Стюардесса. Работа стюардессой. Обязанности стюардессы. Сколько зарабатывает стюардесса? Сколько зарабатывают стюардессы за границей

Если верить глянцевым журналам, то каждая девочка хочет стать моделью, певицей или актрисой. Однако практика показывает, что это не совсем так. Многих девушек манит совсем не блеск софитов, модные показы и мировые подиумы, а романтика неба, частные путешествия и стильная красивая форма стюардессы. Не последнюю роль при этом играет не только престиж данной профессии, но и достаточно высокие зарплаты бортпроводниц.

Если верить глянцевым журналам, то каждая девочка хочет стать моделью, певицей или . Однако практика показывает, что это не совсем так. Многих девушек манит совсем не блеск софитов, модные показы и мировые подиумы, а романтика неба, частные путешествия и стильная красивая форма стюардессы . Не последнюю роль при этом играет не только престиж данной профессии, но и достаточно высокие зарплаты бортпроводниц.

Но так ли прекрасна профессия стюардессы, как это кажется с первого взгляда? Действительно ли работа бортпроводницы – это сплошной праздник и феерия незабываемых впечатлений? На самом деле профессиональная деятельность "небесных ангелов" (именно так иногда называют стюардесс) имеет целый ряд особенностей, из-за которых эту профессию можно назвать не только интересной, но и невероятно тяжелой. А вот что это за особенности вы узнаете в рамках данной статьи.

Кто такая стюардесса?


бортпроводница ) – специалист рядового состава воздушных судов и член кабинного экипажа, обслуживающий пассажиров и отвечающий за их безопасность. Поскольку стюардессы (и стюарды) являются своего рода "лицом" авиакомпании в ним предъявляются повышенные требования с точки зрения внешних и физических данных: для девушек – 42-48 размер одежды, рост 160-175 см; для юношей – 46-54 размер одежды, рост 170-185; привлекательная внешность, приятный голос, возраст до 30 лет.

Название профессии произошло от английского steward (управляющий), из чего можно сделать вывод, что стюардессы выступают в качестве управляющего салоном самолета. В какой-то мере так и есть, поскольку на время полета именно бортпроводницы являются "хозяйками" салона, принимающих гостей – пассажиров. Официальной датой появления профессии стюардессы считается 1930 год, когда авиакомпания "Боинг" впервые наняла девушек-бортпроводниц (до этого ). Отметим, что первые стюардессы не только обслуживали пассажиров, но и взвешивали багаж и пассажиров, убирали в салоне после окончания полета, помогали заправлять самолет и закатывать его на стоянку.

Современным бортпроводницам, к счастью, ничего подобного делать не нужно. Перечень их обязанностей ограничивается исключительно обслуживанием экипажа самолета и пассажиров. Стюардессы встречают и размещают пассажиров на борту, разъясняют правила поведения на воздушном судне и осуществляют контроль за их выполнением, рассказывают о том, как нужно себя вести в случае непредвиденных ситуациях и при необходимости оказывают первую медицинскую помощь, разносят обеды и прохладительные напитки, проверяют комплектность аварийно-спасательных средств, контролируют санитарное состояние самолета.

Какими личностными качествами должна обладать стюардесса?

Как можно догадаться, работа стюардессы напрямую связана с общением с самыми разными людьми, поэтому "небесные ангелы", прежде всего, должны быть вежливыми, коммуникабельными и уравновешенными. Кроме того, перечень личностных качеств, которыми должна обладать стюардесса, включает в себя:


Также стюардесса должна владеть как минимум одним иностранным языком, знать основы социальной психологии, иметь навыки обращения с аварийно-спасательным оборудованием и сервисного обслуживания экипажа и пассажиров.

Преимущества профессии стюардессы

Не сложно догадаться, что основное преимущество профессии стюардессы заключается в особой атмосфере романтики, которая окружает не только место работы бортпроводницы, но и всю ее профессиональную деятельность. Яркие эмоции, незабываемые впечатления, новые встречи и жизнь среди облаков – все это является неотъемлемой частью работы стюардессы.

Немаловажен также и тот факт, что "небесные ангелы" имеют возможность не только (и, заметьте, получать за это вполне высокую заработную плату), но и покупать себе и своим родственникам модные и качественные вещи по европейским ценам. Согласитесь, что для молодых девушек это преимущество данной профессии может стать решающим.

Стоит сказать и о том, что профессиональные обязанности стюардесс накладывают определенный отпечаток на отношение бортпроводниц к себе. Представительницы этой профессии настолько привыкают всегда поддерживать безупречный внешний вид и сохранять невозмутимость даже в самых сложных ситуациях, что и в повседневной жизни непроизвольно придерживаются этих привычек. А это очень сильно помогает им как в личной жизни, так и в построении карьеры в будущем, когда профессия бортпроводницы станет для них недоступной.

