Социальное неравенство и его причины. Расслоение общества Каковы причины социального неравенства людей

«Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением... Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее, помимо более грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа и власти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий - столь тонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновении всех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать, но меньшей мере, скептически».

Dahrendorf R .

Неравенство – неотъемлемый элемент всякого общества. Речь идет о социальном неравенстве, которое воспроизводится в достаточно устойчивых формах, как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. Исследования антропологов говорят о том, что неравенство существовало уже в примитивных обществах и определялось силой, ловкостью, смелостью, религиозной осведомленностью и т. д. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее глубоко оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями, или ресурсами (финансовыми, властными и т. д.), чем другие. Существование социального неравенства можно принять за аксиому. Однако объяснение его характера, основ исторической эволюции, взаимоотношения конкретных форм остается одной из ключевых проблем всякого социологического исследования.

Неравенство в современной социологической теории.

Существуют различные определения неравенства: «Неравенство – это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж»; «Неравенство социальное – специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные границы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравным жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей»; «В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления». Все эти определения отражают разные стороны социального неравенства.

В социологии одно из первых объяснений неравенства дано Э. Дюркгеймом в его работе "О разделении общественного труда". Вывод автора состоит в том, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе. Соответственно они образовывают определенную иерархию. Кроме того, сами люди обладают разной мерой таланта, умения и т. д. Общество должно позаботиться о том, чтобы самые способные и компетентные выполняли наиболее важные функции; в свою очередь это определяет различные вознаграждения.

В рамках структурного функционализма концепцию стратификации развивали американские социологи К. Дэвис и У. Мур. Неравенство при этом выступает как естественный способ саморегуляции и выживания общества, его организации, как стимул к продвижению. Таким образом, общество не просто дифференцировано, но иерархично структурировано, по принципу "выше" - "ниже".

Анализ вертикального расслоения общества находит отражение в теории стратификации. Само понятие "стратификация" пришло в социологию из геологии, где "страта" означает геологический пласт. Данное понятие достаточно точно передает содержание социальной дифференциации, когда социальные группы выстраиваются в социальном пространстве в иерархически организованный вертикально последовательный ряд по какому-либо измерению неравенства.

Критерии организации неравенства могут быть различными. Это служит основанием многомерного подхода к изучению социальной стратификации в западной социологии. Как известно, у нас долгие годы господствовала классовая теория, основанная на одномерном подходе к анализу социальной дифференциации, где определяющим критерием выступает отношение к собственности, к средствам производства. Отсюда на различных этапах развития общества выделялись как основные классы имущих и неимущих: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуа.

Однако "замкнутость" на экономику не могла объяснить той многоплановости и объемности, которые в реальной жизни характеризуют социальную дифференциацию общества. М. Вебер расширяет круг критериев, включая отношение к власти и социальный престиж, позволяющий занять то или иное место на социальной лестнице в соответствии с занимаемым статусом.

Разные формы социальной дифференциации выделяет П. А. Сорокин. Имущественное неравенство порождает экономическую дифференциацию, неравенство в обладании властью свидетельствует о политической дифференциации, разделение по роду деятельности, различающейся уровнем престижа, дает основание говорить о профессиональной дифференциации.

В современной западной социологии на основе многомерного подхода выделяются разные измерения стратификации: по признаку пола, возраста, расы, имущественного положения, образования и т. д.

Однако социальная дифференциация - это лишь одна составляющая социальной стратификации. Другой, не менее важной - является социальная оценка.

Американский социолог Т. Парсонс подчеркивал, что социальная иерархичность обусловлена господствующими в обществе культурными стандартами и ценностями. В соответствии с этим в разных обществах со сменой эпох менялись критерии, определяющие статус личности или группы.

Автор анализирует различные типы социального неравенства, выделяя специфику неравенства в области образования. Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, - один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

(Г.Е. Тадевосян)

Какое определение образованию в современных странах приводит автор? Укажите четыре позиции, которые,по мнению автора, составляют социальную роль образования.

Пояснение.

1) Приведено определение:

Образование в современных странах - это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем.

2) Указаны четыре позиции, раскрывающие социальную роль образования:

В определении социального статуса личности;

В воспроизводстве и развитии социальной структуры общества;

В поддержании социального порядка и стабильности;

Осуществления социального контроля.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность, Человек и общество. Основные институты общества

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Объяснен смысл понятия, например: социальный институт - исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, которая включает систему норм и санкций регламентирующих отношения, направленная на удовлетворение той или иной социально значимой потребности.

2) Приведены три функциональных особенности образования, допустим:

Основной механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам;

Осуществление функций социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения;

Профессиональное образование реализует функцию контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам;

Образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев.

Функциональные особенности могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Предметная область: Человек и общество. Основные институты общества

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Указаны лифты социальной мобильности и иллюстрирующие их конкретные примеры, допустим:

1) образование (молодой человек получил в вузе профессию юриста и был принят на должность консультанта в крупной фирме);

2) армия (в период Французской революции крестьянин Мишель Ней вступил в армию и стал при Наполеоне маршалом Франции);

3) церковь (например, крестьянин Никита Минов, вступив в монашество и начав церковное служение, достиг высшего чина, стал патриархом Никоном);

4) производство (например, специалист, начав с рядового сотрудника фирмы, вырос до директора, топ-менеджера предприятия).

