Производство настольных игр. Бизнес: настольные игры для детей Бизнес на производстве настольных игр

– Что на входе и на выходе?

Вы приносите готовую к печати игру (в любом формате файлов), мы делаем предпечатную подготовку, изготовление всех компонентов и сборку. На выходе – готовые коробки в ещё тёплой нежно трепещущей плёнке. Можно продавать.

– Означает ли это дистрибуцию в Мосигре?

Не обязательно, но, как правило, большая часть проектов продаётся через эту сеть и другие.

– А покажете три примера настольных игр, которые вы изготовили на заказ?

– Можно ли сделать дешевле?

Да, вы можете найти вариант изготовления на 5-10% дешевле. Но как показывает опыт Имаджинариума, Экивоков, 500 злобных карт, Z-Game и других игр, лучше сразу делать нормально и качественно, иначе будут случаться нестыковки с отсутствием сертификации, необходимых данных на коробке и просто ошибки с некачественным исполнением (которые делают почти все, кто не занимается производством и продажей настольных игр). Наша цена в рынке, и игры того стоят на 100%.

– Кто делает сертификацию?

Мы делаем, вы просто наслаждаетесь жизнью. Как правило, на обычную игру из дерева, металла, пластика и картона с бумагой получается отказное письмо. Для более сложных игр выполняется сертификация.

08.11.18 19 765 16

Как запустить международную сеть развивающих настолок

Сергей не нашел подходящих настольных игр для сына и придумал их сам.

Маша Шаповал

поговорила с основателями бизнеса

Вместе с другом он открыл интернет-магазин в Санкт-Петербурге. Через шесть лет этот бизнес приносит 1 миллион рублей в месяц.

Сейчас игры продаются в России и Восточной Европе, Израиле и Чили, Японии и на Тайване. Вот как ребята к этому пришли.

Как запускались

В 2012 году Сергей запустил кружок, чтобы научить сына и его друзей базовым школьным навыкам: считать, умножать, понимать основы физики, моделирования и узнавать геометрические фигуры. Он хотел, чтобы дети учились этому через игры. Сергей фотографировал занятия и рассказывал о них в блоге в «Живом журнале». За полгода на блог подписались 1000 человек.

Сергей по образованию психолог, а в тот момент работал в консалтинге: проводил тренинги для офисных работников. Он изучил учебники начальной школы, нашел много сложных для детей моментов и придумал на эти темы настольные и подвижные игры. Сергей показал макеты другу Антону: они решили, что такие настольные игры могут пользоваться успехом.

Сергей подготовил макеты первых четырех игр: три о числах и счете, четвертую - о геометрических фигурах. Знакомые дизайнеры нарисовали ребятам макет сайта по бартеру: за тренинги и консультации по бизнес-презентациям, копирайтингу, публичным выступлениям и инфографике. На разработку отдельных элементов потратили 50 тысяч рублей.

50 000 Р

потратили предприниматели на дизайн макетов игр

Оставалось напечатать карты для настолок на больших картонных листах, а потом вырубить их и собрать в колоды. Немногие типографии умели такое делать, поэтому первый тираж напечатали через знакомых. Для второго, более крупного тиража, типографию пришлось искать месяц.

Первые продажи

Продажу игр оформили на ИП Сергея. На тот момент он уже был предпринимателем - проводил тренинги.

В октябре 2012 года предприниматели отправили первые игры на оценку организаторам игротек. Это мероприятия, где люди собираются в кафе, чтобы поиграть в настолки.

Одновременно запустили предзаказ на петербургском родительском форуме. Там ребята нашли посредника, который собирал предзаказы и деньги с клиентов за процент от продаж. Играми заинтересовались педагоги детских клубов и ведущие развивающих занятий - заказывали настолки для учеников и советовали родителям. Для первой партии Сергей и Антон напечатали четыре игры по 500 экземпляров.


Не обошлось без промахов. Некоторые коробки пришлось печатать несколько раз: картон был слишком толстый и силы клея не хватало, чтобы его удержать. На партию ушло 450 тысяч рублей - эти деньги Антон взял в долг под бонус на основной работе.

Сергей и Антон собрались доставлять игры сразу после новогодних праздников. Время поджимало, поэтому ребята приехали в типографию помогать: прорезали карты, собирали колоды и складывали их в коробки. Тираж складывали в арендованные ячейки на складе.

450 000 Р

заплатили Сергей и Антон за печать первой партии игр

За первый месяц предприниматели продали 900 игр и выручили на них 240 тысяч рублей. Через три месяца нашли и первого оптового партнера - это был интернет-магазин детских игрушек, руководитель которого прочитал о проекте ребят в «Живом журнале». В магазин ушло 100 игр.

Расходы на запуск, 2012 год - 510 000 Р

Печать 2 тысяч игр

450 000 Р

Дизайн макетов игр

50 000 Р

Аренда ячеек на складе

10 000 Р

бесплатно

Как придумывают игры

Дети в начальной школе еще не вовлечены в процесс обучения. Чтобы их заинтересовать, нужна игровая форма. Механики, которые используют в играх «Банды умников», не новые. Например, некоторые работают по принципу домино: дети находят и сопоставляют одинаковые картинки и параллельно учатся считать.

Во все настолки можно играть без ведущего - с ребятами того же возраста или даже со взрослыми. Например, в «Зверобуквы» часто играют семьей. В игре два набора карточек: с буквами и с животными и их названиями. Участники по очереди открывают карточки-буквы и сравнивают их с буквами, которые входят в названия зверей. Тот, кому досталась последняя буква в названии зверя, забирает карточку себе. Побеждает участник, набравший больше карточек. Ребенок может выиграть у взрослого, даже не зная алфавит. Он сопоставляет нарисованные буквы и запоминает их в процессе.



Обычно Сергей работает над несколькими темами одновременно. На придумку одной игры уходит от дня до года.

Прототипы проходят проверку у команды: сотрудники пробуют их, записывают, что поменять, и считают, во сколько обойдется производство. До выпуска продают тысячу экземпляров частным клиентам и мелким оптовикам. После первого тиража в 5 тысяч собирают отзывы и по ним улучшают игры.