Недостатки профессии стюардессы


Несмотря на то, что с первого взгляда работа стюардессы кажется пределом мечтаний, состоящим из одних преимуществ, имеются в ней и недостатки. И основным недостатком профессии стюардессы можно назвать жесткие возрастные ограничения. Очень редко "небесным ангелом" становится женщина старше 30 лет. Мало того, даже опытные стюардессы, обладающие превосходным послужным списком, после 30 лет вынуждены выходить на "пенсию", поскольку руководство практически всех авиакомпаний уверено, что только молодые девушки могут оказывать нужное воздействие на пассажиров.

Теперь поговорим о путешествиях по всему миру. Да, стюардессы имеют возможность посещать самые разные уголки нашей планеты. Но посещать, это не означает осматривать достопримечательности и знакомиться с культурой других народов. Как правило, рейсы авиакомпании в одну и другую сторону выполняются с интервалом в 2-3 часа, поэтому стюардессы элементарно не успевают не то что осмотреть достопримечательности, но и просто прогуляться по окрестностям отеля, в котором они отдыхают между вылетами.

Нельзя не сказать и о достаточно непростых условиях труда:

  • во-первых, в каждом полете могут встретиться неприятные пассажиры, которые хамят, скандалят и относятся к стюардессам, как к обслуживающему персоналу. Но как бы неприятен не был пассажир, бортпроводницы должны всегда улыбаться, и спокойно реагировать на агрессию;
  • во-вторых, отправляясь в очередной рейс, члены экипажа самолета, в том числе и стюардессы, переживают не только за безопасность пассажиров, но и за собственную жизнь. Ведь самолет относится к транспорту повышенной опасности, технические неполадки которого могут привести к необратимым последствиям;
  • в-третьих, частые смены часовых поясов, перепады давления, шум, вибрации и излучения оказывают негативное влияние на здоровье бортпроводниц, из-за чего возникают такие проблемы, как варикозное расширение вен, гинекологические заболевания, невроз, синдром хронической усталости, бессонница и заболевания опорно-двигательного аппарата.

Где можно получить профессию стюардессы?

Чтобы получить профессию стюардессы совсем необязательно поступать в профильное высшее учебное заведение. Достаточно пройти собеседование в авиакомпании, медицинскую комиссию и подготовительные курсы, которые включают в себя как теоретическую, так и практическую части. Однако нужно понимать, что работа стюардессы требует огромных знаний: начиная от оказания медицинской помощи, до психологических основ ведения переговоров с террористами. Поэтому претендентке на должность стюардессы нужно, как минимум, иметь способность к самообразованию. А еще лучше, если бортпроводница будет совмещать свою работу с заочным обучением в одном из лучших авиационных ВУЗов России , к которым можно отнести.

Ирина Давыдова


Время на чтение: 12 минут

А А

Эту профессию можно смело записывать в самые романтичные профессии на планете. Правда, только на первый взгляд, потому что работа эта сложная, физически тяжелая и рискованная (в наше время).

Если же стрессов вы не боитесь, в небе чувствуете себя уверенно и спокойно, а также можете похвастать крепким здоровьем, то эта информация — для вас.

Требования к стюардессам и бортпроводницам – что надо знать и уметь?

Казалось бы, ну что сложного? Носи красивую форму, улыбайся пассажирам и разноси напитки. Чего еще-то надо?

На самом деле, в основы знаний стюардессы входят…

  • Должностные инструкции бортпроводника.
  • Тех/данные самолетов, включая их конструкцию.
  • Навыки-инструменты психолога.
  • Оказание 1-й мед/помощи.
  • География полетов компании.
  • Принципы этикета при обеспечении пассажиров питанием.
  • Техника безопасности.
  • Использование аварийно-спасательных средств.

Требования к бортпроводницам следующие:

  • Высшее образование приветствуется и повышает ваши шансы. Особенно, лингвистическое, медицинское или педагогическое.
  • Знание английского языка (как минимум) в совершенстве на уровне Pre-Intermediate.
  • Возрастные рамки: 18-30 лет.
  • Рост: от 160 см и до 175 см.
  • Размер одежды: 46-48.
  • Зрение: не ниже «минус 3».
  • Миловидная внешность и отсутствие физических недостатков.
  • Отсутствие крупных родинок и шрамов, категорически — отсутствие татуировок и пирсинга.
  • Отсутствие золотых коронок (зубки должны быть «в комплекте» — ровные и красивые, чтобы очаровывать и успокаивать пассажиров своей улыбкой).
  • Крепкое здоровье (данный факт должен быть подтвержден специальной мед/комиссией).
  • Отсутствие дефектов речи. То есть, только грамотная, понятная и четкая речь.
  • Коммуникационные способности, способность работать в условиях серьезного стресса.

Следует понимать, что в каждой авиакомпании — свои критерии отбора, и требования могут серьезно отличатся. Правда, есть и плюс: чем строже требования, тем, как правило, лучше и выгоднее условия работы.

Противопоказания к работе стюардессой – кому откажут в трудоустройстве?

