право выбирать – это правовая норма, а назначение на должность президента – это политическая.

А сейчас на закрепление тестовое задание, в форме единого государственного экзамена по обществознанию, может кто-то из вас выберет обществознание как предмет по выбору в 11 классе. Задания дифференцированные. Проверяем. Баллы выставите в оценочный лист.

Оценивание, переведите полученные вами баллы в оценку. У кого сегодня отлично, поднимите руку, а кто получил четыре? А ещё я вас попрошу поставьте в оценочный лист соответствующий знак, согласно вашей самооценке.

Теперь запишем домашнее задание. П.16, вопросы и задания на с.183-184. Написать эссе по желанию – на темы:

1.«Общество готовит преступление, преступник совершает его»

(англ. историк Г.Т. Бакл)

2.«Совесть есть закон законов» А.Ламартин

А на данном сайте http://www.fcior.edu.ru вы можете проверить свои знания, выполнив задание «Готовимся к экзамену».

Ребята, а теперь вернёмся к началу нашего урока, к словам Сухомлинского «Ты рожден человеком, но человеком нужно стать» - согласны ли вы с данным высказыванием.

Большое всем спасибо!

Хотите лучше владеть компьютером?

Сервисы Гугл позволяют сделать онлайн опрос с разными типами вариантов ответов и автоматическим созданием сводной таблицы с ответам всех респондентов. Формы опросов можно встраивать на страницы сайтов, но это для проведения такого опроса не обязательно иметь свой сайт. Сфера применения таких опросов широка, учителя могут проводить анкетирование родителей или учеников школы, отправив ссылку на страницу опроса по электронной почте, опубликовав в социальных сетях или на школьном сайте. Опрос может быть как анонимным, так и только от авторизованных пользователей. Рассмотрим создание своего онлайн-опроса в сервисах Гугла.

Читайте новые статьи

Нацпроект «Цифровая образовательная среда» приходит в российские регионы: в школы будет поставлено оборудование, улучшен доступ в Интернет. Но не будем забывать о содержании: что будет делать учитель с новыми, но пустыми компьютерами? Цифровой класс - это не только компьютеры и интернет, важным компонентом цифровой среды являются инструменты и сервисы, позволяющие организовать в школе учебный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов.

Слайд 2

Цель и план урока

Цели урока: дать понятия: социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции, преступность

План урока:

  1. Социальные нормы;
  2. Социальный контроль;
  3. Отклоняющееся девиантное поведение;
  4. Тесты на закрепление;
  5. Практические выводы.
  • Слайд 3

    Социальные нормы

    Социальная норма - установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

    Функции социальных норм:

    • регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное
    • окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; контролируют отклоняющееся поведение
  • Слайд 4

    Способы регулирования поведения людей социальными нормами

    • Дозволение – указания на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
    • Предписание – указание на требуемое действие
    • Запрет – указание на действие, которое не следует совершать

    Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности исполнения: побуждающие; запрещающие; императивные.

    Слайд 5

    Социальные нормы

    • Обычаи и традиции
    • Моральные нормы
    • Эстетические нормы
    • Нормы этикета
    • Политические нормы
    • Религиозные нормы
    • Правовые нормы
  • Слайд 6

    Характеристики социальных норм

  • Слайд 7

    Слайд 9

    • Внутренний (самоконтроль).
      Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами
    • Внешний.
      Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.
  • Слайд 10

    Виды санкций

    Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.

    Слайд 11

    Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

    Слайд 12

    • Формальные негативные санкции -наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями(выговор, арест, штраф и т.д.)
    • Неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями (порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка и т.д.)
  • Слайд 13

    Методы социального контроля

  • Слайд 14

    Отклоняющееся (девиантное поведение)

    Отклоняющееся поведение - это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

    Слайд 15

    • Девиантное. Отклонение, не влекующее уголовного наказания.
    • Делинквентное. Нарушение норм, подпадающих под категорию противоправного действия.
  • Слайд 16

    Причины девиантного поведения

  • Слайд 17

    Типы девиантного поведения

  • Слайд 18

    Слайд 19

    Оценка отклонений

    Негативные, т.е. вредные для общества:

    • Правонарушения
    • Алкоголизм
    • Наркомания
    • Терроризм
    • Коррупция
    • Вандализм
    • Другое

    Позитивные, т.е. полезные для общества:

    • Героизм
    • Инициатива
    • Новаторство талант
    • Самопожертвование
    • Другое

    Нейтральные, не влияющие на общество:

    • Несоблюдение обычаев и традиций
    • Эксцентризм
    • Чудачество
    • Другое
  • Слайд 20

    Преступность

    Преступность - самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу. Преступление - это посягающее на право порядок общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом. Совокупность преступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период времени, обозначается понятием «преступность» Оно вызывает тяжелые последствия для развития общества и eгo членов как ни одно из других негативных явлений общественного развития.

    Слайд 21

    Уголовный кодекс Российской Федерации указывает следующие виды преступлений: против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти, против военной службы, против мира и безопасности. Преступность не только социальное, но и правовое явление, так как преступно лишь то, что закреплено в Уголовном кoдeксе РФ.

    Слайд 22

    Борьба с преступностью включает в себя, во-первых, мероприятия политического, экономического. социального, социально-психологического, управленческого, культурного xapaктeра, позволяющие устранять условия, благоприятствующие преступности; вo-втopыx, развитие правосознания граждан; в-третьих, специальную профилактическую деятельность, направленную на выявление и устранение непосредственных причин преступности; в-четвертых, применение yгoловного законодательства по отношению к лицам, coвepшившим преступление преступления.

  • Слайд 23

    Тесты на закрепление

    К социальным нормам не относится

    1. запрещение разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству;
    2. обязанность здороваться, когда человек входит в помещение;
    3. обязанность заботиться о престарелых родителях;
    4. запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора.

    Установить соответствие между видами санкций и их формами: А) формальные Б) неформальные

    1. правительственная награда, комплимент, ученая степень, аплодисменты, улыбка, лестные отзывы, понижение в должности, клевета.
  • Слайд 24

    Найдите в приведённым списке черты девиантного поведении.

    1. ориентировано на проведение свободного времени, досуга
    2. отклоняется от принятых моральных норм
    3. поиск подростками иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования
    4. подвергается социальному осуждению
    5. отклоняется от принятых правовых норм
    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «правонарушение». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
    • Вина, умысел, деяние, алкоголизм, разбой, хулиганство.
  • Слайд 25

    Практические выводы

    1. Знание социальных норм необходимо для повседневной жизни человека, стремящегося интегрироваться в современное общество.
    2. Поведение отвечающее общепринятым социальным нормам обеспечит вам комфортное самочувствие в обществе.
    3. Так как нормы, возникающие в малых неформальных группах, иногда противоречат существующим в обществе, каждому, кто входит в такие группы, следует cдeлать самостоятельный выбор и впоследствии нести отвeтственность за нeгo.
    4. Сделки с совестью, т. е. самооправдание поступков, идущих вразрез с собственными убеждениями, ослабляют самоконтроль и, повторяясь, мoгут открыть путь к отклоняющемуся поведению, наносящему ущерб личности и обществу.
  • Посмотреть все слайды