Сегодня у «Банды» в ассортименте 21 игра. Темы: счет, умножение, геометрия, логика и чтение. Самые популярные - «Зверобуквы» за 790 рублей, «Читай-хватай» за 890 рублей и «Турбосчет» за 490 рублей.

790 Р

стоит в «Банде» одна из самых популярных игр «Зверобуквы»

Кроме обучающих игр Сергей и Антон запустили две новые линейки: развлекательные квестики и развивающие тетради. Квестики - это квест по поиску подарка с карточками и загадками. Их закупают магазины подарков. Тетради готовят детей к школе: учат считать, писать и учить буквы. И квестики, и тетради обычно стоят дешевле развивающих игр.

Еще одно направление - корпоративные подарки. «Банда» печатает свои игры для детей сотрудников с брендированием компании.



Команда и офис

Первый год ребята работали вдвоем, совмещая бизнес с основной работой. Сергей придумывал игры и вел соцсети. Антон общался с частными и оптовыми заказчиками, следил за доходами и расходами, собирал и отправлял заказы через курьеров.

В 2013 году поток заказов вырос до 6 тысяч игр в месяц, и ребята наняли удаленного работника - маму с детьми. Она общалась с покупателями и отправляла заказы.

Продажи по-прежнему росли, и через год ребята перестали справляться втроем. Сергей и Антон уволились с основных работ и нашли на «Хедхантере» продажника, сммщика, помощника и кладовщика. Для команды сняли офис со складом на 45 м².


Сейчас в «Банде» работает 45 человек. У ребят нет иерархии - сотрудники объединяются по проектам. Например, на проект подарков на новый год в команду собираются дизайнеры, продажники и маркетологи.

Сергей с Антоном поделили бизнес 50 на 50. Антон ведет операционную деятельность: он отвечает за то, чтобы заказы приходили, деньги выплачивались, а акции проводились. Идеи, контент, игры, стратегия и бренд - сфера Сергея. Партнеры договорились, что каждый принимает финальное решение по своему блоку. Так у них получается не ссориться.

Предприниматели используют многоступенчатый процесс подбора: проводят собеседование, дают тестовые задания, устанавливают испытательный срок с конкретными показателями. Но даже с такой системой находить сотрудников сложно.

Однажды ребята взяли трех стажеров на должность дизайнера, но никто не подошел. Два кандидата не справились с задачами и темпом. Третий прошел оплачиваемую недельную стажировку и рассчитывал, что уже на следующий день выйдет на работу.

Но «Банда» всегда берет паузу на несколько дней, чтобы подумать. В тот же вечер стажер дал «Банде» отрицательную рекомендацию на сайте отзывов о работодателях. Команда решила с ним не сотрудничать.


Клиенты и продвижение

Основные клиенты «Банды» - родители, организаторы совместных покупок, интернет-магазины игр и подарков. Еще есть компании, которые закупают игры как корпоративные подарки детям своих сотрудников.

Для каждой категории клиентов ребята делают посадочную страницу с подборкой рассылок. Если ребенок не может выучить умножение, для его родителей делают серию из 7 писем. Родители читают рассылки, заходят по ссылкам в соцсети, подписываются на другие рассылки и получают скидки на игры. Такие клиенты доверяют компании и готовы купить больше, чем те, кого сразу ведут на страницу игры.

Служба поддержки общается с клиентами в системе «Омнидеск». Менеджеры отслеживают, какие рассылки получил клиент, чем он заинтересовался и какие вопросы уже задавал. Так команда может предложить игру, которая больше всего ему подойдет.


Выход на международный рынок

В 2014 году игры «Банды умников» стали заказывать из-за границы. Например, ребята получили 15 заказов из Австралии. Руководитель местного математического лагеря порекомендовал игры ребятам из русскоговорящих семей.

Когда курс доллара вырос, издержки на игры не изменились, а рентабельность международного рынка игр выросла. Ребята поехали со своим стендом на ежегодную выставку детских товаров в Нюрнберге - это самая большая выставка в этой сфере. За участие заплатили 2,5 тысячи евро.

Игры «Банды» сразу привлекли внимание участников. За два часа у ребят на стенде побывали 15 представителей сетевых детских центров и издатели из Венгрии, Саудовской Аравии, Финляндии и США. Они спрашивали, где купить игры и есть ли перевод на их язык.

Сначала удалось договориться с Венгрией. Сергей и Антон продают игры в этой стране только одному магазину - такая схема называется эксклюзив. «Банда умников» производит игры, создает для них страницы и подсказывает насчет продвижения, а партнеры учитывают эти советы и продают игры своим покупателям. Позже эксклюзивные партнеры появились в Израиле, Китае, на Тайване, в Венгрии, Литве, Латвии и Японии.

В странах вроде Германии и Великобритании на таких условиях работать не получается. Это высококонкурентные рынки, а «Банду» там еще никто не знает, поэтому партнеры ждут, что им продадут лицензию на игры или дадут 80%-ные скидки. «Банда» не продает свою лицензию: тогда бы партнеры сами выпускали игры, а ребята никак не влияли на этот процесс. Предоставлять такие большие скидки Сергей и Антон тоже не готовы.

Чтобы немецкие партнеры согласились на условия, которые выгодны «Банде», предприниматели повышают популярность игр на местном рынке. Наши герои нашли сотрудника со знанием немецкого, завели соцсети для местной аудитории, продают игры на «Амазоне» и продолжают участвовать в выставках. Сейчас в Германии к Сергею и Антону приходят по шесть новых клиентов в неделю. Предприниматели уверены, что спустя время партнеры сами предложат сотрудничать на эксклюзивных условиях.

Это сложно поддается логическим объяснениям, но в нашу эру тотального главенствования электронных технологий традиционные настольные игры вызывают истинный ажиотаж у игроманов всех стран, народов и возрастов.