Вас однозначно не возьмут в стюардессы, если в вашей истории болезней присутствуют…

  • Проблемы с артериальным давлением.
  • Болезни сердечнососудистой системы.
  • Снижение остроты зрения или расстройство слуха.
  • Нарушения в работе вестибулярного аппарата, в координации движений, чувства равновесия.
  • Нервно-психические расстройства.
  • Болезни суставов или позвоночника.
  • Сахарный диабет.
  • Расстройство речи, судороги, дрожание рук, боязнь высоты.
  • Аллергия либо кожные заболевания.
  • Наличие инфекционных или хронических заболеваний.
  • Болезни мочевыделительной, дыхательной систем либо ЖКТ.
  • Геморрой, тромбофлебит.
  • Зависимость от алкоголя или наркотиков.
  • Наличие физических видимых недостатков.
  • Избыточный вес.

Особенности работы и карьеры бортпроводников – к чему готовиться, выбирая профессию стюардессы?

Что особенного в данной профессии? Безусловно, на первом месте стоит далеко на снабжение питанием пассажиров, а их безопасность.

В обязанности бортпроводницы входит…

  • Проверка полной комплектности всего борт/оборудования и аварийно-спасательных средств, а также их исправности.
  • Проверка внутренней связи.
  • Осмотр самолета на наличие/отсутствие посторонних предметов.
  • Контроль санитарного состояния судна, поддержание чистоты в салоне.
  • Разъяснение информации и в целом информирование пассажиров.
  • Прием/размещение, как буфетно-кухонного инвентаря, так и борт/имущества.
  • Оказание помощи пассажирам.
  • Снабжение пассажиров питанием, сервировка тележек и пр.
  • Размещение пассажиров, контроль при посадке/высадке.
  • Контроль соблюдения правил безопасности.
  • Контроль за температурой воздуха в салоне, а также за давлением и влажностью.
  • И др.

Из особенностей профессии можно отметить следующие…

  • Серьезные физические нагрузки. Во-первых, стюардесса, в отличие пассажиров, постоянно на ногах, во-вторых, регулярная смена климата и часовых поясов на пользу не идет.
  • Бортпроводницам нередко приходится усмирять разбушевавшихся туристов, спасать тех, кому нужна срочная мед/помощь, а также успокаивать пассажиров в экстренных ситуациях.
  • Материнство и небо несовместимы. Нередко у стюардесс, еще не знающих о своем положении, случаются выкидыши. Перепады давления, вибрация, частая смена часовых поясов и климата, работа на ногах — все эти факторы не могут не отразиться на беременности. Поэтому от полетов приходится отказываться еще на стадии только планирования будущего малыша.
  • Бессонница — еще одно проф/заболевание, от которого потом сложно избавиться даже на «земной» работе. Ритм «свободы» поменять очень сложно.
  • С личной жизнью тоже не все гладко. Не каждый мужчина захочет жену-стюардессу, которая постоянно отсутствует дома. Если только это не пилот. В большинстве же случаев, как показывает жизнь, стюардесса встречает свою половинку среди пассажиров, и с карьерой после этой судьбоносной встречи приходится закругляться.

Зарплата стюардессы на внутренних и международных рейсах

В этом вопросе все зависит от…

  • Страны, в которой трудится стюардесса.
  • Размера авиакомпании.
  • Уровня образования и знания ин/языков.
  • Маршрута полетов, опыта и кол-ва налетанных часов.
  • Внутренней политики компании.

Первое время зарплата высокой, конечно, не будет, но постепенно заработок будет расти и достигнет со временем суммы, в 3-4 раза превышающей первую зарплату.

  • Зарплата в России: от 600-800 долларов до 1500-1800.
  • В Беларуси, Украине и Казахстане: 800-1600 долларов.
  • В США: около 3500 долларов.
  • В Австралии, Англии: до 4000 долларов.

Каковы перспективы?

Во-первых, стоит отметить, что спрос на данную профессию есть и будет — авиакомпаний становится только больше с каждым годом, и профессиональных кадров всегда не хватает.

А каковы перспективы?

  • Сначала вы работаете на внутренних, коротких рейсах.
  • Со временем, по мере получения опыта, командировки становятся все более длинными и интересными. Появляется возможность полетов на дальние рейсы с заслуженным отдыхом по месту прибытия.
  • Получение квалиф/звания зависит от кол-ва летных часов. Например, после 2000часов в небе вы становитесь стюардессой 2-го класса с соответствующей прибавочкой к зарплате. А после 6000 летных часов — стюардессой 1-го класса.
  • Куда потом? Вакансии, которые будут открыты для опытной бортпроводницы 1-го класса с высшим образованием — это инспектор, который проверяет работу экипажей, или бортпроводник-инструктор, который со временем может войти даже в руководящий состав компании.

Приятные бонусы

  • Раз в год — бесплатный перелет в любую точку мира.
  • 90% скидки на любые перелеты «пассажиром».
  • Дополнительная «прибавка» к зарплате при продаже товаров Duty Free либо при оказании определенных услуг.
  • Скидки на отели в тех странах, где осуществляются остановки во время служебных полётов.
  • Длительный отпуск. 28 дней обязательных + до 42-х дней дополнительно, в зависимости от кол-ва летных часов.
  • На пенсию — в 45 лет.

Как поступить и где учиться на стюардессу — возможно ли получить работу без обучения?