Могут быть приведены и иные верные примеры.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Указано главное отличие неравенства в области образования, допустим:

Неравенство в области образования зависит от воли и желания самого человека, его можно исправить, повысив свою квалификацию.

2) Приведены иные типы неравенства, характерные для современного общества, допустим:

Неравенство, основанное на предписанных статусах, например, этнической принадлежности или социальном происхождении;

Неравенство, основанное на месте проживания человека, столичном или провинциальном;

Неравенство, связанное с особенностями внешнего облика или состоянием здоровья, условиями воспитания в семье.

Могут быть приведены и иные проявления социального неравенства.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность

Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого – силой, третьего – красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными .

Все общества, известные истории, были организованы так, что одни социальные группы всегда имели привилегированное перед другими положение, что выражалось в неравном распределении социальных благ и полномочий. Иначе говоря, всем без исключения обществам присуще социальное неравенство. Еще античный философ Платон утверждал, что любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины – одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой.

Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства , в том или ином виде проявляющегося и у некоторых видов животных. Однако в человеческомобществеглавным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне естественно и закономерно, если учесть, что люди различаются по своим способностям, интересам, жизненным предпочтениям, ценностным ориентациям и т.д. В каждом обществе есть бедные и богатые, образованные и необразованные, предприимчивые и непредприимчивые, обладающие властью и лишенные ее. В связи с этим проблема происхождения социального неравенства, отношения к нему и путей его устранения всегда вызывала повышенный интерес у исследователей, политиков и общества, которое рассматривают социальное неравенство как несправедливость.

При отсутствии социального неравенства у индивидов пропал бы стимул заниматься сложными и трудоемкими, опасными или неинтересными видами деятельности, повышать свою квалификацию. С помощью неравенства в доходах и престиже общество побуждает индивидов к занятиям нужными, но трудными и неприятными профессиями, поощряет более образованных и талантливых и т.д.

Социальное неравенство – форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности в обществе.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1. защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2. обеспечение помощи самым бедным семьям;

3. выдача помощи на случай безработицы;

4. обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

5. развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6. проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т.д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования.

Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства , возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта - слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).

Доход – сумма денежных поступлений, получаемых личностью за единицу времени. Это может быть труд, а может и владение собственностью, которая «работает».

Образование – комплекс знаний, полученных в учебных заведениях. Его уровень измеряется числом лет обучения. Скажем, неполная средняя школа – 9 лет. Профессор имеет за спиной более 20 лет образования.

В обществах с низким уровнем экономического неравенства люди ощущают себя более благополучными и счастливыми, рассказал профессор социологии Школы гуманитарных и общественных наук Университета Якобса (Бремен, Германия) Ян Делхей на Четвертом международном семинаре Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ

До недавнего времени социологи не видели четкой связи между сложившимся в стране экономическим неравенством и субъективным ощущением счастья или несчастья ее гражданами, рассказал Ян Делхей . Затем выяснилось, что, например, европейцы чувствуют себя менее счастливыми в ситуации неравенства.

Есть несколько объяснений неприятия ими неравенства: это и связанные с ним рост взаимного недоверия, и увеличивающееся беспокойство по поводу своего экономического статуса, волнения по поводу зреющих социальных конфликтов. Эту проблему Ян Делхей рассмотрел в статье, опубликованной в журнале European Sociological Review .

Отправной точкой для исследований Делхея стал новый в современной социологии подход, согласно которому в благополучных странах субъективное восприятие качества жизни зависит не столько от показателей экономического роста, сколько от наличия неравенства, которое расценивается как социальная болезнь. При этом большее равенство положительно влияет как на бедные, так и на богатые слои населения. Для «левых интеллектуалов» это сразу же стало новым кредо, в то время как право-либеральные круги отнеслись к новой идее скорее скептически.

Равенство как фактор благополучия

Ян Делхей стремился выяснить, почему социальное равенство воспринимается людьми как значимый фактор благополучия. А точнее – что именно психологически «опосредует» эту связь. Таким связующим звеном может стать уровень доверия в обществе, предсказуемость и доброжелательность отношения людей друг к другу.

Так, если у человека накапливается опыт, связанный с непредсказуемостью действий окружающих, их ненадежностью и недоброжелательностью, уровень доверия падает. С углублением социального неравенства это происходит намного чаще.

Кроме того, сильное неравенство мешает развитию чувства общности, ощущения, что все имеют близкие ценности. Это также снижает взаимное доверие.