Устаревшие развлечения в обновленной трактовке – очень выгодное вложение капитала. Речь, конечно же, не о шахматах и шашках, которые уже пару тысяч лет остаются все теми же, а об играх подобных «Монополии» и вариациях на эту тему. Объем продаж на рынке настольных игр по итогам 2012 года составил 3,4 млрд. долл. США. Согласитесь – впечатляет! А если учесть, что темп роста рынка – 17%, то эта идея бизнеса становится более чем перспективной. Конечно же, из всего объема рынка 60% потребляют лишь две страны – США и Германия, но и та доля, что приходится на страны СНГ, достаточно привлекательна для освоения. Так, по оценкам игроков рынка, в России в минувшем году было продано настольных игр на сумму свыше 70 млн. долл. США, в Украине – на 15 млн. долл. США.

Отечественный бизнес «настолок», как в простонародье именуют настольные игры, еще очень молод, ведь вспомните полки магазинов десять лет назад: простейшие и безынтересные «ходилки», как близнецы похожие одна на другую, или же очень дорогие импортные игры, которые помимо своей крайне высокой цены отталкивали отсутствием перевода на русский язык хотя бы правил, не говоря уже об игровых элементах.

Сегодня же в стране существуют успешные производители игр, которые выпускают продукты либо по итогам собственных разработок, либо же по лицензии западных компаний-производителей. Но все же о насыщенности рынка сегодня говорить не приходится.

Процесс производства

Бизнес по производству «настолок» состоит из нескольких этапов:

1. Первый и самый главный этап – разработка идеи настольной игры. В самом начале данного этапа следует сосредоточиться на потенциальной аудитории игры, ее ожиданиях и предпочтениях. Чтобы грамотней продумать концепцию необходимо ответить себе на вопрос: для игрока какого пола и возраста будет предназначена игра. Ответ должен быть предельно точен, например: для мальчика 12 лет, девочки 8 лет и т.д. (пока без «разброса» на несколько лет назад и вперёд). Один из самых ответственных процессов создания игры – продумывание сюжетной линии, особенностей игрового процесса, цели и степени развлекательности игры.

На этом же этапе необходимо провести тестирование игры на основе «черновой» (пилотной) ее версии. Для начала можно опробовать игру на друзьях и знакомых, а затем отдать в круг незнакомых лиц (к примеру, если игра для дошкольников, то в детский сад) и проследить за игровым процессом, комментариями, трудностями, с которыми сталкивались игроки в процессе, и т.д. Любые неудовлетворительные наблюдения стоит тут же внедрить в практику – искоренить проблемные и спорные участки игры, заменить их более «удобоваримыми» элементами.

Несмотря на ответственность этого этапа, он является одним из самых лёгких, потому что самый интересный. Так, к примеру, российская компания-производитель Bonko Games в минувшем 2012 году дебютировала на рынке с продуктом «Предвыборная гонка, или кто мог бы стать президентом». Из названия понятно, что идея игры пришла ее создателям в канун старта предвыборной президентской кампании. Татьяна Бондаренко, владелец Bonko Games, признается, что процесс создания концепции был очень увлекательным: различные «корочки» позволяли решать в игре множество проблем, машины с мигалками, вместо привычных всем пластмассовых фишек, делали процесс реалистичнее, ярче и интереснее, поездки в избирательные округи и лоббирование законов способствовали максимальному погружению в игровую атмосферу…

2. Второй этап – утверждение и закрепление вешнего оформления всех элементов игры: поля, карт, фишек, упаковки и т.д.

Сразу по завершению окончательного утверждения дизайна составляется смета для запуска игры в производство. Следует иметь в виду, что чем меньше тираж, тем более дорогим получается каждый набор настольной игры. Оптимальный тираж для одного вида игр в наших реалиях – 5-6 тыс. экземпляров. Но если вы новичок и планируете запустить в производство свою самую первую игру, то не рискуйте так масштабно, начните с 2-2,5 тысяч экземпляров, так, как это сделала уже упомянутая компания Bonko Games. Такой тираж (2 тысячи) обошелся Татьяне Бондаренко в 22 тыс. долл. США.

Теперь настал черед выбора подрядчика, который будет осуществлять печать игры. Тут ситуация неоднозначна. С одной стороны отечественный рынок пресыщен типографиями и издательствами разных профилей и масштабов. С другой стороны, среди этого множества профессионалами своего дела являются считанные единицы, а значит выпуск партии игр в нашей стране сопряжен с целым рядом рисков: от неправильной биговки или вырубки, до элементарного непопадания цветов. Зарубежный подрядчик в 99% случаев, несомненно, порадует вас результатом, да еще и сделает это дешевле. К примеру, кейс для игры с внутренней бархатной отделкой, произведенный в Китае, будет стоить около 1,25 долл. США. В России кейс без такой отделки будет стоить более 2 долл. США за штуку. Согласитесь, разница ощутима. Но вся сложность выбора подрядчика заключается в том, что делая заказ отечественному подрядчику, вы всегда будете иметь его «под рукой», сможете постоянно отслеживать промежуточные результаты, наведываться с целью внесения поправок и коррективов и т.д., а в тот же Китай не наездишься. Кроме того, заказывая тираж у отечественного подрядчика, предприниматель не столкнется с проблемой доставки из другой стороны, а также с нюансами таможенного законодательства.

Аналогичная ситуация наблюдается и с теми элементами игры, которые производятся не типографским способом – кубики, фишки и т.д. Чем проще они будут, тем меньшей будет себестоимость одного экземпляра. Так, к примеру, Bonko Games вполне могли вместо фишек-машинок укомплектовать свои игры привычными пластиковыми пирамидками, что обошлось бы по 3 цента для каждого экземпляра. Машинки с мигалками в качестве фишек прибавили к себестоимости каждого экземпляра по 12 центов. Казалось бы – мелочь, но при умножении такой «мелочи» на тираж получаются волнующие суммы.

Цифры

Итак, во сколько же суммарно обойдется выпуск одной настольной игры? Ниже даны примеры, которые могут служить ориентиром для составления бюджета по реализации данной бизнес-идеи:

Повторюсь для наглядности: Bonko Games затратили 22 тыс. долл. США на выпуск тиража в 2000 экземпляров;

Украинская компания «Arial» затратила 50 тыс. долл. США на разработку и выпуск первых пяти своих настольных игр, общий тираж которых составил 19000 экземпляров;

Лидер российского рынка настольных игр «Мир фэнтези» вложил 30 тыс. долл. США в свою первую игру «Берсерк», которая впоследствии стала бестселлером. Из этой суммы треть пошла на оформление прав интеллектуальной собственности, остальное – на дизайн, оплату работы художников и непосредственно производство.