Если вы горите желанием стартовать в данной профессии сразу со школьной скамьи, то можно обратить внимание на…

  • Авиационно-транспортное училище гражданской авиации А.А.Новикова в С-Пб.
  • Московский государственный технический университет гражданской авиации.
  • Государственный университет гражданской авиации в С-Пб.

За обучение придется заплатить 36-70 тысяч рублей.

Впрочем, отсутствие подобного образования — не повод сложить «крылья» и впасть в уныние. Авиакомпании сегодня сами готовят себе бортпроводников. Причем, если вы собираетесь остаться в данной компании (условие — отработать в компании 3 года, а за разрыв контракта придется расстаться с кругленькой суммой), то обучение будет бесплатным. Мало того, вам еще и будет положена небольшая стипендия «на кефир с булочкой».

Если же вы выбираете обучение за свой счет, то выбор места работы остается за вами.

Стоит отметить, что занятия будут крайне интенсивными, и совместить их с учебой или работой не удастся. Важный момент: курсы в авиакомпании — это гарантия трудоустройства.

Каков план действий?

  1. Сначала — собеседование в отделе кадров авиакомпании.
  2. Затем мандатная комиссия. 5-8 сотрудников компании будут забрасывать вас различными вопросами. Решение — подходите ли вы — принимают в тот же день.
  3. После — ВЛЭК (прим. — врачебно-летная экспертн/комиссия). То есть, тщательная диспансеризация, на которую отправляют, если вы успешно прошли собеседование.
  4. Далее — профессиональное обучение (курсы). Их длительность — около 3-х месяцев, 6 дней в неделю.
  5. И — трудоустройство.

Где и как найти работу для стюардессы без опыта или с опытом – советы бывалых

Обычно авиакомпании приглашают бортпроводников только осенью и весной , поэтому ваш ориентир — данное время года.

  • Узнайте номер отдела кадров и поинтересуйтесь, когда ожидается следующий набор.
  • Отправляя запрос по электронной почте, позаботьтесь о красивом фото к . Ведь стюардесса — лицо компании!
  • И не забудьте написать о наличии высшего образования и о безупречном знании английского языка.
  • Ваше преимущество: диплом лингвистического или медицинского ВУЗа, или хотя бы лингвистические курсы к вашему диплому обычного ВУЗа.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Многие девушки хотят и мечтают работать стюардессами. Бортпроводницы, которые проходят вдоль длинных рядов авиапассажиров, чем-то напоминают манекенщиц на подиуме. В самолете на них обращены все взоры. А самим девушкам такая работа позволяет повидать людей и мир. Поэтому профессия стюардессы может показаться не менее завидной, чем модельная деятельность. И, надо сказать, стать стюардессой – так же непросто. Для этого требуется быть не просто хорошей. Нужно быть лучшей.

Стюардесса – профессия, первым условием в которой является отменное здоровье. Во-вторых, надо обладать железной выдержкой и стрессоучтойчивостью. А еще быть улыбчивой, доброжелательной, находчивой... На работу девушек принимают в молодом возрасте, примерно до 24-25 лет. Карьера стюардессы, как и модельная, длится не очень долго. Зато она яркая и полна впечатлениями.

Лучшие стюардессы

Тэри Мейсон проработала стюардессой не один год. Юная американка из многодетной семьи, проживающей в штате Небраска, только о том и грезила: как бы вырваться из глухомани и в собственном «свободном полете» повидать мир. Ей это удалось.

Тэри любит свою профессию и гордится ею. Она тоже, порой, сравнивает карьеру бортпроводницы с модельной или голливудской. Небесные феи должны отличаться приятной внешностью, быть достаточно стройными - грациозно пройти по узкому ряду толстушке будет не под силу. Но самое главное, по словам Тэри, это покладистость. Именно такие девушки больше нужны авиакомпаниям. Стюардессы только выглядят хрупкими и беззаботными. На самом деле, они трудятся в поте лица и очень устают. Перелеты бывают длинными. По подсчетам, на некоторых трансатлантических маршрутах девушки за один рейс проходят до 15 километров в совокупности! И это – в условиях всяких «болтанок», на каблуках.

Лучшие стюардессы

К внешнему виду выдвигаются строгие требования. Малейший прыщик на лице – и тебя снимут с рейса. За этим зорко следят специальные инспекторы. Тэри вспоминает, как одну из ее коллег отправили восвояси только потому, что она выглядела устало и не выспавшись: под глазами у девушки были легкие, едва заметные, «синяки». Категорически нет! Приветствующая пассажиров бортпроводница должна выглядеть на все сто.

После прохождения медкомиссии и собеседований девушки, которых отобрали, должны отучиться на специальных курсах бортпроводниц. Там им показывают, как правильно сервировать стол, подавать еду и напитки, а также как накладывать рабочий макияж, как вести себя во время полета. Требования к поведению еще более жесткие. Стюардессы должны демонстрировать манеры истинных леди. Им ни в коем случае нельзя открыто кокетничать. Хотя, немало авиакомпаний, все-таки, учат сотрудниц неявно флиртовать с пассажирами: но так, чтобы ни в коем случае не поставить под сомнение честь униформы.