Еще одним связующим звеном может быть, увеличивающееся с ростом неравенства, беспокойство людей по поводу их несоответствия принятому в обществе «социальному идеалу». Это негативно отражается на их уверенности в себе, чувстве собственного достоинства и самооценке. В основе «беспокойства о статусе» лежит вопрос, который люди постоянно сами себе задают: «что, по нашему мнению, окружающие думают о нас?». И это не страх реально скатиться вниз по социальной лестнице, а именно беспокойство по поводу того, как их статус воспринимают другие люди.

Социальные конфликты – это антагонистические противоречия между разными группами граждан, вызванные неравномерным распределением доходов и социальных благ. С углублением неравенства в обществе растет эксплуатация, конфронтация и ощущение несправедливости. Все вместе это вызывает у людей ощущение неблагополучия.

Шкала счастья

Ян Делхей проанализировал результаты опросов граждан в тридцати странах. Для измерения субъективного «уровня счастья» социолог предложил респондентам выбрать точку на шкале от 1 до 10, где единица соответствовала ощущению «весьма несчастен», а 10 – «очень счастлив».

Субъективный уровень доверия измерялся также с помощью 10-бальной шкалы, на которой единица обозначала ощущение «имея дело с людьми, следует быть очень осторожным». Десятка обозначала мнение, что «большинство людей заслуживают доверия».

Уровень беспокойства относительно статуса определялся по-другому: опрашиваемые реагировали на два утверждения:

  • «Я не ощущаю, что мои ценности и то, что я делаю, признается другими людьми»;
  • «Некоторые люди смотрят на меня свысока из-за моей работы или невысокого дохода».

При этом их позиция проецировалась на 5-бальную шкалу в диапазоне от «абсолютно согласен» (1) до «абсолютно не согласен» (5).

И, наконец, острота восприятия конфликтов в обществе (между бедными и богатыми, а также между рядовыми работниками и менеджерами) измерялась с помощью 3-бальной шкалы, на которой испытуемый мог расположить свою оценку «напряженности» взаимоотношений в социуме.

Доверие под угрозой

Результаты исследования подтвердили, что в странах с высоким неравенством взаимное доверие снижается. Рост недоверия, в свою очередь, влияет на субъективное ощущение гражданами благополучия. Так что уровень доверия действительно «опосредует» связь между существующим неравенством и ощущением благополучия.

То же верно и для оценки статуса человека: заметное неравенство провоцирует беспокойство, которое, в свою очередь, делает человека несчастным. А вот наличие социальных конфликтов на субъективное ощущение благополучия никак не влияет, и это довольно неожиданный результат.

Таким образом, отвращение к неравенству в благополучных странах связано именно с фактором доверия. Иными словами, наиболее значимыми фактором субъективного ощущения счастья для жителей благополучных стран является именно уровень доверия в социуме.

Социальное неравенство - это вид социального разделения, в котором отдельные члены общества или группы находятся на разных ступенях социальной лестницы (иерархии) и имеют неравные возможности, права и обязанности.

Основные показатели неравенства :

  • различный уровень доступа к ресурсам как физическим, так и нравственным (пример - женщины в Древней Греции, которых не допускали к Олимпийским играм);
  • различные условия труда.

Причины социального неравенства.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм вывел две причины социального неравенства:

  1. Необходимость поощрять лучших в своем деле, то есть тех, кто приносит большую пользу обществу.
  2. Различный уровень личных качеств и таланта у людей.

Роберт Михельс выдвинул еще одну причину: защита привилегий власти. Когда численность сообщества превышает какое-то определенное число людей, они выдвигают главного, или целую группу, и наделяют его большими полномочиями, чем все остальные.

Критерии социального неравенства.

Ключевые критерии неравенства изложил Макс Вебер:

  1. Богатство (разница в доходах).
  2. Престиж (разница в почете и уважении).
  3. Власть (разница в количестве подчиненных).

Иерархия неравенства.

Существует два типа иерархии, которые обычно представляют в виде геометрических фигур: пирамида (кучка олигархов и огромное количество бедных, причем чем беднее, тем больше их число) и ромб (мало олигархов, немного бедняков и основная масса - средний класс). Ромб предпочтительнее пирамиды с точки зрения стабильности общественной системы . Грубо говоря, в ромбовидном варианте довольные жизнью середняки не допустят, чтобы кучка бедняков устроила переворот и гражданскую войну. За примером далеко идти не надо. В Украине средний класс далеко не был большинством, и недовольные жители бедных западных и центральных сел свергли власть в стране. В результате пирамида перевернулась, но осталась пирамидой. Вверху уже другие олигархи, а внизу по-прежнему большая часть населения страны.

Решение проблемы социального неравенства.

Закономерно то, что социальное неравенство воспринимается как социальная несправедливость, особенно теми, кто находится в иерархии социального разделения на низшей ступени. В современном обществе вопрос социального неравенства находится в введении органов социальной политики . В их обязанности входит:

  1. Введение различных компенсаций для социально-незащищенных слоев населения.
  2. Помощь бедным семьям.
  3. Пособие безработным.
  4. Определение минимальной зарплаты.
  5. Социальное страхование.
  6. Развитие образования.
  7. Здравоохранение.
  8. Проблемы экологии .
  9. Повышение квалификации рабочих.