В целом же стоимость тиража зависит от сложной совокупности факторов, но градация цен игр всех вышеперечисленных производителей в розничной продаже составляет диапазон 2,7$-15$ за один экземпляр.

3. Сбыт и продвижение – третий этап.

Как правило, в первую очередь настольные игры предлагаются небольшим магазинам (универсальным магазинам, магазинам игрушек и книжным магазинам), дальнейшее развитие сбыта зависит от целевой аудитории игры. Участники рынка утверждают, что первые 10 коробок будут куплены исключительно для критики. И вправду, практика показывает, что первые экземпляры приобретают фанаты «настолок» или же «фанаты», ангажированные конкурентами. Цель приобретения – как можно быстрее (желательно первым) написать «обзор» на игру. На такие заметки игроки рынка советуют не обращать внимания, настоящие и объективные отзывы появятся через 2-3 недели после старта продаж. Вот здесь уже следует тщательно отслеживать все заявленные игроками проблемы, а также оповещать игровое сообщество об их устранении. Так вы доведёте игровой набор до совершенства, а заодно создадите себе хорошую репутацию.

Для того чтобы производство было стабильным, необходимо наладить сеть, которая бы включала в себя, по меньшей мере, 200 точек.

Работать с крупными сетями супермаркетов тяжелее, в особенности с зарубежными. Например, «входной билет» в METRO Cash & Carry стоит 40 тыс. евро и это стандартная цена за сотрудничество с именитыми западными сетями. Но при этом вам гарантированный регулярный сбыт и выплаты в полном объеме. Отечественные сети супермаркетов заключат договор за приемлемые деньги, но такое сотрудничество можно сравнить с «русской рулеткой» - никогда не знаешь, будут ли выполнены условия договора. Так, к примеру, Ильфат Ильясов, основатель компании «Arial», говорит о том, что кризис очень сильно отразился на его компании, хотя она и не попадал в сферу самых уязвимых отраслей. Дело в том, что на определённом этапе развития кризисных явлений, ряд сетей супермаркетов попросту отказались от выплаты компании выручки за реализованный в их супермаркетах товар.

Где бы вы ни решили реализовывать свою игру, вам будет необходима презентация вашего продукта. И помимо «смотрите, какая она классная» в ней (презентации) должны содержаться ответы на следующие вопросы:
- чем именно эта игра лучше других в своей категории?
- почему она будет хорошо продаваться?
- чем она будет нравиться потребителям?
- почему за этой игрой люди пойдут в магазин?

Продвижение в игровых клубах

Когда создатели «Берсерка» задумались о раскрутке своего продукта, им в голову пришла блестящая идея: один из учредителей договорился с игровым клубом о проведении турнира по «Берсерку». Отзывы и о самом турнире, и, конечно же, об игре мигом разлетелись по всей глобальной сети Интернет, чем создали настоящий ажиотаж вокруг игры. Так что пускайте в ход все ваши коммуникативные навыки и ищите новые пути: к вашим услугам клубы, тематические заведения, кофейни и многое другое. Вам наверняка пойдут навстречу, ведь выгода обоюдна: заведение получит дополнительный приток клиентов и дополнительную прибыль.

Интернет-магазин

Рентабельность

Чтобы как можно более предметно осветить цифры рентабельности, разберемся в том, как формируется цена на настольные игры:

- Продажа в супермаркете. Обычное условие поставок для сетей - наценка в 45%-50%. Т.е. если себестоимость игры колеблется в пределах 18.75$-21.85$, оптовая цена будет составлять около 31.25$ за экземпляр, а на полках супермаркета она будет стоить приблизительно 62.5$.

- Продажа через интернет-магазин. «Предвыборная гонка, или кто мог бы стать президентом» компании Bonko Games появилась в магазинах в феврале ушедшего года и продавалась по цене 50$, в то время как оптовая цена одного экземпляра составляла 24$.

Вывод: наценка компании-издателя составляет в среднем 66-11%.

Средняя скорость продаж одной игры (впервые выпушенной на рынок) составляет 2-3 тыс. коробок в год.

Рентабельность игроков-лидеров рынка – 300%-350%. Конечно, начинающему предпринимателю далеко до таких результатов, но в целом потенциал окупаемости такой идеи бизнеса очень высок.

И помните: в далеком 1934 году крупный издатель отказался покупать идею у американского безработного Чарльзу Дэрроу. Эта идея была последним шансом подзаработать для него, и бедолага рискнул реализовать ее самостоятельно. Идея заключалась в настольной игре, которой было придумано название «Монополия»… Что было дальше вы знаете: мировой хит, десятки миллионов проданных по всему миру экземпляров, невероятное количество вариаций и интерпретаций.

Так что все у вас впереди и все у вас получится!

Михаил Акулов и Иван Попов превратили развлечение в прибыльный бизнес. Издательство Hobby World, выросшее из их компаний, выпускает более 1 млн игр в год и в 2015 году принесло основателям более 1 млрд руб. выручки

Основатели HobbyWorld Михаил Акулов и Иван Попов (слева направо) (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Лабиринт хобби

Одессит Александр Ушан придумал настольную игру «Находка для шпиона» на основе собственного опыта. Студентом в начале 2000-х он работал на сахарной фабрике, и однажды ему пришлось вместо директора приехать на подписание крупного контракта. Чтобы не выдать свою некомпетентность, Ушан старался отвечать на вопросы витиевато, но звучать при этом уверенно. Именно так должен вести себя игрок в придуманной им игре «шпион», чтобы его не вычислили остальные игроки.