Стандарты распространяются на прическу, маникюр. Например, когда-то воспрещалось носить парики, длинные ногти или накладные ресницы. Теперь, напротив, если ногти коротковаты, нужно наклеить накладные или нарастить. Надо выглядеть модно и актуально: чтобы пассажирам нравилось, говорит Тэри. Важное значение для имиджа авиа-комапний имеет костюм стюардессы , но об этом в другой раз.

Лучшие стюардессы

На самолетах никто не застрахован от нештатных ситуаций. Тэри вспоминает одну аварийную посадку. За два часа командир сообщил, что ей надо будет спокойно организовать высадку пассажиров через запасные выходы. Сломалось что-то в шасси, и на ближайшем аэродроме приходилось приземляться. Больше всего Тэри было страшно из-за того, что все целиком ложилось на ее единственные плечи: предупредили только ее. Другие бортпроводницы на рейсе были новенькие. Их решили не волновать, чтобы волнение не передалось людям в салоне. Тэри вспоминает, как кто-то из пассажиров пожаловался на холодный омлет. Так хотелось парировать, что скоро омлет покажется мелочью, по сравнению...

В итоге, все завершилось благополучно и без паники.

Многие девушки и юноши мечтают увидеть небо, отправиться в путешествия и посмотреть на мир. Самый простой способ — стать стюардессой или стюардом. Для этого не нужно высшее образование или какие-то спецнавыки: всего можно добиться самостоятельно. Хотите узнать, как стать стюардессой в Аэрофлоте? Вам просто необходимо закончить курсы и действительно хотеть устроиться на работу. Многие люди считают, что это очень сложно, и что стюардессой можно стать только “по блату”. На деле все не так. Мы расскажем про основные шаги, которые нужно проделать для своей воплощения мечты и где учат на стюардессу в России.

Разные компании-перевозчики выдвигают к своим будущим сотрудницам различные требования, но многие из них очень похожи. Перед тем как стать бортпроводником Аэрофлота, вам нужно узнать, какие требования предъявляет авиакомпания к кандидатам:

  1. Возраст от 18 до 26 лет.
  2. Законченное среднее или среднетехническое образование (предпочтения отдаются соискателям с высшим образованием).
  3. Отличное здоровье. У вас должно быть идеальное зрение, давление и различные анализы.
  4. Рост будущего бортпроводника должен находиться в пределах от 158 до 190 сантиметров. Главное требование — достать до верхней полки, которая находится на высоте в 212 см. Рост в этом диапазоне обусловлен тем, что низкая бортпроводница не сможет самостоятельно снять или положить чемодан на полку, а чересчур высокая будет постоянно нагибаться.
  5. У бортпроводницы должна быть красивая фигура (рост соответствовать весу). Обычное требование для девушек — 46 размер одежды, для юношей — 54.
  6. На теле у бортпроводницы не должно быть пирсинга или татуировок. Некоторые авиаперевозчики допускают различные отклонения по этой теме — не должно быть татуировок на видимой части тела либо татуировки на время полета можно заклеить пластырем телесного цвета. Но лучше, если их вообще нет, равно как и шрамов на лице — руках.
  7. Стюардесса должна уметь плавать. По окончании курсов состоится экзамен, на котором нужно будет проплыть минимум 25 метров.
  8. Полное отсутствие судимостей (даже условных и погашенных).
  9. Действующий загранпаспорт.
  10. Очень желателен опыт работы с клиентами (обслуживания клиентов). Некоторые авиаперевозчики требуют наличия подобного опыта не менее 2 лет.
  11. Хороший уровень владения английским языком (устный и письменный). Знание других языков — дополнительный бонус при трудоустройстве.
  12. Коммуникабельность, отсутствие дефектов речи, стрессоустойчивость, адекватность.

Для стюардессы очень важны внешние данные и способность адекватно реагировать на любую ситуацию

Куда обращаться?

Список основных требований мы уже описали. Теперь расскажем о том, что нужно чтобы стать стюардессой. Прежде всего определитесь, в какую авиакомпанию вы бы хотели попасть. Не зацикливайтесь на одной: выберите сразу 4-5. Изучите их требования и режим работы (региональные перевозки, чартеры, бюджетные линии, регулярные перевозки). Затем составьте свое резюме и ищите на сайте перевозчиков актуальную информацию о свободных вакансиях. Обычно крупные авиаперевозчики набирают соискателей круглый год, устраивая им серьезные отсевы, более мелкие — весной и осенью. Необходимо постоянно просматривать вакансии и при возможности сразу же высылать готовое и актуальное резюме.

Обратите внимание: от кандидата не требуется никаких знаний о работе бортпроводником или стюардессой. Всему этому вас научат на курсах. Поэтому необязательно штудировать десятки книг по этой теме — никакого плюса вам это не даст.

Обязательно прикладывайте к резюме свою фотографию (лицо и фигура). Постарайтесь выглядеть, как профессиональная стюардесса: доброжелательная улыбка, минимум макияжа, деловая одежда, открытость. Не прикрепляйте к резюме фотографии с другими людьми, сделанные в непонятной ситуации, застольные или ресторанные снимки. Если у вас нет хороших фотографий, то договоритесь с фотографами сделать несколько качественных снимков. Если вы все сделаете правильно, то вас наверняка пригласят на собеседование.

Хотите стать стюардессой — придется пройти собеседование и психологические тесты

Собеседование

Вас пригласили на собеседование? Это большой прорыв и отличная возможность зарекомендовать себя. Вы должны показаться сотрудникам авиакомпании с лучшей стороны. Обязательно надевайте деловую одежду, сделайте простую, практичную прическу, маникюр. Не забывайте улыбаться. На собеседовании вам будут задавать сложные вопросы и загонять в стрессовые ситуации. Старайтесь вести себя спокойно и естественно, не поддаваясь на провокации.

Вам наверняка придется пройти несколько психологических тестов и ответить на несколько необычных вопросов — так проверяют на реакцию, скорость мышления, адекватность.

Рекомендуем вам изучить историю выбранного перевозчика, узнать, по каким маршрутам он летает, какие самолеты использует. Это оказывает положительное внимание на собеседников. Вам наверняка зададут вопросы “Почему вы хотите работать именно у нас”, “Почему вы решили стать стюардессой”. Придумайте хорошие ответы. Не расстраивайтесь, если вы не подошли или вас не выбрали с первого раза. Обычно конкурс на одно место у хороших перевозчиков — до 10-12 человек. Пробуйте свои силы, подавайте резюме в другие компании, а через полгода пытайтесь устроиться снова.

Прежде, чем вы станете стюардессой, вам придется освоить множество дисциплин

Где учат на стюардессу в России?

На данный момент существует два вида обучения бортпроводников:

  1. Курсы от авиаперевозчиков.
  2. Самостоятельные курсы в различных школах.

Курсы от перевозчиков — идеальное решение. Попасть на них можно лишь в том случае, если вы успешно прошли собеседование и вас пригласили на работу. Учиться вы будете бесплатно и, скорее всего, вам даже оплатят стипендию. Правда, после окончания курсов вас заставят подписать контракт на три года, согласно которому вы не сможете уйти по собственному желанию или уволиться. Если это произойдет, то с вас удержат не только стоимость курсов, но и наложат штрафы. Обычно обучение идет на протяжении 2-6 месяцев, каждый будний день с 9 до 17-18 (распорядок может меняться).

Если вам не удалось попасть на бесплатные курсы, то можете записаться в “Школу бортпроводников”. На данный момент они работают на базе:

  • технического университета гражданской авиации (Москва);
  • авиационно-транспортного училища им. Новикова (Санкт-Петербург);
  • университета гражданской авиации (Санкт-Петербург);
  • Учебно-тренировочного центра;
  • НОУ “Школа Бортпроводников”;
  • Jet Service.

Это наиболее известные школы, выпускники которых практически всегда трудоустраиваются. Стоимость такого обучения выходит порядка 40 тысяч рублей, но эти вложения очень быстро окупаются. Школа бортпроводников позволит вам освоить не только общий курс стюардессы, но и получить уникальные специальности по обслуживанию пассажиров. Что нужно для поступления? Только ваше желание, документ о среднем (высшем) образовании, направление от авиакомпании (при наличии) или квитанция об оплате за обучение.

Обратите внимание: авиаперевозчик никогда не потребует с вас оплату за обучение или за размещение анкеты. На рынке трудоустройства очень много мошенников, которые возьмут с вас деньги за бесплатные услуги или просто обманут. Обязательно изучите отзывы о “школе” или работодателе.

Обучение на стюардессу занимает 2-6 месяцев, после чего нужно сдать экзамены

Что придется учить?

Обучение на бортпроводника делится на практическую и теоретическую часть. Больше всего будет теории. Вам расскажут об основных видах самолетов, об их устройстве и характеристиках, о правилах решения конфликтов на борту, использовании спасательного оборудования, научат оказывать медицинскую помощь и даже принимать роды. Стандартное обучение проходит по программе:

  1. Аварийный и спасательный комплекс работ. Как проводить эвакуацию пассажиров, как успокоить их, как выбить или открыть заклинившую дверь.
  2. Водная подготовка. Как спасти пассажиров, если самолет упал в воду. Как организовать эвакуацию и как выжить в море.
  3. Основы визажа. Как опрятно выглядеть, как создать деловой и привлекательный образ.
  4. Экспресс-подготовка по английскому языку. Подразумевается, что вы уже знаете язык на достаточном уровне. Обучение будет сведено к изучению набора стандартных фраз, решению конфликтных ситуаций и т.д (порядка 90 часов занятий).
  5. Полноценная медицинская помощь. На это будет делаться сильный упор. Вы должны знать, как помочь человеку, которому стало плохо, у которого заболело сердце, началось кровотечение, поднялось давление и др.
  6. Сервис. Вы должны уметь обслуживать пассажиров по высшему разряду, улыбаясь даже самым вредным туристам.