Весной 2013 года Ушан представил игру на выставке «Игросфера» во Львове, где ее заметил директор по развитию издательства настольных игр Hobby World («Мир хобби») Николай Пегасов. «Он сразу сказал, что игра ему понравилась, а на следующий день мы ударили по рукам», — вспоминает Ушан. В сентябре «Находку для шпиона» издали пробным тиражом 2 тыс. экземпляров в России, а в 2014-м начались успешные продажи за рубежом: только в США в 2015 году было продано 80 тыс. копий «Находки для шпиона» под названием Spyfall. Сейчас игра переведена на 26 языков, и, по данным компании, на 2016 год на игру было сделано порядка 200 тыс. предварительных заказов. Ее автор, по подсчетам РБК, только на роялти с зарубежных продаж мог заработать не менее $30 тыс.

Ушан — один из нескольких российских авторов, игры которых обнаружило, адаптировало и выпустило издательство Hobby World, основанное в 2010 году на базе двух компаний — «Смарт» Михаила Акулова и Ильи Карпинского и «Мир фэнтези» Ивана Попова и Максима Истомина. История Hobby World уходит корнями в начало 2000-х, когда Акулов и Карпинский открыли в Москве на Полянке клуб настольных игр «Лабиринт», а вместе с ним издательство «Смарт» для выпуска настольных игр. «На рынке тогда практически ничего не выпускалось, кроме клонов «Монополии» и ходилок «кинь кубик, двинь фишку», — вспоминает Акулов. Партнеры решили занять пустующую нишу.

В 2003 году в клубе Акулов познакомился с Иваном Поповым и Максимом Истоминым, которые пришли демонстрировать свою игру «Берсерк». Год спустя клуб пришлось закрыть из-за убытков. Акулов продолжил выпускать настольные игры, а «Мир Фэнтези» Попова и Истомина — коллекционные карточные игры (ККИ): помимо их собственного «Берсерка» они стали выпускать в России ролевую настольную игру Wizards of the Coasts. Со временем две компании начали соперничать. «Нам стало тесно в наших нишах, мы стали залезать на территорию ККИ, а они стали делать настольные игры. В какой-то момент нам пришла идея, что лучше объединить наши активы, чем бессмысленно конкурировать: каждый пытался наращивать ту долю рынка, в которой он не очень понимал», — вспоминает Акулов. «У нас были по сути разные рынки, и чем больше мы начали пересекаться, тем более очевидной казалась мысль о слиянии», — вспоминает Иван Попов.

Именно Попов в 2010 году выступил инициатором слияния двух компаний. В объединенной компании акционеры распределили доли поровну. На то, чтобы соединить все бизнес-процессы, ушло почти три года, однако эффект проявился уже в первый год: «Слияние активов дало нам очень хороший boost — наша выручка в течение года выросла на 60-70%», — говорит Акулов.

Сейчас компания зарегистрирована на кипрский офшор «Хоббиворлд Лимитед», в числе совладельцев — Михаил Акулов, Иван Попов и другие акционеры (их имен Акулов и Попов не раскрывают). Небольшими опционами владеют сотрудники издательства.

Hobby World в цифрах

Более 1 млн игр издала компания Hobby World в 2015 году

От 290 руб. до 9 тыс. руб. варьируется цена на игры Hobby World, средний чек за одну коробку — 900-1300 руб.

Более 1 млрд руб. составила выручка Hobby World в 2015 году

От 4% роялти получает автор игры с каждой проданной коробки

$10-15 тыс. стоит разработка настольной игры

До 100% доходит рентабельность самых успешных игр

Около 7 млрд руб. составил объем российского рынка настольных игр за 2015 год

Более 50 тыс. наименований настольных игр выпущено в мире

Источник: данные компании, Discovery Research Group

На Запад

Hobby World работает на три направления: покупает лицензии западных игр и адаптирует их для российского рынка; покупает, дорабатывает и выпускает оригинальные игры российских авторов; продает лицензии на выпуск российских игр за рубежом.

Первое направление Акулов начал развивать еще в 2002 году, когда его компания «Смарт» купила у немецкого издательства Franckh-Kosmos Verlags лицензию на игру Die Siedler von Catan и начала выпускать ее на российском рынке под названием «Колонизаторы». «Это был прорыв для индустрии: незнакомые люди приехали на выставку, познакомились с одной из ведущих компаний в игровой индустрии и получили право не просто купить коробки, переведенные за рубежом, а лицензию, чтобы самим выпустить эту игру в России», — вспоминает Акулов.

По словам Акулова, западные компании неохотно отдавали лицензии на российский рынок: для них выгоднее было производить все в одном месте и продавать готовые коробки. Акулову и Попову, несмотря на трудности с качеством, было выгоднее местное производство: оно позволяло снизить отпускную цену на 25-50%. Кроме того, продажа коробок не так выгодна для продавца, говорит основатель компании «Мосигра» Дмитрий Кибкало. Если речь о зарубежном бренде, процент отчислений в пользу ее владельца доходит до 8-10%, а их общая сумма может превышать сотни тысяч долларов, говорит Акулов.

Критерии для отбора игр просты. «Игра должна быть уникальной — не смесью существующих движков, а единственным в своем роде механизмом. И она должна понравиться Михаилу и мне», — говорит Иван Попов. При этом игра должна быть обернута в красивую оболочку и быть адаптированной под рынок. «Например, очень известная игра «Каркассон» задумывалась в свое время как игра про паломничество в Святую землю, а сейчас это скорее пазл про собирание замка, который продается миллионными тиражами по всему миру», — приводит он пример. Но, несмотря на опыт и многочисленные тесты, игра может провалиться. «Например, одна из игр, которые входят в топ-3 американских продаж, «Повелитель Токио» (King of Tokyo), очень плохо продается в России, — приводит пример Акулов. — А игра «Грузи и вези», наоборот, снята с продаж по всему миру, но отлично расходится у нас и в Бразилии».

Поиском авторов в Hobby World занимается продюсерский отдел, который потом принимается за доработку игр. Если западную игру можно адаптировать и выпустить за месяц, то в случае с авторскими играми процесс доработки иногда занимает более года. Авторы получают роялти в размере от 4% с каждой проданной коробки. При подписании договора издательство платит им аванс в размере суммы роялти за половину минимального тиража (около 2-3 тыс. экземпляров), а далее авторы каждые полгода получают процент с продаж. Полностью обеспечить себя за счет авторских отчислений удается только профессиональным авторам, у которых несколько игр издаются многотысячными тиражами — для большинства же разработчиков это хобби, которое приносит дополнительный заработок. По словам Акулова, целиком права на игру компания не покупает. «Мы заинтересованы в том, чтобы автор тоже с нами зарабатывал деньги. Если игра будет продаваться большим тиражом, он будет заинтересован в усовершенствовании игры и выпуске дополнений», — говорит он.

Есть еще и третий путь — продажа российских лицензий на Запад. Пока игр, которые активно продаются на западных рынках, у Hobby World порядка десяти, среди них «Находка для шпиона», «Наместник», World of Tanks: Rush по лицензии компании Wargaming. В 2015 году на западных рынках компания выпустила порядка 150 тыс. копий своих игр (в России — 1 млн), в 2016 году рассчитывает продать более 300 тыс. Если в России Hobby World большинству своих партнеров поставляет игры со скидкой 35-40% от розничной цены, то в случае с западными оптовыми компаниями скидка на игру может доходить до 60%.

Производство

При покупке лицензии на западные игры Акулов и Попов производят большую часть компонентов в России, кроме пластиковых, — их, как правило, закупают на Западе. «Производство пластика довольно дорогое, и выгоднее его использовать, когда западные компании собирают мировой тираж на все территории. Это же индивидуальные фигурки, и производство каждой из них отдельно обойдется достаточно дорого», — говорит Акулов.

Первые элементы собственного производства появились у Hobby World еще в 2010 году: подрядчики не обеспечивали нужного качества работы, вспоминает Акулов. «Сначала мы оставили себе сборку элементов, потом начали больше делать самостоятельно. Весь миллион игр мы печатаем самостоятельно, лишь отдельные элементы заказываем у подрядчиков», — говорит Акулов. Со временем стали самостоятельно производить все больше, и сейчас компания организует полный цикл производства настольных игр, не считая производства картона и печати картинок, на фабрике в Твери.

От идеи игры до момента, когда коробка с готовой настольной игрой появится на полке магазина, может пройти от нескольких месяцев до года, а стоимость разработки одной игры может обойтись в $10-15 тыс., говорит Акулов. При этом рентабельность успешных игр может доходить до 100%, говорит он. У отдельных игр рентабельности может достичь и 300%, говорит основатель "Мосигры" Дмитрий Кибкало. «Если взять прямую себестоимость бумажных работ, включая роялти автору, то от цены на полке она составляет 26%. Но нужно понимать, что товар произвели — потом его нужно хранить, доставить, дистрибутировать и пр. У магазина средняя наценка 100%, и огромная ее часть теряется на логистике. Итоговая себестоимость продукта получается намного выше», — объясняет Кибкало.

Помимо Hobby World всего два российских издательства настольных игр — «Мосигра» и «Звезда» — содержат полный цикл производства игр, включая постпечатную обработку, вырубку карт и пр., говорит Кибкало. «Это специфический вид производства, который должен быть нагруженным. Бизнес достаточно сезонный, и если вне сезона нет нагрузки, более мелким издательствам это не по карману», — говорит он. По его словам, «Мосигра» в 2015 году продала в розницу игр на 525 млн руб. По словам Михаила Акулова, оборот Hobby World за 2015 год составил 1 млрд руб., включая зарубежные продажи (прибыль он не разглашает).

Распространение

Поначалу Акулов и партнеры продавали свою продукцию через книжные магазины и маленькие специализированные магазины настольных игр и не хотели строить собственную сеть. «Мы развились как издательство и изначально работали с небольшими специализированными магазинами, которые продавали настольные игры, потому что такие магазины развивают рынок больше всего», — вспоминает Акулов. В результате акционеры Hobby World заключили партнерское соглашение с сетью Hobby Games (ООО «Лавка чудес»), которая насчитает 12 собственных магазинов (шесть в Москве, два в Санкт-Петербурге, остальные в российских регионах, а также в Киеве и Минске) и восемь франшизных. Сеть занимается розничными продажами игр издательства, а также обслуживает другие розничные проекты, например магазин мерчендайза для компании Wargaming и сайт HobbyWorld.ru. Согласно СПАРК, Hobby Games на 99,9% принадлежит «Хоббиворлдлимитед» .

«Изначально Hobby World было единственным издательством, с которым мы сотрудничали, но мы почти сразу же расширились на еще три-четыре зарубежных издательства. Сейчас уже более 20 брендов поставляют нам товар», — рассказал РБК заместитель директора Hobby Games Андрей Кулешов. При этом доля продуктов Hobby World в продажах сети Hobby Games составляет около 40%, говорит Кулешов.

По словам Кулешова, Hobby Games закупает товар у издательства Hobby World со скидкой 35-50% (скидка варьируется на разные виды игр) и продает по рекомендованной издательством цене. Все магазины Hobby Games, как собственные, так и франшизные, работают по единым расценкам. Помимо настольных игр они торгуют аксессуарами для них, комиксами, литературой в стиле фэнтези, связанной со вселенными, в которых развиваются игры. По словам Кулешова, один магазин приносит в среднем 1 млн руб. выручки в месяц, и в нем совершается порядка 50 покупок в день со средним чеком около 600 руб. Около 60% продаж совершаются онлайн, тем не менее большая часть людей приезжает забирать игры самостоятельно, чтобы успеть в них поиграть перед покупкой, говорит Кулешов. По данным СПАРК, выручка ООО «Лавка чудес» в 2014 году составила 76,5 млн руб., а чистая прибыль — 1,5 млн руб.

Сейчас через сеть Hobby Games продается около 20% всей российской продукции Hobby World. Остальное отправляется клиентам напрямую, в книжные магазины Москвы, а также в другие сети, в том числе Metro, Media Markt, «О’Кей», «Республику», «Семь пядей», «Игры роста», «Правильные игрушки IQ Toy» и др. При работе с небольшими магазинами Hobby World старается идти навстречу и отгружать небольшие партии товара на минимальную сумму от 15 тыс. руб., говорит Михаил Акулов. «Мы формируем индивидуальные заказы под магазины. Если магазин хочет два «Манчкина», один «Каркассон» и три «Соображария», мы формируем заказ», — рассказывает он. По словам Андрея Кулешова, это ценное качество при работе с издательством: «Если взять слишком много игр, то мы будем ограничены в количестве, и на наших полках следующая игра может появиться позже, чем у конкурентов в других магазинах. К тому же нельзя предугадать, какая из купленных игр станет хитом, а какая долго будет лежать на полках».