Многие думают, что стюардессы — это своего рода официантки. Но это не так — именно они несут ответственность за пассажиров и их поведение в салоне. Поэтому будьте готовы к тому, что вам придется успокаивать заносчивых туристов, укладывать выпивших, отвечать на сотни однообразных вопросов и потакать всем желаниям своих пассажиров. Стюардесса — лицо авиакомпании, она решает все стрессовые ситуации и помогает пилотам.

Практическая часть обучения проходит на тренажерах. Они достаточно точно имитируют салон, процесс взлета и посадки, поведение пассажиров и т.д. Если вы успешно пройдете обучение и сдадите экзамены, то вам нужно будет отлетать примерно 30 часов на настоящих самолетах (стажировка). И только после этого вы получите долгожданную запись в трудовой книжке и станете полноценной стюардессой.

После обучения вы станете настоящей стюардессой, но до совершенства вам придется еще многое освоить

Заработок

Самый популярный вопрос у соискателей — сколько получают стюардессы. Все зависит от авиакомпании, в которой она работает, от географии полетов и от класса бортпроводника. Существует несколько классов:

  1. Третий. Это самый низкий класс, который присваивается после прохождения школы бортпроводников. Зарплата здесь достаточно маленькая — 20-25 тысяч рублей.
  2. Второй класс. Чтобы его получить, необходимо отлетать более двух тысяч часов и сдать несколько экзаменов. Зарплата у второго класса — 30-35 тысяч рублей.
  3. Первый класс. Для его получения у бортпроводника должен быть налет не менее трех тысяч часов. Здесь заработная плата может достигать 50-60 тысяч рублей.

Также стюардессы получают отпускные и другие бонусы. Но это лишь примерная зарплата — она сильно отличается от опыта, знания языков и географии полетов. У многих опытных бортпроводниц она может быть на 30-50 процентов выше. Каждый год необходимо проходить курсы повышения квалификации. Хорошо зарабатывать можно только через 5 лет работы, при условии постоянного развития своих навыков и самосовершенствования.

Вконтакте

Звонок телефона ранним утром вызывает во мне один и тот же рефлекс: я вскакиваю с постели, собираю шишку и снимаю с вешалки форму. В следующую минуту так приятно осознать, что этот звук - не зов будильника. Какое счастье: сегодня у меня выходной, а значит, не нужно ехать среди ночи в аэропорт. Меня зовут... нет, не Жанна, но я действительно стюардесса очень известных в нашей стране авиалиний. Если более профессионально - бортпроводница.

От шальной идеи до трапа самолета

Идея носить форму представительниц самой романтичной профессии родилась случайно. И сразу же вдребезги разбилась о реалии распространенных стереотипов. Ведь легенда гласит, что красивых и молодых брать в бортпроводники нельзя. Но если ты юная, не глупая и обладаешь другими не подходящими качествами в резюме, то хотя бы должна быть дочкой Че Гевары, внучкой Аль Капоне или племянницей Кеннеди.

К тому времени я, как многие другие, потеряла всякую надежду найти своему диплому дельное применение и решилась пойти на любые безумства. Даже пройти отбор в бортпроводники. Очень дождливым ноябрьским днем надела свой самый солидный костюм и направилась удовлетворять амбиции и заодно крушить мифы.

Конкурсный отбор на бортпроводника проходит в два этапа. Первый - знакомство и проверка знаний по истории и географии, а также оценка общего кругозора. Вопросы могут быть совершенно разными. Как правило, их тематику определяет либо образование, либо сфера деятельности и интересов конкурсантки. Несмотря на то, что собственные ощущения и само мероприятие заставляют понервничать, обстановка на собеседовании очень дружелюбная. Все стараются шутить и говорить с тобой на одном языке. Поэтому напряжение перед приемной комиссией проходит секунд через 10.

Второй этап - знание языков. Вероятность того, что надо будет рассказать о себе, - на уровне «однозначно придется, но это уж каждый может», плюс еще несколько вопросов на самые разные темы и пара фраз на перевод. Если ты вдруг владеешь еще мексиканским, эльфийским или китайским - такие знания тоже приветствуются. Но здесь поверят на слово. Поэтому проверять знания не станут. Однако вдруг попадется пассажир-эльф - такую вероятность лучше учесть заранее, если решите приврать про то, что вы полиглот.

По итогам конкурса отобрали 60 девушек - достаточно много из общего количества претенденток. В их число входила и я, не имевшая никаких связей, но продемонстрировавшая очень серьезные намерения и дикую страсть к авантюрам, то есть к обучению.

Вопреки распространенному мнению, пройти отбор - далеко не самое сложное на пути в небо. Самое интересное начинается сразу после него. Максимально «трэшевый» этап обучения - «первоначалка», как ее называем мы с коллегами. В этот период нужно выучивать наизусть огромные объемы материала в рекордно короткие сроки. Разумеется, для многих это казалось невозможным. Но система преподавания в учебно-тренировочном центре авиакомпании построена совсем непривычным для нас образом. Учителя вплоть до экзамена не требуют от тебя демонстрировать сверхспособности. На каждом опросе они направляют и помогают ориентироваться в предмете, ведь столкнуться с авиацией - это как встать на скейтборд в 42 года. Чтобы новичок не расшиб лоб на первом повороте, его страхуют каждую минуту. В итоге на экзамене ты неожиданно для себя выдаешь результат если не 100, то минимум 99 процентов.