В 2011 году Hobby World запустил программу франчайзинга для магазинов, желающих работать под торговой маркой Hobby Games, и открыл первый франшизный магазин в Калининграде. Чтобы расширить сеть, основатели компании до конца 2016 года не взимают с франчайзи паушальный взнос и роялти и рассчитывают за это время открыть еще два собственных и 15 франшизных магазинов.

Будущее

По оценке компании Discovery Research Group, объем рынка настольных игр в России в 2015 году составил порядка 7,5 млрд руб. — почти на 30% больше, чем в 2014-м. Кризис почти не повлиял на востребованность настольных игр, во многом потому, что хотя по стоимости они сравнимы с походом в кафе или кино, в них можно играть многократно, уверен Михаил Акулов. Цены на игры от Hobby World варьируются от 290 руб. до 9 тыс. руб. за коробку. Правда, продажи игр верхней ценовой категории все-таки просели почти на 50%. «Игры с большим количеством пластиковых компонентов стали продаваться сложнее, потому что они производятся на Западе и их цена росла соответственно с курсом. Потребителю стало сложнее потратить 9 тыс. руб. на настольную игру, несмотря на то что она многократно реиграбельна», — говорит Акулов.

По словам Акулова, потенциально российский рынок настольных игр уже после кризиса может составить до $100 млн. «Это потенциал, на который можно продавать в России, и мы хотим занять весь этот рынок», — убежден он.

Как правило, издатель вплотную связан с одной из сетей или несколькими. Например, все наши игры получают приоритетное размещение в Мосигре (крупнейшей отечественной сети по розничным продажам) и в других сетях-партнёрах. Уточняйте, как именно будет делаться маркетинг игры - издать просто, а вот продавать игру по несколько тысяч в месяц очень сложно. Отметим, что в отечественном топе продаж на начало 2013 года 12 из 20 игр были выпущены нами.

Насколько тщательно проводится отбор?

Для начала игры тестируются. Учитывая, что мы собираемся инвестировать свои средства и время команды в проект, отбираются только лучшие игры из предложенных. За год мы обычно отсматриваем 150–300 игр, выпускаем из них - менее десятка.

Если моя игра не подошла, можно ли обратиться в другое издательство?

Да, мы обычно даже рекомендуем подходящий вариант, если проект хорош, но кажется нам не совсем подходящим именно для нашего рынка. У каждого своя специфика. Мы любим, например, работать с играми, которые будут продаваться от 500 штук в месяц, либо с реально замечательными умными и сложными проектами.

Почему выпускается всего менее десятка отечественных настольных игр в год?

Потому что любой автор конкурирует с локализациями. Если можно взять готовую и проверенную игру с Запада, где она уже показала эффективность, - логичнее работать с ней, чем с чем-то новым. Тем не менее мы стараемся всеми силами поддерживать отечественный рынок и регулярно проводим мероприятия для авторов игр.

Что Магеллан сделает с моим прототипом, как пойдёт разработка настольной игры?

  • 1. Можно не присылать прототип первым шагом, а просто отправить правила и материалы игры. После их рассмотрения (если игра нам нравится), мы запрашиваем прототип.
  • 2. После тестов, возможно, будут даны рекомендации по изменению ряда вещей в механике, сеттинге и правилах. Мы даём вектор вам или меняем сами (по договорённости).
  • 3. Подписывается договор.
  • 4. Затем начнётся работа иллюстраторов. Хороших иллюстраторов, от качества изображений во многом зависит успех игры.
  • 5. Вёрстка карт, правил и других компонентов.
  • 6. Параллельно делается «обложка» - иллюстрация для коробки и текст на неё. Уточняется название игры.
  • 7. Затем по каждому отдельному техзаданию изготавливаются компоненты.
  • 8. Когда всё готово, ваша игра собирается на производстве в тираж.

Вот примеры историй с изданием наших наших настольных игр:

В каком виде лучше присылать прототип?

Желательно в максимально готовом, то есть в виде коробки с компонентами и правилами. Карты должны быть картами (а не бумажками, которые нельзя перемешать); если вы пишете от руки, то пишите печатными буквами. Коробка должна быть прочной и чётко подписанной. Всё внутри должно быть по возможности приближено к реальности - например, хорошо использовать вместо фишек фишки из других игр или гайки, плохо - бумажные маркеры. Поле можно нарисовать от руки - это лучше, чем приложить файл. И так далее.

Если нет возможности прислать в виде коробки, то нужно описание концепции (2–3 абзаца) и правила игры, а также файлы для создания прототипа. Помните, что идею саму по себе обсуждать не имеет смысла. Нужно, чтобы тестовая команда хоть раз смогла сесть и поиграть.

Самое главное - как называется игра, для кого она, на сколько игроков, какого возраста, какова продолжительность партии, какая механика используется, какие максимально похожие игры уже есть, чем ваш продукт лучше.

Если у меня только идея для разработки настольной игры, что делать?

Соберите прототип. Лучше не торопитесь: если вы соберёте его в спешке, вполне возможно, что игра будет оценена хуже, чем если вы продумаете мелочи и пропишете правила чётко и понятно. Но и не задерживайтесь - перфекционисты приходят последними. Лучше остановиться на определённой стадии готовности и выслушать мнение издателя, чем год работать не в том направлении.

Подписываются ли какие-то документы о неразглашении?

На стадии прототипа - нет. Авторы часто опасаются, что издательство может использовать файлы без их участия. Отметим, что из-за отсутствия хоть какой-нибудь внятной защиты механик игр в российском законодательстве любые соглашения и документы на этой стадии могут, конечно, оставить чувство защищённости, но на практике будут юридически ничтожными. Поэтому вы можете только доверять или не доверять издателю. Опять же, рисковать своей репутацией никто не будет, равно как и выпускать игру без автора просто экономически нецелесообразно.