Трудоемкий и очень нервный процесс обучения занимает три месяца. Еще месяц или два занимает так называемый ввод бортпроводника в строй - получение всех документов, дающих право на полеты. И вот ты настоящая стюардесса в очень красивой и неудобной форме, все вокруг провожают тебя завистливыми взглядами и постоянно спрашивают: «Билет есть? А подешевле можешь?». Кстати, нет. Не могу.

То, что все называют «утром»...

Утро бортпроводника - это всегда разное время суток. Иногда и вовсе глубокая ночь. И начинается оно, как правило, тоже по-разному. На рейс мы приходим за два часа до вылета. Например, если ранний вылет в 7 утра, то быть на работе нужно в 5. А если рейс выполняется в 12 ночи, тогда такое понятие вообще стирается за ненадобностью, даже если удалось поспать перед вылетом.

Самое первое, что я делаю после отключения будильника, - заказываю такси. Что бы ни случилось, главное - не опоздать на рейс. Ты можешь завтракать в пути или не поесть вовсе, красить ресницы на светофоре и даже собирать чемодан в пробке, но опаздывать однозначно нельзя.

В выходные дни максимум, что я делаю из области мейкапа, - крашу ресницы, и то в редких случаях. Макияж для меня дело утомительное, и поэтому каждый раз перед подготовкой к рейсу представляю себя бьютиблогером - так становится легче орудовать в мире хайлайтеров, кушонов и праймеров.

Волосы в стандартную рабочую «шишку», кажется, уже собираются самостоятельно, потому что основную часть жизни они намертво заколоты шпильками. Композиция не имеет значения, все зависит от концентрации лени в крови автора и творческого полета мысли. Главное - аккуратно собранная прическа. Ведь, что бы там ты спросонья ни сотворила со своей внешностью, для пассажиров ты все равно будешь злой взрослой теткой. Проверено.

На брифинге бортпроводник-бригадир дает полную информацию о рейсе и его особенностях, проверяет знания коллег по аварийно-спасательному оборудованию и процедурам. Затем мы заходим на самолет и готовимся к встрече пассажиров. Проверяем санитарное состояние борта, исправность аварийно-спасательного оборудования.

Ну и весь полет идет работа с пассажирами. Самая веселая часть нашей профессии. Люди встречаются настолько полярные, что впору писать книгу. Успех рейса зависит и от нас с коллегами, и от пассажиров. Конечно, в основном это очень открытые и приветливые люди. В этом случае энергетику подхватывает весь салон, и полет проходит на позитивной волне. Но иногда пассажиры заходят на борт уставшие, даже агрессивные, в этом случае искры летят при каждой попытке контакта. Тут уж как вежливо не общайся, ощущение останется негативное.

Надо ли говорить, что разные рейсы влияют на нас по-разному. Иногда ты гиперактивен после долгого полета, едешь крутить педали с друзьями или на шашлыки за город. А бывает, что буквально «выжатый лимон». Однажды, сидя после рейса в номере отеля с коллегой, я решила рассказать ей что-то, произнесла «Короче!» и...заснула. Это было самое короткое повествование в моей жизни.

Такая же работа, как у всех

Первое время факт твоей деятельности интересен не только тебе, но и всему окружению. Издержки обычной жизни бортпроводника - просьбы типа «Станцуй макарену». Перевожу: так они хотят посмотреть на демонстрацию аварийных выходов, тот самый момент, где ты жестикулируешь в направлении дверей.

Справедливости ради надо сказать, что этот момент любят и пассажиры. Когда ты стоишь посреди самолета и демонстрируешь, где дергать жилет, чтобы он превратился в спасательный, почему-то большинство расплывается в ироничной улыбке. Первое время я думала, что забыла снять пижаму или накрасила помаду мимо губ. Но иногда веселье оправдано. Однажды я испачкала пальцы краской от свежих газет во время подготовки печатной прессы для пассажиров и, не заметив, что они черные, провела рукой под носом. Краска отпечаталась точно как усики небезызвестной исторической личности. И когда я подняла руку вперед, показывая на табличку «Exit», то недоумевала, отчего же все бьются в конвульсиях от смеха.

Друзья бортпроводников - настоящие авиационные параноики высшей категории. Поэтому они самые прилежные пассажиры. Оказываясь на борту, просто убивают укоризненным взглядом каждого, кто не выключил мобильный на время взлета или пошел в уборную, пока горит табло «пристегнуть ремни». Поэтому, уважаемые читатели, если у вас нет в друзьях бортпроводника, воспользуйтесь моим дружеским советом: выполняйте просьбы экипажа. А если после мягкой посадки очень захотелось рукоплескать пилотам - не сдерживайте эмоции, не обращайте внимания на звуконепроницаемые двери, мы им все обязательно передадим. Желаем вам приятного полета!