Какие игры точно не нужно присылать?

  • 1. Копии уже известных игр. «А вот я придумал Монополию, только вместо клеток будут названия рок-групп» - это плохая идея.
  • 2. Игры, в которых не может разобраться ваша 14-летняя сестра. Если правила занимают 40 страниц убористым шрифтом, а учиться играть нужно несколько дней - возможно, стоит упрощать. Продать такое будет довольно сложно.
  • 3. Игры без реализации - то есть то, из чего нельзя сделать прототип.
  • 4. Несколько версий одной и той же игры с незначительными изменениями - достаточно одного прототипа.

У меня уже есть иллюстрации. Что тогда?

Если они хорошие - издадим с ними. Но практика показывает, что лучше принести пару образцов концепт-артов - и тогда будет понятно до начала работ, подходит ли художник-иллюстратор.

Что по деньгам? Можно ли заработать на создании настольной игры?

Автор получает от 5 до 10% отчислений с каждого тиража, ушедшего с производства. Если игра стоит 1000 рублей на полке в магазине, то 500 рублей она стоит в тираже и примерно 300 рублей - в себестоимости. Вы получаете отчисления с оптовой цены, то есть в нашем примере - с 500 рублей.

Каков средний тираж?

Минимальный тираж - 1000 штук, обычный - 3–5 тысяч. Мы стараемся работать с играми, которые могут продаваться больше 10 тысяч штук в год. Учитывая, что однажды изданная игра приносит вам доход ещё минимум 3–4 года, можно самостоятельно подсчитать прибыль. Как правило, постоянной работой издание становится для очень-очень немногих, готовых делать несколько проектов за год, но как дополнение к основному заработку - вполне достойно.

Какие риски несёт издатель?

  • – Если игра не зайдёт на рынке, издатель потеряет средства на разработку и первый тираж. Вы же можете только заработать на игре - и как минимум получите отчисления с первой партии.
  • – Если где-то случится брак, вызывающий переделку партии (нередкое явление для любого издателя), - всё решится за счёт средств издателя.
  • – Если игра не будет поставлена на полки вовремя и будет наложен штраф от сетей за просрочку - это проблема издателя, а не ваша.

И так далее. Таким образом, вас никак не касаются традиционные риски издания и любые другие вещи. Вы просто получаете отчисления с каждой коробки - неважно, что и как с ней происходило финансово. Эти отчисления остаются неизменными, даже если с тиражом случились невероятные приключения.

Какие нужно будет собрать документы?

Главный документ - авторский договор, в котором вы гарантируете, что являетесь автором игры и имеете на неё все права, а издатель подробно расписывает свои обязательства. В большинстве случаев достаточно его подписания. Авторский договор может быть подписан как с резидентом РФ, так и с нерезидентом нашей страны.

Если вы используете сторонние материалы в игре, например, иллюстрации, у вас должны быть документы по передаче прав от иллюстратора или договор с ним. Если иллюстрации делаем мы, вам об этом думать не нужно.

Всё остальное берём на себя мы. В том числе сертификацию игры, например.

Какие делаются тесты?

Предполагается, что вы присылаете готовую игру (кстати, если у вас есть протокол хотя бы 20 партий - это хорошо). Игра тестируется не на баланс, например, а на играбельность. Тесты проходят в трёх стадиях: сначала смотрят разработчики, затем опытные игроки, затем, под наблюдением, случайные люди «с улицы». Все три стадии надо пройти. Важнейшая - третья.

Что случится, если игра не подойдёт?

Как правило, 10% игр достаточно хороши для издания. Но выпускается менее 2% настольных игр, отправленных в издательство. Остальные просто откладываются на случай, если потребуются. Мы сообщаем вам, если ваша игра хороша, но пока не будет издаваться, - и рекомендуем другие издательства. При этом игра ставится в очередь на издание. На практике за последний год мы выкупали две игры из такой «очереди» резерва. Обычная длина очереди - около 30 проектов.

Сколько времени будет оцениваться прототип?

Обычно около месяца.

Сколько времени будет выпускаться настольная игра?

Цикл - 8-12 месяцев от обращения до появления на полке.

Пожалуйста, ещё раз обратите внимание

Предоставление информации или прототипа на рассмотрение не является заключением договора о неразглашении. Но, повторимся, обещаем, что мы будем работать с вашей игрой очень осмотрительно.

Мы не рассматриваем идеи - только прототипы. Рассмотрение и оценка компанией Магеллан ваших идей не является признанием новизны идеи, её первоочередности или оригинальности, и не ущемляет права компании оспаривать или реализовывать любые существующие или будущие идеи подобного характера. Однако если мы посчитаем механику перспективной (но игру в виде конкретной реализации неподходящей для издания), мы вам об этом скажем и предложим доработки.

Вы утверждаете и гарантируете, что вы (или коллектив, который вы представляете) являетесь единственными обладателями разглашаемых сведений, или что вы обладаете неограниченными правами на их разглашение. Вы также утверждаете что все третьи стороны, которые могут быть заинтересованы в разглашаемых сведениях, были проинформированы об условиях соглашения и согласны на его условия.

Прототип не возвращается.

Мы считаем нежелательным рассмотрение проекта одновременно с другим издателем – в таком случае мы дождёмся ответа другого издателя. Пожалуйста, сообщите нам до подачи проекта, если ваш проект уже находится на рассмотрении у другого издателя. В случае, когда мы запрашиваем у вас прототип игры, мы подразумеваем, что являемся единственным издателем, рассматривающим ваш проект, кроме случаев, когда вы заранее четко договорились с нами об обратном.

Мы можем подвергнуть игру значительным доработкам, что может привести к изменениям в механике игры, ее тематике и любом другом аспекте для лучшей адаптации игры к линейке продукции. И лучшим продажам.

Проект может не подойти по многим причинам: мы можем посчитать, что игра недостаточно рентабельна; что мы не сможем представить игру в наилучшем виде; игра может быть слишком похожа на что-то, что уже находится у нас в разработке; механика игры и ее исполнение нам не понравились или по любой другой причине. Мы сообщим детали, если что-то пойдёт не так.

Мы не даём отзывы на высланные игры.